Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ФОРМАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ФОРМАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-образование / офлайн-формат / гибридное обучение / синергетический эффект / навыки самоподготовки / цифровые навыки / online education / offline mode / hybrid learning / synergy effect / self-working skills / digital skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ю. Обухова

В статье рассматриваются возможности для взаимодействия и общения участников образовательного процесса, организованного на основе цифровизации. Сетевые технологии открывают новый режим работы, учебы и жизни, в котором Интернет выступает в качестве учебной среды. В современных условиях неязыковые вузы активно используют Интернет для гибридного (смешанного) формата обучения иностранному языку, который в настоящий момент является наиболее востребованным и актуальным в высшей школе. Он применяется как для организации учебной, так и научной работы студентов, что позволяет интенсифицировать образовательный процесс, улучшить его эффективность за счет создания дополнительной внешней мотивации обучающихся. Работа студентов в сети раскрывает внутренние резервы каждого человека, помогает формировать социальные качества личности и воспитывать успешного обучаемого. В эпоху цифровизации и совершенствования информационных технологий возрастает востребованность в новых подходах в высшем образовании, учитывающих достижения классической методики преподавания иностранного языка. В статье рассматриваются характерные черты и отличия онлайн-, офлайн- и гибридного форматов, а также возможности их комплексного применения как для проведения занятий и консультаций, так и для организации различных студенческих конкурсов и конференций на иностранном языке. Залогом достижения успешного результата является эффективный синтез традиционных методов, инноваций и технических средств. В связи с быстрым развитием новых медиатехнологий в сфере образования возрастает спрос на развитие цифровых навыков, которые значительно упрощают студентам доступ к обучающим ресурсам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.Ю. Обухова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ONLINE AND OFFLINE MODES FOR TEACHING ENGLISH TO STUDENTS

The article discusses ways for interaction and communication of participants in the educational process based on digitalization. Network technologies open a new mode of work, study and life, in which the Internet acts as a learning environment. In modern conditions non-linguistic universities actively use the Internet for hybrid (mixed) format of foreign language teaching, which is currently the most required and relevant in higher education. It is used to organize academic work of students, which allows to intensify the educational process, improve its efficiency by creating additional external motivation of students. Students’ work in the network reveals the inner reserves of each person, helps to form social qualities of personality, and educate a successful learner. In the era of digitalization and improvement of information technologies the demand for new approaches in higher education, considering the achievements of classical methods of teaching a foreign language, is increasing. The article discusses the characteristics and differences of online, offline and hybrid formats, as well as the possibilities of their complex application, both for conducting classes and consultations, and for organizing various student competitions and conferences in a foreign language. The key to achieving a successful result is an effective synthesis of traditional methods, innovations, and technical means. Due to the rapid development of new media technologies in the sphere of education, the demand for the development of self-working and digital skills is increasing, which facilitate the access to learning resources.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙНИ ОФЛАЙН-ФОРМАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

6. Кобелева Е.П., Матвиенко Е.Н., Комкова А.С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 6-1: 6.

7. Крутько Е.А., Комкова А.С., Кобелева Е.П., Агавелян РО. Интеграция видеоконтента в процесс обучения профессионально-ориентированному английскому языку в вузе. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 6: 66-75.

8. Агавелян РО., Кобелева Е.П., Стучинская ЕА., Душинина Е.В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов. Сибирский педагогический журнал. 2022; № 4: 38-50.

9. Zubkov A. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 636: 431-439.

10. Комкова А.С., Кобелева Е.П., Стучинская Е.А., Крутько Е.А. Формирование метакомпетенций студентов вуза в процессе научно-исследовательской работы на иностранном языке. Профессиональное образование в современном мире. 2020; Т. 10, № 2: 3718-3725.

11. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку. Вестник педагогических наук. 2022; № 8: 224-227.

12. Zubkov A.D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 499: 23-31.

13. Кирякова О.А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза. Сибирский учитель. 2022; № 1 (140): 17-25.

14. Kiryakova O.A. E-portfolio as a means of formation of students' professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions. Сибирский учитель. 2022; № 6 (145): 88-92.

15. Ищенко В.Г, Сергиевская Е.А. Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования. Заметки ученого. 2022; № 7: 126-129.

16. Таскаева Е.Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования. Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2017; № 2: 50-57.

