Научная статья на тему 'Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России'

Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A ECONOMICS / EDUCATION CREDIT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова Т.Г., Минасян А.Р.

В статье исследуются основные проблемы интеграции системы образования и рынка труда, предложены пути повышения уровня взаимодействия с целью обеспечения эффективной подготовки кадров для инновационной экономики страны и повышения сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов. Приведенные в статье статистические данные, наглядно демонстрируют тенденцию подготовки специалистов высшей квалификации, не отвечающих стратегическим потребностям инновационного развития экономики, как в системе высшего, так и дополнительного профессионального образования. Дана оценка предложенным инструментам интеграции, таким как образовательный кредит, непрерывное профессиональное образование, внедрение результатов инновационной деятельности учебного заведения в экономику, предложены рекомендации по повышению эффективности их реализации с целью формирования инновационного климата в России, обеспечивающего инновационный путь развития отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова Т.Г., Минасян А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration problems of the educational system and the labor market for the creation of employees for the innovative Russian economy

The article is devoted to the major integration problems of professional education system and the labor market and the ways to enhance synergies to ensure effective staff training for the innovation economy of the country and to improve the balance of supply and demand of labor market. Statistical data given in the article illustrate a trend of preparing highly qualified specialists that do not meet the strategic needs of innovative economic development, both in higher and additional professional education. The article assesses the proposed integration tools, such as educational credit, continuing professional education, the introduction of innovations in the economic, offers recommendations to improve the efficiency of their implementation in order to create an innovative climate in Russia, providing sustainable economic growth and an innovative way of development of the domestic economy.

Текст научной работы на тему «Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России»

УДК 338.2

Интеграционные проблемы системы образования и рынка труда при подготовке кадров для инновационной экономики России

Д-р экон. наук Максимова Т.Г. modusponens@mail.ru Минасян А.Р. spb.su@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет 194021 Санкт-Петербург, ул. Новороссийская д. 50

В статье исследуются основные проблемы интеграции системы образования и рынка труда, предложены пути повышения уровня взаимодействия с целью обеспечения эффективной подготовки кадров для инновационной экономики страны и повышения сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов.

Приведенные в статье статистические данные, наглядно демонстрируют тенденцию подготовки специалистов высшей квалификации, не отвечающих стратегическим потребностям инновационного развития экономики, как в системе высшего, так и дополнительного профессионального образования. Дана оценка предложенным инструментам интеграции, таким как образовательный кредит, непрерывное профессиональное образование, внедрение результатов инновационной деятельности учебного заведения в экономику, предложены рекомендации по повышению эффективности их реализации с целью формирования инновационного климата в России, обеспечивающего инновационный путь развития отечественной экономики.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, дополнительное профессиональное образование, инновационное развитие экономики, образовательный кредит.

Integration problems of the educational system and the labor market for the creation of employees for the innovative Russian economy

D.Sc. Maximova T.G. modusponens@mail.ru Minasyan A.R. spb.su@mail.ru St. Petersburg State University of Trade and Economics 194021 Saint-Petersburg, Novorossiyskaya st., 50

The article is devoted to the major integration problems of professional education system and the labor market and the ways to enhance synergies to ensure effective staff training for the innovation economy of the country and to improve the balance of supply and demand of labor market.

Statistical data given in the article illustrate a trend of preparing highly qualified specialists that do not meet the strategic needs of innovative economic development, both in higher and additional professional education. The article assesses the proposed integration tools, such as educational credit, continuing professional education, the introduction of innovations in the economic, offers recommendations to improve the efficiency of their implementation in order to create an innovative climate in Russia, providing sustainable economic growth and an innovative way of development of the domestic economy.

Key words: educational services market, additional professional education, innovative development of a economics, education credit.

