Научная статья на тему 'Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования'

Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗНАНИЯ / INTEGRATION / RESEARCH ACTIVITY / SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION / CONTINUITY / ACADEMIC PROCESS / INTEGRATIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибизова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена вопросам интеграции науки и образования как элемента системы непрерывного профессионального образования. Обосновывается, что одним из главных этапов профессиональной подготовки кадров является довузовский этап, поскольку именно на нем формируется основа творческой, исследовательской, социально активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Science with Education as an Element in the System of Continuing Education

The article is devoted to issues of integration of science into education as an element in the system of continuing education. It is contended that one of the major stages of education is a pre-diploma academic stage crucial for developing basic creative, research and social skills of a person able to solve prospective innovative tasks in various spheres of science, engineering and technology.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования»

1ЙИ11М № 4, 2011

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Ю. Цибизова (Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана)

Статья посвящена вопросам интеграции науки и образования как элемента системы непрерывного профессионального образования. Обосновывается, что одним из главных этапов профессиональной подготовки кадров является довузовский этап, поскольку именно на нем формируется основа творческой, исследовательской, социально активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

Ключевыге слова: интеграция; научно-исследовательская деятельность; система непрерывного профессионального образования; преемственность; образовательный процесс; интегративные знания.

В конце XX в. в развитых странах мира произошел переход к новым принципам организации производства: непрерывному инновационному процессу, гибкой автоматизации, индивидуализации спроса, изменившимся видам общественного потребления. Главной движущей силой в рамках всеобщей конкуренции стал творческий и интеллектуализи-рованный труд, основанный на научных знаниях и современных технологиях. Отсюда задачи, связанные с необходимостью совершенствования процесса подготовки кадров, способных решать инновационные задачи, обладающих навыками научного творчества, приобретают особенную остроту.

В последнее время обозначенной проблеме уделяется повышенное внимание как со стороны государственной системы образования, так и со стороны представителей работодателей. Все более актуальным становится вопрос о развитии системы непрерывного профессионального образования, в котором профессиональное образование и профессиональное обучение должны быть ориентированы на подготовку специалиста, способного обеспечить прогресс в своей отрасли. Быстрое развитие современного рынка труда требует работника нового типа, обладающего разносторонними знаниями, отличной специальной подготовкой, активной жизненной позицией, готовностью адаптироваться к новым ситуациям, развиваться и повышать свой

образовательный и профессиональный уровень. Все это говорит о том, что образование должно быть ориентировано на опережающее обучение специалиста, на его широкие знания, должно быть непрерывным профессиональным образованием.

«Основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам Человек, его нравственная позиция, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность» [2, с. 10].

Таким образом, непрерывное профессиональное образование должно представлять собой всесторонне направленную обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.

На современном этапе образовательные системы непрерывного профессионального образования разрабатываются на базе разнообразных концепций и теоретических подходов, а также модифицированных известных и отработанных на практике методик. В качестве аргументации такой тенденции, находящей свое выражение в концептуальной основе образовательного процесса, в МГТУ им. Н. Э. Баумана выступает модификация широко известного «русского метода обучения ремеслам». Здесь теоретические знания соединяются с практическим применением, ведется подготовка

© Цибизова Т. Ю., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

так называемых инженеров широкого профиля, подразумевающая изучение различных социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, подкрепленных практическими навыками в смежных областях науки, техники и технологии.

Очевидно, что такой подход опирается на интеграцию науки, образования и производства, согласовывается с этапами подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, дает возможность формирования интегративных знаний в сфере технических и фундаментальных наук, предполагает интеграцию довузовской, вузовской и послевузовской подготовки и в результате позволяет выпускать высококвалифицированных специалистов для экономики, производства и промышленности нашей страны.

Постиндустриальный этап современного социально-экономического и социокультурного развития общества предъявляет профессиональные адекватные требования к личности все в более раннем возрасте. «Потенциал развития постиндустриального общества во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает» [2, с. 5]. Это означает, что личность, планирующая достичь некоторого социального статуса, ориентирована на более раннее определение профессионального выбора. В таких обстоятельствах одним из главных элементов системы непрерывного профессионального образования является довузовский этап — уровневый переход «школа — вуз», — поскольку именно на нем формируется основа творческой, исследовательской, социально активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

В свою очередь, в число важнейших задач этапа образовательного процесса «школа — вуз» входят выявление, отбор, мотивация, обучение учащихся, формирование и поддержка устойчивой склонности к научным знаниям, творческим исследованиям и дальнейшему освоению

профессии через проектную, научно ориентированную и научно-исследовательскую деятельность.

