ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ОБЩИЕ РЫНКИ
DOI: 10.48137/2687-0703_2020_12_4_124
Александр МАРКАРОВ
Ваге ДАВТЯН
ИНТЕГРАЦИЯ АРМЕНИИ В ОБЩИЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК ЕАЭС: РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ
Дата поступления в редакцию: 11.05.2021.
Для цитирования: Маркаров А. А., Давтян В. С., 2021. Интеграция Армении в общий электроэнергетический рынок ЕАЭС: риски и возможности. - Геоэкономика энергетики. № 2 (14). С. 124-138. 001: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_124
Рассмотрены основные проблемы формирования общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Дана характеристика основным мероприятиям, нацеленным на обеспечение электроэнергетической интеграции. Посредством анализа основных показателей электроэнергетической отрасли стран — членов ЕАЭС определены специфические сильные и слабые стороны национальных рынков электроэнергии. Установлено, что в ЕАЭС наблюдается профицит электроэнергии. При этом показано, что установленная генерирующая мощность ЕАЭС имеет потенциал для увеличения объёмов генерации электроэнергии. Выявлено, что электроэнергетика ЕАЭС в состоянии обеспечить возрастающие потребности государств-членов с выработкой долгосрочных экспортных стратегий, что будет способствовать стабилизации цен на электроэнергию на внутренних рынках стран-членов. Установлено, что строительство электроэнергетического коридора Север — Юг предоставит Армении возможность выхода на электроэнергетические рынки ЕАЭС с преодолением имеющейся инфраструктурной оторванности. Рассмотрены риски и издержки либерали-
МАРКАРОВ Александр Александрович, доктор политических наук, профессор Ереванского государственного университета, директор Ереванского филиала Института стран СНГ. E-mail: [email protected]. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0025, ул. Алека Манукяна, д. 1. SPIN-код:9302-0149
ДАВТЯН Ваге Самвелович, доктор политических наук, доцент Российско-Армянского университета, президент НКО «Институт энергетической безопасности». E-mail: [email protected]. Адрес: Республика Армения, г. Ереван, 0051, ул. Овсепа Эмина, д. 123. SPIN-код: 7094-6199
Ключевые слова: ЕАЭС, Армения, общий рынок, электроэнергетика, либерализация, безопасность.
зации как важного предусловия формирования общего рынка электроэнергии ЕАЭС. Показано, что главным препятствием на пути формирования общего рынка является отсутствие у стран-членов единого видения либерализации национальных рынков. Рассмотрены риски либерализации электроэнергетического рынка Армении с учётом экспортных возможностей армянской энергосистемы.
Введение
Согласно данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ЕАЭС занимает первое место в мире по запасам природного газа (20,7 % от мировой доли), первое место по запасам нефти, включая газовый конденсат (14,6 % от мировой доли), третье место в мире по производству электроэнергии (9 % от мировой доли) и четвёртое место в мире по запасам угля (5,9 % от мировой доли) [Евразийская экономическая интеграция, 2014]. Такие позиции на мировом энергетическом рынке необходимо рассматривать в качестве важного предусловия для формирования и проведения единой энергетической политики. В свою очередь, под единой энергетической политикой следует понимать формирование общего электроэнергетического рынка, создание общих рынков энергоресурсов, разработку балансов энергоресурсов и пр.
Одной из главных составляющих Договора о Евразийском экономическом союзе является раздел ХХ «Энергетика», в котором констатируется, что формирование общих рынков энергоресурсов позволит устранить барьеры во взаимной торговле ими, содействовать созданию равных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов и увеличить объёмы взаимовыгодных поставок этих ресурсов. Раздел «Энергетика» включает статьи, регулирующие такие вопросы, как взаимодействие государств-членов в сфере энергетики, формирование индикативного баланса газа, нефти и нефтепродуктов, создание общих рынков природного газа, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС, обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетической сфере и проч. [Договор о ЕАЭС, 2014].
Среди основных принципов формирования общего рынка следует выделить рыночное ценообразование, развитие конкуренции, устранение технических и административных препятствий энергетической интеграции, развитие транспортных инфраструктур общего рынка, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, гармонизацию национальных норм и правил функционирования энергетических систем.
