УДК 37.504.75 Танырбердиева Н., Танырбердиева Э.
Танырбердиева Н.
старший преподаватель, заведующий кафедры «Экология»
Туркменский сельскохозяйственный университет им. С.А. Ниязова
(г. Ашгабад, Туркменистан)
Танырбердиева Э.
преподаватель,
Ашхабадская агропромышленная средняя профессиональная школа,
Туркменский сельскохозяйственный университет им. С.А. Ниязова
(г. Ашгабад, Туркменистан)
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИИ: ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРАКТИК В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в данной работе рассматривается использование искусственного интеллекта и больших данных для усовершенствования системы экологического образования и исследований. Авторы предлагают инновационный подход к интеграции экологических исследований и практик в учебный процесс, что позволит сформировать у студентов комплексное понимание экологической науки, ее значимости для устойчивого развития и необходимости применения современных технологий для решения экологических проблем. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых методик обучения экологии, а также для оптимизации системы экологического мониторинга и прогнозирования.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, экология, образование.
XXI век ставит перед человечеством беспрецедентные экологические проблемы. От изменения климата и утраты биоразнообразия до загрязнения и нехватки ресурсов — сложная структура жизни на Земле сталкивается с растущими угрозами. Чтобы справиться с этими сложностями и создать
устойчивое будущее, мы должны предоставить следующему поколению знания, навыки и ценности, необходимые для того, чтобы стать ответственными управителями планеты. Именно здесь интегративное преподавание экологии проявляется как преобразующая сила.
За пределами дисциплинарных стен: осознание взаимосвязанности жизни
Интегративное преподавание экологии выходит за рамки ограничений традиционных, разрозненных подходов к образованию. Он охватывает междисциплинарность, переплетая воедино нити различных дисциплин, таких как биология организмов, динамика популяций, экология сообществ и функционирование экосистем. Этот целостный подход способствует глубокому пониманию сложной сети взаимодействий между организмами и окружающей их средой - как биотических (живых), так и абиотических (неживых) факторов -в различных пространственных и временных масштабах.
Обучение на практике: от теории к действию в реальном мире
Простые теоретические знания о проблемах окружающей среды недостаточны для подготовки учащихся к ориентированию в реальном мире. Интегративное преподавание экологии делает упор на экспериментальное обучение, вовлекая студентов в деятельность, которая устраняет разрыв между теорией и практикой. Это проявляется по-разному:
• Полевые экспедиции: погружение учащихся в природную среду дает возможность из первых рук увидеть экологические процессы в действии. Будь то исследование популяций птиц, определение видов растений или сбор проб воды для анализа, полевая работа разжигает любопытство, углубляет понимание и способствует глубокой связи с миром природы.
• Участие сообщества: вовлечение студентов в местные экологические инициативы способствует гражданской активности и дает им возможность применять свои знания для решения реальных проблем. Участие в кампаниях по посадке деревьев, усилиях по очистке населения или проектах по восстановлению биоразнообразия позволяет им стать свидетелями ощутимого
воздействия своих действий, воспитывая чувство ответственности и свободы действий.
• Проекты гражданской науки: интеграция инициатив гражданской науки в учебную программу позволяет студентам участвовать в более широких исследовательских усилиях. Участвуя в проектах по сбору данных, таких как мониторинг миграции птиц или отслеживание загрязнения воды, учащиеся вносят ценную информацию в научные исследования, одновременно развивая навыки критического мышления и анализа данных.
За пределами знаний: развитие критического мышления и решения проблем
Преподавание интегративной экологии выходит за рамки простого изложения фактов. Основное внимание уделяется развитию критического мышления и навыков решения проблем, необходимых для решения сложных экологических проблем. Это включает в себя:
• Задавать проницательные вопросы. Постановка проницательных вопросов лежит в основе научных исследований. Поощрение учащихся подвергать сомнению наблюдения, анализировать данные и рассматривать альтернативные точки зрения способствует развитию любопытства, независимого мышления и способности разгадывать сложности экологических проблем.
• Развитие аналитического мастерства: привлечение учащихся к анализу наборов данных, собранных в ходе классных занятий или проектов гражданской науки, дает им навыки критического мышления, необходимые для оценки фактических данных, получения обоснованных выводов и эффективного информирования о своих выводах.
• Концептуализация инновационных решений. Ставя реальные экологические проблемы, преподаватели могут побудить учащихся провести мозговой штурм и оценить решения. Этот процесс оттачивает критическое мышление и навыки решения проблем, одновременно воспитывая чувство свободы действий и ответственности в решении экологических проблем.
Воспитание ценностей: от знаний к действиям ради устойчивого будущего
Знания и навыки являются важнейшими инструментами, но истинное воздействие зависит от ценностей и этики. Преподавание интегративной экологии признает важность воспитания ценностей, способствующих устойчивому развитию, путем:
• Изучение разнообразных точек зрения: изучение экологических проблем через призму различных дисциплин, от экономики и социологии до этики и истории, дает студентам более широкое понимание сложных социальных и культурных факторов, влияющих на принятие экологических решений.
• Содействие этическим дискуссиям. Поощрение открытого диалога по этическим дилеммам, связанным с экологическими проблемами, такими как потребление ресурсов или стратегии контроля загрязнения, способствует критическому мышлению, сочувствию и ответственному принятию решений.
• Привитие чувства экологической ответственности: посредством интерактивных занятий и участия в жизни общества учащиеся развивают личную связь с проблемами окружающей среды и воспитывают чувство ответственности за сохранение мира природы для будущих поколений.
Интегрируя экологические исследования и практики в систему образования посредством интегративного экологического подхода, мы ткут полотно знаний, навыков и ценностей, которые дают будущим поколениям возможность стать ответственными распорядителями планеты. Развивая критическое мышление, навыки решения проблем и приверженность устойчивому развитию, мы снабжаем их инструментами, необходимыми для решения сложных экологических проблем сегодняшнего дня и создания более устойчивого будущего для будущих поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева , под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с;
2. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с;
3. Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 429 с.
Tanyrberdieva N., Tanyrberdieva E.
Tanyrberdieva N.
Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov (Turkmenistan, Ashgabat)
Tanyrberdieva E.
Turkmen Agricultural University named after S.A. Niyazov (Turkmenistan, Ashgabat)
INTEGRATIVE ENVIRONMENTAL EDUCATION: INTEGRATING ENVIRONMENTAL RESEARCH AND PRACTICES INTO THE EDUCATION SYSTEM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract: this paper discusses the use of artificial intelligence and big data to improve the system of environmental education and research. The authors propose an innovative approach to integrating environmental research and practice into the educational process, which will allow students to develop a comprehensive understanding of environmental science, its significance for sustainable development and the need to use modern technologies to solve environmental problems. The results of the study can be used to develop new methods for teaching ecology, as well as to optimize the system of environmental monitoring andforecasting.
Keywords: analysis, method, research, ecology, education.