References

1. Kolosova E.I., Shvajkina N.S. Lingvometodicheskij potencial mediadiskursa pri formirovanii kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po inostrannomu yazyku. Filologiya i kul'tura. 2023; № 2 (72): 215-221.

2. Rubleva E.V. Lingvometodicheskij potencial audio- i videopodkastov v obuchenii RKI. Slovo. Grammatika. Rech'. 2015; № 16: 512-514.

3. Mel'nik Yu.A. Rabota s videomaterialami na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere russkoj skazki). Filologiya i kul'tura. 2017; № 4 (50): 209-213.

4. Zubkov A. Teaching Foreign Language in Transport University Using Massive Open Online Courses: Pilot Study. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 403: 92-100.

5. Zubkov A. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 402: 1002-1010.

6. Kobeleva E.P., Matvienko E.N., Komkova A.S. Formirovanie 'ekzistencial'nyh navykov studentov v processe inoyazychnoj podgotovki v vuze. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022; № 6-1: 6.

7. Krut'ko E.A., Komkova A.S., Kobeleva E.P., Agavelyan R.O. Integraciya videokontenta v process obucheniya professional'no-orientirovannomu anglijskomu yazyku v vuze. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 6: 66-75.

8. Agavelyan R.O., Kobeleva E.P., Stuchinskaya EA., Dushinina E.V. Ispol'zovanie mnemotehnik v processe professional'no-orientirovannoj inoyazychnoj podgotovki studentov-'ekonomistov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2022; № 4: 38-50.

9. Zubkov A. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 636: 431-439.

10. Komkova A.S., Kobeleva E.P., Stuchinskaya E.A., Krut'ko E.A. Formirovanie metakompetencij studentov vuza v processe nauchno-issledovatel'skoj raboty na inostrannom yazyke. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2020; T. 10, № 2: 3718-3725.

11. Balmasova T.A. Iz opyta ispol'zovaniya mobil'nyh prilozhenij v obuchenii vtoromu inostrannomu yazyku. Vestnikpedagogicheskih nauk. 2022; № 8: 224-227.

12. Zubkov A.D. Using MOOCs to Teach Foreign Language Writing to University Students. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022; Vol. 499: 23-31.

13. Kiryakova O.A. Primenenie autentichnyh videomaterialov kak sposob formirovaniya inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov neyazykovogo vuza. Sibirskij uchitel'. 2022; № 1 (140): 17-25.

14. Kiryakova O.A. E-portfolio as a means of formation of students' professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions. Sibirskij uchitel'. 2022; № 6 (145): 88-92.

15. Ischenko V.G., Sergievskaya E.A. Cifrovye tehnologii kak magistral'nye strategii v razvitii sovremennogo obrazovaniya. Zametki uchenogo. 2022; № 7: 126-129.

16. Taskaeva E.B. Mnogoyazychie v sovremennom mire: kul'turnye tradicii i napravleniya issledovaniya. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobscheniya: Gumanitarnye issledovaniya. 2017; № 2: 50-57.

Статья поступила в редакцию 14.09.23

УДК 378

Obukhova LYu, Senior Lecturer, Department of English Language for Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation), E-mail: LYObukhova@fa.ru

INTEGRATION OF ONLINE AND OFFLINE MODES FOR TEACHING ENGLISH TO STUDENTS. The article discusses ways for interaction and communication of participants in the educational process based on digitalization. Network technologies open a new mode of work, study and life, in which the Internet acts as a learning environment. In modern conditions non-linguistic universities actively use the Internet for hybrid (mixed) format of foreign language teaching, which is currently the most required and relevant in higher education. It is used to organize academic work of students, which allows to intensify the educational process, improve its efficiency by creating additional external motivation of students. Students' work in the network reveals the inner reserves of each person, helps to form social qualities of personality, and educate a successful learner. In the era of digitalization and improvement of information technologies the demand for new approaches in higher education, considering the achievements of classical methods of teaching a foreign language, is increasing. The article discusses the characteristics and differences of online, offline and hybrid formats, as well as the possibilities of their complex application, both for conducting classes and consultations, and for organizing various student competitions and conferences in a foreign language. The key to achieving a successful result is an effective synthesis of traditional methods, innovations, and technical means. Due to the rapid development of new media technologies in the sphere of education, the demand for the development of self-working and digital skills is increasing, which facilitate the access to learning resources.

