Научная статья на тему 'Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых в последней четверти XX - начале XXI В. (Омский опыт)'

Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых в последней четверти XX - начале XXI В. (Омский опыт) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ / ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / SCIENTIFIC SCHOOL / MUSEUM / ETHNOARCHAEOLOGY / ETHNOGRAPHY / HISTORY OF CULTURE / INTEGRATION OF ACADEMIC AND UNIVERSITY SCIENCE / ETNOARHEOLOGICHESKY CENTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Томилов Н.А., Ахунова Э.Р.

Рассказывается о междисциплинарных исследованиях в области истории культуры, музееведения, этнологии и этноархеологии, прослеживается развитие интеграционных исследований омскими учеными в ХХ начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Томилов Н.А., Ахунова Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration processes in humanities research of Russian scientists in the last quarter of XX - the beginning of XXI century (omsk experience)

The article describes the interdisciplinary research in the field of history of culture, museology, ethnology and ethnoarcheology, traces the development of the integration of research scientists of Omsk in the XX XXI centuries.

Текст научной работы на тему «Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых в последней четверти XX - начале XXI В. (Омский опыт)»

МУЗЕОЛОГИЯ, МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КРАЕВЕДЕНИЕ

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 4 (8). С. 119-125.

УДК 009; 902

Н. А. Томилов, Э. Р. Ахунова

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XX - НАЧАЛЕ XXI В.

(ОМСКИЙ ОПЫТ)*

Рассказывается о междисциплинарных исследованиях в области истории культуры, музееведения, этнологии и этноархеологии, прослеживается развитие интеграционных исследований омскими учеными в ХХ - начале XXI в.

Ключевые слова: научные школы; музееведение; этноархеология; этнография; история культуры; интеграция академической и вузовской науки; этноархеологический центр.

N. A. Tomilov, E. R. Akhunova

INTEGRATION PROCESSES IN HUMANITIES RESEARCH OF RUSSIAN SCIENTISTS IN THE LAST QUARTER OF XX - THE BEGINNING OF XXI CENTURY

(OMSK EXPERIENCE)

The article describes the interdisciplinary research in the field of history of culture, museology, ethnology and ethnoarcheology, traces the development of the integration of research scientists of Omsk in the XX - XXI centuries.

Keywords: scientific school; museum; ethnoarchaeology; ethnography; history of culture; integration of academic and university science; etnoarheologichesky center.

Тема преодоления относительной изолированности гуманитарных научных исследований, которые проводятся вузовскими, академическими и отраслевыми учреждениями возникла в России в 1980-х гг. и остается актуальной в наше время. В данной статье ставится задача обобщить, пока в минимальном объеме, опыт взаимодействия в проведении научных исследований академических, вузовских и отчасти музейных учреждений города Омска в области исторических и культурологических наук. Попытки обобщения такого омского опыта предпри-

нимались и раньше в ряде статей [4; 16; 22; 23; 24; 27; 30].

Если говорить об учреждениях, в которых учеными проводятся исследования по истории и современному развитию культуры, то более всего темами по этим направлениям занимались и занимаются исследователи Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ), Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), Омского государственного института сервиса, Омского филиала Института археологии и этнографии (ОФ ИАЭТ)

* Работа выполнена при поддержке Гранта РНФ «Мультидисциплинарные исследования в археологии и этнографии Северной и Центральной Азии», проект № 14-50-00036.

© Томилов Н. А., Ахунова Э. Р., 2015

119

Н. А. Томилов, Э. Р. Ахунова

Сибирского отделения РАН, Сибирского филиала Российского института культурологии (СФ РИК (ныне: филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени. Д.С. Лихачева)), Омского государственного историкокраеведческого музея (ОГИКМ), Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (ООМИИ), Государственного областного музея «Либеров-центр», Омского музея просвещения.

