Т. А. Старшинова
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интегративный подход, психологопедагогическая подготовка.
Определено основное содержание психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста в условиях технического вуза. Предложен интегративный подход к ее формированию в системе непрерывного образования.
Key-words: professional competence, integrative approach, psychology-pedagogical education.
The basic maintenance of psychology-pedagogical professional competence of the expert in the conditions of a technical university is defined. It is offered the integrative approach to its formation in the system of continuous education.
Обучение психолого-педагогическим дисциплинам в системе непрерывного профессионального образования в техническом вузе является становление психологопедагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста. Психоло-го-педагогическая подготовка - один из важнейших факторов формирования трех блоков компетенций: социально-личностных, личностно-деятельностных и когнитивных. Социально-личностные компетенции позволяют в последующей профессиональной деятельности взаимодействовать с людьми и осуществлять руководство. Личностно-деятельностные компетенции делают возможным самопознание, понимание своих сильных и слабых сторон, нахождение эффективных индивидуальных стилей профессиональной деятельности, профессиональное саморазвитие. Когнитивные компетенции позволяют осуществлять успешную работу с информацией и самообразование.
В блок социально-личностных компетенций специалиста входят следующие компоненты:
- знания о человеке как субъекте общения, взаимодействии между людьми и закономерностях существования профессиональных групп, коллективов;
- умения, навыки и опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях, позволяющий совместно решать производственные задачи и брать на себя руководство, разрешение сложных проблем;
- осознание своих особенностей как субъекта общения, профессионального взаимодействия;
- способности и качества личности, относящиеся к коммуникативной (позволяющие эффективно осуществлять обмен информацией), перцептивной (позволяющие разбираться в людях и строить успешную тактику взаимодействия с ними) и интерактивной (позволяющие организовывать совместную профессиональную деятельность) сторонам;
- основы индивидуального стиля профессионального общения, взаимодействие, использующего сильные стороны специалиста;
- опыт осуществления общения в различных профессиональных ситуациях и ролях.
В блок личностно - деятельностных компетенций входят такие компоненты, как:
- знание о сущности и структуре собственной личности и деятельности;
- умение и опыт рефлексии и самопознания, позволяющие осознать себя как субъекта профессиональной деятельности, обладающего как индивидуальными особенностями, так и важнейшими общими профессионально-значимыми качествами;
- навыки самореализации;
- понимание сущности процессов самовоспитания, самообразования, дающих возможность профессионального роста, и способность их осуществления;
- осознание и сформированность индивидуального стиля учебной и профессиональной деятельности;
- качества личности, обеспечивающие профессиональное саморазвитие.
Когнитивные компетенции включают в себя такие компоненты, как:
- понимание сущности и структуры познавательной сферы и собственных ее особенностей, проявляющихся как в учебной, так и в профессиональной деятельности;
- навыки, опыт работы с профессионально значимой информацией;
- способность к самообучению;
- осознание и сформированность индивидуального стиля мышления и профессиональной деятельности.
Формирование не набора разрозненных знаний, а таких компетенций возможно в техническом вузе в рамках непрерывной психолого-педагогической подготовки, основанной на интегративном подходе.
Компетенция как системное новообразование не может возникнуть одномоментно. Необходима длительная работа не только со стороны педагога, но и большая работа над собой самого обучающегося. Такая работа связана не просто с применение знаний на практике, а с преодолением барьеров внешних и внутренних, осознанием своих особенностей как личности, субъекта познания и профессиональной деятельности.
Можно сказать, что формирование психолого-педагогической составляющей профессиональной компетентности специалиста связано, прежде всего, с присвоением, инте-реоризацией психолого-педагогического знания, переходом его в знание личностное, «встроенного» в профессиональное сознание специалиста.
Для реализации подобной подготовки особенно важны непрерывность, преемственность, систематичность и интеграция на всех ее уровнях. Психолого-педагогическая подготовка студентов младших курсов, магистров, дополнительное психолого-педагогическое образование в рамках факультатива дополнительного образование, подготовка и повышение квалификации преподавателей позволяют осуществлять непрерывность и преемственность. Но систематизация и интеграция психолого-педагогического знания часто возложена на самого обучающегося.
Можно констатировать, что в настоящее время существует противоречие между объективной необходимостью в формировании процессе обучения в техническом вузе блока компетенций специалистов относящихся к его личностной, социальной, деятельностной, когнитивной сфере и представляющих собой результат присвоения системного интереоризи-рованного психолого-педагогического знания и разобщенности этого знания в процессе обучения психолого-педагогическим дисциплинам.
В широком смысле под интеграцией обычно понимается процесс объединения разобщенных компонентов в новую целостность. Но эта целостность представляет собой не простую совокупность элементов, а связана с преобразованием, появлением новых функций и качеств, что дает синергетический эффект. В случае педагогической интеграции это могут быть новые качества, связи и функции педагогической системы, и как следствие - новые компетенции, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки в рамках данной системы.
Формирование психолого-педагогической системы составляющей профессиональной компетентности специалиста в техническом вузе в условиях непрерывного образования будет более эффективно, если:
- психолого-педагогическая составляющая профессиональной компетентности специалиста будет представлять собой систему, включающую блоки компетенций, относящихся к самому человеку как к личности, субъекту деятельности, и общения; компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека, компетенций, относящихся к способам познавательной деятельности;
- обучение психолого-педагогическим дисциплинам необходимо основывать, на их интеграции, позволяющей формировать системное психолого-педагогическое личностное знание как основу психолого-педагогической компетентности специалиста.
Литература
1. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации и интеграционные процессы в педагогической теории и практике/ В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж. ин-та, 1994. -215 с.
2. Берулава, М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. - М: Совершенство, 1998.-192 с.
3. Кирсанов, А.А. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе / А.А.Кирсанов, А.М. Кочнев. - Казань: АБАК, 1999. -290 с.
4. Гурье, Л.И. Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе/ Л.И. Гурье [и др.] - М.: ВИНИТИ, 2006. - 288с.
5. Семин, Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования / Ю.Н. Семин // Педагогика. - 2001. - №2. - С. 20-25.
6. Низамиева, Л.Ю. Интеграция психолого-педагогического знания и информационнотехнологического знания как средство реализации дифференцированного подхода / Л.Ю. Низамиева, Т.А. Старшинова, В.Г. Иванов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. -№ 6. - Ч. 2. - С. 50-53.
© Т. А. Старшинова - канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, ученый секретарь диссертационного совета по специальности 13.00.08 (Теория и методика профессионального образования), [email protected].