педагогические науки
Люсев Валерий Николаевич ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
УДК 378.1
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШИХ
ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ИНТЕГРИРОВАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ
© 2017
Люсев Валерий Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, проезд Байдукова/улица Гагарина, 1а/11, e-mail: [email protected])
Аннотация. Организация научно-исследовательской работы является одним из важных показателей эффективности деятельности современных вузов. Однако в настоящее время этот показатель зависит от региона, в котором находится вуз, региональных промышленных гигантов, готовых к сотрудничеству с вузом. В этой ситуации интересным представляется анализ опыта организации научно-исследовательской работы в заводах-втузах - высших технических учебных заведениях, интегрированных с реальным производством. В статье определены внешние и внутренние факторы, оказавшие влияние на развитие научно-исследовательской работы в заводах-втузах. К внешним факторам относятся политика государства и настроения в обществе в 60-70-е гг. XX века. Политика государства с середины 50-х гг. XX в. была направлена на активное внедрение научно-технических достижений в промышленное производство. В обществе популярность ученых и науки в целом в это время существенно возросла. Этому способствовали достижения в области космонавтики. В качестве внутренних факторов, влияющих на развитие научно-исследовательской работы, установлены, во-первых, кадровое обеспечение новых учебных заведений, во-вторых, материально-техническая база заводов-втузов, в-третьих, особенности организации учебного процесса, способствующие активизации научно-исследовательской работы студентов. Анализ документов позволил сделать выводы, что именно глубокая интеграция образовательного и научно-исследовательского процессов с реальным производством в заводах-втузах стала мощным стимулом развития научных исследований. Использование исто-рико-педагогического опыта заводов-втузов возможно в современных условиях только при установлении тесных связей промышленных предприятий с техническими вузами, особой организации образовательного процесса при сочетании учебы и производственной подготовки.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, научные исследования, наука, завод-втуз, образование, производство, учебный процесс, интеграция, высшее техническое учебное заведение, промышленное предприятие, преподаватели-практики.
THE PECULIARITIES OF RESEARCH WORK ORGANIZATION IN THE HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS INTEGRATED WITH MANUFACTURE
© 2017
Lyussev Valery Nikolayevich, the candidate of historical science, the associate professor of the Pedagogics and Psychology department Penza State Technological University (440039, Russia, Russia, Penza, pr. Baidukova /ul. Gagarina, 1a/11, e-mail: [email protected])
Abstract. The organization of research work is one of the important performance indicators of modern higher education institutions. However, nowadays this indicator depends on the region a higher education institution is situated in and the regional industrial giants ready for cooperation with higher education institution. In light of this it is interesting to pay attention to the analysis of the research work organization experience in technical colleges-plants and higher technical educational institutions integrated with actual manufacturing. In the article the external and internal factors which influenced the development of research work in technical colleges-plants are defined. The government policy and the public mood in the 60-70s of the 20th century belong to external factors. The government policy from the mid 50s of the 20th century was focused on mainstreaming of scientific and technical achievements in industrial production. Then the popularity of scientists and science significantly increased in the society. It was promoted by achievements in the field of astronautics. The internal factors influencing the development of research work are firstly, staffing of new educational institutions, secondly, material and technical resources of technical colleges-plants, thirdly, the features of the educational process organization activating the research work of students. The analysis of the documents helped to draw conclusions that it was deep integration of educational and research processes with actual production in technical colleges-plants that became a powerful incentive of the development of scientific research. The use of historical and pedagogical experience of the technical colleges-plants is possible in modern conditions only if there is an establishment of close links of the industrial enterprises with technical colleges and there is a special organization of educational process by combination of studying and industrial training.
Keywords: research work, scientific research, science, technical college-plant, education, manufacturing, teaching and learning process, integration, higher technical educational institution, industrial enterprise, teachers-practitioners.
