Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЫНОК ТРУДА'

ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЫНОК ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвалиды / рынок труда / квотирование рабочих мест / цифровые и этические рабочие места / интегрированный подход к социализации инвалидов. / disabled people / labor market / job quotas / digital and ethical workplaces / integrated approach to the socialization of people with disabilities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Федченко, И В. Филимонова

Предмет исследования – современные технологии позитивного воздействия на трудовые ресурсы путем интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в российский рынок труда. Цель – разработка интегрированного подхода к созданию условий трудовой деятельности для граждан с ограниченными возможностями здоровья, способствующих социализации этой части населения и повышающих потенциал трудовых ресурсов страны. Актуальность исследования обусловлена обострением ситуации на рынке труда, связанной с последствиями проявления демографической ямы 1990-х гг., специальной военной операции, релокации квалифицированных специалистов за рубеж. Научная новизна состоит в разработке улучшенных современных технологий интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда. В исследовании использовались методы научной абстракции и системного подхода, анализ законодательной базы и научных публикаций по данной теме, а также экономико-статистический анализ. Результаты исследования показали необходимость применения комплексного похода к интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда, заключающегося в конкретизации мер по квотированию рабочих мест, обоснованию важности применения при их использовании цифровых технологий и этических принципов. Сделан вывод о необходимости повышения степени обоснованности принимаемых управленческих решений, касающихся организации трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с изменением социально-экономических условий и нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А А. Федченко, И В. Филимонова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF CITIZENS WITH DISABILITIES INTO THE LABOR MARKET

The subject of the study is modern technologies for a positive impact on labor resources through the integration of citizens with disabilities into the Russian labor market. The aim of the research is to develop an integrated approach to creating working conditions for citizens with disabilities, promoting the socialization of this part of the population, and increasing the potential of the country’s labor resources. The relevance of the study is due to the aggravation of the situation in the labor market associated with the consequences of the demographic decline of the 1990s, a special military operation, and the relocation of highly skilled specialists abroad. The scientific novelty lies in the development of improved modern technologies for the integration of citizens with disabilities into the labor market. The research methods include scientific abstraction and a systematic approach, analysis of the legislative framework and scientific publications on this topic, as well as economic and statistical analysis. The results of the study revealed the need to apply a comprehensive approach to the integration of citizens with disabilities into the labor market, which consists of specifying measures for setting job quotas and substantiating the importance of using digital technologies and ethical principles in their use. The authors made a conclusion about the need to increase the degree of validity of management decisions concerning the organization of labor activities of persons with disabilities in accordance with the change in socio-economic conditions and the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЫНОК ТРУДА»

■_

РЫНОК ТРУДА И ЗАНЯТОСТЬ / LABOR MARKET AND EMPLOYMENT

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-42-51 УДК 331.5; 378.4 JEL J14; J24; J21

ИНТЕГРАЦИЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЫНОК ТРУДА

А.А. Федченко, И.В. Филимонова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования - современные технологии позитивного воздействия на трудовые ресурсы путем интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в российский рынок труда. Цель - разработка интегрированного подхода к созданию условий трудовой деятельности для граждан с ограниченными возможностями здоровья, способствующих социализации этой части населения и повышающих потенциал трудовых ресурсов страны. Актуальность исследования обусловлена обострением ситуации на рынке труда, связанной с последствиями проявления демографической ямы 1990-х гг., специальной военной операции, релокации квалифицированных специалистов за рубеж. Научная новизна состоит в разработке улучшенных современных технологий интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда. В исследовании использовались методы научной абстракции и системного подхода, анализ законодательной базы и научных публикаций по данной теме, а также экономико-статистический анализ. Результаты исследования показали необходимость применения комплексного похода к интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда, заключающегося в конкретизации мер по квотированию рабочих мест, обоснованию важности применения при их использовании цифровых технологий и этических принципов. Сделан вывод о необходимости повышения степени обоснованности принимаемых управленческих решений, касающихся организации трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с изменением социально-экономических условий и нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: инвалиды; рынок труда; квотирование рабочих мест; цифровые и этические рабочие места; интегрированный подход к социализации инвалидов.

Для цитирования: Федченко А.А., Филимонова И.В. Интеграция граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда. Социально-трудовые исследования. 2024;56(3):42-51. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-42-51.

ORIGINAL PAPER

INTEGRATION OF CITIZENS WITH DISABILITIES INTO THE LABOR MARKET

A.A. Fedchenko, I.V. Filimonova

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia

ABSTRACT

The subject of the study is modern technologies for a positive impact on labor resources through the integration of citizens with disabilities into the Russian labor market. The aim of the research is to develop an integrated approach to creating working conditions for citizens with disabilities, promoting the socialization of this part of the population, and increasing the potential of the country's labor resources. The relevance of the study is due to the aggravation of the situation in the labor market associated with the consequences of the demographic decline of the 1990s, a special military operation, and the relocation of highly skilled specialists abroad. The scientific novelty lies in the development of improved modern technologies for the integration of citizens with disabilities into the labor market. The research methods include scientific abstraction and a systematic approach, analysis of the legislative framework and scientific publications on this topic, as well as economic and statistical analysis. The results of the study revealed the need to apply a comprehensive approach to the integration of citizens with disabilities into the labor market, which consists of specifying measures for setting job quotas and substantiating the importance of using digital technologies and ethical principles in their use. The authors made a conclusion about the need to increase the degree of validity of management decisions concerning the organization of labor activities of persons with disabilities in accordance with the change in socio-economic conditions and the regulatory framework.

