Научная статья на тему 'Интеграционное взаимодействие банков и страховых компаний в Украине: проблемы и пути их решения'

Интеграционное взаимодействие банков и страховых компаний в Украине: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / БАНК / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР / INTEGRATION / BANK / INSURANCE COMPANY / ACCREDITATION / STATE REGULATION / CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багмет К. В.

В статье выделены и обобщены ключевые проблемы (законодательные, конъюнктурные, информационно-технологические, потребительские), сдерживающие развитие интеграционных процессов между банками и страховыми компаниями в Украине. Сформулированы перспективные направления их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration-based interaction between banks and insurance companies in Ukraine: problems and ways of their solution (Russia, Stavropol'')

The article distinguishes the key problems that inhibit integration processes between banks and insurance companies in Ukraine, including legal, informational, technological, and consumer problems. The author discusses the most promising ways of their solutions

Текст научной работы на тему «Интеграционное взаимодействие банков и страховых компаний в Украине: проблемы и пути их решения»

[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ_________________________________________________________________

2. Бондарь Ю.Г. Ретроспективный обзор и состояние украинского машиностроения // Внешняя торговля: экономика, финансы, право. - 2011. - № 5. - С.112-121.

3. Галазюк Н.М., Иваночко С.С. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в Украине и направления их устранения // Научный вестник НЛТУ Украины. — 2010. — № 20.6. — С.157-163.

4. Коренной С.А. Современное состояние топливно-энергетического комплекса и возможности использования энергосбережения предприятиями // Государство и регионы. — 2011. — № 6. — С.88-92.

5. Собкевич А.В., Михайличенко К.М., Емельянова О.Ю. Модернизационные приоритеты реформирования транспортно-дорожного комплекса в Украине // Национальный институт стратегических исследований. — 2013. — 32 с.

6. Жилой фонд Украины / Государственный комитет статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ukrstat.gov. ua/operativ/operativ2007/zf/zf_u/2006_u.htm (дата обращения: 06.02.2014)

7. Отчеты Государственного комитета статистики Украины // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ukrstat.gov. ua/ (дата обращения: 07.02.2014)

8. Отчеты Национального банка Украины // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bank.gov.ua (дата обращения: 06.02.2014)

9. Отчеты Министерства финансов Украины «О выполнении Государственного бюджета Украины за 2005-2012 годы» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/archive/main?catjd=51703

10. OECD (2013), “General government expenditure by function”, in National Accounts at a Glance 2013, OECD Publishing // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/na_glance-2013-19-en (дата обращения: 06.02.2014)

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ В УКРАИНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

К.В. Багмет,

специалист по учебно-методической работе филиала Российского государственного социального университета в г. Ставрополь,

кандидат экономических наук, kbagmet@mail.ru

В статье выделены и обобщены ключевые проблемы (законодательные, конъюнктурные, информационно-технологические, потребительские), сдерживающие развитие интеграционных процессов между банками и страховыми компаниями в Украине. Сформулированы перспективные направления их решения.

Ключевые слова: интеграция, банк, страховая компания, аккредитация, государственное регулирование, надзор.

УДК 336.719 ББК 65.26

Современными тенденциями развития мировой экономики являются усиление роли финансовых посредников, расширение и углубление интеграционных взаимосвязей между ними, универсализация деятельности финансовых учреждений на мировом рынке финансовых услуг. Так, наиболее заметным явлением мирового масштаба стала банковско-страховая интеграция (БСИ), уровень которой в определенной мере оказывает влияние на характер развития финансового сектора в зависимости от фазы экономического цикла, на которой находится экономика государства.

Не вызывает сомнения тот факт, что конкурентоспособность финансового сектора любой страны обуславливается, прежде всего, эффективной деятельностью банков и страховых компаний как наиболее масштабных инвесторов в реальный сектор экономики. Через кооперацию основной деятельности, консолидацию каналов сбыта, интеграцию организационных структур и капитала участники финансовых групп обеспечивают себе более быстрый и гибкий доступ к мировым финансовым ресурсам, в отличие от ситуации, когда они функционируют независимо друг от друга. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективное развитие финансового сектора экономики и способствует экономическому росту страны в целом.

