Колонка
ГлаВного
Редактора ^
Уважаемые коллеги!
(ТТТ екущее десятилетие в российской высшей школе проходит под
знаком заметно возросшего внимания к инновационной траектории образования. Состоялось два этапа конкурса вузов, внедряющих инновационные программы. Подобный конкурс объявлен и для других образовательных ступеней.
Но что означает инновационность в образовании? Мы уже отошли от упрощенных представлений об этой категории. Ни более широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс, ни разработка и использование электронных учебников, учебных пособий и других методических материалов само по себе не означает перехода к организации образовательного процесса на инновационной основе. Инновационность в высшей школе представляется многогранным, явлением, составными частями которого выступают соответствующие процессы, факторы и определенный достигнутый уровень. Впрочем, при ослаблении усилий этот уровень можно легко утратить.
Если обратиться к истории, то сократовские беседы, когда не существовало ни компьютеров, ни электронных учебников, были не менее, а возможно, даже более инновационными по своему характеру, чем иные нынешние программы, которые громко именуются инновационными.
Ныне вполне очевидной, в частности, является необходимость, с одной стороны, установления более глубоких взаимно обогащающих связей между наукой и образованием, а с другой — более активного продвижения результатов научных исследований в содержание образовательного процесса и экономику страны.
Наша главная задача — не дать вовлечь себя в очередную «модную» кампанию, а последовательно искать принципиально новые подходы к формированию профессиональных кадров, способных адекватно реагировать на вызовы XXI века.
Главный редактор журнала ректор (финакадемии д.э.н., проф. МА. Эскиндаров
Ф К ТЕМЕ КОНФЕРЕНЦИИ УМО
Ъ.М- Смитиенко МА Федотова
проректор по учебной работе проректор по научной работе
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА
анализируя проблемы формиро-/ 1-вания отвечающей требованиям времени инновационной системы подготовки финансистов-экономистов в российских вузах, мы должны учитывать прогрессивные общемировые тенденции в образовательной сфере и те процессы общесистемного порядка, которые проходят в Российской Федерации и ряде других стран Содружества.
После подписания Президентом РФ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования» от 24 октября 2007 г. № 2Э2-ФЗ и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № Э09-ФЗ формально завершился переходный период к новой уровневой системе высшего профессионального
образования в нашей стране (хотя за данным федеральным законом должны последовать соответствующие подзаконные акты, развивающие и конкретизирующие его положения).
Высшее образование в России переходит на новую уровневую систему, включающую бакалавриат и магистратуру (с сохранением в отдельных сферах подготовки специалистов). Завершается разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Вслед за этим предстоит разработка новых учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) и других материалов, обеспечивающих подготовку обучающихся.
Продолжается начатый с подписанием Болонской декларации процесс формирования Европейского пространства высшего образования. Как представляется, для нашей страны чрезвычайно важно, став активными участниками этого процесса, не оказаться в нем главным образом в каче-
стве «доноров», чьи интеллектуальные ресурсы вследствие «Болонской мобильности» будут уходить из России еще в большей степени, чем это было ранее. Иными словами, участвуя в Болонском процессе, мы должны выстраивать сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнерами, которая отражала бы интересы России и, более конкретно, интересы российской высшей школы. Одновременно с этим нам нужно выстроить такую инновационную систему работы российских вузов, которая бы по всем параметрам (включая и вопросы материального стимулирования преподавателей) отвечала требованиям времени.
Как известно, в качестве одной из центральных задач развития нашей страны ставится задача перехода к «инновационному обществу», что было зафиксировано, например, российской стороной на саммите «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в
2006 г. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. подчеркивалось, что для экономики России принципиальное значение имеет поиск путей эффективного включения инновационных факторов в экономическое развитие страны и интеллектуализация производимых и экспортируемых услуг.
Необходимым условием развития инновационной экономики в России является активизация интеграционных процессов науки и образования.