Одним из важнейших направлений развития современного технического вуза является организация научно-исследовательской работы. Именно оно служит основным источником пополнения бюджета технического вуза, формирует его имидж и позицию на рынке образовательных услуг. Однако именно это направление самым тесным образом зависит от региональной экономики, уровня развития промышленного потенциала, наличия предприятий-флагманов отечественного производства. В таком регионе, как Пензенская область, где нет гигантов производства, а экономическое благополучие предприятий зависит от государственного заказа, техническому вузу развернуть масштабные хоздоговорные научно-исследовательские работы не представляется возможным. Научное взаимодействие с региональными промышленниками основывается на мелких исследованиях, не приносящих больших доходов. В этих условиях вполне актуальным является обращение к историческому опыту организации научно-исследова-
тельской работы в технических вузах, созданных в 60-е годы на базе промышленных предприятий. Такие вузы назывались заводами-втузами. Их организация началась с Постановления Совмина СССР от 30 декабря 1959 года №1425 «Об организации заводов-втузов при наиболее крупных и передовых в техническом отношении промышленных предприятиях» [1, с.14]. Постановление явилось основанием для рождения семи заводов-втузов, в течение первой половины 60-х гг. было организовано еще четыре. В 1988 г. в СССР насчитывалось уже 22 завода-втуза [2, с.112-113]. Заводы-втузы интересны именно тем, что в рамках высшего технического учебного заведения происходила тесная интеграция учебного, производственного и научно-исследовательского процессов.
Заявленная тематика не является глубоко исследованной. Заводам-втузам как учебным заведениям интегрирующим техническое образование, науку и производство посвящены исследования И.П. Яковлева.
Люсев Валерий Николаевич pedagogical
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ... sciences
Теорию и практику интеграции образования и производства изучает Н.К. Чапаев. Проблемы развития бывших заводов-втузов, особенности учебной и научно-исследовательской деятельности рассматривались в работах В.Б. Моисеева, В.В. Усманова, Н.Г. Хохлова. В последние годы свои исследования вопросов организации научно-исследовательской работы в технических вузах в разных контекстах посвятили такие исследователи, как Ю.П. Ветров, Ю.С. Димитрюк, Е.В. Вострокнутов, А.Н. Путилин. Исторический аспект организации научно-исследовательской работы в разных вузах затрагивали А.В. Добровольский, И.М. Савицкий.
Основной целью данной работы является анализ историко-педагогического опыта организации научно-исследовательской работы в заводах-втузах - высших технических учебных заведениях, интегрированных в производство. Нам необходимо, во-первых, выявить основные факторы, влияющие на развитие научно-исследовательского направления деятельности технических вузов, во-вторых, проанализировать возможности использования подобного опыта в современных высших технических учебных заведениях.
Говоря о факторах, влияющих на развитие научно-исследовательской работы во вновь создаваемых учебных заведениях можно выделить факторы внешней среды и факторы внутренней среды. К факторам внешней среды относятся, во-первых, государственная политика, проводимая в период организации новых учебных заведений, во-вторых, общественные настроения того времени. К факторам внутренней среды относятся: 1) кадровое обеспечение заводов-втузов; 2) материально-техническая база учебных заведений; 3) особенности организации образовательного процесса. Рассмотрим каждый из обозначенных факторов.
С середины 50-х годов Правительство СССР взяло курс на развитие промышленности. Это отражено в решениях июльского пленума ЦК КПСС в 1955 г. и XX съезда КПСС в 1956 г. Особое внимание было уделено развитию наиболее передовых отраслей производства. С середины 50-х годов XX века начинается научно-техническая революция. Наука становится главным двигателем промышленного производства. «Главным направлением развития научно-технической мысли на начальном этапе стали комплексная автоматизация производства, контроля и управления, создание микропроцессорной техники, открытие и использование новых источников энергии, освоение космоса, появление телевидения, развитие химии, биотехнологии, генетики. Автоматический контроль и автоматическое регулирование стали преобладающей тенденцией промышленного развития» [3, с.56]. Бурное развитие производства увеличило спрос на инженеров и специалистов с высшим образованием. По сути, сами заводы-втузы явились порождением политики по укреплению промышленного потенциала и ускорению научно-технического прогресса. Так, Красноярский завод-втуз был призван обеспечить кадрами развивающуюся ракетно-космическую отрасль, Московский обеспечивал отечественное автомобилестроение, Ростовский работал на сельскохозяйственное машиностроение, Пензенский - на производство электронной техники.
