Научная статья на тему 'Выступление на международной научно-методической конференции «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы»'

Выступление на международной научно-методической конференции «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / REALIZATION OF COMPETENCY-BASED APPROACH ADOPTED IN FEDERAL STАTE EDUCATIONAL STANDARDS / MODERNIZATION OF FINANCIAL ECONOMIC EDUCATION / COMPETITIVENESS AND EFFECTIVENESS OF FINANCIAL ECONOMIC EDUCATION / TRANSITION TO DIFFERING EDUCATION LEVELS IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эскиндаров Михаил Абдурахманович

Подчеркивается, что модернизацию финансово-экономического образования в условиях глобализации следует ориентировать на повышение его конкурентоспособности, интеграцию в национальную экономику, и рассматривать в контексте модернизации всей профессиональной школы России на основе завершения перехода на уровневую систему обучения и реализации компетентностной парадигмы новых федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эскиндаров Михаил Абдурахманович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opening address to the international academic conference «Modernization of Economic Education: Essence, Problems, and Prospects»

Modernization of financial education in the context of globalization should be carried out with a view to raising its competitiveness and contribution to the development of the national economy. It is an integral part of modernization of the Russian higher education in general on the basis of completing the transition to a system of education levels (or cycles) and realization of a competency-based approach adopted in the new Federal state educational standards.

Текст научной работы на тему «Выступление на международной научно-методической конференции «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы»»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

М.А. ЭСКИНДАРОВ

ректор Финакадемии, д.э.н., профессор

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Сегодня мы открываем очередную Международную научно-практическую конференцию УМО. Это уже 16 конференция и в повестке дня важнейший вопрос: «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы».

Мы считаем, что модернизацию финансово-экономического образования необходимо рассматривать в контексте модернизации всей профессиональной школы России.

Каков курс модернизации в настоящее время? Курс высшей и средней профессиональной школы России в условиях глобализации - это курс на конкурентоспособность. Для финансово-экономического образования, ставшего массовым за последние десятилетия, это непростая задача. Финансово-экономические программы реализуют практически все вузы страны и их филиалы. Не отстали от вузов и образовательные учреждения среднего профессионального образования. Мы с вами участвовали в аккредитации зачастую далеко не лучших образовательных программ. Как изменить ситуацию?

Показателем эффективности высшего и среднего профессионального образования является его интеграция в экономику страны. На сегодняшнем заседании присутствуют представители федеральных органов исполнительной власти, крупные потребители кадров, имеющих финансово-экономическое образование, из бизнеса. Они должны сказать, каким должно стать наше образование в условиях инновационного развития экономики и активно включиться в процедуры оценки его качества. Образовательными учреждениями и работодателями большое внимание должно уделяться программам дополнительного профессионального образования. Интерес к ним рынка труда отража-

ет общий уровень подготовки, а главное - уровень преподавательских кадров, их готовность дать самые современные знания и компетенции.

Как наш вуз повышает эффективность высшего и среднего профессионального образования?

Финакадемией взят чёткий курс на укрепление связей с работодателями, их представители введены в состав Учёного совета.

По инициативе ряда крупных коммерческих организаций, в которых работают выпускники Фин-академии, ещё в 1992 г. создан Попечительский совет. Председателем Попечительского совета в настоящее время является Председатель Правления банка «Возрождение» Орлов Д.Л. Совет участвует в развитии материально-технической базы Финака-демии, активно влияет на формирование стратегии её развития. За счёт средств Фонда Попечительского совета делается ремонт учебных корпусов, закуплено учебное оборудование, компьютерная техника. Попечительский совет оказывает материальную поддержку преподавателям, сотрудникам и студентам.

Выпускниками Финакадемии в 2007 г., первыми в России, создан Эндаумент-фонд для формирования целевого капитала, доходы от использования и распределения которого направляются на финансирование различных программ развития вуза, в первую очередь на формирование Научного фонда. Председателем правления Эндаумент-фонда является Министр финансов Российской Федерации Кудрин А.Л.

В структуре вуза функционирует Центр трудоустройства и развития карьеры, целью которого является комплексное (консультационное, информационное) содействие занятости и трудоустройству студентов и выпускников Финакадемии, кон-

ВЕСТНИК ФА ♦ 3'2010

сультационная работа по вопросам планирования и развития карьеры, адаптации на рынке труда и технологиям трудоустройства.

