Научная статья на тему 'Интеграция начального и среднего профессионального образования как фактор становления личности специалиста'

Интеграция начального и среднего профессионального образования как фактор становления личности специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH / THE PERSON / THE EXPERT / DIFFERENTIATION / DESIGNING / UPBRINGING / DEVELOPMENT / TRAINING / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходулина Ольга Борисовна

В статье автор рассматривает использование интегративного подхода в образовательном, социокультурном пространстве. Интегративный подход создает предпосылки функциональных изменений -интеграция становится движущей силой, фактором развития профессионального образовательного учреждения, активизации педагогического коллектива и становления личности будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF ELEMENTARY AND SECONDARY VOCATIONAL TRAINING AS THE FACTOR OF FORMATION OF THE EXPERT'S PERSON

In the article the author deals with the using of the integrative approach in the educational social cultural space that creates the preconditions of functional changes; the integration becomes the moving force, it is the factor for the development of secondary vocational institution, activity of pedagogical staff and the forming of personal qualities of a specialist-to-be.

Текст научной работы на тему «Интеграция начального и среднего профессионального образования как фактор становления личности специалиста»

Библиографический список

1. Абдуллин, Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях [Текст] : учебное пособие / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2003.

2. Moreno, J. Musical psychodrama. A new direction in music therapy, 1980.

3. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] / под ред. Э. Б. Абдуллина. - М.: Академия, 2002.

О. Б. Ходулина

ИНТЕГРАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В статье автор рассматривает использование интегративного подхода в образовательном, социокультурном пространстве. Интегративный подход создает предпосылки функциональных изменений -интеграция становится движущей силой, фактором развития профессионального образовательного учреждения, активизации педагогического коллектива и становления личности будущего специалиста.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, личность, специалист, дифференциация, проектирование, воспитание, развитие, обучение, компетентность.

О. B. Hodulina

INTEGRATION OF ELEMENTARY AND SECONDARY VOCATIONAL TRAINING AS THE FACTOR OF FORMATION OF THE EXPERT'S PERSON

In the article the author deals with the using of the integrative approach in the educational social - cultural space that creates the preconditions of functional changes; the integration becomes the moving force, it is the factor for the development of secondary vocational institution, activity of pedagogical staff and the forming of personal qualities of a specialist-to-be.

Key words: integration, integrative approach, the person, the expert, differentiation, designing, upbringing, development, training, competence.

С 2007 г. в приоритетный национальный проект «Образование» включено новое направление - «О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». Стратегической задачей этого направления нацпроекта выступает преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики.

Между тем, современное профессиональное образование находится на этапе принципиальных перемен, которые определяют следующие факторы:

изменения в мировой и российской экономике, трансформирующие спрос на рынке труда по профессионально-квалификационной структуре, содержанию, качеству и объемам подготовки работников;

общемировые процессы повышения значимости человеческого капитала для экономического развития стран и снижения социальной напряженности, вызванной глобальным экономическим кризисом; изменения, происходящие на рынке труда, все большее осознание населением непосредственной связи между образованием и индивидуальной успешностью в профессиональной и жизненной карьере; глобализация как общемировая тенденция, роль России как участника международного рынка труда, с одной стороны, и участника процесса образования - с другой [1. С. 1427].

Актуальность, неразработанность, незавершенность решения задач, противоречия в теории и практике профессиональной школы определили проблему обеспечения движущей силы динамичного сценария развития образовательной среды интегрированного профессионального образовательного учреждения с двухуровневой подготовкой.

Такой движущей силой выступают тесно взаимодействующие интегративный и систем-

ный подходы к конструированию содержания профессионального образования, способного обеспечить качественную подготовку современного рабочего и специалиста.

В истории профтехобразования принцип интеграции нашел широкое применение при группировке рабочих профессий с дидактическими целями. Исходные данные для формирования учебных групп профессий заключаются в их научно-технической, психологической и дидактической общности.

Научно-техническая общность профессий проявляется в сходстве принципов действия основного оборудования, машин и механизмов, применяемых инструментов, технологии производства.

Психологическая общность профессий обуславливается единством содержания процессов труда и проявляется в сходстве требований к исполнительно-двигательной сфере, к уровню интеллектуальных требований, к качествам личности и к процессам приема и переработки информации.

Дидактическая общность заключается в однородности знаний, умений и навыков, сообщаемых учащимся в процессе обучения.

Учебная группа профессий определялась в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) как совокупность отдельных рабочих профессий, основным признаком объединения которых является научно-техническая общность трудовой деятельности, а также фактическое совмещение объединяемых профессий в условиях реального производства.

Учет дидактических основ принципа интеграции позволил разработать пакет экспериментальной учебно-программной документации (см. табл.), опираясь на паспорт интегра-тивных процессов.

