Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ НОВОГО ТИПА / КОМПЛЕКСНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахтусова Наталья Александровна, Самсонова Ирина Геннадьевна, Подмарева Анастасия Валерьевна

В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки педагогов профессионального обучения путем интеграции практико-ориентированного и теоретического подходов для внедрения экспериментального проекта «Профессионалитет» как приоритетного направления в области развития системы среднего профессионального образования. Отмечается, что профессиональная деятельность педагога становится более многозадачной и требует формирования профессиональных навыков при одновременном развитии гибкости мышления, интеллекта, умения быстро реагировать на запросы рынка труда. Профессиональная подготовка педагогов предусматривает интеграцию практико-ориентированного и теоретического подходов для формирования конкурентоспособного специалиста. При этом образовательная среда должна отличаться вариативностью подходов, образовательных технологий, дидактических средств и приемов обучения. В статье описаны некоторые формы работы со студентами, которые позволяют моделировать будущую профессиональную деятельность педагога профессионального обучения и подразумевают углубление и расширение содержания теоретического материала и его преломление при выполнении практических заданий профессиональной направленности. Отмечая практико-ориентированный подход как активную форму организации профессиональной подготовки студентов, авторы рассматривают опыт работы на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахтусова Наталья Александровна, Самсонова Ирина Геннадьевна, Подмарева Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PRACTICE-ORIENTED AND THEORETICAL APPROACHES AS A NECESSARY CONDITION FOR THE TRAINING OF MODERN PERSONNEL IN VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with the problem of improving the quality of training of teachers of vocational training by integrating practice-oriented and theoretical approaches for the implementation of the experimental project «Professionalism» as a priority direction in the development of secondary vocational education. It is noted that the professional activity of a teacher becomes more multitasking and requires the formation of professional skills while developing flexibility of thinking, intelligence, and the ability to quickly respond to the demands of the labor market. The professional training of teachers provides for the integration of practice-oriented and theoretical approaches to form a competitive specialist. At the same time, the educational environment should differ in the variability of approaches, educational technologies, didactic means and teaching methods. The article describes some forms of work with students that allow modeling the future professional activity of a teacher of vocational training and imply deepening and expanding the content of theoretical material and its refraction when performing practical tasks of a professional orientation. Noting the practice-oriented approach as an active form of organizing professional training of students, the authors consider the experience of working on the basis of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.1 ББК 74.489.0

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-4-33-41

Н.А. Пахтусова, А.В. Подмарева, И.Г. Самсонова (Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия)

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 20-413-740017/20

В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки педагогов профессионального обучения путем интеграции практико-ориентированного и теоретического подходов для внедрения экспериментального проекта «Профессионалитет» как приоритетного направления в области развития системы среднего профессионального образования. Отмечается, что профессиональная деятельность педагога становится более многозадачной и требует формирования профессиональных навыков при | одновременном развитии гибкости мышления, интеллекта, умения быстро реагиро- 5 вать на запросы рынка труда. Профессиональная подготовка педагогов предусматри- § вает интеграцию практико-ориентированного и теоретического подходов для форми- I | рования конкурентоспособного специалиста. При этом образовательная среда должна § 2 отличаться вариативностью подходов, образовательных технологий, дидактических § £ средств и приемов обучения. В статье описаны некоторые формы работы со студен- * *§ тами, которые позволяют моделировать будущую профессиональную деятельность ¡^ | педагога профессионального обучения и подразумевают углубление

держания теоретического материала и его преломление при выполнении практических Ц |

заданий профессиональной направленности. Отмечая практико-ориентированный под- о <|

ход как активную форму организации профессиональной подготовки студентов, авто- | с

ры рассматривают опыт работы на базе Южно-Уральского государственного гумани- т §

тарно-педагогического университета. й |

Ключевые слова: интеграция, практико-ориентированное образование, педагог про- 8 §

фессионального обучения, специалист нового типа, комплексная учебная работа. ^ 8

е -&

N.A. Pakhtusova, A.V. Podmareva, I.G. Samsonova (South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

INTEGRATION OF PRACTICE-ORIENTED AND THEORETICAL APPROACHES AS A NECESSARY CONDITION FOR THE TRAINING OF MODERN PERSONNEL IN VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The study was supported by a grant from the Russian Foundation for Basic Research № 20-413-740017/20

