Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ МЕНЕДЖЕРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ТЕОРИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ'

ИНТЕГРАЦИЯ МЕНЕДЖЕРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ТЕОРИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ТЕОРИЯ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА / МОДЕЛЬ ФИТНЕС-КЛУБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов А.В., Гришатов Е.А., Бударников А.А., Архипкин И.В.

Цель исследования - разработать содержание учебной дисциплины по спортивному клубному менеджменту на основе теории операционного управления для студентов учебных заведений экономического профиля. Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ содержания дисциплин по выбору разных университетов экономического профиля, в частности Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма. В ходе исследования разработана учебная дисциплина «Спортивный клубный менеджмент». Одна группа студентов обучалась с опорой на теорию спортивного менеджмента, вторая группа - на теорию операционного менеджмента и управления спортивными организациями. На основе представления модели фитнес-клуба с позиции операционного менеджмента проведено исследование по оценке знаний у будущих менеджеров основ управления деятельностью спортивной организации и сформированности управленческих компетенций. Результаты исследования и выводы. Оценка теоретических знаний студентами второй опытной группы показала, что 32,7% испытуемых набрали более 90 баллов, что соответствует отметке «Отлично», 44,2% набрали от 76 до 90 баллов, что соответствует отметке «Хорошо», 21,1% набрали от 60 до 75 баллов, что соответствует отметке «Удовлетворительно». Полученные результаты второй опытной группы продемонстрировали более эффективное освоение дисциплины, чем первой. Авторами делается вывод, что интеграция операционного менеджмента в учебные дисциплины экономического цикла учебных заведений, реализующих образовательные программы по подготовке спортивных менеджеров, позволит не только уточнить содержание теории спортивного менеджмента, и целенаправленно формировать у будущих управленцев управленческие знания в физкультурно-спортивной отрасли в виде системы, целостно и комплексно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов А.В., Гришатов Е.А., Бударников А.А., Архипкин И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF MANAGERIAL TRAINING OF STUDENTS WITH SPORTS ORGANIZATION MANAGEMENT THEORY

Objective of the study was to develop the content of the academic Sports Club Management discipline for students of economic universities based on the operational management theory. Methods and structure of the study. As part of the study, an analysis of the contents of the disciplines chosen by various economic universities, in particular the Financial University under the Government of the Russian Federation and Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism. The Sports Club Management discipline was developed during the study. The students of Experimental Group 1 (EG1) were trained based on the sports management theory, those of Experimental Group 2 (EG2) - based on the operational management theory and sports organization management theory. Based on the fitness club model representation from the standpoint of operational management, we evaluated the knowledge of future managers of the fundamentals of sports organization management and the level of formation of managerial competency. Results and conclusions. The evaluation of the theoretical knowledge of the EG2 students showed that 32.7% of subjects scored more than 90 points, which corresponded to the "excellent" mark, 44.2% scored from 76 to 90 points - "good" mark, 21.1% scored from 60 to 75 points - "satisfactorily" mark. The results obtained in EG2 indicated a better level of mastery of the discipline as opposed to EG1. The authors conclude that the integration of operational management into the university economic disciplines, under which sports manager training programs are implemented, will not only clarify the content of the sports management theory and purposefully develop in future managers knowledge in the managerial activity within the physical education and sports sector in the form of a system, in a holistic and integrated manner.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ МЕНЕДЖЕРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ТЕОРИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

интеграция менеджериального образования студентов с теорией управления спортивными организациями

УДК/UDC 796.011.2

Поступила в редакцию 12.04.2021 г.

Информация для связи с автором: AVKozlov@fa.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Козлов1 Е.А. Гришатов1

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Бударников2 И.В. Архипкин2

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

2Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

INTEGRATION OF MANAGERIAL TRAiNiNG OF STUDENTS WiTH SPORTS ORGANIZATION MANAGEMENT THEORY

PhD, Associate Professor A.V. Kozlov1 Аssistant E.A. Grishatov1

PhD, Associate Professor A.A. Budarnikov2 Senior lecturer I.V. Arkhipkin2

1Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

2The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

o

(U .c I—

14

Аннотация

Цель исследования - разработать содержание учебной дисциплины по спортивному клубному менеджменту на основе теории операционного управления для студентов учебных заведений экономического профиля. Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ содержания дисциплин по выбору разных университетов экономического профиля, в частности Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

В ходе исследования разработана учебная дисциплина «Спортивный клубный менеджмент». Одна группа студентов обучалась с опорой на теорию спортивного менеджмента, вторая группа - на теорию операционного менеджмента и управления спортивными организациями. На основе представления модели фитнес-клуба с позиции операционного менеджмента проведено исследование по оценке знаний у будущих менеджеров основ управления деятельностью спортивной организации и сформированности управленческих компетенций.