Современный вуз — это, по сути, исследовательский университет или, как еще принято говорить, инновационная корпорация. Научные исследования во многом определяют качественное обновление образовательного процесса: государственные образовательные стандарты, качество лекций, их соответствие последним международным разработкам, современность учебников и учебных пособий, степень вовлеченности молодежи в научно-исследовательскую работу и пр.
Однако отмеченные задачи кардинальных инновационных измене-ний в экономике страны и в системе образования лишь только начинают решаться. По-настоящему инновационных сдвигов в системе высшего профессионального образования России пока не произошло, если не считать выделения определенных средств на поддержку инновационных образовательных программ отдельных вузов на основе конкурсов, проведенных Министерством образования и науки РФ в рамках национального проекта «Образование» в 2006—2007 гг. Как представляется, еще рано говорить о существенных подвижках в этой области, хотя отдельными отечественными высшими учебными заведениями достигнуты определенные успехи в данной сфере.
При этом основной целью высшего образования в нашей стране остается подготовка профессиональных кадров высшей квалификации. И решение проблемы, несмотря на ее многоас-
пектность, никоим образом не должно сводиться к коммерческой составляющей — «продаже соответствующего образовательного продукта» на рынке образовательных услуг (внутреннем и международном). Поставленная цель более серьезна и фундаментальна — речь идет об образовательной составляющей национального богатства нашей страны, а значит, фактически о том, что ждет наше общество и наше государство в будущем. Именно кадры специалистов, которых мы готовим сегодня, должны стать основой повышения международной конкурентоспособности России как в ближайшие годы, так и в перспективе.
Ведущие отечественные экономисты вполне обоснованно отмечают, что главной проблемой для России образца 1990-х годов была несоразмерность развития звеньев национальной конкурентоспособности. При этом сильным базовым факторам конкурентоспособности (природные, трудовые, интеллектуальные ресурсы) противостояли слабые инфраструктурные факторы (в том числе — финансовая система, организация рынка и конкурентная среда). В связи с этим задача сегодня состоит в том, чтобы не допустить ослабления сильных базовых факторов конкурентоспособности (в частности, трудовых и интеллектуальных ресурсов) и принять действенные меры по формированию и укреплению указанных инфраструктурных факторов. Только в этом случае можно действительно решать проблемы повышения конкурентоспособности. Ясно, что без
соответствующего кадрового обеспечения решить эти проблемы невозможно. И здесь свою существенную роль должны сыграть ведущие финансово-экономические вузы страны.
Высшее экономическое образование в России находится сейчас на достаточно сложном, переходном этапе, связанном прежде всего с завершающей стадией работы над Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основанными на них образовательными программами, базирующимися на компетентностям подходе. К настоящему времени объявленные Министерством образования и науки РФ конкурсы предлагаемых вариантов ФГОС еще не проведены и окончательные решения в этой области еще не приняты.
Вместе с тем положительной оценки заслуживают наметившиеся здесь подходы, связанные с профили-зацией бакалавриата в рамках направления «Экономика» в образовательной области «Экономика и управление». Как показывают результаты целого ряда конференций, проведенных в различных регионах России, руководители, профессора, преподаватели и студенты экономических вузов резко выступали против введения некоего единого «бакалавра экономики» (с последующей специализацией в магистратуре, куда, по оценкам, пойдут 15 — 17% выпускников бакалавриата). В этой связи проявлением здраво-
го смысла являются предложения о выделении в бакалавриате экономики таких профилей, как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика» (или «Мировая экономика и международный бизнес»). Существенно то, что за каждым из указанных направлений стоит свой собственный, особый сегмент хозяйственной деятельности, и потребность в специалистах такого рода очень высока.
