Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования в оценках научного сообщества (по результатам социологического исследования)'

Интеграция науки и образования в оценках научного сообщества (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Лариса Георгиевна, Аржаных Елена Владимировна

Одна из главных задач исследования, проведенного Центром исследований и статистики науки (ЦИСН), оценка взаимодействия науки и высшего образования с позиции сотрудничества научных организаций с университетской наукой, а также участия научных организаций в образовательном процессе. Выборка включает научные организации, относящиеся к различным организационно-правовым формам (государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, акционерные общества с участием государства), разным областям науки (естественные, технические и медицинские) и наиболее наукоемким регионам страны (Москва, Санкт-Петербург, ряд городов, в которых расположены государственные научные центры ГНЦ или наукограды). Всего обследованы 173 научные организации. В качестве экспертов выступили руководители или заместители руководителей научных организаций. Опрос проводился в сентябре-ноябре 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Science and Education in Evaluations of Scientific Community

The authors scrutinize the issue of integration research and education within scientific organizations of various types basing on the expert survey of their heads or vice-heads in September-November 2005 (173 organizations in Moscow, Petersburg and other cities of the country were studied). The legal grounds of this process haven't been regulated yet though the absolute majority of the interviewed evaluated positively the task of integration. The idea of integration of science and education is supported most actively in State Scientific Centers: 95% of organizations leaders share this viewpoint. And over 80% of the interviewed stick to the Russian pattern of integration (interaction but not merger). Scientific organizations actively collaborate with educational institutions in two directions: carry out joint research with higher educational institutions and participate in the process of training specialists with higher education. Further development of science and education integration is held back to a great extent by lack of modern legal norms at Federal level.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования в оценках научного сообщества (по результатам социологического исследования)»

Лариса ЗУБОВА, Елена АРЖАНЫХ

Интеграция науки и образования в оценках научного сообщества (по результатам социологического исследования)

Одна из главных задач исследования, проведенного Центром исследований и статистики науки (ЦИСН), — оценка взаимодействия науки и высшего образования с позиции сотрудничества научных организаций с университетской наукой, а также участия научных организаций в образовательном процессе.

Выборка включает научные организации, относящиеся к различным организационно-правовым формам (государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, акционерные общества с участием государства), разным областям науки (естественные, технические и медицинские) и наиболее наукоемким регионам страны (Москва, Санкт-Петербург, ряд городов, в которых расположены государственные научные центры — ГНЦ — или наукограды). Всего обследованы 173 научные организации. В качестве экспертов выступили руководители или заместители руководителей научных организаций. Опрос проводился в сентябре—ноябре 2005 г.

Содержание проблемы. Идея интеграции науки и образования в России появилась почти 300 лет назад и была реализована при создании Академии наук, основной задачей которой было осуществление не только научной, но и образовательной деятельности. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики. Только в конце XVIII — начале XIX в. характер деятельности Академии наук изменился, она перестала выполнять учебные функции, ее внимание было сосредоточено на научно-исследовательской работе. Вместе с тем многие ученые Академии продолжали свою деятельность в университетах и вузах.

В настоящее время проблема интеграции науки и образования вновь актуализируется — это необходимое условие сохранения и воспроизводства высококвалифицированных специалистов, использования научно-экспериментальной базы в образовательном процессе, проведения научных исследований в учреждениях высшей школы и др.

Несмотря на широкое использование понятия "интеграция науки и образования" в директивных документах, правовых актах и различных публикациях, это понятие до сих пор не сформулировано в теории государственного уп-

равления и на законодательном уровне, не определены подходы к его реализации.

В большинстве случаев интеграция отождествляется с взаимодействием сфер науки и образования. Таким образом, под интеграцией науки и образования понимается процесс взаимодействия и сотрудничества (совместной деятельности) научно-исследовательских и образовательных организаций в целях достижения взаимной выгоды от повышения эффективности осуществляемой научной и образовательной деятельности, прежде всего связанной с подготовкой высококвалифицированных специалистов, рациональным использованием финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов К

В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" определены основные задачи в области взаимодействия науки и образования:

— создание и поддержка деятельности интегрированных научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских комплексов, научно-учебно-производственных центров, в том числе инновационных, направленных на консолидацию усилий и ресурсов, развитие международного сотрудничества и международной кооперации в интересах подготовки квалифицированных кадров в научной, научно-технической и инновационной сферах;

— развитие современных информационнотелекоммуникационных и иных наукоемких технологий и внедрение их в научную, научно-техническую деятельность и учебный процесс;

— совместное использование научной, опыт-но-экспериментальной и приборной базы академического, вузовского и отраслевого секторов науки в исследовательском и учебном процессах.