Результаты исследования и выводы. Оценка теоретических знаний студентами второй опытной группы показала, что 32,7% испытуемых набрали более 90 баллов, что соответствует отметке «Отлично», 44,2% набрали от 76 до 90 баллов, что соответствует отметке «Хорошо», 21,1% набрали от 60 до 75 баллов, что соответствует отметке «Удовлетворительно». Полученные результаты второй опытной группы продемонстрировали более эффективное освоение дисциплины, чем первой.

Авторами делается вывод, что интеграция операционного менеджмента в учебные дисциплины экономического цикла учебных заведений, реализующих образовательные программы по подготовке спортивных менеджеров, позволит не только уточнить содержание теории спортивного менеджмента, и целенаправленно формировать у будущих управленцев управленческие знания в физкультурно-спортивной отрасли в виде системы, целостно и комплексно.

Ключевые слова: образовательный процесс, учебная дисциплина, теория спортивного менеджмента, модель фитнес-клуба.

Abstract

Objective of the study was to develop the content of the academic Sports Club Management discipline for students of economic universities based on the operational management theory.

Methods and structure of the study. As part of the study, an analysis of the contents of the disciplines chosen by various economic universities, in particular the Financial University under the Government of the Russian Federation and Russian State University of Physical Education, Sport, Youth, and Tourism. The Sports Club Management discipline was developed during the study. The students of Experimental Group 1 (EG1) were trained based on the sports management theory, those of Experimental Group 2 (EG2) - based on the operational management theory and sports organization management theory. Based on the fitness club model representation from the standpoint of operational management, we evaluated the knowledge of future managers of the fundamentals of sports organization management and the level of formation of managerial competency.

Results and conclusions. The evaluation of the theoretical knowledge of the EG2 students showed that 32.7% of subjects scored more than 90 points, which corresponded to the "excellent" mark, 44.2% scored from 76 to 90 points - "good" mark, 21.1% scored from 60 to 75 points - "satisfactorily" mark. The results obtained in EG2 indicated a better level of mastery of the discipline as opposed to EG1.

The authors conclude that the integration of operational management into the university economic disciplines, under which sports manager training programs are implemented, will not only clarify the content of the sports management theory and purposefully develop in future managers knowledge in the managerial activity within the physical education and sports sector in the form of a system, in a holistic and integrated manner.

Keywords: educational process, academic discipline, sports management theory, fitness club model.

Введение. В настоящее время от спортивного менеджера требуется не только наличие сформированных

компетенции экономических и управленческих наук, относящихся к спортивной индустрии, но и знаний основ

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

управления деятельностью спортивном организации, включая физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Это обуславливает включение в процесс профессиональной подготовки будущего менеджера и при повышении квалификации уже трудящегося в отрасли работника, изучение основ теории спортивного менеджмента, интегрированное с классическим менеджериальным образованием (Мелехин, 2019).

Очевидно, что сложность изучения профильных для физ-культурно-спортивной отрасли учебных дисциплин обусловлена недостаточной конкретизацией их объекта и предмета, целостности, отсутствием межпредметных и научных связей, например, теории общего менеджмента с теорией менеджмента в физической культуре и спорте.

Цель исследования - разработать содержание учебной дисциплины по спортивному клубному менеджменту на основе теории операционного управления для студентов учебных заведений экономического профиля.

Методика и организация исследования. В рамках научной работы проведен анализ содержания дисциплин по выбору разных университетов экономического профиля, в частности Финансового университета при Правительстве РФ, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

В ходе исследования разработана учебная дисциплина «Спортивный клубный менеджмент», состоящая из следующих тем: «Управление социально-экономическими системами (организациями)», «Физкультурно-спортивная организация: виды, особенности, специфика», «Основы управления общественными организациями спортивной отрасли», «Основы управления футбольным клубом», «Основы управления студенческим клубом», «Основы управления детской школы по виду спорта», «Основы управления фитнес-клубом» и ряд других.

В эксперименте использовались два подхода в преподавании данного учебного курса. Первый подход опирается на направление спортивного менеджмента, по нему занималась первая опытная группа студентов. В рамках второго подхода акцент в преподавании делался на теорию операционного менеджмента и управления спортивными организациями.

По окончании изучения учебной дисциплины по спортивному клубному менеджменту в соответствии с первым подходом была проведена оценка сформированности управленческих компетенций студентов первой опытной группы. Из общего числа участников лишь 21,6 % студентов набрали более 90 баллов, что соответствует отметке «Отлично», 25,5 % набрали от 76 до 90 баллов, что соответствует отметке «Хорошо», 47,1 % набрали от 60 до 75 баллов, что соот- «Модель состава системы» фитнес-клуба

Оценка сформированности управленческих компетенций студентов после прохождения учебной дисциплины

ветствует отметке «Удовлетворительно», 5,8 % направлены на пересдачу дисциплины.

