Научная статья на тему 'Интеграция предприятий и формирование межотраслевых региональных кластеров'

Интеграция предприятий и формирование межотраслевых региональных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перов В.И.

В статье говорится, что основой формирования региональных кластеров является маркетинговая региональная кластерная структура, которая основывается на маркетинговом анализе и соответствующем ему маркетинговом обеспечении целевых долгосрочных установок, которые будут определять стратегические задачи развития крупнейших предприятий региона, входящих в кластер. Создание благоприятного бизнес-климата, а также сетей поставщиков и потребителей, по мнению авторов, может стать решающим фактором для выбора территории. Использование кластерного подхода может существенно обогатить международное экономическое сотрудничество. При этом эффективность кластеров определяется результативностью их деятельности на разных уровнях функционирования. Автор делает вывод, что кластеры, как добровольные объединения предприятий, являющиеся гибкими полиструктурными системами, создаются для мягкого воздействия государства на экономику, создания региональных «точек роста» и стимулирования развития отдельных отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция предприятий и формирование межотраслевых региональных кластеров»

17 (74) - 2008

Стратегия развития региона

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ*

В. и. перов,

кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказский государственный технический университет

В последнее время на основе накопившегося за несколько лет опыта считается, что создание вертикально интегрированных компаний — корпораций и холдингов — должно стать ключевым элементом экономической стратегии России. Гражданский кодекс РФ представляет достаточно возможностей для формирования разнообразных корпоративных структур. Однако прошедший период разукрупнения бизнеса, развала крупных государственных компаний привел к утрате навыков управления большими хозяйственными системами как единым целым. Корпоративное управление требует своей идеологии, кадровой элиты, и определенной истории успеха («success story»). Важнейшим аспектом экономической политики России все более становится стратегия создания вертикально интегрированных компаний, способных обеспечить выживание, а в перспективе — и развитие промышленно-технологического потенциала страны. Создание таких полиструктурных социально-экономических систем требует разработки экономической стратегии, опирающейся на новые идеи и принципы, позволяющие получить наибольший системный эффект.

Варианты экономической политики региона, опирающейся на интеграцию, создание региональных кластеров как «точек роста» региона целесообразно разрабатывать в нескольких концептуальных вариантах, которые могут быть как альтернативными, так и взаимодополняющими стратегиями, реализуемыми в

* Статья подготовлена к печати Ставропольским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

определенной последовательности в зависимости от наличия ресурсов и сложившейся ситуации.

Концептуальная проработка дополняется детальной программой, «доведенной» до конкретных территориальных и отраслевых комплексов, управление которыми не носит характера последовательной иерархии, поскольку создаваемые системы являются полиструктурными образованиями.

Для формирования кластеров и выработки экономической стратегии возможно применение современных планово-аналитических технологий (например, техники компьютерного моделирования финансовых и товарных потоков), которые позволяют сформировать «общую картину» функционирования как крупных финансово-промышленных групп, так и региональных экономических систем в целом. На этой основе могут быть сформированы инструменты и система стратегического управления развитием различных отраслевых комплексов РФ. Применяемые технологии управления финансовыми потоками позволяют решать и другую важную задачу. Создаваемая (или реорганизуемая) множественная структура может быть «проверена» в различных экономических режимах еще до практической реализации проекта. Технология управления финансовыми и товарными потоками реализуется на базе небольших мобильных групп экспертов с минимальными затратами времени и средств. Таким образом, разработка как региональных программ развития экономики, так и финансовой политики России может быть поставлена на эффективную планово-аналитическую основу [1].

Одно из важных направлений экономической политики — упорядочение деятельности корпоративного сектора экономики РФ. Как считают специалисты, в этом направлении находится важный резерв экономического роста. Опыт консультирования российских частных банков и предприятий часто свидетельствует об отсталости мышления, бюрократизации и организационной неразберихе на всех уровнях управления этими организациями. Аналогичная ситуация наблюдается и на бывших государственных предприятиях. Вертикально интегрированные нефтяные компании и крупнейшие банки также не являются исключением. В результате они (и вся экономика в целом) оказались под влиянием непредсказуемых изменений текущей хозяйственной конъюнктуры.