Параметрические блоки представленного паспорта позволили увидеть лакуны в практическом воплощении интегрированного подхода при модификации программного содержания.

Паспорт интеграционных процессов создан в соответствии с требованиями интегратив-ного подхода:

— выделение базисной основы интегрированного курса;

— определение магистральных разделов, требующих интеграции;

— сохранение дидактической значимости каждого из интегрированных учебных курсов, предметов, тем;

— преодоление узкодисциплинарного видения структуры объекта интеграции;

— обеспечение дидактического единства и локальности учебных предметов.

Изучение проблемы взаимосвязи общего, начального и среднего профессионального образования вызвало необходимость сопоставить принципиальные платформы в трактовке понятия «непрерывное образование», выделить ее главные черты:

— постоянное и неуклонное восхождение личности к новым высотам познания и преобразования мира;

— специфичность педагогических процессов, обеспечивающих обучение, познание, преобразование мира через содержание общего и уровней профессионального образования;

— неразрывная связь образования, труда, познания.

Исследование эффективности развивающего и воспитывающего обучения в условиях двухуровневой подготовки показало высокий познавательный потенциал интегрированного содержания в программах общеобразовательного, общетехнического, профессионально-технических циклов. Воплощение принципа интеграции в учебном плане, учебном и воспитательном процессе способствует усилению развивающего и воспитывающего эффекта двухуровневой подготовки, переходу мышления обучающихся от репродуктивного уровня к продуктивному.

Разработка содержания профессионального образования на интеграционной основе актуализировала необходимость последовательного выполнения алгоритма проектирования: изучение производственно-технических условий труда (совокупность техники, технологии, организации), необходимых для осуществления целенаправленной деятельности выпускников профессиональных учебных заведений ^ определение соотношения выявленных элементов производственно-технических условий с соответствующими отраслями научного знания ^ выявление соответствующей подотрасли научного знания ^ определение необходимой предметной структуры знания ^ выявление номенклатуры понятий, необходимых для формирования профессиональных знаний, умений, навыков ^ формирование предметной струк-

туры учебных планов ^ экспертная оценка и корректировка планов и программ [2. С. 23-24].

Взаимодействие систем обучения и воспитания формирует интегрированный образо-

В Законе Российской Федерации об образовании определено, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную, мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование. В связи с этим актуализируется собственно педагогический (воспитывающий и развивающий) аспект со-

вательный маршрут, преемственность ступеней начального и среднего профессионального образования.

держания образования в условиях двухуровневой профподготовки.

Интеграция в современной педагогике считается ведущим принципом осуществления образовательного процесса, основанным на взаимодополнении разных форм постижения действительности и создающим условия для становления личностно многомерной картины мира, постижения себя в этом мире.

Характеристика интегративных процессов Краткое содержание

1. Содержательные характеристики

1.1. Логико-содержательная основа интегрируемых предметов Краткое описание того исходного содержания, которое моделирует интегрированную программу своими средствами и процессами

1.2. Элементы интегрированных процессов Состав элементов, образующих интегрированную программу. Ведущие элементы содержания (по своей принадлежности указывают на внутрицикловую, межцикловую интеграцию). Вспомогательные, обслуживающие и нейтральные элементы интегрированной программы

1.3. Уровень интегрированных процессов Уровни интеграции, отражающие изменения в составе элементов; их взаимосвязи в педагогическом эффекте: - «низкий» - интеграция по точкам, - «средний» - интеграция по тематическим линиям, - «высокий» - целостное новообразование в результате системного синтеза

1.4. Масштаб интеграционных процессов Охват программных тем трех и более учебных предметов

2. Структурные характеристики

2.1. Узел интеграционного процесса Перечень узлов интеграционных процессов с указанием основных элементов, входящих в их состав. Представление перечня предметов, в которых узлы реализуются

2.2. Последовательность интеграционного процесса Функциональная связь между узлами интеграционных процессов, их стадийность, расчлененность по этапам. Факторы, влияющие на реализацию конкретной последовательности интеграции

2.3. Затраты времени Продолжительность (в часах) реализации интегрированного блока, модуля, темы, узла

3. Способы интеграции Сведения о совокупности аналитико-проектировочных действий, используемых для развития конкретной формы интегрированного процесса (содержательный анализ, синтез понятий, представлений и др. дидактических единиц)

4. Технологические приемы интеграции Перечень основных приемов, приводящих к взаимодействию разнородных элементов процесса обучения (методы, средства, формы организации). Перечень и характеристика способов включения обучаемых в процесс овладения интегрированным содержанием. Планируемый результат -уровень знаний, опыта деятельности и компетенций; развитие творческих способностей и познавательной компетентности

Интеграционные процессы в педагогике дают новые результаты по отношению

— к человеку, формируя такие интегральные свойства и характеристики, как активность, самостоятельность, креативность;

— к картине мира, способствуя целостности взгляда на мир;

— к содержанию образования на всех уровнях;

— к обучению, обеспечивая актуализацию новых механизмов познания;

— к результатам овладения учащимися способами познавательной деятельности.

