8. Кривцов, A.C. Общее учение об убытках / A.C. Кривцов. - Юрьев: Типография К. Маттисена, 1902. IV.
9. Садиков, О.Н. Убытки в гражданском праве Российской Федерации / О.Н. Садиков. - М.: Статут, 2009.
10. Егорова, М. А. Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве: учеб. пособие / М. А. Егорова, В.Г. Крылов, А.К. Романов. - M.: Юстицинформ, 2017.
11. Гражданское процессуальное уложение Германии. - М., 2006.
12. Решетникова, И.В. Судебные расходы в арбитражном процессе / И.В. Решетникова, И. В. Курганникова. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
13. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки
3.И. Трофименко на нарушение ее конституционных прав ст. 15 ГК РФ,
4. 1 ст. 98 и ч. 1 ст. 100 ГПК РФ: определение Конституционного Суда РФ от 19 января 2010 г. № 88-0-0 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного jj Суда РФ от 3 февраля 2020 г. № 41 -КГ 19-52 // СПС «КонсультантПлюс». ■С 15. О некоторых вопросах применения законодательства о возмеще-S нии издержек, связанных с рассмотрением дела: постановление Пленума ^ Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 // СПС «КонсультантПлюс». ^ 16. Определение Верховного Суда РФ от 24 октября 2016 г. № 305-ЭС15-§ 5598 по делу № А40-34803/2012 // СПС «КонсультантПлюс».
g 17. Определение Верховного Суда РФ от 20 мая 2019 г. № 310-ЭС19-g 6857 по делу № А08-7824/2017 // СПС «КонсультантПлюс». ^ 18. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 21 де-5 кабря 2015 г. по делу № А17-5256/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
I
1
О А.Н. Жеребцов, A.N. Zherebtsov, С
_ доктор юридических наук, Doctor of Law, Associate Professor,
^ доцент, профессор кафедры Professor of the Department of
^ административной деятельности Administrative Activities internal affairs
qq органов внутренних дел Краснодар- bodies "Krasnodar University of the
2 ского университета МВД России Ministry of the Interior of Russia " С [email protected]
62 ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО
® АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
О
M
* Аннотация: целью подготовки данной статьи выступила потребность обосно-
вания тезиса о формировании в структуре системы современного российского административного права качественно новых интеграционных элементов (подотраслей и институтов). На основе анализа закономерностей формирования правовых образований в процессе экономической интеграции государств, а также причинно-следственных связей показывается влияние этих образований на трансформацию структуры систе-
мы современного административного права России. В статье представлен имеющий место процесс влияния норм интеграционного права на развитие структуры системы современного российского административного права, обусловленный международными интеграционными процессами в сфере регулирования административно-правовых отношений. Показан процесс зарождения принципиально новых элементов структуры рассматриваемой отрасли права. Это позволило автору обосновать основные положения концепции интегративных нормативно-правовых образований в структуре отрасли российского административного права, каковыми являются интеграционные подотрасли (институты) российского административного права.
Ключевые слова: структура права, административное право, экономическая интеграция, интеграционная подотрасль, интеграционный институт, интеграционное право.
о>
it 2 S
Integration as a factor for further development structures of the russian system administrative right
Abstract: the purpose of this article was the need to justify the thesis on the formation 5 of qualitatively new integration elements (sub-sectors and institutions) in the structure of jj the system of modern Russian administrative law. Based on the analysis of the patterns of "3 legal formations in the process of economic integration of states, as well as causal relations shows the impact of these entities on the transformation of the structure of the modern
system Russia's administrative law. The article presents the ongoing process of influence of jjj ^
the rules of integration right on the development of the structure of the system of modern E
Russian administrative law, due to international integration processes in thefield ofregula- "§ ^
tion administrative relations. The process of the emergence of fundamentally new elements о ■§
of the structure of the legal industry under consideration is shown. This allowed the author s< ^
to substantiate the basic provisions of the concept of integrative regulatory entities in the § »
structure of the Russian administrative law industry, such as the integration sub-sectors « g,
(institutions) of the Russian administrative law. Ц §
Keywords: law structure, administrative law, economic integration, integration sub- * ^ sector, integration institute, integration law. 8}
"P S
Система и структура права, его отдельных элементов и, § q прежде всего, отраслей права является живым, постоянно изменяю- ^ 1 щимся, развивающимся и трансформирующимся социальным «ор-ганизмом». Эти процессы в рамках системы права особенно активи- 01 -зируются в связи с изменением государственного устройства, формы S3 государственного правления и территориального устройства государства и, конечно же, в первую очередь, развивающимися экономическими отношениями. Именно экономические отношения, в основе которых ^ лежат отношения собственности, воздействуют на процесс формирова-ния позитивного права, санкционируют через государство преобразова- §* ние объективного права в право позитивное, содействуют, как говорил Ф. Энгельс, «...непосредственному переводу экономических отношений в юридические принципы» [1, с. 84]. Трансформационные процес-
ь
а:
о а
сы в рамках системы права не могут происходить без изменений в отдельных ее элементах: норм права - институтов права - подотраслей (комплексных отраслей) права - отраслей права - сфер права. При этом уместно заметить, что культивирование в рамках системы права комплексных образований (например, комплексных отраслей, комплексных подотраслей и т.п.), по нашему мнению, абсолютно неуместно, так как комплексность (от лат. сотрЬхш - совокупность определенных элементов, составляющих определенное целое), определяемая как охватывание группы предметов, явлений, процессов, является свойством как системы права в целом, так и отдельных ее элементов, позволяющих рассматривать структуру системы права и отдельных его элементов.
