Научная статья на тему 'Интегративный подход к обучению в системе дуально-ориентированного образования'

Интегративный подход к обучению в системе дуально-ориентированного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH / DUAL TRAINING / DUAL-ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майгельдиева Шарбан Мусабековна

В настоящем исследовании рассматривается интегративный подхода к обучению в целом и в системе дуально-ориентированного образования в частности. Интегративность определяется как гармоничное соединение в целое ранее самостоятельно действующих частей. Исходя из этого, интеграция содержания рассматривается как система с определенными функциями и структурой, а также как педагогический процесс с различными ступенями развития. Узкое и широкое понимание термина «дуальное образование» в классическом понимании представляет собой форму интегративной реализации теоретического и практического обучения будущих специалистов как в образовательных организациях, так и на современном производственном предприятии. Основной принцип дуальной системы обучения равная социальная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. Производство дает бесценный опыт профессиональной деятельности, благодаря которому у выпускников появляется возможность успешной реализации своих умений и навыков в конкретных производственных условиях. Элементы дуального обучения наблюдаются также в совместном использовании преподавателями и работодателями учебно-научного оборудования и других ресурсов; в научном консультировании; в совместном участии в семинарах и международных научно-образовательных программах и проектах. В режиме дуального образования интеграция понимается как высшее проявление взаимосвязи, единства целей, принципов, содержания и форм осуществления процессов обучения и воспитания в вузе, способствующее интенсификации профессиональной подготовки будущего специалиста.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майгельдиева Шарбан Мусабековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author considers the problem of integrative approach to learning in general and in the system of dual-oriented education in particular. Integrity is defined by the author as a phenomenon, the main feature of which is a harmonious connection of the whole previously independent parts. Proceeding from this, the integration of content is treated as a system that has certain functions and structure, and as an objective pedagogical process that assumes different stages of its development. The author reveals a narrow and wide understanding of the term “dual formation” and, on the example of his university experience, shares examples of the transition of the university to a dual model of education. A dual model of education in general understanding is a form of integrative realization of future specialists’ theoretical and practical teaching not only at the educational institutes but at the modern industrial enterprise. The main principle of the dual model of education is an equal social responsibility of educational institutes but at the modern industrial enterprises for the quality of training of specialists. The enterprise gives the valuable experience of the professional activity due to which the graduators have the opportunity to realize successfully their skills in certain industrial conditions. The elements of the dual model of education are also seen through the mutual use of academic equipment and other resources by teachers and employers; mutual participation in seminars and international academic programmes and projects. In the mode of dual education, integration is understood as the highest form of interrelation and expression of the unity of goals, the principles of content, the forms of organization of the process of education and upbringing in the university, aimed at intensifying the vocational training system of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Интегративный подход к обучению в системе дуально-ориентированного образования»

УДК 378.8.08

Майгельдиева Ш.М.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, г Кызылорда, Республика Казахстан E-mail: sharban56@mail.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В СИСТЕМЕ ДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящем исследовании рассматривается интегративный подхода к обучению в целом и в системе дуально-ориентированного образования в частности. Интегративность определяется как гармоничное соединение в целое ранее самостоятельно действующих частей. Исходя из этого, интеграция содержания рассматривается как система с определенными функциями и структурой, а также как педагогический процесс с различными ступенями развития. Узкое и широкое понимание термина «дуальное образование» в классическом понимании представляет собой форму интегративной реализации теоретического и практического обучения будущих специалистов как в образовательных организациях, так и на современном производственном предприятии. Основной принцип дуальной системы обучения - равная социальная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. Производство дает бесценный опыт профессиональной деятельности, благодаря которому у выпускников появляется возможность успешной реализации своих умений и навыков в конкретных производственных условиях. Элементы дуального обучения наблюдаются также в совместном использовании преподавателями и работодателями учебно-научного оборудования и других ресурсов; в научном консультировании; в совместном участии в семинарах и международных научно-образовательных программах и проектах. В режиме дуального образования интеграция понимается как высшее проявление взаимосвязи, единства целей, принципов, содержания и форм осуществления процессов обучения и воспитания в вузе, способствующее интенсификации профессиональной подготовки будущего специалиста.

Ключевые слова: интеграция, интегративный подход, дуальное обучение, дуально-ориентированное образование

Идея интеграции на современном этапе развития образовательных систем становится важнейшим методологическим принципом образования XXI века. Другими словами, интеграция в образовании обусловлена как логикой развития педагогической науки, так и тенденцией к интеграции научных знаний в целом.