И сегодня возникла возможность собрать и обобщить данные о научном потенциале в изучении культуры, а именно об историках, археологах, этнографах, культурологах, филологах (прежде всего фольклористах), искусствоведах, музееведах, философах и юристах, а также о краеведах [25]. В 2013 г. эти данные впервые были озвучены на Всероссийском научном семинаре «Народная культура Сибири» (руководитель Т. Г. Леонова) и на Всероссийской научнопрактической конференции «Культура городского пространства».

В 1960-х - начале 1970-х гг. в Омске доктора наук в названных выше отраслях знаний насчитывались единицами или их не было вообще. В настоящее время, по нашим представлениям, в Омской области насчитываются десятки докторов наук в гуманитарной сфере знаний - это примерно около 40 историков, около 30 докторов наук по педагогике, около 25 филологов, столько же примерно философов, более десятка докторов юридических наук. В некоторых областях знаний докторов наук в Омской области еще немного. Например, в этнографии всего два доктора наук, а в археологии нет ни одного. Тем не менее в Омске и области сегодня работают 50 этнографов - кандидатов исторических наук и примерно 20 археологов с учеными степенями кандидата наук. Мало того, часть археологов и этнографов уже более двадцати лет объединены творческими поисками в новой отрасли знаний, которая возникла в интеграционных процессах этих двух наук, - в этноархеологии, что дало возможность Омску занять лидирующее положение в этноархеологических исследованиях и стать самостоятельным этноархеологиче-ским центром России. Также общепризнано образование и развитие в Омске фольклори-

стической научной школы (сложилась на базе ОмГПУ), этнографической научной школы (объединяет ученых ОмГУ, ОФ ИАЭТ СО РАН, СФ РИК, ОГИКМ, ООМИИ). Безусловно, сложились в Омске научные школы по отечественной истории, по историографии (в основном на базе ОмГУ и ОмГПУ), по музееведению (на базе ОмГУ, ОФ ИАЭТ СО РАН и ведущих омских музеев).

В омском научном сообществе в интеграции гуманитарных исследований историков, археологов, культурологов, этнографов отчасти филологов (прежде всего фольклористов) можно выделить два периода. Первый период приходится на вторую половину 1970-х - середину 1980-х гг. и характеризуется взаимодействием ученых академических, вузовских и отчасти музейных учреждений, главным образом в рамках научных конференций и совещаний. Второй период начинается с конца 1980-х гг., продолжается в настоящее время - в эти годы помимо совместных научных мероприятий проводятся и совместные научные исследования, в Омске возникают научно-исследовательские учреждения гуманитарного профиля, коллективы и лаборатории межведомственного и межотраслевого вида.

В этих интеграционных процессах заметную роль стал играть Омский государственный университет, созданный в 1974 г. Во второй половине 1970-х гг. здесь стали проводиться археолого-этнографические конференции регионального уровня, но с приглашением ведущих ученых академических учреждений. ОмГУ приглашал их читать курсы лекций по археологии и этнографии, это были ученые академических институтов и вузов России. Вот имена некоторых коллег, которые внесли вклад в поддержку и развитие археологии, этнографии и позднее культурологии в Омске - это прежде всего москвичи С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, В. И. Васильев, И. С. Гурвич, Л. Б. Заседателева,

К. П. Калиновская, Л. П. Лашук, Г. Е. Марков, В. А. Могильников, В. В. Пименов,

П. И. Пучков, К. Э. Разлогов, В. А. Тишков, Я. В. Чеснов, В. А. Шнирельман, ленинградцы И. С. Вдовин, Р. Ф. Итс, Д. С. Лихачев,

А. М. Решетов, новосибирцы А. П. Деревянко, В. И. Молодин, А. В. Бауло, И. Н. Гемуев и др. [14].

120

Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых...

