Научная статья на тему 'Сфера досуга в странах Западной Европы'

Сфера досуга в странах Западной Европы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7303
891
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНО-ДОСУГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / LEISURE / SOCIAL WORK / SOCIAL AND LEISURE CENTERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вдовенко Татьяна Викторовна, Цинченко Галина Михайловна

Статья посвящена сфере досуга в странах Западной Европы. Несмотря на известные ограничения в использовании зарубежных технологий организации досуга, опыт европейских стран в этой области представляется значимым компонентом научно-методической и практической деятельности по созданию системы социального патроната досуга в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scope of Activities in the Countries of Western Europe

Article is devoted to the field of leisure activities in the countries of Western Europe. Despite known limitations in the use of foreign technologies of leisure-time activities, the experience of European countries in this area is a significant component of scientific-methodological and practical activities for the development of a system of social patronage in Russia.

Текст научной работы на тему «Сфера досуга в странах Западной Европы»

о ö

о

Вдовенко Т. В., Цинченко Г. М.

Сфера досуга в странах Западной Европы

Вдовенко Татьяна Викторовна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры иностранных языков Доктор педагогических наук ^ tat.vdov77@yandex.ru

Цинченко Галина Михайловна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры социологии и социальной работы Кандидат социологических наук, доцент galina_ts55@mail .ш

РЕФЕРАТ

Статья посвящена сфере досуга в странах Западной Европы. Несмотря на известные ограничения в использовании зарубежных технологий организации досуга, опыт европейских стран в этой области представляется значимым компонентом научно-методической и практической деятельности по созданию системы социального патроната досуга в России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

досуг, социальная работа, социально-досуговые центры

Vdovenko T. V., Tsinchenko G. M. The Scope of Activities in the Countries of Western Europe

Vdovenko Tatyana Viktorovna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Professor of the Chair of foreign Languages

Doctor of Science (Pedagogic)

tat.vdov77@yandex.ru

Tsinchenko Galina Mihailovna

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

associate professor of the Chair of Sociology and social work

PhD in sociology, associate Professor

galina_ts55@mail.ru

ABSTRACT

Article is devoted to the field of leisure activities in the countries of Western Europe. Despite known limitations in the use of foreign technologies of leisure-time activities, the experience of European countries in this area is a significant component of scientific-methodological and practical activities for the development of a system of social patronage in Russia.

KEYWORDS

leisure, social work, social and leisure centers

Изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия обострило разноплановые социальные проблемы, решение которых связано с проводимой социальной политикой государства. Сфера досуга органически связана со всей системой жизнедеятельности человека. Социально-досуговая деятельность различных категорий населения, нуждающихся в социальной помощи и поддержке,

способствует самореализации личности, укреплению творческого потенциала. Ак- з туальность проблемы исследования определяется целым рядом обстоятельств. ^ Теоретические интерпретации связаны в первую очередь с тем, что структура со- § циальных ценностей чрезвычайно сложна: одни ее элементы способствуют рево- £ люционизации сознательных процессов, стимулируя движение к новым обществен- ^ ным идеалам, другие обусловливают консервацию социально значимых стабильных ° состояний общества. Возможность ознакомиться со становлением современного о состояния и тенденциями развития социальной работы в сфере досуга в странах ^ Западной Европы позволяет выявить педагогический потенциал социальной рабо- ш ты в сфере досуга, обобщить и проанализировать основные технологии социальной работы с населением в сфере досуга. Решение многих социальных проблем связано с рациональным проведением досуга, с использованием его рекреативного и развивающего потенциала. Социально-досуговая деятельность является одним из важнейших педагогических факторов развития общества.

Разрешение многих социальных проблем за рубежом связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

Проблемы позитивной социализации личности становятся особенно острыми в периоды политического и социального переустройства общества, смены общественных установок, кризиса ценностных моральных и нравственных структур общественного сознания. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы социальной защиты, поддержки и помощи человеку как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организаций социальной направленности. Проблема социального воздействия актуальна на государственно-общественном уровне, особенно для России с ее вековыми традициями человеколюбия, сострадания и гуманности. Именно здесь на рубеже Х1Х-ХХ вв. в связи с развитием социальной и специальной педагогики появилось понятие «социальное воспитание». Проблемы позитивной социализации личности становятся особенно острыми в периоды политического и социального переустройства общества, смены общественных установок, кризиса ценностных, моральных и нравственных структур общественного сознания.