Весомый вклад в развитие теоретико-методологических основ банковско-страховой интеграции внесен такими американскими и европейскими исследователями, как А. Гарсия-Херрера (A. Garcia-Herrero) [1],С. Дэвис (S. Davis) [2], Дж. Кам-

минс (J. Cummins) [3], Х. Скиппер (H. Skipper) [4] и др. Среди российских и украинских работ, посвященных теоретическим и практическим аспектам совместной деятельности финансовых посредников, следует выделить публикации П.А. Гришина,

В.Н. Демченко [5], И.Н. Кожевниковой [6], С.Н. Козьменко [7], Н.П. Кузнецовой [8], И.А. Школьник [9] и др.

Несмотря на рост в последнее время научного интереса к вопросам интеграционного взаимодействия банков и страховыми компаний, а также к концепции «bancassurance» (банкострахования), учеными в большей степени акцентируется внимание на формах и видах БСИ, преимуществах и потенциальных выгодах от интеграции финансовых посредников, теоретических аспектах возникновения рисков в таких процессах. При этом практически отсутствуют комплексные исследования существующих проблем в развитии сотрудничества между банками и страховыми компаниями в Украине, а также необходимых путей их решения на практике.

Оценка уровня банковско-страховой интеграции (БСИ) в Украине, полученная в результате применения разработанного автором научно-методического подхода в предыдущих исследованиях [10], свидетельствует о преимущественно низких его значениях на протяжении 2002-2013 гг. (табл. 1).

Результаты полученных расчетов свидетельствуют о том, что в 2008 году уровень банковско-страховой интеграции характеризовался самым высоким значением на протяжении анализируемого периода. Так, активное наращивание банками

Таблица 1

Динамика значений уровня БСИ в Украине в 2002—2013 гг.

Год 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Значение 0,19 0,19 0,24 0,24 0,24 0,29 0,47 0,19 0,19 0,19 0,23 0,20

Уровень БСИ Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий Средний Низкий Низкий Низкий Низкий Низкий

322

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Л

кредитных портфелей (до 2008 г.) сопровождалось расширением деятельности страховых компаний в сфере страхования финансовых рисков и страхования жизни заемщиков банков. Кроме этого, на фазе пика в экономике Украины финансовые посредники активно использовали банкострахование с целью повышения доходности собственной деятельности. С одной стороны, можно предположить, что такой уровень не являлся угрожающим для функционирования финансового сектора экономики Украины в целом. Однако, последствия кризиса 2008 г. подтвердили наличие существенной зависимости между эффективной деятельностью банков и страховых компаний. Такая зависимость свидетельствует о том, что даже при условии низкого уровня интеграционного взаимодействия между исследуемыми финансовыми посредниками, на фазах спада и кризиса взаимодействие банков и страховых компаний в форме банкострахования является угрожающим (прежде всего для страховщиков). С другой стороны, указанная тенденция низкого уровня БСИ в определенной степени обусловлена существованием ряда проблем в сфере организации банковско-страховой интеграции, которые, во-первых, сдерживают развитие интеграционных процессов между банками и страховыми компаниями в Украине, а, во-вторых, являются причинами негативного влияния интеграции на стабильное функционирование страховых компаний.

Проведенный анализ позволил систематизировать существующие проблемы в рамках следующих групп [7; 9; 11; 12, 13, 14, 15]:

— законодательные, проблемы эффективного регулирования и надзора, правового обеспечения деятельности банков и страховых компаний в составе интеграционных объединений;

— конъюнктурные (рыночные)', высокий уровень зависимости страховых компаний от банков; несоответствие объемов страховых операций банковским; финансовая несостоятельность страховых компаний принимать на страхование риски банков, которые характеризуются значительными по размерам потенциальными убытками;

— проблемы сопоставимости информационно-технологической сферы банков и страховых компаний: (низкий уровень автоматизации бизнес-процессов страховых компаний по сравнению с банками; техническое программное обеспечение большинства банков не предусматривает продажу страховых продуктов);

— проблемы в сфере организации взаимоотношений с клиентами: недостаточная прозрачность аккредитации страховых компаний в банках; проблема конфиденциальности и защиты информации касательно клиентской базы.

На современном этапе развития интеграционных взаимосвязей между финансовыми посредниками в Украине особенно остро стоят законодательные проблемы, а именно проблемы эффективного регулирования и надзора, правового обеспечения деятельности банков и страховых компаний в составе интеграционных объединений. Дальнейшее развитие банковско-страховой интеграции в Украине будет обусловлено, пре-

жде всего, формированием соответствующего правового поля деятельности ее участников (табл. 2).

