Научная статья на тему 'Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах'

Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Нина Петровна

В данной статье раскрываются возможности раскрытия творческого потенциала школьников, преодоления ими затруднений в языковом самовыражении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах»

Инновации в школе

приятий, направленных на углубление полученных в школе знаний, поэтапное расширение кругозора учащихся, обеспечение личностного роста школьников. Что, несомненно, будет содействовать развитию информационной грамотности юных пользователей, повышению уровня информационной культуры учащихся и развитию читательских интересов. Библиотечные занятия позволят организовать сотрудничество библиотекаря и читателя на всем протяжении пользования читателя библиотекой. Они позволят проводить разнообразную работу по определенным направлениям в течение длительного времени, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Список литературы

1. ГендинаН.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях/Н. И. Гендина. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 288 с.

2. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школьных и детских библиотеках/О. К. Громова. -СПб.: Профессия. - 208 с., ил.

3. Заир Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя/С. И. Заир - Бек, И. В. Мушта-винская. - М.: Просвещение, 2004. - 175 с.: ил.

4. Большой словарь иностранных слов/Сост. А. Ю. Москвин. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008. - 685 с.

5. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически/Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. - СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.

6. Ким О., Вагнер Р. «Пирамидная история» или как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник/Сост. О. Варшавер. - М.: ЦГЛ, 2005. - с. 112116.

7. Голубева Е. И. Как работать с печатными источниками: памятка-консультация для старшеклассников/Е. И. Го-лубева//Школьная библиотека. - 2004.- № 1. - с. 24-28.

8. Макарова Е. И. А где хранят Вселенную? Библиотечный урок по словарям русского языка для 6 класса//Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки для 6-9 классов/Т. Рудишина, Е. Макарова, Л. Ананьева. -М.: Чистые пруды, 2007. - С. 11-17.

9. Макарова Е. И. Строим пирамиды. Библиотечное занятие по рассказу «Тутар»//Библиотека в школе. - 2008. -№ 3. - с. 18-20,29.

10. Макарова Е. И. Как мы читали Джанни Родари: Чтение детское и недетское//Библиотека в школе. - 2010. -№ 08. - с. 29-33.

В данной статье раскрываются возможности раскрытия творческого потенциала школьников, преодоления ими затруднений в языковом самовыражении.

Соколова Нина Петровна

учитель немецкого языка ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы

Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х - 8-х классах

Какие образовательные и воспитательные возможности можно реализовать через интеграцию основного и дополнительного образования?

Ключевые слова: интеграция, языковое образование, дополнительное образования, театральная педагогика.

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки. Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется ещё что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»...

В. А. Сухомлинский

В связи с модернизацией структуры и содержания школьного языкового образования единство урочной и внеурочной деятельности с учащимися приобретает особое значение. В настоящее время, когда немецкий язык приобрёл статус языка глобального общения, мы, как преподаватели этой дисциплины, видим свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на немецком языке. Таким образом, коммуникация выходит на первое место. А чтобы ребёнок захотел говорить, необходимо создать условия, превращающие каждого ученика в активного и творческого участника учебного процесса. Дети часто испытывают нехватку языкового опыта и чувствуют затруднения в языковом самовыражении. Для преодоления этих трудностей и создания позитивной эмоциональной и лингвистической мотивации я начала использовать на уроках элементы театрализации и инсценирования. Очень скоро рамки урока перестали удовлетворять и возникла идея расширения рамок урочной деятельности и создания театрально-языкового социума. Наш театрально-языковой социум - это театральное объединение дополнительного образования. Идея использовать приёмы театрализации в ходе урока или внеурочной деятельности сама по себе не нова. Особенность же нашей работы заключается в следующем:

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

19

Инновации в школе

1) Соединение обоих компонентов учебно-воспитательного процесса в единое целое. Это делает их логичным, динамичным и последовательным продолжением друг друга.