Keywords: disabled people; labor market; job quotas; digital and ethical workplaces; integrated approach to the socialization of people with disabilities.

For citation: Fedchenko A.A., Filimonova I.V. Integration of citizens with disabilities into the labor market. Social and labor research. 2024;56(3):42-51. DOI: 10.34022/2658-3712-2024-56-3-42-51.

© Федченко А.А., Филимонова И.В., 2024

ВВЕДЕНИЕ

В России как социально ориентированном государстве гражданам с ограниченными возможностями здоровья уделяется существенное внимание. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (последняя редакция с учетом изменений от 25.12.2023 № 651-ФЗ) введено понятие «инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». В рамках данного исследования рассматриваются только трудоспособные инвалиды II и III групп, идентифицируемые как граждане с ограниченными физическими возможностями здоровья. Исходя из этого, понятия инвалиды и граждане с ограниченными физическими возможностями здоровья рассматриваются нами как синонимы.

Изучение вопросов, связанных с положением граждан с ограниченными возможностями здоровья, в настоящее время очень актуально во всем мире, что связано, прежде всего, с их многочисленностью. Так, согласно статистике ООН 15% населения (более 1 млрд человек) относятся к этой социально и экономически уязвимой группе1. В России на начало 2023 г. доля инвалидов составляла около 9% всего населения, а динамика их численности за последние 6 лет неуклонно снижалась (рис. 1).

Однако в условиях специальной военной операции (СВО) ситуация существенно изменилась. По данным сайта информационного агенства interfax.ru 54% участников СВО, перенесших ампутацию нижних и верхних конечностей (соответственно, 80 и 20%) признаны инвалидами2. По сравнению с 2022 г. доля инвалидов-мужчин в возрасте18-30 лет за время проведения СВО выросла в 2023 г. на 13%3. В этой связи вопросы социализации и трудоустройства данной категории молодых людей, представляющих самую активную часть трудовых ресурсов, обладающих рядом востребованных на рынке труда компетенций, должны решаться системно и без бюрократических проволочек.

1 ILO. Labour market inclusion of people with disabilities. Paper presented at the 1st Meeting of the G20 Employment Working Group. Buenos Aires, Argentina. 2018. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---inst/documents/publication/wcms_646041.pdf (дата обращения: 2.04.2024).

2 Военная операция на Украине. https://www.interfax.ru/russia/926239 (дата обращения: 24.04.2024).

3 Росстат. Распределение инвалидов по полу и возрасту. URL: https://

rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.2.docx (дата обращения: 21.04.2024).

Рис. 1 / Fig. 1. Динамика численности инвалидов I-III группы в РФ, 2017-2023 гг., чел. / Dynamics of disabled people I-III groups of health in Russian Federation 2017-2023, people

Источник/Source: составлено авторами по данным Росстата: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.1.docx (дата обращения: 1.04.2024)/ compiled by the authors according to Rosstat data (accessed on 01.04.2024).

В последнее десятилетие Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провели немало исследований по всему спектру проблем, связанных с включенностью граждан с ограниченными возможностями в трудовую деятельность и их социальным положением. Вывод, к которому они пришли в своих аналитических записках, однозначен: «люди с ограниченными возможностями, как правило, имеют меньше шансов трудоустроиться, чем люди без инвалидности»4' 5. В 32 странах ОЭСР, по которым доступны сопоставимые данные, в 2019 г. было в среднем трудоустроено около 42% граждан с ограниченными возможностями. В Германии, Австралии, а также во Франции, показатель отношения занятости к численности граждан с ограниченными возможностями здоровья в трудоспособном возрасте превышает 52%.

В России доля трудоустроенных инвалидов по состоянию на 1 января 2023 г. составила менее 14% (рис. 2). При этом, потенциал граждан с ограниченными физическими возможностями в настоящее время весьма существенен: в России 44% из более чем 3 млн человек с инвалидностью в трудоспособном возрасте (то есть свыше 1 млн) готовы к трудовой деятельности и ищут работу.

Вместе с тем сравнение данных Росстата с данными, полученными в результате опроса, проведенного в рамках проекта Everland, выявило их существенное расхождение, поскольку в отличии от Росстата, который учитывал только цифры официального трудоустройства по трудовому догово-

4 OECD. Disability, Work and Inclusion: Mainstreaming in All Policies and Practices. OECD Publishing. Paris. 2022. https://doi.org/10.1787/1eaa5e9c-en. URL: https://read.oecd.org/10.1787/1eaa5e9c-en?format=pdf (дата обращения: 2.04.2024).

5 WHO. Library Cataloguing-in-Publication Data. World report on disability 2011. URL: https://documents1.worldbank.org/curated/ en/665131468331271288/pdf/627830WP0World00PUBLIC00B0X361491B0. pdf (дата обращения: 2.04.2024).

Рис. 2/ Fig. 2. Доля работающих инвалидов в общей численности инвалидов, состоящих на учете в системе обязательного пенсионного страхования / Share of working disabled people in the total number of disabled people registered in the compulsory pension insurance system

Источник/Source: составлено авторами по данным Росстата: https:// rosstat.gov.ru/storage/mediabank/PI_4.l.docx/compiled by the authors according to Rosstat data.