Формирование общих рынков газа, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, а также единого транспортного пространства ЕАЭС может создать интеграционные возможности также для Армении. В частности, интеграция Армении в общие рынки может способствовать понижению цен на природ-
ный газ в республике, что должно отразиться на себестоимости и, следовательно, конкурентоспособности производимой в Армении электроэнергии. При этом Армения в состоянии перерабатывать дополнительные объёмы природного газа и поставлять электроэнергию по электроэнергетическому коридору Север — Юг (Иран — Армения — Грузия — Россия) на российский рынок и дальше посредством своповой модели в Казахстан и Кыргызстан. При успешной реализации интеграционного процесса можно ожидать, что освоение евразийских энергетических рынков может смягчить издержки Армении от пребывания в энерготранспортной блокаде.
Электроэнергетическая интеграция
Электроэнергетические системы государств — членов ЕАЭС являются важной отраслью интеграции, сформированной во времена СССР, с распадом которого электроэнергетический сектор оказался в кризисной ситуации. При наличии связывающих бывшие советские республики высоковольтных линий электропередач наличие ряда геополитических противоречий не позволяло в необходимой степени использовать унаследованный от СССР инфраструктурный потенциал.
Сегодня страны — члены ЕАЭС располагают диверсифицированной системой линий электропередачи (табл. 1).
Таблица 1
Данные о протяжённости линий электропередачи (220 кВт и выше) стран — членов ЕАЭС (тыс. км)
Показатель Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
ЛЭП 1,44 7,0 24,5 2,3 130,0 165,24
Источник: Энергетическая статистика государств — членов ЕАЭС.
В задачи общего электроэнергетического рынка входит выстраивание отношений между продавцами и покупателями из разных стран — членов ЕАЭС. При этом в союзе наблюдается профицит электроэнергии. Согласно данным за 2018 г., при суммарном потреблении порядка 1237 млрд кВт-ч электроэнергии её совокупное производство странами «пятёрки» составило более 1260 млрд кВт-ч (из которых 86,6 % выработано в Российской Федерации и 8,5 % — в Республике Казахстан).
Вместе с тем установленная генерирующая мощность ЕАЭС (290 ГВт) имеет потенциал для увеличения объёмов генерации электроэнергии. Представленные данные свидетельствуют о том, что электроэнергетика ЕАЭС в состоянии обеспечить возрастающие потребности государств-членов с выработкой долгосрочных экспортных стратегий, что будет способство-
Таблица 2
Показатели электроэнергетической отрасли ЕАЭС
Показатель, 2016 г. Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
Установленная мощность, ГВт 3,3 9,8 22,0 3,6 244,1 282,8
Выработка, млрд кВтч 7,31 33,31 94,0 12,84 1071,64 1219,10
Потребление, млрд кВтч 6,36 36,33 92,3 12,97 1054,32 1202,28
Экспорт, млрд кВтч 1,22 0,16 3,10 0,20 20,48 25,16
Импорт, млрд кВтч 0,27 3,18 1,40 0,33 3,16 8,34
Источник: [5 лет Евразийскому экономическому союзу, 2019]
вать стабилизации цен на электроэнергию на внутренних рынках стран-членов.
Обратимся к базовым показателям электроэнергетической отрасли ЕАЭС (табл. 2).
Общий электроэнергетический рынок государств-членов является системой отношений между субъектами внутренних рынков государств-членов, связанной с торговлей электроэнергией и сопутствующими услугами. Данная система действует на основании общих правил и принципов, наиболее важными из которых являются сотрудничество на основе равноправия и взаимной выгоды, соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электроэнергии, гармонизация законодательств государств-членов в сфере электроэнергетики, беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий и т. д. [ЕЭК: энергетика, 2016].
Согласно ЕЭК, «эффект от функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС вследствие развития рыночных механизмов и конкуренции выразится в увеличении объёмов торговли электроэнергией, повышении прозрачности ценообразования, росте эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, снижении энергоёмкости ВВП, повышении энергетической безопасности государств — членов союза. Кумулятивный эффект будет состоять в расширении сотрудничества наших стран в смежных сферах, а именно — в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов электроэнергетического комплекса, энергетическом машиностроении и инновационной деятельности» [ЕЭК: энергетика, 2016].
