Научная статья на тему 'Интеграция психолого-педагогического и информационно- технологического знания как средство реализации дифференцированного подхода'

Интеграция психолого-педагогического и информационно- технологического знания как средство реализации дифференцированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низамиева Л. Ю., Старшинова Т. А., Иванов В. Г.

В системе профессионального образования адекватно и эффективно использовать интегративный и дифференцированный подходы. Мультимедиа является эффективным средством интеграции психолого-педагогического и информационно-технологического знания и дифференцированного подхода к обучающимся. Дифференцированный подход позволяет организовывать учеб-ный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности, обеспечивать усвоение всеми обучающимися содержания образования с выделением инвари-антной части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низамиева Л. Ю., Старшинова Т. А., Иванов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using integratiated and the differentiated approaches in vocational training system is adequately and effectively in now. Multimedia is an effective remedy of integration of psihologo-pedagogical and information-technological knowledge and the differentiated approach to trained. The differentiated approach allows to organize educational process taking into account specific features of the person, to provide mastering by all trained maintenances of formation with allocation of an invariant part.

Текст научной работы на тему «Интеграция психолого-педагогического и информационно- технологического знания как средство реализации дифференцированного подхода»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 378.126 ББК 74.58

Л. Ю. Низамиева, Т. А. Старшинова, В. Г. Иванов ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ИНФОРМАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: мультимедиа, методы преподавания математических дисциплин,

интегративный подход, дифференцированный подход, интеграции психологопедагогического и информационно-технологического знания.

В системе профессионального образования адекватно и эффективно использовать интегративный и дифференцированный подходы. Мультимедиа является эффективным средством интеграции психолого-педагогического и информационно-технологического знания и дифференцированного подхода к обучающимся. Дифференцированный подход позволяет организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности, обеспечивать усвоение всеми обучающимися содержания образования с выделением инвариантной части.

Using integratiated and the differentiated approaches in vocational training system is adequately and effectively in now. Multimedia is an effective remedy of integration of psihologo-pedagogical and information-technological knowledge and the differentiated approach to trained. The differentiated approach allows to organize educational process taking into account specific features of the person, to provide mastering by all trained maintenances of formation with allocation of an invariant part.

Современное российское образование вступает в новый этап своего развития. Данный переход требует значительных изменений как в содержании и методике обучения различным дисциплинам, так и в характере межпредметных связей.

В этих условиях немаловажную роль играет усиление профессиональной направленности на изучение фундаментальных дисциплин на основе интегративного и дифференцированного подходов.

В системе профессионального образования адекватное и эффективное использование интегративного и дифференцированного подходов - это, прежде всего, использование его с целью преодоления трудностей в освоении основ будущей профессиональной деятельности и формирования компетентности. Интегративный подход может реализовываться как в аспекте содержания образования, так и в аспекте применения методов обучения.

Новые методы преподавания математических дисциплин являются в данном случае наиболее актуальными. Владение математическим аппаратом обеспечивает готовность человека к непрерывному образованию и самообразованию в различных областях человеческой деятельности. Слов «математика в современном мире играет огромную роль» [1] сейчас не достаточно, необходимо в процессе обучения наглядно демонстрировать ее практическое применение.

Математика имеет важнейшее значение не только с профессиональной, но и с общеобразовательной точки зрения, поскольку является основой значительного числа общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В определении принципов развития интегративного подхода в обучении математическим дисциплинам целесообразно ориентироваться на использование психологопедагогического и информационно-технологического знания. Это позволит преодолеть возникающие трудности в процессе преподавания математических дисциплин.

В отечественной дидактике компьютер традиционно рассматривается как средство обучения. Но возможности использования виртуальной реальности в процессе обучения настолько выше, чем у всех предшествующих технологических средств, что можно говорить о качественно новом уровне ее взаимодействия с сознанием обучающихся.

Возможно, мультимедийные технологии следует рассматривать не просто как средство обучения, а как опредмечивание отдельной области знания, получившей столь бурное развитие в последнем десятилетии. В таком случае меняется соотношение психологопедагогического и информационно-технологического знания от соподчиненного к рядоположенному, взаимодействующему, интегрируемому.

Исторически известны различные виды систематического обучения, в том числе:

- метод сократической беседы;

- объяснительно-иллюстративное обучение;

- догматическое обучение;

- самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта;

- программированное обучение.

Рассмотрим подробнее программированное обучение. Идея программированного обучения возникла в начале 50-х годов в США. Ее автором стал профессор Б. Ф. Скиннер, специалист в области психологии обучения, выступивший с предложением повысить эффективность управления учебным процессом путем его построения в соответствии с научными данными о процессе научения.

Положительной стороной программированного обучения является то, что оно позволяет установить внешнюю и внутреннюю обратную связь:

- получение информации о результатах усвоения знаний;

- развитие самостоятельности,

- предоставление возможности каждому обучающемуся работать в присущем ему темпе и ритме.

Программированному обучению приписывают ряд достижений, таких как индивидуализация и дифференциация, научная организация управлением процессом обучения, выбор индивидуальной траектории изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения и, как следствие, - повышение его эффективности и превращение учебной деятельности обучающихся в самостоятельную когнитивную деятельность.