Мы в Финансовой академии при Правительстве РФ очень остро ощущаем необходимость профилирования бакалавриата экономики. Это связано с тем, что Финакадемия не только имеет собственный богатый опыт подготовки специалистов указанного профиля, но и уже продолжительное время возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) вузов по финансово-экономическим специальностям, и реальные проблемы российских регионов, работодателей, их объединений, а также возможности и проблемы российских экономических (финансово-экономических) вузов (а также и средних специальных учебных заведений этого профиля) нам хорошо знакомы. Работа над образовательными стандартами третьего поколения в рамках Учебно-методического объединения при Финакадемии ведется уже четыре года. При этом активно используются как эффективный зарубежный опыт, так и наработки институтов РАН, а также ведущих вузов российских регионов.
Взаимодействие с работодателями и их объединениями занимает здесь особое место. Так, при разработке ФГОС ВПО мы активно сотрудничали с представителями государственных и ведущих коммерческих организаций — Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы, Торгово-промышленной палаты, Департамента международного сотрудничества Аппарата Правительства РФ, Федерального казначейства, Центрального банка, Ассоциации российских банков, Ассоциации региональных коммерческих банков, Федерального агентства по управлению имуществом, Палаты налоговых консультантов, ОАО «Банк ВТБ», Банка развития, ОАО АКБ «Еврофинанс Моснарбанк», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «ГМК «Норильский никель», ЗАО «Золотообрабатывающая компания «Полюс», ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты» (ФБК), ЗАО «ПрайсвотерхаузКуперс» (Россия), ОАО «Лукойл», ООО «Эрнст энд Янг», Международной налоговой ассоциации (^А), ОАО «Новолипецкий металлургичес-
кий комбинат», Международной ассоциации бухгалтеров (^АС), Саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков, Института профессиональных бухгалтеров России и др.
Учитывая многолетний опыт разработки и реализации государствен-
ных образовательных стандартов в Финансовой академии и Учебно-методическом объединении на ее базе, в случае принятия указанных ФГОС ВПО они могут быть достаточно быстро и успешно внедрены и реализованы как в самой Финакадемии, так и в сотрудничающих с нею высших учебных заведениях России.
В целом же вопросы принятия новых ФГОС ВПО являются в настоящее время центральными. Очевидно, что при этом мы думаем не только о проблемах, которые предстоит решать самой Финакадемии, — мы очень серьезно относимся к тем вопросам, с которыми столкнутся финансово-экономические вузы и профильные факультеты вузов России в случае принятия непродуманных и не учитывающих в полной мере их позицию и позицию УМО общих решений в данной области.
В Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-Ф3 (ст. 7, п. 2) зафиксировано положение о том, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», реализация программ высшего профессионального образования осуществляется на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливае-
мых федеральными государственны -ми образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых устанавливается указом Президента Российской Федерации. Иными словами, ряд ведущих вузов РФ получают возможность реализовать программы высшего профессионального образования на базе собственных образовательных стандартов и требований, которые в них разработаны. Таким образом, нас чрезвычайно волнуют не только проблемы, которые мы будем решать в рамках Финакадемии, но и общие проблемы финансово-экономического образования в нашей стране.
Следует подчеркнуть, что инновационные преобразования в подготовке современных, отвечающих требованиям начала XXI столетия экономистов и финансистов должны носить системный характер, охватывая весь комплекс направлений деятельности высшего учебного заведения — включая собственно образовательные программы, их учебно-методическое обеспечение, развитие научно-исследовательской работы, информационное, материальное обеспечение, осуществление воспитательной работы и др.
Мы объективно оцениваем уже сделанное в данной области в самой Финакадемии и в УМО и то, что еще предстоит сделать в области перехода к инновационной модели подготовки специалистов финансово-экономического профиля.
