ЖУКОВСКАЯ Евгения Евгеньевна — кандидат социологических наук, доцент Сретенской духовной академии (107031, Россия, г. Москва, ул. Большая Лубянка, 19, стр. 3; [email protected])
ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НОВОРОССИИ В ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Одна из ключевых задач, наиболее остро стоящих перед государственной властью Российской Федерации сегодня, заключается в консолидации общества на всем пространстве исторической России. На разных уровнях создаются условия для выравнивания социально-экономического положения регионов, в результате референдумов осени 2022 г. вошедших в состав России. Появившиеся в последние годы механизмы государственной поддержки некоммерческого сектора заложили фундамент системной деятельности общественных институтов. Исследования, проводимые в течение нескольких лет, показывают, что фундаментальным фактором, объединяющим людей, могут стать духовно-нравственные ценности. Вот почему особого внимания требуют не только социально ориентированные проекты некоммерческих организаций, но и их действия по воспитанию, просвещению, перезагрузке образования. Появление на Донбассе подобных программ, реализуемых институтами гражданского общества, может стать эффективной «мягкой силой», способствующей формированию лояльного государственной власти общества как в новых четырех регионах, так и в остальной части страны.
В статье анализируются меры, принимаемые органами государственной власти РФ для бесшовной интеграции исторических территорий Новороссии в современное государственное пространство России. Кроме того, приводятся примеры успешной реализации общественными институтами проектов и программ, нацеленных на это. Полученные по итогам апробации в 2002 - 2023 гг. инструментов социального проектирования результаты могут быть рекомендованы к тиражированию в последующие годы как продуктивные практики осуществления общественной дипломатии и разрешения внутриполитических конфликтов в социуме.
Ключевые слова: социальное проектирование, внутренняя политика, мировоззрение, духовно-нравственные ценности, социокультурная политика, интеграция исторических территорий, целостность страны, гуманитарное сотрудничество, общественная дипломатия, развитие регионов, институты гражданского общества
В конце апреля 2023 г. правительство РФ утвердило Программу социально-экономического развития Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей (далее -Программа социально-экономического развития)1. В основе этого документа -решения по интеграции исторических территорий Новороссии в современную российскую действительность. Упор делается на социальную сферу, стимулирование предпринимательского потенциала, запуск предприятий и строительство объектов. Программа нацелена на максимально бесшовное соединение экономической, финансовой, правовой систем четырех субъектов федерации с остальной частью страны, а также определение дальнейшего становления этих регионов как органической части современного Российского государства. Финансово-экономические показатели и правовые основы задают рамки, но устойчивость территории напрямую зависит от вовлеченности гражданского общества. Восстановление инфраструктуры бессмысленно, если в ней нет
1 Заседание Правительства 27 апреля 2023. - Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Доступ: http://government.ru/news/48357/ (проверено 21.09.2023).
человека. Причем человека не пассивного, а активного, ответственного за настоящее и будущее своего Отечества.
В связи с такой постановкой вопроса актуализируется тема формирования на местах сообществ активных граждан и выстраивание горизонтальной коммуникации между общественными институтами четырех регионов Донбасса с гражданскими активистами и общественными институтами остальных 85 регионов России. К 2023 г. в стране сложилась довольно разветвленная система некоммерческого сектора. По уровню государственной поддержки и участию некоммерческих организаций и частных лиц в реализации государственной политики она существенно отличается от тех условий, в которых находились гражданские активисты и некоммерческие организации Новороссии до вхождения в состав РФ. Для исправления ситуации в преддверии референдумов в сентябре 2022 г. руководство регионов взяло курс на максимально быструю и безболезненную интеграцию социальных институтов всех уровней в российскую действительность, чтобы эти территории не воспринимались внутри страны как инвалиды, но стали полноценными участниками единого государственного пространства. Так стали появляться проекты и программы, укрепляющие их изнутри и в то же время обновляющие их потенциал во внешнем поле.