Инновационное развитие экономики отнесено к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации. Одной из важнейших сфер, обеспечивающих инновационное развитие Российской экономики, является сфера образования, создающая условия для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым спектром профессиональных компетенций. В государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах [1, 2] отмечается, что никакая модернизация невозможна без квалифицированных специалистов, талантливых ученых, качественного образования и постоянного профессионального обучения.

Формирование эффективного инновационного потенциала российской экономики непосредственно связано с подготовкой высокопрофессиональных кадров по всем стратегически важным направлениям экономического развития страны. В тоже время сфера высшего образования, как и образования в целом, является одной из наиболее проблемных зон развития экономики современной России. Действующая на сегодняшний день программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы включена в стратегическое направление социально-экономического развития «Новое качество жизни», в то время как стратегическое направление «Инновационное развитие и модернизация экономики», предусматривающее, в частности, реализацию мероприятий по созданию, «конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий», не включает в перечень составляющих его государственных программ развитие образования [3]. Сегодня, в свете перехода российской экономики на инновационный путь развития, остро встает проблема интеграции системы высшего образования и рынка труда с целью обеспечения эффективной подготовки кадров для инновационной экономики страны.

Стратегические требования и методологические проблемы развития системы российского образования.

Инновационный путь развития отечественной экономики требует от специалистов, занятых в самых разнообразных отраслях, принципиально новых компетенций, к которым можно отнести - высокий уровень креативности и адаптационной мобильности, умение гибко и системно мыслить, самостоятельность и активность. В результате к современной системе образования, как со стороны рынка труда, так и регулирующих воздействий, предъявляются новые требования, необходимые для обеспечения подготовки выпускников, готовых к совершенно иным условиям деятельности и наделенных скорее не статичным набором знаний и навыков, но динамичными способностями к обучению и к быстрой адаптации в новых условиях [4].

Ответом образовательной системы на управленческие воздействия является адаптивная реакция, проявляющаяся, в значительной степени, в непрерывной корректировке учебных планов и программ подготовки. Ответ на потребности рынка труда наступает с временным лагом, длительность которого определена временем подготовки квалифицированных кадров (по крайней мере, 4-6 лет) и временем, необходимым на разработку и внедрение новых стандартов обучения. В этих условиях обеспечение эффективности системы образования зависит от устойчивости функциональных связей внутри системы и скорости реакции отдельных структур системы на внутренние импульсы и внешние воздействия [5].

Осмысление имеющегося опыта модернизации образовательной системы России показывает, что основные приоритеты инновационных преобразований устойчиво повторяются в списках программных мероприятий, и перетекают из более ранних программ в более поздние. Подобная тенденция демонстрирует общую низкую результативность основных модернизационных действий, предполагающих повышение качества и эффективности образовательных услуг и снижение дисбаланса между ожиданиями работодателей и набором компетенций выпускников вузов [6].

Современное образование должно способствовать укреплению инновационного климата в России, необходимого для формирования устойчивого экономического роста и инновационного пути развития отечественной экономики. Для достижения поставленных целей необходима, прежде всего, внутренняя интеграция системы образования на базе единого информационного пространства, обеспечивающего принципиально иное качество и скорость взаимодействия уровней и институтов системы образования и рынка труда. Формирование информационного пространства позволит многократно повысить скорость реакции системы на изменения требований рынка труда и обеспечить взаимодействие учреждений образования разного уровня в рамках единого информационного пространства. При этом должна существовать не только реальная возможность коммуникаций, но и такие экономические механизмы, которые бы стимулировали участников образовательного процесса и работодателей к активному взаимодействию [7].

Отсутствие экономической заинтересованности участников образовательного процесса в совместной деятельности с учреждениями образования иных уровней приводит к разобщенности системы и низкой результативности программ модернизации, охватывающих всю систему образования в целом, или направленных на привлечение потенциальных работодателей к формированию учебных планов, подготовке учащихся и софинансирова-нию обучения в вузах. В этих условиях каждое образовательное учреждение, как и их партнеры, стараются преследовать только собственные интересы и не готовы жертвовать собственной прибылью для решения системных проблем, что наносит ущерб не только сфере образования, но и в целом экономике страны.