Изменение, развитие и трансформация системы права как целостного социально-нормативного образования происходят на уровне всех имеющихся элементов данной системы и чаще всего, по нашему рЗ мнению, обусловлены процессами изменения, развития и трансформации структуры отраслей права. Наглядным примером этих процессов являются возникшие в течение последней четверти века кризисные
в;
^ явления, имеющие место в отрасли современного российского адми-О нистративного права. В целом кризисные явления в структуре системы ^ административного права были обусловлены всеми теми же причина-С ми, которые свойственны в целом системе российского права. Однако $ кризис структуры системы административного права России был об-^ условлен происходящими в стране и мире процессами экономической интеграции, развитием существующих и появлением комплекса новых экономических, социально-политических и социально-культурных О видов общественных отношений, потребности более широкого ис-^ пользования наработанного иными странами опыта осуществления Ч государственно-управленческой деятельности. Существенное влияние О на изменение структуры системы современного отечественного ад-^ министративного права оказали общепризнанные принципы и нормы ^ международного права, заключенные Россией международные договоры и международный публично-управленческий опыт, выработанный 64 международными межправительственными и неправительственны-ми организациями в виде международно-правовых рекомендаций [2, с. 29-35]. Все эти обстоятельства свидетельствуют о формировании в рамках структуры системы российского административного права специфических структурных элементов (подотраслей и институтов), ^ обладающих качественно новыми признаками и свойствами, которые ранее не были известны отдельным элементам структуры системы административного права Российской Федерации. Такими признаками и свойствами, по нашему мнению, являются:
О
СМ
Формирование и трансформация на основе происходящих процессов экономической интеграции государств новых нормативных образований. Этот признак следует признать одним из ключевых, позволяющих определять рассматриваемые нами новые или изменяющиеся подотрасли и институты административного права как интеграционные подотрасли и институты отрасли. «Интеграция - это самостоятельный объективный процесс взаимопроникновения элементов сферы человеческого бытия, где право является одним из формально-структурных образований, обеспечивающих интегрирование» [3, с. 74]. В современных социально-политических исследованиях выделяются различные теории интегрирования, которые основываются на различных способах интеграции. Между тем все эти теории сходны в одном - целью интеграции всегда является «... развитие основных общественных ценностей, достижение экономического процветания и обеспечение безопасности, поскольку отдельно взятое государство в современных условиях объективно не способно качественно обе- Ц
спечить названные приоритеты» [4, с. 46]. Данное справедливое заме- | чание относится и к процессам правовой интеграции, базирующейся
§
2 8
на международно-правовой основе. Это значит, что интеграционные | *
подотрасли и институты административного права возникают как ^
юридическая форма, обеспечивающая объективные процессы инте- 8 |
грации государств, прежде всего в экономической сфере, но не только I, |
(например, в сфере здравоохранения, внешней трудовой миграции § »
и т.п.). В контексте правовой интеграции, основанной на нормах | |(
международного права, высказывается мнение о возникновении так | §
называемого интеграционного права [5, с. 123-129; 6, с. 829-834]. |
Исследователи данного феномена выделяют два основных подхода: -3 |
во-первых, интеграционное право формируется в рамках существу- | |
ющей системы международного права, являясь микронормативным § о
комплексом, институтом международного экономического права, ^ 1
или формируется как самостоятельная отрасль международного 1 ^
В) £
права; во-вторых, интеграционное право предлагается обособить «... в отдельную самостоятельную правовую систему, не зависимую 65 от международного и национального права» [7, с. 297]. Эту точку зрения обосновывают С. Ю. Кашкин, А. А. Моисеев, Т. Н. Нешатаева, ^ Б.Н. Топорнин, М.Л. Энтин. Вне зависимости от того, какое место ^ интеграционное право занимает в рамках систем современного права, следует признать, что его формирование основывается на процессах §* экономической и иной интеграции, создания международных (в том числе региональных) организаций экономической интеграции, международных наднациональных организаций и даже конфедерации
о а
£
с
государств [8, с. 52; 9, с. 9-12; 10, с. 415]. Кроме того, формирование интеграционных нормативных образований, основанных на интеграции в рамках международных наднациональных организаций, пронизывает и систему национального права государств - участников этих объединений, что порождает интеграционные нормативные образования в рамках отдельных отраслей национального права. Так, в соответствии со ст. 6 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (в ред. от 15 марта 2018 г.) [11] (далее - Договор о Союзе) в систему права Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) входят решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о Союзе и международными договорами в рамках ЕАЭС. Одновременно в соответствии