В международных документах зафиксированы вопросы о социальной защите права каждого на социальное развитие, социальное воспитание, социализацию. Из этих документов и практики социальной работы за рубежом также явствует, что основными направлениями и средствами социального воспитания и развития личности в цивилизованном обществе наряду с трудом, учением, общением является и досуг, т. е. широкие связи с социальной средой. В зарубежных публикациях превалирует рассмотрение процессов групповой динамики в оценке механизмов влияния на личность. Вместе с тем в западной социальной психологии 30 и даже более лет назад встречались публикации, анализирующие именно влияние социокультурной среды на личность. Это были, например, исследования В. Заззер и М. Уртич (Франция), Р. Аргай-ло (Англия), Д. Смит (США) и некоторых других, в основном касающиеся детей и подростков Одна из важнейших задач социальной работы — активизация собственных ресурсов человека. Социальный патронат повседневного бытия является неотъемлемой составной частью жизни западного общества, а образ социального работника присутствует в сознании западного человека как связующее звено — медиатор в системе отношений «личность — общество». Особая актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки методов социальной поддержки людей, особенно в кризисной ситуации. Проблема свободного времени в сочетании с социализацией личности также относится к числу остроактуальных. Она должна решаться за счет обеспечения каждого члена общества достаточным и гарантированным количеством свободного времени и создания на этой основе многофункциональной культуры досуга, отвечающей потребностям личности. Анализ эмпирических данных

з свидетельствует, что социальная работа за рубежом представляет собой институт, активно способствующий процессам социализации, социальной интеграции групп 0 и индивидов, а также поддержанию стабильности общества в целом. Одним из фак-£ торов, стабилизирующих социально-политическую обстановку в этих странах, несмо-^ тря на присущие им противоречия, являются высокий потенциал и сложившиеся ° традиции социальной работы, главной особенностью которой является ее гуманисти-о ческая направленность. Эта мысль подтверждается ведущими зарубежными учеными д в области социальной работы, такими как А. Браун, А. Твелветриз, А. Треневе, В. Кул-ш шед, Дж. Дизегу, Л. Доннели, Л. Клинтон, М. Паин, О. Стивенсон, П. Виллис, Т. Расель, Ф. Парслоу, Ш. Шпиро и др. Теория деятельности как основа общекультурного развития личности разработана М. С. Каганом, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, ^ Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Сущность и специфика различных проблем культурологии, культуры как синтеза всех видов человеческой деятельности обоснованы М. А. Ариарским, Д. М. Хыкиным, С. Н. Артановским, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовским, А. П. Марковым, С. Т. Махлиной, Э. В. Соколовым, В. Е. Триодиным и др.

Существенный вклад в раскрытие рекреативного, познавательно-образовательного, эстетического потенциала досуга, в обоснование взгляда на культурно-до-суговую деятельность как существенный резерв развития личности внесли Б. А. Гру-шин, В. А. Ядов, Э. В. Соколов, И. В. Бестужев-Лада. Большой вклад в научный анализ проблемы социального воспитания за рубежом внесли отечественные ученые Ю. Н. Кротова, И. А. Новикова, Б. А. Титов, Н. А. Горбунова, зарубежные ученые А. Адерраба, Д. Белл, Дж. Брунер, Д. Миллер, Ж. Пиаже, К. Роберте и др.

Досуг в сфере социальной работы — это серьезный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных культурных ценностей. Вместе с тем особо значимая сфера жизнедеятельности личности — досуг — нередко оказывается вне поля зрения социальных работников в силу различного рода причин, главной из которых представляется отсутствие профессиональной компетентности в этой области. Создается своеобразная педагогическая ситуация, при которой социальная работа выступает как эффективное средство формирования социально активной личности. Это своеобразие вызывает необходимость разработки особой методики социального вмешательства в соответствии с социальными потребностями общества и индивида.

Одна из важнейших задач социальной работы — активизация собственных ресурсов человека. Рассматривая социальную работу как особую профессию, которая формировалась под воздействием представлений о сущности профессионализма в их неоднозначных отношениях с современным государством и философией прав человека, Теодор Шанин в работе «Социальная работа как культурный феномен современности» отмечает, что именно социальная работа дает богатый фактический материал относительно структуры и самосознания современных обществ в их кризисных точках [3].

Следуя в развитии социальной работы за странами, которые уже прошли многолетний путь в этом направлении, Россия, разумеется, не может и не должна копировать их модели. В то же время мировой опыт — один из важнейших источников роста и развития этой работы в нашей стране. Дальнейшее плодотворное совершенствование социальной работы в России возможно путем конструктивного слияния отечественного опыта и мировой практики в целом, путем внедрения инновационных идей, в том числе из достижений различных стран, на основе совершенствования методологии и методики социальной работы с учетом местных условий и возможностей [12]. В последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, в том числе людей, оказавшихся в кризисных ситуациях [2].