С одной стороны, Академия уже многие годы является ведущим отечественным вузом подобного профиля, располагает достаточно развитой региональной сетью и основательным учебно-образовательным и научноисследовательским потенциалом. Это постоянно подтверждается рейтингами наиболее представительных агентств и центров, работающих в данной области, в которых Финакадемия неизменно оказывается в «высшей лиге» российских вузов. Академия продолжительное время является центром финансово-экономической и управленческой подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров, на ее базе уже двадцать лет успешно работает УМО по группе финансово-экономических специальностей. Нет необходимости доказывать, что все эти специальности (а в бакалавриате — соответствующие направления и профили) будут востребованы в формирующейся инновационной экономике. Соответствующие образовательные программы предстоит реализовать в магистратуре. С другой стороны, мы хорошо понимаем, как много еще предстоит сделать для того, чтобы в Академии реализовалась действительно инновационная комплексная программа ее развития.
В рамках самой Финансовой академии принята и в настоящее время реализуется программа «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов — лидеров конкурентной экономики», ори-
ентированная на решение следующих четырех блоков взаимосвязанных задач:
^ развитие научных направлений и школ как для решения собственно научно-исследовательских задач и создания фундаментальных основ развития системы образования в самой Академии, вузах УМО и отечественной системе финансово-экономического образования, так и обеспечения разработки механизмов финансовой поддержки инноваций в экономике страны в целом;
^ формирование эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и государства с целью развития инновационного потенциала как финансово-банковского и реального секторов экономики, так и самого экономического образования;
^ подготовка и реализация образовательных программ, направленных на формирование способностей финансистов генерировать новые идеи для создания конкурентных финансовых продуктов, технологий и инструментов (несмотря на произошедшие в данной области в последние годы определенные позитивные изменения, здесь еще предстоит немало сделать, что особенно важно в контексте предполагаемого вступления России в
ВТО);
^ формирование единого информационного пространства многоуровневой территориально распределенной научно-образовательной системы Финакадемии, в состав которой в
2007 г. вошло 11 филиалов в различных регионах России.
Результатом реализации принятой программы должно стать формирование эффективного научно-образовательного комплекса, отвечающего современным международным требованиям и реально способствующего инновационному развитию экономики страны.
При этом в рамках реализации первого блока инновационной программы Финакадемии («Развитие научных направлений и школ, ориентированных на финансовую поддержку инноваций») мы исходим из того, что в Академии сформировались и развиваются уже получившие признание и известность научные школы; в последние годы большое внимание уделяется исследованию финансово-экономических проблем управления интеллектуальной собственностью и высокотехнологичным бизнесом. Целый ряд фундаментальных исследовательских работ был выполнен учеными Академии по заказу Министерства экономического развития и торговли, Министерства образования и науки, Федеральной налоговой службы, Департамента науки и промышленной политики г. Москвы, Роспрома.
В Академии формируется новая научная школа «Экономика и финансы образования» (руководитель проф. М.А. Эскиндаров). По заказу Министерства образования и науки, Рособразования, Рособрнадзора
были разработаны крупные проекты в области многоканального финансирования всех уровней образования, государственно-частного партнерства, инвестиций в образование, управления финансовыми ресурсами вузов в условиях повышения их экономической самостоятельности, создания новых форм хозяйствования в образовательной сфере, оплаты труда и аттестации педагогических кадров и др.
Реализуются такие направления НИР, как исследование финансовой составляющей инновационной деятельности и разработка инструментов финансовой поддержки инноваций; совершенствование существующей нормативно-законодательной базы с учетом актуальных потребностей инновационной экономики; разработка методологических и прикладных вопросов, связанных с финансовой поддержкой инноваций, формированием ориентированной на инновационное развитие финансовой, налоговой и внешнеэкономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.
Растет объем финансирования научных работ, выполняемых учеными Финакадемии. Так, если в 2004 г. он составлял всего 20 млн. руб., в 2005 г. — 50 млн. руб., в 2006 г. — 95 млн. руб., то в 2007 г. он уже превысил 150 млн. руб.
Все большее внимание в Фин-академии уделяется исследованиям по заказу бизнеса, особенно для сфер с инновационной привлекательностью. В этой области хотелось бы
отметить работы, выполняемые для ОАО «Аэрофлот», ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «Лукойл», «Газфонд», Национального союза страховщиков, «Росгосстраха» и др.