20%

4P

■ работают официально

■ самозанятые и предприниматели

■ работают не официально

Рис. 3/ Fig. 3. Распределение работающих инвалидов в соответствие со статусом их занятости / Distribution of working disabled people according to their employment status

Источник/Source: составлено авторами по данным Everland https:// evland. tilda.ws/page30370592.html / compiled by the authors according to Rosstat data.

ру, в проекте Everland учитывались также данные самозанятости, индивидуального предпринимательства и неофициального трудоустройства инвалидов6, в результате чего доля трудоустроенных инвалидов в трудоспособном возрасте (три сегмента представлены на рис. 3) выросла до 26%. Необходимо отметить: 78% респондентов заявили, что они могут работать только удаленно.

Согласно данным ОЭСР за 2022 г., люди с ограниченными возможностями с низким уровнем образования чаще сталкиваются с нестабильными условиями на рынке труда, более низкой заработной платой и более рискованной или тяжелой работой7. О барьерах для выхода на рынок труда,

6 Работать ли людям с инвалидностью в России: ситуация 2022?. Everland. URL:https://evland.tilda.ws/page30370592.html (дата обращения: 29.04.2024).

7 OECD. Disability, Work and Inclusion: Mainstreaming in All Policies and Practices. OECD Publishing. Paris. 2022. https://doi.org/10.1787/leaaSe9c-en. URL: https://read.oecd.org/10.1787/leaaSe9c-en?format=pdf (дата обращения: 2.04.2024).

таких как: проблема более низкой оплаты труда для граждан с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с обычными работниками; физические препятствия, затрудняющие доступ к месту работы; дискриминация из-за предубеждения работодателей относительно способности граждан с ограниченными возможностями качественно и продуктивно выполнять работу говорится во Всемирном докладе об инвалидности ВОЗ8. Аналогичный спектр проблем наблюдается и в России [1-3].

Вместе с тем, в ряде стран большое внимание уделяют разработке и реализации программ стимулирования к трудовой деятельности трудоспособных инвалидов. Например, в Бразилии с 2021 г., все инвалиды-бенефициары «Программы постоянных пособий», которые начинают работать на формальном рынке труда с вознаграждением до двух минимальных заработных плат, имеют право на ежемесячную выплату в размере половины минимальной заработной платы (606 реалов в 2023 г.), в качестве стимула для входа на рынок труда и пребывания на нем.9

В России же, напротив, работающим пенсионерам-инвалидам с 2016 г. приостановили индексацию пенсий, и с момента вступления в силу ст. 26.1 Закона № 400-Ф310 существенно сократилось число работающих пенсионеров-инвалидов - с 2 млн 543 тыс. человек на 1 января 2016 г. до 1 млн 559 тыс. человек в 2023 г., то есть почти на 40%.

Президент России В.В. Путин заявил, что индексация пенсий работающим пенсионерам, в том числе и инвалидам, с 2025 г. будет возобновлена, что, безусловно, даст им дополнительный стимул выйти на рынок труда и заниматься посильной трудовой деятельностью.

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАЦИИ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РЫНОК ТРУДА

Интеграция граждан с ограниченными физическими возможностями в рынок труда осуществляется на государственном уровне путем квоти-

8 WHO. Library Cataloguing-in-Publication Data. World report on disability 2011. URL: https://documentsl.worldbank.org/curated/ en/665131468331271288/pdf/627830WPOWorldOOPUBLICOOBOX361491BO. pdf (дата обращения: 2.04.2024).

9 Знаете ли вы о программе «Инклюзивная помощь», предназначенной для граждан с ограниченными возможностями, которые выходят на формальный рынок труда? // Gov.br: URL: https://www.gov.br/pt-br/ noticias/assistencia-social/2021/ll/voce-conhece-o-auxilio-inclusao-voltado-para-pessoas-com-deficiencia-incluidas-no-bpc-que-ingressam-no-mercado-formal-tire-suas-duvidas (дата обращения: 1.04.2024).

10 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых

пенсиях» (с изменениями и дополнениями) ст. 26.1. URL: https://base. garant.ru/70SS2688/e092c9f4eed7cd4232eba2ff467837af/#block 2601

(дата обращения: 01.04.2024).

Рис. 4/ Fig. 4. Субъекты Федерации, в которых доля активных вакансий по квотам для инвалидов ниже средней по России (менее 4%) / Subjects of Federation in which the share of active vacancies under quotas for people with disabilities is below the Russian average (less than 4%)

Источник/Source: расчеты авторов, сделанные на основе данных Общероссийской базы вакансий, проект Федеральной службы по труду и занятости. https://trudvsem.ru/vacancy/search?_regionIds=7700000000000&page=0&isQuoted=true / calculated by the authors based on the vacancy database project of the Federal Service for Labor and Employment.