Key words: online education, offline mode, hybrid learning, synergy effect, self-working skills, digital skills

Л.Ю. Обухова, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: LYObukhova@fa.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ОНЛАЙН- И ОФЛАЙН-ФОРМАТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются возможности для взаимодействия и общения участников образовательного процесса, организованного на основе цифро-визации. Сетевые технологии открывают новый режим работы, учебы и жизни, в котором Интернет выступает в качестве учебной среды. В современных условиях неязыковые вузы активно используют Интернет для гибридного (смешанного) формата обучения иностранному языку, который в настоящий момент является наиболее востребованным и актуальным в высшей школе. Он применяется как для организации учебной, так и научной работы студентов, что позволяет интенсифицировать образовательный процесс, улучшить его эффективность за счет создания дополнительной внешней мотивации обучающихся. Работа студентов в сети раскрывает внутренние резервы каждого человека, помогает формировать социальные качества личности и воспитывать успешного обучаемого. В эпоху цифровизации и совершенствования информационных технологий возрастает востребованность в новых подходах в высшем образовании, учитывающих достижения классической методики преподавания иностранного языка. В статье рассматриваются характерные черты и отличия онлайн-, офлайн- и гибридного форматов, а также возможности их комплексного применения как для проведения занятий и консультаций, так и для

организации различных студенческих конкурсов и конференций на иностранном языке. Залогом достижения успешного результата является эффективный синтез традиционных методов, инноваций и технических средств. В связи с быстрым развитием новых медиатехнологий в сфере образования возрастает спрос на развитие цифровых навыков, которые значительно упрощают студентам доступ к обучающим ресурсам.

Ключевые слова: онлайн-образование, офлайн-формат, гибридное обучение, синергетический эффект, навыки самоподготовки, цифровые навыки

Изменения, происходящие в политической, экономической, социальной сферах жизни нашего общества, обусловливают необходимость своевременного и эффективного преобразования высшего образования, модернизации системы подготовки по иностранным языкам в неязыковых вузах. В настоящее время практически все области человеческой деятельности подвержены реструктуризации в связи с быстрым развитием цифровых технологий, что активизирует и ускоряет модификацию разных областей знания, образования и науки. Анализ опыта работы преподавателей вузов в период пандемии свидетельствует о том, что сетевое пространство располагает важными образовательными, исследовательскими и методическими ресурсами. Онлайн-обучение стало значительным преимуществом в системе обучения в высшей школе, в частности английскому языку. В учебном процессе этот формат успешно продолжают использовать при проведении практических и интерактивных занятий, консультаций, конференций, на конкурсах и в иных ситуациях, когда очное участие слушателей проблематично.

С приходом Интернета необходимость онлайн-обучения не стала вызывать сомнений, отмечалось, что технологическая составляющая в дистанционном обучении является инструментом, с помощью которого должны решаться педагогические задачи [1, с. 86]. Многие исследователи констатируют правомерность интеграции средств информационных и коммуникационных технологий в процессе онлайн- и офлайн-обучения. Для дистанционного обучения подчеркивается необходимость жесткой самодисциплины, а успех напрямую связывается с уровнем самостоятельности и сознательности студента, в то время как очные занятия являются помощью и стимулом в поддержке самодисциплины [2, с. 301-303]. По мнению Чикилевой Л.С., онлайн-обучение меняет содержание самостоятельной работы студентов, повышая интенсификацию образовательного процесса [3, с. 475]. Другие педагоги также подтверждают важность усиления самоподготовки и отмечают, что занятие онлайн может проходить более увлекательно и ярко, и это стимулирует студентов к более интенсивной самостоятельной работе [4, с. 189].

Т.А. Дмитренко обращает внимание на широкий спектр возможностей смешанного формата, который способствует погружению в языковую среду и снятию языкового барьера, а также повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка и культуры в их неразрывном единстве [5, с. 106].

С появлением нового цифрового пространства назрела необходимость целенаправленно, комплексно развивать у студентов академические языковые и цифровые навыки. Результатом применения электронных ресурсов на аудиторном занятии является цифровая трансформация учебного процесса и его участников, которая создает новое эффективное взаимодействие. Высшая школа нацелена на слияние онлайн-, офлайн-обучения и использование смешанного формата в учебном процессе. Данная модель применяется для создания интегрированной академической программы, которая могла бы легко сосуществовать с физическим и цифровым мирами.

