Литература
1. Бялэк Э. Язык молодёжной тусовки: вкусы и тенденции // Мода в языке и коммуникации: сб. статей. М., 2014. С. 236 - 257.
2. Иванцова Е. В. Исследование типологических черт диалектной языковой личности // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 308 - 347.
3. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
4. Комисарова Л. М. Аспектуальная типология и диагностика языковой личности // Лингвоперсонология: Типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 88 - 101.
5. Лебедева Н. Б. К построению жанровой типологии (на материале естественной письменной речи) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Барнаул: АлтГУ, 2003. Ч. II. Теория и практика современной письменной речи: материалы конференции. С. 91 - 100.
6. Чабаненко М. Г. Молодёжный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кемерово, 2007. 22 с.
7. Чернышова Т. В. Тексты СМИ в зеркале языкового сознания адресата. Барнаул: АлтГУ, 2005. 293 с.
8. Чернышова Т. В. Языковая личность в медиакоммуникации: коллективное и индивидуальное // Языковая личность: моделирование, типология, портретирование (сибирская лингвоперсонология): коллективная монография / под ред. Н. Д. Голева, Н. Н. Шпильной. М.: ЛЕНАНД, 2014. С. 372 - 384.
Информация об авторе:
Чабаненко Марина Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка КемГУ; [email protected].
Marina G. Chabanenko - Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Russian Language, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.
УДК 81'42
ИНТЕГРАТИВНОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КОГНИТИВНОЙ КАРТЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЫ
Н. И. Шапилова
INTEGRATIVE CONCEPTUAL ANALYSIS AS A BASIS FOR THE FORMATION OF GOGNITIVE MAP OF A LEXICAL UNIT
N. I. Shapilova
Предметом исследования в данной статье является концептуальный анализ лексических единиц в языковом и коммуникативно-прагматическом аспектах. Цель исследования - дать теоретическое обоснование и показать на примерах возможности и достижения интегративного исследования в контексте современного когнитивного направления. Интегративный подход к семантике языковых единиц обусловлен тенденцией к обобщению как в сфере теории, так и в сфере практического анализа, чему во многом способствует включение в современную антропоцентрическую парадигму исследования в ее когнитивной и функционально-коммуникативной ориентации.
В работе прослеживаются линии концептуальных исследований онтологической и гносеологической направленности, позволяющие представить формирование интегративной семантики лексических единиц. В процессе выявления онтологической семантики рассматривается формирование концепта на стадии конкретно-чувственного восприятия, осмысления и вербализации в процессе речемыслительной деятельности человека. Вторая линия базируется на разновидности концептуальной семантики и соответственно различных источниках ее выявления: лексикографических, ассоциативных, текстовых. Такой комплексный разноаспектный анализ проводится на примерах эмоциональной лексики, изначально уходящей корнями во времена античности и содержащей компонент религиозной семантики, впоследствии в большинстве своем утраченный в связи с уходом религии, что приводит к десакрализации семантики указанной лексики. В исследованиях последних лет активизируется разработка проблем когнитивного моделирования, в связи с чем в сфере концептуального анализа предлагается ориентация на создание когнитивной карты лексемы.
The subject of study in this paper is a conceptual analysis of lexical units in language and communicative-pragmatic aspects. The purpose of the study is to give a theoretical justification and to show the possibilities and achievements of integrative research in the context of modern cognitive direction. Integrative approach to the semantics of linguistic units stems from a tendency to generalize, both in theory and in practical analysis, which is largely due to the inclusion in the modern anthropocentric paradigm of research in the cognitive and functional-communicative orientation.
The article examines the conceptual line of research of ontological and epistemological orientation, which allows one to represent the formation of integrative semantics of lexical units. In the process of identifying ontological semantics, the author discusses the formation of the concept at the stage of concrete-sensory perception, comprehension and verbalization
I ФИЛОЛОГИЯ
in the process rehabilitating of human activity. The second line is based on the variety of conceptual semantics and accordingly various sources of its identification: lexicographic, associative, and textual ones. Such an integrated multidimensional analysis is performed on the examples of emotional vocabulary, initially rooted in antiquity and containing a religious component to the semantics, subsequently mostly lost due to the disappearance of religion, which leads to the desacralization of the semantics of the vocabulary in question. Recent researches turn to the development of cognitive modeling, thus aiming the field of conceptual analysis at the creation of cognitive maps of lexemes.