рования рабочих мест. Государство гарантирует содействие в поиске работы инвалидам, в том числе путем установления для организаций обязанности принимать на работу граждан этой категории и квотировать для них рабочие места. Квота, в данном случае, - это минимальное количество вакансий, которое работодатели должны выделять под трудоустройство социально незащищенных групп населения.11 В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 476-ФЗ, вступившем в силу 1 января 2019 г., предусмотрено «сопровождение при содействии занятости инвалидов на основе функционального взаимодействия органов занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих (волонтерских) организаций, работодателей».12 В соответствии с новым законом о занятости населения (ст. 38) с 1 сентября 2024 г. будет изменено положение о квотах для инвалидов. Регионы установят их для работодателей, у которых трудятся более 35 человек. Квота составит от 2 до 4% от среднесписочной численности персонала. В настоящее время такое правило действует для организаций, где более 100 работников. Кроме того, регионы смогут дифференцировать квоты в зависимости от отрасли экономики, муниципального образования, среднесписочной численности персонала при

11 Квотирование рабочих мест для инвалидов и других категорий граждан в 2024 roTOf.URL: https://kontur.ru/ (дата обращения: 20.04.2024).

12 Министерство труда и социальной защиты URL: https://mintrud.gov. ru/ (дата обращения: 20.04.2024).

условии соблюдения рекомендаций Минтруда.13 Предприятия, которые трудоустраивают инвалидов, могут рассчитывать на льготы по НДС, налогу на прибыль, имущественному и земельному нало-

14

гам.14

Проведенный анализ состояния квотирования рабочих мест для инвалидов на основе данных, представленных на портале проекта Федеральной службы по труду и занятости «Работа России», представляющего Общероссийскую базу вакансий всех 90 субъектов РФ, включая ДНР, ЛНР, Херсонскую область, Республику Крым и г. Севастополь показал, что доля квотированных рабочих мест для инвалидов в общем числе вакансий по России в среднем составляет 4%15. На рис. 4 отображены субъекты Федерации, в которых доля активных предложений вакансий по квотам для инвалидов составляет меньше средней по России.

Таким образом, 52% (47 субъектов из 90) имеют меньше активных вакансий для инвалидов, чем в среднем по России. В числе субъектов Федерации, имеющих менее 1% активных квотированных вакансий для инвалидов Республики Ингушетия (0), Калмыкия (0,83%), Северная Осетия - Алания (0,93%) и Карачаево-Черкесская Республика (0,97%). От 1 до 2% всего 11 субъектов, в

13 Новый Закон о занятости населения опубликован ШL:https://Www. consultant.ru/legalnews/24041/ дата обращения: 20.04.2024).

14 Письмо Минфина РФ от 22.09.2020 N 03-01-11/82904 URL:https://normativ.kontur.ru/limited/documents/34360110024 (дата обращения: 20.04.2024).

15 Общероссийская база вакансий проект. Федеральной службы по труду и занятости.URL: Ы^рБ:/Л1^У5ет.т/тасапсуДеагЛ?_^юпМ5=7700 000000000&page=0&is0uoted=true (дата обращения: 26.04.2024).

Рис. 5/ Fig. 5. Субъекты Федерации, имеющие более 4% вакансий для инвалидов по квотам / Subjects of the Federation that have more than 4% of vacancies for disabled people under quotas

Источник/Source: расчеты авторов, сделанные на основе данных Общероссийской базы вакансий, проект Федеральной службы по труду и занятости. https://trudvsem.ru/vacancy/search?_regionIds=7700000000000&page=0&isQuoted=true / calculated by the authors based on the vacancy database project of the Federal Service for Labor and Employment.

число которых вошла Московская область (1,94%) и Ленинградская область (1,84%). От 2-3% квот всего 7 субъектов в числе которых Белгородская область (2,21%), Чеченская Республика (2,22%), Мурманская область (2,47%), Приморский край (2,48%), Иркутская область (2,66%), г. Байконур (2,7%), Хабаровский край (2,88%).

27% субъектов Федерации имеют более 4% вакансий для инвалидов по квотам от общего числа вакансий в субъекте Федерации (рис. 5).

В 16 субъектах Федерации, в том числе Санкт-Петербурге (5%) и Тюменской области (5,95%) имеются 5-6% вакансий для инвалидов. Более 6% квот для инвалидов от общего числа вакансий располагают всего 8 субъектов: Москва (6%), Челябинская область (6,16%), Ямало-Ненецкий автономный округ (6,21%), Калининградская область (6,32%), Камчатский край (8,28%), Орловская область (8,84%), г. Севастополь (10,74%). Безусловным же лидером является Ярославская область - 14,37%.

С определенной степенью условности можно сделать вывод о том, что более половины субъектов Федерации имеют долю активных вакансий по квотам для инвалидов ниже установленных законодательством 4%.

Анализ данных, представленных в табл. 1, показывает, что условия квотирования рабочих мест для инвалидов в России хуже, чем в странах из приведенной выборки. Если, например, взять за основу опыт Австрии, то применительно к российской практике условия квотирования выгля-

дели бы, на наш взгляд, следующим образом. При количестве работников в организации от 25 и более - для инвалидов должно быть квотировано 4% всех рабочих мест. Что касается штрафа за каждое не закрытое квотируемое место, то в компании от 25 до 99 сотрудников он должен быть в размере 27 тыс. рублей, от 100 до 399 - 38 тыс. рублей, от 400 сотрудников - 40 тыс. рублей.