В настоящее время ЕЭК проводит последовательную работу по формированию общего электроэнергетического рынка, предполагающего обеспечение доступа к взаимной торговле электроэнергией всем оптовым продавцам и покупателям. Это позволит электростанциям увеличить рынок сбыта, а крупным потребителям — приобретать электроэнергию по более низкой цене у партнёров по ЕАЭС. Помимо торговли по двусторонним контрактам планируется организовать централизованную биржевую торговлю электроэнергией на имеющихся площадках в России и Казахстане.
Для запуска общего рынка электроэнергии необходимо поэтапное формирование нормативной базы, концепции и программы, а также заключение международного договора в рамках союза, вступившего в силу в 2019 г. [5 лет Евразийскому экономическому союзу, 2019].
29 мая 2019 г. в Нур-Султане главы стран ЕАЭС подписали международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка1 Договор включает протокол об общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС, который определяет правовые основы формирования, а также дальнейшего функционирования общего электроэнергетического рынка. Договором определены способы торговли, установлены требования к обеспечению межгосударственной передачи электроэнергии и доступа к услугам субъектов естественных монополий на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС [5 лет Евразийскому экономическому союзу, 2019]. Протокол об общем электроэнергетическом рынке определяет основные этапы его развития в период до создания общего рынка газа (с 1 января 2025 г.), а также после его запуска2.
Для полноценного функционирования общего электроэнергетического рынка странам — членам ЕАЭС необходимо подготовить и утвердить пакет документов. Речь, в частности, идёт о четырёх правилах функционирования общего электроэнергетического рынка, регулирующих такие вопросы, как торговля электроэнергией, её межгосударственная передача, распределение пропускной способности межгосударственных ЛЭП, а также обмен информацией на общем рынке.
По оценкам ЕЭК, лишь после пакетного вступления в силу данных правил общий электроэнергетический рынок ЕАЭС сможет полноценно функционировать. Вместе с тем очевидно, что с учётом большой доли электростанций, работающих на природном газе, в структуре генерации стран — членов союза общий электроэнергетический рынок может быть запущен лишь после формирования общего рынка газа.
1 Главы государств ЕАЭС подписали договор о создании общего электроэнергетического рынка // https://www.ritmeurasia.org/news-2019-05-30-glavy-gosudarstv-eaes-podpisali-dogovor-o-sozdanii-obschego-elektroenergeticheskogo-rynka-42944, дата обращения 28.05.2021.
2 Там же.
Таблица 3
Взаимная торговля электроэнергией между странами — членами ЕАЭС
Экспорт/импорт, млрд кВт-ч Армения Белоруссия Казахстан Киргизия Россия ЕАЭС
Армения — — — — — 0
Белоруссия — — — — 3,18 3,18
Казахстан — — — 0,2 1,13 1,33
Киргизия — — 0,33 — — 0,33
Россия — — 2,77 — — 2,77
ВСЕГО 0 0 3,1 0,2 4,31 7,61
Источник: [Энергетическая статистика государств — членов ЕАЭС]
Здесь, впрочем, имеются фундаментальные проблемы, основные из которых сводятся к ценообразованию и тарифному регулированию. Как заявил президент России В. В. Путин на онлайн-саммите лидеров ЕАЭС 19 мая 2020 г., Ереван и Минск не принимают предложенную общую формулу стран ЕАЭС к формированию цен на газ, настаивая на создании единых тарифов газа. По мнению российского лидера, единый тариф может быть реализован на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения.
«Столь глубокий уровень интеграции в ЕврАзЭС пока ещё не достигнут. Мы об этом с вами очень хорошо знаем. А пока цены должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты, инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал», — заявил В. В. Путин3.
В данном контексте важно подчеркнуть, что из стран — членов союза лишь Россия и Казахстан располагают добычей природного газа, следовательно, себестоимость произведённой электроэнергии у них будет значительно ниже, чем, например, в Беларуси, где более 90 % генерации осуществляется на тепловых электростанциях, или в Армении с показателем 40 %. Следовательно, как белорусская, так и армянская электрогенерация будут неконкурентоспособными, в том числе исходя из цен на природный газ.