Интегративный подход в обучении - это направление, предполагающее процесс освоения обучающимися общих универсальных правил, признаков, черт, присущих нескольким дисциплинам. В основе такого обучения при изучении каждой смежной учебной дисциплины новые компоненты знаний должны складываться в более сложные, иерархически построенные системы.

Изучение интеграции как проблемы представлено различными исследованиями таких философов, как В.Г. Афанасьев, М.А. Асимов, И.В. Блауберг, А. Турсунов, А. Д. Урсул, а также педагогическими исследованиями Н.С. Антонова, В.С.Безруковой, М.Н.Берулавы, В.И. За-гвязинского, К.Н. Курындиной, В.Н. Федоровой, Н.К. Чапаева, А.А. Бейсенбаевой, А.Е. Абилка-сымовой и др. [1;2;3]

Разработка дидактических задач на основе межпредметных связей актуализирует знания обучающихся, способствует их обобщению и систематизации, обеспечивает интеграцию в обучении. Феномен «межпредметные связи» в современной педагогике, прежде всего в дидактике, характеризуется как условия и средства, способствующие повышению эффективному усвоению знаний, умений и навыков; формированию научного мировоззрения, познавательной активности и интереса, развитию самостоятельности обучающихся в учебной деятельности; реализации таких принципов обучения, как систематичность и научность.

Как видим, в настоящее время нет однозначного определения понятию «межпредметные связи». Обзор различных точек зрения на феномен межпредметных связей показывает его многозначность и многофункциональность. В своем исследовании мы обращаем особое внимание на связи взаимодействия в процессе обучения, на использование специфической связи близкородственных в социальном и дидактическом отношении учебных предметов[4, с.5-6]. Ученый-педагог Ю.К.Бабанский под-

Майгельдиева Ш.М._

черкивал, что «взаимодействие - это наиболее общая, универсальная форма связей, пронизывающая другие виды их» [4, с.23].

На наш взгляд, характер связи взаимодействия педагога и обучающихся определяет степень их активности и субъектности в процессе обучения и оптимизирует развивающую функцию обучения. Поэтому целесообразно рассмотреть динамику формирования понятий «интеграция», «активный подход», «взаимосвязанное обучение».

Слово «интеграция» от латинских слов integration - «восстановление, восполнение» и integer - «целый» обозначает «объединение в целое каких-либо частей, обратно дифференциации» [5, с.257].

В «Кратком словаре по социологии» интеграция (от лат. «воссоединение, воспроизведение» рассматривается как «объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей какого-либо целого... Под интеграцией может пониматься результат процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченное функционирование частей целого...» [6].

Более широкое понимание дается авторами «Словаря социолингвистических терминов». Интеграция, по их мнению, «стратегия сохранения языка и культуры миноритарной этнической группой при постоянном языковом контакте с доминантной группой» [7, с. 87]. Процессы интеграции и глобализации характеризуются тенденцией к межгосударственной интеграции и реализуются как в политической и экономической сферах, а также в языковой культуре и культуре этносов.

Интеграция как процесс взаимопроникновения, унификации, оптимизации и уплотнения знания, проявляется в единстве с процессами дифференциации, расчленения и размежевания наук, учебных предметов, что не исключает, а диалектически обусловливает и взаимодополняет сложную картину современного мира.

Проблемный анализ дидактических исследований выявил достаточно большое количество смысловых толкований интеграции:

- интеграция - «система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром» [8, с.53-55];

_Интегративный подход к обучению...

- интеграция - «процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» [9, с.45-49];

- интеграция - «ведущая форма организации содержания образования на основе всеобщности и единства законов природы, целостности восприятия субъектом окружающего мира» [10, с.52-55].

Более полные понятия интеграции в педагогике, на наш взгляд, дает В.С.Безрукова [11, с.68-72]. По ее мнению, возможно следующее построение определений интеграции, в частности педагогической, в зависимости от выбранных оснований:

- как высшей формы взаимосвязи этапов и разделов образования в новом структурном и функциональном монообъекте со специфическими характеристиками интеграции;

- как высшей формы содержательного единства целей, принципов содержания, методов, форм и средств организации педагогического процесса, способствующего интенсификации профессиональной подготовки обучающихся;

- как моделирование укрупненных дидактических единиц, интегрирующих в педагогическом процессе различные компоненты и разделы образовательной программы.

