Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ И СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНОПАРКА'

ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ И СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНОПАРКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНОПАРК / СЕРВИС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕГРИРОВАНИЕ / СХЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев Андрей Владимирович, Комаров Николай Михайлович, Томашевская Наталья Геннадиевна, Мельникова Мария Анатольевна

Особенность российского бизнеса такова, что успешная реализация потенциала российских действующих компаний в сфере разработки и выпуска инновационного продукта станет эффективна при условии реформирования российской экономики, что является важной задачей как на микро, так и на макроуровне. Постепенное преодоление пространственной неоднородности экономики приведет к формированию на более высоком уровне общероссийского разделения труда и достижению конкурентоспособности экономики в целом. В настоящее время в российской экономике создано разнообразие инструментов, использование которых позволит уменьшить негативный эффект. Но ограниченность количества инструментов, влияющих на инновационную активность компаний, создает потребность в коллаборации интеллектуального капитала с точками роста инновационной экономики на протяжении всего научно-производственного цикла (идея - промышленная реализация). Одной из форм реализации инновационной модернизации экономики России призваны стать национальные технологические платформы. На основе взаимодействия науки и производства, расширения научно-производственной кооперации должны формироваться центры превосходства в высокотехнологичных видах экономической деятельности. Другой не менее успешной формой инновационной модернизации является создание и функционирование технопарка. Роль технопарка, представляющего собой «союз» образования, производства и науки на ограниченной территории за счет сотрудничества компаний различного профиля деятельности (проектные, включаю научно-исследовательские и опытно-конструкторские, консалтинговых и производственных организаций) очевидна. Для создания и развития промышленных технопарков сегодня актуально не только финансирование и налаженная работа всех структурных элементов этого института развития, но и формирование прочного фундамента и внедрение новых элементов, которые будут выгодно отличать новые промышленных технопарки от существующих. Таким нововведением может стать сервисная логистика, интегрированная в уже сложившуюся и отработанную годами схему функционирования промышленного технопарка. Подобная интеграция ориентирован на формирование оригинального и качественно нового комплекса взаимодополняемых элементов, направленных на эффективность (рост продуктивности) использования ресурсов компании и уровня удовлетворенности потребителей. Данное сочетание достигается за счет формирования уникального свойства товара/услуги, которое выражено более высоким уровнем качества товаров и обслуживания. Стремление удовлетворять в максимально полном объеме требования потребителей и осознание этой необходимости объясняют интеграцию несовместимых аспектов - функционирование технопарка в стандартной форме и логистический сервис. Развитие и использование логистического подхода в сфере предоставления услуг и сервиса в технопарке полностью соответствует общей тенденции - ориентации на клиента в целях успешного развития и максимизации финансово-хозяйственных показателей деятельности при созданных условиях благоприятной партнерской атмосферы долгосрочных деловых контактов. Интеграция логистического сервиса общепринятого формата в функционирование промышленного технопарка является стратегическим инструментом, который потенциально позволит результатам каждого направления его деятельности максимально вносить вклад в «копилку» компетентностей технопарка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев Андрей Владимирович, Комаров Николай Михайлович, Томашевская Наталья Геннадиевна, Мельникова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE LOGISTICS SERVICE OF THE MANAGEMENT COMPANY AND THE STRATEGY OF CREATING AN INDUSTRIAL TECHNOPARK