Ключевые слова: интегративность, когнитивный подход, концептуализация, моделирование, когнитивная карта лексемы.
Keywords: integrativeness, cognitive approach, conceptualization, modeling, cognitive map of a lexeme.
В настоящее время в лингвистике актуальным является лингвокогнитивный подход к ментально-языковым единицам - концептам, объективируемым языковыми средствами. Продолжая развитие идеи о соотношении значения и смысла, новое научное направление поставило вопрос о разграничении языкового значения и концептуального (когнитивного) содержания как совокупности всех знаний, накопленных в данном коллективе и отражающих национально-культурную специфику народа. В результате чего были описаны разные подходы и определены аспекты анализа концепта: психолингвистический [4; 1], лингвокуль-турологический [8; 11], лингвокогнитивный [5; 2; 10; 7]. В последнее время активно разрабатывается и коммуникативно-прагматический аспект в художественной и публицистической речи.
Теоретической основой исследований послужило убедительно обоснованное в когнитивной лингвистике мнение о том, что явления реальной действительности отражаются в виде концептов в сознании человека и объективируются в коммуникации номинативными средствами языка.
Выявление и описание концепта не является самоцелью, задача исследователей - выйти через интерпретацию концептов и концептосферы в целом на мирови-дение говорящих.
Концепты как комплексные, многомерные психолингвистические и культурные образования имеют национальную специфику, соотносятся как с коллективным, так и с индивидуальным сознанием, являются единицей структуры знаний, имеют разноуровневую представленность в сознании и в языке. При этом исследователями отмечается тот факт, что не все концепты вербализуются, номинацию языковыми средствами получают только те из них, которые являются значимыми с точки зрения носителей языка.
Описание концепта осуществляется различными путями на основе принципа "дополнительности исследования".
Концепт как сложное разноаспектное образование, отражающее разносторонний познавательный опыт человека, имеет многоуровневую представленность в языке. Особенно информативным в этом плане представляется лексический уровень номинаций, отражающий результаты познания в словесных единицах и их эквивалентах (паремиологических единицах, фразовых элементах текста и др.).
В настоящее время в лингвистических исследованиях получает признание использование терминологического понятия "интегративность", в том числе и в сфере когнитивной лингвистики в процессе концептуализации, что связано с переходом от выявления содер-
жания отдельных концептов к концептосферам разного объёма, позволяющим подняться на новый уровень обобщения результатов исследований когнитивной ориентации. Следует отметить, что на начальной стадии концептуальных исследований, как правило, рассматривались концепты, особо значимые с точки зрения носителей языка, такие как жизнь, смерть, судьба, любовь, Родина, дом, семья и т. д., которые квалифицируются в лингвистике как "суперконцепты". При этом первые концепты рассматривались чаще всего на материале одного источника, это были либо лексикографические источники (словари), либо ассоциативно-семантические поля, полученные экспериментальным путём, либо тексты, соответственно и анализ концепта проводился на основании одного параметра, что мало соответствовало разноаспектному, открытому, многомерному содержанию концепта.
В работах последнего времени ставится и активно разрабатывается задача комплексного подхода к концептуализации на основе разных источников языкового материала: лексикографических (этимологические, исторические, толковые словари); экспериментальных (результаты ассоциативно-семантических, психолингвистических экспериментов), коммуникативно-прагматических (тексты разных жанров).
Такое разнообразие источников даёт возможность комплексного выявления смыслового содержания концепта на основе "принципа взаимодополнительности".
Кроме того, в современной лингвистике особую актуальность приобретают исследования так называемого интегративного характера, в которых комплексная природа объекта научного познания раскрывается в терминах синтезирующей теории.
Концепт как ментально-языковое образование, комплексная динамичная структура в научных текстах определяется через когнитивную метафору как "многомерный сгусток смысла" (Ю. С. Степанов), а его быстрая изменчивость интерпретируется как "динамика в статике", что означает проявление смысловой динамики концепта на сравнительно небольшом отрезке времени.
Такая многомерность, сложность, разноаспект-ность концепта не позволяет ограничиваться отдельным аспектом, а требует интегрального подхода и к содержательной стороне, которая, отражая опыт познания человека, онтологически, по природе своей, представляет комплексную структуру, отражающую аспекты познавательной деятельности, и прежде всего перцептивный: восприятие познаваемого мира с помощью органов чувств, на основе которого формируется конкретно-чувственное представление об объекте: хо-
лодный, кислый, большой, квадратный, благоухающий. Это образ - 1.
