Научная статья на тему 'Интеграция образования, науки и производства: социально-философские аспекты'

Интеграция образования, науки и производства: социально-философские аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / образование / наука / производство / общество / integration / education / science / production / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловей Ольга Викторовна

Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах деятельности человека, ускорение темпов научно-технического прогресса, развития образования, реализация предприятиями нововведений актуализируют задачу теоретического осмысления интеграции, выявления предпосылок и проведения анализа развития интеграции в системе «образованиенаукапроизводство» на различных этапах развития общества. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному развитию общества произошли изменения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOPHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCES AND PRODUCTION

The article presents the tasks of theoretical comprehension of integration and the analysis of the integration development in the system education scienceproduction at various stages and shows the changes in the process of transition from industrial to post-industrial development of society.

Текст научной работы на тему «Интеграция образования, науки и производства: социально-философские аспекты»

УДК 13+37.0+001

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ

Соловей Ольга Викторовна.

Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения» в г. Златоусте, преподаватель, кандидат экономических наук, OVSolovej@usurt.ru.

Аннотация. Активное развитие интеграционных процессов во всех сферах деятельности человека, ускорение темпов научно-технического прогресса, развития образования, реализация предприятиями нововведений актуализируют задачу теоретического осмысления интеграции, выявления предпосылок и проведения анализа развития интеграции в системе «образование - наука -производство» на различных этапах развития общества. В процессе перехода от индустриального к постиндустриальному развитию общества произошли изменения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством.

Ключевые слова: интеграция, образование, наука, производство, общество

SOCIOPHILOSOPHICAL ASPECTS OF INTEGRATION OF EDUCATION, SCIENCES AND PRODUCTION

Solovey Olga.

Zlatoust, Ural State Transport University, teacher, candidate of economic sciences, OVSolovej@usurt.ru.

Abstract. The article presents the tasks of theoretical comprehension of integration and the analysis of the integration development in the system education -science - production at various stages and shows the changes in the process of transition from industrial to post-industrial development of society.

Key words: integration, education, science, production, society.

Проблема интеграции образования, науки и производства в современной литературе разработана достаточно узко, традиционно рассматривается взаимосвязь между наукой и производством, с одной стороны, и образованием -с другой. Эта взаимосвязь характеризуется следующим образом: образование отражает лишь изменения, происходящие в науке и производстве. При этом на каждом историческом этапе развития общества связи и отношения между наукой, образованием и производством проявляются по-разному, что требует более детального проведения анализа сложившейся интеграции.

Интеграция (от лат. integration - восстановление, восполнение, от inter -целый) - понятие теории систем, трактуемое как онтологически (состояние

связанности, целостности отдельных частей и функций системы), так и процессуально (сторона процесса развития системы, ведущая к объединению в целое ранее разнородных частей и элементов) [2, с. 76].

Если рассматривать образование и науку как единую систему, то становится очевидным, что ее развитию, как и развитию любой другой системы, присущи тенденции интеграции на различных уровнях. Это позволяет объединить философско-антропологический и социально-функциональный подходы к сущности образования и науки. Под интеграцией в системе «образование - наука

- производство» следует понимать процесс взаимопроникновения, взаимообогащения образования и науки как системы в целях наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей и общества в целом.

Предпосылками развития интеграции в образовании, науке и производстве являются изменения в политической, нормативно-правовой, экономической и социально-культурной сферах на разных этапах развития общества.

Интеграция образования и производства начинает складываться ещё в индустриальный период развития общества, когда отмечается повышение роли образования до уровня важнейшей производственной предпосылки, что не противоречит социально-философской концепции развития, согласно которой способ производства сводится лишь к производству материальных благ. Наука при этом выступает как форма общественного сознания и сфере деятельности людей [1, с. 8]. Постепенно наука становится полноценным участником отношений между образованием и производством как форма непосредственной производительной силы.

В период индустриального развития общества отмечается достаточно мощное развитие интеграции в системе «образование - наука - производство», а именно, развитие системы планирования выпуска специалистов и подготовки научных кадров в соответствии с требованиями производства, развитая система ведомственных вузов, сеть учебно-научно-производственных комплексов и др.

На переходном этапе (от индустриального развития общества к постиндустриальному развитию или обществу, основанному на знаниях) были утрачены основные достижения в сложившейся интеграции между образованием, наукой и производством (табл. 1). Основной причиной является тот факт, что изменения в развитии общества произошли совместно со сменой плановой, административно-командной и рыночной экономики, что не могло не оказать влияние на все сферы деятельности, в том числе образование и науку [3, с. 53].

Несмотря на отрицательные тенденции в системе «образование - наука -производство» в процессе перехода к постиндустриальному развитию общества, нельзя не отметить положительные моменты в развитии интеграции на современном этапе:

- постепенная тенденция к изменению механизма взаимодействия «поставщик - потребитель» на «партнёрские отношения» для достижения взаимных целей между образованием, наукой и производством;

- развитие современных направлений и форм интеграции в системе «образование - наука - производство», таких как государственно-частное

партнёрство, корпоративное образование, научно-промышленные структуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы и др.).

Таблица - 1. Изменения в системе «образование - наука - производство» на разных этапах развития общества__

Индустриальный период развития общества (анализ с 1920 г. - 90-е годы XX века) Постиндустриальный период развития общества (90-е годы XX века - по настоящее время)

Централизованное планирование подготовки научных кадров и структуры выпуска специалистов в соответствии с требованиями производства Отсутствие централизованного планирования, проблема несоответствия спроса со стороны работодателей и предложения со стороны системы образования и науки

Развитие договорных отношений в системе «образование - наука - производство» Слабое развитие договорных отношений

Эффективный механизм отраслевой кадровой кооптации (самостоятельное регулирование образования) Отсутствие механизма отраслевой кадровой кооптации

Широкое развитие учебно-научно-производственных комплексов, заводов - втузов, ведомственных вузов, обеспечивающих интеграцию между образованием, наукой и производством. Соответствие трудового и научного потенциала перспективам экономического развития Разрушение существовавшей в советское время системы учебно-производственных комплексов и заводов - втузов. Незначительное число ведомственных вузов, сохранившихся с советского времени, которые демонстрируют высокую образовательную эффективность

Система шефских связей профессионального образования с базовыми предприятиями, выполнение заказов предприятий Отсутствие системы шефских связей с базовыми предприятиями. Преимущественное развитие неформальных каналов взаимодействия компаний с вузами

Государственная поддержка финансирования образования и науки Сокращение государством расходов на развитие образования и науки. Проблема бюджетного недофинансирования вузов. Слабое участие в финансировании предприятий

Государственный заказ, заказ от базовых предприятий на проведение научных исследований Слабое развитие и отсутствие системы заказа на научные исследования, как со стороны государства, так и со стороны базовых предприятий

Таким образом, в настоящее время проблема интеграции в системе «образование - наука -производство» остаётся актуальной, приоритетной задачей является поиск и реализация новых направлений развития.

Библиографический список:

1. Даулеткериев А Р. Развитие системы «наука - образование - производство» в эпоху глобализации: автореф. ... дисс. канд. философ. наук. - Пятигорск, 2009. -27 с.

2. Полянкина С. Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. - 2013. - №2 2 (71). - С. 76-81.

3. Соловей О. В. Развитие потенциала инновационно-образовательной системы региона: теоретические, методические и прикладные аспекты: дисс. канд. экон. наук. - Челябинск. - 2014. - 183 с. - Режим доступа: http://www.susu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.