The peculiarity of Russian business is that the successful realization of the potential of Russian operating companies in the field of development and production of innovative products will be effective if the Russian economy is reformed, which is an important task at both the micro and macro levels. The gradual overcoming of the spatial heterogeneity of the economy will lead to the formation of an all-Russian division of labor at a higher level and the achievement of competitiveness of the economy as a whole. Currently, the Russian economy has created a variety of tools, the use of which will reduce the negative effect. But the limited number of tools influencing the innovative activity of companies creates the need for collaboration of intellectual capital with the points of growth of the innovative economy throughout the entire scientific and production cycle (idea - industrial implementation). National technological platforms are intended to become one of the forms of implementation of innovative modernization of the Russian economy. On the basis of the interaction of science and production, the expansion of scientific and industrial cooperation, centers of excellence in high-tech economic activities should be formed. Another equally successful form of innovative modernization is the creation and operation of a technopark. The role of the technopark, which is a "union" of education, production and science in a limited area due to the cooperation of companies of various fields of activity (design, including research and development, consulting and manufacturing organizations) is obvious. For the creation and development of industrial technoparks, it is important today not only to finance and organize the work of all structural elements of this development institution, but also to form a solid foundation and introduce new elements that will favorably distinguish new industrial technoparks from existing ones. Such an innovation can be service logistics, integrated into the already established and proven over the years scheme of functioning of the industrial technopark. Such integration is focused on the formation of an original and qualitatively new set of complementary elements aimed at the efficiency (productivity growth) of the use of company resources and the level of customer satisfaction. This combination is achieved due to the formation of a unique property of the product/service, which is expressed by a higher level of quality of goods and services. The desire to satisfy the requirements of consumers to the fullest extent possible and the awareness of this need explain the integration of incompatible aspects - the functioning of the technopark in a standard form and logistics service. The development and use of a logistics approach in the provision of services and services in the technopark fully corresponds to the general trend - customer orientation in order to successfully develop and maximize financial and economic performance under the conditions of a favorable partner atmosphere of long-term business contacts. The integration of a logistics service of a generally accepted format into the functioning of an industrial technopark is a strategic tool that will potentially allow the results of each area of its activity to contribute as much as possible to the "piggy bank" of the technopark's competencies.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ И СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНОПАРКА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2022, №2, Том 14 / 2022, No 2, Vol 14 https://esi.todav/issue-2-2022.html URL статьи: https://esi.todav/PDF/54ECVN222.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Минаев, А. В. Интеграция логистического сервиса управляющей компании и стратегии создания промышленного технопарка / А. В. Минаев, Н. М. Комаров, Н. Г. Томашевская, М. А. Мельникова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 2. — URL: https://esi.todav/PDF/54ECVN222.pdf

For citation:

Minaev A.V., Komarov N.M., Tomashevskya N.G., Melnikova M.A. Integration of the logistics service of the management company and the strategy of creating an industrial technopark. The Eurasian Scientific Journal, 14(2): 54ECVN222. Available at: https://esi.todav/PDF/54ECVN222.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Минаев Андрей Владимирович

Обнинск, Россия Независимый исследователь E-mail: mmelnikova1517@gmail.com

Комаров Николай Михайлович

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт «ЦЕНТР», Москва, Россия

Научный консультант Доктор экономических наук, профессор E-mail: Nikolai_komarov@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2431-6195

Томашевская Наталья Геннадиевна

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», дп. Черкизово, Россия

Высшая школа сервиса Старший преподаватель E-mail: song.1970@mail.ru

Мельникова Мария Анатольевна

ООО ПСЗ «Сигнал», Обнинск, Россия Ведущий специалист по финансово-инвестиционному обеспечению

Кандидат экономических наук E-mail: mmelnikova1517@gmail.com

Интеграция логистического сервиса управляющей компании и стратегии создания промышленного технопарка

Аннотация. Особенность российского бизнеса такова, что успешная реализация потенциала российских действующих компаний в сфере разработки и выпуска инновационного продукта станет эффективна при условии реформирования российской экономики, что является важной задачей как на микро, так и на макроуровне.

Постепенное преодоление пространственной неоднородности экономики приведет к формированию на более высоком уровне общероссийского разделения труда и достижению конкурентоспособности экономики в целом.

В настоящее время в российской экономике создано разнообразие инструментов, использование которых позволит уменьшить негативный эффект.

Но ограниченность количества инструментов, влияющих на инновационную активность компаний, создает потребность в коллаборации интеллектуального капитала с точками роста инновационной экономики на протяжении всего научно-производственного цикла (идея — промышленная реализация).

