Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовки'

Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курина В. А.

Предмет статьи интеграция обучения в системе технологической подготовки, которая включает в себя общеобразовательный уровень и формирование высококвалифицированного учителя предметной области «Технология». В статье анализируются исторические этапы интеграционных процессов в технологической подготовке, возможность реализации интеграции на основе разделов технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES IN CONTINUOUS SYSTEM OF TECHNOLOGICAL TRAINING

The subject of the article is integration of studying in the system of technological training, which includes general education level and forming of high qualified teacher of subject sphere «Technology». Historical stages of integration processes in technological training, opportunity to realize integration on the base of technology sections are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовки»

Курина В.А.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В НЕПРЕРЫВНОЙ СИСТЕМЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Предмет статьи - интеграция обучения в системе технологической подготовки, которая включает в себя общеобразовательный уровень и формирование высококвалифицированного учителя предметной области »Технология». В статье анализируются исторические этапы интеграционных процессов в технологической подготовке, возможность реализации интеграции на основе разделов технологии.

Технологическая подготовка в соответствии с современными дидактическими требованиями включает в себя изучение основ различных наук, которые включены в разделы образовательной области «Технология», например таких, как технология обработки материалов, графика, электротехника, домашняя экономика и основы предпринимательства и многое другое.

Таким образом, технологическая подготовка, являясь связующим звеном между общеобразовательными дисциплинами и специальной профессиональной подготовкой, выполняет важную роль в выборе профессии учащимися, а также реализует интеграцию содержания обучения технологии.

Образовательная область «Технология» в системе общего образования призвана ознакомить учащихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей, обеспечить их трудовую подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности. Целями обучения в образовательной области «Технология» являются формирование и развитие: основ технологической культуры; культуры делового общения; творческого подхода к труду; экономического и экологического мышления; профессионального самоопределения.

Реализация названных целей связана непосредственно с подготовкой высококвалифицированного учителя технологии, т. е. технологическую подготовку необходимо рассматривать как систему «школа - вуз».

Интеграция как полноправное научное понятие появляется в педагогике в первой половине 1980-х гг. на фоне бурно развивающихся взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах социальной жизни. К этому времени оно уже достаточно прочно закрепилось в философской и научной литературе. Тем не менее, было бы неправильным считать, что интеграция в нашей науке возникла в результате простого переноса понятия из других областей научной деятельности в силу желания педагогов не отстать от современности.

Проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики. Эта категория в педагогике представляет собой продукт сложных диалектических превращений научного сознания, подчиняющегося не каким-либо конъюнктурным устремлениям, но впитывающего в себя достижения мировой культуры и порой драматический опыт развития отечественного образования.

История интеграции в просвещении XX века определенно структурируется на четыре качественных этапа:

- рубеж веков - 1920-е гг. - проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа, метод проектов);

- 1950-70-е гг. - межпредметные связи;

- 1980-90-е гг. - собственно интеграция;

-1990-2003 - интеграция, включающая в себя

интеграцию технологических знаний и интеграцию содержания технологии. Схема на рис. 1 помогает представить процесс поэтапного интегрирования. Каждый из представленных этапов занимает свое место в интеграционном процессе технологической подготовки, однако наиболее интересным для нас являются два последних.

1980-90-е гг. составляют третий этап развития интегративных процессов в отечественной педагогике - этап собственно интеграции. Первое исследование по этой проблеме - «Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. Сборник научных трудов» - было издано в 1983 году. Данной работой понятие интеграция было введено в педагогику. По оценке самих авторов, их сборник - «первая попытка отразить сущность интегратив-ных процессов в педагогике, как общенаучной закономерности». Интеграция - это способ формирования всесторонне гармонично развитой личности человека, т. е. не что иное, как метод осуществления основной задачи педагогики [5]. Понимание интеграции как принципа дидактики характерно и для последующих исследований. В конце

Курина ВА.

Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовке

1980-х гг. начинается и в первой половине 1990-х гг. достигает своего апогея массовое движение по созданию интегративных учебных курсов. В 1994

- 1995-х гг. выходят работы В.Т. Фоменко и К.Ю. Колесиной по проблеме интеграции в образовании,

- они и представляют собой первое научное прак-тико ориентированное исследование феномена интеграции в образовании.

