современных, отвечающих наилучшим международным стандартам механизмов разрешения споров между участниками предпринимательской деятельности должно рассматриваться в качестве интегрирующего фактора.
Библиографический список
Гайдаенко Шер Н. И. Внесудебные механизмы разрешения споров в экономической сфере: к вопросу о процедуре совместного разрешения споров // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: матер. VI Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.). М., 2012.
Доронина Н. Г., Лукьянова В. Ю., Семи-лютина Н. Г., Тиунов О. И. Международно-правовые аспекты реализации интересов Российской Федерации в связи с формированием Единого экономического пространства. М., 2012.
Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Международное частное право и инвестиции. М., 2012.
Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Правовые проблемы порядка разрешения инвестиционных споров и развитие российского законодательства об альтернативных механизмах разрешения споров // Новые горизонты международного арбитража / под ред. Ф. В. Асоскова, Н. Г. Вилковой, Р. М. Хо-дыкина. Вып. 1. М.; Берлин, 2013.
Интеграционные проекты биржевой индустрии: создание интегрированного валютного рынка СНГ
МАРИЧ Игорь Леонидович,
управляющий директор по денежному рынку Московской Биржи
Законодательные предпосылки создания интегрированного валютного рынка (ИВР). В 2009— 2011 гг. был принят ряд важных законодательных актов, упрощающих интеграционные процессы и работу иностранных инвесторов на российском рынке. Подписаны официальные соглашения по Единому таможенному тарифу и Таможенному кодексу Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Заключены соглашения о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики. Эти соглашения создают необходимые предпосылки для развития интеграционных процессов в валютной сфере и взаимовыгодного сотрудничества финансовых организаций стран СНГ.
В течение длительного времени биржи стран СНГ и Международная
ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ1) разрабатывали меры по созданию интегрированного валютного рынка. Совет глав правительств СНГ 25 апреля 2003 г. одобрил разработанную Московской Биржей2 и МАБ СНГ концепцию создания объединенного валютного пространства,
1 МАБ СНГ учреждена в г. Москве в 2000 г. для координации усилий по развитию организованных финансовых рынков в соответствии с международными стандартами. В настоящее время в МАБ СНГ входят 20 организаций из девяти стран СНГ.
2 Группа «Московская Биржа» — интегрированная биржевая структура, в рамках которой функционируют валютный, денежный, фондовый, срочный и товарный рынки. Создана в декабре 2011 г. в результате объединения двух ведущих российских биржевых групп ММВБ и РТС. В группу входят ОАО «Московская Биржа ММВБ—РТС» (далее — Московская Биржа), ЗАО «ФБ ММВБ», ЗАО АКБ «Национальный Клиринговый Центр» (НКЦ), НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) и др.
позволяющего с минимальными издержками организовать интегрированный валютный рынок стран СНГ. Суть проекта — запуск механизма взаимодействия центральных (национальных) банков и валютных (фондовых) бирж СНГ, позволяющего коммерческим банкам этих государств стать непосредственными участниками единого валютного пространства.
По объективным причинам (прежде всего из-за вступления ряда стран СНГ в ВТО) работа над проектом была временно приостановлена и возобновлена в 2010 г. В мае 2012 г. главы правительств стран СНГ одобрили Концепцию либерализации рынка финансовых услуг, направленную на упрощение процедур валютных операций и развитие взаимодействия фондовых рынков СНГ. На Совете глав государств СНГ 5 декабря 2012 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка, которое закладывает основы равноправного допуска банков из стран СНГ на национальные валютные рынки других государств Содружества для проведения межбанковских конверсионных операций. Предусматривается, что каждая республика обеспечивает банкам — резидентам других стран, имеющим право осуществлять валютные операции, допуск на свой национальный валютный рынок для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем предоставленные банкам-резидентам.