Хотя сектора науки и высшего образования в России традиционно взаимодействовали друг с другом, в государственной системе управления они были формально разделены. Здесь важно различать два аспекта:

1 Гордеева НА., Пучкова М.В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования / Национальный информационный центр по науке и инновациям//<www.sciencerf.ru>.

1) нормативно-правовой — законодательством Российской Федерации наука и образование рассматриваются как самостоятельные виды экономической деятельности и регулируются различными отраслями законодательства;

2) организационно-структурный — наука и образование являются самостоятельными сферами государственного управления, каждая из которых имеет свою систему учреждений, организаций и органов управления. И только три года назад был сделан шаг в направлении объединения этих сфер на федеральном уровне путем создания Министерства образования и науки Российской Федерации,

Указанные особенности функционирования и управления этими сферами порождают различного рода правовые и административные барьеры, ограничивающие более тесное взаимодействие науки и образования.

В настоящее время законодательство Российской Федерации в области интеграции науки и образования находится в стадии формирования: нет единого федерального акта, устанавливающего правовые механизмы процесса интеграции, отсутствует система согласованных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области.

Основным правовым актом, отражающим актуальность интеграции науки и образования и предусматривающим создание различных научно-образовательных структур, является Федеральный закон "О науке". Упрочение взаимосвязи науки и образования провозглашено в нем в качестве одной из основных целей государственной научно-технической политики (п. 1 ст. 1), а интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности — одним из принципов этой политики (абз. 5 п. 2 ст. 11).

В то же время ни в федеральных законах, ни в других нормативно-правовых актах не определен правовой статус и порядок создания научнообразовательных структур. Эти комплексы и центры создаются в самых разных организационных формах и, как правило, успешно функционируют. Правовой статус таких объединений в настоящее время регламентируется нормативными правовыми актами на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти, тогда как федеральное законодательство об образовании практически не регламентирует вопросы интеграции науки и образования. По оценкам экспертов, ряд правовых норм законодательства о науке и законодательства об образовании противоречит нормам гражданского, бюджетного и налогового законодательства (например, в том же вопросе создания и деятель-

ности интегрированных научно-образовательных структур1).

Внутри научного сообщества распространена точка зрения, что "интеграция науки и образования" и "взаимодействие науки и образования" — это разные процессы2. Противники "интеграции" приводят в пользу своей точки зрения ряд аргументов:

— российские университеты и вузы не смогут стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность в силу специфики образовательной деятельности, а также из-за отсутствия кадров, лабораторий, методологии для проведения серьезных, комплексных исследований и разработок;

— преподаватели университетов и вузов физически не располагают временем для научной деятельности, по крайней мере, в том объеме, в котором занимается наукой профессиональный ученый;

— работа ученого и преподавателя — качественно разные виды труда. Первый — это созидание, мыслительная деятельность, в результате которой рождаются новые знания, идеи, теории; второй — умение усвоить и донести до слушателя накопленные знания;

— процессы интеграции науки и образования в учебных заведениях зачастую имеют формальный характер, чаще всего исследовательская и образовательная деятельность в них разделены. Примером может служить Государственный университет — "Высшая школа экономики" (ГУ-ВШЭ), включающий в себя целый ряд научных институтов и центров3. В этом случае интеграция скорее условна, так как институты и центры ориентированы на выполнение исследований по заказам министерств, ведомств и других организаций; при этом научные работники, как правило, не имеют желания, а во многих случаях не способны читать лекции на высоком профессиональном уровне.

Сторонники этой точки зрения настаивают на том, что масштабно совместить образовательную и научную деятельность без существенной потери качества той и другой не удастся. Университеты и вузы должны, как правило, выступать партнерами российской науки, соисполнителями. подрядчиками при выполнении научных работ. Интегрированная научная и вузовская система возможна, но без административных указаний и директивного насаждения сверху интеграционных процессов, а лишь в результате эволюционных изменений.