Тенденция подготовки кадров, не отвечающих стратегическим потребностям экономики, обусловлена, в значительной степени, рыночными отношениями. Повышенный спрос на образовательные услуги по подготовке экономистов и юристов, возникший как ответная реакция на сокращение промышленного производства в стране, вынуждает вузы переориентироваться на популярные у абитуриентов и их родителей направления подготовки, что приводит к глубокому дефициту кадров инженерной, технической и естественнонаучной направленности. Спад производства, последовавший после распада СССР, и невостребованность на рынке труда специалистов инженерных специальностей, активное развитие рыночных отношений привели к значительным изменениям структуры подготовки кадров в качественном и количественном отношении. На рис. 1 по данным [8] в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки представлены данные по Российской Федерации о наиболее востребованных работодателями специальностях/направлениях подготовки (определены по показателю удельного веса трудоустройства выпускников) и данные о специальностях/направлениях подготовки, наиболее популярных у абитуриентов (определены по показателю удельного веса числа принятых на 1 -й курс обучения) в 2011 году.

Экономика и управление 66,5 21,7

Гуманитарные науки 63,2 12,4

Образование и педагогика 65,0 8,6

Здравоохранение 49,3 6,5

Информатика и вычислительная техника 61,6 3,9

Строительство и архитектура 64,5 3,8

Социальные науки 64,1 3,8

Сельское и рыбное хозяйство 60,3 3,5

Физико-математические науки 54,8 3,4

Энергетика, энергетическое машиностроение и.. 61,3 3,2

Естественные науки 57,4 3,2

Транспортные средства 61,7 3,0

Металлургия, машиностроение и металлообработка 61,6 3,0

Культура и искусство 66,0 2,6

Сфера обслуживания 68,5 2,4

Автоматика и управление 62,5 2,3

Электронная техника, радиотехника и связь 67,3 1,9

Безопасность жизнедеятельности и защита. 59,1 1,6

Химическая техника и биотехнологии 62,5 1,6

Геология, разведка и разработка полезных . 67,7 1,3

Технология продовольственных товаров и .. 65,4 1,2

Авиационная и ракето-космическая техника 62,8 1,0

Приборостроение и оптотехника 59,1 0,9 ■

Информационная безопасность 68,1 0,9

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 58,1 0,8

Геодезия и землеустройство 69,7 0,8

Морская техника 69,3 0,6

Рис. 1. Рейтинг укрупненных групп специальностей и направлений подготовки в системе высшего образования, наиболее востребованных работодателем и наиболее популярные у абитуриентов,

Российская Федерация, 2011 год (%)

Анализ сбалансированности стратегических целей инновационного развития экономики, спроса на рынке труда и на рынке образовательных услуг указывает на качественную и количественную рассогласованность интересов государства, бизнеса, высших учебных заведений и выпускников (см. рис.1). Складывается следующая ситуация: стратегические цели развития экономики определяют одни компетенции выпускника, бизнес нуждается в других, вуз предлагает третьи, а студент вообще слабо представляет свое будущее. Отсюда и текущие проблемы, связанные с поиском работы молодыми специалистами, возникающие после окончания вуза: с одной сто-

роны, дефицит рабочих мест на рынке труда, с другой - несоответствие профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым работодателями [5, 7], и возможные препятствия для инновационного пути развития экономики в будущем.

Развитие производства через определенное время естественным образом возродит спрос на специальности, востребованные инновационной экономикой. Однако проблема заключается в наличии временного лага в ответной реакции системы образования на стратегические потребности экономики страны, следовательно, с учетом инерционности системы высшего образования и временных затрат на подготовку кадров высшей квалификации, возрастает роль государственного регулирования в вопросах планирования и формирования целевого заказа на подготовку специалистов для инновационной экономики страны.

