Научная статья на тему 'Симметрия и гармония в романтическом сюжете романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»'

Симметрия и гармония в романтическом сюжете романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1020
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симметрия и гармония в романтическом сюжете романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»

2011

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 9

Вып. 3

ХРОНИКА

В мае 2011 г. в г. Загреб, Хорватия, состоялся международный симпозиум “International Symposium CroArtScia-2011 — Symmetry: Art and Science”. Организаторами научной встречи выступили Академия Наук и Искусств Хорватии и Международное общество междисциплинарных исследований “ISIS-Symmetry”, которое раз в три года проводит крупные международные встречи, а между ними — камерные заседания ученых, являющихся членами общества “ISIS-Symmetry”. На симпозиуме в Загребе с пленарными докладами выступили 33 ученых из 11 государств (Германии, Италии, Хорватии, России, Словении, Украины, Венгрии, Австрии, Великобритании, Канады и Польши). Обсуждались проблемы симметрии и гармонии в живой и неживой природе (музыке, архитектуре, поэзии, живописи, биологии, химии, физике и других областях знаний). В симпозиуме приняли участие трое российских ученых, рабочим языком был английский. Филологическую науку представлял профессор кафедры математической лингвистики филологического факультета СПбГУ О. Н. Гринбаум с докладом “Symmetry and Harmony in the romantic plot of Pushkin’s novel „Eugene Onegin“” («Симметрия и гармония в романтическом сюжете романа А. С. Пушкина „Евгений Онегин“»). Информация о симпозиуме выложена в сети интернет по адресу http://www.msu.hr/?/hr/19117/. Очередная встреча под эгидой “ISIS-Symmetry” запланирована на 2013 г.

Ниже представлен текст доклада О. Н. Гринбаума на русском языке, работа на английском языке будет опубликована в 2012 г. в сборнике материалов симпозиума.

О. Н. Гринбаум

СИММЕТРИЯ И ГАРМОНИЯ В РОМАНТИЧЕСКОМ СЮЖЕТЕ РОМАНА А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Доклад посвящен вопросам структурно-композиционной организации романа Пушкина «Евгений Онегин». Александр Пушкин (1799-1837) — знаменитый русский поэт, творческий гений которого не был превзойден ни в XIX в., ни в XX в., не говоря уже о веке XXI. Творчество А. С. Пушкина признано гармоническим, поэтому, если и стремиться «поверять алгеброй гармонию» поэтического текста, то начинать надо со стихов А. С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — шедевр русской поэзии, он написан особой Онегинской строфой, специально придуманной поэтом для данного романа. По своей организации Онегинская строфа и похожа, и не похожа на классический сонет, но для нас наиболее важно, что она состоит из 14 строк четырехстопного ямба, а число слогов в ней постоянно и равно 118.

Роман в стихах А. С. Пушкин начал писать в 1823 г. и завершил его в 1831 г. Текст романа публиковался частями с февраля 1825 г. по январь 1832 г. Полное издание романа в одной книге (окончательная редакция) датируется 1837 г. (восемь глав, более чем 5500 ямбических строк).

Роман в основном повествует о чувствах, раздумьях, поступках и судьбах трех человек: Онегина, скучающего повесы; Ленского, сочинителя заурядных элегий; и стилизованного

© О. Н. Гринбаум, 2011

А. С. Пушкина, выведенного в качестве приятеля Онегина. В романе три героини: Татьяна, Ольга и пушкинская Муза. События разворачиваются между концом 1819 г., в Петербурге (глава первая), и весной 1825 г., снова в Петербурге (глава восьмая). Место действия переносится из столицы в деревню, на дорогу между Опочкой и Москвой (со второй главы до начала седьмой), а оттуда в Москву (конец седьмой главы).

Главная история романа — это история любви Татьяны Лариной и Онегина. После встречи с Онегиным Татьяна Ларина пишет ему письмо с признанием в любви (третья глава). Онегин долго не отвечает на это письмо, а затем приезжает в гости к Лариным (начало четвертой главы), где и происходит вторая встреча главных героев романа. Онегин произносит свой знаменитый монолог, в котором не отвечает взаимностью на любовь Татьяны, объясняя девушке, что он не готов еще к семейной жизни. На этом первая часть любовного сюжета заканчивается, а к продолжению романтической истории А. С. Пушкин возвращается лишь в конце четвертой главы.

Многие литературоведы, в том числе и В. Набоков, критически оценивали структурную организацию четвертой главы романа, усматривая в ней слишком много «отступлений» от основного сюжета. В противоположность этой позиции напомним слова Л. Н. Толстого о А. С. Пушкине: «довёл гармоническую правильность распределения предметов до совершенства», или мнение известного российского филолога Ю. Н. Чумакова об эстетическом совершенстве романа «Евгений Онегин».

