ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНТЕГРАЦИЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.В.Масленникова, доцент кафедры общенаучных дисциплин
МГУ им. Н. П. Огарева,
А.П. Фомин, директор Рузаевского института машиностроения при
МГУ им. Н. П. Огарева, профессор.
Э.В.Майков, профессор кафедры технического сервиса машин МГУ
им. Н.П.Огарева
Мы живем в очень сложное время, для вспоминаем теперь, что до середины 60-х которого характерны и бурное развитие на- годов у нас была одна из лучших в мире учно-технического прогресса, и усложнение система образования. Квалифицированные
техники, и появление принципиально новых прогрессивных технологий, и необходимость изготовления продукции на мировом уровне качества, и многое другое. С возникновением в России рынка труда и частного сектора экономики актуальность проблемы совершенствования высшего техни-
эксперты США, искавшие причины, почему первый человек, попавший в космос, был гражданином СССР, а не США, доложили президенту: русские превзошли нас в образовании - там источники их побед. Взлет Ю.А. Гагарина в космос был не только триумфом советской науки и техники, но
ческого образования возрастает, так как и триумфом советской системы образова-оно должно гарантировать не только уро- ния. После этого финансирование на обра-вень подготовки инженеров, соответствующий требованиям современной мировой экономики и международным стандартам, но и способность инженера адаптировать-
зование в США резко увеличилось. А у нас? За последние 30 лет доля национального дохода, направляемая на нужды образования, снизилась с 10 до 7,2 %. Темпы
ся к новым экономическим условиям. Вы- ресурсного обеспечения образования от-
сокая профессиональная подготовка явля- стают от финансирования материального
ется фактором социальной защиты будущих производства в 10 раз” (Вестн. высш. шк.
инженеров.
Начавшаяся в нашей стране в феврале 1988 г. перестройка высшего и среднего
специального образования продолжается и в настоящее время, потому что “для решения этой проблемы нужна не только сло-
1988. № 3. С. 45). В настоящее время про это финансирование вообще стыдно говорить. можно только привести слова древнеримского сатирика Ювенала: “ Быть образованными хотят все, но как можно дешевле" (Виничук Л. Люди, нравы и обы-
весная поддержка, но и материальный фун- чаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск.
дамент: база для обучения студентов, нор- М., 1988. С. 208). Трудно оправдать такой
и
мальная зарплата для преподавателей, ре-
режим экономии
альные перспективы для выпускников (Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Тарасова Е.М., Никитенко А.Г. Высшее техническое образование: взгляд на перестройку: Науч.- ки системы высшего технического обра-
Все направления, методы и средства, использованные, используемые и рекомендуемые для решения проблемы перестрой-
теор. пособие. М., 1990. С. 119).
зования в нашей стране, могут быть логич-
Десять лет назад «Вестник высшей но представлены в такой последовательно-
школы» писал: “С болью и грустью мы сти:
№ 3, 2000
1) создание единой системы высшего технического образования;
2) реальная интеграция образования,
науки, производства;
3)\силение роли вузовской науки, в пер- тов.
щетехническим дисциплинам на подготовку специалиста в конкретной области производства;
17) модульная подготовка специалис-
вую очередь фундаментальных исследований, в подготовке инженерных кадров;
4) создание учебно-научно-производственных комплексов как базы для подготовки инженеров высшей квалификации;
При решении каждого из перечисленных выше вопросов необходимо исходить из того, что создание единой системы высшего технического образования возможно только на основе реальной интеграции об-
5) оценка качества выпускаемого спе- разования, науки и производства. Интегра-
циалиста через квалификационные харак- ция предусматривает наличие фундамен-
теристики, стандарты качества;
6) разработка и использование формулы инженерного образования, заключающейся в фундаментализации, гуманитари-
тальных знании, прикладных к специальности инженера, базирующихся на фундаментальных законах.
Следовательно, в процессе подготовки
зации образования, целевой подготовке ин- специалиста главными составляющими женерных кадров с учетом условий и тре- всего обучения должны стать фундамен-
бований будущей деятельности; тализм и профессионализм, их интеграция.