Необходимым условием, обеспечивающим российской экономике соответствующий рост объемов производства в области высоких технологий, становится наличие в стране специалистов высокого уровня квалификации с подготовкой, направленной как на разработку технологий и их применение в реальном секторе экономики, так и на коммерциализацию изобретений и инноваций. По оценкам С.Ю.Глазьева, экономический подъем шестого цикла будет протекать в период между 2020 и 2040 гг., следовательно, поднятая кадровая проблема является крайне актуальной [9]. Одной из преград на пути реализации стратегии инновационного развития России является дефицит специалистов для инновационной деятельности, готовых объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию новшеств на отечественном и глобальном рынке. Государство уже сегодня предпринимает различные меры повышения спроса населения на невостребованные, но необходимые для инновационного роста страны профессии, но заинтересованность в образовательных услугах данного профиля в стране пока низкая.

Система образовательного кредитования как инструмент государственного регулирования рынка образовательных услуг.

Одним из действенных инструментов государственного регулирования рынка образовательных услуг, т.е. создания именно тех механизмов, которые бы стимулировали развитие важных для экономики страны профессиональных ниш, а также привлекали заинтересованных в кадрах работодателей к софинансированию и коррекции подготовки специалистов, является система образовательного кредитования.

Роль государства в программе государственного субсидирования образовательного кредитования проявляется в осуществлении двух основных функций [10]:

- гаранта соблюдения принятых на себя сторонами-участниками эксперимента обязательств, что соответствует статусу третьей стороны в конфликтных ситуациях, имеющей право на принуждение;

- одной из сторон совокупности контрактных отношений, предоставляющей услугу по субсидированию и тем самым страхующей риски банков путем принятия на себя части необходимых расходов.

Развитие системы государственной поддержки образовательного кредитования, как инструмента регулирования инновационной экономики, должно быть направлено на создание устойчивых связей в системе образования и включение в схему финансирования профессиональной подготовки в вузах реальных потребителей образовательных услуг.

При планировании образовательных программ и при их рекламе вуз ориентируется на абитуриентов, а точнее даже на их родителей. Но реальным потребителем образовательных услуг выступают все-таки работодатели, которые никаким образом не включены в образовательный процесс и его финансирование. В тоже время, именно работодатели должны определять потребности рынка труда и, следовательно, формировать требования к системе образовательных программ, их составу, качеству и количеству выпускников в текущий момент времени. Сегодня список приоритетных профессиональных направлений и вузов, осуществляющих подготовку студентов по программам льготного образовательного кредитования, не согласован с реальными потребностями рынка труда и требованиями работодателей, т.е. сохраняются расхождения между востребованным комплексом профессиональных компетенций и компетенциями, формируемыми вузами.

Пока же программа льготного образовательного кредитования накладывает лишь серьезное финансовое бремя на государство, и ни каким образом не задействует схемы привлечения финансовых ресурсов работодателей и других социальных партнеров системы высшего образования.

Если доля нетрудоустроенных выпускников, получивших образование по программе государственной поддержки образовательного кредитования, будет высока, то затраты государства возрастут в силу отсутствия у части выпускников средств для возврата долга по кредиту. При этом результативность программы образовательного

кредитования снизится, так как в случае низкой степени трудоустройства выпускников, обучающихся по программе льготного образовательного кредитования, деньги, затраченные государством, не только не вернутся государству в виде налогов на доходы этих выпускников, но и не будут способствовать формированию направлений инновационного развития экономики страны.

Повышение уровня государственного регулирования программы в части формирования важных, с точки зрения инновационного развития российской экономики, направлений подготовки по программ льготного образовательного кредитования будет способствовать повышению инновационного потенциала вузов, налаживанию тесных связей с социальными партнерами и повышению конкурентоспособности вузов.