Значительное место в научноисследовательской работе Финакаде-мии занимает экспертно-аналитическая деятельность. Ежегодно разрабатываются 25-30 серьезных научно-аналитических материалов для Правительства РФ, Государственной Думы, Московской городской думы по актуальным финансово-экономическим вопросам.
В 2006—2007 гг. в Финакадемии получила развитие практика постоянно действующих научно-практических семинаров по проблемам новой экономики, финансового рынка, актуарных расчетов, оценочной деятельности, корпоративного управления и др., работой которых руководят крупные ученые в данных областях. В процессе дискуссии на этих семинарах вырабатываются предложения по решению злободневных финансово-экономических проблем. Развитием этой практики стало проведение научных «круглых столов» в рамках ежегодных конференций Учебно-методического объединения по образованию в области финансов и кредита, бухгалтерского учета и аудита, мировой экономики. Это позволяет привлечь к научным исследованиям специалистов из других финансово-экономических вузов России.
В Финакадемии идет формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности вуза. Для организации фундаментальных и прикладных научных исследований и координации работы в данной области образованы Совет по науке, два научно-исследовательских института, четыре научных центра и пять лабораторий.
Изменения происходят также в системе финансирования научных исследований в Академии. Наряду с бюджетным финансированием тематического плана по заказу Аппарата Правительства РФ и хоздоговорным финансированием проектов Фин-академия приступила к формированию Научного фонда. Целью фонда является поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований и сближение их связи с образовательным процессом, обеспечение соответствия квалификации преподавательских кадров Финакадемии международным стандартам, а также привлечение новых источников финансирования для поддержки академической деятельности. На конкурсной основе из данного фонда финансируются фундаментальные и прикладные исследования, научная стажировка молодых ученых.
Значительное внимание уделяется также научно-исследовательской работе молодых ученых, аспирантов и студентов, особенно исследованиям действительно инновационного характера.
В качестве одной из важных задач реализуемой программы мы рассматриваем сотрудничество в области научных исследований с учеными и преподавателями вузов России, стран СНГ и стран «дальнего зарубежья», осуществляющих подготовку по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» или по родственным специальностям и направлениям, что позволит существенно поднять уровень исследований по финансово-экономической проблематике в целом по России.
При объединении усилий российских и зарубежных ученых эффективность научно-исследовательской деятельности должна существенно повыситься. Благодаря этому мы можем не только предметно изучить и освоить финансовые инновации, которые еще не получили у нас должного распространения, но и разрабатывать совместными усилиями новые финансовые продукты и технологии, адекватные российским условиям. Необходимый потенциал для решения этой проблемы в Финакадемии имеется. Создан новый международный научный центр совместно с испанскими коллегами (один из крупнейших банков — «Сантандер» и ряд университетов Испании) по проблемам развития финансовых институтов в условиях глобализации. Совместно с рядом университетов Китая готовится проведение международной конференции
«Финансово-экономические инстру -менты и механизмы развития инновационной экономики: опыт России и Китая».
Дальнейшее развитие получат научные проекты с Австралией, Болгарией, Великобританией, Германией, Италией. Основные итоги исследований будут отражаться в зарубежных и российских журналах.
Результатом научных разработок должна стать подготовка научных монографий и исследований проблем инновационной экономики, ее финансовой составляющей, на базе которых будут выпущены современные учебники и учебные пособия, формирующие инновационное мышление студентов и слушателей вузов финансово-экономического профиля. С этой целью в Финакадемии будет создан издательский комплекс, потребность в котором уже давно назрела, к тому же монографии, учебники и учебные пособия профессоров и преподавателей Академии пользуются неизменным спросом.
Инновационная составляющая в научно-исследовательской деятель-ности будет дополняться развитием прямых связей с российскими организациями, в первую очередь со стратегическими партнерами из числа крупнейших компаний и банков.
