4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М., 2004.
5. Соловов А.В. Электронное обучение: про-
блематика, дидактика, технология. - Самара, 2006.
6. См.: Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: Специализированный учебный курс / С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. - М., 2005.
О. КАЗАНСКАЯ, доцент О. АНДРЮШКОВА, доцент Д. ЕМЕЛИН, аспирант А. КОЗЛОВА, аспирант Новосибирский государственный технический университет
Электронное обучение (е^еагшгщ), подразумевающее эффективное развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС), можно рассматривать как одно из направлений интеграции профессионального и общего образования. Развитие программных систем, являющихся технологической платформой единой образовательной среды, демонстрирует тенденцию формирования инструментальных средств, в той илииной степениприменимых как в профессиональном, таки в общем образовании.
Можно с достаточной степенью уверенности предположить, что большинство такого рода программных систем, разработанных для использования в корпоративном обучении, в центрах дополнительного профессионального образования, не всегда пригодны для целей общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Здесь, пожалуй, более востребованными являются разработки, выполненные в университетах, тем более что зачастую они распространяются в режиме Орег^оигсе.
В сфере виртуальных сред обучения современные тенденции их применения обусловливают ряд принципов их организации и функционирования, как то:
■ модульность;
■ низкие системные требования как к клиенту, так и к серверу;
■ кроссплатформенность программных систем обучения;
■ ориентированность на малоподготовленного пользователя;
Интеграция профессионального и общего образования на основе e-Leaгning
■ минимальный набор функций, основными из которых являются:
♦ размещение учебных материалов различных типов;
♦ размещение заданий;
♦ контроль/ слежение за процессом обучения;
♦ возможности студентов объединяться в группы и планировать ресурсы для решения поставленных задач;
♦ общение участников процесса обучения в синхронном и асинхронном режимах;
♦ интерфейсы взаимодействия преподавателя со студентами и студентов друг с другом.
Понятно, что построенные по таким принципам программные системы могут быть использованы и в электронном корпоративном обучении, но в первую очередь они ориентированы на использование в вузах, учебных заведениях начального и среднего образования, в школах. Подобные системы должны быть недорогими при их закупке, установке и сопровождении, простыми в установке и настройке, иметь «предельно » дружественный интерфейс, доступный для слабо подготовленных пользователей.
В связи с этим видится необходимым добавить в рядпринципов организации и функционирования виртуальных сред обучения принцип адаптивности для различных целевых групп, например для общеобразовательной школы и вуза. Этот принцип реализуется при разработке таких систем электронного обучения, которые позволили бы решать
ONLINE EDUCA
95
широкий круг задач за счет своей адаптивности к конкретным функциональным уровням, необходимым учебной организации.
Один из вариантов достижения адаптивности подобных систем - использование интерфейсов, предназначенных для работы конкретной целевой группы и позволяющих отфильтровать ненужный функционал и сосредоточиться на задачах конкретной целевой группы.
Другой вариант достижения адаптивности - использование ядерной структуры систем с дополнительным предметно-ориентированным функционалом (рис. 1). Это позволяет оптимизировать ресурсы за счет использования общей части систем - ядра.
В качестве примера реализации такой структуры можно привести разработанную в ИДО Новосибирского государственного технического университета систему разработки и доставки электронных учебных курсов DiDesk. В настоящее время от существующих аналогов ее выгодно отличают:
• модульность;
• возможность интеграции в электронные системы обучения других учебных заведений независимо от их уровня;
• низкие системные требования как к клиенту, так и к серверу;
• простота в применении;
• удобный пользовательский интерфейс, ориентированный на «малоподготовленного» пользователя.
Благодаря двум разным предметно-ориентированным функционалам эта система применяется сегодня для обучения студентов НГТУ очной и заочной форм обучения, комбинированной формы обучения, для Центра дистанционного довузовского образования НГТУ, поствузовского дополнительного образования. Будучи web-ориентированной, система находится в постоянном развитии: постепенно меняются технологии, появляются новые сервисы, добавляются возможности для работы преподавателей и т.д.
Различные организационные модели дистанционного обучения на платформе eLearning в вузах могут быть в какой-то степени тиражированы в общем образовании. Комбинированная форма (КФ) обучения, которая реализуется в НГТУ, открыла новые возможности для обучения разнообразных целевых групп как внутри университета, так и за его пределами.
Как показывает опыт, для успешного обучения по комбинированной форме требуется высокая степень мотивации. Учащиеся общеобразовательных заведений являются одной из таких целевых групп, поскольку заинтересованы пройти обучение на подготовительных курсах именно в том вузе, куда планируется поступление, и в этом случае географическая удаленность не является препятствием, поскольку электронное обучение предоставляет практически равные условия для абитуриентов, а также способствует повышению уровня их подготовки.
Дистанционная составляющая обучения по КФ осуществляется с помощью образовательного портала ИДО НГТУ (http:// edu.nstu.ru) и позволяет организовывать регистрацию, предвари-
Ядро
Предметно-
ориентированный
функционал
тельное вступительное тестирование,уда-ленное сопровождение учебного процесса в течение семестра, реализовать сочетание очных и дистанционных сессий.