Обращаясь к показателям взаимной торговли электроэнергией между странами — членами ЕАЭС, следует отметить практическое отсутствие Армении в этом процессе (табл. 3).
Строительство электроэнергетического коридора Север — Юг предоставит Армении возможность выхода на российский рынок электроэнергии.
3 Ереван и Минск не принимают формулу цен на газ ЕАЭС — Путин // Ийр8:// ru.armeniasputnik.am/russia/20200519/23098675/Putin-obyasnil-chego-ne-khvataet-dlya-edinykh-tsen-na-gaz-v-EAES.html, дата обращения 28.05.2021.
В целом прорыв энергетической блокады посредством евразийской интеграции является ключевым вызовом для армянской экономики. В связи с этим необходима нацеленность не только на строительство новых инфраструктур, но также на формирование и апробацию рыночных механизмов с целью понижения себестоимости производимой в республике электроэнергии.
Издержки и риски либерализации
Главным препятствием на пути формирования общего энергорынка ЕАЭС является отсутствие у стран-членов единого видения либерализации национальных рынков — важного условия для воплощения в жизнь интеграционного проекта. Один из наиболее важных вопросов, возникающих при осуществлении политики либерализации энергетического рынка, заключается в том, насколько радикально необходимо подходить к разделению генерации от передачи и распределения электроэнергии.
В России реформы электроэнергетического рынка уже осуществлены, хоть и не привели к ощутимым результатам и традиционно находятся в фокусе критики российских экспертов-энергетиков.
В Казахстане проводится политика выборочной либерализации, что также формирует препятствия на пути к общему рынку.
В Киргизии либерализация также осуществлена в целом формально: активы распределены, однако их большая часть продолжает оставаться в собственности государства.
В Армении процесс либерализации также запущен, однако сопряжён с серьёзными проблемами, связанными преимущественно с большим кредитным бременем, накопленным в системе (по имеющимся оценкам, это бремя доходит до 1 млрд долл., не позволяя проводить в Армении социально ориентированную тарифную политику).
Что касается Белоруссии, то здесь реформы пока не начаты. Связано это, вероятно, с планируемым запуском БелАЭС, которая в корне должна изменить структуру электроэнергетического рынка республики. В экспертных кругах принято считать, что общий рынок будет запущен с учётом особой позиции Минска, однако в конечном счёте эта позиция сводится к тому, что до запуска общего рынка газа в 2025 г. о едином электроэнергетическом пространстве говорить преждевременно, что, на наш взгляд, является объективным подходом, который вписывается также в энергетические интересы Армении.
Сегодня электроэнергетический рынок Армении функционирует по модели «единственный покупатель — продавец», которая была внедрена в 2004 г. Согласно этой модели, право приобретения электроэнергии у производителей и её продажи потребителям на оптовом рынке сохраняется за лицом, располагающим лицензией на распределение.
В 2017 г. правительство Армении утвердило программу либерализации армянского рынка электроэнергии, что было продиктовано также перспективами подключения к общим энергетическим рынкам Евразийского экономического союза [Программа либерализации рынка электроэнергии РА... 2017]. 7 февраля 2018 г. Национальное собрание Армении внесло поправки в закон «Об энергетике». Поправками предусмотрено либерализовать электроэнергетический рынок республики [Грдзелян, 2017].
Целью программы является повышение эффективности внутреннего рынка и стимулирование экспорта. Программой предусмотрено создание механизмов для экспорта всего объёма не востребованной на внутреннем рынке электроэнергии при условии синхронизации правил межгосударственной торговли с соседними странами.
Ожидается, что это может привести к формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, что преимущественно может быть достигнуто путём формирования института электроэнергетических трейдеров. Последние будут приобретать у производителей электроэнергию и продавать её потребителям, выплачивая ЗАО «Электрические сети Армении» (ЭСА) маржу за распределительные услуги. При этом в сфере распределения монополия ЭСА будет сохранена. Предполагается, что это не приведёт к росту внутренних тарифов, так как компания фактически освободится от затрат на поставки. Затраты на распределение будут осуществляться ЭСА, при этом себестоимость за поставки будет покрываться самими трейдерами.