Результатом приоритетного развития конкурентоспособных фундаментальных исследований и реализации на их базе прикладных разработок с последующей коммерциализацией,
сконцентрированности на прорывных научных исследованиях должно стать создание в Финакадемии конкурентоспособного сектора научных исследований, что обеспечит дальнейшее укрепление позиций вуза как одного из ведущих научно-аналитических центров для Администрации Президента и Правительства Российской Федерации.
Основные результаты совместных исследований будут отражаться в зарубежных и российских журналах.
В целом, решая задачи интеграции науки и образования в процессе развития Финакадемии как инновационного вуза и опираясь на накопленный потенциал, можно выделить следующие первостепенные «точки роста».
Во-первых — это формирование новой плеяды педагогов-исследовате-лей. Большая часть рабочего времени профессорско-преподавательского со -става Академии должна отводиться научным исследованиям преимущественно инновационного характера. Педагог-исследователь должен быть тесно связан с академическим сообществом и соответствующей его профилю исследований практикой.
Во-вторых — это активное вовлечение в научные исследования молодежи. Интерес к исследованиям должен прививаться со студенческой скамьи, а наиболее талантливые в области научной работы молодые люди — рекомендоваться соискателями в аспирантуру. Более широкое раз-
витие должна получить докторантура для молодых преподавателей. Все это позволит генерировать развитие научных школ Финансовой академии.
В-третьих — это формирование и поддержание общедоступных научных ресурсов по финансово-экономической проблематике в Интернете. На сайте Финакадемии должны широко отражаться результаты исследований ученых вуза и помещаться рефераты международной научной литературы по инновациям в финансовой сфере. Это будет инициировать развитие научных школ в вузах финансово-экономического профиля.
Перечисленные «точки роста» в области научной работы позволят, на наш взгляд, развивать научные школы по экономике инновационной направленности и превратить Финакадемию в современный исследовательский центр, по уровню и качеству своих научных исследований не уступающий ведущим университетам мира.
Для решения этих задач необходимо реализовать и другие блоки инновационной программы Финака-демии. Один из них связан с формированием эффективной модели взаимодействия образовательных учреждений, бизнеса и государства с целью развития инновационного потенциала как реального и финансово-банковского секторов экономики, так и финансово-экономического образования.
Взаимодействие Финакадемии с государственными структурами пред-
полагает создание в вузе экспертноконсультационных центров, в задачу которых будет входить подготовка экспертных заключений по заказу государственных органов и проведение инициативных экспертиз в отношении проектов законодательно-норматив -ных актов, в первую очередь касающихся развития инновационного бизнеса, венчурных производств, налогового стимулирования инвестиционных программ предприятий, страхования инвестиционных рисков.
Еще один блок инновационной программы связан с подготовкой и реализацией образовательных программ, направленных на развитие способностей финансистов генерировать новые идеи для создания конкурентных финансовых продуктов, технологий и инструментов.
Переход на уровневую систему, связанную с подготовкой бакалавров и магистров, по существу означает новую конфигурацию образовательной среды, качественные изменения содержательного характера и более активное использование новых образовательных технологий, в основе которых лежит интерактивное обучение с применением междисциплинарных компьютерных тренажеров, использованием проблемно и проектно ориентированных методов преподавания.
В соответствии с инновационной программой перестройка образовательного процесса в Финакадемии будет носить комплексный, системный характер и потребует значимых струк-
турных изменений. Это предполагает введение новых и модификацию имеющихся учебных дисциплин на базе современных информационных технологий; подготовку соответствующего методического обеспечения учебного процесса во всех его компонентах; реализацию принципов многоуровневой системы подготовки специалистов; внедрение новых методик планирования, реализации и мониторинга учебного процесса.