1 Гэрдеева НА., Пучкова М.В. Указ. соч.

2 Варнавский В. Интеграция науки и образования: Смесь бульдога с носорогом //<www.ras.ru>.

3 Там же.

Мировой опыт показывает, что процессы интеграции науки и образования не имеют всеобщего характера. Так, в США в 2000 г. только 125 университетов (из 550 университетов, обладающих правом подготовки по докторским программам) относились к категории '’исследовательских", специализацией большинства вузов является образовательная деятельность, нацеленная на общественные потребности. Некоторые европейские эксперты высказывают сомнение в широком применении Гумбольдтовской модели, основанной на единстве образования и исследований. Они считают, что вузы должны быть все более специализированными на определенных направлениях деятельности и в первую очередь на подготовке специалистов высокого класса, на участии в развитии регионов, формировании системы непрерывного образования. При этом оправдано существование части вузов, обладающих мощным исследовательским потенциалом, который целесообразно и в дальнейшем наращивать.

В России исторически сложилось так, что основная доля научных исследований велась не в университетах, а в специализированных научных учреждениях, не связанных с высшей школой. Так, в России в 2004 г. выполнением исследований и разработок занимались 3656 организаций1, среди них более 67% научно-исследова-тельских организаций. Исследованиями и разработками занимаются 402 высших учебных заведения (примерно 11%), формируя собой сектор высшего образования в составе секторов науки. Это немногим более трети от общего числа существующих в России в 2004/2005 учебном году1 университетов и вузов (всего 1046, из них 654 — государственные). Иными словами, большинство высших учебных заведений страны не занимается научно-исследовательской деятельностью.

Среди тех, кто целенаправленно занимается научно-исследовательской работой и тесно связан со специализированными центрами сектора исследований и разработок, находятся известные университеты и вузы. Это прежде всего Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Новосибирский государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Московский физико-технический институт и некоторые др.

В последние годы на базе вузов функционирует более 80 технопарков, более 130 опытноэкспериментальных производств, многочисленные технологические и информационные цент-

1 Наука в России в цифрах — 2005: Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2005. С. 14, 26.

ры. Вузами созданы также более 2,2 тыс. малых инновационных предприятий, обеспечивающих разработку и выпуск новых видов продукции1.

Социологические оценки. Результаты проведенного социологического исследования подтверждают позитивное отношение специалистов к интеграции как эффективному процессу взаимодействия науки и высшего образования.

Отношение к интеграционным процессам. Почти 87% опрошенных руководителей научных организаций уверены, что процессы интеграции играют позитивную роль, способствуя развитию науки и высшего образования.

Наиболее активно идея интеграции науки и образования поддерживается в государственных научных центрах (ГНЦ): более 95% руководителей организаций этого типа согласны с тем, что интеграционные процессы способствуют развитию и науки, и высшего образования. Это не удивительно, поскольку ГНЦ создавались как для развития научно-инженерного и технологического потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований, так и для подготовки научных и инженерных кадров (в том числе через интеграцию с академической и вузовской наукой)2.

В научных организациях других организацион-но-правовых форм и статуса (государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, акционерные общества с участием государства, организации в составе наукоградов) подавляющее большинство опрошенных (83—87%) согласны с тем, что процессы интеграции способствуют развитию науки и высшего образования.

Модели развития фундаментальной науки. Своеобразным индикатором отношения к интеграции науки и высшего образования является предпочтение представителей научного сообщества в отношении модели развития фундаментальной науки — традиционно российской, академической или западной, университетской.

Большинство руководителей научных организаций являются сторонниками традиционно российской, академической модели развития фундаментальной науки — эту точку зрения поддерживают 81% опрошенных. Выбор этой модели означает, что для большинства представителей научного сообщества интеграция означает взаимодействие науки и высшего образования, а не процесс их слияния.

1 0 повышении эффективности деятельности государствен ного сектора науки: Доклад. Министерство образования и науки РФ. М., 2005. Июнь. С. 50.

2 В 2004 г. официально зарегистрированный статус ГНЦ имела 61 научная организация. См.: Наука в России в циф рах — 2005. С.21.