С весны 2022 г. Общественная палата РФ сфокусировалась на мониторинге поддержки российскими государственными и общественными институтами институтов гражданского общества на Донбассе. Было выявлено, что уровень взаимодействия довольно высок и значительное число ресурсных центров и некоммерческих организаций России ведут переговоры или уже предпринимают шаги для открытия ресурсных консультационных центров в регионах Новороссии. Во избежание параллельных историй и дублирования функций комиссия Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО совместно с общественными палатами Луганской и Донецкой Народных Республик и региональными обще -ственными палатами запустила проект «Поддержка общественных инициатив в Донецкой и Луганской Народных Республиках» для создания полноценной соответствующей инфраструктуры на Донбассе1.
Эта же комиссия создала базу данных НКО РФ, уже взаимодействующих или готовых к взаимодействию с общественными организациями Донбасса (далее - база данных НКО). По состоянию на 10 августа 2023 г. в нее включены 62 организации из 27 регионов Центрального, Приволжского, Уральского, СевероКавказского, Северо-Западного и Южного федеральных округов. Наибольшее число заявленных потенциальных партнеров - из Южного федерального округа (16 некоммерческих организаций), Центрального и Приволжского федеральных округов (14 и 12 некоммерческих организаций соответственно), а также из Уральского федерального округа (9 некоммерческих организаций) (см. рис. 1).
Большинство этих некоммерческих организаций сосредоточены на такой сфере деятельности, как социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, в т.ч. расширение благотворительности и добровольческого служения в обществе, а также профилактика социально опасных форм поведения граждан. Кроме того, готовы к партнерским проектам некоммерческие организации, занимающиеся вопросами образования, просвещения, гармони-
1 Гражданское общество Донбасса: помочь развитию третьего сектора. - Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации. Доступ: https://www.oprf.ru/news/ grazhdanskoe-obshchestvo-donbassa-pomoch-razvitiyu-tretego-sektora?ysclid=ll5bhzq5 1р302232909 (проверено 01.08.2023).
Рисунок 1. Партнерские НКО, включенные в базу ОП РФ, которые готовы взаимодействовать с НКО Новороссии или уже реализуют совместные проекты и программы
зации межкультурных и межнациональных отношений. Ряд некоммерческих организаций готовы давать консультации по усовершенствованию системы институтов гражданского общества, правовому сопровождению населения и защите прав и свобод граждан. Некоторые некоммерческие организации сфокусированы на гуманитарной помощи, необходимой во время чрезвычайных ситуаций и катастроф, формировании в этих условиях волонтерских сообществ. Значительное число гражданских активистов из разных федеральных округов РФ предлагают комплексную помощь некоммерческому сектору Донбасса - от социальной защиты до улучшения спортивной инфраструктуры на территориях или продвижения духовно-нравственных ценностей.
Внимание некоммерческих организаций к проблематике социальной защиты и поддержки людей продиктовано самой жизнью и теми процессами, которые происходят на фоне интеграции исторических территорий в единое пространство Российского государства. В частности, остро стоит вопрос выдачи документов, удостоверяющих личность, начисление пенсий и иных социальных выплат, оформление собственности. На это же нацелены и основные векторы Программы социально-экономического развития. Кроме того, в этом документе запланировано переоснащение учреждений системы здравоохранения. В рамках повестки дня межведомственных комиссий приводится в соответствие с существующей практикой трудовая, пенсионная, социальная сферы субъектов Новороссии. Тем самым, государственные и общественные институты сообща занимаются вопросами социально-экономического обеспечения населения Донбасса на уровне остальных регионов РФ.
При этом важно отметить присутствие в базе данных НКО акторов, чья сфера деятельности сосредоточена на образовании, просвещении и культуре, поскольку без мировоззренческой модели, без духовно-нравственного и культурного единства народа исторической России будут тщетны все социально-экономические, финансовые и правовые действия. Несмотря на то что в Программе социально-экономического развития большой крен сделан на восстановление инфраструктуры, строительство и улучшение жилищно-коммунального хозяйства, в ней также содержится ряд положений, касающихся образования, науки и культуры. В частности, планируется обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы кадровой переподготовки и получения стипендий, обеспечить горячим питанием школьников начальных классов и внедрить эффективную охрану учебных учреждений. Культурным обменом планируется заниматься через культурно-образовательные поездки и выставки, комплектацию книжных фондов, создание сети культурно-досуговых мест. Таким образом, государство создает условия для образовательной и культурно-просветительской, воспитательной деятельности, для появления проектов и программ, способствующих духовному развитию личности, любви к своему Отечеству и формированию активной гражданской позиции.