Интеграция 1990-х гг. - это научно более развитая идея комплексного обучения. Большинство современных исследований межпредметности сходятся в ее определении как дидактического принципа. В то же время исторический опыт не позволяет нам отделять интеграцию от предметности и уж тем более противопоставлять их друг другу. Интеграция есть нечто, существенно связанное с предметностью, предполагающее ее в другом качестве.

Разумно было бы признать интеграцию одним из важнейших дидактических принципов, который в целом определяет организацию образовательных систем. Тогда предметность становится наиболее общей формой реализации метода интеграции в педагогическом процессе. В этом случае понятия «учебный предмет» и «внутрипредметная интеграция» стали бы тождественными. Этот подход позволяет производить исследования на уровне

системных внутрипредметных отношений, анализировать и синтезировать отдельные процессуальные и функциональные составляющие обучения. Рассматривая любую дисциплину как сложноор-ганизованную систему, мы создаем предпосылку для моделирования процессов, происходящих в пределах учебного предмета как автономной дидактической системы.

Одной из важнейших тенденций современного научного знания является тенденция его интеграции, которая должна получить соответствующее отражение в системе непрерывного технологического образования, поскольку наличие взаимосвязанных циклов общеобразовательных, общетехнических и специальных учебных предметов в содержании образования отражает объективно существующую структуру научного знания и вместе с тем характерную для современного этапа тенденцию к интеграции наук.

Под интеграцией содержания образования мы понимаем процесс и результат взаимодействия его структурных элементов, сопровождающиеся ростом системности и уплотненности знаний учащихся.

Поскольку в дидактической литературе наряду с понятием интеграции содержания образования достаточно широко используется и понятие синтеза (интеграции) знаний, то необходимо с самого на-

1950-70-е гг. -межпредметные связи

Рубеж веков - 1920-е гг. -проблемно-комплексное

обучение на межпредметной_основе

Рисунок 1. Ступени развития интеграции

Гуманитарные науки

чала разграничить эти понятия. Понятие «интеграция содержания образования» более широко отражает единство содержательной и процессуальной сторон обучения и характеризует систему содержания образования на всех уровнях ее формирования (уровне общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала, уровне педагогической деятельности и уровне структуры личности) [8]. В то время как понятие синтеза знаний характеризует лишь последний уровень формирования содержания образования - уровень структуры личности и связано в основном только с одним структурным компонентом содержания образования - знаниями. Таким образом, синтез знаний учащихся является определенным итогом интеграции содержания образования.

В основе перехода от одного звена этой цепи к другому лежит принцип учета возрастания субъективного момента содержания научного знания по мере перехода от естественных наук к техническим, далее к общественным. Таким образом, технические науки занимают промежуточное положение между естественными и общественными науками, как промежуточные между ними области знания. Имеется точка зрения, что современный этап интеграции науки связан прежде всего с ее технизацией, изменяющей структуру науки в сторону значительного увеличения роли и удельного веса технических наук. При этом интегрирующая функция в системе общественных, естественных и технических наук принадлежит последним.

Несомненно, что в учебном процессе эти связи получают наиболее существенное отражение в предметах, являющихся основами соответствующих наук. С точки зрения установления взаимосвязи между общим и специальным технологическим образованием наибольшие потенциальные возможности в этом плане будет иметь связь между естественнонаучными предметами и предметами технологических циклов, в основе которых лежат естественные технические науки.

В качестве важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса в вузе необходимо рассмотреть профессионально-практическую направленность обучения. Ориентация студентов техно-лого-экономического факультета на предстоящие виды педагогической деятельности традиционно осуществляется через содержание предметов психолого-педагогического и методического циклов. Изучение разнообразных технических дисциплин, как правило, акцентирует внимание на содержательном аспекте данной науки, и все другие стороны будущей профессиональной деятельности ос-

таются вне поля зрения. Не отрицая первостепенного значения содержательно-информационного компонента обучения и овладения предметом науки, в качестве обязательной и важнейшей особенности политехнического образования выделяется преломление учебного процесса в вузе в плоскость будущей педагогической деятельности студентов.