Деловые и партнёрские отношения связывают Центр с 700 российскими и международными компаниями и банками, заинтересованными в приёме на работу и практику студентов и выпускников вуза.

Важным критерием и одним из показателей качества подготовки выпускников Финакадемии является их востребованность на рынке труда.

На протяжении десятилетий наши выпускники составляют элиту финансово-экономической системы страны: министры финансов, руководители Центрального банка Российской Федерации и других банков. Многие выпускники Финакадемии занимают ответственные посты в органах государственной власти и управления, политике и бизнесе.

Для того чтобы качество высшего финансово-экономического образования отвечало современным требованиям, его необходимо поставить на научную основу. Научные разработки должны войти в образовательный процесс и стать нормальной органичной его составляющей. Именно исследовательская активность вуза позволяет существенно повысить его авторитет, заинтересовать государство и частных заказчиков в его разработках. Для студентов вузов участие в научной работе должно стать нормой.

Финакадемия взяла курс на научно-исследовательский университет. Соответствовать современным требованиям - значит расширять научные исследования: фундаментальные и прикладные.

При этом следует отметить, что большой акцент на проведение прикладных исследований может повлечь за собой отвлечение сил от решения главной задачи, заключающейся в развитии знаний и их передаче, в том числе для использования в данной сфере.

Если же сделать слишком большой акцент на фундаментальных исследованиях, следствием может стать самоизоляция от потребностей экономики и общества.

В большей степени вузы должны заниматься междисциплинарными проектами.

Настоящее междисциплинарное исследование сокращает путь к новым дисциплинам будущего и является важным средством удовлетворения потребностей экономики и общества. Необходимо всячески стимулировать реализацию меж- и трансдисциплинарных программ, в первоочередном порядке обеспечивая ресурсами исследования, проводимые с участием представителей различных дисциплин.

Каковы показатели повышения нашей конкурентоспособности?

За последние 5 лет вуз увеличил количество реализуемых направлений подготовки высшего образования и программ среднего профессио-

нального образования. Контингент студентов вырос с 8,7 тыс. человек до 22,4 тысяч. Количество слушателей в дополнительном профессиональном образовании с 5,5 тыс. человек выросло до 124,0 тыс. человек. Объём финансирования научных проектов вырос более чем в 8 раз. Количество кандидатов и докторов наук выросло в 1,5 раза. Количество иностранных студентов возросло почти в 2 раза. Активно привлекаются к учебному процессу иностранные профессоры. Только за последние 2 года в Финакадемии читали лекции более 50 иностранных профессоров. Академики РАН и зарубежные академики выступают перед преподавателями и студентами по острым вопросам развития финансово-экономической сферы.

Финакадемия более 20 лет является базовым вузом учебно-методического объединения по высшему образованию в области финансов, мировой экономики, бухгалтерского учёта и налогообложения. В 2010 г. Минобрнауки России доверило нам разработку и примерных программ по всем финансово-экономическим специальностям среднего профессионального образования. Учебно-методические комиссии УМО и коллективы колледжей: Уфимского, Пермского, Бузулукского и Благовещенского, успешно решили задачу первого этапа разработки примерных программ по федеральным государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования. На сайте Финакадемии размещены примерные учебные планы и аннотации к примерным программам учебных дисциплин по курируемым профилям подготовки направления «Экономика» и специальностям СПО «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Страховое дело (по отраслям)».

Надеюсь, что на заседаниях секций будет сделан новый шаг в разработке примерных образовательных программ.

Переход на уровневую систему - основное мероприятие для вузов в 2010 г. Оно является самым важным и самым проблемным. Конференция должна стать важной вехой в подготовке вузов к качественному переходу на уровневые программы.

Финакадемия, как базовый вуз УМО, подаёт пример по переходу на уровневое высшее профессиональное образование. Уже второй год мы не осуществляем приём на очное отделение по специальностям. Приём осуществляется на программы бакалавриата и магистратуры. Причём спектр образовательных программ быстро расширяется, как это и должно быть в университете. Мы расшили бакалавриат до 7 направлений подготовки.