Программой предусмотрено создание оператора рынка, который будет выступать основным институтом, ответственным за торговлю электроэнергией. В рамках новой модели планируется формирование электронной биржи. На бирже квалифицированный потребитель сможет приобретать электроэнергию на нерегулируемом рынке по свободной цене, в том случае если будет нуждаться в объёмах, которые превышают ранее спрогнозированные [О внесении поправок и дополнений к Закону РА «Об энергетике», 2018].
Постулируется, что либерализация рынка позволит проводить в стране социально ориентированную тарифную политику путём внедрения ночных и дневных тарифов. В целях установления новых тарифов будет также рассматриваться сезонное, пиковое или ночное загруженное время.
Сегодня программа либерализации электроэнергетического рынка Армении осуществляется при содействии Агентства международного развития США (ШЛЮ), на финансовые ресурсы которого разработано программное обеспечение, позволяющее всем участникам рынка получать информацию о своих правах и обязанностях. Согласно официальным заявлениям, «отныне не будет ситуаций, при которых компании, работавшие с убытком, будут перекладывать разницу на конечный тариф для потребителей» [Ава-несов, 2019]. В соответствии с программой новая модель внутреннего электроэнергетического рынка будет задействована в феврале 2021 г.
Что касается либерализации рынка экспорта, то имеющиеся здесь проблемы имеют преимущественно инфраструктурный характер. В частности, при поставках электроэнергии из Грузии Армения должна отключить электроснабжение на «островке» своей территории, расположенном в областях Тавуш или Лори, ввиду того что у сторон сегодня нет возможности работать в параллельном режиме. В свою очередь, параллельный режим может быть задействован в 2023—2024 гг., когда завершится строительство линий электропередачи Иран — Армения и Армения — Грузия [Аванесов, 2020] (в рамках программы строительства международного электроэнергетического коридора Север — Юг).
Отметим, что, согласно решению правительства Армении от 6 февраля 2019 г., государственное ЗАО «Энергоимпекс» — компания, за которой было закреплено право закупать электроэнергию у производителей, продавать её на оптовом рынке и заниматься экспортом, было исключено из списка государственных объектов, подлежащих приватизации в 2017—2020 гг. [Закон РА о приватизации государственной собственности... 2017]. Тем самым государство закрепило за собой право на импорт и экспорт электроэнергии. Одновременно в результате этих изменений компании, располагающие лицензией на распределение и передачу электроэнергии, — ЗАО «ЭСА» и ЗАО «Высоковольтные электрические сети» — обрели статус предприятий, оказывающих инфраструктурные услуги [Решение правительства РА... 2019].
Важно также выделить потенциальные риски и угрозы, исходящие из модели либерализации электроэнергетического рынка Армении.
В рамках реформ предусмотрено свободное вхождение крупных производителей на рынок, предоставление возможности поставлять в Армению дешёвую электроэнергию. Основной риск здесь заключается в том, что Армения, будучи страной с избыточными генерирующими мощностями (установленная мощность — 3555 МВт, используемая — 2200 МВт), постепенно будет сокращать объёмы экспорта с увеличением доли импортной (преимущественно грузинской) электроэнергии на внутреннем рынке. Увеличению доли произведённой в Грузии электроэнергии на рынке в Армении может способствовать низкая себестоимость грузинской генерации, обеспечиваемая преимущественно благодаря интенсивному развитию гидроэнергетики. Уже сегодня в торговле электроэнергией с Грузией у Армении имеется отрицательное сальдо. По результатам 2018 г. экспорт электроэнергии из Армении в Грузию составил 7,8 млн кВт-ч, импорт — 82,3 млн кВт-ч [Энергетический баланс РА, 2018]. При этом в 2019 г. импорт составил 59,3 млн кВт-ч, экспорт — 0 кВт-ч [Начкебия, 2020].