Каждая страна и культура должны разрабатывать свой собственный подход к груп- з повой работе, который соответствует культуре и традициям страны, особенностям ^ проведения досугового времени ее жителей. 0

В Великобритании широко распространены институты, связанные с организацией £ свободного времени, — социально-досуговые центры, которые могут приобретать ^ значение клубов, объединений и т. п. Во многих муниципалитетах созданы специ- ° альные отделы для консультаций молодежи, которые обычно работают в тесном о сотрудничестве со службой трудоустройства, муниципальными службами, контроли- ^ рующими предложения рабочих мест для молодежи. ш

Центры досуга для пожилых людей в Англии удовлетворяют их запросы. Здесь есть все возможности для занятий художественной самодеятельностью, рукоделием, вышиванием, живописью, моделированием, музыкой. Задача организатора досуга — найти подход к каждому участнику, тактично направить его стремление. Члены клубных объединений коллекционируют марки, монеты, редкие книги. При каждом таком объединении действует самодеятельный театр. При таком подходе пожилые в полной мере могут раскрыть свои дарования и способности, так как дело находится каждому — и музыкантам, и певцам, и актерам, и художникам.

На городских праздниках члены центра выступают с концертами и спектаклями. Эти выступления приносят всем участникам заслуженное чувство удовлетворения и полезности обществу. Еще более важны выступления в больницах и домах престарелых. Члены клуба не только дают там концерты, но и регулярно навещают живущих в них людей, беседуют с ними, рассказывают им новости, читают книги.

Социально-культурная деятельность в Великобритании связана и с так называемыми сеттльментами (в переводе на русский язык — селение, поселение). Они представляют собой центры, находящиеся в черте города, объединяющие людей, имеющих одни и те же социально-экономические и культурные основы, собирающихся вместе, чтобы обменяться знаниями и умениями для общего блага и для развития личности. Понятие «интересы» является одним из ключевых для досуговой деятельности. В сеттльментах работают специалисты социальной работы в области образования, рекреативной и досуговой деятельности. Эти понятия стоят именно в такой последовательности, что и указывает на то, насколько важна рекреативная и досуговая деятельность для сеттльментов. Первые сеттльменты были созданы в Лондоне в 1884 г., когда студенты университета решили поселиться вместе, чтобы обмениваться идеями и планами о своей жизни [9].

Позже сеттльмент появился в США и других европейских странах, но с несколько другими названиями. Работа в этих институтах велась методами групповой работы и комьюнити. Программы действий были направлены на оказание поддержки неполным семьям, детям и подросткам, инвалидам, пожилым. Слово «ко-мьюнити» часто встречается и, несомненно, является ключевым для обозначения определенных понятий в социальной работе в целом и досуговой деятельности как составляющей социальной работы.

Все местные власти должны оборудовать семейные центры (комьюнити) или культурные учреждения, чтобы обеспечить различные нужды детей своего района. Семейный центр — это центр, в котором каждый может посещать любые мероприятия по обеспечению занятости, а также социальные или развлекательные мероприятия и обращаться за советом, помощью или юридической консультацией [6].

Работа социальной службы состоит в том, чтобы по возможности отвлечь детей и молодых людей от действий, которые могут привести к уголовной ответственности, для чего создается целая сеть специализированных культурных или образовательных объединений с учетом их потребностей и интересов.

В некоторых регионах есть профилактические команды, которые объединяют полицию, социальные службы, службу по надзору за условно осужденными. Об-

з разовательные и досуговые структуры создаются для того, чтобы охранять детей

и молодых людей, осуществляя «отвлекающую схему». 0 Итак, комьюнити (сообщество) — это группа людей или семей, для которых £ существует общность ценностей, институтов, услуг, демографических и географи-^ ческих признаков и интересов. Для данного исследования, безусловно, это общ° ность интересов, т. е. то, что непосредственно можно соотнести с досуговой де-о ятельностью [4]. Человеку в любой жизненной ситуации легче пережить трудности, д если он принадлежит к какому-либо комьюнити. Комьюнити в сельской местности ш имеют более крепкие устои, чем в городе.

В развитии социальной работы в Великобритании большую роль играет Бартон-Хилл — дневной центр, который входит в состав комьюнити при Бристольском университете. Стать его членом можно по собственному желанию, а также по просьбе родственников предполагаемого члена или тех, кто осуществляет уход за ним в соответствии с его потребностями и интересами. Бартон-Хилл открыт как для постоянных членов, так и для тех, кто хочет иногда заглядывать туда. Основные критерии для приема в члены центра Бартон-Хилл: потребность в общении, желание культурно провести время, отдохнуть. Членами центра могут быть инвалиды и пожилые люди независимо от того, проживают они одни или с родственниками. Большинство членов центра приезжают туда два раза, некоторые, кому это необходимо, — три или четыре дня в неделю. В центре действует Клуб женщин. Центр сотрудничает с Организацией женщин Азии (пожилых и инвалидов). Женщины-европейки помогают женщинам из Азии приспособиться к жизни в Англии, Европе. Азиатские женщины могут выбирать к ланчу национальные блюда, которые готовит специальный повар.

В центре работает клуб «Мы вместе». В эти дни перед членами клуба выступают приглашенные артисты (певцы, пианисты, небольшие ансамбли), часто члены клуба слушают лекции по интересующей их тематике (проблемы здоровья, новости политики, искусства). Регулярно центр проводит программу «Потанцуем и споем после чаепития». В эти дни приглашаются члены дневных центров, расположенных поблизости.

