Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕГИОНОВ СФО НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. ЧАСТЬ 2. 2011–2022'

ИНТЕГРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕГИОНОВ СФО НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. ЧАСТЬ 2. 2011–2022 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торгово-экономические связи / товарные рынки / интеграция / товарные потоки / Алтайский край / регионы Сибирского федерального округа / trade and economic relations / commodity markets / integration / commodity flows / the Altai Krai / regions of the Siberian Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Троцковский Александр Яковлевич, Родионова Людмила Васильевна, Наземцева Юлия Юрьевна

Настоящая работа является окончанием статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала. В данной части изложены результаты исследования торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России в 2011–2022 гг. Основные выводы вытекают из анализа динамики изменений на товарных рынках края и динамики процесса интеграции Алтайского края и регионов СФО на товарных рынках в период 2001–2022 гг. Выводы, представленные в работе, касаются роли и места регионов СФО как потребителей алтайской продукции, так и поставщиков своей продукции на алтайский рынок. При этом регионы СФО оцениваются как с позиции их совокупной роли во ввозе (вывозе) продукции по сравнению с другими федеральными округами России, так и с позиции роли каждого из регионов Сибири с учетом их специализации. Особое место в исследовании занимает анализ ситуации на продовольственном рынке края в силу, с одной стороны, его значимости для края, а с другой — возможностей, предоставленных методикой статистического наблюдения за межрегиональным товарообменом. Результаты анализа свидетельствуют о высокой степени интеграции на товарных рынках Алтайского края и регионов СФО по сравнению с регионами других федеральных округов России. Наблюдается тенденция роста объемов взаимных поставок продукции на товарные рынки края и регионов СФО. В рассматриваемом периоде регионы СФО остаются основными потребителями алтайских товаров, в первую очередь, продовольственных. В статье отмечены существенные различия в торговых связях края с отдельными регионами СФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Троцковский Александр Яковлевич, Родионова Людмила Васильевна, Наземцева Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE ALTAI KRAI AND THE SIBERIAN REGIONS ON COMMODITY MARKETS IN DIFFERENT PERIODS BETWEEN 2001 AND 2022: EXPERIENCE OF COMPARATIVE ANALYSIS. PART 2. 2011–2022

This article is the end of the article published in the previous issue of the magazine. This part presents the results of a study of trade and economic relations between the Altai Krai and the Russian regions in 2011–2022. The authors characterize the dynamics of changes in the commodity markets of the region in these years, assess the role and place of the regions of the Siberian Federal District as consumers of Altai products and suppliers of their products to the Altai market. At the same time, the regions of the Siberian Federal District are assessed both from the position of their total role in the import (export) of products in comparison with other federal districts of Russia, and from the position of the role of each of the regions of Siberia, taking into account their specialization. A special place in the study was occupied by the analysis of the situation in the food market of the region due, on the one hand, to its significance for the region, and on the other, to the opportunities provided by the method of statistical observation of interregional commodity exchange. The results of the analysis indicate a high degree of integration in the commodity markets of the Altai Krai and the regions of the Siberian Federal District compared to the regions of other federal districts of Russia. There is a trend of growth in the volume of mutual supplies of products to the commodity markets of the region and regions of the Siberian Federal District. In the period under review, the regions of the Siberian Federal District remain the main consumers of Altai goods, primarily food. It should be noted that there are significant differences in trade relations with each of the individual regions of the Siberian Federal District.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕГИОНОВ СФО НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. ЧАСТЬ 2. 2011–2022»

УДК 332.1 (571.1/.5):339.3 DOI 10.14258/epb202430

ИНТЕГРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И РЕГИОНОВ СФО НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ

ДВУХТЫСЯЧНЫХ ГОДОВ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА. ЧАСТЬ 2. 2011-20221

А. Я. Троцковский1, Л. В. Родионова1, Ю. Ю. Наземцева2

1 Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск, Россия) 2 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия)

Настоящая работа является окончанием статьи, опубликованной в предыдущем номере журнала. В данной части изложены результаты исследования торгово-экономических связей Алтайского края с регионами России в 2011-2022 гг. Основные выводы вытекают из анализа динамики изменений на товарных рынках края и динамики процесса интеграции Алтайского края и регионов СФО на товарных рынках в период 2001-2022 гг.

Выводы, представленные в работе, касаются роли и места регионов СФО как потребителей алтайской продукции, так и поставщиков своей продукции на алтайский рынок. При этом регионы СФО оцениваются как с позиции их совокупной роли во ввозе (вывозе) продукции по сравнению с другими федеральными округами России, так и с позиции роли каждого из регионов Сибири с учетом их специализации.

Особое место в исследовании занимает анализ ситуации на продовольственном рынке края в силу, с одной стороны, его значимости для края, а с другой — возможностей, предоставленных методикой статистического наблюдения за межрегиональным товарообменом.

Результаты анализа свидетельствуют о высокой степени интеграции на товарных рынках Алтайского края и регионов СФО по сравнению с регионами других федеральных округов России. Наблюдается тенденция роста объемов взаимных поставок продукции на товарные рынки края и регионов СФО. В рассматриваемом периоде регионы СФО остаются основными потребителями алтайских товаров, в первую очередь, продовольственных. В статье отмечены существенные различия в торговых связях края с отдельными регионами СФО.

Ключевые слова: торгово-экономические связи, товарные рынки, интеграция, товарные потоки, Алтайский край, регионы Сибирского федерального округа.

