Проект «Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в единое
образовательное пространство»
Лифанова Г. И. заведующая
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 188»,
Валикова И. В. заместитель заведующей по УМР МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 188»,
Воронеж, Россия тс/ои 188\'гпатаИ. ги
Аннотация: Целью статьи является привлечение внимания к пониманию проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, уважению и признанию их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Ключевые слова: дошкольники, инклюзивное образование.
Одной из главных задач современного этапа развития системы образования является создание педагогических условий, оптимальных для каждого воспитанника дошкольного образовательного учреждения. Такой подход предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, учитывающей потребности всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями.
Число детей с легкой патологией, которые посещают детские сады, с каждым годом увеличивается. Практически в каждом из них есть дети с особыми образовательными потребностями, о которых воспитатели либо не знают, либо только догадываются. В настоящее время для дошкольного образования характерна стихийная интеграция, поэтому вопросом первостепенной важности является выявление таких детей с целью организации помощи в стенах ДОУ, где есть необходимые специалисты.
Наличие инклюзивной среды в образовательном учреждении рассматривается, в первую очередь, по организации в ДОУ помощи ребенку: психологической, логопедической, социально-реабилитационной, психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
В нашем дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, по оказанию им комплексной помощи в соответствии со спецификой их психического, физического и соматического здоровья. Имеется необходимое оборудование для проведения коррекционной работы: тренажеры, медицинское оборудование, а также оборудованные помещения - кабинеты учителя-логопеда и педагога-психолога, физиотерапевтический (26 аппаратов) и массажный кабинет.
Среди рисков реализации проекта предполагались следующие:
1. Сопротивление участников-педагогов. (Трудность совместного воспитания и обучения для педагогов.)
2. Негативное отношение детей массовых групп к своим необычным сверстникам.
3. Негативное отношение родителей нормально развивающихся детей к совместному обучению и воспитанию.
В связи с вышеизложенным наметились пути их преодоления:
1. Создание доступной теоретической базы по данному направлению работы.
2. Изучение положительного опыта других педагогов работающих по данному направлению.
3. Организация работы педагога-психолога по адаптации детей в новых условиях.
4. Создание педагогами положительного микроклимата.
5. Открытие «Школы эффективного родителя» (консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, врачей и других специалистов ДОУ).
По реализации данного проекта наметились 3 группы мероприятий: с педагогами, с детьми и родителями.
Работа с педагогами предполагала следующее:
- Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
- Изучение передового педагогического опыта работы ИГ
- Консультирование с заместителем заведующей по УМВ по вопросам проектной деятельности.
- Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей.
- Анализ результатов педагогической диагностики.
Работа с детьми должна была включить следующие мероприятия:
- Проведение педагогической диагностики через наблюдения и игровую деятельность.
- Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности.
- Формы организации детской деятельности:
а) традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместная художественно-творческая и речевая деятельность);
б) нетрадиционные (детско-взрослые проекты).
И, наконец, работа с родителями предполагала такие мероприятия, как:
- Подготовка консультативного материала для родителей.
- Оформление ширм-фотоколлажей с привлечением родителей.
- Участие родителей в оформлении группового помещения.
- Участие родителей в рамках проекта.
Проект реализовывался в ДОУ на протяжении 3-х лет.
Руководство и контроль за организацией коррекционно-педагогической работы осуществляет заведующий ДОУ, который заключает договоры между ДОУ и родителями (законными представителями); совместно с коллективом ДОУ создает климат психологического комфорта; формирует предметно-развивающую среду, другие необходимые условия для функционирования инклюзивных групп (ИГ); взаимодействует с органами здравоохранения и другими учреждениями, осуществляющими поддержку, социальное и медицинское сопровождение деятельности ИГ.
К работе с воспитанниками ИГ привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, инструктор по лечебной физкультуре, медицинские работники, педагоги дополнительного образования.
В результате у педагогов повысился уровень педагогической компетентности, появилось стремление к профессиональному росту и удовлетворенность работой. А также повысилось качество работы с детьми инклюзивной группы по развитию способностей через различные виды продуктивной деятельности.
Следует отметить и то обстоятельство, что все дети с особыми образовательными потребностями легко адаптируются в обществе сверстников и взрослых, имеют хорошую базу для поступления в школу, психологически готовы к школьному обучению. Четко прослеживается продуктивное сотрудничество обычных и «нетипичных» дошкольников, толерантность, гуманное и добросердечное отношение к ближнему.
Наряду с этим у родителей проявляется осознанное отношение к посещению ребенком инклюзивной группы, отмечаются партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Библиография
1. Алферова Г.В. 2001. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. №3. С. 1017
2. Битов А.Л. 2000. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М.
3. Дробинская А.О. 2005. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М.
4. Екжанова Е.А. 2005. ППМС центры в системе профилактики и коррекции отклоняющегося развития у детей // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: Материалы научно-практ. конференции МГПУ. Том 4. М.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. 2008. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие. СПб.
6. Шалыгина Т. 2004. Об условиях проведения коррекционной работы. // Дошкольное воспитание. № 12. С. 69.