Итак, рассмотрим динамику любовного сюжета романа «Евгений Онегин» с позиции дистрибуции его основных смысловых центров (контрапунктов). За единицу отсчета примем Онегинскую строфу с учетом того, что, по мнению известного пушкиниста Г. О. Винокура, поэт думал о теме своего романа главами, а об изложении этой темы — строфами романа.

Дистрибуция по главам любовной темы романа, которую мы обсуждали ранее в своих публикациях, показывает, что «женская» линия основного сюжета развивается по линии (1—2—3— 5-8), а «мужская» — по линии (1-2-4-8), где элементам числовых рядов соответствуют номера глав «Евгения Онегина».

«Женская» линия Татьяны Лариной представляет собой гармонический ряд Фибоначчи, а «мужская» Евгения Онегина отвечает принципу симметрии, который, в свою очередь, является простейшим частным случаем принципа гармонии. Дистрибуция же менее крупных структурных единиц (строф), имеющих отношение к «изложению» любовного сюжета романа (см. таблицу), связана с числами ряда Фибоначчи (5-8-13-21-34-55-89). Она не только подтверждает правоту Г. О. Винокура, но и позволяет сделать вывод о том, что композиция «Евгения Онегина», которой определяется динамика основной (романтической) повествовательной линии романа, полностью отвечает принципу гармонии — принципу жизни (по крайней мере, в первой фазе своего развития).

Динамика смысловых центров (контрапунктов) в развитии любовного сюжета романа «Евгений Онегин»

Числа Фибо- наччи Глава, строфа Контра- пункт Фрагменты текста Пушкина Комментарий

5 3-я глава, строфа V Возможный - Скажи: которая Татьяна? - Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт. Онегин в разговоре с Ленским отдает предпочтение Татьяне Лариной, а не ее младшей сестре Ольге. «Первый роковой узел» романа (В. В. Набоков).

8 3-я глава, строфа VIII Истинный Душа ждала... кого-нибудь, И дождалась... Открылись очи; Она сказала: это он! Пушкин впервые в романе написал, что Татьяна Ларина влюбилась в Онегина. «Кульминационная точка самораскрытия» Татьяны Лариной (Д. Бетеа). Первопричина предстоящих действий в романе.

Числа Фибо- наччи Глава, строфа Контра- пункт Фрагменты текста Пушкина Комментарий

13 3-я глава, строфы ХШ-Х^ Ложный Поссорю вновь, и наконец Я повепу их поп венеп... Пушкин рассуждает о возможных вариантах развития любовной истории.

21 3-я глава, строфа XXI Истинный Облокотясь, Татьяна пишет, И всё Евгений на уме, Письмо готово, сложено. Татьяна! Для кого ж оно? Первое реальное действие в любовном сюжете романа — Татьяна Ларина пишет письмо Онегину с признанием в любви.

34 (*) 3-я глава, Письмо Татьяны Лариной Истинный И в мыслях молвила: вот он! Кульминационный момент Письма Татьяны Лариной (строка 46) — слова признания в любви к Онегину.

55 (*) 4-я глава, строфа XIII Возможный То верно б кроме вас одной Невесты не искал иной. Встреча в саду Онегина с Татьяной Лариной. Онегин не отвечает взаимностью на признание Татьяны, поскольку не собирается жениться. Однако Онегин говорит, что при других обстоятельствах Татьяна Ларина была бы для него идеальной парой. Фактический финал первой части романтического сюжета. Сослагательное наклонение оставляет надежду на продолжение романтической истории.

89 (*) 4-я глава, строфы XLVШ-XLIX Возможный - Ну, что соседки? Что Татьяна? — Поедем, сделай одолже-нье! Ну, что ж? — «Согласен». Начало нового витка сюжета и новая надежда на продолжение романтической истории. Онегин спрашивает у Ленского, как дела у его невесты Ольги и ее сестры Татьяны Лариной. Ленский передает Онегину приглашение посетить Лариных. Онегин это приглашение принимает. Второй «роковой» узел романа.

Примечание. В таблице символом (*) отмечены позиции с учетом пропусков строф в романе и приведения астрофического текста Письма Татьяны и хореической Песни девушек к слоговому объему 14-строчной Онегинской строфы (118 слогов).

Заключая наш разговор о структурной гармонии романа А. С. Пушкина, напомню слова Гете: «Кривой жизни является спираль» и А. Стендаля: «Из всех наук я больше всего люблю математику, так как в этой науке совершенно невозможно лицемерие».

Статья поступила в редакцию 13 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.