INTEGRATION OF THE ALTAI KRAI AND THE SIBERIAN REGIONS ON COMMODITY MARKETS IN DIFFERENT PERIODS BETWEEN 2001 AND 2022: EXPERIENCE OF COMPARATIVE ANALYSIS. PART 2. 2011-2022

A. Ya. Trotskovsky1, L. V. Rodionova1, Yu. Yu. Nazemtseva2

1 Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS (Novosibirsk, Russia) 2 Polzunov Altai State Technical University (Barnaul, Russia)

This article is the end of the article published in the previous issue of the magazine. This part presents the results of a study of trade and economic relations between the Altai Krai and the Russian regions in 2011-2022. The authors characterize the dynamics of changes in the commodity markets of the region in these years, assess

Окончание статьи, опубликованной в журнале Экономика Профессия Бизнес. 2024. № 1. Статья подготовлена по пла-

ну НИР ИЭОПП СО РАН, проект «Движущие силы и механизмы развития кооперационных и интеграционных процессов в экономике Сибири», № 121040100279-5.

the role and place of the regions of the Siberian Federal District as consumers of Altai products and suppliers of their products to the Altai market. At the same time, the regions of the Siberian Federal District are assessed both from the position of their total role in the import (export) of products in comparison with other federal districts of Russia, and from the position of the role of each of the regions of Siberia, taking into account their specialization.

A special place in the study was occupied by the analysis of the situation in the food market of the region due, on the one hand, to its significance for the region, and on the other, to the opportunities provided by the method of statistical observation of interregional commodity exchange.

The results of the analysis indicate a high degree of integration in the commodity markets of the Altai Krai and the regions of the Siberian Federal District compared to the regions of other federal districts of Russia. There is a trend of growth in the volume of mutual supplies of products to the commodity markets of the region and regions of the Siberian Federal District.

In the period under review, the regions of the Siberian Federal District remain the main consumers of Altai goods, primarily food. It should be noted that there are significant differences in trade relations with each of the individual regions of the Siberian Federal District.

Keywords: trade and economic relations, commodity markets, integration, commodity flows, the Altai Krai, regions of the Siberian Federal District.

Экономическая конъюнктура как предпосылка активизации интеграционных процессов на товарных рынках края. Во второй части статьи дана характеристика товарообмена Алтайского края с регионами СФО в 2011-2015 гг. и 2017-2022 гг. Следует отметить, что с точки зрения экономической динамики рассматриваемые периоды характеризовались различными процессами.

Так же, как и в экономике страны, в первом из рассматриваемых периодов (2011-2015 гг.) импульс развития экономики края был обусловлен ее посткризисным оживлением, приходящимся на 2010-2012 гг. Наиболее заметно изменение экономической ситуации проявилось в инвестиционной сфере края. Однако тренд ускоряющегося восстановления инвестиционной активности 2010-2011 гг. уже к 2013 г. завершился. Так, если в 2010-2012 гг. темпы роста инвестиций в основной капитал составляли в среднем 114%, то в 20132015 гг. — лишь 96,5% (в первой половине 2016 г. — 88,5%)1.

В целом, оценивая экономическую ситуацию, сложившуюся в крае во второй половине первого периода (2013-2015 гг.), необходимо выделить две ее черты. С макроэкономической точки зрения данная ситуация, в особенности на общероссийском фоне, может быть оценена как относитель-

но стабильная. Об этом свидетельствует, прежде всего, рост региональной экономики. Среднегодовые темпы роста валового регионального продукта в 2013-2015 гг. составили в крае 101,9% (в России — 100,8 %). По темпам среднегодового роста физического объема ВРП в 2013-2015 гг. в расчете на душу населения Алтайский край занял 25-е место среди 85 регионов России.

Сохранился достигнутый уровень промышленного производства, сельское хозяйство демонстрировало неплохие темпы роста (7% в среднегодовом исчислении при 4,2% в России), увеличился, пусть и невысокими темпами, грузооборот транспорта.

Реальные денежные доходы населения продолжали расти высокими темпами (109 и 106,1%) только в 2013-2014 гг., но уже в 2015 г. уже наблюдалось их падение (для сравнения: в России снижение этого показателя началось в 2014 г.)2.

С другой стороны, как отмечалось выше, как для страны, так и для края период 2013-2015 гг. характеризуется качественным изменением ситуации, обусловленным заметным торможением роста ряда основных показателей социально-экономического развития (в их числе — инвестиционной сферы3) по сравнению с предыдущим периодом. При этом нельзя не отметить, что торможение экономики в крае по большинству анализируемых

1 Снижение инвестиционной активности характерно и для промышленных предприятий края. В 2015 г. по сравнению с предыдущим годом инвестиции в основной капитал промышленных предприятий (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) сократились без малого на треть (32,5%) [1]. Аналогичная ситуация сложилась на крупных и средних предприятиях обрабатывающих производств, где в период с 2013 по 2015 год объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составил 18,7 млрд руб. и уменьшился по сравнению с 2013 г. на 10,5%.

2 Детальная характеристика происходящих в этот период в экономике края процессов дана нами в монографии [2, с. 74-9].

3 Торможение темпов роста инвестиционной сферы с 2014 г. по 2016 г. во многом объясняется спецификой структуры источников ее финансирования: в Алтайском крае на долю бюджетных инвестиций приходится порядка четверти их общего объема (для сравнения: в большинстве стран мира бюджетные инвестиции не превышают 3-4%).

показателей происходило меньшими темпами по сравнению с Россией4.

Второй из рассматриваемых периодов (20172022 гг.) применительно к экономике страны зачастую оценивается в научной литературе как рецессия. По отношению же к алтайской экономике, несмотря на все сложности ее функционирования в этот период, на наш взгляд, констатировать в целом ее упадок и торможение было бы не совсем корректно.

Во-первых, очевидна неоднородность рассматриваемого периода с позиции экономической динамики: более благоприятная экономическая конъюнктура и, соответственно, более высокие показатели социально-экономического развития края

в первой половине (2017-2018 гг.) и ее ухудшение, сопровождающееся определенным торможением экономики, в 2019-2022 гг. (табл. 1).

Во-вторых, снижение темпов роста производства в различных отраслях экономики региона происходило с различной интенсивностью, а в ряде ее сфер вообще не наблюдалось (к примеру, в жилищном строительстве).

Наконец, в-третьих, проявление рецессии в регионообразующих отраслях края (промышленности, сельском хозяйстве) по сравнению со среднероссийской динамикой было меньшим, что позволило региону сохранить более высокие темпы роста по ряду ключевых социально-экономических показателей.

Таблица 1

Динамика основных показателей социально-экономического развития Алтайского края

в 2017-2022 гг.

