ПРАКТИКА
DOI: 10.24411/2587-6783-2020-10006
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ТЕРАПИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕПЦИИ DIR/FLOORTIME.
1 Венгерова Е.Ю., 1 Викторова Л. В. 1 Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр системной семейной
терапии»
Данная статья была представлена в качестве доклада на Научно-Практической Конференции «Семья в современном мире: Трансформация Психотерапии», в Москве 2829 сентября 2019 года.
В статье представлено описание терапевтического случая, который раскрывает особенности интеграции игровой и семейной терапии в концепции DIR/Floortime. Мы разбираем специфику работы с конкретной семьей с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Через взаимодействие в игровом пространстве у родителей возникает большее понимание потребностей ребенка, а у ребенка формируются значимые связи со взрослыми. Поддержание родителем игры ребенка без навязывания своего видения позволяет детям чувствовать свою ценность, важность собственного мнения и интересов. Такая позиция взрослого стимулирует ребенка к осмысливанию ситуации, поиску попыток решения, формирует взаимно - уважительный контекст отношений. Работа в этом методе позволяет развивать ребенка, улучшать эмоциональный контакт и взаимопонимание в семейной системе в целом.
Ключевые слова: Игровая терапия, семейная терапия, детско-родительские отношения, концепция DIR/Floortime, сенсорная система, эмоциональный контакт, взаимопонимание, понимание потребностей.
THE INTEGRATIVE APPROACH TO A THERAPY OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN THE DIR/FLOORTIME CONCEPT
1 Vengerova Elena Yurievna, 1 Viktorova Lyubov Vladimirovna 1 Private Institution of Continuing Professional Education "Center for Systemic Family Therapy"
The article describes a therapeutic case that reveals specific features of the integration of play and family therapies in the DIR/Floortime concept. We analyze the particular aspects of working with a specific family with due regard for individual differences of a child. Through an interaction in a play space, the parents start to understand better the child's needs, while the child forms a significant relationship with the adults. When parents keep the child's play going, without imposing their own vision, the children realize their own value, the importance of their own opinion and interests. This position of an adult encourages the child to reflect on the situation and to search for attempts at solution; it also forms a mutually respectful context of relationship. The work by this method enables the development of a child, the improvement of the emotional contact and, in general, the mutual understanding in the family system.
Keywords: Play therapy, family therapy, parent-child relationship, DIR/Floortime concept, sensory system, emotional contact, mutual understanding, understanding of needs.
В своей статье мы сфокусировались на особенностях интеграции игровой и семейной терапии в концепции DIR/Floortime. Данная концепция была предложена профессором С. Гринспеном, как система помощи детям с расстройством аутистического спектра, с раннего возраста. На сегодняшний день методика применяется как терапевтический инструмент в работе с детьми с особенностями развития, подростками и взрослыми, а также используется в коррекционной работе с нейротипичными детьми [Гринспен, Уиндер 2017]. Floortime
является терапевтическим инструментом комплексной программы DIR, направленной на развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей, ориентированной на индивидуальный сенсомоторный профиль и на эмоционально «заряженное» взаимодействие внутри отношений (Гринспен, Уиндер 2017). Метод основывается на спонтанности терапевта во взаимодействии с ребенком, использовании «естественных интересов и эмоций ребенка», с учетом особенностей его нервной системы и уровня развития (Гринспен, Уиндер 2017). Важным аспектом для специалиста DIR/Floortime является работа с эмоциональными проявлениями, что влияет на базовые способности в мышлении, общении, умственном деятельности и развитии «полноценного самосознания» (Гринспен, Уиндер 2017). Фокусом работы психолога в этом методе является «формирование эмоционально значимого взаимодействия» взрослых с детьми и последовательное освоение 6-ти базовых и 3-х последующих «уровней функционально-эмоционального развития» ребенка (Гринспен, Уиндер, 2017). Психотерапевтические подходы по работе с