о ö
о
Вдовенко Т. В., Цинченко Г. М.
Интеграция поколений в сфере досуга
Вдовенко Татьяна Викторовна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры иностранных языков Доктор педагогических наук [email protected]
Цинченко Галина Михайловна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук, доцент galina_ts55@mail .ru
РЕФЕРАТ
Статья посвящена интеграции поколений, включенных в культурно-досуговую и социальную деятельность в западных странах. Представленные программы могут быть полезными для создания социальной поддержки людей разных поколений в России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
межпоколенные практики, досуг, пожилые
Vdovenko T. А., Tsinchenko G. M.
Integration of Generations in the Sphere of Leisure
Vdovenko Tatyana Viktorovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
Professor of the Chair of foreign Languages
Doctor of Science (Pedagogic)
Tsinchenko Galina Mihailovna
North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)
associate professor of the Chair of Sociology and social work
PhD in sociology, associate Professor
ABSTRACT
The article deals with integration of various generations, involved in cultural, leisure and social activity in the Western countries. It can be prerequisites for creations of social and cultural programs in Russia.
KEYWORDS
inter-generational practices, leisure, elderly
«Межпоколенные отношения» и «межпоколенное взаимодействие» определяются как особый вид социального взаимодействия, основанный на непосредственном или опосредованном воздействии друг на друга представителей разных поколений. Межпоколенные отношения реализуются, объективизируются в межпоколенном взаимодействии, которое одновременно является и результатом, и предпосылкой этих отношений. В традиционных обществах были определены место каждого человека с момента рождения, способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. В современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым
новом поколением проблемы и выбор путей своего развития, опыт предыдущих з поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Изме- ^ няются механизмы трансляции опыта. В условиях резких социальных перемен § резче проявляется острота межпоколенных отношений из-за возрастных особен- £ ностей, оказывающих влияние на способность адаптироваться к изменениям. Из-за ^ ломки прежнего традиционалистского механизма социального наследования, ко- ° торый был способен ограждать молодежь от антиобщественных влияний, настро- о ений, поступков, молодежь испытывает серьезные трудности, так как новый еще ^ не сформировался. Главное в межпоколенных отношениях — способность каждого ш поколения адаптироваться безболезненно в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны отцов к детям, с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
Симбиотичности поколений и стабильности общества способствуют практики межпоколенных взаимодействий. В современном обществе развиваются различные межпоколенные практики, предусматривающие систематическое и преднамеренное взаимодействие между пожилыми и молодыми людьми в обществе. Такие практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Практики взаимодействия поколений затрагивают множество социальных, экономических и политических факторов, влияющих как на молодых, так и пожилых людей.
Главное в межпоколенных отношениях — способность каждого поколения адаптироваться в единое социокультурное пространство без жесткой иерархии, без насилия, неуважения со стороны «отцов» к «детям», с обязательным утверждением авторитета пожилых людей и доверия, любви к растущему человеку.
С точки зрения отношений поколений, мир переживает сейчас уникальный исторический период, суть которого заключается в том, что в обществе впервые сложилась четырехзвенная, четырехпоколенная структура. Никогда в истории еще такой ситуации не было, она возникла в ХХ в. И отсюда ряд неординарных, с точки зрения традиционных процессов социализации, следствий.
Во-первых, раньше было одно работающее поколение — «отцы», а младших, т. е. «детей», воспитывали «старики». Таким образом, «отцы» обеспечивали всю материальную жизнь, а функцию социализации выполняли старики, воспитывая внуков. Теперь производство меняется, востребованы наработанные опыт и знания, пожилые задействованы на производстве, они больше не хотят воспитывать внуков. «Отцы» тоже работают, и «детьми», оказалось, заниматься некому. Поэтому возникла нужда в иных формах социализации.
Во-вторых, появление четырехпоколенной структуры привело к новому структурированию социального пространства и времени. Прежняя, традиционная трех-звенная структура — дед, отец, сын — имела традиционные формы и механизмы трансляции социальности. А когда появилось четвертое поколение, оказалось, что в этих механизмах новые социально-поколенческие роли не прописаны. Как каждое из поколений должно общаться с другими? Каким безусловным авторитетом будет обладать дед, если он сам «сын»?