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021 2022

1. Среднегодовая численность работников организаций, чел. 439526 429735 423952 421060 415811 411330

2. Численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, чел. 18708 17350 17045 35951 16272 12741

3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 25560 29015 31870 34240 37852 43138

4. Количество организаций, учтенных в статистическом регистре Росстата, ед. — 53486 50228 46981 45678 42104

5. Количество индивидуальных предпринимателей, учтенных в статистическом регистре Росстата, ед. — 52940 52945 52763 48092 46876

6. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 103,7 100,8 101,9 101,1 101,7 103,0

7. Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году 101,8 103,3 98,8 96,7 118,4 104,1

8. Ввод в действие общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования, кв. м 629908 786099 757721 826349 988679 923346

9. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году 113,9 124,1 98,7 101,2 100,6 102,6

Источник: Основные показатели социально-экономического положения муниципальных и городских округов, муниципальных районов Алтайского края 2018-2022.

Позитивные подвижки в экономике края были особенно заметны в начале рассматриваемого пе-риода5. Так, индекс промышленного производства в 2017 г. составил 103,7%, [4, с. 8], химических веществ и химических продуктов — 103,6%. Среди ведущих видов экономической деятельности в общем объеме отгруженных товаров в экономике Алтайского края выделялись производства пищевых

продуктов, производства кокса и нефтепродуктов, обеспечение электроэнергией, газом и паром, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство химических веществ и химических продуктов, производство прочих транспортных средств и оборудования, производство напитков [5, с. 12].

4 В целом по оценкам экспертов, начиная с 2014 г. развитие российской экономики сопровождается затуханием темпов экономического роста, вплоть до оценки данного состояния как стагнации и рецессии [3].

5 Заметим в связи со сказанным, что аналогичные процессы были характерны для всей экономики России.

В общей структуре обрабатывающих производств в Алтайском крае наибольший удельный вес составляло производство пищевых продуктов. В 2017 г. этот вид производственной деятельности составлял 27,7% в объеме отгруженной продукции, в 2019 г. он был увеличен до 30,4%. В структуре пищевых производств основной объем отгруженной продукции формировался за счет молочной продукции, продуктов мукомольной и крупяной промышленности, переработки мяса и мясной продукции, растительных и животных масел и жиров (88,4% в 2017 г.) [6, с. 7].

Производство продукции сельского хозяйства выросло на 1,8% (в 2018 г. — на 3,3%), что позволило Алтайскому краю сохранить свои позиции по этому показателю среди регионов СФО.

Положительная динамика была зафиксирована в инвестиционной деятельности. В 2017 г. общий объем инвестиций составил 84,2 млрд руб., индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сравнении с 2016 г. увеличился на 13,9%1 (табл. 1).

По обороту розничной торговли Алтайский край в 2017 г. оставался на седьмом месте среди регионов СФО. Увеличение оборота (100,7% от уровня 2016 г.) было связано с ростом оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия. Среди наиболее неблагоприятных факторов, оказывавших влияние на развитие розничной торговли в Алтайском крае, по-прежнему высокая конкуренция со стороны других регионов, а также недостаточный платежеспособный спрос населения [7, с. 7].

Однако уже в 2019 г., как следует из таблицы 1, наметилась тенденция торможения производства в базовых отраслях: индекс промышленного производства снизился на 2,9 п. п., производства продукции сельского хозяйства (вследствие неблагоприятных природных условий) — на 4,5 п. п. и составил 98,8%.

Характерной чертой развития экономики в 2020 г., получившей свое продолжение в последующие годы, было сокращение масштабов производства. Последнее наглядно проявилось в заметном (на 27 %) уменьшении количества организаций, а также количества индивидуальных предпринимателей, учтенных в статистическом регистре Рос-стата.

Проявилась тенденция снижения среднегодовой численности работников организаций. Численность безработных граждан, регистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в 2020 г.2, увеличилась более чем вдвое, но, как следует из таблицы 1, эта тенденция оказалась кратковременной. В 2022 г. по сравнению с 2017 г. численность официально зарегистрированных безработных сократилась почти в 1,5 раза.

Отмеченные подвижки в экономике в 20202022 гг. не могли не сказаться на ее развитии, но принципиального влияния не оказали. В 2022 г. по отношению с 2017 г. (конец и начало анализируемого периода) индекс промышленного производства вырос на 8,8 производства продукции сельского хозяйства — на 21,6, инвестиций в основной капитал — на 27,9%. Ввод в действие общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования почти в 1,9 раза.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что в трудные для страны и края годы экономика региона, пусть и сравнительно невысокими темпами, продолжала расти, что, естественно, сказалось и на процессах взаимодействия региональных рынков.

Межрегиональная торговля Алтайского края с регионами СФО в 2011-2015 гг.3 На протяжении всего анализируемого периода, как и ранее, объемы ввоза продукции в Алтайский край (в стоимостном выражении) превышали объемы вывоза: в 2015 году показатель ввоза составлял 103,5% к уровню вывозимой продукции (в 2011 г. — 110,4 %). Число регионов — поставщиков продукции в Алтайский край составляло 71. Традиционно наибольший объем ввоза зафиксирован из регионов СФО: в 2011 году — 69,7%, в 2015-66,5% (рис. 1).

Как и в предыдущие периоды, из регионов СФО ввоз осуществлялся в основном из Новосибирской (9,6 млрд руб.), Кемеровской (25,4 млрд руб.) и Омской областей (18,4 млрд руб.), на долю которых приходилось 82% ввезенной в край из регионов округа продукции. На эти же регионы приходилось в 2013 г. 54% общего объема в край пищевых продуктов. Новосибирская, Омская и Кемеровская области входили в десятку регионов России с наибольшими объемами ввоза в Алтайский край товаров и продукции.

1 Проявившийся значительный прирост инвестиций в Алтайском крае в сравнении со среднероссийскими показателями (в России индекс физического объема инвестиций в основной капитал составил 104,4%, в СФО — 100,3%) был зафиксирован за счет произошедшего падения, вызванного краткосрочной рецессий 2016 г. В этот период в Алтайском крае произошло сокращение инвестиций в основной капитал в ВРП с 22,7% в 2013 г. до 15,1% в 2016 г. [8].