Для 18% руководителей научных организаций более адекватной в плане развития фундаментальной науки представляется западная университетская модель, что подразумевает интеграцию науки и образования на основе объединения в единое целое.

Наиболее активно поддерживается традиционная российская модель развития исследований и разработок в государственных учреждениях (87%) и особенно в организациях наукоградов (93%). Понятно, что в этих научных организациях менее популярна западная модель (соответственно 14 и 7%). Относительно меньше сторонников российской модели в государственных унитарных предприятиях (68%), и, напротив, здесь относительно больше тех, кто выбирает западную модель (24%). Большинство руководителей акционерных обществ с участием государства и государственных научных центров поддерживают академическую модель развития науки (77-78%).

Относительно больше сторонников западной университетской модели развития наук среди руководителей организаций, относящихся к техническим наукам (23%), меньше — в медицинских (11%) и естественных науках (14%). Очевидно, это связано с тем, что в естественных и медицинских науках исследования имеют более ’’академический4 характер и традиционно проводились в научно-исследовательских институтах. Кроме того, для исследований в этих областях необходима серьезная экспериментальная база, формирование которой возможно далеко не во всех университетах.

Анализ оценок в региональном разрезе показывает, что университетская модель развития науки наиболее популярна в Москве (21%), где изначально было сосредоточено больше всего высших учебных заведений, занимающихся исследовательской деятельностью. В Санкт-Петербурге эту модель развития науки поддерживают 13% научных организаций, в нестоличных городах — только 6%.

Практически все руководители научных организаций (96%), относящихся к академиям (РАН, РАМН и др.), являются приверженцами традиционной, академической модели развития российской науки. В то же время среди научных организаций, имеющих другую ведомственную принадлежность, относительно выше доля тех, кто поддерживает западную модель развития науки. В научных организациях, относящихся к министерствам и ведомствам, эта доля составляет почти 23%, а в организациях, имеющих в качестве вышестоящей организации предприятия и корпорации, — более 36%.

Полученные оценки показали: чем позднее были образованы организации, тем в большей степени они поддерживают традиционную российскую модель развития. Так, среди научных организаций, основанных до 1950 г., традиционную модель развития науки выбирают 76%, среди основанных в 1951—1989 гг. — почти 85%, с 1990 г. и до последнего времени — более 90% опрошенных руководителей.

В рамках проведенного социологического исследования оценка взаимодействия научных организаций с системой высшего образования осуществлялась в двух аспектах:

— взаимодействие с вузовской наукой;

— участие в процессе подготовки специалистов с высшим образованием.

Взаимодействие научных организаций с вузовской наукой. В целом взаимодействие научных организаций с вузовской наукой можно оценить как достаточно интенсивное. На рисунке 1 показан характер отношений между наукой и вузами внутри России, между Россией и странами СНГ, Россией и зарубежными странами.

Самые тесные связи с вузовским сектором науки у большинства научных организаций сложились в России.

Менее развитыми и тесными являются связи научных организаций с вузовским сектором науки за пределами России, Более благоприятно складываются отношения с зарубежными университетами: 43% научных организаций имеют с ними достаточно тесные контакты. В странах СНГ относительно прочные связи поддерживают 32% научных организаций.

Самая высокая активность по взаимодействию с университетской (вузовской) наукой наблюдается в области естественных наук: имеют устойчивые партнерские отношения с российскими вузами 70% научных организаций, с зарубежными университетами — 25, с вузами стран СНГ —11%. Для двух других областей наук (технических и медицинских) взаимодействие между научными организациями и университетами внутри страны складывается примерно на уровне средних показателей.

Что касается сотрудничества с зарубежными университетами, то для технических наук в силу их специфики (долгое время эта область была и во многом остается закрытой) характерны относительно низкие показатели: имеют налаженные партнерские связи лишь 5% организаций, выполняют отдельные проекты — 27, тогда как не ведут никаких работ с зарубежными университетами 34%. Как довольно слабое можно оценить и взаимодействие в области технических наук со странами СНГ (соответствующие показатели составляют 11, 19,5 и 38%).

ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С УНИВЕРСИТЕТСКОЙ НАУКОЙ В РОССИИ, В СНГ И ЗА РУБЕЖОМ

(в % от числа опрошенных)

ВОПРОС: "ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УНИВЕРСИТЕТСКОЙ/ВУЗОВСКОЙ НАУКОЙ В РОССИИ/В СНГ/ЗА РУБЕЖОМ?"