В рамках перехода на дуально-ориентированное обучение, мы разделяем подход В.С. Безруковой, основанный на содержательном компоненте педагогической интеграции.

Изменения, происшедшие в Казахстане, современные реалии общественного и экономического развития республики, демократизация различных сфер жизни населения отразились в государственных образовательных программах и проектах.

«Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХ1 веке - это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического

и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования», - так обозначил наш президент будущие ориентиры развития казахстанского образования в своем Послании «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» (17 января 2014 г.).

Сегодня в условиях реализации политики импортозамещения и как следствие активной инновационной индустриализации отечественного производства актуальность интеграции учебного процесса с профильными организациями возрастает. Обществу необходимы квалифицированные кадры, которые наряду с теоретической подготовкой имеют практические навыки работы на современном оборудовании, владеют современными технологиями. По сути, это называется дуальным (дуальный, т.е. двойственный) обучением, результатом которого является подготовка будущих кадров «под ключ». Дуальное обучение в классическом понимании представляет собой форму интегративной реализации теоретического и практического обучения будущих специалистов как в образовательных организациях, так и на современном производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения - равная социальная ответственность образовательных организаций и предприятий за качество подготовки кадров. В Казахстане понятие «дуальное обучение» приведено в соответствии с проектом Трудового кодекса Республики Казахстан (новая редакция), в частности норма дополнена равной ответственностью предприятия, учебного заведения и обучающегося. Указанная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - профильных предприятий (бизнес-партнеров), обучающихся и государства, так как для предприятия - это реальная возможность подготовить для себя квалифицированные кадры, сократив, при этом, расходы на поиск и подбор работников, их переучивание и профессиональную адаптацию; для обучающихся - адаптация к реальным производственным условиям (идентификация с производством) и большая вероятность успешного трудоустройства после окончания обучения.

Хотелось бы отметить, что сегодня можно различать «узкий» и «широкий» смыслы понятия

«дуальное образование». В узком смысле, дуальное образование - это форма организации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации (на производстве). В рамках практико-ориентированного профессионального образования применяются отдельные формы дуального обучения, такие как организация практики на рабочем месте (в соответствии с графиком учебного процесса); обучение в мастерских, лабораториях, центрах практической подготовки и т. д.). Дуальное образование как региональная инфраструктурная модель предполагает взаимодействие высших и средних профессиональных организаций системы образования с предприятиями различных отраслей производства. Такое взаимодействие обеспечивает своевременное прогнозирование и корректировку кадровой политики, способствует оптимизации профессионального самоопределения будущих специалистов, создает объективные условия для экспертной оценки качества профессионального образования, для повышения квалификации и переподготовки не только педагогических кадров, но и специалистов-наставников производства[12;13;14].

Исходя из имеющегося опыта дуально-ориентированного обучения в Кызылордин-ском государственном университете им.Коркыт Ата, его научно-производственной инфраструктуры и принципов построения внешних общественно-профессиональных связей мы считаем, что дуальное обучение - это, во-первых, практико-ориентированный вид обучения, сочетающий теоретическую и практическую подготовку, отвечающую требованиям региональной экономики; это, во-вторых, обучение, основанное на социальном партнерстве университета и профильных предприятий в целях успешной профессиональной и социальной адаптации будущих специалистов. Образовательные программы бакалавриата нашего университета разработаны исходя из реализации следующих задач дуальной системы обучения, а именно:

- подготовки кадров в соответствии с заказом работодателя;

- осуществления в университете и на рабочем месте интеграции между теоретической подготовкой и практическими занятиями. Здесь важность приобретает процесс формирования

Майгельдиева Ш.М._

непрерывной индивидуальной образовательной траектории;

- приближенность содержания производственной практики к освоению профессиональных компетенций в условиях профильного предприятия с учетом индивидуального подхода.

В будущем на практике найдут свое решение и другие отличительные особенности дуальной системы обучения, направленные на выявление профессиональных возможностей студентов и проектирование траектории карьерного роста; целевое финансовое сопровождение работодателем обучающихся с последующим гарантированным трудоустройством.

Университет ведет целенаправленную работу по переходу на дуальную модель обучения. Своего рода шагом к переходу на дуальную модель обучения станет прикладной бакалавриат, характеризующийся усиленным практическим компонентом. В целях более тесной интеграции образования, науки и производства, обеспечения прямого участия предприятий и организаций в образовательной деятельности, осуществления целевой подготовки молодых специалистов в Кызылординском государственном университете им. Коркыт Ата создаются филиалы кафедры на производстве или образовательных учреждениях, которые наряду с базовыми кафедрами являются неотъемлемой частью модели дуального обучения, решая те же основные задачи. Отношения между вузом и предприятием, образовательным учреждением носят договорной характер и оформляются в установленном законодательством порядке.