Интересная программа «Путешествуйте с нами». Несколько раз в году членам клуба предлагаются небольшие путешествия и прогулки на автобусах по льготным ценам. Это могут быть выезды на природу, в окрестные замки и музеи или поездки в другие города и страны. Очень популярны туры во Францию, так как это недалеко и недолго. Еженедельно в центре собирается группа любителей истории. Как правило, среди членов этой группы есть люди, которые раньше, до болезни или наступления пожилого возраста, профессионально занимались историей. Эти профессионалы являются, как правило, ведущими встреч группы. Подготовка к этим встречам занимает немало времени, побуждает к чтению книг, просмотру видеофильмов, связанных с тематикой предстоящей встречи.

Дневной центр «Бартон-Хилл» при комьюнити «Бартон-Хилл» был создан в 1911 г. Со дня его основания в нем работают волонтеры. В настоящее время в центре работают три постоянных сотрудника (один из них — обязательно инструктор по досугу) и несколько волонтеров. Субсидии на содержание центра поступают из местного отдела социальной службы Эйвона. В системе социальной службы Британии известна Ассоциация комьюнити и сеттльментов. Наблюдается значительный рост самопомощи в сфере персональных услуг.

Сеттльмент Бартон Хилл и совет Редфилд-комьюнити организовали новое объединение — Общее собрание. Принятый устав во многом повторял устав Национальной федерации ассоциаций комьюнити, измененной так, чтобы отвечать условиям сеттльментов и быть принятой Департаментом по образованию и науке. Согласно новому уставу, ответственность за содержание и управление зданиями

сеттльментов и за ее деятельность была возложена на Ассоциацию комьюнити. Ее з сотрудники влияли на развитие просветительной и творческой деятельности ко- ^ мьюнити. Согласно уставу, имеются две основных сферы приложения деятельности § ассоциации. Первая — это широкое распространение образования и знаний в об- £ ласти культуры. Предусматривалось также добиваться предоставления наилучших ^ условий для жизни людей, их занятий в часы досуга. Вторая — это обеспечение, ° обслуживание и управление центром комьюнити. о

В сфере организации комьюнити широкое признание получило стремление обо- ^ рудовать центр комьюнити и поддерживать его работу с целью выявления и объ- ш единения внутренних возможностей и резервов.

Одной из первостепенных и взаимовыгодных задач являлось участие в ассоциации местных жителей и тесное сотрудничество с городским советом. Новый устав специально закрепляет включение в его состав представителя местной власти, тем самым делая шаг навстречу к проведению регулярных совместных консультаций между жителями регионов и их представителями.

Вторым видом членства являются группы поддержки и различные общества. Включает в свой состав группы, деятельность которых соответствует целям сеттльмента, например, ассоциация резидентов и студентов, ассоциация работников образования. Членство в ассоциации комьюнити было открыто для любой организации, которая действовала на благо региона.

Третьей особенностью является то, что, согласно новому уставу, отдельные члены должны избирать своих представителей ежегодно на общем собрании.

Анализ групп — членов сеттльмента показал, что члены из регионов, не входящих в Бартон Хилл или Редфилд, составляли от четверти до трети от общего количества. Некоторые клубы, например, Бристольский клуб любителей радио, набирали энтузиастов из других городов и из других стран, чтобы развивать свои интересы.

Наиболее постоянные и фундаментальные потребности исходят из природы человека, поэтому необходимость в многосторонних взаимоотношениях охватывает комьюнити и выходит за его границы, учитывая возрастные ограничения и специальные функции и интересы. Сеттльмент продолжает учитывать «человеческий фактор». Новый устав Ассоциации комьюнити дает возможность верить, что основу комьюнити нужно искать в личных взаимоотношениях людей, которые лежат глубже, чем различия в образовании и социальном статусе. Это остается истинной основой философии, которая вдохновляет движение сеттльментов [12].

Среди известных сообществ выделяется Бартон Хилл комьюнити. Здесь главное — помочь преодолеть проблему одиночества. Пожилые пары порой остро ощущают это, когда их взрослые дети обретают свою семью и редко встречаются с родителями. Потеря супруга является тяжелым ударом, особенно если вдова или вдовец уже не работают по возрасту. Являясь членами комьюнити, эти люди могут рассчитывать на визит друга, чаще это бывают студенты [7]. Службы добровольцев центра Бартон-Хилл, имеющие собственные машины, сделали возможным пребывание в нем тех людей с ограниченными возможностями, которые не могут двигаться самостоятельно. Анализируя развитие и деятельность комьюнити центра Бартон-Хилл, необходимо подчеркнуть, что он не мог бы развиваться успешно, если бы действовал в изоляции, без контактов с другими подобными центрами, которые существуют в каждом регионе Великобритании. Бартон-Хилл комьюнити получил грант на развитие программы новых инициатив. Она включает в себя образовательную, досуговую, художественную и оздоровительную деятельность на базе Бартон-Хилл комьюнити для разных групп населения, чтобы удовлетворить потребности разных групп жителей Бристоля и его пригородов. В рамках этой программы было открыто кафе (на основе самоокупаемости), создана база для летнего отдыха, открыт клуб «День нашей встречи — вторник» (для тех, кому за

з 50 лет). В центре был открыт компьютерный класс, где обучались как совсем юные,

так и немолодые люди. 0 В центре работает фотомастерская. Выставка фотографий, отображающих жизнь £ центра, находится на галерее, ведущей в кафе. Фотомастерская дала рабочие ^ места инвалидам и людям с ограниченными возможностями. Они производят от° крытки с видами Бристоля, половина вырученных от продажи денег идет в фонд о центра.