Разработка и принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность финансовых групп (банковскостраховых в частности), должны быть осуществлены совместными усилиями государственных органов и саморегулируемых организаций двух сегментов финансового сектора, а именно: Национального банка Украины (НБУ), Ассоциации украинских банков (АУБ), Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) (банковский сегмент); Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), Ассоциацией страхователей Украины, Ассоциацией профессиональных страховых посредников Украины (АПСПУ), Лигой страховых организаций Украины (ЛСОУ) (страховой сегмент). Важным при этом является не только фактическое принятие таких положений и постановлений законодательными органами власти, но и обязательное выполнение их всеми без исключения субъектами интеграционного процесса.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие возможности сочетания банковских и страховых операций в пределах одного юридического лица, в правовом поле Украины все же закреплены несколько форм банковско-страховой интеграции. Так, разрешено создание и совместное владение системным банком и универсальной страховой компанией, которые входят в состав финансово-промышленной группы (ФПГ). Кроме этого, банки и страховые компании могут быть интегрированы в рамках финансовой группы, которая в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» № 2121 -III от 07.12.2000 (в последней редакции от 27.03.2014 № 1166-VII) может быть представлена банковской или небанковской финансовой группами. При этом, в рамках украинского законодательства:

— банковская группа определяется как группа юридических лиц, имеющих общего контроллера и состоящая из: материнского банка и его украинских и иностранных дочерних и/или ассоциированных компаний, которые являются финансовыми учреждениями; двух или более финансовых учреждений, и в которой банковская деятельность является преобладающей;

— небанковская финансовая группа идентифицируется как группа юридических лиц, которые имеют общего контроллера (кроме банка), и состоящая из двух или больше финансовых учреждений, в которой небанковское финансовое учреждение (небанковские финансовые учреждения) осуществляет преобладающую деятельность [16].

Препятствует быстрому развитию банковско-страховой интеграции в Украине и наличие существенных различий относительно требований к капитализации банков и страховых компаний. Так, требования к минимальным объемам уставных капиталов банков и страховых компаний («non-life» и «life») значительно отличаются (120 млн грн. и 1 (1,5) млн евро соответственно). Кроме того, актуальным остается вопрос создания унифицированной и стандартной системы регулирования достаточности капитала финансовых групп.

Таблица 2

Законодательные проблемы развития БСИ и возможные пути их решения в Украине

№ п/п Проблема Направления решения проблемы

1. Несовершенство страхового законодательства. Создание адекватной законодательной базы регулирования деятельности страховых компаний в целом, банковско-страховой интеграции в частности. Совместная деятельность государственных органов и саморегулируемых организаций в сфере применения инструментов регулирования деятельности страховых компаний и принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

2. Различия в требованиях относительно капитализации банков и страховых компаний. Установление нормативов достаточности капитала для интеграционных объединений. Увеличение минимального значения нормативно установленных объемов уставного капитала и страховых резервов для страховых компаний.

3. Практическое отсутствие государственного регулирования и надзора за консолидированными объединениями в финансовом секторе. Адаптация зарубежного опыта регулирования и надзора за финансовыми конгломератами. Привлечение иностранных ученых и практиков для разработки и внедрения рекомендаций по развитию банковско-страховой интеграции. Законодательное закрепление координации действий НБУ и Нацкомфинуслуг в процессе принятия конкретных мер по регулированию деятельности банков и страховых компаний.

4. Отсутствие законодательной базы по обеспечению развития банковско-страховой интеграции в рамках правового поля (в частности конкретных форм БСИ).

323

[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Различаются и методики расчета нормативов достаточности капитала для банков и страховых компаний. Дальнейших исследований требуют вопросы разработки научно-методического подхода к определению достаточного объема капитала финансовой группы. Очевидным является тот факт, что с целью защиты от рисков, объем минимально допустимого совокупного капитала банковско-страховой группы должен превышать абсолютную сумму минимальных объемов уставных капиталов банков и страховых компаний. Это, прежде всего, вызвано возможностью возникновения «мультипликативного эффекта» между рисками банков, которые возникают чаще всего в активах, и рисками страховых компаний, имеющими, как правило, отношение к пассивам.