Эта тенденция в корне противоречит базовой модели обеспечения энергетической безопасности Армении, выстроенной на принципе увеличения экспорта на внешние рынки, ослабление позиций на которых неизбежно
приведёт к потере геостратегического регионального ресурса. Следовательно, проблемы регулирования электроэнергетического рынка Армении следует рассматривать не только с сугубо коммерческих, но и с геополитических позиций.
Выводы
Формирование общего рынка электроэнергии ЕАЭС может создать интеграционные возможности для Армении. В свою очередь, интеграция Армении в общие рынки может в будущем способствовать понижению цен на природный газ в республике, что должно отразиться на себестоимости и, следовательно, конкурентоспособности производимой в Армении электроэнергии. Армения в состоянии перерабатывать дополнительные объёмы природного газа и поставлять электроэнергию по электроэнергетическому коридору Север — Юг с выходом на рынки ЕАЭС. Очевидно, что с учётом большой доли электростанций, работающих на природном газе, в структуре генерации стран — членов союза общий электроэнергетический рынок может быть запущен лишь после формирования общего рынка газа.
В настоящее время ЕЭК проводит системную работу по формированию общего электроэнергетического рынка, предполагающего обеспечение доступа к взаимной торговле электроэнергией всем оптовым продавцам и покупателям. При этом главным препятствием на пути формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС является отсутствие у стран-членов единой и согласованной позиции по поводу либерализации национальных рынков. Другим важным препятствием для интеграции является комплекс разногласий в двусторонних отношениях некоторых членов ЕАЭС. Речь, в частности, идёт о разногласиях в вопросах энергетического сотрудничества между Россией и Белоруссией, Россией и Казахстаном, а также Россией и Арменией — преимущественно в вопросах формирования цен и тарифов на природный газ.
Запущенный в 2017 г. процесс либерализации рынка электроэнергии в Армении нацелен на смягчение тарифов для населения и бизнеса, однако одновременно создаёт существенные геоэкономические риски для республики, которая, располагая избыточной установленной мощностью генерации, нацелена на увеличение объёмов электроэнергетического экспорта с целью закрепления позиций на региональных рынках. Основной риск, на наш взгляд, заключается в том, что Армения может пойти по пути сокращения объёмов экспорта с увеличением доли импортной электроэнергии на внутреннем рынке. Следовательно, проблемы регулирования электроэнергетического рынка Армении необходимо рассматривать не только с коммерческих, но и с геополитических позиций.
Список литературы
Закон Республики Армения о приватизации государственной собственности в 2017—2020 гг. Принят 9 июня 2017 г. // https://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=112755, дата обращения 17.05.2021.
О внесении поправок и дополнений к Закону Республики Армения «Об энергетике». Принято 7 февраля 2018 г. // https://www.arlis.am/documentview.aspx? docid=119953, дата обращения 17.05.2021.
Программа либерализации рынка электроэнергии и мероприятий по развитию межгосударственной торговли Республики Армения: Приложение к протоколу Правительства РА 32-10 от 27 июля 2017 г. // https://www.e-gov.am/ protocols/item/774/, дата обращения 17.05.2021.
Решение правительства Республики Армения от 6 февраля 2019 г. «О передаче полномочий управления акциями (долями), являющимися государственной собственностью ЗАО „Энергоимпекс", Министерству энергетических инфраструктур и природных ресурсов Республики Армения и регламентировании процесса приватизации компании» // https://www.e-gov.am/gov-decrees/item/31432/, дата обращения 17.05.2021.
Договор о Евразийском экономическом союзе. Астана, 2014 // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/, дата обращения 11.05.2021.
Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, 2014 // http:// www.eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf, дата обращения 11.05.2021.
Евразийская экономическая комиссия: энергетика, 2016 // http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/_eec_energy_all_150623.pdf, дата обращения 28.05.2021.
Энергетическая статистика государств — членов ЕАЭС // http://www. eurasiancommission.org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, дата обращения 11.05.2021.
Энергетический баланс Республики Армения за 2018 г.: итоговый отчёт Министерства территориального управления и инфраструктур // https://www.armstat. am/file/doc/99517653.pdf, дата обращения 17.05.2021.