Душой и сердцем центра стал клуб для детей «Встретимся после школы», где ш работают различные кружки. Организована драматическая группа с видео и музыкой, а также технический монтаж, включая компьютерную технологию. Плодотворна работа штатных и добровольных работников. Успешно введен в действие Вечерний клуб. Для пожилых людей был создан дневной центр «третьего возраста», который представляет существенную часть сети услуг, позволяющих пожилым жить в своих домах как можно дольше.

Более половины членов центра зависимы от услуг, предоставляемых департаментом социальных служб, таких как уход на дому и доставка еды на дом. Вместе с тем различного рода культурные мероприятия побуждают людей приходить в центр и проводить там время с другими. Представляет интерес Клуб по вторникам — своего рода объединение по интересам. Около 80 человек каждый вторник вечером в течение лета посещают Клуб для тех, кому за 50 [10]. Для них приглашаются артисты музыкального театра, хор, певцы и духовой оркестр. Работа в клубе направлена на создание возможности активного проведения свободного времени.

Заслуживают внимания независимые проекты на базе сеттльмента. Так, группа молодых женщин, живущих в Восточном Бристоле, которые родили детей в очень раннем возрасте, создали свое объединение. Во время встреч молодых мам дети до 5 лет находятся на попечении игрового центра. Решаются вопросы, связанные с образованием. Некоторые молодые матери из группы посещают специально созданные школы. Молодежные группы объединяются для того, чтобы обсудить жизненные ситуации, возникающие у них. Члены группы подготовили видеоматериал о своем опыте, о работе с молодыми родителями. В процессе общения решается целый ряд вопросов. Например, обеспечиваются информационные и консультационные услуги тем семьям, у которых имеются престарелые родственники с ослабленным здоровьем. Предоставляются услуги на дому по присмотру за больными и для того, чтобы дать отдохнуть членам семьи. Можно воспользоваться услугами дневного центра, который работает каждую неделю для 30 человек. «Безопасный транспорт для женщин» — так называется организация, созданная на базе сеттльмента. Два автобуса работают по всему городу и региону, приглашая родителей и маленьких детей в различные группы художественного творчества. Руководители этого центра предлагают также различные курсы по подготовке специалистов по играм. Существует Ассоциация дошкольных игровых групп Эйвона, которая поддерживает приблизительно 900 дошкольных групп этого города и состоит из семи подразделений, каждое из которых имеет свое назначение в организации досуга малышей [5].

Бристольская ассоциация районных дневных центров была основана со следующими целями: внести идею добрососедства, привлечь спонсоров, желающих вложить деньги, для поддержания новых местных групп по организации праздников и продленных дней для школьников в этом районе; обеспечивать публикацию информации о местных группах и консультационную поддержку. Со дня основания число членов групп постоянно растет. Ассоциация имеет 36 групп, каждая из которых обеспечивает присмотр за детьми после школы и организует дневные центры в течение всего года.

Независимым проектом является консультационно-правовой центр Бартон-Хил- з ла. Семейный центр при Бристольском университете имеет давнюю историю. Он ^ был открыт в октябре 1911 года и принял первых посетителей. У центра стали § появляться партнеры, например, школа для взрослых по выходным дням и Бри- £ стольский клуб любителей цветоводства. С момента основания Семейного центра ^ основное внимание уделялось работе с детьми. В центре была открыта «комната ° для кукол», детская библиотека. Вокруг здания центра разбит прекрасный парк. о

Рассматривая судьбу каждого ребенка как будущего гражданина, администрация ^ центра при поддержке муниципалитета приглашала лучших преподавателей, кото- ш рые проводили занятия с детьми и организовывали их досуг. Основанная при центре Открытая школа давала детям возможность получать не только знания, но также хороший ланч, постоянно находиться под медицинским наблюдением. Совет по образованию города поддерживал Открытую школу, и вскоре образовалась очередь желающих посещать ее.