2) При выборе репертуара учитываются требования Государственного стандарта преподавания немецкого языка к языковому и речевому материалу.

3) Участниками представлений являются только те дети, которых обучаю на уроках немецкого языка.

Программа интеграции основного

и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-8 классах

Цель программы

1) Развитие социолингвистической и социокультурной компетенции учащегося, для подготовки их к межкультурному общению на немецком языке

2) Оптимизация учебной нагрузки

3) Учитывая индивидуальные склонности и интересы учащегося, создать благоприятные условия и ситуации успеха для развития своего потенциала детям, способности которых проявляются не во всех видах речевой деятельности

4) Повышение, в конечном итоге, индивидуальных показателей успеваемости.

Принципы построения программы

1. Интеграция лежит в основе программы и является принципом её построения.

2. Принцип визуализации и доступности при подаче материала на немецком языке предполагает небольшой процент незнакомой лексики (15%), наличие визуализации существенно облегчает понимание аутентичного материала.

3. Принцип дифференцированного подхода при обучении обеспечивает вовлечение всех учащихся в процесс, учитывая возможность разных форм обучения.

4. Принцип компаративности через осмысленное понимание социальных ценностей другого народа, попытка проникновения в его образ мышления, познания структуры его повседневного поведения.

Задачи программы

1. Стимулировать познавательную активность учащихся.

2. Расширить общий и художественный кругозор учащихся.

3. Сформировать у школьников культуру общения, уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка через развитие диапазона управления своим поведением, через понимание основных сюжетов как основы для диалога культур.

4. Создать основу для осмысления своей культур-

ной принадлежности.

5. Воспитание толерантного отношения к иной си-

стеме ценностей.

Программа рассчитана на 3 года по 70-72 часа ежегодно (2 часа в неделю). Учащиеся изучают лексику и фразеологию, относящуюся к разговорно-литературной речи, официальную, деловую и разговорную. Данная программа позволяет изучить материал, отражающий основные ситуации повседневного общения. В процессе обучения учащиеся формируют навык использования клише приветствия, прощания, благодарности, извинения, поздравления, обращения к знакомым и незнакомым людям и, таким образом, приобретают навык общения в различных ситуациях, т. е. знакомятся со спецификой немецкого речевого этикета, без овладения которым невозможна правильная речь в стране пребывания. Кроме того у учащихся есть возможность ознакомиться с жизнью и творчеством автора литературного произведения, вместе с тем и эпохой, когда он творил. Для этого проводятся беседы и даются исторические справки, а вместе с тем и обсуждаются некоторые наиболее значимые произведения их творчества. Как показывает практика, благодатным источником раннего иноязычного образования являются сказки. В сказках ярко выражается самобытность народа, его культура, нравы, обычаи, моральные принципы, особенности быта и уклада. Вместе с тем в сказках отражены общечеловеческие ценности, такие как вопросы морали, добра и зла, позитивное, оптимистичное отношение к жизни, которые прививаются детям с ранних лет. Изучение сказок увлекает детей. Сказка, в свою очередь, оказывает воздействие на их эмоциональное состояние: снижает тревогу и негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями для их собственного творчества. Неудивительно, что спектакли по сказочным сюжетам очень нравятся детям. Работа над сказками братьев Гримм, некоторые из них представлены в учебных пособиях по немецкому языку, включала составление адаптированных сценариев, игровых упражнений, репетиции отдельных сцен, подбор костюмов, изготовление декораций и пальчиковых кукол.

Принципы построения курса

1. Интеграция основного и дополнительного образования лежит в основе курса и является принципом построения его программы.

2. Принцип доступности воспроизведения и понимания учащимися театрального действа.

3. Принцип дифференцированного подхода при распределении ролей обеспечивает вовлечение всех учащихся группы в работе объединения дополнительного образования.

Построение курса состоит из 4 этапов:

1. Вводные театральные занятия (10 часов).

2. Знакомство с творчеством писателя. Выбор спектакля (20 часов).