На сегодняшний день Интернет является наиболее доступным, а, следовательно, и наиболее востребованным ресурсом для проведения различного рода исследований, вебинаров и видеоконференций, поиска информации. Мы также все чаще и чаще занимаемся шопингом онлайн, а это значит, что в дальнейшем на рынке труда будут востребованы специалисты по оказанию онлайн-услуг, которые умеют работать и общаться в Интернете. Вследствие этого цифровые компетенции приобретают ключевое значение при трудоустройстве выпускников, повышая их конкурентоспособность. Таким образом, студенты, которые хорошо владеют цифровыми навыками, не только улучшают свои возможности трудоустройства, но и перспективу карьерного роста в будущем.

Целью проведенного исследования является совершенствование процесса обучения студентов посредством интеграции онлайн- и офлайн-форматов в вузе, так как без слияния традиционных и цифровых навыков современный процесс обучения иностранному языку не представляется эффективным.

В проведенном исследовании были поставлены следующие задачи:

- проанализировать общие черты и различия цифровых и традиционных форматов обучения в отечественной педагогической науке, осуществить их анализ и оценку с целью дальнейшего применения;

- показать приоритетность совершенствования навыков самоподготовки, а также цифровых навыков для углубленного изучения английского языка в бакалавриате;

- определить возможности комплексного и поэтапного совершенствования интегрированного подхода к преподаванию и организации студенческих научных мероприятий в вузе;

- показать необходимость корректировки существующих программ.

Научная новизна работы заключается в выявлении характерных черт каждого из форматов для определения возможностей достижения максимального эффекта при их интегрированном использовании с целью обеспечения доступа для большей аудитории слушателей и расширения возможности для учета индивидуальных особенностей студентов.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, чтобы рассмотреть целесообразность комплексного применения офлайн- и он-лайн-форматов в бакалавриате, интегрируя основные компоненты содержания обучения и методы организации внеаудиторной работы для получения синэрге-тического эффекта.

Данное исследование основано на анализе опыта интеграции онлайн- и офлайн-форматов в процессе обучения английскому языку бакалавров финансового факультета Финуниверситета. По итогам работы были выявлены как возможности интеграционного характера формирования академических и цифровых навыков, так и проблемы и трудности организации учебного процесса и научной работы студентов, связанные с индивидуальными потребностями, возможностями и способностями студентов.

При дистанционной форме обучения преподаватель взаимодействует с обучающимися с помощью информационных технологий. Обучающиеся больше занимаются самостоятельно, но по строго разработанной программе. В их распоряжении - видеолекции, вебинары, возможность консультироваться с преподавателем.

Онлайн-обучение - это форма проведения занятий с использованием технологий, получение знаний с помощью компьютера или мобильного устройства. Более общим названием для этой формы обучения является е-1еаттд (англ. яз.), или электронное обучение. Оно не заменяет значение «дистанционное обучение», а, скорее, продолжает его, так как в наше время дистанционное обучение организуется только через Интернет. Это дает больше возможностей для всех желающих. То есть грань между понятиями «дистанционное» и «онлайн» уверенно стирается.

Под офлайн-занятиями мы понимаем традиционные аудиторные методы обучения, которые использовались на протяжении многих веков; это интерактивный формат, при котором студенты и преподаватели взаимодействуют в процессе обучения лицом к лицу.

С развитием цифровых технологий меняются и способы совершенствования новых навыков. Благодаря Интернету у тех, кто заинтересован в расширении своих знаний и умений, появился широкий выбор возможностей. Обучающиеся могут воспользоваться как онлайн-, так и офлайн-обучением. У всех людей разный опыт и разные темпы изучения материала. Какие-то методы обучения будут полезны для одних, но малоэффективны для других, так как мы все живем в разных условиях и имеем разный подход к освоению материала. Вполне закономерно, что у многих возникает вопрос: какой из форматов лучше: онлайн или офлайн?

