Л. Ю. Низамиева
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: профессионально-ориентированная математическая подготовка, дифференцированный подход, концепция латерального мышления, функциональная асимметрия мозга, мультимедийные технологии.
Профессиональное образование будущего экономиста предполагает весьма серьёзную профессионально-ориентированную математическую
подготовку. Поднять ее на соответствующий уровень можно за счет применения дифференцированного подхода. В качестве основания для дифференциации мы исходим из концепции латерального мышления, основанной на функциональной асимметрии мозга. Одним из эффективных средств реализации дифференциации обучения являются мультимедийные технологии.
Keywords: рrofessionally-oriented mathematical background, the differentiated approach, the concept of lateral thinking, functional brain asymmetry, multimedia technologies.
Professional education of the future economist assumes rather serious professional-focused mathematical preparation. It is possible through application of differentiated approach to raise her on appropriate level. As the basis for differentiation we proceed from concept of lateral thinking, based on functional brain asymmetry. One of effective means of realization of differentiation of training is multimedia technologies.
Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия в настоящее время вызвали естественный рост интереса населения к экономическим знаниям, что, в свою очередь, определило новые требования к качественной профессиональной подготовке специалистов экономического профиля. Каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в процесс формирования специалиста. В экономическом вузе особая роль в этом процессе принадлежит дисциплине «Высшая математика», которая обладает большим образовательным и личностно - развивающим потенциалом.
В настоящее время считается, что изучение высшей математики в вузах экономического профиля не должно ставить перед собой только общеобразовательные цели, а должно иметь чётко выраженную профессионально-ориентированную направленность в сфере экономики. Одной из главных целей изучения высшей математики в вузе состоит в том, чтобы научить применять ее в профессиональной деятельности. Поэтому профессиональное образование будущего экономиста предполагает весьма серьёзную профессионально-ориентированную математическую подготовку.
В примерной программе по высшей математике отмечается, что «студент должен иметь представление о важнейших математических понятиях, на основе которых возможно корректное применение математики в практической деятельности, а также
повышение им своей квалификации» [2, С.5]. Кроме того, «преподавание математических дисциплин в вузе экономического профиля должно способствовать развитию высокообразованной личности, обладающей развитым логическим, экономикоматематическим мышлением» [3, С.22].
Анализ типовых программ, учебников и учебно-методических пособий показывает, что в программе по высшей математике для экономических специальностей сохранены основные разделы и темы университетского курса «Высшая математика», а в его содержании преобладает теоретический материал. Основные математические понятия и положения рассматриваются вне связи с практикой, с задачами и способами их возможного использования в будущей профессиональной экономической деятельности. Изучаемый материал излишне абстрагируется, что приводит к разобщённости и ослаблению связей между изучаемыми фундаментальными дисциплинами и специальными профессиональными курсами. «Реализуемая в настоящее время процедура обучения математике по принципу простого суммирования знаний, «математические знания» + «профессиональная подготовка», порождает невостребованность основной массы полученных математических знаний при изучении специальных дисциплин на последующих этапах обучения. Это ведёт к оторванности вузовской подготовки от будущей практической деятельности специалиста» [3, С.23].
Всё это свидетельствует о необходимости разработки новых методов и средств обучения математике при подготовке специалистов экономического профиля, направленных на реализацию современных требований к уровню профессиональноориентированной математической подготовки экономиста.
Совершенствовать профессионально-ориентированную математическую
подготовку выпускников экономических вузов можно по различным направлениям. На наш взгляд, поднять профессионально-ориентированную математическую подготовку выпускников вузов экономического профиля на необходимый уровень можно за счет применения дифференцированного подхода. Существуют различные пути реализации дифференцированного обучения высшей математике в вузе, предложенные различными авторами.
В качестве основания для дифференциации, анализируя особенности профессионального мышления экономиста, мы исходим из концепции латерального мышления, основанной на функциональной асимметрии мозга. Одним из эффективных средств реализации дифференциации обучения в преподавании высшей математике на основании функциональной асимметрии мозга являются получившие в последние десятилетия широкое распространение мультимедийные технологии.
Мультимедийные технологии позволяют использовать все виды представления информации, воздействуя на разные сенсорные каналы, а затем суммировать их В едином образе.
В качестве исследуемой специальности нами была выбрана одна из наиболее востребованных: 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Действующий в настоящее время ГОС ВПО специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» определяет высокие требования к содержанию и уровню профессионально-математической подготовки выпускника вуза (экономиста). В соответствии с указанным стандартом на учебную дисциплину «Математика» отведено 600 часов. В ГОС подчеркивается, что дипломированный экономист должен уметь использовать математические и компьютерные технологии для обработки финансовоэкономической информации; строить и использовать экономико-математические модели
для описания, проектирования, оценки рисков различных явлений и процессов в финансовой сфере; решать нестандартные задачи, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений. В решении данных задач важную роль играют сформированные с учетом индивидуальных особенностей у специалиста в период обучения в вузе умения применять математический аппарат для нужд профессионально-экономической деятельности.