Полученные результаты говорят о недостаточных теоретических знаниях в области спортивного менеджмента. Исследование выявило низкий уровень понимания студентами отраслевой специфики.

Проанализировав учебный материал и его способ трансляции, был взят за основу метод аппроксимации в представлении учебного материала, используя содержание теории операционного менеджмента и системный анализ.

Ниже приводится пример учебного материала темы «Основы управления фитнес-клубом». Так, схема бизнес-процесса по производству услуги в фитнес-клубе нами была представлена через «Модель состава системы» (см. рисунок).

«Модель состава системы» представляет собой графическое представление системы бизнес-процесса по производству продукта.

В блоке «Управляющие воздействия» можно выделить «Нормативно-правовые акты», «Локальные нормативные акты», «Методику тренировки». Содержание блока позволяет изучить законодательство, регулирующее деятельность фит-нес-клуба, начиная от регистрации организационно-правовой форму клуба до защиты прав клиентов клуба.

Содержание блока «Обеспечивающие ресурсы» представлено знаниями об управлении персоналом фитнес-клуба (инструктор, медицинский сотрудник, менеджеры отделов и т. д.), практическим изучением программного обеспечения (CRM-система, 1 С, облачные сервисы и т. д.), знанием о материально-технической базе клуба (тренажерный зал, бассейн, кардиозона и т. д.).

1-я опытная группа (п=51) 2-я опытная группа (п=52)

№ Оценка Количество человек (%) Тест ПОЗ Общая р, % Количество человек (%) Тест ПОЗ Общая р, %

1 Отлично (А86-100) 11 (21,6 %) 89,3 ± 0,06 87,6 ± 0,05 88,45 ± 0,06 < 0,05 17 (32,7 %) 95,1 ± 0,04 94,7 ± 0,04 94,9 ± 0,05 < 0,05

2 Хорошо (В70-85) 13 (25,5 %) 72,2 ± 0,04 75,9 ± 0,05 74,05 ± 0,05 < 0,05 23 (44,2 %) 76,9 ± 0,05 82,1 ± 0,06 79,5 ± 0,06 < 0,05

3 Удовлето-ворительно (С50-69) 24 (47,1 %) 50,1 ± 0,05 53,4 ± 0,06 51,75 ± 0,07 < 0,05 12 (21,1 %) 60,9 ± 0,05 66,6 ± 0,06 63,75 ± 0,05 < 0,05

4 Неудовле-товрительно (Е менее 50) 3 (5,8 %) 41,0 ± 0,06 42,3 ± 0,04 41,65 ± 0,05 < 0,05 0 0 0 0

Примечание. Показатель р<0,05 при М,98; ПОЗ - практико-ориентированное задание.

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

Содержание блока «Вход (преобразуемый ресурс)» состоит из практических способов определения физического состояния клиента, понимания о квалификации персонала, знания о спецификации спортивного оборудования, изучения разновидностей спортивного питания, умения разработать индивидуальную для клиента программу.

Для фитнес-клуба основным продуктом будет являться услуга. Однако следует отметить, что в бизнес-процессе любая деятельность в его пределах направлена на потребителя процесса. При оказании фитнес-услуги клиент клуба вынужден быть вовлеченным в процесс производства услуги с одновременным ее (услуги) потреблением. В этом заключается важное отличие процессов, относящихся к предоставлению услуг, от процессов производства материального продукта. В этой связи в блоке «Выход (преобразованный ресурс)» будет не какой-либо осязаемый продукт, а физическое состояние клиента клуба. В частности, в результате преобразования ресурсов на выходе будут изменены физическая и техническая подготовленность, спортивный результат и достижение клиента фитнес-клуба.

По окончании изучения учебной дисциплины на основе второго подхода была проведена оценка теоретических знаний студентами второй опытной группы. Из всего числа испытуемых 32,7 % студентов набрали более 90 баллов, что соответствует отметке «Отлично», 44,2 % набрали от 76 до 90 баллов, что соответствует отметке «Хорошо», 21,1 % набрали от 60 до 75 баллов, что соответствует отметке

«Удовлетворительно». Полученные результаты говорят о более качественном понимании дисциплины.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты оценки после прохождения учебной дисциплины каждой опытной группы студентов представлены в таблице.

Вывод. Таким образом, интеграция операционного менеджмента в учебные дисциплины экономического цикла учебных заведений, реализующих образовательные программы по подготовке спортивных менеджеров, позволит не только уточнить содержание теории спортивного менеджмента, но и целенаправленно формировать у будущих управленцев управленческие знания в физкультурно-спортивной отрасли в виде системы, целостно и комплексно.