детьми, сосредоточенные на симптомах нарушений, совершенствовании поведенческих и дисциплинарных навыков, не уделяют должного внимания аффективной сфере, специфике обработки информации, особенностям работы сенсорных систем, организации способов моторного планирования, биомедицинским факторам (Гринспен, Уиндер, 2017). Для специалиста, работающего в методе Floortime, важным является организация терапевтической работы таким образом, чтобы у ребенка возникло ощущение удовольствия от общения и взаимодействия со взрослым (Гринспен, Уиндер, 2017). Поэтому основополагающим принципом является включенность родителей в терапевтический процесс. Родители обучаются взаимодействию с ребенком, наблюдая за работой специалиста и вовлекаясь в игровой процесс, а затем, поняв особенные потребности ребенка и освоив базовые инструменты метода, занимаются с ребенком в домашних условиях, учитывая текущие рекомендации специалиста. Первым шагом, чтобы родителям наладить контакт, привлечь внимание и лучше понять желания и потребности ребенка, предлагается наблюдать и следовать за ним в игре (Гринспен, Уиндер, 2017). Иногда родители могут быть очень назойливыми, задают много вопросов вместо того, чтобы просто наблюдать и искать в деятельности ребенка скрытые смыслы и значения. Непонимание родителями индивидуальных особенностей детей приводит к отдалению и конфликтам (Джил, 2003). Игра помогает взрослым понимать детей и вырабатывать общий с ними язык. Ритм и темп совместной игры могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка - один обрабатывает информацию быстрее, другому требуется дополнительное время. Взрослым важно уловить потребности ребенка (Ицкович, 2015). Через взаимодействие в игровом поле, родители учатся «входить в мир» ребенка и притягивать его в свой, находить совместные радости и обоюдно получать удовольствие от общения (Гринспен, Уиндер, 2017). Формируется общее пространство, где рождается взаимный интерес, «способность к приятным, теплым отношениям с окружающими и развивается целенаправленное и полноценное общение» (Гринспен, Уиндер, 2017). «Занятия проходят в атмосфере эмоционального контакта, в них участвуют не только специалисты, но и вся семья» (Гринспен, Уиндер, 2017). С самого рождения ребенок начинает взаимодействовать с близкими людьми, предметами (игрушки, книжки, одеждой, обувью и т. д.), что позволяет нервной системе и головному мозгу интегрировать полученную сенсорную информацию в «целостную систему» (Айрес, 2017). Обычно все функции развиваются в естественном порядке и определенной последовательности, а отклонения в развитии «тянут» за собой проблемы в других сферах жизни. Сенсорная интеграция необходима для всех видов деятельности (движения, игры, говорения), которые в дальнейшем позволяют освоить более сложные виды интеграции (чтение, письмо, адекватное поведение) (Айрес, 2017).
Концепция DIR/Floortime признает, что каждый человек обладает уникальным набором характеристик. Специалисты, работающие в этом методе, нацелены на построение таких отношений с ребенком, в которых он сам захочет развиваться и улучшать проявление
своих способностей. При поведенческих проблемах психотерапевту важно понять, чем они вызваны, какие неврологические процессы происходят внутри и какие факторы влияют на поведение человека снаружи (Гринспен, Уиндер, 2017).
На сегодняшний день очевидно, что детская игра не относится к развлечению и не является бесполезной тратой времени. Через игру ребенок изучает мир, выстраивает возможные поведенческие стратегии, формирует способы взаимодействия с окружающими. В совместной игре у родителей возникает большее понимание потребностей ребенка, а у ребенка формируются значимые связи со взрослым (Ицкович, 2015). Когда близкие люди поддерживают игру ребенка, без навязывания своего видения, это позволяет детям чувствовать свою ценность, важность их интересов и собственного мнения (Ицкович, 2015). Такая позиция взрослого стимулирует ребенка к осмысливанию ситуации, поиску попыток решения, формирует взаимно - уважительный контекст отношений (Ицкович, 2015).
Случай из практики
Информация о семье, обратившейся к специалисту: мама (33 года), папа (31 год), девочка (3г.3 мес.)
Девочка с рождения находится под присмотром няни. На первой встрече мама пожаловалась на вербальную агрессию девочки по отношению к взрослым и детям, отсутствие взаимопонимания и близости в их отношениях. Также маму беспокоило чувство вины и конфликты с мужем по поводу воспитания дочери.