Проследим развитие Семейного центра. Сначала открыла свои двери Школа для мам. Там проводили консультации и оказывали необходимую помощь молодым женщинам, которые сразу же после рождения ребенка вынуждены были продолжать работать. Представляет интерес выдержка из отчета о работе Школы для мам за 1915 г.: «Молодая женщина была удостоена специального приза школы за многомесячную борьбу за здоровье своего маленького сына с тяжелой болезнью» [11]. Циклы лекций о гигиене, уходе за новорожденным, развитии малыша читались в Школе для мам, собирая молодых женщин в окрестностях Бристоля, в то время как дети развлекались в игровой комнате. Параллельно действовали Клуб для юношей и Клуб для девушек, работающих на текстильной фабрике. В 1923 г. городская администрация смогла выделить деньги для строительства нового здания Семейного центра Бристольского университета.

Семейный центр продолжал привлекать тех, у кого были проблемы, и шаг за шагом решал их. Родители из малообеспеченных семей чувствовали себя спокойнее, если знали, что их дети, несмотря на трудности в семье, продолжали учиться и развиваться.

Созданные значительно позднее при центре клубы по интересам сближали людей, которые прежде были оторваны от общественной жизни. В 1937 г. на базе Семейного центра открылся Клуб для молодежи. Деятельность клуба была очень успешной, поэтому руководство приняло решение открыть летний лагерь для молодежи. Трудное военное время принесло Семейному центру новые проблемы. Многим семьям центр помог в тяжелые дни, давая приют и поддержку тем, кто в них нуждался. Во время войны при центре функционировал дом отдыха, содержание которого оплачивали социальные службы и профсоюзные организации. Там смогли отдохнуть многодетные семьи. Находясь в атмосфере дружелюбия, люди забывали о своих бедах.

В 1950-1960-е годы наиболее популярным клубом при Семейном центре Бристольского университета стал Клуб для тех, кому за 20, в котором наряду с организаторами досуга работали психологи-консультанты, социальные работники, студенты университета. Целью клуба было помочь молодежи обрести новых друзей, особенно противоположного пола. Деятельность клуба имела неожиданный успех. Молодежь приезжала туда чуть ли не из всей Англии, причем там встречались молодые люди разных сословий. Приток посетителей, которые стали членами этого клуба и оплатившие небольшой вступительный взнос, позволил открыть при нем специальный магазин по продаже свадебных платьев и костюмов.Так как после свадьбы молодые пары обычно по привычке приходили в клуб, то организаторы этой программы создали консультативный центр «Семья», где проводятся лекции и беседы по темам, волнующим молодые супружеские пары [8].

з В последующие годы в Семейном центре при Бристольском университете функционировали различные секции и клубы. Следуя велению времени и чувствуя по-0 требности общества, центр постоянно искал новые пути. Успешно действовала £ Ассоциация родителей, ряды которой быстро росли. Родители собирались в центре, ^ решая свои проблемы. Одну группу родителей волновало обучение детей в пере° ходном возрасте, другую — болезнь детей, третью — отклонение в поведении о подростков и т.д. Совет Семейного центра включился в работу Ассоциации роди-д телей и стал активно помогать в поисках работы для молодежи, вступающей в жизнь. ш В то время Семейному центру удалось приобрести небольшую ферму неподалеку от Бристоля, и там образовались новые рабочие места. При центре открыли юридическую консультацию, где работали вчерашние студенты юридического факультета Бристольского университета. Именно в 70-е годы студенты организовали кружок ремесел для людей всех возрастов. В свободное время посетители центра с удовольствием занимались выпиливанием из дерева, вышиванием, плетением корзин, рисованием и т.д. Несколько позже эти занятия были объединены в терапию досуга или терапию художественного творчества. Во время таких занятий раскрывался творческий потенциал личности.

Следует заметить, что Бристольский университет открывал новые факультеты, специальности. При тесном сотрудничестве Семейного центра с университетом центр тоже развивался стабильно, хотя почти всегда число желающих стать его членами было значительно больше, чем он мог реально принять. Плата за членство в центре была невысока и зависела от личных доходов, меньше всех — для пожилых людей [1].

Дирекция центра стала составлять точный график, по которому члены центра могли приходить туда. Молодежь собиралась преимущественно по вечерам, два-три раза в неделю, пожилые люди — днем. Спортивные занятия, танцевальные вечера по субботам и воскресеньям, «обеды в кругу друзей» для малообеспеченных или безработных за символическую плату собирали много желающих. В последующие годы члены центра с удовольствием совершали поездки по стране, а также во Францию, Германию. На эти поездки давались значительные скидки.

Особое направление получила в центре работа с пожилыми людьми. Начиная с 1950-х гг. отношения к пожилым в обществе стало меняться в лучшую сторону. Клуб пожилых людей при Семейном центре принимал все больше новых членов. Поскольку охватить всех желающих было невозможно, да и не у всех хватало сил и здоровья для регулярного посещения клуба, была создана программа под названием «Из дома в дом», суть которой сводилась к тому, что к пожилым людям приходили члены клуба из инициативной группы, добровольцы, работники социального центра, чтобы рассказать о том, что происходило в клубе, принести интересную книгу и т.д.