В правительственных документах роль научно-исследовательской работы во вновь создаваемых заводах-втузах выделялась особо. В Постановлении Совмина об организации заводов-втузов говорилось: «Признать целесообразным, чтобы научно-исследовательская работа, проводимая профессорами, доцентами и преподавателями профилирующих дисциплин заводов-втузов, осуществлялась по тематике, отвечающей задачам развития и совершенствования производства на предприятии, при котором организован завод-втуз, а высококвалифицированные специалисты этого предприятия привлекались к учебно-педагогической работе в заводе-втузе» [1, с.14]. Также базовые предприятия были обязаны предостав-220
лять свои помещения и оборудование для проведения не только учебных занятий, но и для научных исследований. О значимой роли научно-исследовательской работы в организуемом Пензенском заводе-втузе свидетельствовал приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР №340 от 08.06.1960 г., где указывалось, что «научно-исследовательская работа Пензенского завода-втуза осуществляется с целью развития и совершенствования производства. Промышленные предприятия оказывают содействие в реализации научных исследований. Кафедры участвуют в работе по внедрению в производство результатов этих исследований» [4, с. 3].
Общественные настроения того времени определяли яркие достижения советской науки. Запущен первый искусственный спутник Земли, полет человека в космос. Были преодолены голод, разруха и лишения послевоенных лет. Повысился образовательный уровень молодежи, а, следовательно, спрос на высшее образование. Научные достижения повысили популярность ученых, что привело к массовому увлечению наукой. Таким образом, общественные настроения способствовали развитию научно-исследовательской работы во вновь создаваемых учебных заведениях.
Теперь рассмотрим факторы внутренней среды. В современной ситуации научно-исследовательское направление в вузе, его успешность связывается с получением от этого направления финансовой выгоды. Исследователь А.А. Малахов определяет научно-исследовательскую работу как «востребованный, документально оформленный заказ на исследование определенной заранее заданной проблемы» [5]. Такое определение более подходит к ситуации с советскими промышленными предприятиями, которые отдельно финансировались на проведение научных исследований. Для только что созданных заводов-втузов вопрос организации научно-исследовательской работы зависел, прежде всего, от кадрового обеспечения втузов. Так как новые учебные заведения были основаны как филиалы уже существующих технических вузов, первоначально учебный процесс обеспечивали преподаватели головного вуза. Впоследствии на преподавательские должности заводов-втузов приглашались специалисты с предприятий. Так, например, в Пензенский завод-втуз в течение 6070-х гг. пришли на работу главный конструктор завода вычислительных электронных машин Д.А. Гольдфельд, старший инженер-технолог того же завода С.В. Громашов, инженер часового завода К.Н. Карцев, главный металлург компрессорного завода Н.С. Павленко [6, с.210]. Завод имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) направил на преподавательскую работу в подопечный втуз целый отряд высококвалифицированных специалистов: главного конструктора А.М.Кригера, начальника центральной металлургической лаборатории А.В.Шепеляковского, начальника центральной литейно-металлургической лаборатории А.В.Лакедемонского, начальника конструкторского бюро кузовов Б.Н. Орлова, начальника лаборатории абразивно-алмазной обработки М.С.Наермана [7]. Кроме того, руководители и специалисты базовых заводов читали отдельные курсы в заводах-втузах в качестве внешних, приглашенных преподавателей. Преподаватели-практики ориентировали на конкретное производство не только учебный процесс, но и научные исследования. Они четко знали проблемы базовых предприятий, и все свои усилия в научном плане направляли на их решение. Поэтому прикладная наука во втузах развивалась быстрыми темпами. Об этом свидетельствует постоянный рост объемов хоздоговорных научно-исследовательских работ в течение 30 лет существования заводов-втузов. Согласно материалам государственного архива Пензенской области за 1969 год объем научно-исследовательских работ Пензенского завода-втуза составил 90 тыс. рублей. Было проведено 9 хоздоговорных и 32 госбюджетных работ. По их результатам было Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Люсев Валерий Николаевич ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ...