В-третьих, проблема отцов и детей усложняется тем, что с развитием электронных средств и коммуникационных сетей дети по своим возможностям уподобляются взрослым, и здесь сразу три поколения становятся взрослыми и три — детьми, «молодыми». Соответственно, проблема межпоколенческого конфликта как отношения между двумя поколениями в современных условиях оказывается не-
з корректно сформулированной. А если взять за основу нуклеарную семью, раздельное проживание семей разных поколений, то возникает проблема, как, с кем и по 0 отношению к кому идентифицирует себя ребенок? Бабушки и прабабушки оказы-£ ваются за пределами семьи, становятся чужими людьми. Распространение в со-^ временности домов для престарелых — это как раз западное решение вопроса о ° разрыве поколений, когда молодежь — дети и тем более внуки и правнуки — не о принимает стариков как ближних своих и родственников. Да и сами старики тоже д даже внуков нянчить не хотят, тем самым усугубляя отчуждение. Из этого возни-ш кает и другая проблема — риск распада единства исторического и социального пространства и времени, которые не возможны без содержательного взаимодействия людей разных поколений.
Особого внимания заслуживают программы, реализуемые интеграционно — для людей разных поколений, ориентированных на совместную социально-культурную деятельность людей третьего возраста и представителей подрастающего поколения. Эти программы улучшают взаимопонимание молодых и пожилых, содействуют передаче социального опыта, развитию чувства милосердия, соучастия, симпатии, которых сегодня в нашем обществе не хватает. По мнению социологов, человек становится старым, когда общество отвергает его как старого. В настоящее время предполагается, что пожилые люди будут иметь все возрастающее влияние в социальной, общественной и экономической жизни общества, что даст возможность пожилым проявить себя в новом качестве. Главным для этой категории населения является осознание чувства полезности окружающим, обществу. Хорошо организованный досуг помогает восстановить дееспособность, проверить свои силы. Американский ученый С. Паркер [3] писал, что психологическое старение не может быть обозначено социальными терминами, оно зависит от особенностей и возможностей личности, начиная с раннего возраста и до момента старения. Оно зависит от желания узнать новое, стремления проявить интерес к окружающему миру.
В этом контексте особенно важно обратить внимание на взаимодействие и интерактивность. Люди старшего поколения ощущают себя нужными обществу, когда их опыт и участие становятся востребованными молодыми. Примеры культурно-досуго-вых интерактивных программных успешно осуществляются в Великобритании и Франции. Так, во Франции получила распространение сеть так называемых «сельских клубов», которые чаще всего расположены недалеко от больших городов, что привлекает как сельских, так и городских жителей [1]. В рамках программ сельских клубов — коллективная взаимопомощь, в том числе забота о молодых: присмотр за детьми, помощь по хозяйству, уроки кулинарии. Регулярно и организованно проявляется забота о больных членах клуба. Следует отметить заботу о разных поколениях, в том числе помощь молодым мамам, оказавшимся в трудной ситуации. Важным видом деятельности клуба является организация развлекательно-познавательной деятельности. Регулярно проводятся сельские праздники с песнями, танцами, рассказами об истории ремесел и промыслах родного края. Во Франции на базе сельских клубов действуют передвижные библиотеки, организуются экскурсии. Девиз таких клубов — взаимопомощь и взаимная любовь. Смысл этого девиза в том, что задачи клубов выходят за рамки рекреативных и нацелены также на решение социальных проблем. Рассматривая деятельность сельских клубов и анализируя ее, надо выделить главную их заслугу, которая состоит в изменении морали и психологии молодежи и старшего поколения [2].
В развитии социальной работы в Великобритании большую роль играют дневные центры, наиболее известный из них — Бартон-Хилл. Он входит в состав комьюни-ти при Бристольском университете. Бартон-Хилл открыт для удовлетворения потребности разных поколений в общении, их желания культурно провести время,
отдохнуть. Членами центра могут быть также инвалиды и пожилые люди независи- з мо от того, проживают они одни или с родственниками. ^
В центре действует «Клуб женщин». Центр сотрудничает с Организацией женщин § Азии (пожилых и инвалидов). Женщины-европейки помогают женщинам из Азии £ приспособиться к жизни в Англии, Европе. ^
В центре работает клуб для людей разного возраста «Мы вместе», в котором ° выступают приглашенные артисты: певцы, пианисты, ансамбли. Члены клуба слу- о шают лекции по различным темам. Слушателей интересуют проблемы здоровья, ^ новости политики, искусств. Регулярно центр проводит программу «Потанцуем и ш споем» с приглашением членов дневных центров, расположенных поблизости. О
По вторникам в центре собирается группа любителей истории. Как правило, среди членов этой группы есть люди, которые профессионально занимались историей. Эти профессионалы являются, как правило, ведущими встреч группы. Подготовка к этим встречам занимает немало времени, побуждает к чтению книг, просмотру видеофильмов, связанных с тематикой предстоящей встречи. В создании презентаций с удовольствием помогают школьники и студенты.