Но в современном образовательном учреждении образовательный процесс имеет ряд объективных, диалектических противоречий, ведущим из которых является то, что, с одной стороны, процесс передачи и усвоения знаний, опыта деятельности и системы общественных ценностей носит индивидуальный характер (педагог - учащийся), а с другой - образование организуется в массовом масштабе. Пути решения обозначенных взаимосвязанных и сопряженных проблем мы рассматриваем в качестве организующей основы гуманизации образования, тенденции которого воспринимаются, прежде всего, как поворот инженерно-педагогического коллектива политехнического техникума к учащемуся на всех этапах его профессионального становления и социализации, уважение его личности, понимание его запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей.

Поскольку педагогическая система является более высоким уровнем системы дидактической, то профессиональная подготовка как система форм реализации содержания профессионального образования выступает в качестве базы социального и профессионального становления. Содержание учебного материала, воплощающего как дидактические, так и педагогические цели, детерминирует деятельность воспитывающего/развивающего обучения, обуславливает систему педагогических воздействий как в воспитательном, так и в собственно учебном процессе.

В массовой практике категория «содержание профессионального образования» зачастую рассматривается в качестве рядоположен-ной категории «содержание профессионального обучения», а категория «образование» - категории «воспитание». В связи с этим важно следующее определение: под содержанием про-

фессионального образования понимается многоаспектная система знаний (политехнических, технологических, экономических, организационных и специальных), умений и навыков (политехнического, общепроизводственного, специального и уровневого характера), которая сложилась под влиянием требований научно-технического прогресса и с учетом обобщенного опыта профессиональной подготовки. Овладение учащимися этой системой знаний, умений, навыков обеспечивает формирование способов производственной деятельности [2. С. 94]. А способ производственной деятельности, с свою очередь, определяется профессиональной компетентностью специалиста.

Вариативность, альтернативность реализации принципов интеграции, дифференциации, индивидуализации обусловила укрепление системным подходом методологического фундамента нашего исследования и опытно-экспериментальной работы в рамках долгосрочной программы развития политехнического техникума.

Центральным моментом развития всех систем является системная дифференциация, в работах исследователей получившая название принципа системной дифференциации. Этот принцип неразрывно связан с сущностью развития, раскрывая его как направленное изменение систем от менее упорядоченного состояния к более упорядоченному.

А. Богданов подчеркивает, что процессы дробления и специализации всегда идут внутри определенного целого (в нашем случае это образовательный процесс). Система развивает свои отдельные, всё более специализированные части и функции на основе менее специализированных, более гомогенных частей и функций. Поэтому ее развитие идет не от части к целому, а от целого к части, от общего к частному.

Обозначенные базовые основания моделирования и «технологизации» интегрированной образовательной среды в условиях двухуровневой подготовки рабочего/специалиста связываются нами с современным пониманием обучения/воспитания, в котором выделяются три основные объекта: изучаемый (познаваемый) объект, процесс мышления (познания) обучаемого, личностные характеристики будущего компетентного профессионала. Технологические решения педагогической деятельности напрямую связаны с собственно развивающими и воспитывающими процессами, гиб-

кость и адаптивность которых определяется познавательными ресурсами учащихся (восприятие, внимание, память, мышление), с одной стороны, и степенью развитости инвариантных характеристик личности, - с другой. Так задаются предпосылки реализации системы воспитания, выстроенной на основе интеграции шести целевых программ, каждая из которых «технологизирована» методами, формами организации воспитания, системой педагогических воздействий в конкретной учебной группе, ученическом объединении, на конкретного учащегося. Такой подход позволяет:

- сосредоточить профессиональные ресурсы педагогического коллектива, в котором каждый ведет учебную и воспитательную работу, на создание гибкой, адаптивной системы воспитания;

— вскрыть и сгруппировать конкретные проблемные поля воспитания, на этой основе создавать временные творческие коллективы для сосредоточения воспитательных воздействий независимо от уровней подготовки.

Так, принцип интеграции стал фактором педагогики сотрудничества между специалистами педколлектива, обеспечивающими разные уровни профподготовки; актуализировал проблему социально-ролевого педагогического партнерства в профессиональном образовательном учреждении, реализующем различные уровни и направления профессиональной подготовки.

Продуктивное функционирование воспитательной системы, выстроенной на интеграции, сопряжении целевых программ, достигается ее интеграцией во внешнюю среду профессионального образовательного учреждения: природную, социальную, производственную. При этом становление квалифицированного рабочего и специалиста задается на трех базовых основаниях «внешней» интеграции: глобальная концепция сосуществования противоположностей в общечеловеческом культурном измерении, общественное движение «Сообщество», идея самореализации индивидуальных возможностей компетентной личности.