В связи с этим особого внимания требует расширение практики участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в самых разных тематиках, а потому небезынтересен опыт некоммерческого сектора РФ, сложившийся в последние 30 лет. За это время пройден большой путь: в 1993 г., когда принималась Конституция РФ, гражданское общество не только не влияло на государственную политику, но и фактически было исключено из нее и формировалось автономно от государственных институтов. Отчасти этим продиктована некоторая отчужденность, которая и сейчас порой встречается среди гражданских активистов. Однако сегодня внимание государства к институтам гражданского общества не только данность, но и законодательная норма1. Тот путь, который прошли государственные и общественные институты России за эти три десятилетия, позволяет гражданскому обществу Новороссии сразу интегрировать в свое социокультурное пространство эффективные практики всей страны, которые зарекомендовали себя временем, опытом, результативностью. Для этих же целей при Совете Федерации Федерального собрания РФ создан Совет по интеграции новых регионов2. Орган с осени 2023 г. будет заниматься формированием региональной законодательной и нормативной базы в четырех новых субъектах. Совет Федерации намерен оказывать помощь, внедрять на Донбассе лучшие региональные практики.
Расширение практик медиации в местных сообществах Новороссии
В целях преодоления межличностных и общественных конфликтов, неминуемо сопровождающих любые военные противостояния, важно находить
1 Ст. 114 Конституции Российской Федерации: «Правительство Российской Федерации <...> осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики». - Официальный сайт Президента Российской Федерации. Доступ: http://www.kremIin.ru/acts/constitution/ (проверено 01.08.2023).
2 В. Матвиенко предложила создать при СФ Совет по интеграции новых регионов. -Официальный сайт Совета Федерации. Доступ: http://council.gov.ru/events/news/147238/ (проверено 01.08.2023).
инструменты взаимной гражданской консолидации жителей Донбасса и остальной части России, а также сопредельных государств. Объединяющим фактором в этом процессе являются духовно-нравственные идеалы и ценностно-культурные традиции народов исторической Руси, поскольку они укоренены в мировоззренческой модели, сформированной цивилизационным выбором князя Владимира.
В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 31 марта 2023 г.1, подчеркивается, что «более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира»2.
Критики такого подхода исходят из того, «что культурное, национальное многообразие России - это наша слабость». Однако «вызовы, с которыми мы столкнулись, показали, наоборот, что это наша сила - особая всепобеждающая сила России»3. Д.С. Лихачев отмечал, что «вся история русской культуры показывает ее преимущественно открытый характер, восприимчивость и в массе своей отсутствие национальной спеси» [Лихачев 2022: 80], благодаря чему «для русских другие нации всегда представляли особую притягательную силу», которая помогла «России сохранить на своих пространствах около двухсот народов» [Лихачев 2022: 131]. Не подчинить их, не обнулить их языковую, самобытную общинность, а ввести в общий дом наций современного мира. Без этой особой миссии государства Российского сегодняшняя цивилизация была бы скудна и даже примитивна.
Каждому времени - свои инструменты межкультурной коммуникации. Если в прошлые века она на территории России происходила через просвещение (создание алфавита, литературного языка, проявление национальных черт через образование, культуру, искусство, научение жизни племенных людей в оседлом, развитом инфраструктурно и урбанистически обществе), то сегодня требуются иные подходы, тем более что речь идет не о малочисленных коренных народах, а о единстве многонационального русского народа, прошедшего вместе тысячелетний путь, через него ставшего монолитным народом, ныне проживающим на всем пространстве исторической России. Одним из факторов преодоления мировоззренческого конфликта, развернувшегося на территориях образования Русского государства (Русь, Российское государство), может быть общественная деятельность, гражданская инициатива людей, находившихся как в регионе проведения специальной военной операции,
1 Указ Президента РФ от 31.03.2023 №229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49090 (проверено 21.09.2023).
