Научная статья на тему 'Интеграция довузовской и вузовской систем подготовки учителя музыки'

Интеграция довузовской и вузовской систем подготовки учителя музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ижаева Лариса Муслимовна

В статье рассматриваются природа и сущность интеграции как основы подготовки будущего музыканта-педагога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция довузовской и вузовской систем подготовки учителя музыки»

ИНТЕГРАЦИЯ ДОВУЗОВСКОЙ И ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

© 2011 Ижаева Л.М.

Чеченский государственный педагогический институт

В статье рассматриваются природа и сущность интеграции как основы подготовки будущего музыканта-педагога.

The author of the article considers the nature and the essence of the “integration” concept as a basis for future musical teachers’ training.

Ключевые слова: интеграция, музыкальное произведение, музыкально-исполнительская деятельность, педагог-музыкант.

Keywords: integration, musical composition, music and performing activities, pedagogue-musician.

Проблеме подготовки педагога-музыканта посвящено немало исследований, в которых эта проблема выступает многогранной и сложной по причине значимости вопросов

преподавания музыкознания, теории и истории музыки, практики

исполнительства, тесно переплетенных с эстетикой, психологией и социологией. Обращаясь к творчеству музыковедов и ученых, занимающихся проблемой преподавания музыки в школах, мы найдем более десятка авторских и коллективных программ по предмету «Музыка», согласно которым будущий специалист должен обладать

готовностью к профессионально-

педагогической деятельности с позиций:

- владения методологией

исследования в ее научном смысле;

- обладания уровнем мышления, адекватным природе искусства;

- обладания философским

мышлением (по утверждению ученых школы Д. Б. Кабалевского),

обеспечивающим понимание содержания музыки;

- владения технологией музыкального развития личности и т.д.

По мнению Б. В. Асафьева, «... музыкальный педагог в

общеобразовательной школе не должен

быть «спецом» в какой-либо области музыки, а должен быть теоретиком и регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом, чтобы всегда быть готовым направить внимание в ту или иную сторону. Главное же, он должен знать музыкальную литературу, музыкальные произведения в возможно большем количестве, чтобы не чувствовать в музыкальной эволюции провалов от композитора к композитору или зияющих пустот в творчестве одного из них» [1]. Эта мысль Б. В. Асафьева обошла почти всю музыкальнопедагогическую литературу как «иллюстрация» комплекса

профессиональных качеств, которыми должен обладать учитель музыки в общеобразовательной школе.

Перечисленные качества музыканта-педагога содержат в себе предпосылки интеграции его подготовки, которая так необходима на современном этапе.

Таким образом, на современном этапе резко прослеживается противоречие между комплексным, подлинно интегрированным характером

деятельности учителя музыки в общеобразовательной школе и узкодисциплинарным подходом,

господствующим в системе его подготовки. Педагогическая теория и практика подготовки учителя музыки указывает на преобладание

узкодисциплинарного подхода,

ориентированного на

«функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем» [2], где отдельные стороны

деятельности учителя музыки

превращены в самостоятельные

дисциплины. При этом не обеспечивается целостность профессии и подготовки к ней, вследствие чего главная мысль о том, что учитель музыки должен быть «универсалом», отодвинута на задний план.

Следует отметить, что интегративный подход довольно долго не касался подготовки учителя музыки, вплоть до появления концепции музыкального

воспитания Д. Б. Кабалевского, которая считается основой музыкального

воспитания личности в

общеобразовательных школах. При этом «интеграция» у музыкантов

подразумевала «вписать» музыку в систему преподавания искусства в школе. В педагогической науке система понималась эмпирически, так как теория системы разрабатывалась в рамках эмпирической педагогики. Сегодня система подготовки будущего учителя музыки представляет собой

совокупность дисциплин, где

музыкальным дисциплинам отводится менее половины учебного времени, а какая-нибудь другая дисциплина, играющая, по мнению составителей учебных планов, важное место в подготовке, занимает значительное время. При этом не учитывается факт того, что каждая дисциплина имеет свои цель, задачи и строго очерченный круг знаний, умений и навыков, на которые отводится недостаточное количество учебных часов. Следовательно, обеспечение системности путем привнесения из смежных с музыкой дисциплин (общая педагогика, психология и т.д.), где системность уже сложилась давно и доказала свою практическую значимость, не

способствует в полной мере

возникновению системы, поскольку

связи, установленные между

отдельными дисциплинами, носят случайный характер, целостность учебно-воспи-тательного процесса

остается абстракцией и т.д.

«Системоорганизующими» выступают знания, умения и навыки, которые раскрывают негативные стороны

методики обучения будущих учителей музыки исполнительскому мастерству.

Основной принцип, который устоялся в музыкально-педагогической практике, предполагает сначала освоение текста, а затем работу над произведением в музыкальном направлении». Если текст готов, начинается работа над

динамическими оттенками и нюансами произведения, и здесь выявляются многочисленные проблемы, поскольку студент, исполняя его не в том стиле, характере, не представляет

художественный замысел, вложенный в него автором. Кроме того, он совершенно не чувствует движения музыкальной мысли, отсутствует нужное

прикосновение к музыкальному звуку, время ушло на заучивание и техническую отработку, без серьезного продвижения в направлении музыкально-

художественного мышления.

В процессе работы над произведением студент как исполнитель обращается к музыковедческим истокам, к истории создания произведения, слушает его в исполнении лучших музыкантов мира, тем самым расширяя свой музыкальный кругозор, обогащая опыт слушателя, что очень важно для исполнительской деятельности, повышения эрудиции в вопросах искусства. Но предварительное прослушивание музыкальных

произведений перед их разучиванием имеет и отрицательные стороны, поскольку целью достижения становится звуковой образец, а самостоятельная работа превращается в «метод подражания». И творческий поиск студента, его инициатива, музыкальное мышление протекают на таком низком уровне, что его можно назвать только примитивно-подражательным и даже вредным для развития личности.

По мнению Г. М. Цыпина, особой, специфической частью подготовки музыканта-исполнителя выступает

разбор, которому нужно учить, где важен не разбор нот, а то, что именуется содержательным анализом [6]. При этом концепция Д. Б. Кабалевского, целиком и полностью отвечающая природе искусства, где система тематизма программы выстроена так, чтобы обеспечить изучение музыкального искусства методами мышления, восхождения от абстрактного к конкретному, к сожалению, остается непонятой.

Современная музыкальная педагогика, несмотря на все заявления о научности, по-прежнему предусматривает

методологическую вооруженность

учителя на эмпирическом уровне,

несмотря на наличие научной школы Д. Б. Кабалевского, где педагогика искусства увязывается с теоретической базой преподавания музыки в школе и методикой, способной воспитывать музыкальное и художественное мышление учащихся. При этом в практике появление мышления у студентов (учеников) по-прежнему связывают с четким изложением в программах принципов обучения, задач, перечня произведений и т.д.

Обеспечение в музыкальной педагогике формирования подлинно человеческого мышления (по [4]) представляет собой «сверхзадачу» реализации идеи интеграции, для решения которой в современной педагогической науке есть все условия.

Примечания

1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д., 1973. 2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / под общ. ред. Г. Г. Шевченко, Б. П. Юсова. Луганск : Просвещение, 1990. 200 с. 3. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с. 4. Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. М. : МГСИ, 2009. 5. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием. М. : НИИВШ, 1990. 32 с. 6. Цыпин Г. М. Музыкальноисполнительское искусство: Теория и практика. СПб. : Алетейя, 2001.

Статья поступила вредакцию 16.09.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.