Во вводимых в России с сентября 2024 г. условиях квотирования рабочих мест региональные органы власти обязаны устанавливать работодателям, у которых трудятся более 35 человек, квоту, составляющую от 2 до 4% от среднесписочной численности персонала. При нарушении этих условий размер штрафа, на наш взгляд, должен корреспондировать со средней заработной платой по региону и рассчитываться ежемесячно исходя из незакрытых квотируемых рабочих мест. Предлагаемые размеры штрафов, на наш взгляд, будут, предположительно, активизировать работодателей действительно принимать инвалидов на рабочие места, а не отделываться уплатой мизерных штрафов, поскольку величина штрафов будет соответствовать средней оплате труда инвалида. Наличие общих закономерностей при интеграции инвалидов в рынок труда создает базу для проведения сравнительного анализа и формирования позиции относительно интеграции инвалидов в рынок труда в новой экономической реальности.

В условиях активного развития современных цифровых технологий рабочие места, в том чис-

Таблица 1 / Table 1

Условия квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями в разных странах / Job quota terms for people with disabilities in different countries of the world

Страна / Country Политика в отношении квотирования / Quota policy Оценка условий относительно РФ /-ti / Assessment of conditions In Russian Federation /- ti

Количество работников в организации / Number of employees in the organization % квотируемых рабочих мест / % of quota jobs Государственный/частный сектор / Public/ private sector Штраф за нарушение/ альтернатива / Penalty for violation/alternative

РФ <35 2-4% оба Р 5000-10000

Аргентина 4% Только гос. сектор i

Австрия < 25 4% оба 25-99 сотрудников - €276; 100-399 сотрудников - €388; <400 сотрудников - €411*

Бразилия <100 2% оба R$. 2 519,31 - 251 929,36 t

<201 3%

<501 4%

<1001 5%

Чили <100 1% оба пожертвования i

Чехия <26 4% оба пожертвования =

Франция <20 6% оба н/д t

Германия 20-39 1человек с тяжелой инвалидностью в месяц в течение года оба штраф t

40-59 2 человека с тяжелой инвалидностью в месяц в течение года

<60 5%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Striving for an inclusive labour market in Austria URLhttps://ec.europa.eu/social/BlobServlet?docId=26836&langId=en (дата обращения: 26.04.2024).

Источник/Source: составлено авторами на основе данных: ст.13.2 п.1 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 25.12.2023) «О занятости населения в Российской Федерации» и Lus Lavboris: URL: https://iuslaboris.com/insights/quotas-for-employing-people-with-disabilities-in-thirteen-countries / compiled by the authors based on the data: Art. 13.2, paragraph 1, Law of the Russian Federation of 19.04.1991 No. 1032-1 (as amended on 25.12.2023) "On Employment of the Population in the Russian Federation" and Lus Lavboris.

ле и квотируемые, все больше приобретают вид цифровых16 [4-6]. Термин «цифровое рабочее место» был впервые введен в начале XXI-го века и представляет собой интеграцию всех технологий, которые сотрудники используют для выполнения своей работы, т.е. под цифровым рабочим местом понимается виртуальный эквивалент физического рабочего места, но включающий в себя все необходимое для трудовой деятельности с использованием персонального компьютера. В частности, электронную почту и текстовые редакторы, а в ряде случаев такие сложные системы, как CRM, ERP и платформы виртуальной реальности. Важность использования цифровых рабочих мест нашла отражение в работах ряда ученых [6-12].

Изменение социального портрета инвалида и необходимость вовлечения в трудовую деятельность граждан, потерявших здоровье в результате участия в военных действиях, но обладающих современными компетенциями и имеющих высокий уровень компьютерной грамотности, подчеркивает значимую роль создания цифровых рабочих мест, ставших ключевым фактором в преобразовании современного бизнеса, изменяя подходы к работе и способствуя увеличению ее продуктивности.

16 Тенденции и новации в регулировании трудовых отношений в современных экономических условиях: Монография / Под ред. Буяновой А.В., Буяновой М.О. М.: Прометей, 2023. 288 с. ISBN 978-5-00172-548-0

Целесообразность организации цифровых рабочих мест для инвалидов обусловлена множеством преимуществ, как для работодателей, так и для работников. Эффективность и производительность трудовой деятельности повышаются благодаря автоматизации рутинных задач, быстрого доступа к информации, гибкости в организации трудового процесса, включая возможность удаленной работы. Эти особенности использования цифровых рабочих мест способствуют социализации инвалидов, улучшая баланс между работой и личной жизнью.

К недостаткам использования цифровых рабочих мест относятся высокие затраты на их организацию, недостаточный уровень компьютерной грамотности работников, опасность использования информации сторонними лицами. Но, несмотря на это, за цифровыми рабочими местами - будущее, т.к. многие сферы, такие как здравоохранение, финансы, производство, образование и даже сельское хозяйство внедряют цифровые технологии для оптимизации процессов и улучшения эффективности, что создает спрос на специалистов по цифровой трансформации, а также ведет к образованию новых рабочих мест в связанных с этим областях. Кроме того, появление цифровых платформ, онлайн-магази-

нов, облачных сервисов, социальных сетей и других цифровых сервисов требует специалистов по маркетингу, дизайну пользовательского опыта, контент-менеджменту, а также специалистов по обработке данных и аналитиков. С ростом интернет-торговли и онлайн-бизнеса возрастает спрос на сотрудников, работающих в области электронной коммерции, включая менеджеров по продажам, логистов, аналитиков и др. Многие услуги, такие как финансовые, консалтинговые, образовательные и здравоохранение, становятся более цифровыми, что приводит к росту спроса на специалистов в этих областях, включая финансовых аналитиков, онлайн-консультантов, дистанционных учителей и т. д.