2 Там же, п. 4 гл. I «Общие положения». — Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. Доступ: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (проверено 01.08.2023)
3 Путин В.В. Заседание Совета по межнациональным отношениям. Выступление на Совете по межнациональным отношениям 19 мая 2023 года. - Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71165 (проверено 01.08.2023).
так и в других частях страны. Причем при всей важности организации добровольческой деятельности по социальной, правовой, гуманитарной поддержке необходимо расширение медиативной практики формирования сообществ активных граждан в единой идеологической, смысловой, ценностно понятной и приемлемой для всех акторов парадигме.
В связи с этим миссию некоммерческого сектора на Донбассе по улучшению социально-экономического положения населения можно отнести к рутине, т.е. к определенным предсказуемым процессам «функционирования социальных институтов и систем», «прогнозируемым шаблонам социального поведения» [Чхартишвили, Безвербная 2017: 191]. Применение наравне с этими действиями технологий общественной дипломатии, межкультурной, межнациональной, межрелигиозной коммуникации задает новые рамки преодоления социального конфликта и становится «мягкой силой» созидания общественного порядка в условиях военных столкновений.
Социальное проектирование снижает уровень ризомности в местных сообществах и позволяет осуществлять региональную интеграцию ненасильственным способом. Данный фактор становится ключевым, особенно в таких сферах, как образование, воспитание, просвещение, культура, искусство, религия. В них человек вовлекается не потому, что они приносят доход или социально-экономические выгоды, и не потому, что в них реализуются социально-моральные установки, связанные с позиционированием индивида как «добропорядочного гражданина». В этих областях жизнедеятельности проявляются личностные качества, интеллектуальный потенциал «глубоких сил» [Сорокин, 2006: 717] человека и гражданина.
Для решения этих задач недостаточно создать материально-технические и финансово-хозяйственные условия. Нужны программы соработничества, направленные на обретение осознанности в выборе национальной самобытной мировоззренческой модели, из которой будет проистекать желание сохранить и приумножить ценностно-культурное наследие и высокие нравственные идеалы народов России, приверженность традиционным семейным ценностям в общественных и межличностных отношениях, присущие многонациональному русскому народу. Указание на такое целеполагание интеграции Новороссии в имеющуюся российскую действительность и, что немаловажно, необходимость разворота всего гражданского общества Российской Федерации к национальной мировоззренческой модели отражено в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В частности, в документе говорится о том, что российское общество базируется на нравственных ориентирах, формирующих «мировоззрение граждан России, передаваемое от поколения к поколению, лежащее в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющее гражданское единство, нашедшее свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России»1.
В июле 2022 г. автор статьи провел закрытое локальное полевое исследова-
1 Пункт 4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. Доступ: http://www.kremIin.ru/acts/bank/48502 (проверено 01.08.2023).
ние в столице ЛНР г. Луганске1. Был выявлен запрос государственных, общественных и религиозных институтов на включение успешных практик социального проектирования разных регионов РФ в программы внутренней политики Донбасса. Представителями Луганщины акцент делался на расширение грантовой поддержки некоммерческого сектора. В ходе экспертных интервью выяснилось, что здесь низкий уровень коммуникации между государством, обществом, Церковью: взаимодействие происходит чаще всего в рамках официальных мероприятий, отсутствуют совместные проекты и программы, и формат нельзя охарактеризовать как системный, партнерский. При этом отмечались законодательно-правовые сложности, ограничивающие на тот момент некоммерческий сектор, а также местные органы власти в получении гран-товой и иной бюджетной поддержки со стороны Российского государства. Высказывались пожелания поиска надежных партнеров из субъектов РФ, которые могли бы организовывать совместную деятельность с сообществами Новороссии по широкому кругу вопросов.