Интеграция технических дисциплин в профессиональной подготовке учителя технологии основывается на философских понятиях о взаимосвязи, единстве, преемственности. Философские категории выражают объективное единство окружающего мира, взаимосвязь процессов преподавания и обучения, преемственность в развитии любых видов деятельности. Таким образом, можно сказать, что интеграция учебных дисциплин - ведущая методологическая основа совершенствования учебно-воспитательного процесса подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства технолого-экономического факультета.

Педагогическая направленность обучения студентов различным техническим дисциплинам позволяет достаточно эффективно решать целый рад задач, трудно достижимых при традиционном обучении:

1) развивать познавательные и профессиональные мотивы и интересы;

2) формировать у студентов - будущих учителей технологии - целостное понимание технических основ материального производства;

3) приобщать студентов к коллективной работе и умениям ее организовывать, формировать социальные умения и навыки взаимодействия, общения, принятия решений и т. д.;

4) формировать профессионально значимые практические умения и навыки, а именно: работы на станочном и слесарном оборудовании в учебных мастерских, соблюдения правил по технике безопасности и пр.

Целью политехнической подготовки студентов технолого-экономического факультета при таком обучении становится не только усвоение ими основ технических наук, но и развитие личностного потенциала, формирование профессионально значимых умений и навыков, способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях.

Способы реализации этой цели при обучении студентов технолого-экономического факультета технической механике, машиноведению, материаловедению и основам производства разнообразны. Они включают различную организацию деятельности студентов и преподавателей. Среди ме-

Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовке

Курина ВА.

тодических приемов, используемых преподавателем на лекционных занятиях, можно выделить следующие:

1) историческое изложение материала, показывающего прогресс политехнических знаний, теоретические уровни отражения знаний науки в учебниках;

2) раскрытие экономических проблем и пути их решения на технологическом и техническом уровнях, в контексте с региональными проблемами.

На лабораторно-практических, семинарских занятиях студенты получают задания, которые связаны с анализом соответствующего материала школьных курсов, с определением логических схем и последовательности его изучения, отбора вопросов и упражнений развивающего и творческого характера для проведения конкретного урока, занятия, мероприятия. Задания непосредственно оп-

ределяют интеграцию технологического образования, т. к. предполагают реализацию знаний различных дисциплин: педагогики, методики преподавания, психологии, технологии обработки материалов и т. д.

Практическая реализация интеграции содержания технологического образования осуществляется путем комплексирования дифференцированных учебных знаний и их объединения в определенные системы.

Интеграция науки (в особенности взаимодействие гуманитарных, естественных и технических наук) неизбежна в условиях интенсификации научной деятельности, поскольку установлено, что наука развивается интенсивно, когда в ней преобладают процессы дифференциации и соответственно - когда в ней доминируют процессы интеграции.

Список использованной литературы:

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980.

2. Атутов П.Р. Технология как система // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. - М.: Изд-во РАО, 1996.

3. Белан П.И., Белан Е.П. Подготовка учителей интегративного предмета «Технология» // Школа и производство. - №4. - 1996.

4. Белов А.А. Межпредметные связи в процессе подготовки учителей черчения, рисования и трудового обучения // Художественное конструирование и трудовое обучение в школе и педагогическом институте. - Вып. 2. - Л., 1997.

5. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М.: Изд-во Совершенство, 1998.

6. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 1981.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника специальности «030600 - Технология и предпринимательство» - М., 1995.

8. Кустов Ю.Н. Дидактический принцип преемственности и методика его реализации: Метод. рекомендации для студентов-практикантов и учителей-стажеров. - Куйбышев: изд-во Куйбышевск. ун-та, 1987.

9. Павлова М.Б. Технология - новый учебный предмет в школе. - СПб: Либра, 1993.

10. Павлова М.Б. Технология: концепция учебного предмета. - СПб.: Либра, 1996.

11. Craft, design & Technology: GCSE? A guide for teachers. - London: Thomson Litho, 1986.

12. Mini-enterprise in schools: project. Case studies 1986-1989. - MESP, 1990.

13. Soen Stromqvist. A linqustic study of children, s play house. - Dept. of linquistics Univ. of Goteborg. 1984.

14. The Teaching of Science & Technology in an Interdisciplinary Context. - Paris: UNESCO, 1986.

15. Weiner B., Friese I., Kuklu A., Reed L., Rest S., Rjsenbaum R.M. Ptrceiving the causes and failure. - New York: General Learing Press, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.