Одним из способов реализации программированного обучения в наше время, которое позволяет достичь столь же высоких результатов, является использование средств мультимедиа в образовании. Мультимедиа является эффективным средством интеграции психолого-педагогического и информационно-технологического знания.

Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития [2].

Значительную роль в эффективном преподавании математических дисциплин играет умение наглядно и доступно преподносить информацию. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики, который одним из первых в истории педагогики стал научно оформляться.

Принцип наглядности в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

В современных условиях важнейшими средствами наглядного обучения является компьютер и мультимедийный проектор. Поэтому использование, адаптация и разработка обучающих программ приобретают с ростом информатизации образования все больший удельный вес в профессиональной деятельности любого преподавателя, в частности преподавателя математики. Компьютер является инструментом организации мультимедийных приложений.

Использование средств мультимедиа в обучении математическим дисциплинам можно также рассматривать как одно из средств реализации дифференцированного подхода к обучающимся.

Дифференцированный подход позволяет организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности, обеспечивать усвоение всеми обучающимися содержания образования с выделением инвариантной части.

Современные тенденции применения мультимедийных средств обучения при изучении математических дисциплин позволяют решать широкий спектр задач за счет своей адаптивности к конкретным группам обучающихся.

Достижение адаптивности подобных средств обучения является использование «ядерной структуры», что позволяет оптимизировать «ресурсы за счет использования общей инвариативной части - ядра» [3].

Ядро - канал объединения оптимального способа передачи информации с учетом их индивидуально-типологических особенностей обучающихся (способностей, интересов, репрезентативной системы, психологического типа личности склонностей, особенностей интеллектуальной деятельности и т.д.). Дифференциация характеризуется созданием

групп обучающихся, в которых элементы дидактической системы различаются.

Дифференцированный подход может быть реализован с помощью использования графического, анимационного, аудио- и видеоиллюстрированного способов передачи информации и различных интерфейсов, предназначенных для работы с конкретной группой обучающихся и позволяющих сосредоточиться на задачах данной группы.

Интеллектуальную деятельность обучающихся можно рассматривать, как совокупность нескольких познавательных процессов: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Как человеческое познание окружающего мира, так и изучение какого-либо предмета проходят две ступени: первая — чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению) и вторая — логическая (от суждения к умозаключению, от умозаключения к понятию).

Как правило, в обучении чаще используется вторая ступень. При этом недостаточно уделяется внимание первой ступени. А ведь именно через ощущения обучающийся воспринимает внешний мир еще до того, как его мозг начинает обрабатывать поступающую информацию.

Ощущения связаны с порождающими их стимулами. С помощью ощущений обучающийся улавливает множество стимулов, вызывающих у него разного рода реакции —

как интеллектуальные, так и эмоциональные. Многообразие стимулов, предоставленных с помощью различных способов, расширяет диапазон восприимчивости.

Согласно исследованиям [4], репрезентативная система(визуальная, аудиальная, тактильная, кинестетическая) и психологический тип личности (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник) обучаемых оказывает влияние на мотивацию в обучении.

Таким образом, чем больше чувственных восприятий задействовано, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т. п.

Но сенсорный опыт будет незначим, если у человека нет способа его обработки. Задача состоит в том, чтобы у каждого обучающегося выработать способ организации процесса обработки первичной информации. Обращение к индивидуальному познавательному опыту обучающихся, их ведущим сенсорным каналам позволяет получать им более четкую, ясную картину, которая понятна им. Только благодаря практике мозг способен структурировать и организовывать поступающую информацию, чтобы придать ей более точное значение.

Мультимедиа обладает значительным развивающим потенциалом и учитывает указанные выше потребности и является хорошим средством, способствующим выработке в процессе обучения индивидуального способа мышления и деятельности.

Обучающийся порой не может охватить весь преподаваемый ему материал по математическим дисциплинам. Мультимедийные средства обучения позволяют ему не только заново пройти изученный материал, но и уделить больше внимания сложным моментам в новом объеме знаний; возвратиться к ранее пройденной теории, разобранным примерам; просмотреть дополнительный материал: справочник по элементарной и высшей математике, историческую справку по изучаемой теме, практическое применение в других областях и т. д.

Таким образом, можно говорить о том, что интеграция психолого-педагогического и информационно-технологического знания в преподавании математических дисциплин позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Это делает возможным формирование целостного научного мировоззрения обучающихся; способствует углублению знания по математике, развитию математической культуры, всех видов мышления, различных психологических свойств и процессов; дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения обучающегося.

Литература

1. Гнеденко, Б.В. Введение в специальность математика / Б.В. Гнеденко. - М.: Наука, 1991. - 240 с.

2. Смирнова, М.А. Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе высшей школы / М.А. Смирнова, Д. Вилькер // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». - 2006.

3. Казанская, О. Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Leaming / О. Казанская [и др.]// Высшее образование в России. - 2007. - № 12.- С. 94-98.

4. Юсупова, Н.И. Репрезентативные системы и психологический тип личности: влияние на мотивацию к обучению / Н.И. Юсупова [и др.] // IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies. - Kazan. Russia, 9- 12 August. 2002. - С. 181-184.

© Л. Ю. Низамиева - асп. каф. педагогики и методики ВПО КГТУ; Т. А. Старшинова - доцент той же кафедры педагогики и методики ВПО; В. Г. Иванов - первый проректор по учебной работе КГТУ.

3G1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.