Представители государственной власти территории чаще озвучивали предложения по теме поддержки социально-медицинской сферы и необходимости обучения молодежи инструментам волонтерской работы, привлечения ресурсов для своих проектов. Данный запрос коррелирует с практикой Общественной палаты РФ, в базу данных НКО которой вошли преимущественно некоммерческие организации с подобными сферами деятельности (см. рис. 2). В то же время общественные и религиозные институты чаще отмечали важность обмена опытом в системе образования, просвещения, воспитания, наставничества. Особое внимание уделялось теме сотрудничества церкви, государства, общества, бизнеса на основе духовно-нравственных ценностей, и прежде всего православия. В этой разнице запросов очевидно, что институты гражданского общества ближе соприкасаются с мировоззренческими проблемами на местах и острее переживают социальный конфликт, возникший в результате культурного, религиозного и ценностного противостояния не только на Украине, но на всем пространстве исторической России. Их представление о межкультурных интеграционных проектах Новороссии и иных субъектов РФ в большей степени, чем запрос государственных институтов, состыковывается с положением Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: «осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности, накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность»2.
1 Руководитель исследовательской группы к.соц.н. Е.Е. Жуковская. Дата проведения в г. Луганске 19 июля 2022 г., презентация итогов в закрытой группе с участием представителей федеральных органов власти, общественно-государственных институтов, Русской православной церкви, некоммерческого сектора 21 июля - 10 августа 2022 г. Результатом исследования стала в т.ч. подготовка для конкурса Фонда президентских грантов проекта «Вместе мы сила» и его последующая реализация фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» в период с октября 2022 г. по сентябрь 2023 г. - Официальный сайт Фонда президентских грантов. Доступ: https://президентскиегранты.рф/puЫic/appHcatюn/item?id=3bc8049e-1ce8-446d-9adf-e44fa622507a (проверено 12.08.2023).
2 Пункт 8 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. -Официальный сайт Президента РФ. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (проверено 01.08.2023).
Рисунок 2. Сферы деятельности НКО, готовых к взаимодействию с НКО Новороссии
Эксперты отмечают, что за последний год произошла перестройка системы гражданского общества в Новороссии. По сути, она прошла интенсивный путь институционализации по лекалам государственной политики РФ. Во-первых, в состав Общественной палаты РФ вошли представители региональных общественных палат четырех субъектов Донбасса и Новороссии. Во-вторых, в этих регионах стали появляться ресурсные центры для некоммерческих организаций (или произошла перезагрузка их деятельности под влиянием знакомства с опытом работы подобных ресурсных центров других регионов России).
По словам председателя комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорина, ресурсные центры в регионах Новороссии становятся ключевыми игроками в развитии институтов гражданского общества. Они «помогают выстроить диалог между институтами гражданского общества и органами власти, наладить эффективное взаимодействие между сообществами»1. Это способствует более глубокому пониманию «общественного запроса, повышает информационную открытость, обеспечивает положительный социальный эффект для жителей» двух донбасских республик и двух областей2.
1 Зорин В.Ю. Роль гражданского общества возрастает. - Официальный сайт Общественной палаты РФ. Доступ: https://www.oprf.ru/news/rol-grazhdanskogo-obshchestva-v-realizatsii-gosшtspoИtiki-postoyanno-vozrastaet--vladimir-zorm (проверено 01.08.2023).
2 Там же.
