Научная статья на тему 'Интеграция литературы и математики: плюсы и минусы'

Интеграция литературы и математики: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Короткова К. В.

В данной статье затрагивается проблема интегрирования литературы и математики в современной системе образования. Предлагаются к рассмотрению положительное влияние интеграции на примере романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и отрицательное влияние на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция литературы и математики: плюсы и минусы»

4. Монахов В.М. Теория и практика проектирования учебного процесса как ведущего компонента в профессиональной деятельности учителя: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2000. - 29 с.

5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

6. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. П.П. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. - М.: Восток, 2003. - 274 с.

7. Русина A.B. Рейтинговая система оценки результатов обучения // Основы психологии и педагогики высшей школы / Отв. ред. Л. К. Аверченко. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - С. 52-60.

8. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе // Педагогическое общество России. - М., 2003. - 33 с.

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕМАТИКИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

© Короткова К.В.*

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань

В данной статье затрагивается проблема интегрирования литературы и математики в современной системе образования. Предлагаются к рассмотрению положительное влияние интеграции на примере романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин» и отрицательное влияние на примере поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Образование в современном обществе осознается как важнейшая составная часть культуры. Именно через систему образования в решающей степени осуществляется трансляция культуры в новые поколения.

Культурологический подход в образовании и науке стимулирует расширение межпредметных связей. Их спектр широк: от интегрированных занятий в общеобразовательных учреждениях до целых авторских программ на основе сращивания разных областей знаний. В частности, на сегодняшний день все более широкое распространение получают методические и авторские программы по интегрированию литературы и психологии, литературы и экономики, литературы и религии и прочее [4].

Однако творческий поиск в этом направлении и его результаты заставляют задуматься о необходимости и правомерности подобного рода интеграций.

* Научный руководитель О.Н. Пустобаева, доцент кафедры Математических и естественнонаучных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент.

Ведь процессы интеграции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на процесс понимания и усвоения материала в ходе изучения интегрируемых дисциплин, содействовать или препятствовать развитию эстетического вкуса, если речь идет о гуманитарных дисциплинах [4].

Рассмотрим положительное влияние интеграции гуманитарных (литературы) и естественных (математики) наук на примере изучения романа A.C. Пушкина «Евгений Онегин». При изучении этого произведения в девятых классах интеграция поэтической формы и математических понятий дает возможность преподавателю провести более детальный и глубокий анализ художественного текса и помогает современным школьникам, погруженным в мир прогресса и Интернета, проникнуться духом пушкинской эпохи.

В ходе изучения произведения учащиеся знакомятся с такими понятиями как: гексаграмма, октограмма и числа Фибоначчи, которые позволяют рассмотреть содержание, систему образов произведения и его композицию.

Так, система образов романа являет собой гексаграмму, составленную из двух противоположно направленных друг другу равносторонних треугольников. Три главные героя распределяются по вершинам нижнего треугольника. Автор помещается в центре внутреннего шестиугольника. Треугольник с вершиной вниз - женский символ, поэтому нижняя вершина соответствует героине. По вершинам треугольника с вершиной вверх распределяются авторские отступления: лирические зарисовки, философские раздумья и описание природы (рис. 1).

философские раздумья

Ленский / Онегин

лирические зарисовки

Татьяна

Рис. 1. Гексаграмма системы образов романа «Евгений Онегин»

Три главных героя объединены в единый треугольник, так как они представляют дворянство России первой половины 19 века и являют собой определённые нравственные, духовные литературные типы:

- Онегин - «высший свет»; холодный эгоист, сухой реалист;

- Ленский - просвещённое дворянство; романтик-идеалист;

- Татьяна - патриархальное дворянство; идеал «русской души».

Все три героя объединены ещё одним действующим лицом - Автором, который делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассуждает о нравах и морали общества. Автор - повествователь связан с каждым из своих героев.