Организация учебного процесса по КФ обучения имеет ряд особенностей: во-первых, это разработка учебного плана, учитывающего специфику обучения (сохранение очной зимней сессии); во-вторых, это создание, наполнение и работа в электронной обучающей среде. В этом случае перед преподавателем стоит целый ряд задач, с которыми он в своей повседневной практике, скорее всего, еще не сталкивался: это подготовка комплектов электронных учебно-методических материалов по дисциплинам, размещение их в системе обучающего портала ИДО НГТУ, а также работа в электронной учебной среде в режиме консультаций (on-line и/или off-line), семинаров (форумов), тестирования.
На базе портала функционирует целый ряд модулей различного назначения, благодаря которым и создается виртуальная среда обучения, ядром которой является система управления курсами DiDesk, позволяющая размещать готовые учебно-методические материалы, формировать электронные УМК и делать их доступными.
Созданная в НГТУ технологическая платформа комбинированной формы обучения применяется также для послевузовского дополнительного образовании, что позволяет работающему человеку пройти переподготовку, специализацию, обучение профилю должности, обучение под проект, обучение для карьерного роста без отрыва от работы, дома. Причем комбинированная форма обучения позволяет предоставить постоянный доступ к учебным материалам, консультационную связь в различных режимах с преподавателями, кураторами; обучение может проходить в гибкой форме в удобное время: дома, на работе, в пути.
Среди основных факторов, влияющих на качество обучения по КФ, являются следующие: мотивация кобучению, образовательные ресурсы, преподаватель, телекоммуникационные связи, учебные материалы (рис. 2).
На базе созданной в ИДО НГТУ технологической платформы развиваются три
основные модели: комбинированное обучение по программам высшего и второго высшего образования, довузовская дистанционная подготовка, а также дистанционное дополнительное профессиональное образование [1] (рис. 3).
Помимо виртуальной среды обучения в НГТУ в соответствии с указанным выше принципом адаптивности для разных целевых групп разрабатывается и система мониторинга информатизации и качества образования.
Пилотная версия системы позволила провести мониторинг и оценку влияния обеспечения доступа сельских школ к телекоммуникационным ресурсам на ключевые индикаторы качества образования (на примере регионов Сибирского федерального округа). Основные группы показателей, по которым проводился мониторинг, следующие: общая характеристика школы, способ подключения к Интернету, стоимость оплаты трафика, техническая поддержка связи с Интернетом, обеспеченность электронными ресурсами, компетенции преподавателей в информационнокоммуникационных технологиях, повышение квалификации, характеристика качества результатов обучения в школе [2].
Предположив в качестве основных принципов мониторинга его непрерывность, достоверность и полноту собираемых данных, оперативность представления результатов и невысокие затраты на реализацию и проведение мониторинга, мы сформулировали ряд требований к программной системе мониторинга качества и информатизации образования. А именно:
■ распределенный характер сбора и хранения данных;
■ возможность реализации различных методик мониторинга;
■ адаптивность для решения широкого круга задач;
■ хранение данных за длительный промежуток времени;
■ высокая скорость работы и защищенность информации;
■ низкая стоимость используемого программного обеспечения и внедрения.
Структура системы мониторинга проек-
ОМЬШЕ ЕБиСЛ 97
Причинно-следственные связи в КФ обучения
Педагогический дизайн, форма представления материалов (преподаватель, ДО, НМЦ)
Система доставки материалов и тестирования (ИДО)
Качество обученности студента
Рис. 2. Влияние различных факторов на качество обученности студента
Дополнительное профессиональное образование Преподаватели общего и профессионального образования региона Дистанционные учебные курсы Корпоративное обучение
Дистанционная довузовская подготовка: школьники старших классов региона, абитуриенты
Целевые группы пользователей вне университета
И С
Технологическое и методическое обеспечение электронного 3__обучения_С
Целевые группы пользователей в университете
Традиционное обучение: студенты заочного и дневных факультетов университета
Дистанционное и комбинированное обучение: студенты дистанционного отделения заочного факультета (первое и второе высшее образование)
Повышение квалификации преподавателей: Преподаватели и сотрудники университета
Рис. 3. Целевые группы электронного обучения в вузе.
тировалась на основании идеи ярусного сбора данных, предполагающего сбор данных нижними ярусами системы, генерирование сводной информации и объединение с данными текущего яруса. Так, например, из собранных данных о школах района генерируются сводные. Затем они дополняются собственными данными района, и так далее. На основании этой схемы возможен мониторинг и на уровне федерального округа. В этом случае в каждом субъекте Федерации устанавливается свой модуль системы. Идентичность структуры всех модулей обеспечивает их взаимодействие.
Благодаря усилиям вузов в решении проблемы интеграции профессионального и общего образования в ЕОИС школы и учебные заведения начального и среднего профессионального образования могут овладеть необходимым для обучения и работы инструментарием, который способству-
ет повышению какквалификации преподавателей, так и качества обучения в целом, а создание программных систем на основе ядерной структуры и принципа адаптивности интенсифицирует процессы интеграции профессионального и общего образования в рамках единой образовательной информационной среды.
Литература
1. Андрюшкова О.В., Казанская О.В. Высшее
образование и комбинированная форма дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. - 2006. - № 4.
2. Казанская О.В., Паршукова Г.Б. Методика
оценки уровня интеграции высшего профессионального и общего образования в единой образовательной информационной среде // Открытое и дистанционное образование. - 2006. - № 1.