Однако методическое и информационное сопровождение зарегистрированных на территории Новороссии некоммерческих организаций, а также частных гражданских активистов ведет не только Общественная палата РФ или региональные ресурсные центры. Консультируют, сопровождают их в реализации социально значимых проектов и иные институты гражданского общества, в т.ч. не включенные в базу данных НКО. По сути, сегодня появились многомодульные наставнические программы, содействующие интеграции Новороссии в единое пространство Российского государства. Особая ценность этих программ в том, что они стали плодом самоорганизации людей. С их помощью решается сразу несколько задач, таких как:
- оказание необходимой помощи населению (и в данном случае не столь важно, сосредоточена ли она только на социальной и волонтерской сфере или включает в себя проекты, нацеленные на становление правовой системы и институтов гражданского общества);
- обучение представителей государственных и общественных институтов, а также граждан продуктивным практикам и технологиям (в самых разных сферах - от участия некоммерческого сектора в реализации государственной политики до запуска малого и среднего бизнеса);
- формирование гражданского общества на основе национальной мировоззренческой модели;
- обретение государством национального ценностно ориентированного паттерна, а гражданами - национального самосознания, «истинного патриотизма» [Лихачев 2022: 87].
Результатом расширения практики медиации в сообществах Новороссии наравне с перечисленными выше задачами может быть выражение лояльности населения этой части страны к населению всей России. Как следствие, будет снижен градус социального конфликта в обществе и усилится фактор интеграции четырех субъектов, вошедших в состав России в 2022 г., в единое государственное пространство РФ. Содействовать этому будет и увеличение числа проектов и программ не только среди некоммерческих организаций, но и среди институтов гражданского общества и у людей, проживающих на местах.
Подтверждается это рядом инициатив, успешно реализованных в 20222023 гг. некоммерческими организациями. Ранее они в разных субъектах РФ апробировали различные технологии, собирающие людей в сообщество гражданских активистов через финансовую, консультативную, информационную, имущественную поддержку в малых и сельских территориях страны. Насколько это востребовано в Новороссии, можно судить по итогам проекта «Вместе мы сила»1, в рамках которого для жителей четырех регионов были организованы такие модули, как школа экспертов, конкурс микрогрантов для физических лиц, мастер-классы по социальному проектированию, обучение азам информационной работы. Среди тем наставнических модулей для представителей государственных и общественных институтов Донбасса - механизмы сотрудничества координатора с некоммерческими организациями, активистами, сообществами, православными приходами, а также со СМИ и модераторами пабликов в соцсетях. Обучающие мероприятия подготовлены специалистами в сфере общественной работы, социального проектирования, фандрайзинга и краудфандинга из Москвы, Кировской, Нижегородской, Самарской обл.,
1 https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=3bc8049e-1ce8-446d-9adf-e44fa622507a (проверено 12.08.2023).
республики Саха - Якутия и республики Удмуртия. Проводились семинары по созданию ресурсных центров на территориях, формированию экспертного сообщества из местных гражданских активистов и руководителей некоммерческих организаций, обсуждались правила коммуникации в командах, а также с авторами социальных проектов.
Чтобы представители органов государственной власти, некоммерческих организаций и активные граждане Новороссии смогли познакомиться с накопленным российскими общественными институтами опытом проектной деятельности, а также интересными идеями, успешными практиками, которые они могли бы интегрировать в свою деятельность и использовать при реализации собственных идей, созданы презентации модельных проектов в разных сферах, различных по масштабу и суммам грантов. Немаловажен выбор этих проектов с точки зрения объема бюджета. Были собраны те инициативы, которые считаются малобюджетными, - от 100 до 300 тыс. руб., что наиболее адекватно финансово-хозяйственной и социально-экономической ситуации в Новороссии и реально для тех, кто никогда не соприкасался с грантами. При этом даже небольшие суммы грантовой поддержки позволяют через проекты повышать и сохранять интерес к русской культуре, преодолевать проблемы коммуникации и социализации семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, популяризировать совместный семейный досуг, фор-
Рисунок 3. Распределение числа заявок на конкурс микрогрантов «Вместе мы сила» по шести направлениям
Победители конкурса микрогрантов по номинациям
^ Образование {I воспитание, в Здоровье и спорт
* Культура
Рисунок 4. Распределение победителей конкурса микрогрантов по номинациям
мировать нравственные ориентиры, а самое главное - создавать необходимые для этого условия и инфраструктуру.