В самом клубе студенты музыкального факультета создали хор, в репертуаре которого были народные песни и классические произведения. Из года в год они проводили выставки кулинарных изделий, букетов цветов, рисунков.

Для разнообразия деятельности членов клуба для пожилых было проведено деление на возрастные подгруппы, чтобы каждый мог выбрать себе занятие по силам и возможностям. Характерными для этого периода являются занятия рисованием, в которых принимали участие все возрастные группы. Доброй традицией стало совместное празднование Рождества и Пасхи и организация ярмарок с продажей рисунков и поделок, выполненных членами клуба.

Необходимо подчеркнуть, что клубы, которые образовывались по интересам, отвечая потребностям членов центра, постепенно приобретали все более значимый социальный характер. С одной стороны, люди развивали свои таланты и способности, а с другой — ощущали уверенность в себе, поддерживая в себе и своих близких веру в завтрашний день.

На основе анализа западноевропейского опыта социальной работы в сфере до- з суга можно определить новые для отечественной социальной практики критерии, ^ принципы и подходы к реабилитационной досуговой педагогике. Опыт, накопленный § в сфере досуга в странах Западной Европы, может быть использован в отечественной £ социальной практике при условии детального анализа их содержания и обобщения ^ возможностей и путей адаптации к российским социокультурным и экономическим ° условиям, что позволит внести определенный вклад в развитие теории и методики о социальной работы в России, будет способствовать гармонизации отношений лич- ^ ности и общества. Очевидно, что досуг нельзя изучать отдельно от общества, по- ш скольку существует неразрывная связь между социально-политическим, экономическим и культурным состоянием общества и досуговой деятельностью. Нельзя отрицать, что досуг — это личное дело каждого, но общество либо помогает и поощряет досуго-вую деятельность, либо влияет отрицательно на досуг человека. Общество направляет интересы личности в определенное русло, дает возможность выбора. Несомненно, что сегодня досуг представляет собой огромное поле для развития личности, один из способов ее информационно-культурного развития. Досуг также влияет на развитие социальных связей и семейных отношений, на определение личностью своего места в жизни. В определенных ситуациях досуг способствует позитивному разрешению конфликтов и преодолению трудностей, активизации личностного потенциала, развитию способностей к принятию и реализации собственных решений, повышению коммуникативной компетентности. Опираясь на методы социально-демографического анализа, в исследовании дифференцированы формы социального патроната, социальной поддержки населения в зависимости от возрастных и социокультурных особенностей. Люди разного возраста, оказавшись в кризисной ситуации, предпочитают заниматься различной досуговой деятельностью. Определено, что люди так называемого третьего возраста чаще всего возвращаются к тем занятиям, которые предпочитали в молодости. Группа людей среднего возраста сосредотачивается на семье. Молодежь предпочитает современные формы досуга. Задача состоит в том, чтобы квалифицированно предложить личности именно тот вид досуговой деятельности, который максимально оптимизирует проблемы, возникающие в кризисных ситуациях. Подобным образом решаются проблемы организации досуга в зависимости от конкретных социальных групп: трудные подростки, неполные семьи, инвалиды, беженцы [4].

В основу рекомендаций по использованию зарубежного опыта социальной работы в сфере досуга может быть положен вывод о том, что изучение и объективный анализ различных явлений социального развития зарубежных стран все больше становится нормой нашей жизни и научного взаимодействия. За европейским, западным опытом стоят традиции во многом отличные от российских. Задача состоит в том, чтобы войти в европейскую цивилизацию, не забывая своих корней, своих национальных и культурных особенностей и используя собственный богатый духовный, интеллектуальный потенциал, который в прошлом в значительной степени оставался невостребованным. Богатый опыт социальной работы в сфере досуга является органической частью общего достояния всего человечества и для его конструктивного внедрения в России существуют огромные перспективы, которые, возможно, потребуют новых, еще более глубоких исследовательских подходов.

Следовательно, несмотря на известные ограничения в использовании зарубежных технологий организации досуга, опыт европейских стран в этой области представляется значимым компонентом научно-методической и практической деятельности по созданию системы социального патроната досуга в России. Успешная реализация этой задачи возможна при условии осуществления комплекса мер, состоящего из: пересмотра правовой базы социальной работы в нашей стране; создания полноценной материальной и финансовой базы социальной работы; изменения организаци-