Сторонники онлайн-образования утверждают, что оно более гибкое и удобное для студентов. Другие утверждают, что онлайн-курсы не обеспечивают должного качества образования, как те, которые проводятся в традиционных аудиториях, что онлайн-занятия не обеспечивают той степени индивидуализации, которую студенты получают при личном посещении занятий. Кроме того, некоторые считают, что отсутствие взаимодействия между студентами и преподавателями может привести к ухудшению результатов обучения.

Основное различие между онлайн- и офлайн-обучением заключается в месте проведения занятий. При офлайн-обучении учащимся необходимо добираться до места проведения занятий - университета, аудитории. При онлайн-обуче-нии, напротив, обучение может проводиться практически из любой точки мира. Участнику достаточно подключиться к Интернету из дома, интернет-кафе или другого места. Примером этому могут служить онлайн-занятия по английскому языку, которые проводятся на базе Финуниверситета для иностранных граждан из ближнего зарубежья. Если говорить об организации научных студенческих мероприятий на иностранном языке, таких как конкурсы презентаций, кейсов, научных проектов, то, как правило, отборочный тур проводится в формате онлайн. Это позволяет привлечь большее количество участников. Однако финал проводится в очном режиме, что дает возможность жюри более объективно определить победителя.

Другим важным отличием является гибкость онлайн-обучения, которое обычно имеет более гибкие временные рамки. Преподаватель может оказать поддержку по электронной почте или через систему онлайн-чата, в то время как очные занятия, как правило, проводятся в дневное время и не предоставляют таких возможностей ни обучаемому, ни преподавателю. Так, после пандемии многие преподаватели стали использовать формат онлайн для регулярного проведения вечерних консультаций для своих студентов, что позволяет им расширить рамки рабочего дня.

Помимо этих двух различий, преимущества обучения онлайн или офлайн практически одинаковы. Квалификация, полученная онлайн так же общепризна-на, как и полученная в очном режиме, и модели обучения почти идентичны.

У обоих форматов есть свои плюсы и минусы. Онлайн-занятия проводятся с использованием Интернета, в виртуальной аудитории, где студенты и преподаватели общаются друг с другом с помощью голоса, видео, интерактивного чата.

Основное требование - чтобы студенты и преподаватели находились в сети в одно и то же время. Для эффективной коммуникации участникам требуются работающие микрофоны и видеокамеры.

На офлайн-занятиях студенты и преподаватели взаимодействуют в процессе обучения лицом к лицу в аудитории.

Можно отметить, что онлайн-обучение становится все более популярным способом получения необходимого образования. Однако в то время как некоторым людям нравится удобство и гибкость онлайн-формата, другие не хотят брать на себя ответственность из-за невозможности осуществлять полный контроль за деятельностью студентов по ту сторону экрана. Перед нами стоит задача выявить плюсы и минусы онлайн- и офлайн-обучения, для того чтобы лучше понимать, какие возможности он представляет нам, а также с какими проблемами мы можем столкнуться. Если мы хотим работать с онлайн-программами на постоянной основе, то для улучшения методики преподавания нужно постоянно проводить ее анализ и оценку.

Суммируем плюсы онлайн-обучения:

- удобство по времени - дополнительные онлайн-занятия и консультации можно проводить вечером или в субботу, также можно посмотреть лекции в записи в любое время. Онлайн-образование позволяет студентам выбирать расписание и подстраивать обучение под свои жизненные приоритеты;

- некоторые студенты предпочитают практическое обучение, другие - более концептуальные подходы. Онлайн-образование дает возможность всем студентам учиться так, как им удобно. Благодаря возможности самостоятельно выбирать материал курса и получать немедленную обратную связь. Можно сказать, что онлайн-образование предоставляет студентам большую гибкость в выборе;

- в отличие от очного занятия, в онлайн-классе все материалы находятся у студентов под рукой. Они могут получить мгновенный доступ ко всем материалам курса;

- в онлайн-классе студенты могут взаимодействовать со своими однокурсниками и преподавателями с помощью дискуссионных чатов и других интерактивных функций;

- многие онлайн-курсы дают возможность работать над реальными проектами в рамках учебного процесса;

- по сравнению с традиционным обучением в аудитории онлайн-образо-вание зачастую намного дешевле и доступнее.