The article deals with the problem of improving the quality of training of teachers of vocational training by integrating practice-oriented and theoretical approaches for the implementation of the experimental project «Professionalism» as a priority direction in the development of secondary vocational education. It is noted that the professional activity of a teacher becomes more multitasking and requires the formation of professional skills while developing flexibility of thinking, intelligence, and the ability to quickly respond to the demands of the labor market. The professional training of teachers provides for the integration of practice-oriented and theoretical approaches to form a competitive specialist. At the same time, the educational environment should differ in the variability of approaches, educational technologies, didactic means and teaching methods. The article describes some forms of work with students that allow modeling the future professional activity of a teacher of vocational training and imply deepening and expanding the content of theoretical material and its refraction when performing practical tasks of a professional orientation. Noting the practice-oriented approach as an active form of organizing professional training of students, the authors consider the experience of working on the basis of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University.

Keywords: integration, practice-oriented education, teacher of vocational training, specialist of a new type, comprehensive educational work.

co m о

го О

го m

<u

го S Ч о IZ

0Q <

го" ш о

0 ^

£ го

IZ

<

1

Министр просвещения Сергей Кравцов недавно анонсировал старт экспериментального проекта «Профес-сионалитет», который должен стать революционным прорывом в развитии системы СПО. Ожидается, что новая программа, позволит разрешить современную ситуацию развития профессий и отраслей в которой, как отмечает эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов, «все сложнее разделить трудовую деятельность на привычные специальности и профессии. Профессиональная трудовая деятельность становится все более многозадачной, при этом стандартизированных комплексов профессиональных компетенций выделить практически невозможно, каждое рабочее место требует

своего набора знаний, умений и компетенций в зависимости от производственной ситуации» [1].

Основная задача нового экспериментального проекта от Министерства просвещения заключается в том, чтобы молодые люди в процессе приобретения рабочей профессии получали бы преимущественно практические навыки, то есть «чтобы они умели не только рассуждать, но и что-то делать руками».

Работодатели подтверждают мнения экспертов и отмечают излишнюю «академичность» образования, говоря о необходимости практической направленности профессиональной деятельности, основанной, однако, на творческом и новаторском начале, генерировании но-

вых идей. Квалифицированный молодой специалист, по мнению работодателей, должен обладать такими качествами, как уверенностью в себе, быстрой адаптацией к различным рода производственным ситуациям с высокой степенью неопределенности, развитыми навыками общения и коммуникации, умением работать в команде, творческим мышлением и практическим внедрением новых идей.

При этом, как отметил генеральный директор национального агентства квалификаций Артем Шадрин, профессиональные стандарты должны стать более гибкими, а в образовательные программы колледжей войти так называемые softskills с упором на развитие эмоционального интеллекта, клиентоориенти-рованности, управленческих способностей и умение работать в команде.

Все эти подходы должны отразиться в содержании и технологиях организованного педагогического процесса, цель которого направлена на подготовку квалифицированного бакалавра профессионального обучения, который обладает способностью быстрого реагирования на запросы рынка труда, расширения и углубления надпрофессиональных знаний, умений практической деятельности, навыков, готовностью к профессиональной мобильности и, самое важное, способен эффективно развивать гибкость мышления у своих обучающихся - будущих кадров начальной или средней квалификации.

Более качественному осмыслению и формированию новых систем знаний, активизации умственной, креативной, практической деятельности обучаемых, и, в целом, интенсификации образовательного процесса, будет способствовать, на наш взгляд, интеграция практи-ко-ориентированного и теоретического подходов в организации процесса подготовки кадров в педагогическом вузе в условиях нового информационно насыщенного и постоянно меняющегося мира.