В 2008-2009 гг. предстоит подготовить учебники и учебные пособия инновационного типа (в т.ч. в электронном виде) по всем учебным дисциплинам, включаемым в учебный план подготовки бакалавров, и разработать учебники и учебные пособия по базовым дисциплинам новых магистерских программ, которые будут вводиться с 2009 г.; обеспечить более полное комплектование библиотеки Финакадемии российскими и зарубежными периодическими и электронными изданиями по финансовоэкономическим проблемам.
При подготовке новых учебников, учебных пособий и методических рекомендаций особое внимание необходимо обращать на организацию самостоятельной работы студентов, значение которой будет возрастать в связи с переходом в перспективе на индивидуально ориентированные формы обучения.
Новая конфигурация образовательной среды означает и новые подходы к непрерывности образовательного
процесса, в частности, к обеспечению координации учебных программ средних специальных учебных заведений Финакадемии (региональных колледжей), уровней подготовки бакалавров и магистров и послевузовского образования по индивидуальным образовательным «траекториям» (планам).
В планируемых и внедряемых образовательных программах должны найти отражение новые формы и инструменты финансирования инновационного бизнеса, налогообложения, учета и аудита, а также инновационной составляющей международного бизнеса.
Центральное место в подготовке и реализации новых образовательных программ будут занимать базовые кафедры Академии (факультетские и межфакультетские), в том числе и новые кафедры, созданные и вновь создаваемые при участии представителей органов государственной власти, Российской академии наук и наших ведущих корпораций и банков.
С учетом интернационализации образовательных процессов в Финакадемии предстоит подготовить во взаимодействии со специалистами профильных зарубежных вузов учебные программы для бакалавриата и магистратуры, полностью реализуемые на английском языке, а в перспективе — и на других иностранных языках. Важным шагом в этом направлении явилось создание в Академии Международного финансового факультета, где обучение будет вестись
на английском языке. Необходимые предпосылки в данной области были созданы в результате практики чтения лекций на иностранных языках как профессорами Финакадемии, так и специалистами зарубежных университетов.
Решить указанные задачи было бы проблематично без реализации четвертого блока инновационной программы Финакадемии, который связан с формированием единой информационной среды многоуровневой территориально распределенной научно-образовательной системы Академии. Приоритетным направлением при этом является информационная поддержка инновационно ориентированных образовательных программ на всех образовательных уровнях. Без выполнения этой задачи практически невозможно решить весь комплекс вопросов инновационной программы.
Модернизация и дальнейшее развитие функционирующей в настоящее время информационно-технологичес -кой инфраструктуры вуза предусматривает:
S развитие материальной базы и модернизацию ИТ-инфраструктуры Академии и ее филиалов;
S ввод в эксплуатацию новых электронных тренажеров с системой удаленного доступа, развитие портальных технологий, разработку (или приобретение) программных продуктов для проведения тренингов, виртуальных ролевых игр, мультимедиаклассов, компьютерных симуляций
финансово-экономической деятельности; конструкторов лабораторных работ и образовательных программ;
S развитие информационно-образовательного портала, совершенствование дистанционных образовательных технологий на основе виртуального обучения в режиме on-line, интернет-тренажеров, компьютерных лабораторных работ и видеоконференцсвязи;
S создание программного обеспечения «Система управления Академией»;
S интеграцию в российские и европейские научные и образовательные сети;
S создание транспарентных информационных магистралей для филиалов Академии с последующей интеграцией в корпоративную информационно-технологическую сеть вуза.
Уже в 2006-2007 гг. в Академии в рамках инновационной программы был принят и реализован ряд важных решений. Были осуществлены меры структурного характера: на базе ранее существовавших факультетов финансов, кредита, страхования и финансового менеджмента был создан факультет Финансов и кредита, образованы четыре новые кафедры. В целом учебный процесс в 2007 г. в Финакадемии обеспечивали 4 института, 11 факультетов и 32 кафедры, 16 из которых — выпускающие.