Проведенные разработки и опыт крупных компаний и банков свидетельствуют о том, что существует реальная возможность повысить качество и оперативность решений в области формирования вертикально интегрированных структур, а в дальнейшем и наладить контроль за их деятельностью и выполнением согласованных программ с использованием компьютерных технологий. Отраслевое единство на региональном и межрегиональном уровнях проявляется в форме промышленных групп или кластеров. В настоящее время кластерный подход к региональному развитию, основанный на средствах маркетинга, начинает эффективно использоваться в экономической практике в России.

Согласно теории Майкла Портера, кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [4].

Кластер — это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости [2]. Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т. е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектов и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса.

Главное, что дают кластеры, — это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Однако важно понимать, что кластеры,

как и любая другая привлекательная методика, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития. С точки зрения субъекта рынка, результативность функционирования отраслевого регионального кластера может оцениваться показателями самого кластера: прибыльностью, восприимчивостью инноваций, финансовыми потоками и т. п. Кроме того, стремление войти в тот или иной кластер конкретного предприятия (организации), также можно рассматривать как показатель популярности кластера.

Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации — совокупного инновационного продукта, представляющая собой совокупность базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. Такая инновация является продуктом деятельности всех участников кластера, что позволяет ускорить их распространение по сети взаимосвязей в общем региональном экономическом пространстве и повысить эффективность деятельности всего регионального комплекса.

Стимулирование развития отраслевых кластеров — это «мягкая» мера воздействия государства на экономику. По мнению некоторых авторов, которое мы поддерживаем, для России наиболее вероятно выделение кластеров в пределах административно-территориальных единиц с управлением со стороны органа власти. Это обусловлено невысокой распространенностью крупных, хорошо функционирующих на отечественном и зарубежном рынках предприятий, а также более высокой управляемостью промышленности на региональном уровне по сравнению с общегосударственным уровнем и даже уровнем экономического района.

Вначале кластеры формировались как отраслевые объединения в рамках регионов либо национальной экономики в целом, если речь шла об узконаправленном инновационном производстве, например космические исследования, самолетостроение, автомобилестроение и т. п., т. е. в отраслях-олигополиях. Кластеры формировались объективно, как результат воздействия научно-технического прогресса и институциализации рыночной среды, но участие в их формировании субъектов хозяйствования оказалось неизбежным. При этом цели такого участия на различных уровнях могли различаться.

Цель государства — заинтересованность в развитии новой отрасли.

Цель региона — создание «точек роста» экономического развития региона, поскольку кластеры формируются под воздействием научно-технического прогресса.

Цель отрасли — создание отраслевых кластеров, во-первых, для того чтобы развивать инновационные производства отрасли; во-вторых, получить выход на региональные ресурсы; в-третьих, получить поддержку государства для усиления внутренней и внешней конкурентоспособности.

Цель конкретного предприятия — участие в региональном кластере, позволяющее гарантированно получать заказы, иметь доступ к региональным ресурсам, поддержку местных властей, беспрепятственный доступ на рынки, что позволяет хозяйствующим субъектам снизить непредсказуемость рыночной среды и уменьшить трансакционные издержки.

Таким образом, как показывает анализ, кластерный подход первоначально использовался для решения проблем конкурентоспособности групп предприятий, но со временем стал применяться и для более широкого круга задач, включая:

• рост конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

• разработку стратегии общегосударственной и региональной промышленной политики;

• формирование программ регионального экономического развития;

• стимулирование инновационной деятельности;

• улучшение взаимодействия крупного и малого бизнеса.

Сотрудничество в рамках региональных и межрегиональных кластеров становится все более необходимым, но оно несет с собой некоторую возможность утраты самостоятельности хозяйствующих субъектов и, как следствие, снижение их деловой инициативности (способности к самостоятельной линии поведения на рынке, к самостоятельному освоению новых товаров, новых технологий и пр.). Как следствие, в ряде стран в последние десятилетия «кластерные стратегии» строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.