В Бартон-Хилле одно из основных направления деятельности — это широкое распространение образования и знаний в области культуры среди представителей разных поколений, а также обеспечение наилучших условий для жизни людей, их занятий в часы досуга.
Программа новых инициатив на базе Бартон-Хилл комьюнити включает в себя образовательную, досуговую, художественную и оздоровительную деятельность для разных групп населения Бристоля и его пригородов.
В рамках этой программы был открыт компьютерный класс, где обучались как совсем юные, так и немолодые люди, что дало возможность общаться с друзьями по электронной почте, расширить контакты через социальные сети.
Душой и сердцем центра стал клуб для детей «Встретимся после школы», где работают различные кружки, в которых участвуют представители разных поколений; популярностью пользуется молодежная дискотека и клуб юных умельцев. Особое место в сообществе занимает клуб решения социальных проблем. Прежде всего, туда приходят те, кто потерял работу или стал нетрудоспособным. Молодые мамы отправляют детей в игровой центр, а сами с помощью социальных работников ищут работу. Наряду с социальными работниками такую группу консультирует опытный психолог. В некоторых случаях безработные могут пройти профессиональную подготовку непосредственно в центре.
В последние годы дети из малообеспеченных семей получили возможность отдохнуть в летнем лагере на побережье. Весной и осенью функционируют семейные лагеря отдыха выходного дня. Социальные работники центра открыли долгосрочную программу борьбы против использования наркотиков «Нет наркотикам в нашей жизни», благодаря которой число наркоманов в Бристоле и его окрестностях сократилось на 15%. В рамках этой программы проводится разъяснительная работа среди молодежи, причем лекции умело сочетаются с организацией отдыха молодежи.
Мастерские Бартон-Хилла обеспечивают развитие художественного творчества. Межпоколенная творческая деятельность в сообществе включает в себя такие виды, как драма, живопись и рисунок, видео, музыка, танцы, графика, литературное творчество. Так как среди молодых людей большим успехом пользуется фотография и активный отдых, была организована драматическая группа с видео и музыкой, а также технический монтаж, включая компьютерные технологии.
Группа азиатских женщин создала свой консультационный центр, мастерские для женщин, керамическое производство, а также класс здоровья. Фактически сейчас в центре имеются три группы здоровья и йоги на регулярной основе. Функ-
з ционируют классы английского языка и математики для работы, английского язы-□L ка как второго с двумя тьюторами и добровольным помощником [4]. 0 Практики межпоколенного взаимодействия в сфере досуга положительно влия-£ ют как на молодых, так и на пожилых людей. Межпоколенные контакты улучшают s физическое и эмоциональное самочувствие пожилых людей, повышают их жизнен° ную активность. Дети и подростки, взаимодействующие с пожилыми людьми, при-о обретают способность видеть в них значимые личности, могут получать сведения g из истории жизни старшего поколения, которое представляет культуру и образ ш жизни прошлых лет. В сегодняшней ситуации разобщения и непримиримости воз-О обновление межпоколенных контактов через различные межпоколенные практики, в том числе и в сфере досуга, могло бы стать стабилизирующим фактором в современном обществе. Межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки от родителей к детям и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.
В результате исторической и культурной преемственности каждое новое поколение людей для осуществления своей деятельности овладевает достижениями предшествующих поколений, теми условиями, в рамках которых ему предстоит жить и действовать, делает своим внутренним достоянием культурные ценности, которые создали его предшественники. Каждое новое поколение вносит и свой собственный вклад: если прошлое — это уже реализованные возможности, а настоящее — момент перехода возможностей в действительность, то будущее — это то, чего нет в форме актуальной действительности.
Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Сутью межпоколенных отношений не может быть ни «абсолютное обновление», ни «абсолютный разрыв» — то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Отказ от наследия, неблагодарность, эгоцентризм, неспособность к диалогу — эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации.
Литература/References
1. Chan M. Multimodal Connectedness And Quality of Life: Examine The Influences of Technology Adaptation And Interpersonal Communication on Well-Being Across the Life Span (pages 3-18) (/doi/10.1111/jcc4.12089/abstract) // Journal of Computer-Meditated Communication, January 2015.
2. Grolier C. Clubs du troisieme age // Le Monde, 27 Oct.
3. Parker S. Leisure And Work. London, 1995.
4. Arking A. The Biology of Aging of Observations of Principals. Oxford: Oxford University Press, 2006.