В условиях развития новых информационных технологий и использования искусственного интеллекта возрастающую роль играют маркет-плейсы товаров и услуг, позволяющие повысить уровень доходов инвалидов за счет получения дополнительного заработка в режиме онлайн, принимая во внимание данные опроса Everland, где 78% респондентов-инвалидов предпочитают работать удаленно: «Маркетплейсы оцениваются экспертами, как очень эффективное направление осуществления предпринимательской деятельности - «64% селлеров сообщили о росте объема своих продаж на маркетплейсах». Это свидетельствует о значительном повышении интереса к использованию таких платформ для бизнеса. Количество занятых на платформах труда в России на первый квартал 2023 г. составляло около 5158 тыс. человек по итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, и 96% из них получали основной доход от платформенной занятости» [4], что говорит о потенциале маркет-плейсов в обеспечении возможности инвалидам повысить свой уровень доходов. Развитие удаленной работы, рассматривается как один из современных трендов, поскольку смягчает демографические проблемы и отвечает запросам граждан с ограниченными физическими возможностями. При всех формах занятости предпочтительной является формальная, поскольку обеспечивает социальную защиту, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве ориентира предлагаем организацию цифрового рабочего места сочетать с его этикой, определяющей моральные принципы и ценности, которые направляют поведение и принятие решений сотрудников. Этика на рабочем месте охватывает широкий спектр поведения и действий, включая честность, уважение, справед-

ливость и подотчетность. Этическое поведение важно не только для отдельных сотрудников, но и для общего успеха и репутации организации. Когда сотрудники придерживаются этических стандартов, это способствует доверию среди коллег, клиентов и заинтересованных сторон, создавая позитивную рабочую среду и улучшая имидж бренда компании [13-14].

Многие исследователи призывают к сдвигу организационных моральных рассуждений в сторону этики заботы, которая отдает приоритет сопереживанию эмоциям и обстоятельствам человека, признанию индивидуальных различий и оценке присущей каждому человеку уникальности [15; 16]. Сочетание квотирования рабочих мест, осуществляемого в условиях развития цифровиза-ции, с использованием этических принципов, позволит, на наш взгляд, создать инклюзивное рабочее пространство для людей с ограниченными возможностями здоровья. В практической деятельности имеется множество препятствий при реализации этих принципов и обеспечении инклюзивное™ инвалидов на рабочем месте, включая обеспокоенность работодателей, связанную с расходами по организации рабочих мест, проблемами снижения производительности труда и возможными прогулами. Существенную роль по усилению препятствий играют предрассудки работодателей относительно продуктивности инвалидов на рабочем месте, а также недостаточная осведомленность работодателей о том, как обеспечить адаптированную для инвалидов среду и как поддерживать их на рабочем месте. Эти барьеры могут быть связаны не только с ошибочными представлениями работодателей и ограниченными знаниями об инвалидности, но также с противоречиями между организационными целями, и потребностями работников.

Полагаем, что соблюдение следующих этических принципов на рабочем месте будет способствовать устранению барьеров по созданию инклюзивного этического рабочего места:

1. Уважение человеческого достоинства. Каждый человек, независимо от его способностей, заслуживает достойного обращения и уважения. Включение работников с ограниченными возможностями в трудовую деятельность гарантирует, что они не будут подвергаться маргинализации или дискриминации по признаку инвалидности.

2. Равные возможности. Важно обеспечить инвалидам доступ к тем же возможностям трудоустройства, обучения и карьерного роста, что и гражданам, не имеющим инвалидности.

3. Отсутствие дискриминации. Дискриминация по признаку инвалидности неэтична и противоречит принципам равенства и справедливости. Работодателям следует активно работать над устранением любых барьеров, которые мешают работникам с ограниченными возможностями полноценно участвовать в трудовой деятельности.

4. Организация труда. Работодатели несут этическую ответственность за предоставление асси-стивных (вспомогательных) технологий17 работникам с ограниченными возможностями, чтобы они могли эффективно выполнять свои трудовые обязанности.

5. Социальная ответственность. Включая работников с ограниченными возможностями здоровья в состав рабочего коллектива, работодатели способствуют построению более инклюзивного общества и разрушению стереотипов об инвалидности. Это демонстрирует приверженность к социальной ответственности.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Оценка количества инвалидов и способы их интегрирования в рынок труда, начиная с 2022 г., существенно изменились, что связано с сокращением численности населения в связи с выходом на рынок малочисленного поколения, а также проведением специальной военной операции. Проблема социализации инвалидов, связанная с их участием в трудовой деятельности, особенно остро проявляется в странах с сокращающимся населением, к которым относится и Россия.

В исследовании использован интегрированный подход к социализации граждан с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающий анализ законодательной базы, обобщение зарубежного и российского опыта в данной сфере, выявление закономерностей изменения квотируемых рабочих мест. Законы, направленные на интеграцию инвалидов в общество обеспечивают отправную точку для содействия включению граждан с ограниченными возможностями здоровья в сферу трудоустройства.