Мы не опасаемся, что бакалавров не будут брать на работу, потому что при введении бакалавриата мы поставили задачу не снизить качества подготов-

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ки, которого мы достигли при реализации 5-летних программ. В интенсификации образовательного процесса решающую роль играют два фактора: качественное, постоянно обновляемое учебно-методическое обеспечение, и современные технологии обучения. Необходимо отметить, что технологии даже выходят на первое место.

Мы считаем, что современные выпускники должны обладать целым рядом качеств, среди них:

• хорошо сформулированные навыки устной и письменной коммуникации;

• понимание основ математики и естественных наук;

• владение навыками работы с информационными технологиями;

• ощущение необходимости и потребности в непрерывном образовании;

• умение работать в команде и умение критически мыслить;

• умение принимать самостоятельные решения, ориентированные на результат;

• наличие творческого отношения к делу, способность к постоянной работе в условиях здоровой конкуренции.

Экономика нуждается в специалистах - профессионалах. Однако, чистый профессионал, не умеющий работать в команде, не способный к совместному использованию знаний, в большей мере создаёт проблемы, чем приносит пользу. Особенно в наших отраслях.

Во многих учебных заведениях крайне редко используются возможности коллективной работы в группах, формы обучения, предлагающие интегральное использование знаний студентов.

О магистерских программах.

До 2009 г. новые магистерские программы в Финакадемии разрабатывались в области финансов, экономики и менеджмента. С 2010 г. вводятся новые магистерские программы по социологии, юриспруденции, прикладной математике. Ведётся разработка магистерских программ в области политологии, прикладной информатики. Всего в 2010 г. абитуриентам будет предложено более 30 магистерских программ. Магистерские программы высоко востребованы. На них поступают выпускники разных вузов и с разным базовым образованием. Мы приветствуем тот факт, что законом разрешено в 2010 г. в магистратуру принимать специалистов. Выпускники магистратуры - это резерв Финакадемии для развития аспирантуры и кадрового потенциала вуза.

Естественно, что магистерские программы должны развиваться под пристальным вниманием работодателей. В магистратуре мы можем готовить специалистов под конкретное рабочее место, под решение конкретной производственной задачи.

Мы готовы рассмотреть предложения вузов об обучении в магистратуре Финакадемии выпускников. В том числе по программам двойного диплома.

В структуре Финакадемии создан Совет по качеству. Политика в области качества разработана с учётом стратегических направлений деятельности вуза. В основу формирования и развития системы менеджмента качества Финакадемии положены принципы, установленные международным стандартом ИСО 9001. В 2009 г. Финакадемия получила сертификат соответствия системы менеджмента качества международным стандартам.

Реализация качественных программ высшего и среднего профессионального образования, их взаимодействие, позволили вузу разработать и подать на конкурс экспериментальную программу прикладного бакалавриата по специальности СПО «Банковское дело». Мы считаем, что программы прикладного бакалавриата дадут новый импульс развитию колледжей и поставят точку в многолетнем развитии программ среднего профессионального образования повышенного уровня. Переход их на уровень прикладного высшего профессионального образования создаст новые механизмы развития непрерывного профессионального образования.

Наша конференция должна стать знаковым этапом в переходе образовательных учреждений на новые федеральные государственные образовательные стандарты. На заседаниях секций, в повестку которых организационный комитет постарался включить все современные острые вопросы реализации образовательных программ, необходимо выработать как рекомендации по их решению, так и поставить очередные задачи. И самой первой задачей мы видим повышение квалификации и переподготовку управленческих и педагогических кадров в контексте управления качеством образовательного процесса в условиях реализации компе-тентностной парадигмы новых стандартов.

Хотел бы обратиться к руководителям секций УМО, круглых столов с просьбой не тратить много времени на дискуссии, связанные непосредственно с введением уровневой системы образования, ЕГЭ и т.д.

Мы много лет обсуждали экономические проблемы и многое сделали, как УМО, чтобы образование, в т.ч. финансово-экономическое, не пострадало. Решения приняты: определены направления подготовки, профили. Давайте больше рассуждать, как в этих условиях подготовить высококлассных специалистов.

Желаю удачи всем участникам конференции. Доброго здоровья и успехов.

Разрешите 16 Международную конференцию «Модернизация финансово-экономического образования: содержание, проблемы, перспективы», считать открытой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.