Непрерывное профессиональное образование как инструмент нивелирования временной задержки ответной реакции рынка образовательных услуг на стратегические потребности инновационного развития экономики страны.

Одна из особенностей современной системы образования состоит в том, что жизненный цикл знаний существенно сократился и это требует готовности вузов к успешной реализации модели непрерывного образования по всем специальностям. Проблема усугубляется сложностью корректной оценки действительной и прогнозной востребованности в тех или иных профессиях, поскольку из-за переизбытка одних специалистов и дефицита других идет замещение должностей работниками, имеющими непрофильное образование. Эта тенденция поддерживается определенным консерватизмом со стороны образовательных учреждений в сохранении традиционных специальностей и направлений подготовки и объективной неспособностью оперативно отвечать на стратегические потребности экономики. Общество с каждым днем все больше осознает важность обновления знаний. Поэтому приоритетной задачей для решения интеграционных проблем образования и рынка труда в рамках инновационного развития страны, является реализация непрерывного образования.

По данным рекрутинговых агентств, на рынке труда доминируют те специальности, которые в дополнение к базовым специальным знаниям требуют знаний по другим направлениям, с которыми основная профессия взаимодействует в своей практической деятельности, гибкого владения этими знаниями и умения принимать оперативные решения [11].

Значение системы дополнительного профессионального образования (ДПО) в экономическом отношении обусловлено целым рядом факторов:

- в экономике динамично реализуются процессы модернизации, что требует переквалификации и переобучения значительной части трудоспособного населения. Структура обучающихся по программам ДПО весьма разнообразна - работники, стремящиеся повысить свой профессионализм или перепрофилироваться на более востребованный вид деятельности, выпускники образовательных учреждений, не обладающие профессиональным опытом, безработные, не имеющие ни образования, ни опыта работы, и др.;

- сокращается доля трудоспособного населения в результате изменения демографической ситуация в стране (по данным [11], уже в 2016 г. на рынке труда дефицит рабочих рук составит 10 млн. человек);

- повышается интерес со стороны государства, относя образовательную политику к приоритетному направлению внутренней политики государства.

В настоящее время ставится задача развития непрерывного образования, в том числе дополнительного профессионального образования, как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в профессиональных кадрах необходимой квалификации.

В России зарегистрировано более 8 тысяч предприятий, оказывающих услуги в области образования для взрослых (основной вид деятельности «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки») [12].

Оказание услуги дополнительного профессионального образования в России является основным видом деятельности для более чем 2 тысяч организаций (основной вид деятельности: «Обучение в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование»), а как один из видов деятельности присутствует у почти 23 тысяч организаций. Примерно столько же организаций проводит дополнительное профессиональное обучение для лиц со средним специальным образованием.

По официальным данным Федеральной службы государственной статистики в 2013 году около 4,3 млн. работников страны получили дополнительное профессиональное образование или прошли профессиональное обучение [12]. За рубежом доля специалистов и рабочих, получивших дополнительное профобразование, состав-

ляет около 84% от всех обученных. На руководящий состав приходится 13%. Сравнительная оценка участия взрослых россиян в непрерывном образовании, сопоставимая с зарубежными показателями следующая: Великобритания - 34%, Австрия - 25%, Франция - 20%, Россия - 13%, Германия - 13%, Испания - 10%. [11].

Наибольшая активность обучения по программам ДПО отмечается у слушателей в возрасте от 25 до 39 лет (1,93 млн. чел.) и от 40 до 59 лет (1,9 млн. чел.), общая доля которых составила 87,65%. Молодые специалисты до 25 лет составляют почти 8 % от общего числа обученных. Знания, приобретенные ими в учебных заведениях еще не устарели, но для трудоустройства на более престижную работу или повышение по должности требуется больший объем знаний (табл.1).