На первом этапе, в 1970-х гг., поддержку ОмГУ и его гуманитарной части существенным образом оказал академик А. П. Окладников, который несколько раз приезжал в ОмГУ, присутствовал на открытии Музея археологии и этнографии ОмГУ, читал лекции, участвовал в работе Всесоюзной научной конференции «Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий», прошедшей в ОмГУ 19-22 ноября 1979 г. и собравшей археологов, этнографов, антропологов, историков, музееведов СССР [12; 13]. ОмГУ еще трижды - в 1984, 1992 и 1998 гг. - провел научные конференции по названной выше тематике при поддержке Института истории, филологии и философии СО РАН. Председателями оргкомитета второй конференции были

A. П. Деревянко и В. И. Матющенко, третьей -

B. И. Молодин и Н. А. Томилов, четвертой -А. Г. Селезнев и Н. А. Томилов.

Крепнущие связи ОмГУ с академическими учреждениями страны проявились в проведении еще нескольких крупных научных форумов. Так, 26-29 ноября 1985 г. ОмГУ и Институт истории, филологии и философии СО АН СССР осуществили работу Всесоюзной научной конференции «Социально-культурные процессы в советской Сибири». ОмГУ и Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР провели 25-27 мая 1987 г. в Омске Всесоюзную научную конференцию «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний».

Стремление координировать деятельность вузов и академических учреждений выразилось и в том, что в созданный в середине 1980-х гг. Объединенный совет гуманитарных наук Сибирского отделения АН СССР был введен представитель вузов, с 1986 г. это представительство было доверено Н. А. Томилову.

Новый период в интеграции академической и вузовской науки в Омске, начавшийся в конце 1980-х гг., был связан с подготовкой Республиканской комплексной научно-

исследовательской программы «Народы России: возрождение и развитие», которая была утверждена 12 марта 1991 г. Постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы и действовала 6 лет. По одному из восьми направлений, посвя-

щенному культуре народов России, головным вузом стал ОмГУ. Н. А. Томилову как научному руководителю этого направления удалось привлечь к его реализации не только вузовских, но и академических ученых [17].

В это же время в Омске по предложению главы Администрации Омской области Л. К. Полежаева и ректора ОмГУ В. В. Тихомирова был создан Омский научно-образовательный комплекс, стала реализовываться созданная Региональная научно-техническая программа «Омский регион», объединившая ученых вузов, академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений.

В апреле 1991 г. был открыт Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии СО АН СССР (с 2006 г. преобразован в Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН), а в феврале 1993 г. был создан Сибирский филиал Российского института культурологии Министерства культуры РФ, преобразованный в 2014 г. в Сибирский филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева МК РФ. Открытие двух научных учреждений значительно повысило потенциал Омска в гуманитарной сфере наук. В результате многолетнего сотрудничества ОмГУ с этими учреждениями, а также другими вузами, архивами и музеями в Омске сложились этнографическая, археологическая, этноар-хеологическая, историко-культурная и музееведческая научные школы [7; 9; 21; 30].

В качестве примера кратко остановимся на интеграции музееведческих и этнографических знаний в исследованиях омских ученых, поскольку она прошла здесь наиболее длительный путь (более 40 лет) и привела к достаточно результативным работам в области этнографического музееведения.

Большинство музееведов, этнографов, историков, краеведов сходятся во мнении, что именно в музейных коллекциях сосредоточен огромный информационный пласт традиционной народной культуры. Выявление этой информации, исследование и ввод в научный оборот предметов этнографических коллекций через публикацию каталогов, справочников является одним из самых актуальных направлений сохранения и изучения культурного наследия. Около 30 лет Омский филиал

121

Н. А. Томилов, Э. Р. Ахунова

ИАЭТ СО РАН выпускает серию каталогов «Культура народов мира в этнографических и археологических собраниях российских музеев». В свет вышли 19 томов этого издания, в том числе пять каталогов этнографических коллекций Музея археологии и этнографии ОмГУ имени Ф. М. Достоевского по хозяйству и культуре народов и национальных групп Сибири и Казахстана. В каталогах описываются предметы быта, одежды, средств передвижения, интерьера, духовной культуры славянских, тюркских, прибалтийских и финноугорских народов. Одним из последних опубликован М. А. Жигуновой и И. В. Захаровой каталог «Культура восточных славян»

(2009 г.). В каталоге описаны около 450 предметов культуры и быта русских, белорусов, украинцев и казаков. В том же году вышел каталог Е. Ю. Смирновой «Одежда татар Западной Сибири». В него входят 106 предметов одежды и украшений, собранные в ходе полевых экспедиций к различным группам татар Западной Сибири. В 2012 г. вышел очередной каталог А. Н. Блиновой, Т. Б. Смирновой «Культура немцев, латышей, эстонцев Западной Сибири». В каталог вошли описания около 200 предметов хозяйства, утвари, одежды, интерьера и духовной культуры немцев, латышей и эстонцев.