Второй профиль онтологического формирования концепта состоит в осмыслении содержания концепта на основе сопоставления, сравнения признаков. Указанные мыслительные операции позволяют формировать понятийное содержание концепта. Это логическое осмысление относится к сфере ментальной деятельности.
Далее следует переход из ментальной сферы в вербальную, переход к речемыслительной, речевой деятельности, что является весьма сложным для интерпретации. Появляются отдельные соображения о связи ментальной и речемыслительной деятельности, но пока в сфере гносеологии этот вопрос остаётся открытым. Если продолжать линии взаимодействия ментальной и языковой сферы концептуализации, то следует отметить формирование комплексного интегрированного содержания концепта, его смысловые основания соотносятся с источником выявления (лексикографический, ассоциативно-смысловой, текстовый).
Если идти в хронологической последовательности, то следует учесть тот факт, что изначальные мотиваци-онные признаки выявляются на основе данных этимологических (исторических) словарей. Исходя из этого в качестве первого источника концептуального представления следует признать этимологические словари, обращённые ко временам античности, ко временам мифологической интерпретации семантики (Словарь М. Фасмера). Так, например, при рассмотрении кон-цептосферы эмоциональной лексики типа страдания, мучения, муки и их символов крест, голгофа в этом словаре отмечаются их мифологические, сакральные признаки "муки, страдания за веру" (нести крест, пойти на голгофу). Правда, впоследствии в связи с уходом религиозного влияния происходит десакрали-зация семантики указанной лексики, но при этом не исключено возвращение указанных смыслов в каких-то локусах в другие времена.
Выявление ядерного (общеязыкового, общенародного) содержания концепта осуществляется на базе толковых словарей (МАС, БАС, Словарь русского языка С. И. Ожегова, под ред. Н. Ю. Шведовой, Словарь русского языка Д. Н. Ушакова, Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова). Только при этом следует помнить, учитывая повышение динамики семантического развития русского языка, что данные толковых словарей начала XX века уже могут расходиться с соответствующей семантической информацией толковых словарей конца XX - начала XXI вв.
Данные словарей позволяют выявить средства вербализации концепта и на этой основе - понятийную составляющую концепта, т. е. те концептуальные признаки, которые благодаря своей значимости, стабильности закрепились в системе языка на протяжении значительного отрезка времени и поддерживают мотива-ционную базу ядерной части концепта.
Однако данные толковых словарей, ориентированных на отражение понятийного (ядерного) содержания концепта, не дают возможности выявить психологически реальное содержание концепта и быть основой для верификации фактической актуальности концептуальных признаков, полученных на основе лексикографи-
ческих описаний, а также для выявления ценностного компонента в содержании концепта.
Исходя из этого, система компонентов, формирующих смысловую структуру концепта, в современных исследованиях выявляется на основе экспериментальной методики исследования, а также на основе текстовой представленности концепта. В результате анализа указанных источников формируются ассоциативно-смысловые поля (далее - АСП), которые служат базой для выявления концептуального содержания исходного слова (слово-стимул - в эксперименте; ключевое слово - в тексте).
АСП актуализируют как системные компоненты лексического значения, так и скрытые, потенциальные смыслы семантики слова. Методика выявления содержания концепта на основе актуальных смыслов репрезентируется единицами разных языковых уровней, при этом лексика является самой значимой репрезентацией концептуальной картины мира. Лексические единицы отражают исторический опыт народа и дают дополнительную информацию о тех знаниях, которыми располагает культура относительно фрагментов не только видимого, но и, что особенно значимо, относительно фрагментов "невидимого мира".
Методика выявления содержания концепта на основе лексических репрезентаций активно разрабатывается в современной лингвистике представителями психолингвистического, лингвокогнитивного, лингвокуль-турологического и функционально-прагматического направлений. Все указанные направления дополняют друг друга не только в плане поверхностного, но и в плане глубинного анализа содержания концепта.