Кластерные стратегии широко используются в странах Европы и мира. Страны, в наиболее явной форме осуществляющие такие стратегии, — Дания,

Нидерланды, фламандский район Бельгии, Квебек (Канада), Финляндия, а также Южная Африка (при новом правительстве). Франция и Италия могут служить примерами стран, в которых издавна практикуется своеобразная кластерная стратегия.

В настоящее время экспертами описаны семь основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии. Это — географическая, горизонтальная, вертикальная, латеральная, технологическая, фокусная, качественная характеристики.

Кластерный подход все чаще используется при разработке региональных стратегий развития в РФ. Например, в Санкт-Петербурге была создана модель основных городских кластеров. Сегодня их девять: энергетическое машиностроение; судостроение и судоремонт; пищевой; транспортный; туризм; деревообработка; программное обеспечение и информационные технологии; оптическое приборостроение; металлургия.

Отличие российских кластеров от их западных аналогов состоит в том, что они сформировались, в основном, на базе территориально-производственных комплексов плановой экономики. В условиях рыночной экономики действуют не так долго и в них не до конца еще сложился механизм сотрудничества в условиях жесткой конкуренции и четкого разделения интересов, который отличает развитые кластеры на Западе [3].

Создание отраслевых региональных кластеров происходит в рамках формирующейся региональной кластерной стратегии, которая представляет собой долгосрочную целевую установку на инновационное развитие промышленного комплекса региона для развития «точек роста» региональной экономики и решения социальных задач в регионах России.

Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы. При разработке региональной стратегии надо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста. В то же время при выявлении перспективных кластеров и при планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. В современных условиях речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в региональной стратегии, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластера.

Региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций. Роли, которые должны играть администрации и бизнес при развитии отраслевых кластеров, разные, но взаимодополняющие. Роль администрации может состоять в поддержке и инициировании процессов активации кластеров. Региональные администрации практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. Бизнес же часто оказывает сильное влияние на администрацию. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластеров. Также существует высокоэффективный способ стимулирования кластеров, который есть у администраций, этот инструмент — целевые программы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти.

Формирование региональных кластеров идет не спонтанно, а подчиняется, с одной стороны, логике развития научно-технического прогресса, а, с другой, — закономерностям развития рыночной экономики, и в частности зависит от состояния рыночной конъюнктуры на региональных рынках, которая складывается под воздействием спроса на продукцию тех или иных отраслей.

Следовательно, основой формирования региональных кластеров является маркетинговая региональная кластерная структура, которая основывается на маркетинговом анализе и соответству-

ющем ему маркетинговом обеспечении тех целевых долгосрочных установок, которые будут определять стратегические задачи развития крупнейших предприятий региона, входящих в кластер.

Регионы конкурируют внутри России и в международном пространстве между собой за инвестиции и за размещение наиболее перспективных бизнесов на своей территории. В этой ситуации создание благоприятного бизнес-климата, а также сетей поставщиков и потребителей может стать решающим фактором для выбора территории. Использование кластерного подхода может существенно обогатить международное экономическое сотрудничество.

Эффективность кластеров определяется результативностью их деятельности на разных уровнях функционирования.

Таким образом, кластеры — это добровольные объединения предприятий, являющиеся гибкими полиструктурными системами. Они создаются для мягкого воздействия государства на экономику, создания региональных «точек роста» и стимулирования развития отдельных отраслей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арифулин С. Н. Холдинговые структуры в современной России. — М.: Экономика, 2002.

2. Дранев Я. Н. Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. — М.: Сканрус, 2001.

3. Лозинский С. В. Кластерный подход — эффективный инструмент для развития региона и местного бизнеса — Ы*р://5иЬсоПхаС;. га.

4. Портер М. Е. Международная конкуренция / Пер. с англ. Под ред. В. Д. Щетинина. — М. : Международные отношения, 1993.

Подписка cUBRARty.RU

Теперь журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.