Интегративные тенденции долгое время изучаются учеными педагогами,

психологами и отражены в разных аспектах исследования проблемы комплексного подхода к процессу воспитания (Ю.К. Бабанский, З.И. Моносзон, М.М. Поташник, Г.Н. Филонов и другие), вопросов преемственности обучения в школе и вузе (С.М. Годник, В.Э. Тамарин), задач развивающего обучения (Б.Т. Лихачев, И.Я. Лернер, М.И. Махму-тов и др.), в разработке теории и практики эвристического программирования (В.Н. Андреев) и концентрированного обучения (Г.И. Ибрагимов), кооперированного обучения и групповой мысле-деятельности (Р. Джонсон, И.В. Первин, К. Вазина), проблемно-модульного обучения (М.А. Чошанов) и других направлениях и подходах. Практико-ори-ентированный подход рассматривается в достаточном количестве диссертационных исследований, отражающих проблемы интеграции в образовательном процессе (Е.Ю. Асадулина, И.Б. Богато-ва, А.А. Листвин, Н.К. Чапаеви др.). Диапазон исследуемыхвопросов продолжает расширяться и затрагивает все ступени образования: общего, профессионального и высшего.

Профессиональная подготовка студентов на интегративной основе - сложный динамичный процесс, направленный на профессиональное становление личности обучаемого, формирование его компетентности и конкурентоспособности на рынке труда. Интегративность предполагает взаимосвязь и взаимопроникновение всех субъектов - потребителей профессиональной подготовки: личность, общество, производство и систему образования [11].

Интегративность субъектов может выражаться в различных формах взаимодействия. К ним относятся различные инновационные технологические центры и промышленные комплексы, научно-образовательные комплексы, инкубаторы новых технологий и технопарки. Основная цель социального партнерства в профессиональном образовании - обмен опытом, формирование практических

ш

о

о ^

ф о

i

о ГО х m ю о

0 " ф го

1 ^

* ю

m о

m

о Ч о х ч о с о о

о ф

т

го

ч

ф

с

0

1 _0

Ф го ср I о о

о

о ф

-&

о ср а m m

го m

iL о

S О.

i- ч:

I го

х

ф

Ç2 Ф го

сР m

i= о

о

к ^

m

I g

' о

ф

о

умений и навыков, повышение качества образования.

В нашем исследовании мы обращаем внимание, прежде всего, на один из векторов интеграции - взаимопроникновение практико-ориентированного похода в систему теоретического обучения, где главным, по утверждению А.Н. Богомолова, является решение задач, направленных не на механическое заучивание информации, а на активную и творческую переработку содержания изучаемого материала [2], что, в конечном итоге, создает условия для формирования практических навыков будущего педагога в результате освоения интеллектуальной, познавательной, поисково-творческой, практической деятельности.

Данные обстоятельства требуют взаимодействия и взаимопроникновения

в процесс получения знании и умении из различных областей наук: педагогических, психологических, искусствоведческих, специальных отраслевых, производственно-технологических, что подтверждает необходимость интегра-тивности в деятельности бакалавров профессионального обучения. Именно такои подход позволит направить профессиональную подготовку на создание специалиста нового типа, подготовленного для реализации экспериментальной программы «Профессионалитет», и может быть наглядно представлено в виде схемы (рис. 1).

Ученые анализируют проблемы интеграции дисциплин в различных группах наук (В.В. Алексеев, В.С. Библер, В.В. Булгаков, ВС. Готт, В.В. Гусев, Э.Ф. Зеер, Б.И. Иванов и др.).

Я педагог профессионального обучения

го ш о

го О

го

ш

ф

ГО S ч о IZ

m <

(О ш о

0 ^

£ го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IZ

<

1

н с след ов лтел ьскан деятельность

конструкторская деятельность

технологическин деятельность

художественно-графическая деятельность

Теор ети ■« ески е оси овы деятел ь ностн

Рис. 1. Модель выпускника педагога профессионального обучения

Практико-ориентированный подход в профессионально-педагогической подготовке имеет свои особенности и понимается нами как ориентация образовательного процесса на конечную цель профессионального обучения - приобретение и обогащение практического опыта, включающего совокупность конкретных профессиональных действий,

основанных на свободном овладении теоретической информацией, что в конечном итоге достигается посредством интеграции теоретического и практического подходов в обучении.

Д. Варнеке понимает практико-ори-ентированный подход как активный процесс организации профессиональной подготовки, суть которого в применении

компонентов практического образования в теоретическом обучении, и реализация которого происходит посредством обогащения элементами профессиональной деятельности отдельных составляющих учебного процесса [13].

Необходимо отметить, что в исследованиях по педагогике практико-ори-ентированный подход рассматривается как совокупность методических приемов обучения и преподавания в комплексе с практической деятельностью с целью формирования компетенций как конечного результата профессиональной подготовки [8].