3. Подготовка спектакля. Работа над ролью (30 часов).

4. Премьера спектакля. Презентация (12 часов).

20

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Инновации в школе

Содержание курса предусматривает дальнейшее расширение объёма лексико-грамматических знаний, полученных на уроках немецкого языка.

Совокупный положительный эффект

1. Стимул в изучении иностранного языка.

2. Навыки выразительной речи.

3. Формирование у школьника готовности и привычки к творческой деятельности.

4. Развитие общеучебных навыков - самодисципли-

ны и контроля.

5. Создание ситуации «успеха» как средства гума-

низации образования.

6. Моделирование языковой среды за рамками урока.

С учащимися 7-х классов использую другой подход

при постановке спектаклей. Здесь необходимо особое внимание уделить хорошему знанию текста. «Актёры», основательно выучив свои роли, получают новый стимул в изучении немецкого языка. Нет ширмы, нет пальчиковых кукол, «актёры» приобретают некоторые навыки и умения в овладении правильной и выразительной речью. Инсценировки требуют тщательной и часто длительной подготовки в условиях школы. Хорошее знание текста даёт юным актёрам возможность раскрепоститься и уделить большое внимание художественной проработке ролей и эстетической стороне постановки, сделав её тем самым пригодной для просмотра не только сверстникам и старшеклассникам, но и младшим школьникам. Интенсивная методика обучения иностранному языку предлагает целый

арсенал средств, обладающих повышенной экспрессивностью, такие как:

• усиленная артикуляция «Ich habe eine Idee» (жест

осенённости идеей: дотронуться пальцем до виска), «Ich habe Hunger» (дотронуться до живота), «Ich habe Angst» (округлённые глаза, втягивание плеч в голову, произнесение фразы шёпотом).

• прохлопывание и простукивание для подчёрки-

вания ритма, членения слов и словосочетаний: Pfe - ffer - ku - chen - haus.

• использование рифмованного материала: песе-

нок, стишков, считалок.

• визуальная наглядность

• тембр голоса, темп, интонация, эмоциональность.

Данные средства использую при постановке сказки

братьев Гримм «Hansel und Gretel».

Основными задачами при работе с учащимися 8-х классов являются расширение знаний страноведческого характера, расширение кругозора и повышение общей культуры, а также воспитание любви к творчеству немецких писателей и поэтов - классиков.

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования способствует совершенствованию коммуникативных умений и речевых навыков, восприятию иноязычной речи на слух, обучению этике межличностного и межкультурного общения, что в конечном итоге предполагает осуществление иноязычного общения согласно программным требованиям по немецкому языку.

Приложение

Календарно-тематическое планирование программы «Интеграция основного и дополнительного образования» для 6 класса

Построение курса и его содержание Количество часов Дополнительный лексико-грамматический материал

Этап I. Вводные театральные занятия. Игры и упражнения на развитие актёрских способностей; пантомимические игры, упражнения на развитие сценической речи, игры на сплочение коллектива (10 часов)

Игры «Живая азбука», «Алфавит» Пословицы, загадки 2 часа Имена существительные в Nominativ с определённым артиклем

Зашифрованные слова Игра «Назови следующую букву!» Скороговорки 2 часа Die Arbeit, der Ball, Die Eisbahn, das Fenster, der Garten, das Haus

Игра «Поставь слова по алфавиту!» Загадки. Пословицы 2 часа Stark, die Zeitung, rufen, das Jahr, liegen, fruhstuchen, antworten, das Gedieht

Пантомимические игры. Игра с юлой-вертушкой Он, она или оно? Кто летает? 2 часа Глаголы в Infinitiv, разделённые на слоги. Сложные существительные, разделённые на 2 части. Das Auto, der Tiger, der Baum, der Vogel, das Tier, die Rakete, das Flugzeug

Игры «Замкнутый круг», «Телефон». Пословицы. Скороговорки. 2 часа Сложное глагольное сказуемое (модальный глагол + Infinitiv). Die Nacht, der Tag, das Dorf, der Frieden, der Garten.