Государственным органам рекомендуется обеспечивать финансирование технологичных приспособлений для снижения дополнительных расходов, которые в противном случае понесли бы работодатели и работники.

17 Под ассистивными технологиями понимаются различные устройства, оборудование, продукты, программное обеспечение или услуги, направленные на усиление, поддержку или улучшение функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие обеспечить доступ к информации, процессу общения, информационно информационно-образовательной среде.

Работодателям рекомендуется принимать меры, повышающие доступность процедур найма и отбора лиц с ограниченными физическими возможностями, обеспечивающие адаптацию к рабочей среде, путем изменения рабочего времени и предоставления ассистивных технологий, что на наш взгляд, снизит дискриминацию при приеме на работу, расширит доступ к рабочему месту и изменит представления о способности граждан с ограниченными возможностями быть продуктивными в рабочей среде.

В исследовании выявлена роль цифрового рабочего места, и показаны его преимущества при интеграции инвалидов в российский рынок труда. Рекомендуется разработка Программы оснащения дистанционных рабочих мест инвалидов ассистивными технологиями (компьютерами и другими вспомогательными средствами) за счет бюджетных средств, что будет способствовать решению проблемы повышения уровня компьютерной грамотности инвалидов, улучшению возможности получения ими дополнительного профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий и последующей дистанционной занятости.

Считаем важным поощрять самозанятость граждан с ограниченными возможностями на маркетплейсах товаров и услуг, посредством индивидуальных условий кредитования, а также консультирования с предоставлением всей необходимой информации по вопросам ведения бизнеса в данной сфере деятельности.

На рабочих местах инвалидов рекомендуется соблюдать этику рабочих мест, формированию которой способствуют программы адаптации с помощью наставничества (ученичества), позволяющего более комфортно адаптироваться в рабочую среду и развивать профессиональные навыки граждан с ограниченными возможностями. Реализации этих мероприятий будут способствовать сформулированные нами принципы этики рабочего места.

Действия, направленные на интегрирование инвалидов в рынок труда, на наш взгляд, должны поддерживать решение граждан с ограниченными возможностями здоровья выйти на работу, предусматривать окупаемость и включать компенсации дополнительных расходов, понесенных гражданами с ограниченными возможностями, таких как стоимость поездки на работу и оборудование рабочего места. Перспективы трудовой деятельности для граждан с ограниченными возможностями здоровья открываются с расширением квотирования рабочих мест при усилении

их этического содержания, что предполагает развитие различных ориентированных на цифрови-зацию форм обучения, позволяющих повысить шансы интеграции данной категории населения в рынок труда.

Таким образом, были определены возможности интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в рынок труда путем конкретизации мер по квотированию рабочих мест,

выявления ключевой роли цифрового рабочего места при соблюдении этических принципов. Результаты проведенного исследования помогли нам также разработать Методические рекомендации, направленные на улучшение социально-трудовых условий интеграции граждан с ограниченными возможностями здоровья в новую экономическую реальность для их социализации и повышения трудового потенциала страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Demianova A. Employment of Disabled People in Russia in the Context of the Digital Economy. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 91/STI/2018. 2018. URL: https://wp.hse.ru/data/2018/11/28/1141498514/91STI2018.pdf (дата обращения: 4.04.2024).

2. Омарова К.А., Курбанова З.А., Абакарова А.А. Особенности и проблемы формирования рынка труда инвалидов. Региональные проблемы преобразования экономики. 2020;9(119):116-124. DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-116-124

3. Абдулаева З.З., Магомедова П.И. Проблемы и тенденции трудоустройства инвалидов как специфического сегмента регионального рынка труда. Региональные проблемы преобразования экономики. 2019;8(106):151-158. DOI: 10.26726/1812-70962019-8-151-158

4. Федченко А.А., Филимонова И.В. Доходы от платформенной занятости как инструмент формирования среднего класса. Уровень жизни населения регионов России. 2024;20(1):48-58. DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_1_5_48_58

5. Ляшок В., Малева Т., Лопатина М. Влияние новых технологий на рынок труда: прошлые уроки и новые вызовы. Экономическая политика. 2020;15(4):62-87. DOI: 10.18288/1994-5124-2020-4-62-87

6. Беседина О.И. Зновенко Д.И., Малахова Е.В. Инновационные методы в кадровой политике. Экономика. Менеджмент. Инновации. 2019;1(19): 3-10.

7. Минакова И.В., Кузьмичева И.Г., Галигузов В.И. Цифровая трансформация экономики в современных условиях. Управленческий учет. 2021;8(3):506-511.

8. Беляева Е.С., Костюк Н.М. Тенденции развития цифровой экономики Российской Федерации. Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики. 2020;10(6):32-41.

9. Баранова О.М. Цифровизация рабочего места как фактор повышения производительности труда. Экономика и бизнес: теория и практика. 2020;1(1):55-58.

10. Гриненко С.В., Неволин И.В. Использование цифровых технологий в рабочем процессе. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019;8(42):49-53.

11. Закирова А.Р., Сафиуллина Р.М., Ахметзянова Г.Н. Цифровое рабочее место как фактор повышения эффективности труда. Вестник экономики, права и социологии. 2021;2:80-83.