Таблица 1

Численность работников списочного состава, прошедших обучение, по категориям персонала и возрасту в 2013 году, Российская Федерация, по данным [12]

Всего В том числе

по категориям персонала в возрасте

руково- специа- др. рабочие до 25 25-39 40-59 60 и

дители листы служащие старше

Числ. раб., млн. чел. 31,7 3,0 11,2 2,7 14,8 2,4 11,8 14,6 2,8

Получивших ДПО, % 13,8 19,1 16,6 5,1 12,2 14,1 16,3 13,0 7,0

В 2013 году 137 тыс. работников федеральной гражданской службы получили ДПО, по сравнению с 2012 годом этот показатель увеличился на 11%. Основную длю обученных (84,5%) составляли представители федеральных органов исполнительной власти, на работников судебной ветви власти и прокуратуры приходилось 14,6% обученных. Аналогичная структура наблюдалась и в 2012 году.

Анализ имеющихся статистических данных показал, что по интенсивности предложения программ ДПО можно выделить несколько групп видов экономической деятельности, для которых ведется подготовка кадров. В лидеры входят следующие: экономика, право, управление - 53%; образование - 49%. Далее следуют: строительство - 40% и транспорт, связь, информатизация - 39%.

Разработка полноценного инструментария статистического наблюдения за деятельностью организаций, реализующих программы дополнительного образования, в том числе ДПО, продолжается. Федеральный план статистических работ предусматривает в 2015 г. включение модуля по непрерывному образованию в Обследование населения по проблемам занятости [13]. Кроме того, аналогичная тематика, но представленная под иным углом зрения, будет формироваться в рамках Комплексного обследования условий жизни населения. Опрос руководителей учреждений, реализующих услуги ДПО и работодателей в условиях отсутствия полноценных статистических данных, является также весьма важным источником информации о развитии данного сегмента образовательного рынка.

Дополнительное профессиональное образование в России с каждым днем набирает популярность, что подтверждается имеющимся высоким уровнем конкуренции на рынке образовательных услуг. По результатам опроса руководителей учреждений ДПО 93% ощущают конкуренцию на образовательном рынке, в том числе 40% - острую и 53% - высокую. Наиболее ощутимая конкуренция наблюдается со стороны учреждений ВПО (59%) и организаций сегмента ДПО - 55%, с некоторым отрывом замыкают тройку сильных соперников корпоративные учебные центры - 35%. Со стороны исследовательских организаций, располагающих серьезным интеллектуальным потенциалом, эксперты особой конкуренции не видят [11].

Непрерывное образование - это динамично развивающийся сектор системы профессионального образования, которое обладает инновационным потенциалом, поскольку основное требование к дополнительному образованию со стороны потребителей образовательных услуг - это оперативное реагирование предлагаемых образовательных программ на изменение спроса со стороны рынка труда. Однако для реализации стратегических целей инновационного развития необходимо регулирования направленности предлагаемых на рынке образовательных услуг.

Развитие экономических стимулов интеграции системы образования и рынка труда.

Существуют и другие направления экономической стимуляции интеграционных процессов в системе образования, способствующие сокращению разрыва между стратегическими потребностями экономики и компе-

136

тенциями выпускников. Эти направления связаны с различными формами инновационной деятельности вузов и тесного взаимодействия с социальными партнерами, прежде всего, крупными работодателями региона. Важными направлениями инновационного развития является активное внедрение в реальную экономику результатов научных исследований. В настоящее время все эти формы интеграции в большей степени реализуются за счет личных связей отдельных заинтересованных лиц, что не способствует их массовому развитию. Кроме того, не существует реальных экономических условий, способствующих развитию данных форм интеграции. Государство упирает на важность этих форм для вузов и для бизнеса, но, ни первые, ни вторые не связывают эту деятельность со своими потенциальными доходами.