Россия СНГ За рубежом

Ш Сложились устойчивые партнерские связи ЕВ Ведутся переговоры о совместных проектам, работах Я Нет ответа

В Выполняются отдельные проекты, работы П Проекты, работы не выполнялись

Отношения с зарубежной университетской наукой у научных организаций медицинского профиля более интенсивные, по сравнению с техническими науками, но менее интенсивные, по сравнению с естественными науками: сложились устойчивые партнерские связи у 14% научных организаций, выполняют отдельные проекты — 31, не имеют деловых связей — 22%.

Степень активности взаимоотношений научных организаций с университетской наукой зависит от организационно-правовой формы научной организации. Устойчивые партнерские связи с вузовской наукой внутри страны сложились у наукоградов (79%), государственных научных центров (73) и у государственных учреждений (71). Государственные унитарные предприятия (ГУЛ) активно сотрудничают с вузовской наукой (почти 53%) и выполняют отдельные проекты (37%). Акционерные общества с участием государства чаще, чем в среднем, выполняют отдельные проекты и работы (48%), тогда как тесные связи с университетами и вузами имеют 35% организаций.

В плане тесного сотрудничества с вузовской наукой стран СНГ лидерами также являются наукограды, хотя их активность значительно ниже, чем внутри страны (21 против 79%). Самые низкие показатели взаимодействия с вузовским сектором СНГ имеют акционерные общества с участием государства и государственных унитарных предприятий: соответственно 57% АО и 47% ГУП не выполняют совместных проектов и работ с вузами стран СНГ.

Более активным выглядит взаимодействие научных организаций с университетской наукой за рубежом. Самые устойчивые связи имекгг государственные учреждения и ГНЦ (по 18%), а на уровне выполнения отдельных проектов лучшими являются наукограды (50%) и государственные учреждения (38%). Менее всех включены в сотрудничество акционерные общества (4% имеют тесные контакты и 13% выполняют отдельные проекты), что связано с коммерческим характером их деятельности.

В региональном аспекте более высокую активность по взаимодействию с вузовской наукой проявляют научные организации других (нестоличных) городов, особенно внутри страны и в дальнем зарубежье. Именно там чаще расположены наукограды, которые, как было отмечено выше, лидируют по показателям интеграции науки и высшего образования.

Участие научных организаций в образовательном процессе. Подготовка кадров для научно-технической и инновационной сфер — одна из основных задач интеграции науки и высшего образования. Сегодня более 100 членов РАН имеют постоянное место работы в различных учебных институтах и университетах и около 700 ведут преподавательскую и научную работу в вузах по совместительству1.

1 Козлов В.В. Образование и наука: Пути интеграции: Доклад на совместной научной сессии Общего собрания РАН и ученого совета МГУ им. М.В.Ломоносова. 2005 г. // <www.platobraz.ru>.

УЧАСТИЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

(в % от числа опрошенных)

ВОПРОС: "ВКЛЮЧЕНА ЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ? ЕСЛИ ДА, ТО В ЧЕМ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ?"

Создан университет/академия/вуз Щ 3,5 Планируется создание или присоединение к университету/академии/вузу ^ 1,7 Создан научно-образовательный центр Планируется создание научно-образовательного центра Имеется базовая кафедра (филиал кафедры) университета/академии/вуза Планируется создание базовой кафедры университета/академии/вуза Отдельные научные сотрудники преподают спецдисциплины в университете/академии/вузе В организации регулярно проходят практику студенты Организация не включена в процесс подготовки специалистов с высшим образованием

Другое Нет ответа

Новые условия ставят задачу поиска новых эффективных форм такой интеграции. Большую роль в появлении различных форм интеграции науки и образования играют федеральные целевые программы. С 1996 по 2004 г. в 71 регионе России реализовывалась Федеральная целевая программа "Интеграция'’. В ее проектах приняли участие 282 высших учебных заведения и 492 научных учреждения. В ходе реализации программы сложились и эффективно действуют в настоящее время:

— учебно-научные (научно-образовательные) центры (комплексы);

— отраслевые лаборатории и институты при университетах, выполняющие исследования отраслевого назначения;

— центры коллективного пользования научным оборудованием (112 подобных центров);

— базовые кафедры и филиалы кафедр ведущих российских университетов и вузов, созданных в институтах РАН.