рЗ с п. 13 Положения о Евразийской экономической комиссии последняя ^ в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие нор-
мативно-правовой характер и обязательные для государств - членов
^ ЕАЭС, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный О характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Это ^ положение Договора о Союзе свидетельствует о наднациональной С природе отдельных актов, входящих в систему права ЕАЭС. Они также $ входят и в систему национального законодательства, регламентирую-^ щего общественные отношения, которые являются предметом функ-ционирования евразийского интеграционного объединения - ЕАЭС.
В основе формирования интеграционных нормативных образо-9 ваний (подотраслей и институтов) в структуре отечественного административного права лежат нормы и принципы наднациональ-
Ч ного характера.
О Исследуя наднациональное право на примере Европейского Союза, ^ В.Е. Чиркин выделяет следующие признаки наднациональности ^ в правовом регулировании: а) возникает на основе согласования воль государств - членов международного объединения; б) развивается 66 на основе правотворческой деятельности уполномоченных органов международной организации; в) наднациональные акты принимаются на основе координации и консенсуса; г) содержит собственные инстру-О менты принуждения; д) имеет комплексный характер, объединяя в себе Г1 международное, а также национальное частно-правовое и публично-^ правовое регулирование; е) характеризуется незавершенностью, так как регулирование отношений осуществляется и на национальном уровне; ж) имеет верховенство по отношению к национальному праву; з) правовые нормы, принятые уполномоченными органами международной
организации, действуют на территории государств-членов непосредственно (т.е. не требуется имплементация или ратификация их акта); и) характеризуется своеобразным способом применения; к) обязательны к применению и исполнению органами государства, физическими и юридическими лицами и, конечно же, судами [12, с. 136-137]. Все это наблюдается в рамках формирования права ЕАЭС и его влияния на правовую систему государств-участников ЕАЭС. По наднациональному принципу формируется в рамках административного права, например, интеграционная подотрасль «таможенное право». Основой правового регулирования отношений в сфере таможенного дела являются Договор о Союзе, наднациональные акты, принимаемые органами ЕАЭС, и, конечно же, Договор о таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. [13], и другие договоры, заключенные государствами - участниками ЕАЭС, а также их соглашения с третьими странами. Важное значение, в соответствии с п. 13 ? Положения о Евразийской экономической комиссии, имеют в процессе Ц формирования интегративной подотрасли таможенного права решения | Евразийской экономической комиссии, которая фактически выступает § * надшсударственным органом управления в сфере таможенного дела | *
в таможенном союзе ЕАЭС, но не только. Так, в соответствии со ст. 51 .5 §
в 3
Договора о Союзе в ЕАЭС осуществляется единая политика в сфере 8 Ц технического регулирования, основанная на сформулированных прин- |
ципах такого регулирования, порядке и требованиях по разработке § »
и принятию технических регламентов. При этом государства-члены | |(
не допускают установление в своем законодательстве обязательных | §
требований в отношении продукции, не включенной в единый пере- $
чень, установленный Комиссией ЕАЭС. Указанные технические ре- -3 |
гламенты ЕАЭС имеют прямое действие на всей территории данного | |
интеграционного объединения. В совокупности с нормативно-правовой § о
регламентацией, осуществляемой на национальном уровне государства- ® 1 ми - участниками Союза, можно считать вполне сформировавшимся
структурным образованием в системе современного административного 01 "
права интеграционный институт технического регулирования. 67
Формируются на основе наднационального элемента механизма
правового регулирования общественных отношений. Мы ранее не- ^
однократно отмечали, что элементами механизма административно- ^ правового регулирования управленческих отношений выступают стадии: правотворчества; информационного и ценностного воздей-
ствия правовых предписаний на субъектов отношения; реализации ® норм права; государственного принуждения [14, с. 11; 15, с. 26-37]. Интеграционные подотрасли и институты административного пра-
ва возникают не только в процессе правотворчества, наделенных наднациональными полномочиями органов международного объединения (организации) государств, но и в процессе формирования правосознания и правовой культуры субъектов, осуществляющих эти нормативно-правовые предписания в практике повседневной право-реализационной деятельности и применении мер административного принуждения. Формирование всех этих стадий механизма админи-стративно-правового регулирования свидетельствует о возникновении интеграционных нормативно-правовых образований в структуре современного административного права России. Здесь нельзя не отметить, что приведенные нормативные образования должны обладать обособленным предметом правового регулирования, что является значимым условием их формирования.