Эта же схема поможет наглядно показать не только место героев и автора в содержании романа, но и их тесную взаимосвязь между собой. К примеру, на гексаграмме дуга, соединяющая Онегина и Ленского, проходит через вершину «Философские раздумья». В тексте романа читаем:

Меж ними всё рождало споры

И к размышлению влекло...

Дуга Татьяна-Онегин проходит через вершину «Лирические зарисовки». Действительно, большинство лирических отступлений вызвано размышлениями автора, связанными с чувствами и поступками этих героев.

Татьяна и Ленский. Казалось бы у этих героев очень мало общего в романе, кроме того, что любовь каждого из них безответна. Но на гексаграмме дуга, соединяющая Татьяну и Ленского, выявляет еще одну черту сходства героев - оба любят природу всей душой:

Ленский... рощи полюбил густые...

Татьяна .... Любила на балконе

Предупреждать зари восход.

Именно близость к природе роднит этих героев с Автором-повествователем («Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой»). Эту связь можно увидеть и на гексаграмме.

Композицию романа учащимся предлагается рассмотреть в виде окто-граммы, восьмилучевой звезды, лучи которой соединены линиями между собой. В центральном малом квадрате размещается Автор-повествователь, так как Автор присутствует в каждой из восьми глав и как действующее лицо, и как сторонний наблюдатель, и как сопереживающий героям свидетель.

Эта геометрическая фигура олицетворяет созидание и плодородие. Роман «Евгений Онегин» созидает непреходящие человеческие ценности - Любовь и Верность. Последние слова Татьяны Лариной («Но я другому отдана, я буду век ему верна») - доказательство этой мысли.

Для того чтобы показать учащимся, каким образом числа Фибоначчи (числовая последовательность 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55..) связаны со структурой и содержанием романа, все восемь лучей обозначаются цифрами по порядку, соответствующими главам романа.

Числа Фибоначчи в последовательности глав представлены следующим образом: глава 3 - письмо; глава 8 - письмо; глава 5 - сон. На рисунке 2 наглядно видно, как глава 8 соединяется прямыми с главами 3 и 5. Это

позволяет выявить роль и взаимосвязь ключевых глав: 3, 5 и 8. Здесь наблюдается основной принцип романа - симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в главах 3 и 8 (встреча - письмо - объяснение).

Глава 5 занимает особое место в композиции романа. Если глава 3 -это завязка в композиции романа (знакомство Татьяны и Онегина), то глава 8 - развязка (расставание).

Рис. 2. Связь чисел Фибоначчи со структурой и содержанием романа

Глава 5 - своеобразное предсказание кульминации и развязки. В пятой главе есть вещий сон Татьяны. В нём - предсказание кровавой развязки поединка ме^ду Онегиным и Ленским.

Числа Фибоначчи ещё раз встречаются в композиции романа следующим образом: первая, седьмая и восьмая главы - всего 3 главы - описывают события в двух столицах - в Москве и Петербурге. Остальные 5 глав - в деревне.

В главе 7 - 55 строф (число Фибоначчи). Ещё на одно число Фибоначчи достаточно значимо в структуре романа - 21. В каждой из глав находится 21 строфа, завершающие строки которой имеют решающее значение для героев. К примеру, 21 строфа 3 главы, где Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, написав письмо и презрев условности света. По сути, именно этот момент и становится отправной точкой всех дальнейших событий романа.

Таким образом, не зная математики и «проливая слёзы над геометрией», Пушкин гениально «открыл» в своём стихотворном романе математические законы Вселенной и геометрическую симметрию композиции произведения.

Изучение структурного содержания романа в тесной взаимосвязи с математическими основами позволяет учащимся глубже понять проблематику произведения и его идейное содержание. Облегчить восприятие некоторых тем и моментов, мало знакомых современному школьнику.

Как уже отмечалось ранее, подобного рода интеграции могут оказывать и отрицательное влияние. Так, например, образ помещика Собакеви-ча в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» в рамках литературного анализа представлен как образ помещика-крепостника, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алчность, стремление к наживе. «Человек-кулак» - говорит про него Гоголь.