7) усиление индивидуального подхода, Отсюда, естественно, вытекает и усиление
развитие творческих способностей буду- роли вузовской науки, в первую очередь фун-
щих специалистов;
8) индивидуальная подготовка студентов - преимущество университетов и политехнических вузов;
9) дифференцированное обучение сту-
даментальных исследовании, в подготовке инженерных кадров.
Учебно-научно-производственные комплексы являются предпочтительным вари-
дента с учетом наклонностей по роду деятельности;
антом решения всех вопросов единои системы образования. Учебная составляющая комплекса формирует учебные планы,
10) фундаментальная подготовка и уз- рабочие программы, соответствующие потребностям знаний будущих специалистов,
кая специализация;
11) усиление фундаментализма через с учетом конкретного производства, а на-требования каждой кафедры, и особенно
специальных выпускающих кафедр;
12) достижение целостности системы высшего технического образования на ос-
учная составляющая вместе с вузовской фундаментальной наукой закладывает фундаментальность знаний на примерах использования конкретного оборудования и
нове фундаментализации общенаучных технологий производства. В данном случае дисциплин, которые являются связующими элементами всех дисциплин учебного пла-
на;
13) установление рационального соот-
фундаментальных
знаний;
14) создание новых учебников и пособий, учитывающих соотношение фундаментальных и технических вопросов;
15) целевая подготовка специалистов с характерными чертами — фундаментализа-ция знаний, компьютеризация и интенсификация обучения с реальной практической
подготовкой;
налицо две главные составляющие высшего технического образования - фундаментализм и профессионализм в конкретной области производства.
Оценка качества подготовки специалиста производится по характеристикам или стандартам качества специалиста, которые составляются из профессиональных знаний, умений и навыков инженера, но на базе глубоких фундаментальных знаний, без которых он не способен решать творческие задачи. Значит, и в этом случае требования к специалисту складываются из профессиональной пригодности и фундамен-
16) профессиональная направленность тальных знаний - из профессионализма и рабочих программ по общенаучным и об- фундаментализма.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Формула инженерного образования технологиями, поэтому изучение фундамен-
фундаментализации
тальных законов должно быть не общим, а
целевой подготовке к конкретной производ- конкретно характерным для производствен-
ственнои деятельности, следовательно, временно исключая гуманитаризацию об-
професс
фундамента
стью на определенную деятельность.
Усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей специалиста не может происходить иначе, как на глубокой фундаментальной теоретической базе, но сформированной и направленной на определенную производственную деятельность, на конкретную профессию.
Индивидуальная подготовка студентов
ной деятельности, в связи с чем курирование преподавания фундаментальных дисциплин должно происходить по согласованию со специальными техническими кафедрами. При осуществлении данного направления налицо интеграция фундаментализма с профес-
сиональной направленностью знании.
Отсутствие преемственности между отдельными дисциплинами учебного плана по подготовке инженеров можно ликвидировать повышением значимости фундаментальных дисциплин, которые могут быть связующими элементами при созда-предусматривает введение дополнитель- нии целостной системы высшеготехничес-
ных курсов, освоение которых невозможно без глубокой фундаментальной базы, а сам выбор этих курсов обусловлен целевой про- ния. Значит, непременным условием цело-
напоавленностью. Введение стности системы высшего технического
кого образования, но только в случае их профессионально направленного преподава-
фессионапьной направленностью. Введение таких курсов предпочтительнее в университетах, обладающих глубокой фундаментальной базой обучения, где преподавание строится на фундаментализме знаний, или
образования является фундаментализация с профессиональной направленностью.