Проведенный в предыдущих исследованиях [17] анализ зависимости страховых компаний от банков позволяет утверждать, что совместная деятельность финансовых посредников в рамках банковско-страховой интеграции может привести к снижению объемов собственного капитала как страховой компании (например, вследствие неадекватной оценки финансовых рисков), так и банка, на фазах спада и кризиса в экономике Украины. Как показали последствия кризиса 2008 г., практически отсутствовала координация действий со стороны органов регулирования и надзора за деятельностью банков (НБУ) и страховых компаний (Нацкомфинуслуг). Так, принятие моратория на досрочное снятие депозитных вкладов (Постановление № 413 от 04.12.2008 г.) — с целью защиты банковской системы — негативно повлияло на деятельность страховых компаний, страховые резервы которых оказались практически «замороженными». Это свидетельствует о несогласованности действий между Национальным банком Украины и Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, что в свою очередь косвенно оказывает негативное влияние на развитие интеграционных процессов между банками и страховыми компаниями.

Сдерживают развитие интеграционного процесса между банками и страховыми компаниями и конъюнктурные (рыночные) проблемы. Результаты анализа современного состояния

банковского и страхового сегментов финансового сектора экономики Украины позволяют сделать выводы о:

— высоком уровне зависимости страхового сегмента от банковского;

— низком уровне развития страховой деятельности. По темпам развития, уровню капитализации, масштабам деятельности страховые компании отстают от банков. Это в свою очередь обусловлено, во-первых, несоответствием объемов страховых операций банковским, а, во-вторых, финансовой несостоятельностью страховых компаний принять на страхование риски банков, которые характеризуется значительными по размерам потенциальными убытками (табл. 3).

Решение указанных проблем практически невозможно в краткосрочной перспективе, а, следовательно, требует реализации адекватных стратегических программ развития финансового сектора экономики в целом, страхового и банковского сегментов, в частности.

Мировой опыт взаимодействия финансовых посредников свидетельствует о том, что одним из решающих факторов успешной банковско-страховой интеграции является наличие необходимого для этого процесса информационно-технологического обеспечения. В Украине банки и страховые компании, стремясь к интеграции (от каналов сбыта финансовых продуктов до интеграции капиталов), сталкиваются с рядом проблем в указанной сфере, пути решения которых приведены в таблице 4.

В данном контексте следует обратить внимание на опыт страховой компании «Альфа-Страхование» (участника финансовой группы) по разработке инновационного информационнотехнологического обеспечения осуществления операций в сфере банкострахования. В 2009 г. финансовым учреждением было разработано программное обеспечение (ПО) SAGA-Insurance, которое позволило автоматизировать процесс оформления страховых полисов в рамках таких банков, как «Альфа-Банк», «Фольксбанк», Кредобанк», «БТА Банк», «Плюс-Банк» [18]. Данное ПО функционирует на основе удаленного доступа «on-line» и не требует установки на каждое рабочее место специалиста

Таблица 3

Анализ конъюнктурных проблем развития банковско-страховой интеграции и возможные пути их решения в Украине

№ п/п Проблема Направления решения проблемы

1. Высокий уровень зависимости между страховым и банковским сегментами финансового сектора экономики. Наращивание активов и капитала страховыми компаниями, увеличение объемов деятельности для становления страхового рынка как равноценного партнера для банковского. Повышение требований к уровню капитализации страховых компаний. Стимулирование со стороны государственных регулирующих органов консолидации страховых компаний, незначительных по объему капитала и активов.

2. Несоответствие объемов страховых операций банковским. Финансовая несостоятельность страховых компаний принять на страхование значительные по размеру убытки банков.

3. Наличие слабой конкуренции среди финансовых групп (монополизм интегрированных групп, участниками которых являются системные банки). Усиление контроля со стороны органов регулирования и надзора за ценообразованием и правилами ведения банковско-страховых операций.

4. Отсутствие гарантий своевременности и полноты выплат страховыми и перестраховочными компаниями банкам. Повышение уровня контроля со стороны надзорных органов за уровнем платежеспособности страховых и перестраховочных компаний. Создание фонда гарантирования страховых выплат за счет определенной доли страховых резервов.

Таблица 4

Проблемы в сфере информационно-технологического обеспечения БСИ и возможные

направления их решения в Украине

№ п/п Проблема Направления решения проблемы

1. Техническое и программное обеспечение большинства банков не предусматривает продажу страховых продуктов. Существенные отличия между процессами по разработке и дистрибуции банковских и страховых продуктов. Интеграция систем страховых компаний с системами банков, что позволит избежать большого количества ошибок и двойного ввода и обработки информации.