получено 5 авторских премий [4, с.66-67]. К середине 70-х годов в разгар научно-технической революции Пензенский завод-втуз существенно активизировал хоздоговорную научно-исследовательскую деятельность. Объем научных исследований по ним составил: в 1970 году - 180 тысяч рублей, в 1973 году - 308 тысяч рублей, а уже в 1975 - 400 тысяч рублей. В 1973 году внедрены в народное хозяйство результаты по пяти хоздоговорным научным работам, экономический эффект от которых составил более 2 миллионов рублей [8, с.16-17]. На кафедрах Красноярского завода-втуза в 70-е годы исследовалось 20 хоздоговорных научных тем. В 1975 году общий объем финансирования по ним составил около 500 тысяч рублей.
Вторым внутренним фактором развития науки в заводах-втузах является их материально-техническое обеспечение. 60-е годы можно назвать периодом формирования материальной базы новых учебных заведений. Учебный процесс студентов завода-втуза проходил на территории базовых предприятий. Производственная база позволяла сориентироваться на прикладные научные исследования, востребованные данным предприятием. Сами заводы помогали в оснащении вузовских корпусов. Приращение материальной базы происходило за счет средств от хоздоговорных научно-исследовательских работ, безвозмездной передачи предприятий. И все же лабораторная база заводов-втузов стала формироваться только во второй половине 60-х годов. В Пензенском заводе-втузе в 1967 г. появилась лаборатория цифровых вычислительных машин, оснащенная современными ЭВМ Урал-11Б [9, с.20]. Научно-исследовательская работа осуществлялась в основном в лабораториях базовых заводов.
Третий фактор связан с особенностями организации учебного процесса. В заводах-втузах учебный график предполагал чередование теоретической и производственной подготовки, создавая определенные предпосылки для проведения научной и изобретательской работы всех участников образовательного процесса. За период обучения с первого по четвертый курс студенты осваивали квалификацию рабочего и техника. Работая по два семестра на рабочих местах, которые соответствовали их квалификации, они непосредственно постигали производственный процесс, получали информацию о задачах производства и возможных направлениях исследовательской и изобретательской деятельности. Выполняемые на этих этапах курсовые проекты представляли собой научные разработки, внедренные в конкретное производство. Подобные особенности учебного процесса стимулировали рост научно-исследовательской работы студентов. Проиллюстрируем это на примере Пензенского завода-втуза. В его показателях работы за 1969 год указывается, что в течение года в научно-исследовательской работе принимало участие 250 студентов из общего количества 1575 человек [4, с. 67]. В этом же году было создано студенческое научное общество, где под руководством профессоров, доцентов и преподавателей студенты участвовали в научно-исследовательской и научно-практической работе кафедр. Результаты научных исследований публиковались в ежегодных сборниках трудов молодых ученых и специалистов.