5 лет Евразийскому экономическому союзу, 2019 г. // http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/3057_% D0 % 95 % D0 % AD% D0 % 9A_% D0 % 9A% D0 % BD% D0 % B8 % D0 % B3 % D0 % B0 % 202019.pdf, дата обращения 11.05.2021.
Аванесов А, 2019. В Армении продолжается работа по либерализации рынка электроэнергии // https://finport.am/full_news.php? id=40523, дата обращения 17.05.2021.
Аванесов А., 2020. Замминистра: Либерализация внутреннего рынка электроэнергетики Армении произойдёт с февраля 2021 года // https://finport.am/ full_news.php? id=41046&lang=2, дата обращения 17.05.2021.
Грдзелян Р., 2017. Электроэнергетический рынок Армении в преддверии либерализации // https://regnum.ru/news/economy / 2328243.html, дата обращения 17.05.2021.
Начкебия Р., 2020. На пути к энергонезависимости: на что делает ставку Грузия в 2020 г. // https://sputnik-georgia.ru/reviews/20200131/247626133/Na-puti-k-energonezavisimosti-na-chto-delaet-stavku-Gruziya-v-2020-godu.html, дата обращения 17.05.2021.
Главы государств ЕАЭС подписали договор о создании общего электроэнергетического рынка, 2019 // https://www.ritmeurasia.org/news-2019-05-30-glavy-gosudarstv-eaes-podpisali-dogovor-o-sozdanii-obschego-elektroenergeticheskogo-rynka-42944, дата обращения 28.05.2021.
Ереван и Минск не принимают формулу цен на газ ЕАЭС — Путин // https:// ru.armeniasputnik.am/russia/20200519/23098675/Putin-obyasnil-chego-ne-khvataet-dlya-edinykh-tsen-na-gaz-v-EAES.html, дата обращения 28.05.2021.
ALEXANDER A. MARKAROV,
PhD (Politics), Prof. at YSU, Director of the Armenian branch of the Institute of CIS Countries
Address: 1, Alek Manukyan str., Yerevan, 0025, Republic of Armenia.
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 9302-0149
VAHE S. DAVTYAN,
PhD (Politics), Associate Professor at Russian-Armenian University,
President at the Institute for Energy Security.
Address: 123, Hovsep Emin str., Yerevan, 0051, Republic of Armenia.
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 7094-6199
INTEGRATION OF ARMENIA INTO THE COMMON ELECTRICITY MARKET OF THE EAEU: RISKS AND OPPORTUNITIES
DOI: 10.48137/2687-0703_2021_14_2_124
Received: 11.05.2021.
For citation: MarkarovA. A., Davtyan V. S., 2021. Integration of Armenia into the Common Electricity Market of the EAEU: Risks and Opportunities. - Geoeco-nomics of Energetics. № 2 (14). P. 124-138. DOI: 10.48137/2687-0703_ 2021_14_2_124
Keywords: EAEU, Armenia, common market, electric power industry, liberalization, security.
Abstract
The main problems of the formation of the common electricity market of the EAEU are considered. The characteristic of the main measures aimed at ensuring the electric power integration is given. By analyzing the main indicators of the electric power industry of the EAEU member states, the specific, strengths and weaknesses of the national electricity markets are identified. It is established that there is a surplus of electricity in the EAEU. At the same time, it is shown that the installed generating capacity of the EAEU has the potential to increase the volume of electricity generation. It is revealed that the EAEU electric power industry is able to meet the growing needs of the member states with the development of long-term export strategies, which will contribute to the stabilization of electricity prices on the internal markets of the member states. It is established that the construction of the «North-South» electric power corridor will provide Armenia with an opportunity to enter the EAEU electric
power markets, overcoming the existing «infrastructural isolation». The risks and costs of liberalization are considered as an important precondition for the formation of a common EAEU electricity market. It is shown that the main obstacle to the formation of a common market is the lack of a common vision of liberalization of national markets among the member countries. The risks of liberalization of the electric power market in Armenia are considered, taking into account the export opportunities of the Armenian power system.
References
The Law of the Republic of Armenia on the Privatization of State property in 2017—2020. Adopted on June 9, 2017 // https://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=112755, accessed 17.05.2021. (In Armenian.)
