эксперимент подтвердил эффективность апробированных традиционных и инновационных форм сотрудничества учителя с семьей младшего школьника.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для обеспечения развития личнос-
ти ребенка необходимы не только хорошая семья и школа, но и их эффективное сотрудничество, поэтому роль учителя в работе с семьей младшего школьника в современной школе является значимой и ее трудно переоценить.
Примечания
1 См.: Подласый И.П. Педагогика: В 2 т. М., 1999. Т. 2.
2 См.: Ибрагимова В.Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. 1988. № 10. С. 57-60.
3 См.: Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига,1999; Гейко В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов // Начальная школа. 1999. № 3. С. 60-61.
4 ПилипкоН.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю / Под ред. Н.В. Пилипко. М., 2002.
УДК 372.878
В.А. КАПЧИНСКАЯ
Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке, r. Энгельс E-mail: [email protected]
Е.Р. КОЛТУН
Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке, r. Энгельс E-mail: [email protected]
Интеграция процесса музыкально-эстетического образования
Рассматриваются различные способы интегрирования разных предметов в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных школах музыкально-эстетической направленности. Предлагаются варианты интеграции, а также формы решения интегративных задач.
Ключевые слова: преимущества интегративной педагогики, интеграция в сфере музыки, союз двух преподавателей, воспитание у детей представления о целостности окружающего мира.
V.A. KAPCHINSKAYA, E.R. KOLTUN The Integration in Pedagogic Musical-Esthetic Education
It takes up different methods of integration in institutions of additional education and in general not specialized schools of musical - esthetic direction. It offers variants of integration of different subjects and also forms of solution the integrated tasks.
Key words: a dvantages of integrated pedagogic, integration in musical sphere, unity of two teachers, childrens upbringing, ideals, about, entirety of the world.
Современная педагогическая наука особое внимание уделяет качественной подготовке младших школьников. Формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира способствует интеграция содержания образования. Под термином «интеграция» в педагогической литературе понимается процесс систематизации разобщенных элементов различных наук посредством их синтеза. Интегрированное обучение обладает неко-
торыми преимуществами по сравнению с традиционными методиками. Перечислим некоторые из них:
- изучение материала по разным предметам рассматривается как целостный процесс;
- появляется широкая возможность для всестороннего развития учащихся, расширения их кругозора;
- активно развивается умственная деятельность младших школьников;
© В.А. Капчинская, Е.Р. Колтун, 2009
- усиливается мотивация учения, формируются положительные нравственные качества.
Интеграция как образ мысли, как модель нового мира давно стала неотъемлемой частью современной педагогики. Эффективность ее использования и высокая результативность давно ни у кого не вызывают сомнения. Выработаны и широко применяются формы интеграции на разных уровнях педагогического процесса, в том числе и в средней общеобразовательной школе.
Богатейший педагогический опыт в области интеграции собран и получил широкую огласку на соответствующих сайтах Интернета. Несомненной ценностью обладает «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"» и многие другие источники информации подобного рода. Однако интеграция в основном касается предметов общеобразовательного цикла. Есть ли основания полагать, что подобный процесс может коснуться и области специальной (музыкальной) педагогики?
На «Фестивале педагогических идей» представлена интеграция школьного предмета «Музыка» с другими из школьной программы (литературой, историей, иностранным языком и т.д.). Несмотря на определенную ценность подобных наработок, они, тем не менее, не раскрывают специфики музыкального искусства. В основном используются выразительные возможности музыки с целью сделать урок по определенному (основному) предмету более «интересным», разнообразным по своим формам. Думается, что музыкальная педагогика содержит огромный потенциал применения интегративных процессов на своей специфической почве. Учреждения дополнительного образования (детские музыкальные школы, школы искусств) и школы с музыкально-эстетическим уклоном имеют все основания считать себя базой для таких инноваций.
Если ранее цель музыкальной педагогики формулировалась следующим образом - научить ребенка навыкам игры на музыкальных инструментах и основам музыкальной грамоты, - то на современном этапе направления этой работы значительно расширились. В учебных планах многих музыкальных школ и школ искусств есть такие общеэстетические предметы, как хореография, живопись, этика и другие. Это значительно обогащает и углубляет духовный мир ребенка, помогает рас-
крыть его творческий потенциал. Исчезает необходимость водить ребенка в спортивную или художественную школу. В одном учебном заведении ученик всесторонне развивает заложенные в нем способности.
Такая расширенная модель музыкальной школы (школы искусств) или музыкально-эстетического лицея дает широкий простор для применения интеграции внутри учебного заведения. Необходимо лишь желание педагогического коллектива включиться в этот процесс, найти его новые формы. Плодотворное сотрудничество учительского коллектива на основе взаимопонимания и уважения - залог успешности решения всех поставленных задач.
Несомненно, основой интегративного процесса являются базовые музыкально-теоретические дисциплины - такие как сольфеджио и музыкальная литература. Опирающиеся на весь многовековой опыт этого искусства, они аккумулируют наиболее важную информацию, необходимую для начального музыкального образования. Вместе с тем успешное изучение этих дисциплин благотворно влияет на исполнительскую деятельность учащихся. Хорошо слышащий и легко воспринимающий средства выразительности музыкант, свободно ориентирующийся в историко-стилистическом пространстве артист-исполнитель - это редкий, но наиболее удачный результат музыкальных педагогических усилий.