Одной из форм реализации инновационной модернизации экономики России призваны стать национальные технологические платформы. На основе взаимодействия науки и производства, расширения научно-производственной кооперации должны формироваться центры превосходства в высокотехнологичных видах экономической деятельности.

Другой не менее успешной формой инновационной модернизации является создание и функционирование технопарка.

Роль технопарка, представляющего собой «союз» образования, производства и науки на ограниченной территории за счет сотрудничества компаний различного профиля деятельности (проектные, включаю научно-исследовательские и опытно-конструкторские, консалтинговых и производственных организаций) очевидна.

Для создания и развития промышленных технопарков сегодня актуально не только финансирование и налаженная работа всех структурных элементов этого института развития, но и формирование прочного фундамента и внедрение новых элементов, которые будут выгодно отличать новые промышленных технопарки от существующих.

Таким нововведением может стать сервисная логистика, интегрированная в уже сложившуюся и отработанную годами схему функционирования промышленного технопарка.

Подобная интеграция ориентирован на формирование оригинального и качественно нового комплекса взаимодополняемых элементов, направленных на эффективность (рост продуктивности) использования ресурсов компании и уровня удовлетворенности потребителей. Данное сочетание достигается за счет формирования уникального свойства товара/услуги, которое выражено более высоким уровнем качества товаров и обслуживания.

Стремление удовлетворять в максимально полном объеме требования потребителей и осознание этой необходимости объясняют интеграцию несовместимых аспектов — функционирование технопарка в стандартной форме и логистический сервис. Развитие и использование логистического подхода в сфере предоставления услуг и сервиса в технопарке полностью соответствует общей тенденции — ориентации на клиента в целях успешного развития и максимизации финансово-хозяйственных показателей деятельности при созданных условиях благоприятной партнерской атмосферы долгосрочных деловых контактов.

Интеграция логистического сервиса общепринятого формата в функционирование промышленного технопарка является стратегическим инструментом, который потенциально позволит результатам каждого направления его деятельности максимально вносить вклад в «копилку» компетентностей технопарка.

Ключевые слова: промышленный технопарк; сервис; экономическое развитие; инновации; управление; инновационная активность; институт развития; инфраструктура; интегрирование; схема функционирования; коммерциализация; конкурентные возможности; логистический сервис; фактор развития; инновационное решение; технология

Особенность российского бизнеса такова, что успешная реализация потенциала российских действующих компаний в сфере разработки и выпуска инновационного продукта станет эффективна при условии реформирования российской экономики, что является важной задачей как на микро, так и на макроуровне.

Решения 1985 года, принятые еще при СССР, по ускорению социально-экономического развития страны были понятными и правильными:

1. научно-техническое обновление производства;

2. достижение мирового уровня производительности труда;

3. совершенствование экономических отношений;

4. активация деятельности политических и общественны институтов.

Сегодня реальный сектор экономики России характеризуется трудностями, которые не позволяют в полном объеме развиваться не только отдельно взятой компании, но и региону, в котором подобные компании аккумулированы, и стране в целом.

Постепенное преодоление пространственной неоднородности экономики приведет к формированию на более высоком уровне общероссийского разделения труда и достижению конкурентоспособности экономики в целом. На передний план, в региональной экономике, выдвигаются следующие решения:

1. Обеспечение пропорциональности в экономическом развитии территорий между уровнем и качеством жизни. Это достигается за счет развития производства, отраслей, обеспечения единства экономического пространства, преодоления существующих разрывов в нем, улучшения инвестиционного климата территории, достижения необходимых темпов и уровня экономического развития.

2. Мобилизация внутренних источников развития. Для большинства стран мобилизация внутренних ресурсов является самым важным источником финансирования. Как пример, Китай в пик своей раскрутки и при 10 % экономического роста в год, имел иностранных инвестиций 15 % от всех инвестиций. То есть 85 % инвестиций были внутренними1.