Необходимо отметить, что меры государственного регулирования должны формироваться с учетом того факта, что сегодня вузы в большей степени становятся коммерческими структурами, т.е. заинтересованы в привлечении финансовых средств, как за счет бюджета, так и за счет внебюджетной деятельности. Следовательно, они будут направлять усилия, прежде всего, туда, где имеется больше шансов получить дополнительные ресурсы. Тем самым, важно развивать дополнительные стимулы, способствующие развитию подобных форм интеграции образования и бизнеса.

В процессе совместной деятельности, социальные партнеры (к числу которых относятся и работодатели) должны быть включены в единое информационное пространство, в рамках которого они смогут своевременно обмениваться важной для совместной работы информацией. Наличие информационного дефицита очень негативно отражается на всех формах интеграции образования и бизнеса, особенно сильно снижает интерес бизнеса к совместным проектам с вузами, так как не позволяет включить совместную инновационную деятельность в цепочку формирования ценностей компании, непосредственно влияющую на ее прибыли.

Выводы. Современное образование должно способствовать формированию инновационного климата в России, обеспечивающего устойчивый экономический рост и инновационный путь развития российской экономики. Для достижения этих целей система образования должна быстро реагировать на изменение потребностей рынка, сохраняя при этом долгосрочные целевые ориентиры по подготовке кадров для инновационной экономики.

Одним из действенных инструментов повышения уровня взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, а также инструментом государственного регулирования рынка образовательных услуг является система образовательного кредитования.

Успех перехода к инновационной модели развития экономики определяется тем, насколько гибкой и адаптивной окажется структура рынка труда, насколько эффективно и оперативно он сможет удовлетворить запросы инновационных предприятий в кадрах требуемой квалификации. Поэтому приоритетной задачей для решения интеграционных проблем образования и рынка труда в рамках инновационного развития страны, является реализация непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование является инструментом нивелирования временной задержки ответной реакции рынка образовательных услуг на стратегические потребности инновационного развития экономики страны.

Имеющий место дефицит статистической информации по показателям деятельности системы дополнительного образования обуславливает значительные трудности в построении количественных и качественных прогнозов подготовки специалистов и направлении развития системы в целом. В 2013 г. по заданию Минобрнауки России была усовершенствована действовавшая ранее форма статистического наблюдения. Однако предложенный инструментарий не вписывается в унифицированную систему федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которая поддерживается Минобрнауки России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечить эффективную подготовку кадров для инновационной экономики силами только системы высшего образования невозможно. Необходимо развивать интеграционные механизмы в системе образования в целом и способствовать экономической заинтересованности всех участников образовательного процесса и работодателей в активной совместной деятельности по подготовке кадров.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 13-06-00877 а.

Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 г. Москва "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" [Электронный ресурс]: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 (Дата обращения: 15.11.2014).

2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/acts/15786 (Дата обращения: 15.11.2014).

3. Портал государственных программ Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://programs.gov.ru/Portal/site/index (Дата обращения: 15.11.2014).

4. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. - 2013. - № 1 (32). - с. 47-58.

5. Верзилин Д.Н., Хомко Е.В. Мониторинг и прогнозирование региональных потребностей в образовательных услугах в сфере физической культуры и спорта // Журнал правовых и экономических исследований. -2013. - № 4. - С.217-223.

6. Аблажей А.М. Вузовская наука России в условиях интернационализации высшего образования // Философия образования. - 2006. - с. 111-114.

7. Курочкина А.А., Курочкина О.В. Применение новых сетевых структур кластерного типа в сфере образования // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 19-25.

8. Аналитический доклад «О состоянии трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, востребованных специальностях, требуемых компетенциях и ожидаемых прогнозных кадровых потребностях на основе результатов проведенного мониторинга на 83 субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: URL: http://xn--h1aing.xn--p1ai/Analytics/AnalyticReport/83 (Дата обращения: 15.11.2014).