Процесс исследования ребенка специалистом заключался во внимательном наблюдение за реакциями ребенка во время игровых сессий, в обсуждении с родителями поведенческих проявлений, в анализе ситуаций и типичных эмоциональных реакций в повседневной жизни, в заполнении родителями опросников. После этого, были выявлены индивидуальные особенности ребенка:
• слуховая гиперчувствительность (со слов родителей: страх громких неожиданных звуков, шума бытовых приборов)
• повышенная чувствительность в обработке визуальной информации (при отсутствии нарушения зрения). В кабинете психолога девочка проявляла чувствительность к яркому свету (тёрла глаза, прикрывала их рукой, легко отвлекалась на зрительные стимулы в помещении, от чего ей было трудно сосредоточиться на каком-либо объекте)
• пониженная чувствительность тактильных и проприоцептивных ощущений (потребность контакта с поверхностями и материалами, обеспечивающими мощное тактильное воздействие: любит давление массажным колючим мячиком, туго заворачиваться в жесткое одеяло, сильно стучать игрушками, сжимать и растягивать их, от радости и возбуждения (со слов родителей) может щипаться и толкать других детей, часами прыгать на батуте, стучать ногами по предметам или по тому, кто сидит рядом. Когда играет с животными, прилагает слишком большую силу, причиняет им боль)
• пониженная тактильная чувствительность в оральной области (по описанию родителей: любит брать предметы в рот, жевать их, предпочитает острую, пересоленную и чрезмерно сладкую пищу)
Выше перечисленные особенности сенсорного профиля ребенка воспринимаются родителями как избалованность и капризность и вызывают раздражение. Поэтому авторы предположили, что потребности девочки, связанные с индивидуальными особенностями работы ее нервной системы, не только не удовлетворяются, но и жестко пресекаются. Во
время приема, видя поведение дочери, мама проявляла беспокойство, контролировала каждый шаг дочери, часто ее одергивала, делая бесконечные замечания по малейшему поводу.
Во время игрового взаимодействия с терапевтом, девочка легко вступала в контакт, проявляла интерес и эмоциональную вовлеченность, отвечала на вербальные и невербальные обращения, проявляла инициативу в придумывании игрового сюжета. Но если терапевт вносил небольшие изменения в игровое взаимодействие, девочка реагировала отказом и выходом из контакта. На просьбу терапевта к родителям, присоединиться к игре девочки, так как они это делают дома, родители сообщили, что дома не играют, а читают книги вместе с дочкой, смотрят развивающие тетради с цифрами, буквами и т. д. Тогда, терапевт попросил родителей вспомнить, как они играли в своем детстве, и попробовать поиграть так, как получится, на что они охотно согласились. Девочка обрадовалась предложению терапевта, с удовольствием инициировала игру в магазин и распределила роли: папа-кассир, мама-упаковщица, девочка-покупатель. Девочка тщательно выбирала товары в свою корзинку, родители ее подбадривали и комментировали, что можно приготовить из этих продуктов. Потом она пришла на кассу, где папа долго и эмоционально рассматривал и пробивал товары (игрушки), передавая маме для упаковки. Мама с папой весело переговаривались, шутили, а девочка терпеливо ждала. Через некоторое время у ребенка стало меняться выражение лица, сначала появилась скука, затем напряжение, после чего она швырнула корзинку и ушла в другой конец комнаты, где плакала и обзывала родителей. Терапевт прекратила игру и попросила маму с папой обсудить, что же произошло. Супруги пару минут находились в недоумении, затем перешли к жаркому спору, который закончился взаимными обвинениями. На вопрос терапевта, похоже ли это на то, что обычно происходит у них дома, родители ответили утвердительно.
С точки зрения функционально-эмоционального профиля развития в концепции ВГОУЕ1оогйше, девочка достигла ступени эмоционального, логического и абстрактного мышления в соответствии со своим возрастом. Эти навыки ребенок продемонстрировал в умении общаться и отвечать на вопросы, в способности инициировать игру и в поддержании темы игрового сюжета. Но, при этом, девочка очень сильно чувствительна к малейшему стрессу во взаимодействии со взрослым, проявляет агрессию и выходит из контакта. Родители игнорируют такое поведение, часто оставляя девочку одну со своими переживаниями. Психолог обратил внимание родителей на то, что совместное внимание и навыки саморегуляции у ребенка недостаточно развиты. Освоение этих способностей усложнялось особенностями сенсорного профиля ребенка. Совместное внимание и навыки саморегуляции формируются с рождения во взаимодействии со взрослыми и являются первой базовой ступенью в развитии ребенка в методике ВГО/Р1оог11те (Гринспен, Уиндер, 2017). Поэтому для специалиста, в этом случае, важно было начать работу с освоения именно этой ступени развития, обращая внимание родителей на индивидуальные особенности ребенка.