3. Создание рациональной схемы расселения населения. Процесс расселения представляет собой взаимодействие ряда факторов, это: социально-экономические, характеризующие производственные отношения, развитие и размещение производительных сил, различие в условиях жизнедеятельности населения (природные — климат, рельеф местности, характер почв; демографический фактор). От равномерности территориального размещения и плотности населения в значительной мере зависят специализация хозяйств, применяемые формы хозяйствования, организации труда, эффективность использования земли, подъем экономики сельского хозяйства. При таком многообразии и взаимосвязи факторов развития страны невозможно в одиночку справиться с задачей выхода России на новый уровень.

Проблемы, влияющие на активное развитие экономики, сформулированы следующим образом:

• значительная степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления;

• высокая степень морального износа производственных мощностей, что отражается на качестве продукции и техническом уровне производственных мощностей;

1 Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Оценка экономического потенциала российских регионов и возможностей его использования, 2018 год.

Вестник Евразийской науки 2022, №2, Том 14 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2022, No 2, Vol 14 https://esj.today

• конкурентные возможности отечественных компаний вызывают несоответствие качества выпускаемой продукции мировому уровню;

• слабый интерес бизнеса к инновационной активности российскими компаниями;

• отсутствие в полном объеме качественно-значимой информации по рынкам сбыта и конкуренции;

• отсутствие практического интереса к внедрению и использованию научных разработок из-за отсутствия краткосрочной отдачи;

• изношенность и несоответствие современным требованиям инженерной инфраструктуры;

• недостаток специалистов и компетентность в вопросах управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты объектов интеллектуальной собственности;

• низкий уровень инвестирования в развитие бизнеса из-за высокой рискованности и жесткой ограниченности финансовых ресурсов;

• низкая доступность производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды.

В настоящее время в российской экономике создано разнообразие инструментов, использование которых позволит уменьшить негативный эффект от вышеназванных проблем.

Но ограниченность количества инструментов, влияющих на инновационную активность компаний, создает потребность в коллаборации интеллектуального капитала с точками роста инновационной экономики на протяжении всего научно-производственного цикла (идея — промышленная реализация).

Существующий ограниченный набор механизмов способствуют развитию экономики отдельно взятого региона. К данным инструментам можно отнести национальные технологические платформы и создаваемые и развиваемые промышленные технопарки.

Одной из форм реализации инновационной модернизации экономики России призваны стать национальные технологические платформы. На основе взаимодействия науки и производства, расширения научно-производственной кооперации должны формироваться центры превосходства в высокотехнологичных видах экономической деятельности. Формирование технологических платформ направлено на решение следующих задач:

1. Оказание влияния на реализацию важнейших направлений научно-технического развития.

2. Выявление новых научно-технологических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов российской экономики.

3. Определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования с целью быстрого распространения технологий.

4. Стимулировать инновации.

5. Расширение научно-производственной кооперации и формирование новых партнеров в инновационной сфере.

6. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области научного, научно-технического и инновационного развития.

Создание и развитие технологических платформ должно обеспечить появление эффективной промышленной, научной и образовательной кооперации. Результатом такой кооперации станет появление и продвижение инновационной продукции, технологий, их внедрение и получение практической отдачи.

Другой не менее успешной формой инновационной модернизации является создание и функционирование технопарка — «управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной, транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию инновационных компаний, являющихся резидентами технопарка».

Современные реалии таковы, что технопарки как институт развития создаются в целях:

• генерации новых технологий и развития новых производств;

• развития инновационных возможностей как на локальном, так и на региональном уровне;

• создания и развития условия для восстановления производственной инфраструктуры;

• повышения заинтересованности и спроса на инновации сообществом предпринимателей путем интеграции государства, бизнеса и науки, а также коммерциализации результатов научных исследований и разработок.