Этнографические каталоги охватывают не только этнографические коллекции Музея археологии и этнографии ОмГУ, но и этнографические музейные коллекции музеев Новосибирска, Томска, Тюмени и др. Большой вклад в написание и подготовку этой научной серии внесли омские ученые Ш. К. Ахметова, В. Б. Богомолов, М. А. Жигунова, И. В. Захарова, М. А. Корусенко,

Г. М. Патрушева, Е. Ю. Смирнова, Н. А. То-милов и др.

В последние годы были защищены диссертации, выполненные на стыке музееведения и этнографии. Это работы А. В. Смеля-ковой и А. М. Дияновой. Диссертационная работа А. В. Смеляковой «Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири» (2009 г.) посвящена этнографическим коллекциям казахов в музеях Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей. Предметом ее исследования «... является научная каталогизация как способ сохранения, изучения и трансляции

этнокультурного наследия казахов» [10].

В диссертационной работе проанализирован широкий пласт неиспользованного материала музейных коллекций по культуре казахов, разработаны научно-методические основы каталогизации этнографических коллекций. Всё это позволяет дополнить новые методики по организации музейно-выставочной работы и научного комплектования музейных коллекций.

Диссертационная работа А. М. Дияно-вой «Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе» (2012 г.) посвящена изучению деятельности музеев Западной Сибири в области сохранения и актуализации традиционных религиозных верований сибирских татар как части их культурного наследия. При изучении традиционных религиозных верований сибирских татар в деятельности музеев исследованы фондовая, культурно-образовательная, экспозиционная деятельность музеев Западной Сибири в области сохранения и актуализации верований сибирских татар [5].

В вышедшей в 2014 г. книге Э. Р. Ахуновой «Материальная культура татар Западной Сибири в этнографических коллекциях музеев России» (2014 г.) рассмотрена этнографическая составляющая коллекций по культуре и быту сибирских татар в музеях Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Тобольска, Томска, Тюмени. Впервые вводятся в оборот этнографические коллекции сибирских татар из районных и сельских музеев Западной Сибири. В работе дана полная картина состава этнографических музейных предметов по сибирским татарам в музеях России, которые находятся в местах наиболее компактного проживания сибирских татар [2].

Музейные этнографические коллекции с каждым годом становятся все более и более востребованными исследователями: этно-

графами, музеееведами, археологами, культурологами и т. д.

Исследования на стыке археологии и этнографии в ХХ - начале XXI в., особенно в последние четыре десятилетия, ввели в научный оборот относительно большой объем фактических данных и привели к новым методолого-теоретическим обобщениям, выводам, к разработке источниковедческих и ме-

122

Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых...

тодических аспектов археолого-этнографических работ. Это позволило ряду ученых за рубежом, а затем и в России заявить о формировании нового направления исследований на стыке археологии и этнографии. Оно получило название этноархеологии и стало широко распространяться, начиная с 1960-х гг.

В начале 1993 г. в Омском филиале Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН (ОИИФФ СО РАН) несколько молодых ученых подняли вопрос о необходимости стыковки археологических и этнографических работ при изучении истории и культуры народов южной части Западной Сибири. 15 марта 1993 г. в филиале состоялось научное совещание археологов и этнографов на тему «Интеграция археологических и этнографических исследований в Западной Сибири». На совещании было высказано единодушное мнение о необходимости организации в филиале научно-поисковой группы по проведению фундаментальных исследований многокомпонентных социокультурных этнографоархеологических комплексов. На другой день по Омскому филиалу ОИИФФ СО РАН был издан приказ о начале работ по теме «Этнографо-археологический комплекс» и формировании группы для ее выполнения, которая развернула совместные археолого-этнографические работы по изучению археологических памятников и этнографии тарских татар (одна из этнических групп сибирских татар) XVII-XX вв. С 1994 г. были начаты такого рода исследования по истории и культуре русских бассейна Нижней Тары [21; 26].