On amendments and additions to the RA Law «On Energy». Adopted on February 7, 2018 // https://www.arlis.am/documentview.aspx? docid=119953, accessed 17.05.2021. (In Armenian.)
Program for the liberalization of the electricity market and measures for the development of Interstate trade of the Republic of Armenia: Annex to the Protocol of the Government of the Republic of Armenia 32—10 of July 27, 2017 // https://www.e-gov.am/protocols/item/774/, accessed 17.05.2021. (In Armenian.)
Decision of the Government of the Republic of Armenia of February 6, 2019 On the transfer of the management powers of the shares (shares) that are the state property of Energoimpex CJSC to the Ministry of Energy Infrastructures and Natural Resources of the Republic of Armenia and Regulation of the Company's Privatization Process // https://www.e-gov.am/gov-decrees/item/31432/, accessed 17.05.2021. (In Armenian.)
Treaty on the Eurasian Economic Union. Astana, 2014. // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_163855/, accessed 11.05.2021. (In Russ.)
Eurasian Economic Integration: Facts and Figures, 2014 // http://www. eurasiancommission.org/ru/Documents/EEC_dig_facts1.pdf, accessed 11.05.2021. (In Russ.)
Eurasian Economic Commission: energetics, 2016 // http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/_eec_energy_all_150623.pdf, accessed 28.05.2021. (In Russ.)
Energy statistics of the EAEU Member States // http://www.eurasiancommission. org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, accessed 11.05.2021. (In Russ.)
Energy Balance of the Republic of Armenia for 2018: Final Report of the Ministry of Territorial Administration and Infrastructure // https://www.armstat.am/file/ doc/99517653.pdf, accessed 17.05.2021. (In Russ.)
5 years of the Eurasian Economic Union, 2019 // http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/3057_% D0 % 95 % D0 % AD% D0 % 9A_% D0 % 9A% D0 % BD% D0 % B8 % D0 % B3 % D0 % B0 % 202019.pdf, accessed 11.05.2021. (In Russ.)
Energy statistics of the EAEU Member States / http://www.eurasiancommission. org/ru/act/energetikaiinfr/energ/energo_stat/Pages/default.aspx, accessed 11.05.2021. (In Russ.)
Energy Balance of the Republic of Armenia for 2018: Final Report of the Ministry of Territorial Administration and Infrastructure // https://www.armstat.am/file/ doc/99517653.pdf, accessed 17.05.2021. (In Russ.)
5 years of the Eurasian Economic Union, 2019 // http://www.eurasiancommission. org/ru/Documents/3057_%D0%95%D0%AD%D0%9A_%D0%9A%D0%BD%D0% B8%D0%B3%D0%B0%202019.pdf, accessed 11.05.2021.
Avanesov A., 2019. Armenia continues work on electricity market liberalization // https://finport.am/full_news.php? id=40523, accessed 17.05.2021.
Avanesov A., 2020. Deputy Minister: Armenia's domestic electricity market will be liberalized from February 2021 // https://finport.am/full_news.php? id=41046&lang=2, accessed 17.05.2021.
Grdzelyan R, 2017. Armenia's Electricity Market on the threshold of liberalization // https://regnum.ru/news/economy / 2328243.html, accessed 17.05.2021.
Nachkebiya R, 2020. On the way to Energy independence: what Georgia is betting on in 2020 // https://sputnik-georgia.ru/reviews/20200131/247626133/Na-puti-k-energonezavisimosti-na-chto-delaet-stavku-Gruziya-v-2020-godu.html, accessed 17.05.2021.
The heads of the EAEU states signed the agreement on the creation of a common electricity market, 2019 // https://www.ritmeurasia.org/news-2019-05-30-glavy-gosudarstv-eaes-podpisali- dogovor-o-sozdanii- obschego-elektroenergeticheskogo-rynka-42944, accessed 28.05.2021.
Yerevan and Minsk do not accept the EEU gas price formula — Putin // https:// ru.armeniasputnik.am/russia/20200519/23098675/Putin-obyasnil-chego-ne-khvataet-dlya-edinykh-tsen-na-gaz-v-EAES.html, accessed 28.05.2021.