Создание и развитие технопарков, аккумулирующих предприятия схожей направленности деятельности, на сегодняшний день не является нововведением в современной России. Первые технопарки в России стали появляться в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Большая часть из них формировались как структурные подразделения ВУЗов. Технопарки того времени не выступали в роли реально действующих организаций, которые инициировали, создавали и поддерживали малые инновационные предприятия2.

По данным Ассоциации развития кластеров и технопарков России в настоящее время насчитывается 157 технопарков, которые согласно ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования» делятся на два типа:

• Технопарки в сфере высоких технологий для обеспечения запуска и выведения на рынок высокотехнологичной продукции, сервисов, решений, в том числе за счет территориальной интеграции с научными и (или) образовательными организациями.

• Промышленные технопарки для развития и выведения на рынок промышленных

"3

изделий и технологий3.

Промышленный технопарк — промышленный технопарк, резиденты которого осуществляют промышленное производство, научно-техническую деятельность и (или) инновационную деятельность и перечисляют налоговые и таможенные платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации4.

Сегодня в России существуют 4 основные модели функционирования технопарков. Основная специфика создания и функционирования технопарков представлена по схеме:

2 https://t-parki.ru/stati/21-istoriYa-razvitiYa-texnoparkov-v-rossii.html.

3 https://technomoscow.ru/article/2019-04-05-technoparki.

4 Постановление Правительства РФ № 1863 от 27.12.2022 года «О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков».

модель — формат функционирования — форма собственности — источник доходов — задача функционирования:

• Кооперационная модель (40 %). Технопарки создаются и работают на базе крупного промышленного предприятия, располагающего свободными площадями и заинтересованного в развитии кооперации, в том числе и для удовлетворения собственных потребностей. Формат работы: предоставляется инфраструктура для освоения новой продукции в целях последующего включения в цепочку поставок якорной компании. Форма собственности: частная или смешанная. Источник доходов: аренда, оказание технологических услуг и управление проектами. Задача: создание условий для локализации высокотехнологичной продукции.

• Инновационная модель (35 %). Технопарки создаются на базе крупных научно-исследовательских центров с уникальной и/или узко ориентированной технологической инфраструктурой в целях разработки и коммерциализации НИОКР. Форма собственности: государственная или смешанная. Источники доходов аналогичны кооперационной модели. Задача — создание и/или объединение малых и средних технологических компаний.

• Университетская модель (14 %). Технопарки создаются как структурные подразделения вузов, направлены на взаимодействие со студентами и университетскими кадрами. Форма собственности: государственная или частная (зависит от формы собственности ВУЗа). Источник дохода: не является приоритетной задачей, но доход может быть получен от оказания технологических услуг сторонним организациям. Задача — развитие предпринимательских и производственных компетенций у ученых и студентов, коммерциализация их разработок.

• Инфраструктурная модель (11 %). Технопарки создаются в целях размещения производств с использованием новейших технологий и комплексом услуг, направленных на создание условий для высокотехнологичного среднего или крупного производства при наличии большого объема ресурсов и свободных площадей. Форма собственности: государственная, частная или смешанная. Источник доходов: аренда производственных помещений и технологического оборудования, оказание базовых услуг. Задача: создание условий для размещения среднего и крупного высокотехнологичного бизнеса5.

Роль технопарка, представляющего собой «союз» образования, производства и науки на ограниченной территории за счет сотрудничества компаний различного профиля деятельности (проектные, включаю научно-исследовательские и опытно-конструкторские, консалтинговых и производственных организаций) очевидна. У действующих компаний и инициаторов создаваемых инновационных решений в сфере промышленности появилась реальная возможность в развитии и использовании новых технологий, решении задач по размещению наукоемкого производства, что является острой необходимостью для успешного развития технологического производства.

Основные задачи функционирования технопарков:

• сокращение сроков внедрения научных идей в практику;

• обслуживание начинающих предпринимателей, ученых, разработчиков, инженеров с целью обеспечить быстрое и прямое внедрение разработок и бизнес-планов;

' http://ancb.ru/publication/read/9880.

54ECVN222

• создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности.