С целью обмена мнениями по данной проблеме с коллегами разных научных центров страны был организован ежегодный всероссийский (с 1998 г. - международный) научный семинар (с 2007 г. - симпозиум) «Интеграция археологических и этнографических исследований» [6; 18]. В 1996 г. омские археологи и этнографы выпустили в свет через Сибирскую издательскую фирму РАН «Наука» первый том серии «Этнографоархеологические комплексы: Проблемы

культуры и социума» (всего издано 13 томов). Основная цель издания именно такой серии заключается, по нашему мнению, в том, чтобы стимулировать формирование и развитие этноархеологии в России [19; 20].

Сегодня Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского и Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН продолжают издавать эти две научные серии - «Интеграция археологических и этнографических исследований» (сборник

научных статей по материалам вышеназванного международного симпозиума) и «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума».

Следует заметить, что широкой и стабильно существующей дискуссии по вопросу об этноархеологии как самостоятельной отрасли знаний в омских научных сериях не было организовано. Тем не менее ряд ученых высказывались по данной теме. Можно условно выделить два этапа этой дискуссии. Первый охватывает период 1994-2002 гг., когда были обозначены несколько подходов к этому направлению науки. Следующий этап приходится на срок с 2003 г. по настоящее время, когда эпизодически отдельные ученые в своих статьях возвращаются к оценкам этноархеологии в отечественной науке.

Приведем определение этноархеологии, которое дается одним из авторов данной статьи:

ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ - научное направление (или даже отдельная формирующаяся наука), возникшее и развивающееся в результате интеграции археологии и этнографии в ХХ в., призванное решать круг проблем по генезису и динамике общества и культуры человечества, а также их элементов разных хронологических периодов на основе сопряжения археологического и этнографического видения этих проблем.

И более краткая дефиниция этого направления: ЭТНОАРХЕОЛОГИЯ - отрасль научного знания о культуре и обществе, интегрирующая их археологическое и этнографическое познания.

Объектом этноархеологии являются, исходя из предложенного выше определения, социокультурные системы с их сложной структурой и связями, конструируемыми или реконструируемыми путем интеграции археологического и этнографического познаний.

Предмет этноархеологии в общем виде составляют свойства социокультурных явлений отражать историческую действительность и исторические процессы, а также

123

Н. А. Томилов, Э. Р. Ахунова

свойства сопряжения этих явлений в одну систему, которые позволяют конструировать или реконструировать социокультурные системы прошлого, их внутренние функциональные связи и взаимоотношения с другими системами.

Весь вышедший в свет в 2014 г. 13-й том серии «Этнографо-археологические ком-

плексы: Проблемы культуры и социума» заняла монография [3], вернее ее первый том, «Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: природная среда, этносы, источники» (авторский коллектив тома: М. А. Бережнова, С. Н. Корусенко, А. В. Матвеев, С. Ф. Татауров, Л. В. Татауро-ва, К. Н. Тихомиров, С. С. Тихонов, Н. А. То-милов). Во введении, написанном С. С. Тихоновым, и в первой главе «Этнографо-археологические комплексы: подходы и поиски путей реализации» (автор Н. А. Томилов) содержатся интерпретации омскими учеными понятия и содержания этноархеологии как особого научного направления.

Но об этом речь уже шла выше. А в целом, как нам представляется, накопленные результаты исследований теоретико-методологических, историографических, источниковедческих и методических тем в сфере эт-ноархеологии позволяют приступить к написанию книги о российской этноархеологии.