Использование каждого нового источника для выявления концептуальных смыслов углубляет те или иные аспекты его содержания. В качестве источника выявления содержания концепта используются разные жанры речевой деятельности человека, и особенно широко привлекается художественная речь, построенная на основе актуализации авторских ассоциативных полей, с точки зрения структуры представляющих собой сеть отношений между ключевым словом и его употреблениями, актуализирующими те или иные смысловые компоненты исходного слова и его синонимов. Писатели, как личности креативные, творчески владеющие не только реальными, но и потенциальными возможностями языка, способны обогатить содержание концепта индивидуальными приращениями как содержательного, так и прагматического характера. Творческое сознание автора является частью общенародного сознания. В художественных текстах автор воплощает индивидуальную концептуальную картину мира. Исходя из этого, на основе когнитивного анализа художественного дискурса возможна реконструкция авторских концептов или концептосферы в целом.
Большие возможности и перспективы в плане развертывания горизонта текстового анализа концептов открывает становление нового корпусно-лингви-стического направления как в сфере прикладных исследований, так и в области изучения теории языка. Язык как социально-обусловленное явление может описываться и систематизироваться в виде корпуса коммуникативных текстов, которые воспринимаются, фиксируются и анализируются. Корпусная лингвисти-
I ФИЛОЛОГИЯ
ка является по существу новым методом описания и анализа языка с точки зрения набора строгих статистических, математических автоматизированных процедур извлечения данных из банка контекстов и аналитической обработки последних. Если процесс вычленения языковых единиц из корпуса и их обработка с помощью статистических процедур и приемов являются чисто математическими, то интеграция полученных данных невозможна без человеческого интеллекта. В отличие от традиционной лексикологии, основной единицей анализа которой является слово, корпусная лингвистика рассматривает текст как основную единицу языка.
Что касается теоретической значимости виртуального корпуса текстовых материалов, хранящихся в информационном пространстве Интернета, то они могут систематизироваться в соответствии с областью знаний или тематикой, что дает возможность выявить изменение на синхронно-диахронном срезе с точки зрения появления новых концепций, идей и терминов в какой-либо сфере.
В области исследования семантики языка корпусная лингвистика также предлагает новые методы и подходы. Так, основной единицей анализа корпусной лингвистики является взаимная сочетаемость лексических единиц с точки зрения встречаемости их в текстах и частотности. Следует также отметить, что сторонники корпусной семантики признают возможность изучения значения и/или смысла языковых единиц только при условии их текстовой репрезентации.
Таким образом, корпусные исследования, с одной стороны, способствуют воплощению интегрального подхода в направлении глобализации концептуальных исследований, а с другой стороны, отказываясь от ассоциативного эксперимента, не учитывают данных сферы обыденного сознания, весьма значимых с точки зрения объективации особенностей этно-культурного содержания языка.
Психолингвистические экспериментальные процедуры позволяют выявить психологически реальное значение слова в языковом сознании носителей языка, которое, как правило, существенно отличается по объему и структуре от его лексикографических описаний.
В исследованиях последних лет активизируется разработка проблем когнитивного моделирования на разных уровнях познавательной деятельности. Новые технологии являются предметом обсуждения международных конференций, целью которых является "интеграция усилий специалистов по когнитивной психологии, теории обучения, нейронным сетям, когнитивной лингвистике, инженерии знаний, семиотике, психолингвистике в исследовании когнитивных процессов обработки языковой информации" [9, с. 2].
В работах лингвистического концептуального анализа предлагается ориентация на создание когнитивной карты лексем. Когнитивная карта "служит наглядным визуальным структурированным средством презента-
ции в процессе концептуализации и в целом схематическим результатом его лингвокогнитивного анализа" [3, с. 667]. По мнению Е. С. Кубряковой, когнитивная карта может рассматриваться как "трансляция наиболее используемых контекстов лексической единицы; как перечисление всех направлений трансформации значений слова; как лексикографическая интерпретация семантики слова" [6, с. 89].
В основе построения когнитивной карты, как и в основании концептуализации, лежит всесторонний учет общеязыковых и функциональных данных, используются тезаурусные данные исходного слова, что предполагает выявление его системных связей. В представлении тезаурусных характеристик учитываются как языковые, так и контекстуальные актуализации функционирования слова.
Следовательно, интегративное описание семантики лексемы, базирующееся на материале различных типов источников, является базой для концептуализации лексемы и построения на ее основе когнитивной карты лексемы, в результате чего определяется концепт на основе интегрированного использования значимых в когнитивном отношении общеязыковых, ассоциативно-семантических и коммуникативно-прагматических (текстовых) данных.