История создания и развития технопарков в России насчитывает не менее 20 лет. Но многолетний российский опыт создания, функционирования и развития промышленных технопарков в России значительно отличается от зарубежного. Экспертный анализ деятельности технопарков позволяет сформулировать преимущества и проблемы, которые сегодня не позволяют достигнуть максимального эффекта от использования данного инструмента:

Плюсы технопарков:

• Промышленный технопарк — инструмент формирования фундамента для устойчивого развития научно-технологического и производственного предпринимательства;

• комплексное предоставление услуг (инженерно-технических: прототипирование, аренда оборудования, инженерное проектирование и т. д. до экономических: юридические, бухгалтерские, консультационные);

• концентрация в одном месте бизнеса, связанного с производством и высокими технологиями;

• дополнительные возможности взаимовыгодного сотрудничества;

• возможность генерации и реализации новых идей и научных разработок, преобразования их в новые технологии, опытные и серийные образцы продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минусы технопарков:

• низкий уровень формирования экосистемы промышленного технопарка, которая связывает все элементы функционирования в действующую единую систему;

• отсутствие разнообразия и интереса к развитию научно-исследовательского потенциала;

• высокие финансовые риски, связанные с «длинными» инвестициями в производство и технологии;

• низкая степень самостоятельности промышленных технопарков по причине их создания в форме государственно-частного партнерства — «интерес» государственных и административных ресурсов в приоритете, ограничения в коммуникациях с различными предприятиями;

• бюрократическая нагрузка для управляющей компании и/или резидентов промышленного технопарка — предоставление отчетов и сведений об их деятельности, участие в определенных «обязательных» мероприятиях и т. д.;

• невысокая концентрация умственных, материальных и научных ресурсов, ориентированных на максимальный результат.

Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Эффективность работы технопарка в огромной степени зависит от качества его менеджмента. Требования к технопаркам оговорены в ГОСТ Р 56425-2021.

Для создания и развития промышленных технопарков сегодня актуально не только финансирование и налаженная работа всех структурных элементов этого института развития,

но и формирование прочного фундамента и внедрение новых элементов, которые будут выгодно отличать новые промышленных технопарки от существующих.

Таким нововведением может стать сервисная логистика, интегрированная в уже сложившуюся и отработанную годами схему функционирования промышленного технопарка.

Сервисная логистика — комплекс нематериальных операций и услуг, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса в процессе управления материальными потоками и наилучший уровень издержек6.

Внедрение такого элемента как сервисная логистика позволит формировать качественно новые свойства традиционных товаров и/или услуг (доступность, форма, оптимальность и полезность места/времени/формы и т. д.). Подобная интеграция ориентирован на формирование оригинального и качественно нового комплекса взаимодополняемых элементов, направленных на эффективность (рост продуктивности) использования ресурсов компании и уровня удовлетворенности потребителей. Данное сочетание достигается за счет формирования уникального свойства товара/услуги, которое выражено более высоким уровнем качества товаров и обслуживания.

Приоритетным параметром оценки уровня предоставления услуг является поиск оптимальной величины уровня обслуживания. Достижение искомого уровня возможно получить за счет анализа параметров качества сервиса, зависящее от степени различия между ожидаемым и фактическим результатами.

Сегодня реальность такова, что эволюционное развитие цепочки логистического сервиса, а именно создание — функционирование — развитие — совершенствование напрямую зависит от актуальных факторов, характеризующих сегодняшнее состояние развитой экономики. Ориентир в экономической деятельности на пользователя, в данном случае — резидента промышленного технопарка и оптимизация процессов хозяйственной деятельности за счет оптимального использования ресурсов, ограниченных в объеме, являются определяющими факторами успешного функционирования.

Формирование ориентира деятельности на нужды резидента технопарка и развитие оптимальных логистических инструментов позволят рационально использовать имеющиеся ресурсы. Данный вектор развития позволит всем субъектам экономической деятельности сократить временные потери, улучшить качественные характеристики услуг и/или товаров и достичь положительных результатов в современных условиях высококонкурентной экономики, что становится приоритетным условием динамичного развития.