Важнейшим вопросом, подлежащим исследованию, становится соотношение
в политехнических вузах, которые облада- фундаментальных и технических знаний в
ют широким набором различных специаль- багаже подготовленного специалиста, ко-
ностей, т.е. основательным профессиона- торое должно быть правильно, рациональ-
лизмом. Следовательно, индивидуальную но определено в каждой дисциплине учеб-
подготовку студентов целесообразно про- ного плана. Этот вопрос может решаться
водить там, где имеются две составляю- при преподавании общенаучных дисциплин
щие-фундаментализм и профессионализм, через усиление фундаментализма с про-
дифференцированное обучение с учетом наклонностей по роду;:
фессиональной направленностью преподавания, а при преподавании технических дис-
ности, предусматривающее подготовку циплин - через усиление профессионапиз-
инженеров с разделением их на инженеров-управленцев (менеджеров), инженеров-кон-
ма на глубокой фундаментальной базе. Естественно, для такого преподавания
структоров, инженеров-технологов, инжене- необходимы новые специальные учебники
ров-исследователеи, должно строиться на профессионально направленной фундаментальной базе.
и пособия, которые должны строиться на правильном соотношении в каждой дисциплине двух главных составляющих - фунда-
Фундаментальная подготовка и узкая ментализма и профессионализма, а это по-
специализация как направление совершенствования высшего технического образо-
требует и соответствующей переработки рабочих планов по общенаучным и обще-
вания, обусловлены тем, что большая часть техническим дисциплинам, которые в обя-программ инженерного образования носит зательном порядке должны быть профессионально направленными.
Модульная подготовка специалистов
слишком общий характер и не обеспечивает достаточно глубокой базы для приобретения специальных навыков.
Усиление фундаме
профессио
направленностью на конкретную специальность со свойственным ей оборудованием и
То
представляет собой подготовку, интегрирующую лучшие стороны целевой, целевой модульной, индивидуальной и дифференцированной подготовки специалистов. Исходя из вышесказанного она должна строить-
ся также на двух главных составляющих высшего технического образования — на профессионализме и фундаментализме.
Следовательно, какой бы вид подготовки специалиста мы ни выбрали, ядром, вокруг которого строится система обучения, является интеграция фундаментализма и
профессионализма.
Так как мы подробно разобрали на предмет наличия фундаментализма и профессионализма каждое направление, метод и способ построения системы высшего технического образования без выделения главных и вспомогательных звеньев (система, направление и в то же время рабочие планы, учебники, пособия И Т.П.), ТО ПОЗВОЛИМ
себе схематически объединить некоторые компоненты единой системы высшего технического образования. А именно, объединяем усиление вузовской науки и учебнонаучно-производственные комплексы; стандарты качества и формулу инженерного образования; усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей и индивидуальную подготовку; усиление фундаментализма через требования кафедр и установление соотношения фундаментальных и технических знаний; создание новых учебников, пособий и рабочих программ.
Из анализа схемы создания единой системы высшего технического образования становится ясно, что все направления и методы обучения в системе зависят от ядра схемы — фундаментализма с профессиональной направленностью.
Общенаучные дисциплины (физика, математика, химия и т.п., особенно физика) представляют собой научную основу для освоения производственного оборудования и производственных технологий при
подготовке инженеров, в первую очередь инженеров-механиков. Следовательно, вопросы разработки научно-методической основы преподавания общенаучных дисциплин с профессиональной направленностью для инженеров, установления соотношения фундаментальных и научно-технических знаний, от которых зависит качество подготовки инженера, являются наиболее актуальными.
Последующая разработка рабочих планов, методического обеспечения учебниками и учебными пособиями создаст фундамент для использования разнообразных передовых технологий обучения инженеров, включая индивидуальный подход, дифференцированное, целевое и модульное обучение.
Кроме того, разработанные научно-ме-тодические основы преподавания физики с профессиональной направленностью (см.; Масленникова Л.В. Профессиональная направленность преподавания курса физики при подготовке инженерных кадров.: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1991) могут стать методической базой для постановки преподавания других общенаучных и общетехнических дисциплин с интеграцией фундаментальных и профессиональных знаний.
Создаваемая единая система высшего технического образования не может быть окончательной, так как она должна быть адекватной времени, экономическому и социальному развитию общества, при этом, однако, ядро становления системы высшего технического образования остается неизменным.
Вывод может быть только однозначным - фундаментализм с профессиональной направленностью обучения является ключом к построению единой системы высшего технического образования.