Реализация практико-ориентирован-ного подхода в вузе позволяет обеспечить условия трансформации образовательной деятельности студента в профессиональную деятельность будущего специалиста посредством моделирования предметного содержания его учебной деятельности.

Для этого содержание профессиональной подготовки располагает значительным потенциалом и включает: теоретический аспект (лекции, семинары, самостоятельную работу, курсовое проектирование и др.); прикладную или практическую часть (лабораторные, практические работы, активные формы учебной работы включая мастер-классы, викторины, конкурсы, круглые столы, игровые формы и др.); учебную и производственную практики, выполнение конкурсных работ и проектов совместно с педагогами и специалистами-практиками).

Любая деятельность, как показывает практика работы в вузе, отличается различной степенью активности и самостоятельности студента, однако только активная, эмоционально насыщенная деятельность способствует полноценному развитию личности будущего специалиста. Отсюда содержание учебного процесса следует проектировать так, чтобы подготовить студентов к овладению способами и приемами профессиональной деятельности в различных видах учебных занятий и на этой основе обеспечить про-

фессиональное саморазвитие, полноценное формирование гармоничной и всесторонне развитой личности будущего педагога профессионального образования.

К числу таких форм и относятся диалоговые формы работы - семинары, конференции, дискуссии, круглые столы, викторины и т. д., имитирующие решение производственных проблем. С одной стороны такие занятия актуализируют теоретические знания из разных областей, а с другой - моделируют многофункциональность производственной деятельности специалистов, что в свою очередь, позволяет создать необходимые условия для интеграции в единую модель цикла «теоретическая проблема - реализация на практике» всех видов учебных занятий и их полноценного усвоения [12].

Опыт использования парно-диалогического метода в ходе проведения лекционного занятия был описан учеными психологами Э.Ф. Зеером, О.Н. Шахматовой [4]. Так, применение этого педагогического метода ведет к значительным изменениям как построения материала лекций и практических занятий, так и взаимосоотношения между ними, и обусловливает появление новых инновационных форм.

В программах дисциплин профессиональной подготовки заложен большой потенциал для реализации интегратив-ных лекций, содержание которых требует не просто суммирования системы знаний философского, искусствоведческого, психолого-педагогического характера, а их органический симбиоз в процессе подачи и усвоения учебной информации. Увидеть взаимосвязь, взаимообусловленность между трудно соотносимыми знаниями - основная задача участника интегративного занятия. Учебный материал здесь подвергается разностороннему анализу, обоснованию, поиску и представлению множества вариантов решения проблемы. «В результате возникает несколько интегративно-диалогических линий: а) педагог-теоре-

ш

о ц

о ^

ф о

i

о Го х m ю о

0 " ф го

1 ^

* ю

m о

m

о Ч о х ч о с о о

о ф

т

го

ч

ф

с

0

1 _0

Ф го ср I о о

о

о ф

-&

о ср а m m

го m

iL о

S О.

i- ч:

I го

х

ф

Ç2 Ф го

сР m

i= о

о

к ^

ш

I g

' о

ф

о

го со о

го О

го

ш

ф

ГО ^

ч о с

т <

го" ш о

0 ^

£ го

с

<

1

тик - педагог-практик; б) теоретическая информация- практический материал; в) лекционная форма обучения-семинар-ская (практическая) форма обучения и т.д.» [10].

Отсюда в практике преподавания использование нами интегративных заданий (задачи, упражнения) требует не только привлечения знаний, сформированных у студентов на различных дисциплинах, но и возможности использования практических умений и навыков различного характера (художественно-графических, аналитических, исследовательских, естественнонаучных и др.), что обеспечивает достижение лучшего полезного эффекта в условиях конкретных приемов деятельности.Опыт использования таких заданий был описан нами ранее в статье «Проектно-творческая деятельность в аддендуме профессиональной подготовки дизайнеров» [5].

При изменении содержания деятельности путем постепенного перехода от учебно-предметного усвоения наук к овладению каждым студентом совокупностью практических умений и навыков, необходимых для выполнения профессионально-педагогической деятельности, учебно-познавательная деятельность студентов приобретает целенаправленный практико-ориентированный характер, что позволяет «обучающимся не только качественно перестроить уровень выполнения образовательной деятельности, но и выстроить перспективу профессиональных достижений - спрогнозировать профессиональное будущее в соответствии со своими целями и смыслом жизни» [3, с. 156].