Этап II. Знакомство с творчеством писателя. Презентация на тему «Путь в сказочную страну». Выбор пьесы для постановки в классном театре (20 часов)

Вспоминаем русские и немецкие сказки. Сказки немецких авторов в русской литературе 4 часа Формы повелительного наклонения der Platz, froh, kochen

Знакомство с творчеством братьев Гримм. Презентация материала по теме 6 часов Der Gelehrte, der Held, «war... geboren» beruhmt, bekannt, der Wissenschaftler

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

21

Инновации в школе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Построение курса и его содержание Количество часов Дополнительный лексико-грамматический материал

Чтение сказки «Бременские музыканты» на немецком языке. Разучивание песенки 4 часа Степени сравнения прилагательных и наречий

Написание и распределение ролей и обязанностей по подготовке спектакля 6 часов Безличные предложения. Es ist kalt. Es ist Winter. Слова: mitspielen, die Tur, das Lesen, das Lernen

Этап Ш. Подготовка спектакля. Работа над ролью. Изготовление костюмов и декораций к спектаклю. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции (30 часов)

Изготовление пальчиковых кукол к сказке «Бременские музыканты» 10 часов Der Esel, die Rauber, der Hund, der Herr, der Hahn, die Katze, die Maus, weglaufen, die Stadt

Парная и групповая работа. Репетиции отдельных фрагментов сказки 10 часов Побудительные предложения типа Spielen wir! Wollen wir spielen! Das Hochhaus, das Essen, der Wald, das Hauschen, das Licht.

Повторение песенок. Изготовление декораций, генеральные репетиции сказки 10 часов Типы вопросительных предложений. Предложения с глаголами hangen, stellen, legen, требующие после себя дополнения в Akkusativ

Этап IV Премьера спектакля. Презентация. Представление спектакля для соклассников и родителей. Организация представлений для учащихся начальной школы (12 часов)

Выступление с песнями и сказкой перед учащимися начальной школы 3 часа

Выступление перед родителями на классных родительских собраниях 3 часа

Презентация сказки «Бременские музыканты» со-классникам 2 часа

Подведение итогов работы объединения дополнительного образования, анализ работы, составление плана на следующий учебный год 4 часа

Календарно-тематическое планирование программы «Интеграция основного и дополнительного образования» для 7 класса

Построение курса и его содержание Количество часов Дополнительный лексико-грамматический материал

Этап I. Вводные театральные занятия.

Игры, включающие в себя диалоги, рассказы, описания. Игры со связным высказыванием. «Мы ничего не видим», «Отгадай, что мы делаем», «Рассказ по картинке», «Прочти картину!» Игры с загадками и песнями. «Музыкальные змейки», «Кто знает эту песню?», «Лотерея с песнями» 10 часов Предложения с неопределённо-личным местоимением «man» Существительные с суффиксами ung, keit, heit, die Einheit, die Losung, die Vereinigung Сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb.

Этап II. Знакомство с творчеством писателя.

1) Презентация творчества писателя. 2) Выбор пьесы для постановки в классном театре. 3) Распределение ролей, пробы. Распределение обязанностей по подготовке спектакля. 20 часов Слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом «haben» в Perfekt. Прилагательные с суффиксом ig, lich-los, wichtig, glucklich, arbeitslos Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Prasens Префикс «un» das Ungluck, unglucklich Слова: die Stiefmutter, die Schurze, werfen, anfangen, tief, verschieben, die Hexe, fett, vergehen, von Land zu Land

Этап III. Подготовка спектакля.

Хорошее знание текста. Приобретение навыков и умений в овладении правильной и выразительной речью. Изготовление костюмов и декораций. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции спектакля. Парная и групповая работа над ролью. 30 часов Предлоги, требующие Dativ и Akkusativ. Порядковые числительные. Лексика: die Haustur, dunkelgrun, hellblond, die Kalte, das tagliche Brot, ernahren, herauskommen, mude, verlassen, die Mahlzeit.