На начальном этапе этого процесса достаточно задуматься об интеграции базовых предметов. С достаточной долей свободы интегрируются многие общие для сольфеджио и музыкальной литературы понятия и термины - тональность, средства выразительности (мелодия, ритм, гармония и т.д.). Прослушав музыкальное произведение, не составит особого труда проанализировать его тональность (ладовую окраску), размер, ритмический рисунок, форму экспозиционного периода. Вокальное произведение иногда с легкостью «пропевается» учащимися буквально с листа, после чего можно предложить интонирование в виде сольфеджирования с дальнейшим анализом мелодического рисунка произведения. После изучения определенной темы по музыкальной литературе заинтересует учащихся и нотная запись понравившегося музыкального произведения (пусть и в ограниченном объеме, в пределах начального периода) в виде музыкального диктанта.
Уроки музыкальной литературы, связанные с обзором музыкально-исторической эпохи, нетрудно интегрировать с занятиями по специальности. Каждый ученик, осваивающий навыки игры на музыкальном инструменте, сначала знакомится, а затем и выучивает музыкальные произведения на этих уроках. На определенном этапе эти произведения становятся предметом гордости ученика-исполнителя, но нередко выясняется, что ребенок не запоминает, чье произведение он исполняет. Подчас он с удивлением обнаруживает, что знает пьесу композитора, творчество которого изучается на уроках музыкальной литературы (к примеру, И.С. Баха, В.А. Моцарта). Можно предложить ученику подготовиться к исполнению на таком занятии этой пьесы из своего репертуара, а после исполнения обсудить с ним, как проходил процесс работы над пьесой, что для него оказалось трудным, а что - наиболее интересным. Далее разговор может коснуться средств выразительности и стилистики данного композитора. Такой урок ученику запомнится, как и имя композитора. При участии нескольких человек занятие может превратиться в урок-концерт, где учащиеся почувствуют себя причастными к учебному процессу, встанут по другую сторону парты.
Открывается широкая перспектива интеграции музыкальной литературы с живописью. В педагогической практике многих учителей музыкальной литературы введены домашние задания, в которых предлагается проиллюстрировать прослушанные произведения. Дети с удовольствием приносят свои рисунки, так они выражают свое творческое «Я», превращая свои сенсорные впечатления в визуальные. В этом им может помочь педагог-профессионал - учитель живописи. Достаточно лишь разработать такой интегрированный урок двум преподавателям и направить фантазию детей в нужное русло.
Возможна интеграция на уроках этики и сольфеджио. Как показывает практика, находится немало точек соприкосновения между ними, найти их - задача педагогов соответствующих предметов. Можно предложить один из вариантов такой интеграции.
Понятие «дружба» в предмете «этика» -одно из основополагающих. Оно изучается на разных этапах преподавания этого предмета в темах «Мой лучший друг», «Крепкая дружба с детского сада», «Школьная дружба», «Дружная семья» и, наконец, «Дружба между народами». Из урока в урок это сло-
во обогащается новыми смыслами, красками. Однако неизменными остаются главные составляющие этого понятия: родство душ, близость интересов, уважение, взаимопомощь, взаимовыручка. Существует великое множество песен для детей, посвященных дружбе. В учебной программе «Этика и музыка» авторов данной статьи изучение подобных тем сопровождается интегративными процессами, т.е. объединением этических понятий с музыкальными впечатлениями от песен. Последние помогают на эстетическом уровне усвоить важность этического значения дружбы. Прослушивание песен подчас превращается в коллективное пение, обсуждение не только их содержания, но и особенностей лада, исполнительского состава, строения формы и т.д.
Интегрированный урок по этике и сольфеджио, заранее разработанный педагогами этих предметов, должен содержать достаточно глубокое взаимопроникновение одного в другой. Таких вариантов много, и их выбор зависит от фантазии учителей.
Так, после освоения этического значения слова «дружба» уместно задать следующий вопрос: «Можно ли найти примеры дружбы в музыке?». Поможет детям ответить на этот вопрос сказка, предложенная учителем.
На материке Музландия было два государства - Мажор и Минор. В одном жили веселые звуки, которые сочиняли радостные песни, а в другом - грустные звуки с печальными мелодиями. И все у них было гармонично, жили они дружно. В каждом государстве царили мир и покой. Но вдруг откуда-то прилетела страшная буря, разбросала звуки - и они потеряли друг друга. Когда буря стихла, звуки никак не могли найти своих друзей и спеть любимые песни. На помощь им пришли две королевы - Тоники, одна мажорная, а другая - минорная. Их подданные быстро нашли каждый свою правительницу и, выстроившись рядом с ней, спели каждый свой звук. Получились мажорная и минорная гаммы, где все звуки ладили, дружили между собой. Устойчивые ступени помогали неустойчивым, а королевы - Тоники - следили за порядком в своих государствах. Ведь без «взаимопонимания» и «уважения» между звуками в музыке не могли сложиться мелодии, не было бы гармонии.
Таким образом, благодаря сказке ученики делают вывод о том, кто и как «дружит» в
музыке - звуки живут по законам дружбы, в ладу. Это - закон устойчивости и неустойчивости, когда мелодия дружит с гармонией по законам согласия (красоты) и несогласия (дисгармонии). Далее учителем могут быть предложены интонационные упражнения: пение гаммы («дружных» нот под предводительством Тоники), разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней. К данным упражнениям подбирается текст, дети импровизируют, делая вывод о «дружбе» ступеней гаммы.
Для более четкого понимания гармонии предлагается создать аккомпанемент к заданной мелодии, чтобы с помощью слухово-
го восприятия выбрать созвучные аккордовые последовательности из предложенных педагогом. Все эти педагогические методы помогут ребенку разобраться, как связано слово «дружба» в общеэтическом значении с особенностями музыкальной грамоты и сольфеджио.
Таким образом, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора способов синтеза разных предметов. На наш взгляд, за методикой интегрированного преподавания большое будущее. Благодаря интеграции у учеников формируется объективная и всесторонняя картина мира.