2 Последствия влияния пандемии ОО^Ю-19 на экономику Алтайского края и регионов СФО, а также меры по их нивелированию подробно изложены в статье одного из авторов [9].

3 При написании раздела использованы материалы аналитических записок Алтайкрайстата [10, 11].

Рис. 1. Объем ввоза продукции в Алтайский край в разрезе федеральных округов России, млн руб.

Источник: данные Алтайкрайстата

Сложившаяся специализация регионов предопределила товарную структуру ввоза. В объеме ввоза из Новосибирской области 78,3% составили продовольственные товары; в Кемеровской области 85,7% объема ввоза в край приходилось на уголь; в Омской области 72,6% — на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Дополним к сказанному, что в рассматриваемый период в Алтайский край из регионов СФО ввозилась широкая номенклатура продукции, половину стоимостного объема которой составляло топливо (уголь, мазут, бензин, дизельное топливо).

Роль регионов СФО в потреблении продукции, произведенной в Алтайском крае. В разрезе округов Сибирский федеральный округ по спросу на продукцию алтайских производителей намного опережал другие федеральные округа России, уступая, как и в предыдущие годы, лишь Центральному округу. При этом для этих округов характерна разная динамика: снижение спроса на алтайскую продукцию примерно в 1,2 раза в Центральном федеральном округе и рост объемов вывоза в Сибирском федеральном округе в 1,7 раза (рис. 2). В результате этих процессов доля СФО в общем объеме вывезенной продукции выросла с 24,8% в 2011 году до 36% в 2015 году.

Рис. 2. Объем вывоза продукции из Алтайского края в разрезе федеральных округов России, млн руб.

Источник: данные Алтайкрайстата

Не изменилась и региональная структура вывоза продукции в СФО. Вывоз в основном осуществлялся в Новосибирскую (12,4 млрд руб.) и Кемеровскую (8,3 млрд руб.) области, а также в Красноярский край (4,0 млрд руб.). На долю этих трех регионов приходилось 72,5 % вывезенной в регионы округа продукции. Кроме названных регионов СФО в десятку лидеров-потребителей алтайской продукции вошли в 2015 г. Иркутская и Томская области.

Объем пищевых продуктов, поставляемых в регионы СФО, составил в 2015 г. 27,6 млрд руб., что выше уровня 2011 г. в 2,1 раза (в фактических ценах). На регионы СФО в 2013 г. приходилось 68% всего объема вывоза из края пищевых продуктов.

Основными потребителями пищевой продукции являлись Новосибирская область (10,9 млрд руб.), Кемеровская область (5,3 млрд руб.), Красноярский край (3,5 млрд руб.), Иркутская область (1,9 млрд руб.), Омская (1,2 млрд руб.) и Томская (2,1 млрд руб.) области.

Достаточно сказать, что из десяти регионов с наибольшим объемом вывоза из края пищевых продуктов семь приходилось на регионы СФО. При этом поставки пищевых продуктов в Новосибирскую и Кемеровскую области отличались наиболее широкой номенклатурой — 25-30 видов.

В поставках продукции в регионы России участвовала треть обследованных предприятий (всего было обследовано ежегодно в среднем 631 предприятие Алтайского края). Охват регионов-потребителей колебался от 73 в 2013 году до 81 в 2015 году, а доля вывоза в регионы России в общем объеме реализации составляла 54%.

В 2015 году из 63 наблюдаемых видов продукции по 45 доля потребителей — регионов России в общем объеме реализации превышала 20%, что свидетельствует о заметной роли края в насыщении товарных рынков регионов России.

Как и в предыдущие периоды, сложившаяся конъюнктура рынка детерминировала непостоянство числа видов вывозимой продукции. В рассматриваемом периоде предприятия края в целом сохранили либо увеличили объемы реализации продукции, хотя и не по всем ее видам: в 2015 году объемы продукции, реализованной на межрегиональном рынке, составили 94,6 млрд руб., что выше уровня 2011 г. на 21,5% в фактических или 9,8% — в сопоставимых ценах.

Резюмируем. В анализируемом периоде характер межрегиональной торговли Алтайского края

в своих основных чертах практически не отличался от торговли в рассмотренных ранее периодах (2002-2003 гг. и 2005-2007 гг.). Стабильным оставался состав регионов-лидеров в торговле с Алтайским краем и преобладание местных товаропроизводителей на рынке продовольственных товаров при насыщении рынков непродовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения в основном за счет ввоза из других российских регионов.

Специфика межрегиональных торговых взаимодействий края с регионами СФО на современном этапе (2017-2022 гг.). Прежде чем переходить к изложению результатов исследования, нам потребуется дать краткие пояснения, касающиеся логики анализа торгово-экономических связей в рассматриваемом периоде. Дело в том, что по сравнению с тремя ранее описанными периодами последний характеризуется наименьшей информационной обеспеченностью1. Это обстоятельство обусловило иной, отличный от использованных ранее подход к оценке динамики торгово-экономических связей края с регионами СФО.

Суть его заключается в совместном рассмотрении картины динамики объемов поставок отдельных видов продукции регионами России в Алтайский край и доли в этих поставках регионов СФО, что позволяет дать оценку роли последних в насыщении товарных рынков края.

Аналогично, для оценки регионов СФО как потребителей продукции алтайских предприятий рассматривалась динамика поставок алтайской продукции во все регионы России с «поправкой» на долю регионов СФО в этих поставках.

Второй отличительный момент методики обусловлен тем, что динамика ввоза (вывоза) товаров рассматривалась не погодовая2, а в среднем за пятилетку, за исключением 2021 и 2022 гг. По нашему мнению, такой «укрупненный» взгляд на проблему позволяет сделать более объективные выводы о торгово-экономических связях Алтайского края с регионами СФО.

Роль регионов СФО в поставках продукции на рынки края. Согласно изложенной выше методике, рассмотрим тенденции насыщения товарных рынков Алтайского края регионами России.

В таблице 2 приведена динамика включенности регионов России в рассматриваемом периоде в процессы насыщения товарных рынков края и, напротив, потребления продукции алтайских предприятий.