Содержание деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», определяется учебным планом и рабочими программами дисциплин предметной подготовки. Исходя из предмета нашего исследования, мы выделили только несколько учебных дисциплин, которые отражают профильную составляющую, а именно деятельность

будущего педагога профессионального обучения в области дизайна: «Технология швейных изделий»; «Материаловедение»; «Конструирование одежды»; «Проектирование»; «Графика фигуры»; «Дизайн одежды». Этот выбор обоснован тем, что содержательный аспект дисциплин постоянно обновляется в связи с активными преобразованиями в мире моды и несмотря на обязательные предметные знания (стандарт) подразумевает любое расширение и углубление материала, поэтому при решении данного вопроса ограничений не существует. Это также находит подтверждение в исследованиях С.А. Мамыченко, М.В. Максимовой, Л.А. Хохленковой и др., которые говорят о вариативности подходов при реализации принципов практико-ори-ентированного обучения, предполагая множество подходов, подсистем и технологических решений [7; 6; 9].

Формированию профессиональных умений выполнять деятельность на высшем (креативном) уровне способствуют комплексные познавательные задания, которые образуют содержание комплексных (построенных на интеграции знаний) контрольных работ, курсовых проектов, экзаменов. Овладение действиями и операциями анализа, сравнения, обобщения, обоснования, соотнесения и сопоставления, а также переноса явлений, относящихся к различным областям наук позволяет максимально сблизить учебную и реальную профессиональную деятельность.

Таким образом, благодаря применению технологий профессионально-ориентированного обучения многократно выполняемые действия интериоризиру-ются и впоследствии успешно могут быть реализованы в опыте профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Блинов В. Обществу больше не нужны места «передержки будущих рабочих кадров» [Электронный ресурс] // РАНХиГС. - Режим доступа: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/

ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinov-obshchestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki -budu shchi kh-rab/

2. Богомолов А.Н. Психолого-педагогические аспекты практико-ориенти-рованного обучения // Современное педагогическое образование. - 2019. - №10. С.7-11

3. Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. - 2021. - Т23. - № 6. С. 153-184.

4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личност-но-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: научно-методическое пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. 1999. - 244 с.

5. Львова Е.В., Самсонова И.Г., Подма-рева А.В. Проектно-творческая деятельность в аддендуме профессиональной подготовки дизайнеров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - №12(102). С. 49-53

6. Максимова М.В. Практико-ориенти-рованная образовательная среда как средство развития профессиональных компетенций у обучающихся колледжа // Методист. - 2018. - № 5. С. 13-21

7. Мамыченко С.А. практико-ориенти-рованная модель обучения студентов в учебном процессе современного

вуза // Бизнес-образование в экономике знаний. - 2017. - № 2. С. 92-98

8. Образцов П.И., Ахулкова А.И., Чер-ниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: учебно-методическое пособие. -Орел: ОГУ, 2003. - 94 с.

9. Хохленкова Л.А. Практико-ориенти-рованное обучение студентов в университете [Электронный ресурс] // АНИ: педагогика и психология. -2021. - № 2(35). - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-studentov-v-universitete

10. Чапаев Н.К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2019. - 372 с.

11. Шоев Д.А. Важные факторы повышения качества образования // Проблемы науки. - 2019. - №12-2. С. 108

12. Яковлев И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. -Ленинград: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1987. - С. 44-45

13. Warneke D. Aktionsforschung und Praxisbezug in der Darf-Lehrerausbil-dung - Kassel: Kassel Univ. Press, 2007. - S. 599

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 23.11.2021

Об авторах:

Пахтусова Наталья Александровна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, pakhtusovana@cspu.ru

Самсонова Ирина Геннадьевна, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, samsonovaig@cspu.ru

Подмарева Анастасия Валерьевна, старший преподаватель кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия), podmarevaav@cspu. т

m

о ç

о

<и о

i

о Го

х m

ю о

0 " <и го

1 ^

* ю

m о

m

о Ч о х ч о с о о

о <и

Т

го

<и с

0

1 _0

<и го ср I о о

о о

<и -&

о ср а m m

го m

iL о

S О.