Современные реалии таковы, что переход к рынку покупателя требует целенаправленного движения к совершенствованию бизнес-процессов и их адаптации для соответствия требованиям современного рынка.

Стремление удовлетворять в максимально полном объеме требования потребителей и осознание этой необходимости объясняется следующими факторами:

• конкуренция рынков находится в постоянном росте;

• «борьба» за клиентов является необходимым условием;

• поиск клиентов ориентирован на долгосрочные партнерские отношения.

6 https://fb.ru/article/444977/logisticheskiy-servis—eto-opredelenie-ponyatiya-sistema-organizatsiya-i-upravlenie.

Указанные факторы демонстрируют интеграцию несовместимых аспектов -функционирование технопарка в стандартной форме и логистический сервис. Подобное слияние позволит осуществить переход от разовых и/или типовых продаж товаров и/или услуг к маркетингу взаимоотношений на основе долгосрочных партнерских контактов между управляющей компанией и резидентами технопарка. Развитие и использование логистического подхода в сфере предоставления услуг и сервиса в технопарке полностью соответствует общей тенденции — ориентации на клиента в целях успешного развития и максимизации финансово-хозяйственных показателей деятельности при созданных условиях благоприятной партнерской атмосферы долгосрочных деловых контактов4.

Интеграция логистического сервиса общепринятого формата в функционирование промышленного технопарка является стратегическим инструментом, который потенциально позволит результатам каждого направления его деятельности максимально вносить вклад в «копилку» компетентностей технопарка. Подобный расклад ставит перед топ менеджментом управляющей компании задачу — выйти на более высокий уровень — выполнять роль межфункционального координатора, рассматривая отдельные функциональные области логистики как ресурсы, которые нужно интегрировать в единую систему управления.

Интегрированный подход позволит:

• минимизировать разногласия между наукой, производством и маркетингом;

• разделить по направлениям вопросы управления, функционирования и распределения, сократив при этом потенциальные разногласия между функциональными областями и соответствующими подразделениями;

• аккумулировать, систематизировать и отрегулировать информационные потоки.

Реальность сегодня такова, что сервисная логистика содержит большой потенциал применения, особенно в современной экономической действительности. Сегодня сервис — это базис, формирующий конкурентоспособность для каждого субъекта предпринимательской деятельности. Сервисная составляющая становится катализатором в функционировании промышленного технопарка, нацеленным на развитие экономических отношений, что позволит любой компании достичь качественно нового уровня устойчивости и стабильности в развиваемой рыночной нише.

Ориентир управляющей компании технопарка на интегрирование логистического сервиса и устойчивой модели функционирования промышленного технопарка является важным фактором в пользу внедрения, становления и использования потенциала логистического сервиса в условиях быстроразвивающейся конкуренции. Таким образом указанная интеграция становится базовым инструментом и фактором успешного развития промышленного технопарка.

Симбиоз логистического сервиса и устоявшейся модели деятельности технопарка позволит решать комплексные задачи в разных сферах деятельности последнего. Здесь важен сам механизм функционирования, который нацелен на гибкость и эффективность взаимодействия ключевых элементов как самого технопарка, так и используемых инструментов.

Современное управление и функционирование технопарка, ориентированное на реализацию стандартных задач существования подобных институтов развития как инструментов модернизации современной экономики, ограничивают развитие технопарка в целом. Стратегическая политика современных создаваемых и/или действующих промышленных технопарков максимально зависит от внедрения инновационных механизмов как в вопросах их функционирования и развития как единой системы, так и их отдельных

структурных элементов. Таким нововведением является интеграция в классическую форму функционирования технопарка логистического сервиса, нацеленная на постоянное совершенствование процессов всех структурных элементов, сокращения затрат и поддержания предоставляемых условий и услуг резидентам на конкурентоспособном уровне.