Проведение совместных исследований в гуманитарных областях знаний и их результаты освещаются сегодня в нескольких совместных изданиях - это прежде всего многотомные серии «Культура народов мира в этнографических собраниях российских музеев» (издается с 1986 г.), «Культура народов России» (с 1995 г.), «Новое в археологии Среднего Прииртышья» (с 1999 г.), «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» (с 1996 г.), журнал «Культурологические исследования в Сибири» (с 1999 г.), а также серии томов с материалами продолжающихся конференций и симпозиумов «Интеграция археологических и этнографических исследований», «Исторические чтения памяти М. П. Грязнова», «Ка-танаевские чтения», «Культура и интеллигенция России», «Культура русских в археологических исследованиях», «Немцы Сибири: история и культура», «Проблемы культуры городов России», «Сибирская деревня:

история, современное состояние, перспективы развития» [1; 4; 8; 29; 32].

Интеграционная ориентация гуманитарных исследований омских ученых проявляется в многочисленных научных форумах, организуемых ОмГУ, научными учреждениями и ведущими омскими музеями - прежде всего Омским государственным историко-краеведческим музеем, Омским областным музеем изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственным областным музеем «Либеров центр» и др. [15; 28; 31].

С целью усилить интеграционную сторону этих научных форумов омские учреждения проводят их десятками в разных городах России, проходила их работа и в других странах, в Казахстане и Украине в частности.

Отметим, что в деле активизации интеграции гуманитарных исследований ведущую роль наряду с научными учреждениями играет Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алисов Д. А., Межевикин И. В., Томилов Н. А. Научные издания Сибирского филиала Российского института культурологии // Культурологические исследования в Сибири. - 2013.

- № 1. - С. 27-33.

2. Ахунова Э. Р. Материальная культура татар Западной Сибири в этнографических коллекциях музеев России / отв. ред. Н. А. Томилов.

- Омск : Наука, 2014. - 114 с.

3. Бережнова М. Л. и др. Этнографо-археологические комплексы народов Тарского Прииртышья: природная среда, этносы, источники. -Омск : Наука, 2014. - 197 с. (Этнографоархеологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т. 13).

4. Везнер Н. Н., Томилов Н. А. Издания омских научных учреждений о народной культуре // Продвижение территории через культурные бренды: использование новых коммуникационных технологий. - Омск, 2010. - С. 274-277.

5. Диянова А. М. Культурное наследие сибирских татар в деятельности музеев Западной Сибири на современном этапе : автореф. дис. ... канд. культурологии. - Кемерово, 2012. - 24 с.

6. Дьякова О. В. и др. ХХ международный научный симпозиум «Интеграция археологических и этнографических исследований» // Культурологические исследования в Сибири. - 2014.

- № 1. - С. 142-153.

7. Жигунова М. А., Томилов Н. А. Научные и научно-педагогические школы // Университет в истории и история университета: к 40-летию Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского. - Омск : Наука, 2014.

- С. 185-203.

8. Корусенко М. А., Томилов Н. А., Томило-

ва В. С. Научные журналы и серии по архео-

124

Интеграционные процессы в гуманитарных исследованиях российских ученых...

логии, этнографии, этноархеологии и культурологии в Омске // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Казань ; Омск : Ин-т истории им. Ш. Марджани,

2010. - С. 61-66.

9. Корусенко С. Н., Смирнова Т. Б., Томилов Н. А. Омскому этнографическому научному центру 35 лет // Вестник Омского университета. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2011. - № 1. - С. 266-269.

10. Смелякова А. В. Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири : автореф. дис. ... канд. культурологии. - Кемерово, 2009. - 24 с.

11. Смирнова Е. Ю., Томилов Н. А. Научные издания Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН 2006-2010 годов // Культурологические исследования в Сибири. -2011. - № 2. - С. 22-26.

12. Окладников А. П. О работе советских археологов на территории США // Культурологические исследования в Сибири. - 2012. - № 4. -

С. 126-145.

13. Томилов Н. А. Академик А. П. Окладников в Омском государственном университете // Культурологические исследования в Сибири. - 2012. - № 4. - С. 123-126.