2. Низкий уровень автоматизации бизнес-процессов страховых компаний по сравнению с банками. Использование бенчмаркетинга в сфере передачи опыта по интеграции систем автоматизации банков и страховых компаний. Приобретение у иностранных банков уже функционирующих интегрированных систем (по более низким ценам). Разработка и внедрение новых технологий автоматизации продажи страховых продуктов через банки, разработка четких схем представления отчетности.

3. Незначительное количество банков обладают интегрированными банковскими системами и средствами автоматизации работы фронт-офиса.

4. Высокая стоимость разработки и внедрения в работу банков интегрированных систем, которые позволяют выполнять любые операции в сфере БСИ.

324

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

Таблица 5

Проблемы БСИ в сфере организации клиентских отношений и возможные направления

их решения в Украине

№ п/п Проблема Направления решения проблемы

1. Незащищенность информации относительно клиентской базы в процессе банковско-страховой интеграции. Разработка и принятие дополнительных регуляторных положений по защите клиентов в процессе интеграции банков и страховых компаний.

2. Национальный менталитет: экономический интерес страховых компаний к банкам превышает интерес банков к страховым организациям. Популяризация страхования, разработка дифференцированного подхода к продаже полисов для различных слоев населения, увеличение уровня доступности страховых услуг для клиентов с различными видами доходов. Разработка высоко интегрированных банковско-страховых продуктов.

3. Высокий уровень недоверия клиентов страховых компаний и банков после кризисных явлений 2008 г.

4. Недостаточная прозрачность процесса аккредитации страховых компаний в банках. Ограниченность возможностей клиентов по выбору страховой компании при подписании договоров с банками. Более жесткое регулирование деятельности банков: ограничение их права выбора страховой компании только для страхования собственных рисков.

банка. Через ПО SAGA-Insurance® реализуется двенадцать страховых продуктов в разрезе пяти видов страхования, среди которых ОСАГО, КАСКО, КаСКО 50/50, программы страхования от несчастных случаев, экспресс-страхования имущества физических лиц, выезжающих за границу, комплексное страхование владельцев пластиковых карточек и т.д. Основным преимуществом использования такого программного обеспечения является скорость и комплексность обслуживания. Так, за 7-15 минут, в зависимости от вида страхования, работник банка имеет возможность внести информацию о клиенте в базу данных, оформить договор страхования и осуществить оплату через кассу банка или терминал I-Box.

Подтверждением эффективности использования банками и страховыми компаниями общего ПО SAGA-Insurance® является то, что в течение мая 2009 г. — августа 2011 г. было оформлено более 15 000 шт. страховых полисов для более чем 12 500 клиентов. При этом доля продаж страховых полисов через данное ПО в общем объеме продаж СК «Альфа-Страхование» на протяжении 2009-2011 гг. варьировалась от 11 до 25% ежемесячно.

Развитие банковско-страховой интеграции в Украине сопровождается и проблемами в сфере организации взаимоотношений между финансовыми посредниками и клиентами (табл. 5).

Наиболее остро стоит проблема конфиденциальности и защиты информации о клиентской базе, которая довольно часто передается банками страховым компаниям в процессе осуществления совместной деятельности. Так, существующее законодательство в Украине жестко регулирует конфиденциальность информации о клиентах, которая в пределах банковской тайны не может быть обнародована третьим лицам (страховым компаниям в том числе). Однако такой запрет довольно часто нарушается финансовыми посредниками, учитывая практическое отсутствие системы ответственности за такой вид нарушения. Разработка и принятие дополнительных регуляторных положений, защищающих клиентов в процессе банковско-страховой интеграции, позволят увеличить гарантии со стороны регулирующих органов по недопущению принудительного подписания договоров страхования при использовании любых услуг банка.

В данном контексте практически нерешенной остается проблема недостаточной прозрачности аккредитации страховых компаний в банках. В Украине данный процесс зачастую зависит не от объективного финансового состояния и репутации страховой компании, а от лояльности банка к ней, размера комиссионных вознаграждений и объема страховых ресурсов, размещенных в конкретном банке на депозитных счетах. А потому аккредитация не выполняет свою главную функцию — подтверждение доверия к аккредитованным страховым компаниям со стороны банков с целью защиты прав потребителя. На сегодня практически в каждом большом по размеру активов банке Украины аккредитовано в среднем 50-70 страховых компаний. При этом одна страховая компания зачастую аккредитуется не в одном, а сразу в нескольких банках. Так, например, СК «Брок-бизнес» прошла аккредитацию в 26 ведущих банках Украины.