Для более успешного обучения высшей математике нами было разработано мультимедийное приложение с учетом функциональной асимметрии мозга, при разработке которого мы учли следующие основные особенности обучающихся:
• рассмотрение материала от частного к общему (левополушарный тип) или от общего к частному (правополушарный тип);
• преобладание логического (левополушарный тип) или образного
(правополушарный тип) мышления;
• преобладание символьно-логической (левополушарный тип) или зрительной (правополушарный тип) памяти;
• применение контекст-зависимых (правополушарный тип), контекст-независимых (левополушарный тип) математических заданий.
Правое полушарие обрабатывает большое количество элементов, что обеспечивает образный охват изучаемого материала. Для обучающихся с доминирующим правым полушарием информация, необходимая для изучения, представляется на одном слайде. Это позволяет им лучше воспринять связи между частями компонентов и целой конфигурацией и выполнить пространственные преобразования визуального ввода, рассмотреть расходящиеся, даже противоречащие друг другу идет при решении задач по изучаемой теме.
Левое полушарие схватывает лишь существенные признаки изучаемого материала, воспринимая небольшое количество элементов. Подача материала происходит небольшими частями, с определенной логикой и последовательностью, что позволяет обучающимся с доминирующим левым полушарием устанавливать связь между блоками, четко определять цели изучаемого материала, классифицировать их в соответствии с их важностью, выполнять решение задач при тщательном контроле и отслеживании возможных неправильных решений.
Правое полушарие ответственно за формирование пространственного представления изучаемого материала при наличии неполной сенсорной информации, выявление им структурного сходства, чтобы образовать полный гештальт (цельный образ). Доминирующие модальности: зрительная и кинестетическая. Средства мультимедиа позволяют учесть эти особенности обучающихся с доминирующим правым полушарием с помощью представления информации в виде образов, пространственных зависимостей, эстетически оформленных таблиц, графиков, рисунков, цвета, схематично представленного материала и сформировать цельный образ из фрагментов, что не всегда бывает удобно при традиционном изложении материала с помощью только мела и доски.
Левому полушарию присуще расчленять изучаемый материал, выделять важное в нем, выявлять концептуальное сходство. Доминирующая модальность: вербальная. Средства мультимедиа позволяют учесть эти особенности тем, что позволяют обучающихся с доминирующим левым полушарием самому проанализировать предоставленный для изучения материал и выделить изолированные важные моменты из него. Информация может быть представлена как в виде текста, так и в виде аудио или видео записи.
Информация правым полушарием воспринимается целостно, невербально, в соответствии с законами многозначной (вероятностной) логики, от общего к частному в отличие от левого полушария, которое воспринимает информацию вербально, непрерывно, дискретно (по частям), в соответствии с законом однозначной (формальной) логики, от частного к общему. Мультимедиа позволяет учитывать и эти особенности.
Нами были разработаны профессионально-ориентированные задания для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», представленные различным образом для аудиторной и самостоятельной внеаудиторной работы.
На аудиторных занятиях материал был представлен таким образом, чтобы студенты обоих типов могли использовать адекватный способ восприятия и усвоение учебного материала. Основной единицей представления учебной информации является слайд или визуальный кадр, который разделен на две части. Изложение материала на каждой части кадра строится с учетом особенностей восприятия полушариями головного мозга.
Для самостоятельной внеаудиторной работы студентов нами было разработано два способа представления учебного материала, и студент мог выбрать один из них в соответствии со своим типом функциональной асимметрии мозга. Диагностика ведущего полушария и определение степени выраженности доминантности того или иного полушария головного мозга проводилась с помощью теста Вагнера «Поведенческое измерение латеральной доминантности полушарий головного мозга» [1].
Нами были проанализированы результаты проведения контрольной точки по разделу «Интегральное исчисление», который изучается в объеме 68 часов (из них аудиторных - 10 часов, внеаудиторных - 58 часов), в контрольной и экспериментальной группах. Результаты показали, что дифференцированное профессиональноориентированное обучение математике с учетом функциональной асимметрии мозга и использованием средств мультимедиа, достаточно эффективно.
Такой подход к профессионально-ориентированной математической подготовке будущих специалистов экономического профиля в вузе позволяет реализацию интегративных связей математики и специальных дисциплин экономического профиля с целью формирования у студентов умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности на основе учета функциональной асимметрии мозга.
Литература
1. Потапов, А. С. Психологическое обоснование системы обучения с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга: Дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 2002. -403с.
2. Примерная программа дисциплины «Математика» для направлений: экономика, менеджмент, коммерция, Издание официальное. Министерство образования РФ. - М., 2000. - 19с.
3. Савина, А. Г. Профессионально-прикладная направленность математического образования студентов вузов экономико-управленческого профиля: На примере изучения дифференциальных уравнений: Дисс... к. пед. наук. - Москва, 2005. - 206с.
© Л. Ю. Низамиева - аспирант каф. ПиМ ВПО КГТУ, [email protected].