Соглашение об ИВР есть и в ЕврАзЭС, оно было подписано 25 января 2006 г. и уже используется в биржевой практике. Организационные трудности были связаны с длительным периодом согласования и подписания документов, а также с необходимостью принятия дополнительных подзаконных актов, не прописанных в базовом соглашении. С ноября 2009 г. банки — резиденты стран ЕврАзЭС, присоединившихся
к Соглашению об ИВР, могли стать участниками валютного рынка Московской Биржи. В то же время для практической реализации этого доступа было необходимо подписание дополнительного межведомственного Соглашения между Банком России и центральным (национальным) банком участника ЕврАзЭС о сотрудничестве в области организации взаимодействия и информационного обеспечения участников ИВР. В 2010 г. необходимые межведомственные соглашения заключены между Банком России и национальными банками Киргизии, Белоруссии и Таджикистана. Аналогичное соглашение с Национальным банком Республики Казахстан подписано в апреле 2012 г. Данные соглашения открыли доступ банков стран ЕврАзЭС (СНГ) на интегрированный валютный рынок.
Рост значимости биржевой инфраструктуры. В настоящее время наблюдается бурное развитие электронных валютных рынков, где идет модернизация сразу по нескольким направлениям: развитие технологий, расширение клиентской базы, усиление регулирования. На мировом рынке появляются новые электронные системы, бросающие вызов традиционным междилерским платформам и обеспечивающие доступ на валютный рынок все большему числу институциональных и частных инвесторов. Это требует соответствующего изменения нормативной базы для снижения рисков и защиты новых категорий инвесторов.
Развитие американского и европейского регулирования OTC-сде-лок3 идет в сторону организованных рынков. Новые условия регулирования (Dodd-Frank Act в США и MIFID в ЕС) предполагают переход к использованию централизованного клиринга, содержат рекомендации по совершению сделок со стандартизованными ОТС-инстру-
3 ОТС (Over the Counter) — сделки, заключаемые на внебиржевом рынке.
ментами на электронных (организованных) площадках, формированию обязательной отчетности по ОТС-сделкам и т. п.
Не менее серьезные изменения происходят и в российском законодательстве. С 1 января 2012 г. вступили в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-Ф3 «Об организованных торгах», устанавливающий требования к организаторам и участникам и определяющий основы государственного регулирования и контроля, и Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», обеспечивающий создание на российском финансовом рынке института центрального контрагента и механизма ликвидационного нет-тинга. В 2014 г. планируется распространить госнадзор на рынок услуг форекс-брокеров и иные нерегулируемые в настоящее время секторы небанковского финансового рынка. Принятие соответствующего закона сделает отношения брокеров и клиентов более прозрачными и ограничит выход на рынок недобросовестных участников4.
На встречах депозитариев стран СНГ неоднократно поднимался вопрос об открытии счетов депо иностранного номинального держателя. Его решение заняло более 10 лет. В соответствии с российским законодательством открывать междепозитарные счета могли только компании, обладающие российской депозитарной лицензией, а иностранные депозитарии ее не имели. Открытие Национальным расчетным депозитарием (НРД) счетов депо международным и иностранным центральным депозитариям стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии», утвердившего концепцию иностранного номинального держателя. Первыми воспользовались
4 См.: Марич И. Л. Новое лицо валютного рынка // Cbonds Review. 2012. № 10. С. 44—47.
этим правом международные депозитарии Еигос1еаг (декабрь 2012 г.) и Оеа^геаш (февраль 2013 г.). 4 апреля 2013 г. НРД заключил договоры о счете депо иностранного номинального держателя с Республиканским унитарным предприятием «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» Белоруссии, Акционерным обществом «Центральный депозитарий ценных бумаг» Казахстана и Публичным акционерным обществом «Национальный депозитарий Украины». Открытие счетов номинального держателя в НРД позволит эмитентам стран СНГ осуществлять размещение на Московской Бирже, а инвесторам из стран СНГ — операции на российском рынке. Аналогично счета НРД в этих депозитариях позволяют российским инвесторам проводить операции на фондовом рынке Белоруссии, Казахстана и Украины.
Биржи являются центральным звеном финансовой инфраструктуры и не только выполняют функции организаторов торгов, но и способствуют процессам развития технологий и интеграции. При этом российский рынок, представленный Группой «Московская Биржа», несет основную нагрузку по объемам торгов среди национальных рынков стран СНГ. По данным МАБ СНГ, в 2012 г. объем торгов валютных рынков бирж, входящих в ассоциацию, вырос на 28% — до 3,9 трлн долл. На долю Московской Биржи приходилось почти 97% общего валютного оборота МАБ СНГ.