На заседании Совета Пензенского завода-втуза от 16 марта 1973 г. было отмечено, что «опыт производственной работы студентов-втузовцев позволяет поручать им серьезные научно-исследовательские работы. Например, в выполнении госбюджетной работы старшего преподавателя А.С. Горельникова по теме «Исследование методов записи цифровой информации на подвижном магнитном носителе» принимает участие группа студентов-старшекурсников, имеющих опыт работы на предприятиях по данной тематике. Их силами был изготовлен специальный стенд для исследования различных методов записи. В госбюджетной работе доцента Д.А. Гольдфельда «Расширение возможностей и
улучшение технических характеристик специализированной автоматизированной вычислительной машины» студенты А. Юматов и А. Крюков провели очень серьезную научно-исследовательскую работу. На кафедре «Автоматическое управление» с участием студентов была изготовлена унифицированная печатная плата» [10, с.73-74]. В 1988 г. студенты принимали участие в научно-исследовательской работе под руководством Ю.А. Пахалина по внедрению технологии эрозийного шлифования и профилирования алмазных кругов для повышения эффективности обработки деталей из труднообрабатываемых материалов. Эта работа была представлена на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР и отмечена бронзовой медалью [10, с.2].
Число занятых в научной работе студентов постоянно росло. В 1975 г. из общего числа студентов 1115 человек принимало участие в научно-исследовательской работе 420, в 1980 г. - 480 студентов из 1110 общего количества [11, с.4]. В данных на 1986 г. указывается, что число студентов, принимающих участие в научной работе вуза составляет 452 из 1251. В 1992 г. более 34% студентов принимали активное участие в научной работе вуза [12, с.116].
Результатами научно-исследовательской работы студентов Пензенского завода-втуза стали победы на различного уровня научных мероприятиях. Так, в 1970 г. экспонат «Стабилизатор температуры» демонстрировался на ВДНХ и был удостоен диплома. В 1971 г. в г. Волгоград на зональной выставке работа студента В. Шаронова была рекомендована на ВДНХ [10, с.74]. В 1988 г. на Поволжской студенческой конференции 2 пензенских студента-втузовца были награждены медалями за свои доклады. В 1986 году на областную выставку-смотр студентами Пензенского втуза было представлено 25 экспонатов, 4 из которых были отмечены дипломами I, II и III степени [13, с.6]. В 1988 г. на ВДНХ отмечены работы студентов по комплексу цеховых средств измерений четырьмя бронзовыми и одной серебряной медалью.
Участие студентов в научно-исследовательской работе способствовало повышению качества дипломных работ. На кафедре вычислительных электронных машин в 1988 г. 98% дипломных проектов были посвящены разработке и модернизации электронно-вычислительных машин, разработке алгоритмов и программ машинного проектирования, 60% работ использованы на производстве, 25% - рекомендованы к внедрению в производство, более 15% - на момент защиты уже использовались на производстве. А из дипломных проектов кафедры «Технологии общего и роботизированного производства» было рекомендовано к внедрению в производство 42% [10, с.2]. По данным за 1992 год студентами Пензенского завода-втуза 63% дипломных проектов были рекомендованы к внедрению и выполнены по реальным, востребованным производством темам [14, с.12].
Сам опыт организации учебного процесса в заводах-втузах являлся объектом научных исследований. В 80-ые годы Пензенский завод-втуз в соответствии с Координационным планом важнейших НИР Минвуза РСФСР являлся исполнителем темы «Разработка методик и создание моделей деятельности специалистов и моделей их подготовки» [15, с.60-61]. К началу 90-х годов ХХ века объем хоздоговорных научно-исследовательских работ заводов-втузов по сравнению с показателями 60-х годов увеличился более чем в 7 раз. Процент занятых в научной работе никогда не опускался ниже 90%.
Таким образом, исторический опыт организации научно-исследовательской работы в заводах-втузах показал, что сам факт сращивания образовательного и производственного процессов в рамках одного учебного заведения явился мощным стимулом для развития науки. Знание проблем конкретного производства, уча-
Люсев Валерий Николаевич ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ .
pedagogical sciences
стие в производственной цепочке как педагогов, так и студентов, позволяло определять и исследовать темы, необходимые базовому заводу. Результаты научных исследований внедрялись в производство, позволяли совершенствовать производимую продукцию. Интеграция образования-науки-производства в заводах-втузах дала мощный синергетический эффект. Все заводы, на базе которых действовали втузы, показывали самые высокие темпы промышленного роста.