Способность к саморегуляции зависит от слаженности работы сенсорных систем и способности взрослых улавливать и со-регулировать эмоциональное состояние ребенка. Во взаимодействии со значимыми взрослыми ребенок приобретает способность связывать свои эмоции с действиями, использовать ощущения и чувства для восприятия мира, получает опыт образцов поведения и учится разрешать проблемы (Гринспен, Уиндер, 2017). Саморегуляция - это фундамент, без которого невозможно продвижение на последующих ступенях развития (Гринспен, Уиндер, 2017). Таким образом, мы наблюдаем трудности родителей в понимании поведения ребенка и неспособность их адекватно отреагировать эмоциональные переживания дочери.
В дальнейшей работе проявились сильные стороны семьи: готовность родителей сотрудничать с терапевтом, желание учится играть с ребенком, развивать способность наблюдать и анализировать, что стоит за агрессивными проявлениями их дочери.
С семьей было проведено 6 встреч, в течение которых восстанавливалась эмоциональная связь с ребенком, которая была потеряна в первые месяцы ее жизни. Прежде всего родителям необходимо было научиться распознавать невербальные проявления ребенка, в результате чего они стали предвосхищать «надвигающуюся катастрофу» и давать адекватную реакцию до того, как наступала буря. Родителям было рекомендовано дополнять сюжетные игры с ребенком телесным контактом, пеленанием, как младенца, качанием на одеяле, катанием на спине и т.д., Например, когда девочка в сюжетной игре собиралась в магазин, ей предлагали, на выбор, поехать туда на лошадке или на машине. И если она выбирала, например, лошадку, то папа или мама становились этой лошадкой, которая везла девочку на спине, качала и подбрасывала, а девочке приходилось в это время крепко держаться, чтобы не упасть. Такое положение стимулировало ее вестибулярный и проприоцептивный аппарат, она получала необходимые и приятные ощущения для регуляции своей нервной системы (учитывая ее индивидуальные особенности), и в этот момент она находилась в контакте с папой или мамой. В такие моменты, родитель и ребенок чувствуют взаимную радость и удовольствие, что естественным образом укрепляет их эмоциональную связь.
В результате встреч, родители научились: наблюдать за деятельностью дочери; вникать в ее интересы и игровой смысл; больше внимания уделять сенсорным потребностям ребенка и удовлетворять их в совместной игре; лучше понимать ее ощущения и эмоции; быть терпимее к ее поведению.
На фоне нового взаимодействия в семье, у девочки уменьшились вспышки агрессии, и она стала значительно спокойней. У ребенка появились социально приемлемые способы реагирования, которые выражались в более адекватной форме: девочка научилась говорить о том, что ей нравится или не нравится, что она хочет или не хочет, перестала обзываться, плакать, убегать от взрослых. Также, помимо эмоционально-корректирующего опыта отношений со своим ребенком, супругам удалось: проанализировать особенности собственного поведения во взаимодействии друг с другом; возникло желание делиться своими чувствами и потребностями с партнером; появилась способность дослушивать друг друга, не перебивая. В дальнейшей работе с семьей можно предложить родителям развивать навыки: совместного переживания эмоций с ребенком, сотрудничества и эмпатии, совместной игры, используя сеансы Floortime в разной обстановке (в ванной, в поездках, в супермаркете, во дворе, с привлечением других детей или взрослых.). Занятия с ребенком легко встраиваются в любые временные интервалы по 5-10 мин, несколько раз в день.
Для полноценного развития психики ребенка необходимо ощущение безопасности, эмоциональной связи и вовлеченности в отношения с родителями. Поэтому, для специалиста, работающего в подходе DIR/Floortime, центральное место занимает семья, так как для здорового социального, интеллектуального и эмоционального развития необходимо взаимодействие ребенка со взрослым (Гринспен, Уиндер, 2017).
ЛИТЕРАТУРА:
Айрес Э. Джин (2017) Ребенок и сенсорная интеграция - М: изд-во Теревинф - С. 21
Джил Э. (2003). Игра в семейной терапии - М: изд-во Эксмо.
Гринспен С., Уиндер С. (2017) На ты с аутизмом - М: изд-во Теревинф - С. 5-181.
Ицкович Г. (2015) Зачем ребенку играть [Электронный ресурс]: Psychologies электрон. журн. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/standpoint/zachem-rebenku-igrat/ (дата обращения: 14.08.2019).
для цитирования:
Авторы: Венгерова Е.Ю., Викторова Л. В. Выпуск: №1 февраль 2020 Страницы: 6-10 Раздел: практика
URL: http://familypsycholoay.ru/venaerova-e-yu-v.Ji-dir-floortime/ DOI: 10.24411/2587-6783-2020-10006