1 Так, к примеру, число товаров производственно-технического назначения, попавших в выборочную совокупность товаров для статистического наблюдения за межрегиональной торговлей, сократилось с 53 до 23 видов. Количество наблюдаемых продовольственных видов товаров существенно не изменилось.

2 Заинтересованный читатель может найти погодовую динамику (2016-2020 гг.) в опубликованной нами ранее статье [12, с. 124-125; 128].

Таблица 2

Число регионов-участников межрегиональной торговли с Алтайским краем в 2015-2022 гг.

2015 2016 2017 2018 2019 2021 2022

Число регионов России — потребителей продукции, выпускаемой предприятиями Алтайского края: по всей наблюдаемой номенклатуре продукции 81 82 83 83 83 77 84

из нее пищевые продукты, напитки, табачные изделия 80 82 82 83 83 77 84

Число регионов России — поставщиков продукции в Алтайский край: по всей наблюдаемой номенклатуре продукции 71 70 69 71 71 62 71

из нее пищевые продукты, напитки, табачные изделия 63 63 58 60 59 52 66

Источник: данные Алтайкрайстата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из таблицы следует, что в период 2015-2019 гг. численность регионов-поставщиков продукции в Алтайский край не претерпела заметных изменений. В 2021 г. количество регионов-поставщиков продукции в Алтайский край заметно снизилось (из Южного федерального округа поставки продукции шли только из Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, а из СевероКавказского округа только Ставропольский край вошел в число поставщиков). В 2022 году ситуация стабилизировалась и количество регионов, поставляющих продукцию в край, вновь выросло до 71.

Картина ввоза продукции в край из регионов России, в том числе СФО, осталась прежней. Отметим ряд моментов, присущих и ранее рассмотренным периодам:

— номенклатура ввозимых товаров существенно шире по сравнению с номенклатурой вывоза;

— наблюдались существенные колебания роста (снижения) среднегодовых объемов поставок тех или иных видов продукции в Алтайский край в зависимости от изменения конъюнктуры рынка в крае и регио-нах-поставщиках3.

Что касается поставок продовольственных товаров, то к концу рассматриваемого периода по сравнению с его началом объемы ввоза большинства их видов возросли (см. погодовую динамику поставок продовольственных товаров в изданной ранее статье).

Более наглядно «экспансия» продовольственных товаров в край видна при анализе двадцатилетнего периода, с ориентацией на усредненные по пятилеткам показатели ввоза (табл. 3)4.

Что же касается регионов СФО в процессах насыщения рынков края товарами, то, как видно из таблицы 4, они играют особо значимую роль в формировании продовольственного рынка края и рынка несельскохозяйственных промежуточных продуктов и в заметно меньшей степени — рынка непродовольственных потребительских товаров.

Обратим внимание читателей на один принципиальный для экономики края момент (о последствии этого чуть ниже). Как следует из таблицы 3, в целом ввоз продовольственных товар в Алтайский край за более чем двадцатилетний период увеличился в гораздо большей степени, чем непродовольственных. В среднем за 2021-2022 гг. (это наиболее «свежие» статистические данные) по сравнению с среднегодовыми показателями начала анализируемого периода (2001-2005 гг.) ввоз в край ключевых продовольственных товаров (мяса, масла сливочного, сыров и сырных продуктов, масла растительного, крупы, безалкогольных напитков) увеличился в десятки раз. Ввоз же ряда несельскохозяйственных промежуточных продуктов, а также автотранспортных средств, мотоциклов, шин либо вырос незначительно, либо, напротив, уменьшился почти на порядок (чугун, пиломатериалы и др.)

3 Так, к примеру, уменьшение объемов ввоза наблюдалось для таких непродовольственных потребительских товаров, как обои, пасты, средства моющие и несельскохозяйственных промежуточных товаров (бензин автомобильный, масла моторные, шифер, материалы кровельные и др.). В силу неблагоприятной конъюнктуры рынка уменьшился также ввоз ряда продовольственных товаров (молока, консервов мясных, сырных продуктов, маргарина и т. д.). Очевидно, что изучение конъюнктуры рынка и детерминирующих ее факторов в разрезе отдельных конкретных товаров требует дополнительного более детального изучения.

4 Отметим особо, что рост ввоза в край из регионов России и, в частности, регионов СФО, продовольственных товаров сопровождался заметным сокращением поставок большинства несельскохозяйственных промежуточных продуктов (топлива, мазута, масел моторных и др.), а также автотранспортных средств и шин.

Таблица 3

Ввоз отдельных видов продукции в Алтайский край предприятиями регионов России

(без микропредприятий)

Виды продукции В среднем за период 2021-2022 гг. к 20012005 гг., раз

2001-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2022

Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т 579 2495,8 9451,6 14298,2 22412,9 38,7

Колбасные изделия, т 2147,2 6140,1 9230,0 17456,6 17166,2 8,0

Масло сливочное (включая пасты масляные и масло топленое), т 38,9 756,7 2424,1 2012,6 1977,5 50,8

Сыры и продукты сырные, т 18,4 498,4 1118,1 2485,0 1471,2 80,0

Масло растительное, т 1515,2 3082 18670,3 32280,7 19253,3 12,7

Сахар, т 37840,9 35042,7 83255,8 82063,2 334957,6 8,9

Мука, т 5781,3 9499,3 17380,7 10338,5 15244,4 2,6

Изделия макаронные, т 1265 1062,6 2225,6 3490,8 7313,5 5,8

Крупа, т 370,7 1652,7 2221,28 10651,9 18357,9 49,5

Несельскохозяйственные промежуточные продукты

Бензин автомобильный,т 454054 456746,9 477506,3 511959,1 542409,7 1,2

Топливо дизельное, т 422917,9 370358,5 279886,2 296307,9 442417,2 1,1

Прокат черных металлов готовый, т 151594 223966,5 212578,4 317876 330789,7 2,2

Чугун, т 5913,6 3274,9 2981,34 732,7 411,9 0,1

Пиломатериалы (кроме шпал железнодорожных и трамвайных деревянных непропитанных), м3 30887,6 19369 11829,4 9436,8 5395,5 0,2