Валютный рынок Московской Биржи — один из наиболее значимых сегментов финансового рынка России. С 1992 г. Центральный банк РФ устанавливает официальный курс российского рубля с учетом результатов биржевых торгов. Торги иностранной валютой на Московской Бирже проходят в системе электронных торгов, которые объединяют в рамках единой торговой сессии региональные технические центры. На бирже проходят торги по долла-
ру США, евро, украинской гривне, казахстанскому тенге, белорусскому рублю, китайскому юаню, «бива-лютной корзине», проводятся сделки «валютный своп». В 2012 г. объем валютного рынка Московской Биржи вырос на 35%, в текущем году — еще на 13%, среднедневной объем торгов превысил 22 млрд долл. Доступ на этот высоколиквидный и технологически продвинутый сегмент открывает широкие возможности перед контрагентами из стран СНГ.
Банкам и финансовым компаниям интегрированный валютный рынок СНГ предоставит дополнительные возможности в условиях расширения внешнеэкономического оборота, потоков капитала и трудовых ресурсов. Организованный валютный рынок поддается эффективному регулированию со стороны национальных контролирующих органов. Московская Биржа считает проект перспективным и сотрудничает с заинтересованными партнерами по МАБ СНГ, стремясь полностью использовать преимущества биржевой торговли по сравнению с внебиржевой — неорганизованным валютным рынком.
На биржевом валютном рынке России центральный контрагент в лице АКБ «Национальный Клиринговый Центр» действует с конца 2007 г. К преимуществам валютного рынка Московской Биржи относятся также высокопродуктивная торговая и расчетно-клиринговая платформа, непрерывный двойной аукцион, таблица котировок (стакан), гарантии завершения расчетов по сделкам.
Биржи стран СНГ имеют схожие приоритеты развития, в частности совершенствование корпоративного управления и системы управления рисками, что делает актуальной интеграцию биржевых рынков стран СНГ, предполагающую создание единого технологического, торгового, клирингового и расчетного пространства на территории СНГ. В результате можно ожидать синергети-
ческого эффекта в разных областях финансовой сферы.
Организация интегрированного валютного рынка, использование участниками инфраструктуры соседних стран и наличие прямых котировок национальных валют должны способствовать росту эффективности финансовых рынков стран СНГ и их полноценной интеграции в мировую систему. Позитивный опыт взаимодействия бирж стран СНГ свидетельствует о возможности построения регионального финансового центра. Элементы его инфраструктуры могут располагаться в разных государствах СНГ, будучи объединенными в единую систему биржевой торговли, клиринга и расчетов.
Допуск банков ЕврАзЭС на валютный рынок Московской Биржи. Прямой доступ. В соответствии с Соглашением ЕврАзЭС о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка Московская Биржа реализует проект доступа банков стран ЕврАзЭС к биржевым торгам. В 2012 г. допуск получил Межгосударственный банк (имеющий международный статус), проведя на биржевом рынке первые сделки.
Для реализации доступа и работы банков стран ЕврАзЭС на биржевом рынке необходимо было решить ряд нормативно-организационных и технологических проблем, связанных с налогообложением участников-нерезидентов, порядком разрешения споров, технологической схемой доступа, выбором электронных средств защиты информации и т. п. После подписания всех необходимых соглашений между центральными банками стран ЕврАзЭС Московская Биржа активизировала пилотные проекты по выводу на биржевой рынок белорусских, казахстанских и киргизских банков.
В настоящий момент существуют ограничения на вывоз за пределы Российской Федерации средств криптографической защиты информации, используемых в торго-
вых терминалах и системах электронного документооборота валютного рынка Московской Биржи, что на практике ограничивает доступ к валютным торгам для банков-нерезидентов в России. Для устранения данной проблемы было решено использовать в указанных системах валютного рынка средства криптографической защиты информации, на которые не распространяются ограничения на их вывоз за пределы Российской Федерации (Microsoft CSP).
В январе 2013 г. завершена разработка «дорожной карты» допуска и отработаны технологические схемы подключения к торгам банков — резидентов стран ЕврАзЭС. Для работы иностранных банков создан второй контур биржевых систем, обеспечивающих совершение операций и защиту информации на биржевом валютном рынке.