Таким образом, процесс концептуализации слова и, соответственно, последовательность построения когнитивной карты исходного слова можно представить, вслед за Е. С. Кубряковой, как учет «лексикографической репрезентации семантики слова», представленной как в дефинициях лексемы, так и в ее отношениях: парадигматических (синонимических, антонимических, родо-видовых); деривационных (внутрисловных, межсловных); синтагматических (лексически-ограниченных, синтаксически-обусловленных). Впоследствии при обращении к функционированию исходного слова отмечается развитие и обогащение всех видов связи в условиях контекста.
В языковом пространстве объективации концепта выделяется также интерпретационный (оценочный, эмоционально-экспрессивный) компонент, коррелирующий с коннотативным компонентом значения, наслаивающимся на денотативно-сигнификативное ядро значения слова.
В качестве источника обогащения синтагматического фрагмента могут быть использованы данные корпусной лингвистики, которые потребуют систематизации в плане обобщения семантической актуализации слов. Речь идет о введение в структуру семантических дефиниций «когнитивно-прагматического компонента», обобщающего частные семантические конкретизации.
Следовательно, вопрос об исчислении семантических оттенков при определении концептуальной структуры слова и представлении их в когнитивной дефиниции требует дальнейшего рассмотрения, относится к перспективе научно-прикладных исследований.
Литература
1. Белянин В. П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиции доминанты // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990.
2. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 123 с.
3. Джусупов Н. М. Проблема построения когнитивной карты символа, функционирующего в художественном тексте // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. материалов / отв. ред. Н. Н. Болдырев; Федеральное агентство по образованию, Ин-т языкознания Рос. Академии наук. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008.
4. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2004.
5. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 506 с.
6. Кубрякова Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова "память" // Лингвистический анализ текста. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 85 - 91.
7. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996.
8. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Известия Российской академии наук. (Серия: Литературы и языка). М., 1993. № 1. Т. 52.
9. Обработка текста и когнитивные технологии: сб. ст. № 11 / ред.: В. Соловьёв, В. Гольдберг, В. Поляков. Казань. Казанский университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2006. 467 с.
10. Попова З. Д., Стернин И. С. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж, 2003.
11. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
Информация об авторе:
Шапилова Нина Ивановна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка КемГУ, [email protected].
Nina I. Shapilova - Candidate of Philology, Assistant Professor at the Department of Russian Language, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 18.09.2015 г.
УДК 811.161.1
ОТАДЪЕКТИВНЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЛИЦ В СЛОВАРЕ, ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ И В УЗУСЕ
М. Г. Шкуропацкая
ADJECTIVE-BASED NAMES OF PERSONS IN THE DICTIONARY, LANGUAGE CONSCIOUSNESS
AND LANGUAGE USAGE M. G. Shkuropatskaya
Целью изучения является выявление соотношения между представлениями о словообразовательной выводимости и лексической узуальности производных слов в языковом сознании носителей языка и их реальным функционированием в речи. В качестве языкового материала были использованы суффиксальные имена существительные со значением лица, образованные по продуктивным словообразовательным моделям от качественных имен прилагательных. Исследование выполнено на основе производных слов, полученных в направленном лингвистическом эксперименте с носителями русского языка, и сведений о частотности их употребления в речи, полученных с использованием поисковой системы Google. В результате исследования было выявлено, что данные о функционировании слов, полученные при разных условиях опыта, коррелируют между собой, а по количеству и качественному разнообразию их употребления в речи производные существительные со значением «лица» значительно превышают лексическую норму употребления данных слов, получившую отражение в кодифицированных словарях.
The aim of the study is to identify the relationship between notions of derivational deductibility and lexical usage of derived words in the linguistic consciousness and their actual functioning in speech. Suffixed nouns with the meaning "person" formed by productive word-formation models of quality adjectives served as language material. The study was performed on the basis of the derivatives obtained by the linguistic experiment with Russian native speakers. We also controlled the frequency of use of these words in the speech, which was obtained with the help of Google search engine. As a result of the research we have identified several patterns. Firstly, the data about the functioning of such words obtained in different experimental conditions correlated. Secondly, the nouns with the meaning of "person" significantly exceed the lexical norm for the diversity of their use in speech (in quantitative and qualitative indicators), which was reflected in codified dictionaries.
Ключевые слова: производное слово, представление об узуальности слова в языковом сознании; функционирование слова в речи, направленный лингвистический эксперимент, Интернет.
Keywords: derivative word, language consciousness, language usage, the functioning of words in speech, linguistic experiment, Internet.