Этап IV Премьера спектакля.

1) Представления для учащихся начальной школы, соклассников, родителей. 2) Анализ и обсуждение итогов творчества объединения дополнительного образования. 3) Составление плана на следующий учебный год. 12 часов

22

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

Инновации в школе

Календарно-тематическое планирование программы «Интеграция основного и дополнительного образования» для 8 класса

Построение курса и его содержание Количество часов Дополнительный лексико-грамматический материал

Этап I. Художественная культура эпохи Просвещения

Общая характеристика периода. Зарубежная литература эпохи Просвещения. Английский просветительный роман Д. Дефо, Дж. Свифт Классицизм в литературе. Вольтер Творчество И. В. Гёте в период «Бури и натиска» Идеи просвещения в художественной культуре России. Реформы Петра и развитие культуры. 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа 2 часа Предложения с инфинитивной группой um.... zu + Infinitiv. Befreundet sein, die Aufmerksamkeit, die Erziehung, die Ausbildung. Сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob, (Ich wusste nicht, dass Die Mutter mochte wissen, ob ich.) Fortsetzen, dichten, anfangen, beruhmt.

Этап II. И. В. Гёте. Обзор творчества. Биография (20 часов)

Заочное путешествие по музею Гёте во Франкфурте -на - Майне. Обучение чтению оригинального текста со словарём. Лирика Гёте. Чтение и декламация стихов. Анализ стихотворений на немецком языке и сравнение их с различными вариантами известных переводов на русском языке. Стихотворчество учащихся на примере мастеров поэтического слова. 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа Сложносочинённые предложения причины с союзами weil, da, с условным союзом wenn. Erhalten, die Tatigkeit, das Schaffen, beeinflussen.

Этап III. Подготовка к празднику по творчеству И. В. Гёте (30 часов)

Проза Гёте. «Страдания юного Вертера». Обучение выразительному чтению. Гёте «Фауст». История написания. Беседа. Чтение оригинального текста с полным пониманием. Обучение аудированию фрагмента «Фуста». Тренировка выразительного чтения. Чтение «крылатых выражений» из «Фауста». Обучение работе со словарём, навыкам художественного перевода. Инсценировка отдельных отрывков. Репетиция и оформительские работы к празднику. 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 4 часа 6 часов Сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt. Veroffentlichen, vollenden, der Rechtsanwalt, die beste Schopfung des menschlichen Geistes. Неопределённые местоимения jemand, niemand. Die Kunst der Antike, beeindruckt sein, Iphigenie auf Tauris.

Проведение праздника, ознакомительные беседы для соклассников (12 часов)

1) Беседы участников объединения дополнительного образования в 8-х классах об эпохе Просвещения, романтизме в зарубежной литературе: а) Генрих Гейне б) Братья Гримм, Х. К. Андерсен, Т. А. Гофман 2) Праздник по творчеству И. В. Гёте 12 часов

Список литературы

1. ГригорьевД.В., СтепановП.Т. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.Т. Степанов. - М.: Просвещение, 2011.

2. Инновационные процессы в языковом образовании. Материалы научно-практических семинаров ГЭП «Инновационная площадка по языковому образованию». - М.: МИИО, 2009.

3. Лазарев В.С.Творчество и инновационная деятельность учителя / В.С. Лазарев // Инновационные проекты и программы в образовании - 2008. - №2. - С. 24-31.

4. Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века /

С.Л. Лесков. - М.: Просвещение, 2010.

5. Макарова А.А. Формирование условий для воспитания духовно-нравственного здоровья учащихся / А.А. Макарова //Эксперимент и инновации в школе - 2009 - №2. -С. 33-37.

6. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2009.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова. - М.:АСТ Астрель, 2010.

Эксперимент и инновации в школе 2011/3

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.