Цемент, т 230779 362158,9 427677,2 494205,6 578852,5 2,5

Удобрения минеральные или химические, т 57201,2 24014,1 68814,82 127750,4 360368,0 6,3

Автотранспортные средства, мотоциклы, шины

Автомобили грузовые (включая шасси), штук 874,6 1116 972,2 860,0 747,0 0,9

Автомобили легковые, штук 16931 6640,6 7561,4 4203,0 3244,0 0,2

Автобусы, штук 800,2 561,8 431,6 358,4 103,0 0,1

Шины, покрышки, штук 271296,0 189555,4 13066,8 87483,0 246986,0 0,9

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

Таблица 4

Доля предприятий регионов СФО во ввозе отдельных товаров и продукции в Алтайский край

(без микропредприятий) в 2018-2022 гг., %

Наименование продукции, ед. измерения 2018 2019 2021 2022

Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т 66,2 63,0 79,0 77,8

Изделия колбасные, т 61,0 58,8 45,3 47,1

Молоко, кроме сырого, т 100,0 94,8 100,0 100,0

Сметана, т 95,1 94,3 92,4 97,7

Творог, т 86,8 44,9 96,8 99,5

Масло сливочное, паста масляная, масло топленое, т 77,2 74,1 80,2 84,3

Сыр, т 38,1 17,7 15,1 25,6

Масло растительное, т 83,2 36,3 27,3 36,6

Окончание таблицы 4

Наименование продукции, ед. измерения 2018 2019 2021 2022

Мука, т 31,9 56,3 66,0 63.9

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, т 15,7 11,9 5,4 11,5

Крупа, т 1,5 2,4 3,4 4,9

Непродовольственные потребительские товары

Готовые ткани, тыс. кв. м 17,8 12,9 15,6 33,7

Средства моющие, т 36,4 38,3 18 22,2

Лекарственные препараты, тыс. руб. 7,6 8,1 11,7 8,8

Сельскохозяйственное сырье

Комбикорма, тонн 25,2 83,3 12,9 5,0

Несельскохозяйственные промежуточные продукты

Бензин автомобильный,т 80,4 73,3 90,0 87,4

Дизельное топливо, т 69,4 57,1 64,8 53,2

Готовый прокат, т 22,9 16,0 33,2 36,5

Чугун, т 1,6 7,3 5,9 18,4

Портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый и аналогичный цемент гидравлический, т 88,8 93,6 100,0 100,0

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

Поставки продовольственных товаров из регионов России и, в частности, регионов СФО способствовали углублению в исследуемом периоде конкуренции на рынках продовольствия по ряду пищевых товаров — колбасных изделий, мяса птицы, масла растительного и животного.

Роль регионов СФО в потреблении продукции, произведенной в Алтайском крае. Отметим для начала, что число регионов России, куда Алтайский край поставляет свою продукцию, превышает число регионов-поставщиков продукции в край — 83 и 71 регион соответственно.

В период 2015-2019 гг. край расширил географию регионов-потребителей продукции его предприятий, но с 2021 г., как уже отмечалось, наблюда-

лась кратковременная тенденция к их сокращению (табл. 2).

Алтайский край в рассматриваемом периоде нарастил поставки практически всех видов производимых в регионе продовольственных товаров (за исключением колбасных изделий)1. Поставки ряда из них выросли в 2020 году по отношению к 2016 году без малого в два раза и более (масло животное и растительное, сыры жирные, крупа и др.) [11, с. 124-125].

Если же исходить из анализа среднегодовых показателей по пятилеткам в периоде 20012022 гг., то углубление связей с регионами России в части поставок продовольствия выражено в гораздо большей степени (табл. 5).

Таблица 5

Продажа отдельных видов товаров и продукции предприятиями Алтайского края потребителям в регионах России в 2001-2022 гг. (кроме микропредприятий)

Виды продукции В среднем за период 2021-2022 гг.

2001-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2022 к 20012005 гг., раз

Потребительские товары: Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т 4724 15593 33431 24758 28719 6,1

Изделия колбасные, тонн 347 762 2908 2128 1774 5,1

Масло сливочное, паста масляная, масло топленое, т 1304 1360 2009 4414 7679 5,9

Заметим, что исследуемый период характеризуется снижением производства в Алтайском крае мяса и молока. Обязательства края по поставкам мяса и мясопродуктов на межрегиональные рынки были выполнены за счет заметного увеличения доли вывоза (включая экспорт) в общем производстве мяса — 52,9% в 2016 г. и 68,8% в 2020 г.

Окончание таблицы 5

Виды продукции В среднем за период 2021-2022 гг. к 20012005 гг., раз

2001-2005 2006-2010 2011-2015 2016-2020 2021-2022

Сыры, т 6896 8021 7587 14084 28512 4,1

Масла растительные, т 5764 11281 31621 89391 129148 22,4

Мука, т 452585 576608 644194 633368 599352 1,3

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, т 25883 52644 65512 78561 82450 3,2

Крупа, т 41841 62707 87769 201995 278954 6,7

Непродовольственные товары

Средства моющие синтетические, т 46 363 4579 11641 12869 281,6

Продукция производственно-технического назначения

Материалы лакокрасочные, т 373 326 1433 837 860 2,3

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

Как далее следует из таблицы 6, значительная причем в существенно большей степени, чем про-часть продовольствия, поставляемая предприятия- изводимые в регионе непродовольственные потре-ми края, потребляется населением регионов СФО, бительские товары.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доля регионов СФО в потреблении отдельных видов товаров и продукции предприятий Алтайского края (без микропредприятий) в 2018-2022 гг., %