Итогом любого обучения должна быть проверка знаний. В социальном проектировании ее успешность напрямую связана с презентацией, а затем с реализацией этой идеи. Одним из способов замера эффективности предложенной модели интеграции исторических территорий в единое пространство РФ на основе духовно-нравственных ценностей и социокультурной активности гражданских институтов стало проведение межрегионального конкурса проектных инициатив «Вместе мы сила» весной 2023 г. по шести направлениям -«Образование, воспитание и духовно-нравственное просвещение», «Здоровье и спорт», «Культура», «Экология», «Социальное служение», «Развитие территорий». В конкурсе 312 граждан в составе инициативных групп подали на рассмотрение экспертов 139 проектных инициатив: 94 заявки из ЛНР, 42 заявки из ДНР, 3 заявки из Запорожской обл. (см. рис. 3).
По решению межрегионального экспертного совета победителями конкурса стали 49 проектов: 32 инициативы из ЛНР, 16 - из ДНР, 1 - из Запорожской обл. (см. рис. 4). Общий объем их финансирования из благотворительных средств бизнеса и Фонда президентских грантов составил свыше 635 тыс. руб. При этом все проекты имеют отложенное действие, поскольку нацелены не только на решение текущих задач, но и на формирование бережливого, созидательного отношения к своей малой родине у будущих поколений.
Менее чем за год общественные институты Донбасса смогли узнать в своих же регионах неравнодушных граждан, которые ранее никогда не задумывались
о том, чтобы объединиться в какое-либо сообщество или зарегистрировать некоммерческую организацию. Помимо этого, проявились лидеры мнений и эксперты в сфере социального проектирования, которые впоследствии будут интегрированы в экспертные сообщества других субъектов РФ, а также объединены в экспертное сообщество своей территории. Появление здесь представителей некоммерческого сектора со всей страны стало консолидирующим фактором, позволяющим усовершенствовать подходы в сфере образования и воспитания, просвещения и культуры, становления мировоззренческого и технологического суверенитета Российского государства. Инициативные сообщества активных граждан и вовлеченность институтов гражданского общества в восстановление территорий содействуют ускорению выравнивания социально-экономической ситуации и стимулируют интенсификацию интеграционных процессов.
Список литературы
Лихачев Д.С. 2022. Русская культура. М.: Иллюминатор. 368 с.
Сорокин П.А. 2006. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель. 1176 с.
Чхартишвили Д.А., Безвербная Н.А. 2017. Методология социологического исследования процесса институционализации медиации в России. -Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. № 2. С. 190-193.
ZHUKOVSKAYA Evgeniya Evgen'evna, Cand.Sci. (Soc.), Associate Professor ofSretensky Theological Academy (bld. 3, 19 Bolshaya Lubyanka St, Moscow, Russia, 107031; [email protected])
INTEGRATION OF THE HISTORICAL TERRITORIES OF NOVOROSSIYA INTO THE UNIFIED STATE SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. One of the key tasks of Russian Federation government today is the society consolidation on the entire territory of historical Russia. Conditions are being created at different levels to equalize the socio-economic situation of the regions that became part of Russia as a result of the referendums of autumn 2022. The mechanisms of state support for the nonprofit sector that have emerged in recent years have laid the foundation for the systematic activities of public institutions. Research conducted over several years shows that spiritual and moral values can be the basic principle uniting people. That is why special attention should be given not only to social projects of non-profit organizations, but also to their initiatives in the sphere of education and upbringing. Such programs implemented by civil society institutions in the Donbass can become an effective soft power that enhances more sympathy to the government both in the new four regions and in the rest country. The article analyzes measures taken by the state government bodies of the Russian Federation for seamless integration of the Novorossiya historical territories into the modern Russia. In addition, the author gives examples of successful implementation of projects and programs aimed at this by public institutions. The results of social design tools testing, held in 2002-2023, can be recommended for replication in subsequent years as effective public diplomacy practices and resolution of domestic political conflict in society.
Keywords: social project, domestic policy, worldview, spiritual and moral values, sociocultural policy, historical territories integration, history of Russia, Donbass, soft power, region of Russia, public diplomacy, regional development, civil society institutions