Если же в ходе изучения произведения предложить учащимся использовать терминологию математики, то образ помещика Собакевича трактуется совершенно противоположно художественному замыслу автора. Исходя из типических черт героев, изображенных автором в поэме, составляются следующие соответствия: Собакевичу как человеку основательному, любящему всегда и во всем порядок соответствует геометрическая форма квадрат. Собакевич не такой уж и истинный квадрат, ведь его основательность и размеренность в поступках продиктованы ни чем иным, как стремлением не упустить своей выгоды. Тогда как у квадрата эта основательность обусловлена его природным трудолюбием и упорством. Кроме того, мыслительный процесс - сильная сторона квадрата, а этого о Соба-кевиче сказать нельзя.

Вряд ли такой подход к поэме позволит ученикам понять идейное содержание, мысли автора, уклад жизни и нравы разных слоев общества -помещиков, чиновников, крестьян.

Возможны ли такие интеграции? А главное - необходимы ли они?

Уроки литературы призваны развивать воображение, эмоции, эстетический вкус. Они должны помогать беседе читателя и автора через художественные образы.

Преподавание литературы в контексте других дисциплин наносит ущерб художественно-эстетической значимости литературы как искусства слова, а анализ героев и образов литературных произведений через терминологию иных дисциплин не приводит к положительным результатам, ослабляет живое эмоциональное впечатление от прочитанного. Кроме того, смешение предметов затрудняет процесс освоения учениками художе -ственно значимых понятий и определений.

Стремясь вывести литературное образование на новый уровень преподавания, необходимо помнить о самобытности и самостоятельности литературы как предмета.

Список литературы:

1. Набоков В.В. Комментарий к роману A.C. Пушкина «Евгений Онегин». - СПб., 1998.

2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. - М.: Изд-во «Издательская группа ACT», 2009.

3. Волошинов A.B. Математика и искусство. - М.: Изд-во «Просвещение», 2000.

4. Беньковская Т.Е. Литература в условиях интеграции // Литература: учеб.-метод. прил. к газ. «Первое сентября». - 2010. - № 7. - С. 22-23.

5. Зевакина А.Ю. Специфика изучения литературы в средних профессиональных образовательных учреждениях. - М., 2009.

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

© Латюшин В.В.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Под педагогическими условиями реализации системы развития у студентов позитивной индивидуальной экологической ответственности мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе высшей школы, обеспечивающую достижение будущим профессионалом более высокого показателя развития позитивной индивидуальной экологической ответственности. Генерализующую роль (систематизирование, уплотнение, обобщение) в развитии исследуемого качества мы делегируем системе учебно-экологических задач.

В настоящее время многие исследователи (Б.З. Вульфов, Г.Н. Каропа, AB. Кваша, Л.В. Кондрашова, В.Н. Кузнецов, T.M. Куриленко, Т.В. Кучер, М.Я. Лемешев, Н.Ю. Посталюк, И.Т. Суравегина и др.) занимаются разработкой учебных задач и заданий. Так, Г.А. Балл, описывая понятийный аппарат общей теории задач, представил их определение через систему, компонентами которой являются предмет, находящийся в исходном состоянии, и модель необходимого уровня предмета задачи. Леонтьев А.Н. определил задачу как цель, заданную в определенных условиях. Фридман Л.М. считает, что для определения задачи, возможного для дидактики, нужно в его основу положить понятие проблемной ситуации, которую следует рассматривать при этом как источник возникновения задачи. В результате проведенного нами анализа учебных пособий по «Экологии» и учебной дидактической литературы по дисциплине «Концепции современного естествознания» мы установили, что формулировки экологических задач и заданий названных курсов практически не содержат указаний, активизирующих развитие творческого видения, быстроту реакции, внимание, продуктив-

* Профессор кафедры Практической биологии, экологии и методики преподавания биологии, кандидат педагогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.