Наименование продукции, ед. измерения 2018 2019 2021 2022

Продовольственные товары

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т 92,8 97,7 69,6 35,3

Изделия колбасные, т 100,0 100,0 100,0 100.0

Молоко, кроме сырого, т 100,0 100,0 100,0 100,0

Масло сливочное, паста масляная, масло топленое, т 70,7 76,8 73,2 70,5

Сыр, т 62,9 52,4 35,6 14,4

Масло растительное, т 66,5 22,9 24,9 24,9

Мука, т 36,3 32,9 34,0 37,3

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, т 55,4 51,0 45,5 49,0

Крупа, т 23,7 20,8 17,2 19,9

Непродовольственные потребительские товары

Средства моющие, т 26,5 32,1 26,7 31,9

Парфюмерные и косметические средства, тыс. руб. 23,3 21,5 18,0 15,7

Лекарственные препараты, тыс. руб. 29,5 11,3 13,3 18,7

Сельскохозяйственное сырье

Комбикорма, т 57,30 49,2 29,5 25,7

Несельскохозяйственные промежуточные продукты

Лесоматериал продольно распиленный или расколотый, разделенный на слои или лущенный, толщиной более 6 мм, куб. м 72,1 80,5 49,6 45,6

Материалы лакокрасочные и аналогичные для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастики, т 48,9 40,5 41,5 79,4

Блоки и прочие изделия сборные строительные для зданий и сооружений из цемента, бетона или искусственного камня, тыс. куб. м 0,0 97,2 49,2 97,5

Источник: данные Алтайкрайстата, расчеты авторов.

Исходя из вышеизложенного, попытаемся охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на продовольственном рынке края.

Вышеприведенные данные свидетельствуют о наращивании объемов поставок по большинству продовольственных товаров как со стороны края, так и регионов России, прежде всего, ре-

гионов СФО. Можно однозначно констатировать усиление интеграции в этом сегменте товарных рынков.

Однако здесь принципиальное значение для развития региона имеет баланс, отражающий соотношение объемов ввоза и вывоза в динамике (табл. 7).

Таблица 7

Ввоз и вывоз отдельных видов продовольственных товаров в Алтайском крае

в 2016-2020 гг. и 2021-2022 гг.

Виды продукции 2016-2020 гг. 2021-2022 гг. Вывоз к ввозу, раз

Ввоз Вывоз Ввоз Вывоз 2016-2020 гг. 2021-2022 гг.

Мясо и мясо птицы, кроме субпродуктов, т 71491 123790,5 22412,9 28718,7 1,7 1,3

Изделия колбасные, т 87283,1 10639,5 17166,15 1774,0 0,1 0,1

Масло животное, т 10063,1 33424,4 1977,5 7679,1 3,3 3,9

Сыры жирные, т 3573,3 79082,9 1471,2 28512,2 22,1 19,4

Масло растительное, т 161403,4 446953,7 19253,3 129148,4 2,7 6,7

Мука, т 51692,4 3166839 15244,4 599352,4 61,2 39,3

Изделия макаронные и аналогичные мучные изделия, т 16667,7 392803,8 7313,5 82450,1 23,5 11,3

Крупа, т 53259,7 1009974 18357,85 278953,8 18,9 15,2

Анализ соотношения объемов вывоза продовольственной продукции, производимой в крае, с объемами ее ввоза свидетельствует о растущей самодостаточности регионов, СФО в качестве производителей и поставщиков продовольствия. Алтайский край, образно говоря, постепенно теряет имевшийся приоритет в этой сфере (за исключением производства масла животного и растительного) и испытывает все возрастающую конкуренцию на своем продовольственном рынке со стороны других регионов.

Заключение. Обозначим в заключении работы основные выводы, вытекающие из анализа динамики процесса интеграции Алтайского края и регионов СФО на товарных рынках в период 2001-2022 гг.

1. В исследуемом периоде произошло углубление интеграции Алтайского края и регионов СФО в целом на товарных рынках, о чем свидетельствует тенденция роста объемов взаимных поставок продукции на товарные рынки края и регионов СФО и фактически стопроцентный охват последних.

2. В динамике процесс углубления интеграции Алтайского края и регионов СФО на товарных рынках протекает с различной скоростью, а в отдельные периоды может даже изменить свою направленность и приобрести дезинтеграционный характер.

3. Интеграция края и регионов СФО как экономический феномен не была и, по-видимому, не будет гомогенным явлением. Степень интеграции

торговых связей с отдельными регионами СФО существенно разнится. Интенсивность торговых связей прочих регионов СФО существенно меньше, вплоть до отсутствия межрегиональных связей по ввозу (вывозу) продукции с отдельными регионами.

4. Релевантной чертой интеграции рассматриваемых территориальных образований на товарных рынках является неразрывное единство двух начал: инерционности и изменчивости. Инерционность торгово-экономических отношений предопределяется двумя главными факторами: формирующимися на протяжении длительного времени и не подверженным быстрым изменениям региональной специализацией экономики и экономическим потенциалом региона. Немаловажным катализатором интенсивности торгово-экономических связей регионов является, как известно, близость их взаимного расположения в географическом пространстве.

Изменчивость и непостоянство ключевых характеристик межрегиональных торгово-экономических отношений является имманентной чертой, присущей межрегиональной интеграции на товарных рынках. Она обусловлена спонтанным неупорядоченным проявлением экономической активности предприятий-производителей продукции под влиянием рыночной конъюнктуры.

5. Инерционность и изменчивость «лица» межрегиональной интеграции на товарных рынках имеют свои типичные формы проявления.

Инерционность (относительная стабильность) межрегиональных торговых связей проявляется, прежде всего, в превышении объемов ввоза товаров над объемом их вывоза (примерно в 1,5-2 раза в стоимостной оценке). Она обеспечивается также неизменностью состава регионов-лидеров СФО как в части вывоза, так и ввоза продукции, а также сравнительным постоянством товаров-доминантов, поставляемых на рынки края (угля и металлопроката из Кемеровской области, газа — из Томской области, дизтоплива и бензина — из Омской области, продовольствия — из Новосибирской области и т. д.) и вывозимых за его пределы (мука, крупа, вагоны железнодорожные, кокс и др.). Наконец, относительная стабильность межрегиональной торговли края с регионами СФО обусловлена постоянством в главных своих чертах товарной структуры торговли, а именно: преобладанием в вывозе из края в регионы СФО продовольственных товаров в широком ассортименте, а во ввозе — продукции производственно-технического назначения и непродовольственных товаров.