Литература

1. Мелехин А.В. Менеджмент физической культуры и спорта / А.В. Мелехин - М.: Изд-во «Юрайт», 2019 - 479 с.

2. Операционный менеджмент: учебник / коллектив авторов; под ред. А.В. Трачука. - М.: КНОРУС, 2017. - 360 с.

References

1. Melekhin A.V. Menedzhment fizicheskoy kultury i sporta [Management of physical education and sports] Moscow: Yurayt publ., 2019. 479 p.

2. Trachuk A.V. [ed.] Operatsionny menedzhment [Operations management]. Textbook. Moscow: KNORUS publ., 2017. 360 p.

3. Brown Matthew T., Rascher A., Nagel Mark S., McEvoy Chad D. Financial management in the sport industry. Second Edition. New York: Publishedby Routledge, 2017. 599 p.

4. Masteralexis Lisa P., A. Barr Carol, Hums Mary A. Principles and Practice of sport management. Sixth edition. Burlington: Jones & Bartlett Learning, LLC, an Ascend Learning Company, 2019. 734 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

психические особенности рукопашников и легкоатлетов

Доктор педагогических наук, доцент А.С. Махов1 Доктор медицинских наук, доктор биологических наук, профессор И.Н. Медведев1

Российский государственный социальный университет, Москва

УДК/ШС 796.01: 612

Ключевые слова: спорт, темперамент, эмоции, фрустрация, пластичность, агрессивность, гимнастика, рукопашный бой, спорт.

Введение. Успешность спортивной деятельности в значительной мере зависит от особенностей темперамента [1]. Они определяют скорость протекания эмоциональных, интеллектуальных и волевых процессов, их устойчивость к воздействиям, способность преодолевать нагрузки и восстанавливать работоспособность [2].

Цель исследования - оценить темперамент рукопашни-ков и легкоатлетов.

Методика и организация исследования. Обследованы спортсмены 14-15 лет, не менее пяти лет занимающиеся спортом: первая группа состояла из 21 рукопашника, вторая группа включала 19 легкоатлетов. Определялись тревожность, устойчивость к фрустрации, агрессивность, пластичность и ригидность нервных процессов, экстравертирован-ность и интровертированность. Статистическая обработка показателей проводилась критерием Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Все спортсмены имели высокую эмоциональную устойчивость: у легкоатлетов она составляла 10,6±0,36 балла, у рукопашников -11,1±0,29 балла. В обеих группах отмечалась устойчивость к фрустрации: 9,6±0,32 балла у легкоатлетов,10,0±0,25 балла у рукопашников. Видимо, занятия спортом ведут к накоп-

MENTAL cHARAcTERisTics oF HAND-To-HAND FIGHTERs and athletes

Dr.Hab., Associate Professor A.S. Makhov1 Dr, Med., Dr. Biol., Professor I.N. Medvedev1 1Russian State Social University, Moscow

Поступила в редакцию 14.04.2021 г.

лению опыта преодоления препятствий на пути к высоким целям. Рукопашники обладали большей агрессивностью -11,3±0,50 балла против 8,1±0,29 балла у легкоатлетов. У рукопашников имелись более высокие показатели экстраверсии: 16,4±0,23 балла против 11,5±0,14 балла у легкоатлетов. Для рукопашников оказался свойственен высокий уровень пластичности: 12,6±0,28 балла против 9,4±0,27 балла у легкоатлетов.

Вывод. Занятия спортом повышают эмоциональную устойчивость и ослабляют чувствительность к фрустрации. Рукопашникам свойственны повышенная агрессивность, выраженная пластичность и экстраверсия. Для легкоатлетов характерен низкий уровень этих показателей. Имеющаяся у юных спортсменов выраженность агрессивности, экстраверсии и пластичности во многом способны определить выбор между занятиями рукопашным боем и легкой атлетикой.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kachenkova E.S., Zavalishina S.Y, Makurina O.N., Kulkova I.V., Tkacheva E.S. Physiological Reaction of the Cardiovascular System of Men 50-59 Years to Feasible Regular Physical Activity. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13(4): 1719-1727. DOI: https:// dx.doi.org/10.13005/bpj/2046.

2. Zavalishina S.Y., Karpov V.Y., Eremin M.V., Bakulina E.D., Boldov A.S., Dorontsev A.V. Optimization of Physiological Processes in Conditions Staged Activation of Motor Activity in Cardiac Patients. Biomedical & Pharmacology Journal. 2020; 13(4) : 1653-1658. DOI: https://dx.doi. org/10.13005/bpj/2040.

Информация для связи с автором: alexm-77@list.ru

16

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.