I- ч

I го

х

<u

Ç2 <u

¡^ m i= о

о

к ^

m

I g

' о

<D

S 1=

Для цитирования: Пахтусова Н.А., Подмарева А.В., Самсонова И.Г. Интеграция практико-ориентированного и теоретического подходов как необходимое условие подготовки современных кадров в профессионально-педагогическом образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 4. С. 33-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-4-33-41

References:

1. Blinov V. The society does not need the places "to keep the staff too long" any more [Elektronic resource] // RANKhiGS. - Available at: https://www.ranepa.ru/sobytiya/ novosti/ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinov-obshchestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki -budu shchi kh-rab/

2. Bogomolov A.N. Psychological and pedagogical aspects of practice focused education // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 2019. - №10. P.7-11 [in Russian]

3. Zeer E.F., Tserkovnikova N.G., Tretyakova V.S. Digital generation in the context of vocational education prognostication // Obrazovanie i nauka. - 2021. - Vol. 23. - № 6. P. 153-184. [in Russian]

4. Zeer E.F., Shakhmatova O.N. Personality focused technologies of specialist's professional development. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. Gos. Ped. Un-ta, 1999. - 244 p. [in Russian]

5. Lvova E.V., Samsonova I.G., Podmareva A.V. Creative projecting in the addendum of professional training of designers // International research journal. - 2020. - №12(102). P. 49-53 [in Russian]

6. Maksimova M.V. Practice oriented educational environment as a means to develop professional competences of college students // Metodist. - 2018. - № 5. P. 13-21 [in Russian]

7. Mamychenko S.A. Practice oriented model to teach students in the contemporary higher school curriculum // Biznes-obrazovanie v ekonomike znaniy. - 2017. - № 2. P. 92-98 [in Russian]

8. Obraztsov P.I., Akhlukova A.I., Chernichenko O.F. Projecting and designing the profession-focused teaching technology. - Orel: OGU, 2003. 94 p. [in Russian]

9. Khokhlenkova L.A. Practice oriented students teaching at the university [Electronic resource] // ANI: pedagogika i psikholkogiya. - 2021. - № 2(35). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-studentov-v-universitete [in Russian]

10. Chapaev N.K. Pedagogical integration: methodology, theory, technology. - Ekaterinburg: Izd-vo Ros.gos.prof-ped.un-ta, 2019. - 372 p. [in Russian]

11. Shoev D.A. Important factors of education quality improvement // Problemy nauki. -2019. - №12-2. P. 108 [in Russian]

ro 12. Yakovlev I.P. Higher school integration with science and industry. - Leningrad: Izd-vo Lenin.gos.un-ta, 1987. - P. 44-45 [in Russian] 13. Warneke D. Aktionsforschung und Praxisbezug in der Darf-Lehrerausbildung -

CO

о Kassel: Kassel Univ. Press, 2007. - S. 599

CO m CD CP CO

About the authors:

Pakhtusova Nataliya Aleksandrovna, Associate Professor, Department of Training ^ Vocational Teachers and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical i= University, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate ™ Professor, Email: pakhtusovana@cspu.ru

co Samsonova Irina Gennadievna, Associate Professor, Department of Training

8 Vocational Teachers and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical k University, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, Email: samsonovaig@cspu.ru

Podmareva Anastasiya Valerievna, Senior lecturer, Department of Training Vocational Teachers and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, Email: podmarevaav@cspu.ru

For citation: Pakhtusova N.A., Podmareva A.V., Samsonova I.G. Integration of practice-oriented and theoretical approaches as a necessary condition for the training of modern personnel in vocational and pedagogical education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 4. P. 33-41. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-433-41

Ф

s

ш

о

ц

о

^

ф

о

2 s

S s

ч X

о го

X ш

ю о

о СО

ф го

X ср

го ю о

^ S

ш о

о ^

ч о о ф

X т

ч 1_

о о

с

о го ч

о ф

^ с

о

ф о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т X

S _0

н

ф го

ср X

о о

ф S

н о

S о ф

о -&

о о

X ср

X с

го ш ш

о ш

ср о

S ср

н ч

X го

ф ^

S ср о X .0 X

о X

^ ф

S Ё S ф

го ср

ср ш

d о о

и;

S J го ср ф ^ ш о н о

н X ч о

с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.