7 февраля 2013 г. Московская Биржа открыла доступ к биржевому валютному рынку банкам — резидентам стран ЕврАзЭС: Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Белорусский «БПС-Сбербанк» первым из иностранных банков провел тестирование нового биржевого функционала, получил допуск к торгам и начал совершать сделки на интегрированном биржевом валютном рынке. В настоящее время в процессе получения доступа к торгам находятся еще три банка из Белоруссии и один из Таджикистана. Ведется активный поиск первых пилотных банков из Казахстана и Киргизии.
Клиентский доступ. В настоящее время банки-нерезиденты из стран СНГ также могут работать на валютном рынке Московской Биржи в рамках двухуровневого доступа, т. е. через российских участников. При этом банки СНГ через субброкерские счета имеют возможность подключать к торгам клиентов из своих стран. В рамках Direct Market Access (DMA) клиенты-нерезиденты получают информацию напря-
мую с биржи в режиме онлайн, видят котировки, имеют возможность ставить заявки и заключать сделки через участников торгов валютного рынка в качестве их клиентов.
Полноценный клиентский доступ DMA с возможностью регистрации клиентов в торговой системе был запущен биржей 13 февраля 2012 г. Новые технологии клиентского доступа способствовали существенному росту активности. За 2012 г. общий объем клиентских операций на валютном рынке Московской Биржи составил 12,3 трлн руб., число клиентов выросло с 12 до 3500. В результате к концу 2012 г. доля клиентских операций превысила 12% по валютному рынку в целом и 22% — по операциям спот. Развитие клиентского доступа увеличивает ликвидность биржевого рынка за счет привлечения новых категорий участников, в том числе нерезидентов, брокеров и физических лиц. В мае 2013 г. число клиентов превысило 5500.
До недавнего времени совершать операции на биржевом рынке могли только российские дочерние компании иностранных банков, на которые приходится порядка 25% валютного рынка. Теперь же нерезиденты могут торговать на валютном рынке Московской Биржи через клиентский доступ. В 2012 г. доля операций клиентов-нерезидентов превысила 10% от суммарного оборота биржевого валютного рынка. В первом квартале 2013 г. на бирже через DMA уже работали 150 клиентов-нерезидентов из 12 стран, в том числе из Казахстана, Белоруссии, Украины, Латвии и Эстонии.
Активизация торгов национальными валютами на биржевом рынке. В апреле 2013 г. среднедневной объем конверсионных операций российских банков превысил 65 млрд долл., но на сделки с национальными валютами СНГ по-прежнему приходится менее 1%. Развитию торгов национальными валютами уделяется большое внимание как на правительственном уровне, так и
со стороны различных инфраструктурных организаций.
Возможности торговли национальными валютами стран СНГ созданы на бирже в 1990-х гг. Торги национальными валютами на ММВБ то оживлялись, достигнув своего пика в 1998 г., то затухали, практически сойдя на нет в 2008—2009 гг.
Реализация проекта допуска на биржевой рынок банков из стран ЕврАзЭС открывает новые возможности для возобновления операций в национальных валютах. Для успешного перезапуска торгов национальными валютами стран СНГ необходима первоначальная ликвидность. Это подразумевает наличие на торгах банков-резидентов из стран СНГ, которые будут выполнять роль мар-кет-мейкеров по своим национальным валютам.
На Московской Бирже есть положительный пример торговли национальными валютами без посредничества доллара — запуск торгов парой юань—рубль в конце 2010 г. Россия и Китай предпринимают совместные усилия для создания инфраструктуры взаиморасчетов в национальных валютах. В июне 2011 г. Центральный банк РФ и Народный банк КНР подписали Соглашение о переходе к расчетам в национальных валютах. В сентябре 2011 г. Народный банк КНР разрешил российским участникам торгов в сегменте юань/рубль на Московской Бирже открывать специальные счета на территории Китая.