Интеграционный характер воспитательной среды обуславливает в ней связь «внутренней» и «внешней» сфер: социальный заказ; состояние и уровень развития наук о человеке и производстве, степень их адаптации к процессу воспитания; требования педагогики, психоло-

гии, эргономики, физиологии к содержанию профессионального образования; система социально-экономического партнерства; структура и функции управления педагогической системой.

В ходе опытно-экспериментальной работы выявлены условия становления личности специалиста в процессе интеграции начального и среднего профессионального образования:

1. Интегрированное взаимодействие дидактических систем общеобразовательной, общетехнической и собственно профессионально-технической подготовки, в результате чего выстраивается комплексность и системное единство методического обеспечения обучения, происходит повышение качества его результата при переходе учащихся из одной дидактической системы в другую.

2. Технологическое воплощение принципа дополнительности, на основе которого обеспечивается успешность профессионального и социального становления личности молодого специалиста.

3. Принцип дополнительности связывает в целостную педагогическую систему основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность педагогического коллектива, методы обучения и методы воспитания, педагогические мероприятия учебного и воспитательного содержания.

4. Технологическое воплощение принципа индукции, достраивания, за счет которого все системы обучения и воспитания, формы организации учебного и воспитательного процесса усиливают вклад друг друга в результат деятельности профессионального образовательного учреждения.

Интерпретация теоретических положений в рамках конкретных технологических решений проектирования и реализации интегрированной педагогической системы, воплощение личност-но-ориентированного подхода в профессиональном образовании составляют основу опытно-экспериментальной работы, фокусируя управленческие технологии на решении поисковых задач развития образовательного пространства техникума в условиях двухуровневой профессиональной подготовки.

Рассмотрение будущего рабочего, специалиста как социально детерминированной личности, становление и развитие которой протекает как целостный процесс, дает возможность при конструировании педагогической

системы предусмотреть реализацию на интеграционной основе задач воспитания, развития и обучения.

В заключение подчеркнем, что изложенные методологические основания стали фундаментом программы долгосрочного развития политехнического техникума. Научно-методическая работа выстроена широким фронтом, охватывающим все пять уровней содержания образования (уровни «общего теоретического представления», «учебного предмета», «учебного материала», «учебного процесса», «личности»). На настоящем этапе реализации программы вскрыты узлы интеграции содержания профессиональной деятельности рабочего (профессия 37.15 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве»), специалиста (специальность «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»); оформлен паспорт интеграционных процессов при

разработке содержания учебных программ профессиональной подготовки; организован учебный процесс по экспериментальному плану и программам; спроектирована система воспитания на основе интеграции шести целевых программ; осуществляется поэтапный комплексный мониторинг.

Рассмотрение категории «содержание образования» как интегрированной позволяет комплексно решать проблемы профессионального обучения и профессионального воспитания.

Найденные и экспериментально апробированные решения интегративного подхода могут быть использованы в образовательных комплексах с разноуровневой подготовкой. Модели, схемы, алгоритмы интеграции послужат образцом для разработки содержания образования по другим профессиям и специальностям, подготавливаемым в техникуме.

Библиографический список

1. Гринько, В. С. Проблемы развития начального и среднего профессионального образования [Текст] / В. С. Гринько // Российское профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы Всеросс. конф. - М., 2008. - С. 14-27.

2. Кирикилица, Э. Н. Организационно-методические основы разработки рабочей учебно-программной документации [Текст] / Э. Н. Кирикилица, А. В. Смирнова, Э. Е. Фейгина. - Вологда: Изд-во Вологодского ИПК и ППК, 1998. - С. 94.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. - М.: Творческий Центр Сфера, 2006. - 32 с.

А. А. Шамардин

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ

ФУТБОЛИСТОВ

В статье обсуждаются основные направления целевой функциональной подготовки юных футболистов, которая должна вестись планомерно и комплексно, организовываться на основе блочно-модульного принципа.

Ключевые слова: функциональная подготовка, юные футболисты, блочно-модульный принцип.

A. A. Shamardin

THE BASIC DIRECTIONS OF TARGET FUNCTIONAL PREPARATION OF YOUNG

FOOTBALL PLAYERS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The basic directions of target functional preparation of young football players are discussed, which should be conducted systematically and in a complex, and to be organized on the basis of a block-and-modular principle.

Key words: functional preparation, young football players, block-and-modular principle.

Тенденции развития современного фут- вершенствования системы его поэтапного фор-

бола предопределяют организацию многолет- мирования, в связи с чем весьма актуализиру-

него планомерного процесса достижения выс- ется проблема подготовки высококвалифици-

шего мастерства, диктуют необходимость со- рованного резерва. Подготовка юных спорт-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.