Результаты социологического исследования позволяют проследить степень включенности научных организаций в процесс подготовки вы-соквалифицированных кадров, выделить наиболее распространенные формы взаимодействия научных организаций и высших учебных заведений в этой области. Результаты этого взаимодействия отражены на рисунке 2.

По результатам социологического опроса, практически все обследованные научные организации в той или иной форме включены в процесс подготовки специалистов с высшим образованием.

"Высший" уровень взаимодействия — создание университета или вуза на базе научных ор-

ганизаций1. Такая форма сотрудничества направлена не только на выпуск высококвалифицированных специалистов дня экономики в целом, но и для сектора исследований и разработок. В качестве примера успешно функционирующих учебных заведений, осуществляющих свою деятельность на основе научных организаций, можно назвать Пущинский государственный университет (на базе институтов Пущинского научного центра) и Академический физико-техно-логический университет (на базе Физико-техни-ческого института имени А.Ф.Иоффе).

Как показывает практика, в настоящее время чаще образуются новые университеты гуманитарного профиля, не имеющие факультетов по подготовке специалистов в области естественных, технических и медицинских наук. Среди них Государственный университет гуманитарных наук (на базе различных академических институтов гуманитарного профиля), Академический правовой университет (на базе Института государства и права РАН), Российская экономическая школа (на базе ЦЭМИ РАН) и др. Это связано с тем, что для организации классических университетов требуется создание дорогостоящих научно-производственных лабораторий.

Согласно данным опроса руководителей, высшие учебные заведения были созданы на основе шести научных организаций, из них пять организаций являются государственными учреждениями

1 В настоящее время можно наблюдать и обратный процесс — переход самостоятельных научных организаций в структуру университетов. Это связано с упрощением отношений по опла те аренды помещений, коммунальных расходов и т.д., т.е. в данном случае фактически создается исследовательский университет по западному образцу.

и одна организация — акционерным обществом. Вновь созданные вузы работают в области технических наук (четыре) и естественных наук (два).

Следующий важный уровень взаимодействия высших учебных заведений и научных организаций — создание научно-образовательных центров, также нацеленных на подготовку специалистов по различным направлениям современной фундаментальной науки. По своему масштабу они играют роль крупных факультетов. Например, это учебно-научные центры Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии, Института общей и неорганической химии имени Н.С.Курнакова РАН и др. По статистике, в центральном регионе создано более 40 крупных научно-образовательных центров1.

По результатам опроса, научно-образователь-ные центры созданы усилиями 27% научных организаций, среди которых преобладают государственные учреждения (41%). Такие центры особенно распространены в области естественных и медицинских наук.

Необходимо отметить важную роль таких интегрированных структур, как базовые кафедры (филиал кафедры) высших учебных заведений, ведущих подготовку молодых специалистов непосредственно в научных организациях. Соединение университетского образования с участием в научных исследованиях, проводимых академическими институтами, позволяет повысить качество обучения, не привлекая дополнительных средств для организации дорогостоящей материально-технической базы.

По статистике, институты РАН имеют 360 базовых кафедр. Растет число студентов, обучающихся и специализирующихся на базовых кафедрах. Например, по Центральному федераль-ному округу численность студентов на базовых кафедрах увеличилась с 6 тыс. (2000 г.) до 24 тыс. (2004 г.)2. На базовых кафедрах читают-ся общие и специальные курсы (многие из них уникальны), проводятся лабораторные практикумы на учебно-научном оборудовании институтов. Под руководством сотрудников институтов выполняются курсовые и дипломные работы. По сути, речь идет о "физтеховской’1 модели обучения, и именно Московский физико-технический университет имеет наибольшее число базовых кафедр (57), созданных в 49 институтах РАН.

Согласно социологическим оценкам, эту форму интеграции науки и высшего образования практикуют 42% обследованных научных

1 Козлов В.В. Указ. соч.

2 Там же.

организаций и особенно она развита в области медицинских наук.

Наиболее распространенная форма интеграции науки с высшим образованием — преподавание научными сотрудниками специальных дисциплин в различных высших учебных заведениях (об этом сказали 75% руководителей) и регулярное прохождение студентами практики в научных организациях (соответственно 70,5% руководителей).