Стоит отметить, что в 2011 г. Антимонопольным комитетом Украины было возбуждено несколько дел по отношению к ОАО «ПриватБанк», ОАО «Райффайзен банк Аваль», ОАО «Укрсоц-банк», ОАО «ОТП банк», АКБ «Укрсиббанк» за невыполнение требований антимонопольного законодательства. На адреса данных финансовых посредников были направлены письменные предупреждения и рекомендации по повышению прозрачности отбора страховых компаний в роли страховых агентов [19]. Перечислим основные критерии, которые чаще всего используются банками по отношению к потенциальным страховым компаниям, намеревающимся пройти аккредитацию:

1. Наличие лицензии на осуществление соответствующих видов страхования.

2. Соблюдение страховыми компаниями требований по минимально необходимому объему уставного капитала.

3. Объем полученных страховых премий за последние два месяца должен превышать в среднем пять миллионов евро.

4. Наличие договоров облигаторного перестрахования с международными страховыми компаниями с рейтингом как минимум одного из ведущих агентств (AM Best, Fitch Ratings, Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s, т. д.) на уровне не ниже «А».

5. Срок функционирования страховой компании должен превышать пять лет.

6. Размер комиссионного вознаграждения, которое стремится получить банк за исполнение им роли страхового агента, в среднем достигает 25-40%, а в отдельных случаях — 60-80%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Объем ресурсов, которые страховая компания обязана держать на депозитных счетах в банке, должен быть не меньше двадцати-тридцати млн грн.

Возможным направлением решения указанной проблемы является более жесткое регулирование деятельности банков: ограничение их права выбора страховой компании только для страхования собственных рисков. Показательным является опыт Российской Федерации по решению проблемы недостаточной прозрачности аккредитационного процесса между банковскими и страховыми учреждениями. Так, в связи с увеличением количества неправомерных действий со стороны банков относительно аккредитации страховых компаний — партнеров при страховании рисков заемщиков, в 2009 г. вступило в силу Постановление «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями».

Подводя итог, следует отметить, что в течение последних десяти лет уровень банковско-страховой интеграции в Украине характеризовался в среднем как низкий. Дальнейшее безопасное развитие банковско-страховой интеграции для функционирования как страховых компаний, так и всего финансового сектора экономики, в первую очередь требует переориентации существующей в Украине системы государственного регулирования участников финансовых групп на создание таких условий деятельности, которые бы, во-первых, обеспечили решение указанных проблем в организации интеграционного взаимодействия между банками и страховыми компаниями, а, во-вторых, способствовали недопущению распространения последствий

325

[/1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ_______________________________________________________________

финансового кризиса с банковского на страховой сегмент исследованиях комплекса мероприятий по защите страховых финансового сектора экономики. Учитывая это, актуальным компаний — участников БСИ от кризисных явлений, которые и практически значимым является разработка в дальнейших возникают, прежде всего, в банковском сегменте.

Литература

1. Garcia-Herrero A., Woolridge P. Global and regional financial integration: progress in emerging markets // BIS Quarterly Review. September, 2007. P. 57-70. URL: http://www.dcenter.ru/eaes/lit/07_03_3.pdf (дата обращения: 12.02.2014).

2. Davis S. Bancassurance: The lessons of global experience in banking and insurance collaboration // VRL KnowledgeBank Ltd, 2007. 152 p. URL: http://www.atmia.com/ ClassLibrary/Page/Information/DataInstances/1762/Files/821/bancassurance_re-port_final.pdf (дата обращения: 12.02.2014).

3. Cummins J. D. Convergence of Insurance and Financial Markets: Hybrid and Securitized Risk-Transfer Solutions // Journal of Risk and Insurance, 2009. Vol. 76, Nbr. 3. URL: http://vlex.co.uk/vid/convergence-hybrid-securitized-solutions-68272676 (дата обращения: 18.02.2014).

4. Skipper H. Financial Services Integration Worldwide: Promises and Pitfalls // Atlanta: Georgia State University, 2000. 56 p. URL: http://www.soa.org/library/journals/north-american-actuarial-journal/1997-09/2000/july/naaj0007_6.pdf (дата обращения: 18.02.2014).

5. Демченко В. Н., Гришин П. А., Цыганов А. А. Bancassurance в России и за рубежом. Интеграция страховых компаний и банков в распространении страховых услуг // Журнал «Русский полис», 2004. 136 с. URL: http://www.insure.ru/files/ analitics/pdf/RP_ Bancassurance_2004.pdf (дата обращения: 18.02.2014) .