з онной структуры служб социальной работы, на основе опыта организации соответ-□L ствующих структур в странах Западной Европы; налаживания эффективного исполь-0 зования педагогического потенциала социальной работы с концентрацией внимания £ и ресурсов на работе с личностью, группой, сообществом, особенно нуждающимся ^ в социальной поддержке; внесения необходимых корректив в систему методическо-° го обеспечения подготовки и переподготовки кадров для социальной работы в сфе-о ре досуга; увеличения количества базовых учебных разноуровневых курсов для под-g готовки, переподготовки и повышения квалификации организаторов досуга, анима-ш торов, провайдеров и других специалистов по социальной работе в сфере досуга; расширения социальной базы для использования европейского опыта досуговой социотерапии; определения приоритетных направлений в развитии социальных до-суговых технологий на основе изучения характера и содержания социального запроса в этой области; использования программ социологического сопровождения конкретных проектов с целью создания системы эффективного взаимодействия субъекта и объекта социальных воздействий в сфере досуга. Технологии, применяемые в социальной работе в сфере досуга в Великобритании, могли бы быть использованы и в нашей стране при создании социально-досуговых центров, которые могут приобретать статус клубов-объединений, где представители разных категорий населения могли бы раскрыть свои способности, самореализоваться. Для Великобритании типичны многопрофильные клубы по интересам, работа которых строится на базе комплексных досуговых центров. В России представляется возможным, как и в Великобритании, открыть программу под названием «Все вместе», основной идеей которой является забота о семье в целом. Ценность британских технологий социальной работы в сфере досуга состоит в том, что с одной стороны — почти все программы не являются дорогостоящими, а с другой стороны — заинтересованность клиентов побуждала их изыскивать спонсоров или зарабатывать средства. Возможно применение и некоторых технологий «индивидуальных служб», действующих в Ирландии. Основной особенностью этих служб является то, что финансирование и обслуживание происходит, в основном, из средств негосударственных учреждений и особенную роль здесь играют религиозные организации.

Создание системы социальной поддержки незащищенных групп населения является результатом усилий государства по соблюдению прав человека. Социальная работа в сфере досуга — мощный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных и культурных ценностей. Сфера досуга, в свою очередь, объединяет людей, группы, сообщества, нации. В последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, оказавшихся в кризисной ситуации. Разрешение многих проблем социальной работы за рубежом связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

Литература

1. Вдовенко Т. В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб.: СПбГУП, 1999. 164 с.

2. Вдовенко Т. В. Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы: дисс. доктора пед. наук. М., 1999. 279 с.

3. Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Русский журнал. 1997. № 11. С. 55-72.

4. Brown A. Group Work. Third Edition. London: Ashgate, 1992. 330 p.

5. Linsky A. S., Bachman R., Straus M. A. Stress, Culture and Aggression. London: Yale univ. press, 1995. 313 p.

6. MassengillP. Rebekah. The Soc 300 Companion, A Guide to Writing Your Sociology JP Research 3 roposal. 2009. 44 p. J

7. Parsloe Ph. Social Workers and Children in Care. Bristol: Univ. press, 1991. 235 p. o

8. Parsloe Ph. Helping in a Divided Society. Bristol: Univ. press, 1981. 230 p. ®

9. Small M. Origins of Network Inequlity in Everyday Life. Oxford University Press, 2009. 159 p.

10. Sousa L., Silva A.R., Santos L., Patrao M. The family inheritance process: Motivations and ^ patterns and interaction. European Journal of Ageing. N 7. P. 5-15. m

11. Twelvetrees A. Community Work. British association of Social Workers. London. 1999. 269 p. o

12. Payne M. Modern social work theory: a critical introduction. 1993, 250 p. ^

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vdovenko T. V. Social work in the sphere of leisure in countries of Western Europe [Sotsial'naya rabota v sfere dosuga v stranakh Zapadnoi Evropy]. SPb.: St. Petersburg University of the Humanities and Social Sciences [SPbGUP], 1999. 164 p. (rus)

2. Vdovenko T. V. The theory and a technique of social work in the sphere of leisure in countries of Western Europe [Teoriya i metodika Sotsial'naya rabota v sfere dosuga v stranakh Zapadnoi Evropy]: Doctoral Dissertation. Moscow, 1999. 279 p. (rus)

3. Shanin T. Social work as cultural phenomenon of the present [Sotsial'naya rabota kak kul'turnyi fenomen sovremennosti] // Russian journal [Russkii zhurnal]. 1997. N 11. P. 55-72. (rus)

4. Brown A. Group Work. Third Edition. London: Ashgate, 1992. 330 p.

5. Linsky A. S., Bachman R., Straus M.A. Stress, Culture and Aggression. London: Yale univ. press, 1995. 313 p.

6. Massengill P. Rebekah, The Soc 300 Companion, A Guide to Writing Your Sociology JP Research roposal, 2009. 44 p.

7. Parsloe Ph. Social Workers and Children in Care. Bristol: Univ. press, 1991. 235 p.

8. Parsloe Ph. Helping in a Divided Society. Bristol: Univ. press, 1981. 230 p.

9. Small Mario. Origins of Network Inequlity in Everyday Life. Oxford University Press, 2009, 159 p.

10. Sousa L., Silva A.R., Santos L, Patrao M. The family inheritance process: Motivations and patterns and interaction. European Journal of Ageing. N 7. P. 5-15.

11. Twelvetrees A. Community Work. British association of Social Workers. London. 1999. 269 p.

12. Payne M. Modern social work theory: a critical introduction. 1993. 250 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.