12. Ибрагимова З.Ф., Яруллин Р.Р. Цифровые рабочие места: современное состояние и перспективы развития. Актуальные вопросы современной экономики. 2021;9:325-331.

13. Разыкова Л.Т. Этический климат организации или (неэтичное поведение на рабочем месте). Boshqaruv va etikaqoidalari onlayn ilmiy jurnali. 2022;2(8):54-58.

14. Пашкин С.Б. и др. Профессиональная этика в современном обществе: новые вопросы и ответы. Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019;4:354-34.

15. Edwards M., Gatrell C., Sutton A. The case for parentalism at work: balancing feminist care ethics and justice ethics through a winnicottian approach: a school case study. Journal of Business Ethics. 2024;189:231-247 https://doi.org/10.1007/s10551-023-05352-w

16. Jammaers E. Theorizing discursive resistance to organizational ethics of care through a multi-stakeholder perspective on disability inclusion practices. Journal of Business Ethics. 2023;183(2):333-345. https://doi.org/10.1007/s10551-022-05079-0

REFERENCES

1. Demianova A., Employment of Disabled People in Russia in the Context of the Digital Economy. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP 91/STI/2018. 2018. URL: https://wp.hse.ru/data/2018/11/28/1141498514/91STI2018.pdf (accessed on 04.04.2024).

2. Omarova K.A., Kurbanova Z.A., Abakarova A.A. Features and problems of formation of the labor market for disabled people. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Economic Transformation. 2020;9(119):116-124. DOI: 10.26726/1812-7096-2020-09-116-124 (In Russ.).

3. Abdulaeva Z.Z., Magomedova P.I. Problems and trends in the employment of disabled people as a specific segment of the regional labor market. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Economic Transformation. 2019;8(106):151- 158. DOI: 10.26726/1812-7096-2019-8-151-158 (In Russ.).

4. Fedchenko A.A., Filimonova I.V. Income from platform employment as a tool for the formation of the middle class. Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii = Standard of Living of the Population of Russian Regions. 2024;20(1):48-58. DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_1_5_48_58 (In Russ.).

5. Lyashok V., Maleva T., Lopatina M. The influence of new technologies on the labor market: past lessons and new challenges. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy. 2020;15(4):62-87. DOI: 10.18288/1994-5124-2020-4-62-87 (In Russ.).

6. Besedina O.I. Znovenko D.I., Malakhova E.V. Innovative methods in personnel policy. Ekonomika. Menedzhment. Innovacii = Economy. Management. Innovation. 2019;1(19): 3-10. (In Russ.).

7. Minakova I.V., Kuzmicheva I.G., Galiguzov V.I. Digital transformation of the economy in modern conditions. Upravlencheskij uchet = Management Accounting. 2021;8(3):506-511. (In Russ.).

8. Belyaeva E.S., Kostyuk N.M. Trends in the development of the digital economy of the Russian Federation. Strategiya formirovaniya ekosistemy cifrovoj ekonomiki = Strategy for Creating a Digital Economy Ecosystem. 2020;10(6):32-41. (In Russ.).

9. Baranova O.M. Digitalization of the workplace as a factor in increasing labor productivity. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and Business: Theory and Practice. 2020;1(1):55-58. (In Russ.).

10. Grinenko S.V., Nevolin I.V. Using digital technologies in the work process. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement. 2019;8(42):49-53. (In Russ.).

11. Zakirova A.R., Safiullina R.M., Akhmetzyanova G.N. Digital workplace as a factor in increasing labor efficiency. Vestnik ekonomiki, prava i sociologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2021;2:80-83. (In Russ.).

12. Ibragimova Z.F., Yarullin R.R. Digital workplaces: current state and development prospects. Aktual'nye voprosy sovremennoj ekonomiki = Current Issues of Modern Economics. 2021;9:325-331. (In Russ.).

13. Razykova L.T. Ethical climate of an organization or (unethical behavior in the workplace). Boshqaruv va etikaqoidalari onlayn ilmiy jurnali. 2022;2(8):54-58. (In Russ.).

14. Pashkin S.B. et al. Professional ethics in modern society: new questions and answers. Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij = Current Problems of Military Scientific Research. 2019;4:354-34. (In Russ.).

15. Edwards M., Gatrell C., Sutton A. The case for parentalism at work: balancing feminist care ethics and justice ethics through a Winnicottian approach: A school case study. Journal of Business Ethics. 2024. 189:231-247 https://doi.org/10.1007/s10551-023-05352-w

16. Jammaers E. Theorizing discursive resistance to organizational ethics of care through a multi-stakeholder perspective on disability inclusion practices. Journal of Business Ethics. 2023. 183(2):333-345. https://doi.org/10.1007/s10551-022-05079-0

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Анна Александровна Федченко - доктор экономических наук, профессор кафедры Психологии и развития

человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Anna А. Fedchenko - Dr. Sci. (Econ.), Professor of the Department of Psychology and Human Capital

Development, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-9450-3498

faa1711@yandex.ru

Инна Витальевна Филимонова - кандидат экономических наук, доцент кафедры Психологии и развития

человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Inna V. Filimonova - Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital

Development, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-6383-8084

IVFilimonova@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 05.04.2024; после рецензирования 05.05.2024, принята к публикации 12.05.2024. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted on 05.04.2024; revised on 05.05.2024 and accepted for publication on 12.05.2024. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.