В различных областях наук общие тенденции участия научных организаций в процессе подготовки специалистов сохраняются во всех областях наук, но вместе с тем имеют свои особенности (рис. 3).

Наиболее активны в подготовке специалистов с высшим образованием научные организации, относящиеся к естественным наукам, — все обследованные научные организации в какой-либо из форм участвуют в образовательном процессе. Но в целом подавляющее большинство научных организаций во всех областях наук занимается образовательной деятельностью и активно взаимодействует с высшими учебными заведениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научные организации различных организационно-правовых форм ориентируются на отдельные направления подготовки специалистов с высшим образованием. Лидирующее положение практически по всем направлениям процесса подготовки специалистов занимают государственные научные центры. Практически во всех ГНЦ (96%) научные сотрудники преподают спец-дисциплины в университетах, многие ГНЦ (64%) создали базовые кафедры (филиалы кафедр) учебных заведений. По сравнению с научными организациями других типов, среди ГНЦ выше доля организаций, планирующих создать научнообразовательный центр — это предполагают осуществить 23% организаций этого статуса.

В меньшей степени включены в процесс подготовки специалистов с высшим образованием государственные унитарные предприятия (за исключением ГНЦ и организаций наукоградов), их активность ниже среднего уровня практически по всем показателям, а 13% из них совсем не занимаются образовательной деятельностью.

В последние годы наметилось увеличение притока молодежи в науку: в 2004 г., по сравнению с 2000 г., число исследователей в возрасте до 29 лет возросло с 10,6 до 15,4%1. Тем не менее почти все обследованные научные организации (более 80%)

1 Наука в России в цифрах — 2005. С. 63; Наука в России в цифрах — 2001: Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2001. С. 37.

УЧАСТИЕ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПО ОБЛАСТЯМ НАУК (в % от числа опрошенных)

ВОПРОС: "ВКЛЮЧЕНА ЛИ ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ? ЕСЛИ ДА, ТО В ЧЕМ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ?"

Й Естественные науки -----В среднем

Технические науки ЕВ Медицинские науки

Условные обозначения:

1 — создан университет/академия/вуз;

2 — планируется создание или присоединение к университету/академии/вузу;

3 — создан научно-образовательный центр;

4 — планируется создание научно-образовательного центра;

5 — имеется базовая кафедра (филиал кафедры) университета/академии/вуза;

6 — планируется создание базовой кафедры университета/академии/вуза;

7 — отдельные научные сотрудники преподают спецдисциплины в университете/акадети/вузе;

8 — в организации регулярно проходят практику студенты;

9 — организация не включена в процесс подготовки специалистов с высшим образоваием;

10 — другое;

11 — нет ответа

испытывают в настоящее время потребность в молодых специалистах. Даже те организации, в которых созданы университеты или вузы и которые, казалось бы, должны быть обеспечены молодыми кадрами из числа собственных выпускников, испытывают потребность в молодых специалистах. Эта потребность ощущается в 83% научных организаций, на базе которых создан вуз или университет. Подобная ситуация наблюдается и в организациях, в которых созданы научно-образовательные центры, — нехватку молодых специалистов здесь испытывают в 79% научных организациях. Возникает противоречие: научные организации, создающие различные учебцые заведения по подготовке специалистов для научных исследований, сами не могут обеспечить себя молодыми специалистами. Очевидно, проблема обеспечения потребностей сектора исследований и разработок в высококвалифицированных специалистах не может быть решена только на основе интеграции науки и высшего образования, для этого

необходимы более глубокие преобразования в обществе.

Как показали результаты социологического исследования, руководители научных организаций положительно оценивают процессы взаимодействия науки и образования, они признают, что интеграция способствует развитию и науки, и высшего образования в России. В настоящее время научные организации активно сотрудничают с образовательными учреждениями по двум направлениям: проводят с вузовской наукой совместные исследования и участвуют в процессе подготовки специалистов с высшим образованием. Дальнейшее развитие взаимодействия науки и образования во многом сдерживается отсутствием современного нормативноправового обеспечения интеграционной деятельности. При решении этой проблемы на законодательном уровне появятся новые возможности для активизации процессов интеграции науки и образования как основы формирования экономики, опирающиеся на знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.