Дуальность образовательного процесса в общем не означает его исключительно теоретический характер применительно к образовательной организации. На базе университета обучающиеся также приобретают разнообразные практические умения и навыки (учебная практика, мастер-классы от работодателей, выездные

_Интегративный подход к обучению...

занятия и т.п.). С этой целью в университете создана развитая учебно-научно-производственная инфраструктура: учебно-опытное хозяйство, на полях которого проводятся занятия и все виды практик; студенческая юридическая клиника, Центр психологического консультирования, Центр «Мэнгшк Ел», цифровой лингвистический кабинет, сенсорный кабинет для релаксации; для инженерных направлений подготовки открыт учебный инновационный центр. Тесная связь с производством не освобождает вузы от необходимости инвестирования значительной доли заработанных средств на укрепление материально-технической базы, используемой в учебном процессе и для проведения научных исследований. При этом, производство дает бесценный опыт профессиональной деятельности, благодаря которому у выпускников появляется возможность успешной реализации своих умений и навыков в конкретных производственных условиях. Элементы дуального обучения наблюдаются также в совместном использовании преподавателями и работодателями учебно-научного оборудования и других ресурсов; в научном консультировании; в совместном участии в семинарах и международных научно-образовательных программах, проектах.

В перспективе нами планируется продолжить работу в данном направлении и сделать практические рекомендации по разработке новых методических подходов к построению эффективной модели дуального образования и механизмов ее обеспечения с учетом ее социально-экономического значения. Таким образом, в режиме дуального образования интеграция как высшая форма взаимосвязи и выражения единства целей, принципов содержания, форм организации процесса обучения и воспитания в вузе направлена в первую очередь на интенсификацию системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

21.08.2017

Список литературы:

1. Ровкин Д.В. Дидактические основы технологии конструктирования интегративного содержания учебного предмета: Дисс. ... канд. пед. наук. -1997.-175с.

2. Хмель Н.Д. Жалпы бшм беретш мектептеп педагогикалык процесс /Ауд. К.Усманов. - Алматы, 2002.

3. Бейсенбаева А. А. Пэнаралык непзшде оку YPДiсiн уйымдастыру. -Алматы, 2006

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1982. -192 с.

5. Словарь иностранных слов. - М., 1964.

6. Краткий словарь по социологии. - М.,1988

7. Сулейменова Э.Д. Казахский и русский языки: основы контрастивной лингвистики. - Алматы: Демеу, 1996. - 208с.

8. Гилязова О.Г. Интеграция содержания учебных дисциплин как фактор повышения качества подготовки учителей в вузе // Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного стандарта. - Рязань: Изд.Ряз. гос.пед.ун-та, 1997. - С. 53-55.

9.Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе //Начальная школа, - 1994. - № 11.- с.45-49.

10. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи педагогики с психологией. - Л., 1988. - 87с.

11. Безрукова B.C. В поисках перспективы // Советская педагогика. - 1986. - № 9. - С.68-72.

12.Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов / Е.В.Терещенкова // Концепт [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http:// ekoncept.ru

13. Полянин В.А. Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога / В.А. Полянин // Журнал «Образовательные технологии». - 2010.- № 2. - С. 68-96.

14. Полякова Т.В. Дуальное обучение как возможность социального партнерства / Т.В. Полякова // Профессиональное образование и рынок труда [Электронный ресурс]. - Москва. - 2016. - Режим доступа: http:// elibrary.ru

15. Robertson R. Globality, Global Cultureand images of world order // Social Change and Modernity / H.haferkamp, N.J. Smelser / Robertson R. Beerkeley: California University Press, 1992. P. 395-411.

16. Seiler, W.J. Making Connections (My Speech Lab Series) / W.J. Seiler, M.L. Beall. - Allyn & Bacon, 2007. - 528 p.

Сведения об авторе:

Майгельдиева Шарбан Мусабековна, профессор кафедры педагогики и психологии Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата, доктор педагогических наук, академик Академии педагогических наук Казахстана E-mail: sharban56@mail.ru

120014, Республика Казахстан г.Кызылорда, ул. Айтеке Би, 29А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.