Выделим недостатки онлайн-занятий:

- в онлайн-среде некоторые студенты испытывают трудности в общении с одногруппниками и преподавателями;

- когда занятия проводятся удаленно, это затрудняет оказание индивидуальной поддержки: трудно бывает найти человека, который оперативно ответит на вопросы;

- некоторым студентам трудно принимать участие в занятии из-за отсутствия прямого общения, это приводит к трудностям с усвоением материала. У студента может возникнуть ощущение, что он не получает знаний в полном объеме, как в случае, если бы он посещал очные занятия;

- качество онлайн-занятий может значительно отличаться, особенно из-за технических проблем. Студенты также могут быть разочарованы уровнем преподавания.

Преимущества офлайн-обучения:

- очное образование может быть более увлекательным для студентов, чем занятия онлайн. По статистике, занятие в аудитории предпочитают 7 студентов из 10;

- очные занятия дают более личностный опыт обучения. Работа в команде всегда полезна для учащихся. Обстановка в аудитории считается очень важной для развития взаимодействия;

- очное образование предоставляет преподавателям больше возможности для оказания индивидуальной поддержки. Занятие в аудитории проходит в более медленном темпе, чем онлайн, и это позволяет преподавателю работать в более тесном сотрудничестве со студентами, а студентам - лучше усваивать материал;

- очное образование может быть более увлекательным для студентов, чем занятия онлайн;

- очное образование помогает студентам развить профессиональные навыки; - многие считают, что специалисты, получившие традиционное очное образование, лучше справляются с рабочими проблемами и обязанностями. Поскольку научились взаимодействовать с другими людьми и получать знания из различных источников;

- студенты меньше отвлекаются в стенах физического класса и учатся выполнять задания в соответствии с заранее составленным графиком.

Библиографический список

Недостатки офлайн-обучения;

- после окончания очного занятия у студентов не остается доступа ни к лекциям, ни к ресурсам. Если вы пропустили занятие, то сложно выучить материал самостоятельно. Очные занятия не предоставляют возможности для повторения, и это может затруднить запоминание материала;

- для некоторых слушателей посещение очных занятий может стать проблематичным по семейным обстоятельствам, из-за работы;

- очные занятия могут проводиться далеко от дома и требовать транспортных расходов;

- в очных классах могут наблюдаться более зависимые отношения между преподавателями и студентами. Это происходит потому, что преподаватель, как правило, единственный, кто может помочь в решении проблем;

- очные занятия, как правило, дороже, чем онлайн. Также дороже учебники и пособия;

- занятия в очном режиме могут быть более утомительными, особенно если приходится переходить из аудитории в аудиторию. Также если они начинаются очень рано или заканчиваются слишком поздно.

Онлайн-класс против офлайн-класса. Что лучше?

На этот вопрос не существует универсального ответа. В конечном счете, каждый человек сам должен решить, какой тип образовательной модели ему больше подходит.

Некоторым может показаться, что онлайн-занятия являются более сложными и полезными, чем аудиторные занятия, так как онлайн-курсы предоставляют студентам более широкие возможности для общения с преподавателями и однокурсниками в режиме реального времени, а также доступ к необходимым ресурсам из любого места и в любое время. Кроме того, многие онлайн-образовательные платформы предлагают отличные системы поддержки, такие как чаты и форумы, где учащиеся могут поделиться своим опытом и задать вопросы.

Другие могут предпочесть традиционное аудиторное обучение. Поскольку такие офлайн-курсы зачастую позволяют студентам учиться на примере друг друга и обмениваться опытом в пассивной форме. В итоге студентам необходимо выбрать тот режим обучения, который в наибольшей степени соответствует их потребностям.

Сегодня многие преподаватели видят решение данной проблемы в использовании так называемого гибридного формата. Гибридное обучение - это модель образования, при которой одни студенты посещают занятия очно, а другие - виртуально, из дома. Преподаватели одновременно обучают студентов дистанционно и очно, используя программное обеспечение для видеоконференций. Гибридное обучение предоставляет студентам безграничное изобилие полезных данных, интерактивных компьютерных программ, видеоматериалов, онлайн-кур-сов, электронных словарей и справочников, которые необходимо интегрировать в учебный процесс, апробировать и использовать в соответствии с обновлённой учебной программой вуза и парадигмой эффективного преподавания и обучения [6]. Похоже, что именно этот формат станет волной будущего, так как именно он позволяет учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого слушателя.