6. Кожевникова И.Н. Взаимоотношение страховых организаций и банков — М.: Анкил, 2005. — 112 с.

7. Козьменко С.М. Теоретичне пщфунтя банювсько-страховоТ штеграци // Вюник НБУ. — 2012. — № 2 (192). — С. 22-27.

8. Кузнецова Н.П. Конвергенция в сфере финансовых услуг //Вестник С.Петерб. ун-та. Сер. 5. — 2001. — Вып. 4 (29). —

С. 129-136.

9. Школьник 1.О. Вплив мiжнародних фшансових конгломералв на розвиток фшансового ринку УкраТни // Фшанси УкраТни. — 2009. — № 9. — С. 34-42.

10. Багмет К.В. Банювько-страхова штегращя в забезпеченн розвитку фшансового сектору економки: дис. ... канд. економ. наук. Суми, 2012.

11. Загребной В.М. Проблеми та перспективи розвитку шновацмних моделей ствпращ банку та страховоТ компани. Ill украТнський банювський форум шституту Адама См^а. URL: http://bbs.ua/useful_information/index.php?id=46&sid=1165 &lang=uk (дата обращения: 23.03.2014).

12. Ордовская И. Как работает банковское страхование в Украине и в чам конфликт взаимных интересов страховщиков и банков? // Интернет — журнал о страхование «forINSURER». URL: http://forinsurer.com/public/08/04/24/3470. (дата обращения: 23.03.2014) .

13. Пасько О. М. Определение понятия эффективного механизма взаимодействия страховых компаний и банков // Економка ринкових вщносин. — 2010. — № 5. — С. 199-203.

14. Сисоева Л. Ю. Напрямки штеграци банюв i страхових компанш на швестицмному ринку УкраТни. Проблеми i перспективи розвитку банювськоТ системи УкраТни : зб. наук. праць / Державний вищий навчальний заклад «УкраТнська ака-демiя банювськоТ справи Нацюнального банку УкраТни». — 2010. — Вип. 28. — С. 117-124.

15. Шептова В., Сщак М., Вихристюк А. Проблеми i перспективи розвитку фшансового ринку в секторi банювськоТ та страховоТ дiяльностi // Схщ. — 2008. — № 5 (89). — С. 15-21.

16. Про банки i банювську дiяльнiсть. Закон УкраТни вщ 07.12.2000 N 2121 -MI [ai змш. та доп.]. URL: http://zakon4.rada. gov.ua/laws/show/2121-14 (дата обращения: 26.03.2014).

17. Багмет К. В., ^роштан I. М. Банювсько-страхова штегращя в забезпеченн розвитку фшансового сектору на рiзних фазах економiчних ци^в // Новi вектори розвитку страхового ринку УкраТни: монографiя / [О. В. Козьменко, С. М. Козьменко, Т. А. Васильева; керiвник авт. проекту д.е.н., проф.. О. В. Козьменко]. — Суми : Уыверситетська книга, 2012. — 316 с.

18. Мейзнер Я. Нам удалось создать инновационный для Украины bancassurance // Фориншурер. URL: http://forinsurer. com/public/10/09/13/4148 (дата обращения: 23.03.2014).

19. Костусев А. АМКУ накажет банки, которые навязывают заемщикам конкретных страховщиков //Фориншурер. URL: http://forinsurer.com/public/10/07/12/4126 (дата обращения: 24.03.2014).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ГОССЕКТОРА ИЗРАИЛЯ

Пинхас Давидов,

аспирант Белорусского государственного университета (г. Минск), преподаватель Открытого Университета Израиля (Иерусалим, Израиль)

В статье рассматриваются вопросы эффективности премиальных вознаграждений работников госсектора Израиля, действия правительства по реформированию трудовых отношений, повышению результативности труда служащих государственного сектора и качества государственных услуг в Израиле.

Ключевые слова: материальное стимулирование, эффективность труда, государственный сектор.

УДК 331.225, 351.91 ББК 65.242

Повышение эффективности профессиональной деятель- эффективности государственного сектора имеет большое зна-ности государственных служащих является одним из важней- чение в связи с его влиянием на повседневную жизнь каждого ших направлений реформы государственной службы. Изучение гражданина в его уникальной и сложной среде. Уровень эконо-326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.