Непостоянство торговых связей проявляется, прежде всего, в изменении объемов ввоза и вывоза из края продукции как в целом, так и, в особенности, в разрезе ее отдельных видов, складывающемся под влиянием конъюнктуры рынка в местах производства и сбыта товаров, а также роли отдельных регионов как потребителей и поставщиков товаров и продукции на рынки Алтайского края. Пого-довые изменения в объемах ввоза (вывоза) продукции в отдельные периоды составляют 30% и более.

6. Интеграция Алтайского края с регионами СФО на товарных рынках в целом, как показали результаты исследования, заметно глубже, чем интеграция с регионами прочих федеральных округов России. Более высокая степень связанности Алтайского края и регионов СФО на товарных рынках — как в части насыщения рынков края, так и в потреблении алтайской продукции — является особенностью рассматриваемой межрегиональной интеграции на протяжении всего двадцатилетнего периода.

7. Углубление интеграционных процессов на товарных рынках края и регионов СФО не привело до настоящего времени к их конвергенции, о чем свидетельствует фиксируемое из года в год отставание Алтайского края по ряду ключевых социально-экономических показателей от «продвинутых» регионов Сибирского федерального округа.

Вместе с тем углубление интеграционных процессов на товарных рынках, как показали наши исследования, способствовали усилению интеграции в миграционной сфере производственной кооперации и деловых связей предприятий края и регионов СФО.

8. В качестве одного из перспективных направлений исследования межрегиональной интеграции, на наш взгляд, целесообразно рассматривать выявление механизмов (движущих сил и факторов), предопределяющих направленность и основные характеристики межрегиональных интеграционных процессов как на товарных рынках, так и на рынках средств производства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Точки роста промышленности Алтайского края: аналит. зап. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2016. 24 с.

2. Трансформационные процессы и формирование конкурентных преимуществ в Алтайском крае. Новосибирск, 2017. 424 с.

3. Аганбегян А. Г. Социально-экономическое развитие России: анализ и прогноз // Проблемы прогнозирования. 2014. № 4. С. 3-16.

4. Ситуация в сфере промышленного производства в Алтайском крае. Январь-декабрь 2017: аналитический обзор / И. В. Супонина, О. А. Белова; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 24 с.

5. Крупный и средний бизнес Алтайского края. 2017.: аналитический обзор / О. В. Ситникова, И. В. Супонина, О. А. Белова; под ред. О. В. Ситниковой; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 112 с.

6. Основные тенденции формирования финансовых результатов организаций пищевых производств Алтайского края. 2015-2017: аналитическая записка / О. В. Ситникова, И. В. Супонина, Т. Б. Смирнова; под ред. О. В. Ситниковой; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 76 с.

7. Крупный и средний бизнес Алтайского края. 2019.: аналитический обзор / О. В. Ситникова, О. А. Белова, С. В. Лесовых; под ред. О. В. Ситниковой; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2020. 104 с.

8. Инвестиционная деятельность организаций — основа экономического развития Алтайского края. 2013-2017: аналитический обзор / О. В. Ситникова, С. Ю. Баева, С. Г. Максимова; под ред. О. В. Ситниковой; Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2018. 24 с.

9. Троцковский А. Я., Сабына Е. Н. Алтайский край: последствия пандемии СОУГО-19 и направления их нивелирования // Экономика Профессия Бизнес. 2021. № 2. С. 100-109.

10. Межрегиональная торговля: основные тенденции, объемы ввоза и вывоза продовольственных товаров в Алтайском крае. 2011-2013. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2014. 52 с.

11. Межрегиональная внешняя торговля Алтайского края. 2011-2015 гг. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2016. 52 с.

12. Троцковский А. Я., Наземцева Ю. Ю. Межрегиональный товарообмен Алтайского края в 19902020 гг. в контексте его социально-экономического развития // Экономика Профессия Бизнес. 2023. № 2. С. 119-132.

REFERENCES

1. Points of growth of industry in the Altai Territory: analytical.zap. / Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory. Barnaul, 2016. 24 p.

2. Transformation processes and the formation of competitive advantages in the Altai Territory. Novosibirsk, 2017. 424 p.

3. Aganbegyan A. G. Socio-economic development of Russia: analysis and forecast. Problems of forecasting. 2014. No. 4. Pp. 3-16.

4. The situation in the field of industrial production in the Altai Territory. January-December 2017: analytical review / I. V. Suponina, O. A. Belova; Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2018. 24 p.

5. Large and medium-sized businesses in the Altai Territory. 2017: analytical review / O. V. Sitnikova, I. V. Suponina, O. A. Belova; edited by O. V. Sitnikova; Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2018. 112 p.

6. Main trends in the formation of financial results of food production organizations in the Altai Territory. 2015-2017: analytical note / O. V. Sitnikova, I. V. Suponina, T. B. Smirnova; edited by O. V. Sitnikova; Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2018. 76 p.

7. Large and medium-sized businesses in the Altai Territory. 2019: analytical review / O. V. Sitnikova, O. A. Belova, S. V. Forest; edited by O. V. Sitnikova; Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2020. 104 p.

8. Investment activities of organizations are the basis for the economic development of the Altai Territory. 2013-2017: analytical review / O. V. Sitnikova, S. Yu. Baeva, S. G. Maksimova; edited by O. V. Sitnikova; Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2018. 24 p.

9. Trotskovsky A. Ya., Sabyna E. N. Altai Territory: consequences of the COVID-19 pandemic and directions for leveling them. Economics Profession Business. No. 2, 2021. Pp. 100-109.

10. Interregional trade: main trends, volumes of import and export of food products in the Altai Territory. 2011-2013. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory. Barnaul, 2014. 52 p.

11. Interregional foreign trade of the Altai Territory. 2011-2015 Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory. Barnaul, 2016. 52 p.

12. Trotskovsky A. Ya., Nazemtseva Yu. Yu. Interregional commodity exchange of the Altai Territory in 19902020. in the context of its socio-economic development. Economics Profession Business. No. 2, 2023. Pp. 119-132.

Поступила в редакцию: 06.03.2024.

Принята к печати: 19.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.