9. Глазьев С.Ю. Модернизация российской экономики на основе нового технологического уклада как ключевое направление антикризисной политики: Россия в условиях мирового кризиса / С.Ю. Глазьев // Аналитические докладыпобедителей конкурса 2009. - М.: РГНФ; Языки славянских культур, 2009. - 348 с.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1026 г. Москва "Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования" [Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2013/11/20/kredit-site-dok.html (Дата обращения: 15.11.2014).

11. Озерова О.К., Бородина Д.Р. Проблемы развития дополнительного профессионального образования // Информационный бюллетень. - М., НИУ ВШЭ - 2013. - с. 40.

12. Дополнительное профессиональное образование кадров государственной гражданской и муниципальной службы / [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1242887320828 (Дата обращения: 15.11.2014).

13. Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №671-р / [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/metod/fpl08-10.html (Дата обращения: 15.11.2014).

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. N 295 g. Moskva "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody" [Elektronnyi resurs]: http://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/2 (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

2. Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossiiskoi Federatsii o byudzhetnoi politike v 2013-2015 godakh [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.kremlin.ru/acts/15786 (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

3. Portal gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii. [Elektronnyi resurs]: URL: http://programs.gov.ru/Portal/site/index (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

4. Ivanov V.V. Innovatsionnaya politika pri perekhode k ekonomike znanii // Ekonomicheskaya nauka sovre-mennoi Rossii. - 2013. - № 1 (32). - c. 47-58.

5. Verzilin D.N., Khomko E.V. Monitoring i prognozirovanie regional'nykh potrebnostei v obrazovatel'nykh uslugakh v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta // Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh is-sledovanii. - 2013. № 4. -S.217-223.

6. Ablazhei A.M. Vuzovskaya nauka Rossii v usloviyakh internatsionalizatsii vysshego obrazovaniya // Filo-sofiya obrazovaniya. - 2006. - c. 111-114.

7. Kurochkina A.A., Kurochkina O.V. Primenenie novykh setevykh struktur klasternogo tipa v sfere obrazovaniya // Problemy ekonomiki i upravleniya v torgovle ipromyshlennosti. 2013. № 1. S. 19-25.

8. Analiticheskii doklad «O sostoyanii trudoustroistva vypusknikov uchrezhdenii professio-nal'nogo obrazovaniya, vostrebovannykh spetsial'nostyakh, trebuemykh kompetentsiyakh i ozhidaemykh prognoznykh kadrovykh potreb-nostyakh na osnove rezul'tatov provedennogo monitoringa na 83 sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii» [Elektronnyi resurs]: URL: http://xn--h1aing.xn--p1ai/Analytics/AnalyticReport/83 (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

9. Glaz'ev S.Yu. Modernizatsiya rossiiskoi ekonomiki na osnove novogo tekhnologicheskogo uklada kak klyu-chevoe napravlenie antikrizisnoi politiki: Rossiya v usloviyakh mirovogo krizisa / S.Yu. Glaz'ev // Analiticheskie dokla-dypobeditelei konkursa 2009. - M.: RGNF; Yazyki slavyanskikh kul'tur, 2009. - 348 s.

10. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 18 noyabrya 2013 g. N 1026 g. Moskva "Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya gosudarstvennoi podderzhki obrazovatel'nogo kreditovaniya" [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.rg.ru/2013/11/20/kredit-site-dok.html (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

11. Ozerova O.K., Borodina D.R. Problemy razvitiya dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya // Infor-matsionnyi byulleten'. - M., NIU VShE - 2013. - s. 40.

12. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie kadrov gosudarstvennoi grazhdanskoi i munitsipal'noi sluzhby / [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publica-tions/catalog/doc_1242887320828 (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

13. Federal'nyi plan statisticheskikh rabot, utverzhdennyi rasporyazheniem Pravitel'stva Ros-siiskoi Federatsii ot 6 maya 2008 g. №671-r / [Elektronnyi resurs]: URL: http://www.gks.ru/metod/fpl08-10.html (Data obrashcheniya: 15.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.