Возможно ли использование данного опыта в организации научно-исследовательской работы современных технических вузов? Подобный опыт может использоваться, прежде всего, там, где имеются крупные предприятия, способные стать базой для организации образовательного и научного направления деятельности. Студенты и преподаватели технических вузов должны стать не гостями на производстве для прохождения кратковременной практики, а включены в производственный цикл в качестве постоянных участников. Современные Федеральные государственные образовательные стандарты по техническим направлениям подготовки, при направленности образовательных программ на практико-ориентированные (прикладные) виды деятельности, устанавливают практику от 24 до 42 зачетных единиц, что составляет от 3,5 до 6,5 месяцев. При наличии возможности у предприятий выделять рабочие места студентам на последнем курсе обучения можно было бы организовать практику по образцу инженерно-производственной подготовки, чтобы соединить образовательный процесс с производственным. С учетом того, что последний курс требует от студента начать подготовку к выпускной квалификационной работе, он включается в исследовательский процесс на выделенном рабочем месте, по теме, отражающей реальные потребности производства. В результате научно-исследовательская работа студентов может стать двигательной силой к созданию временных творческих коллективов из работников заводов, преподавателей вузов и студентов для проведения актуальных с точки зрения конкретного производства научных исследований. Следующим этапом исследования по заявленной тематике может стать эксперимент по организации научно-исследовательской работы по описанной программе на базе определенного технического вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-9606. Оп.1. Д.53. Л.14.
2. Авдеев Н.Ф., Хохлов Н.Г. Психолого-педагогические основы обучения в МГИУ. М.: МГИУ, 2004. 240 с.
3. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование: Учебное пособие. Калининград: КГУ, 2003. 151 с.
4. Приказы Минвуза СССР и Минвуза РСФСР. Переписка с Минвузом СССР и Минвузом союзных республик за 1960-1975 гг. //Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. Р-2446. Оп.1. Д.1. ЛЛ, 1, 3, 25, 26, 27, 66-67, 106-107.
5. Малахов А.А. Методика информационного сопровождения научно-исследовательской деятельности в высшей школе// Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып.3. М.: НИИВО, 2002. 55с.
6. Люсев В.Н. Историко-педагогический опыт привлечения к организации учебного процесса технических учебных заведений преподавателей-практиков// Сибирский педагогический журнал. 2011. №10. С.204-2013.
7. http://www3.msiu.ru/general/relations.php
8. Лаборатория по обеспечению учебного процесса 1986-1993 гг.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп.1. Д.117ж. ЛЛ. 16-17, 69.
9. Пензенскому технологическому институту 40
лет. / Под общ. ред. В.Б. Моисеева. Пенза: Изд-во ПТИ, 1999. 123 с.
10. Протоколы заседаний Совета завода-втуза за 1971-1974 гг.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп.1. Д.28. ЛЛ. 51, 73-74.
11. Протоколы заседаний Совета завода-втуза за 1971-1975 гг.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп. 1. Д.28а. Л. 4.
12. Протоколы заседаний Совета завода-втуза за 1994-1995 гг.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп. 1. Д. 233. ЛЛ. 114, 116, 144.
13. Отчет по научно-исследовательской работе за 1986 г.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп.1. Д.137. ЛЛ.3, 4, 5-6, 1214, 106, 131.
14. Годовой отчет за 1992 г. Научно-исследовательский сектор//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп.1. Д.222. ЛЛ. 8-9, 12.
15. Приказы ректора завода-втуза по основной деятельности за 1982 г.//ГАПО. Ф. Р-2446. Оп.1. Д.98. Л. 60-61.
Статья поступила в редакцию 18.07.2017.
Статья принята к публикации 23.09.2017.
222
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)