Проведенный анализ и опыт работы во время пандемии показали, что как онлайн, так и очный форматы имеют свои достоинства и недостатки и требуют доработки. Не все бакалавры умеют самостоятельно осуществлять творческую и поисково-исследовательскую работу на хорошем уровне, то есть они недостаточно подготовлены к работе онлайн, и это может стать причиной их слабой активности на вебинаре. Отсюда мы можем сделать вывод, что онлайн-обучение требует высокоразвитых навыков самоподготовки. Также огромное значение имеет уровень владения обучающихся цифровыми навыками. Эти два фактора являются решающими для успешного освоения курса в формате онлайн. В свою очередь, офлайн-режим имеет серьезные ограничения в плане места и времени проведения мероприятий. Практика показала, что именно гибридный формат позволяет преодолеть данные барьеры за счет использования достоинств онлайн-формата и прямого контакта обучающихся и преподавателя. То есть, несмотря на новые возможности преподавания онлайн, мы не собираемся отказываться от традиционных аудиторных методов работы в академической среде с ее живым общением между преподавателями и студентами.

Результаты исследования помогли разобраться в трудностях, связанных с применением различных режимов в процессе обучения и показали направления для совершенствования существующих программ. В дальнейшем имеет смысл сочетать вебинары с аудиторными занятиями, что позволит нам максимально использовать преимущества каждого из них.

Наша задача - взять все лучшее из доступных форматов, чтобы добиться максимального результата в обучении студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петрова А.Е. и др. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие. Москва: Академия, 2006.

2. Заец Т.И. Элементы дистанционного обучения над аспектом «домашнее чтение» на основе электронного интерактивного учебного пособия ЭИУП. Москва: МГИМО-Университет, 2017.

3. Чикилева Л.С. Роль тьютора в выборе инструментов педагогического управления для организации самостоятельной работы по иностранному языку. Интеграция образования. 2019; Т. 23, № 3 (96): 475-489.

4. Староверова Н.П., Кондрахина Н.Г., Петрова О.Н. Использование цифровых и информационных технологий в процессе обучения профессиональному английскому языку Самоуправление. 2019; Т. 2, № 2 (115): 189-191.

5. Дмитренко Т.А. Организация языкового образования с использованием ИКТ. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2017; № 1: 105-109.

6. Что такое гибридное обучение и как его использовать в вашем классе? Available at: https://livestorm.co/blog/hybrid-learning

References

1. Polat E.S., Moiseeva M.V., Petrova A.E. i dr. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2006.

2. Zaec T.I. 'Elementy distancionnogo obucheniya nad aspektom «domashnee chtenie» na osnove 'elektronnogo interaktivnogo uchebnogo posobiya 'EIUP. Moskva: MGIMO-Universitet, 2017.

3. Chikileva L.S. Rol' t'yutora v vybore instrumentov pedagogicheskogo upravleniya dlya organizacii samostoyatel'noj raboty po inostrannomu yazyku. Integraciya obrazovaniya. 2019; T. 23, № 3 (96): 475-489.

4. Staroverova N.P., Kondrahina N.G., Petrova O.N. Ispol'zovanie cifrovyh i informacionnyh tehnologij v processe obucheniya professional'nomu anglijskomu yazyku. Samoupravlenie. 2019; T. 2, № 2 (115): 189-191.

5. Dmitrenko T.A. Organizaciya yazykovogo obrazovaniya s ispol'zovaniem IKT. Vysshee obrazovanie v Rossii. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 1: 105-109.

6. Chto takoe gibridnoe obuchenie i kak ego ispol'zovat' v vashem klasse? Available at: https://livestorm.co/blog/hybrid-learning

Статья поступила в редакцию 19.09.23

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

MENTORING IN THE CLASS OF INSTRUMENTALISTS IN PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION INSTITUTIONS: THE HERMENEUTICAL APPROACH. The

article substantiates the relevance of mentoring activities in instrumental classes of professional music education institutions. The concept of "a mentor" is analyzed and given a classification level of understanding. The importance of mentoring is revealed, as well as pedagogical conditions that make it possible to intensify and improve the quality of the process of training highly qualified musical and instrumental specialists. It is determined that an important pedagogical condition for mentoring activities in the class of instrumentalists is an attitude that determines the quality of complex perception and mastery of a musical work and affects the technical, artistic and emotional development of students. The conclusion is drawn: motivation, pedagogical demonstration and the act of co-creation (interpersonal pedagogical interaction) are significant pedagogical conditions for mentoring, which not only organize the educational activities of instrumentalists, but also influence its value-orientation, cognitive, communicative, cognitive, artistic and creative components. According to the author, the pedagogical paradigm concerning the development of a musical work in the "4D" space, the hermeneutic approach in constructing interpretive concepts can embody innovative technologies that allow to nourish mentoring, ensuring the effective implementation of reform and modernization of modern music education in instrumental classes.