Таким образом, интеграция логистического сервиса и деятельности управляющей компании промышленного технопарка направлена на получение оптимальных условий деятельности технопарка и инновационных решений, создаваемых резидентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Астратова, Г.В. К вопросу об эффективности и результативности труда научных работников R&D сектора / Г.В. Астратова, В.В. Климук // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1.

2. Дронова, А.С. Особенности формирования инновационно-ориентированной мотивации на высокотехнологичных производствах в России и за рубежом / А.С. Дронова, Е.Д. Казакова // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 1.

3. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Интеграция технологических факторов и институциональных условий перехода к инновационному типу экономического роста // Journal of Economic Regulation. — 2019. Т. 10. — № 2. — С. 72-82.

4. Левина А.Б., Якунина Ю.С. Разработка модели управления процессами сервисной логистики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 1. С. 180-188.

Minaev Andrey Vladimirovich

Obninsk, Russia E-mail: mmelnikova1517@gmail.com

Komarov Nikolay Mikhaylovich

All-Russian Research Institute «CENTER», Moscow, Russia E-mail: Nikolai_komarov@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2431-6195

Tomashevskya Natalya Gennadievna

Russian State University of Tourism and Service, sv. Cherkizovo

E-mail: song.1970@mail.ru

Melnikova Maria Anatol'evna

«Signal», Obninsk, Russia E-mail: mmelnikova1517@gmail.com

Integration of the logistics service of the management company and the strategy of creating an industrial technopark

Abstract. The peculiarity of Russian business is that the successful realization of the potential of Russian operating companies in the field of development and production of innovative products will be effective if the Russian economy is reformed, which is an important task at both the micro and macro levels.

The gradual overcoming of the spatial heterogeneity of the economy will lead to the formation of an all-Russian division of labor at a higher level and the achievement of competitiveness of the economy as a whole.

Currently, the Russian economy has created a variety of tools, the use of which will reduce the negative effect.

But the limited number of tools influencing the innovative activity of companies creates the need for collaboration of intellectual capital with the points of growth of the innovative economy throughout the entire scientific and production cycle (idea — industrial implementation).

National technological platforms are intended to become one of the forms of implementation of innovative modernization of the Russian economy. On the basis of the interaction of science and production, the expansion of scientific and industrial cooperation, centers of excellence in high-tech economic activities should be formed.

Another equally successful form of innovative modernization is the creation and operation of a technopark.

The role of the technopark, which is a "union" of education, production and science in a limited area due to the cooperation of companies of various fields of activity (design, including research and development, consulting and manufacturing organizations) is obvious.

For the creation and development of industrial technoparks, it is important today not only to finance and organize the work of all structural elements of this development institution, but also to form a solid foundation and introduce new elements that will favorably distinguish new industrial technoparks from existing ones.

Such an innovation can be service logistics, integrated into the already established and proven over the years scheme of functioning of the industrial technopark.

Such integration is focused on the formation of an original and qualitatively new set of complementary elements aimed at the efficiency (productivity growth) of the use of company resources and the level of customer satisfaction. This combination is achieved due to the formation of a unique property of the product/service, which is expressed by a higher level of quality of goods and services.

The desire to satisfy the requirements of consumers to the fullest extent possible and the awareness of this need explain the integration of incompatible aspects — the functioning of the technopark in a standard form and logistics service. The development and use of a logistics approach in the provision of services and services in the technopark fully corresponds to the general trend — customer orientation in order to successfully develop and maximize financial and economic performance under the conditions of a favorable partner atmosphere of long-term business contacts.

The integration of a logistics service of a generally accepted format into the functioning of an industrial technopark is a strategic tool that will potentially allow the results of each area of its activity to contribute as much as possible to the "piggy bank" of the technopark's competencies.

Keywords: industrial technopark; service; economic development; innovation; management; innovation activity; development institute; infrastructure; integration; functioning scheme; commercialization; competitive opportunities; logistics service; development factor; innovative solution; technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.