14. Томилов Н. А. Ведущие ученые России в создании центров культурологии и этнографии в Омске // Университеты России и их вклад в образовательное и научное развитие регионов страны. - Омск, 2010. - С. 24-34.

15. Томилов Н. А. Интеграционная ориентация омских конференций по этнической истории тюркских народов // Этническая история и культура тюркских народов Евразии : сборник научных трудов. - Омск, 2011. - С. 11-15.

16. Томилов Н. А. Интеграция гуманитарных исследований в российской науке на рубеже XX-XXI веков (омский опыт) // Университеты в системах развития и интеграции России : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 40-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, 23-24 октября 2014 г.). - Омск, 2015. - С. 10-13.

17. Томилов Н. А. Культура и этнокультурное развитие России (в связи с завершением работ по программе «Народы России») // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. - 1998. - № 3. - С. 97-105.

18. Томилов Н. А. Международный научный симпозиум (семинар) «Интеграция археологических и этнографических исследований» (к 15-летию со дня основания) // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Новосибирск ; Омск, 2008. - С. 35-60.

19. Томилов Н. А. О серии «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. - Новосибирск, 1996. - Т. 1. - С. 7-9.

20. Томилов Н. А. О серии «Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума» // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. -Омск, 2006. - Т. 9. - С. 7-8.

21. Томилов Н. А. О становлении омского этноар-хеологического направления // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Новосибирск ; Омск, 1996. - Ч. 1. -С. 12-19.

22. Томилов Н. А. Омская гуманитарная наука и интеллектуальный потенциал региона и России // Культура и интеллигенция России: Интеллектуальное пространство (Провинция и центр): ХХ век. - Омск, 2000. - Т. I. - С. 85-87.

23. Томилов Н. А. Омский культурологический центр: становление и современное состояние // Культурологические исследования в Сибири

- Омск, 1999. - Вып. 1. - С. 57-62.

24. Томилов Н. А. Омский научный этнографический центр и его теоретические исследования // Феномен идентичности в современном гуманитарном знании. К 70-летию академика

В. А. Тишкова. - М., 2011. - С. 319-336.

25. Томилов Н. А. Потенциал омского научного сообщества в изучении культуры // Культура городского пространства: власть, бизнес и гражданское общество в сохранении и приумножении культурных традиций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 12-13 ноября 2013 г.). -Омск : Наука, 2013. - С. 40-43.

26. Томилов Н. А. Этноархеология в омском научном центре России // Интеграция археологических и этнографических исследований. -Алматы ; Омск, 2004. - С. 28-33.

27. Томилов Н. А. Этнография (этнология) и ее интеграция с гуманитарными науками // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Казань ; Омск, 2010. - С. 43-48.

28. Томилов Н. А., Ахунова Э. Р. Научные конгрессы, конференции, симпозиумы и семинары, проведенные Омским филиалом Института археологии и этнографии СО РАН по этнографической, археологической и культурологической тематике в 2006-2010 годах // Культурологические исследования в Сибири. - 2011.

- № 2. - С. 27-34.

29. Томилов Н. А., Гизиева К. Ю., Томилова В. С. Журнал «Культурологические исследования в Сибири» и его вклад в изучение истории и культуры (К 15-летию издания журнала) // Культурологические исследования в Сибири.

- 2013. - № 1. - С. 34-40.

30. Томилов Н. А., Жигунова М. А. Омский научный этнографический центр: штрихи к портрету // Антропология академической жизни: Междисциплинарные исследования. - М., 2010. - Т. II. - С. 285-295.

31. Томилов Н. А., Межевикин И. В. Научные конгрессы, конференции, симпозиумы и семинары Сибирского филиала Российского института культурологии 2008-2012 годов // Культурологические исследования в Сибири. - 2013.

- № 1. - С. 17-26.

32. Tomilov N., Tomilova B. The journal «Cultural Research in Siberia» and its place in the study of history and culture (on the 10th anniversary of its founding) // Experiment, Los Angeles, California USA. - 2009. - Vol. 15. - P. 142-148.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.