Таким образом, следует констатировать, что указанные выше рЗ процессы изменения, развития и трансформации в структуре отрас-
о;
68
ли административного права России влекут появление качественно новых подотраслей и институтов данной отрасли права, которые мы
g определяем как интеграционные нормативные образования. Нам
0 представляется, что в рамках данной статьи предложены общие ^ подходы к формированию специфических образований в структуре С административного права. Между тем, поставленная проблема требует X дальнейшего исследования и аргументации.
1 „
¡5 Список литературы:
X 1. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права: в 3 т. ^ - М.: РАП, 2007. - Т. 1: Современное правопонимание. С 2. Побежимова, Н.И. Перспективы формирования международного ^ административного права в современных условиях / Н.И. Побежимова // § Административное право и процесс. - 2016. - № 8.
О 3. Егоров, A.B. Правовая интеграция и ее содержание /A.B. Егоров // ^ Государство и право. - 2004. - № 6.
^ 4. Рафалюк, Е.Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования / Е.Е. Рафалюк // Журнал российского права. -2014. -№3.
5. Исакова, Ж. Т. Теоретические проблемы определения сущности и пра-q вовой природы интеграционного права / Ж. Т. Исакова // Вестник Института
законодательства Республики Казахстан. - 2016. - № 2.
6. Ельцова, Е.М. Предпосылки и история возникновения интеграцион-* ного права / Е.М. Ельцова // Синергия науки. - 2018. - № 23.
^ 7. Топорнин, Б.Н. Европейское право: учебник / Б.Н. Топорнин. -М.: Юристъ, 1998.
8. Ушаков, H.A. Государство в системе международно-правового регулирования / H.A. Ушаков. - М., 1997.
9. Юмашев, Ю.М. Внешнеэкономические связи ЕЭС: правовые аспекты: автореф. дис.... д-ра юрид. наук / Ю.М. Юмашев. - М., 1989.
10. Международное право / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов.
- М.: Норма: Инфра-М, 2010.
11. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http:// www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 27.02.2020).
12. Чиркин, В.Е. Наднациональное право: основные особенности / В.Е. Чиркин // Журнал российского права. - 2017. - № 2.
13. Официальный сайт Евразийского экономического союза. - URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 27.02.2020).
14. Жеребцов, А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации: комплексный анализ теории и практики: автореф.... дис. д-ра юрид. наук / А. Н. Жеребцов.
- М., 2009.
15. Жеребцов, А. Н. Публично-правовая обязанность: проблемы теории и практики осуществления / А.Н. Жеребцов // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - № 4.
O.A. Бакиновская,
кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Б. В. Скурко,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук
O.A. Bakinovskaya,
Candidate of Law, Associate Professor, Chief of the Department at National Centre of Legislation and Legal Research of the Republic of Belarus bakinovl 8 7@mail. ru
E.V. Skurko,
Candidate of Law, Senior Research Fellow at Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences skourko@mail. ru
i? ■8-
1
x о
5 о
i! JD BO
Ъ О
П> б
?!
1!
9 s
х<
в
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ*
Аннотация: инновационная деятельность сегодня выступает составной и неотъемлемой частью в экономическом базисе любого современного государства. Соответствующие общественные отношения, возникающие в данной сфере, требуют развития адекватного правового регулирования, минуя которое социально-экономическая сфера в целом подвергается неоправданным рискам. Так, эффективность правового
* Исследование выполнено в рамках Проекта № 18-29-15014 РФФИ.
ftf
£ s
|i s §
s S i?! II
¡1 N
i S
4 О
5 3
69
m о b ^
Dpi
I
so
I