В этой связи актуальным представляется вопрос о научно-исследовательской деятельности как особом виде социальной практики, закономерностях ее развития, оптимальных и эффективных формах организации, стимулировании научного поиска, возможностях и границах регулирования и инициирования творческих процессов.

По справедливому утверждению А. К. Орешкиной, «формирование проектной, научно-исследовательской культуры личности от дошкольного образования до образования взрослых становится важной частью ее общей и профессиональной культуры. Средством формирования проектной культуры становится проектная деятельность, формирующая способность к самообразованию, творчеству, к исследовательской, научной деятельности» [3, с. 135].

Дадим некоторые определения основных понятий по интересующей нас проблеме.

Наука есть «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» [1, с. 40].

Научная деятельность (в трактовке Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 12 июля 1996 г.) — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Знание— проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, отраженный в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Знания формируются в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта.

Научное знание — система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Оно является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности,

111!111Й1И1!Ш № 4,

социально обусловлено и обладает различной степенью достоверности.

Научно-исследовательская деятельность — интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Она включает:

— фундаментальные (теоретические, экспериментальные) научные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

— экспериментальные разработки на базе знаний, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, направленные на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, комплексов, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение; объединение каких-либо элементов (частей) в целое; процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Сущность процесса — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целепола-гания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный под-

ход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность этого процесса. Интегративные процессы — это процессы качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы.

Интеграция науки и образования в образовательном процессе «школа — вуз» — это процесс овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Преемственность научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования является, таким образом, элементом интеграции науки и образования, а также способом формирования, получения и приобретения интегративных знаний.

Интеграция науки и образования в образовательном процессе «школа — вуз» позволит создать условия:

— для раскрытия и реализации личностных творческих способностей молодежи;

— обучения методологии научного проектирования;

— отбора одаренной и талантливой молодежи, способной к преподавательской или научной деятельности для дальнейшего обучения и пополнения научных и научно-педагогических кадров;

— повышения массовости и результативности участия молодежи в научной деятельности;

— сохранения и развития традиций российской системы образования и науки;

— усиления роли научной деятельности в образовательном процессе;

— развития профессиональной мотивации и ориентации молодежи;

— последовательности и преемственности подготовки высококвалифицированных специалистов [4, с. 82—83].

Примером наиболее полной и глубокой профессиональной ориентации абитуриентов, подготовки к научно-исследова-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тельской деятельности, отбора талантливой молодежи может служить работа Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н. Э. Баумана. На базе Центра работает Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», которая на протяжении 20 лет успешно реализуется в 60 регионах страны, где проводятся научнообразовательные, академические, тематические, предметные соревнования, конференции, выставки для школьников 2— 11 классов.

Программа «Шаг в будущее» предусматривает информирование о специальностях, по которым проводится подготовка в вузе, требованиях на вступительных испытаниях, особенностях обучения и перспективах трудоустройства. После выбора специальности абитуриенту предоставляется возможность проверить его правильность и продемонстрировать свои творческие способности с помощью выполнения научно-исследовательской работы по профилю выбранной кафедры.

В рамках программы научный руководитель предлагает абитуриенту решить научно-исследовательскую задачу (задача может быть сформулирована и самостоятельно) и консультирует его в процессе работы. Результаты работы представляются в соответствующей форме, рецензируются, после чего абитуриент делает доклад на конференции «Шаг в будущее» — научно-образовательном соревновании. Комиссия, включающая преподавателей кафедры, ведущих ученых и специалистов, оценивает результаты работы, научный доклад и ответы на вопросы. Прошедшие отбор абитуриенты допускаются к академическим соревнованиям. По совокупности оценок за научно-исследовательскую работу и академические испытания участнику присваивается статус победителя или призера Олимпиады школьников «Шаг в будущее», который позволяет поступить в вуз без вступительных испытаний.

Вышеназванная программа позволяет абитуриенту сделать осознанный выбор будущей специальности и адаптироваться в вузе, а вузу — получить про-

фессионально ориентированных студентов, имеющих высокий творческий потенциал.