В 2012 г. объем торгов юанем на Московской Бирже вырос более чем на 70% относительно 2011 г. В торгах приняли участие порядка 80 банков, пять из которых выполняли функции маркет-мейкеров (в том числе два китайских). В первом квартале 2013 г. наблюдался рост объема торгов юанем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Биржа рассматривает торговлю юанем как перспективное направление развития финансового рынка. С 15 апреля 2013 г. Московская
Биржа реализовала новый проект, который выравнивает условия торгов юанем с параметрами основных валютных пар биржевого рынка (USD/RUB и EUR/RUB). Внедрена схема частичного депонирования средств и использования юаней в качестве обеспечения, введены новые инструменты и сделки своп, увеличена продолжительность торгов и снижены тарифы. В день запуска новаций в торгах по юаню приняли участие 17 банков, заключив 43 сделки общим объемом 16,5 млн юаней (83,8 млн руб.). Первые операции по новым инструментам и сделкам своп юань/рубль заключили: «Банк Китая (ЭЛОС)», «ТПБК» (Москва), «Мой Банк», банк «Левобережный» и КБ «Восточный»5. После введения новаций в мае среднедневной объем торгов юанем вырос в два раза — до 23 млн юаней в день. В начале июня дневной объем торгов впервые превысил 50 млн юаней. В дальнейшем на валютном рынке планируется запуск инструментов «длинный своп» юань—рубль со сроками расчетов от одной недели до шести месяцев, а также организация торгов фьючерсом на юань на срочном рынке Московской Биржи.
Развитие биржевого рынка юань— рубль и активизация торгов национальными валютами стран СНГ имеет важное макроэкономическое значение, поскольку способствует усилению международной роли рубля и обеспечивает проведение расчетов по внешнеэкономическим контрактам в национальных валютах без посредничества доллара и евро.
Для дальнейшего развития интегрированного валютного рынка СНГ представляется необходимым заключение соглашений между центральными (национальными) банками, входящими в Содружество, по предоставлению своп-линий в на-
5 См.: Яровой В. В., Мишина В. Ю. Биржевой рынок «юань/рубль»: настоящее и перспективы // Деньги и кредит. 2013. № 5. С. 43—45.
циональных валютах для обеспечения ликвидности, а также аккредитация в качестве участников торгов в целях осуществления денежно-кредитной политики на валютном рынке.
Библиографический список
Марич И. Л. Новое лицо валютного рынка // Cbonds Review. 2012. № 10.
Яровой В. В., Мишина В. Ю. Биржевой рынок «юань/рубль»: настоящее и перспективы // Деньги и кредит. 2013. № 5.
Гармонизация права как альтернатива наднациональности в правовом регулировании экономических отношений
ДОРОНИНА Наталия Георгиевна,
руководитель Центра фундаментальных научных исследований и взаимодействия с РАН, доктор юридических наук
Тема унификации права привлекает внимание ученых-правоведов в связи с интенсификацией международного сотрудничества государств. Однако мало кто задумывается над тем, какими методами и правовыми средствами она достигается и что такое унификация права.
Если исходить из широкого понятия унификации права, под которым понимается гармоничное взаимодействие разнообразных национально-правовых систем, то окажется, что наднациональности как таковой не существует, а есть международно-правовые нормы, отражающие достигнутый компромисс в отношениях между государствами, в том числе и в части применения правомочий в тех сферах, которые относятся к суверенитету государства.
Тем не менее вопрос наднациональности остается актуальным. По мнению некоторых авторов, наднациональные организации отличаются от международных тем, что «способны пробить броню суверенитета государства»1.
1 Supranational Corporate Forms in the European Union: Prolegomena to a Theory on Supranational Forms of Association // Common Market Law Review. Vol. 47. 2010. P. 1671—1717.
В условиях глобализации экономических отношений государства все чаще обращаются к многосторонним международным конвенциям как к основному источнику правового регулирования международных экономических отношений. Широкий круг участников и решение проблем, затрагивающих любое государство международного сообщества, позволяют относить международные конвенции к конвенциям универсального или регионального типа.
Наиболее значимые результаты в унификации права были достигнуты в границах региональных объединений. Унификация права в странах Европейского Союза привела к такой высокой ступени экономической интеграции, что позволило сравнивать это объединение с конфедерацией государств, поставив вопрос о политической интеграции. Однако не стоит забывать, что и региональная унификация основана на применении общих принципов и норм международного права.
Экономическая интеграция государств позволяет путем объединения усилий заинтересованных государств достичь больших экономических успехов в каждом из договаривающихся государств. Об этом преимуществе экономической интеграции свидетельствует рост числа региональных экономических образований в международном сообществе. С точки зрения развития