Key words: mentoring, mentor, instrumentalist class, professional music education institutions, instrumentalist performer, teacher, musical instrument

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

НАСТАВНИЧЕСТВО В КЛАССЕ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье обосновывается актуальность наставнической деятельности в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования. Анализируется и получает классификационный уровень осмысления понятие «наставник».

Выявляются значимость наставничества, а также педагогические условия, позволяющие активизировать, сделать более качественным процесс подготовки высококвалифицированных специалистов музыкально-инструментального профиля. Определяется то, что важным педагогическим условием наставнической деятельности в классе инструменталистов является установка, которая обусловливает качество комплексного восприятия и освоения музыкального произведения, влияет на техническое и художественно-эмоциональное развитие обучающихся. Делается вывод: мотивация, педагогический показ и акт сотворчества (межличностного взаимодействия) - значимые педагогические условия наставничества, которые не только упорядочивают образовательную деятельность инструменталистов, но и влияют на ее ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, когнитивную, художественно-творческую составляющие. По предположению автора, педагогическая парадигма, касающаяся освоения музыкального произведения в пространстве 4D, герменевтический подход в построении интерпретационных концепций могут олицетворять инновационные технологии, позволяющие питать наставничество, обеспечивая эффективную реализацию реформирования и модернизации современного музыкального образования в классах инструменталистов.

Ключевые слова: наставничество, наставник, класс инструменталистов, учреждения профессионального музыкального образования, исполнитель-инструменталист, педагог, музыкальный инструмент

Наставничество, наставник - понятия, которые прочно укоренились в терминологии педагогики музыкального образования, исполнительства, в том числе инструментального. Передача знаний, умений, навыков подопечным, а также формирование их компетентностного потенциала, поиск осмысленных действий - во многом дело рук подлинного наставника. Передача положительного опыта, собственно научение осознанным и автоматизированным, рациональным и выразительным, свободным и художественно оправданным исполнительским действиям-движениям - прерогатива наставничества. Высокий уровень его востребованности, глубокие корни детерминантности, многогранность самого процесса обусловили целый ряд трудностей и сложностей, вытекающих из противоречивых характеристик, полифоничных структуры и содержания. Наставничество определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов, связь с трудовой деятельностью (педагогической, исполнительской, музыковедческой), смысл будущей профессии. Оно является «локомотивом» профессионального музыкального образования. Неслучайно 2023 год в стратегии образовательной политики РФ был объявлен Годом педагога и наставника. Вместе с тем природа наставничества до конца не исследована. Поэтому сегодня становится актуальным поиск образовательных моделей, принципов, педагогических условий, позволяющих организовывать и осуществлять процесс наставничества в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования на основе герменевтического подхода.

Объект исследования: подготовка исполнителей в учреждениях профессионального музыкального образования.

Предмет исследования: педагогические условия и технологии наставничества в классе инструменталистов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование наставничества в классах инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования на основе герменевтического подхода.

Задачи исследования:

1. Определить структуру и содержание наставничества на понятийном и деятельно-предметном уровне.

2. Выявить основные педагогические условия и технологические подходы наставничества в классе инструменталистов учреждений профессионального музыкального образования.

3. Установить основные трудности и сложности процесса «наставничество».

4. Определить перспективы исследования по избранной проблематике.

Наставничество, наставник как понятие и явление имеют глубокие исторические корни. На протяжении веков в каждое из них вкладывался различный смысл, изучение проходило порой в диаметральных плоскостях. Перечислим некоторые уровни трактовки дефиниции «наставник»:

- воспитатель и смотритель;

- передающий положительный опыт и проверяющий качество работы;

- осуществляющий педагогическое сопровождение и внедрение технологических инноваций;

- учитель и менеджер;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.