В число основных целей и задач Центра довузовской подготовки МГТУ им. Н. Э. Баумана входят выявление и развитие у обучающихся профильных творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; формирование ключевых компетенций, профессионально значимых качеств личности и мотивации к практическому применению предметных знаний; создание необходимых условий для поддержки творчески одаренных детей; научное просвещение и целенаправленная профессиональная ориентация учащейся моло-дежи;распространение и популяризация научных знаний; формирование состава студентов высших учебных заведений из граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ высшего профессионального образования.

За годы работы Центра в научно-образовательных мероприятиях приняли участие более 100 000 школьников, около 10 000 стали студентами вуза.

Центр довузовской подготовки работает с 236 профильными школами Москвы, Московской области, регионов России, организациями дополнительного образования, муниципальными и региональными управлениями образованием, общественными организациями и фондами, занимающимися реализацией образовательной, досуговой, дополнительной, профессиональной, научной, творческой деятельности молодежи; осуществляет сотрудничество с промышленными и производственными предприятиями для реализации целевого приема в рамках системы непрерывного профессионального образования «школа — вуз — предприятие» в интересах оборонно-промышленного комплекса. В осуществлении целевой подготовки в МГТУ им. Н. Э. Баумана участвуют предприятия Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Федерального космического агентства «Роскосмос» и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

В целях повышения заинтересованности молодежи в получении инженерного

111!111Й1И1!Ш № 4,

образования и расширения профессиональной ориентации школьников Центр довузовской подготовки осуществляет комплекс мероприятий, и среди них:

— проведение научно-образовательных и академических соревнований Олимпиады школьников «Шаг в будущее» — «Шаг в будущее, Москва», «Шаг в будущее, Космонавтика», «Профессор Жуковский»;

— проведение учебно-методической работы и консультаций с преподавателями профильных школ;

— организация и проведение научноисследовательских работ по направлениям довузовской подготовки и обеспечения контингента студентов;

— участие в организации набора обучающихся и реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования;

— организация методических конференций, семинаров и консультаций с преподавателями профильных школ;

— организация экскурсий в Музей МГТУ им. Н. Э. Баумана и на ведущие предприятия — партнеры вуза, расположенные в Москве и Московской области, и др.

Для дальнейшей реализации преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в вузе работают Управление научных исследований, СНТО им. Н. Е. Жуковского, систематически проводятся различного рода научные мероприятия для студентов, аспирантов и молодых ученых, издаются сборники трудов конференций и семинаров; в учебный план подготовки бакалавров, специалистов и магистров введены обязательные НИРС; функционируют аспирантура, докторантура, межотраслевой институт повышения квалификации, система второго высшего профессионального образования.

Вся система организации научно-исследовательской работы школьников, молодежи, студентов, аспирантов и молодых ученых, существующая в МГТУ им. Н. Э. Баумана, позволяет реализовать модель преемственности научноисследовательской деятельности обуча-

ющихся в системе непрерывного профессионального образования от начальной школы до образования взрослых.

Сегодня России (ввиду нынешнего состояния промышленности и, особенно, стратегически важных ее отраслей) крайне необходимы срочные меры для мощной модернизации именно профессионально-технического образования. Только массовый приход в производство подготовленных на обновленной научнотехнической базе инженеров-интеллек-туалов может спасти нашу промышленность от кризисных явлений.

Инженер — главная фигура в технических отраслях промышленности. На него возлагается обязанность разрабатывать новые, а также поддерживать и развивать действующие образцы техники и технологий. Поэтому подготовка специалистов для высокотехнологичных производств и обеспечение надлежащего качества такого образования являются главной задачей высших учебных заведений.

Интеграция науки и образования в системе непрерывного профессионального образования позволяет воспитать будущих молодых ученых и специалистов так, чтобы наша страна получила целеустремленных и энергичных молодых специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику, фундаментальные научные разработки, а сами они могли пополнить ряды преподавательского состава и высококвалифицированных кадров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новиков, А. М. Методология образования / А. М. Новиков. — 2-е изд. — М.: Эгвес, 2006. — 488 с.

2. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — 2-е изд., доп. — М. : Эгвес, 2011. — 152 с.

3. Орешкина, А. К. Педагогические системы в логике культурологической парадигмы / А. К. Орешкина. — М. : Профессиональное образование, 2008. — 220 с.

4. Орешкина, А. К. Развитие преемственности образовательных процессов в системе непрерывного образования / А. К. Орешкина, Т. Ю. Циби-зова. — М. : МГОУ, 2010. — 228 с.

Поступила 27.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.