Существенно более активное развитие получили технологии дистанционного обучения, которые реали-
зовались прежде всего на факультете Открытого образования и других факультетах с применением иных форм обучения (особенно при проведении тестирования с использованием сети Интернет, а также электронных учебников на компакт-дисках, т.н. кейсовая технология. Расширяется применение в учебном процессе активных форм обучения — деловых игр, межгруп-повых конференций и дискуссий по проблемным ситуациям, практических работ по индивидуальным заданиям, сюжетно-ролевых игр, контрольного опроса методом «мозгового штурма» и др. Широко используются компьютерные технологии и мультимедийные обучающие программы — такие как «учебное предприятие» (бухгалтерский учет), «учебный банк», «учебная страховая компания» и др.
В ближайшие годы нам предстоит немало сделать в области организации и качественного проведения самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, поскольку в перспективе изменится соотношение между аудиторной и внеаудиторной работой и, соответственно, нагрузкой преподавателей.
Мы хорошо сознаем тот факт, что главная нагрузка инновационных преобразований в Академии ложится прежде всего на кафедры и факультеты. Поэтому вопросы кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава были и остаются центральной задачей нашей кадровой политики.
В Академии создается Центр иностранных языков (с последующим формированием новых кафедр иностранных языков). Новые формы работы предстоит реализовать в Институте сокращенных программ и Институте повышения квалификации преподавателей.
Требует существенного усовершенствования работа с 11-ю филиалами Финакадемии — финансово-экономическими колледжами из различных регионов России. Помимо непростых проблем в этой области здесь есть и большие возможности (в частности, связанные с развитием дистанционного обучения), которые мы обязательно должны использовать.
Активное внедрение и применение новых образовательных и информационных технологий ставит новые задачи перед такими структурными подразделениями Академии, как Управление информационных образовательных технологий, Отдел технических средств обучения, Библиотечно-информационный комплекс, Центр мониторинга качества обучения, Центр тестирования.
Серьезные задачи в связи с новыми преобразованиями предстоит решать Учебному центру по координации и планированию обучения, факультетам, в том числе факультету Открытого образования. С учетом того, что «борьба за абитуриента» в перспективе обострится, создан специальный факультет Довузовской подготовки.
В Финакадемии реализуется поэтапный план перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов. Он включает комплекс мероприятий по введению бакалавриата и магистратуры, разработке и реализации основных образовательных программ и учебных планов, подготовке новых учебно-методических комплексов (УМК) по всем дисциплинам учебного плана, подготовке новых учебников и учебных пособий для бакалавриата и магистратуры, введению системы зачетных единиц (ECTS). В Финакадемии объявлен конкурс на инновационные учебники для бакалавриата и магистратуры, часть из которых будет опубликована уже в текущем году.
Важным направлением работы, которое реализуется в рамках перехода на многоуровневую систему подготовки специалистов, является повышение мобильности студентов и преподавателей. Чтение лекций ведущими иностранными профессорами и специалистами высокого класса в области банковской деятельности, страхования, налогообложения и т.д. для студентов и профессоров Академии (в том числе и на английском языке) с 2007 г. стало системой. Реализуется программа направления преподавателей Финакадемии на стажировку в зарубежные учебные заведения, а также активного обмена студентами с зарубежными университетами.
Необходимой составляющей реализации плана перехода на много-
уровневую систему станет подготовка бакалавров и магистров на иностранном языке. С этой целью в Финансовой академии, как уже отмечалось, создан Международный финансовый факультет, в рамках которого будут апробироваться учебные программы и курсы и затем реализовываться на других факультетах Академии. Ведется практическая работа по подготовке УМК, конспектов лекций, а также учебных пособий, учебников и монографий на английском языке
(в том числе и совместно с зарубежными коллегами). В перспективе все эти реальные шаги позволят Финакадемии стать активным экспортером образовательных услуг.
Именно такой комплексный подход даст возможность на практике решить чрезвычайно сложную, но и чрезвычайно актуальную задачу интеграции науки и образования в системе инновационного вуза, каким должна стать Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации.