УДК [351.858:379.8] - 027.21
Д.В.Шамсутдинова, А.В.Иванова
ИНТЕГРАТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СРЕДЫ.
Статья посвящена раскрытию методологической основы разработки научной концепции интегративно-педагогического подхода к духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи. Рассмотрены системообразующие элементы формирования духовно-нравственной культуры.
Ключевые слова: интегративно-педагогический подход, духовно- нравственное воспитание, культурно-досуговая среда, социально- культурные стимулы, студенческая молодежь.
D.V.Shamsutdinova, A.V.Ivanova INTEGRATIVE PEDAGOGICAL APPROACH TO SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF CULTURAL AND LEISURE ENVIRONMENT.
The article is devoted to opening of a methodological basis of development of the scientific concept of integrative pedagogical approach to moral and spiritual education of the youth. The determining elements of formation of spiritual-moral culture were considered.
Key words: integrative and pedagogical approach, spiritually and moral education, the cultural and leisure environment, social and cultural incentives, student youth.
Методологической основой создания научной концепции интегративно-педагогического подхода в части духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях культурно-досуговой среды выступает фундаментальная идея интеграции процессов развития личности и ее социально-культурной деятельности, в основе которых - концентрация внимания на человеке как базовой ценности, стремление максимально учесть весь комплекс человекознания в формировании разносторонней и гармонично развитой личности на принципах гуманизации, креативности, технологичности культурно-досу-говой деятельности.
Системообразующим элементом формирования духовно-нравственной культуры молодежи являются цели воспитания, а ее объектами — общечеловеческие ценности: природа, общество, человек, труд, знания, прекрасное.
1- уровень целеполагания: развитие у молодежи глубины и устойчивости духовно - нравственных ценностей, приверженность определенным принципам, наличие духовно - нравственного идеала, наличие осознанных жизненных смыслов, повышать уровень и широту искусствоведческих знаний, потребность познания мира и самого себя, уровень познавательной активности, стремление к нестандартным решениям, формировать потребность в новых знаниях, умение рассуждать, проводить аналогии, сопоставлять, анализировать, духовно - нравственные и эстетические знания и убеждения, повышать степень и глубину гражданской позиции.
2-й уровень целеполагания: важно развивать у молодежи искренность, стремление к добру, справедливости и любви, умение переживать и сопереживать, тактичность, повышать уровень эмпатии, фантазии, чувствительность, чуткость, развивать умение улавливать богатство духовно - эмоциональных оттенков, разнообразие испытываемых духовно - нравственных чувств, насколько определено и ярко выражено отношение к духовно-нравственным категориям; формировать умение анализировать и оценивать действительность с позиции эстетического и духовно-нравственного идеала; иметь стре-мление к высоким духовным устремлениям, сформированность эстетических и духовно - нравственных суждений; уровень и широта духовно - нравственных потребностей.
3-уровень целеполагания: развитие стремления к самосовершенствованию, степени самореализации; посещение мероприятий, участие в конкурсах, дискуссиях, обсуждениях, проблемных семинарах, фестивалях, диалогах, участие в художественной самодеятельности, викторинах, количество и качество решаемых нестандартных проектов, участие в созидающей деятельности.
4-й уровень целеполагания: развитие у молодежи стремления проявить свою активную гражданскую позицию и индивидуальность, повысить уровень требовательности к себе и к другим, повысить уровень ответственности. Развивать коммуникативные качества, стремление к сотрудничеству, стремление нарабатывать опыт, степень волевых качеств, степень целеустремленности, самостояте-льность, стремление к независимости, стремление к свободе, улучшить качество ролевой деятельности, активизировать стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Основой всех отношений человека к общечеловеческим ценностям и к окружающей среде является его духовность и нравственность. Поэтому, главная цель воспитания, является формирование и развитие духовно-нравственного сознания и поведения.
В рамках научных интересов кафедры социально- культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств ведется разработка педагогической системы формирования духовно- нравственной культуры студенческой молодежи.
Инновационную основу разрабатываемой нами педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры молодежи составляет ее ресурсоориентированность, т.е. с одной стороны,
задействованность и рациональное использование всего комплекса социокультурных ресурсов, с другой — нацеленность организационно-педагогических механизмов реализации педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи на развитие самих ресурсов. В построении и развитии педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры в качестве ресурсов выступают не только материально-технические, финансовые, людские, информационные, организационные, нормативно-правовые, научно-методические, но и главным образом, ресурсы личности студентов, руководителей, ресурсы культурно-досуговой среды, свободного времени молодежи, ресурсы окружающей среды.
Реализация ресурсоориентированной системы формирования духовно-нравственной культуры молодежи обеспечивается развертыванием в условиях культурно-досуговой среды: -познавательно- творческой среды, -художественной среды, -социально-культурной среды, -социально-значимой среды.
Данные среды функционируют в форме проектных лабораторий, центров, студенческих клубов, студий, отрядов, мастерских, сообществ, студенческих объединений и т.д.
В рамках разрабатываемой нами системы также учитываются социально-культурные стимулы: -социальные стимулы — путем расширения для молодежи возможностей принятия участия в инновационной деятельности, в управлении, в социально-культурном продвижении;
-моральные стимулы — отражают потребность молодых в признании, благодарности, одобрении, поощрении, награждении и т.д.,;
-творческие стимулы — путем создания соответствующей творческой обстановки, открытости в отношениях и информационном обеспечении, обеспечения участия молодежи в концертах, акциях, проектах, конкурсах и т.д., реализация возможности развития своего потенциала;
-социально-психологические стимулы — отражают потребность молодежи в общении, наполнение элементами культуры социально-культурных отношений, создание благоприятного климата, солидарности, взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества, дружеских отношений.
Одним из приоритетных направлений развития педагогической системы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодежи является организация поддержки творческой инициативы молодежи: организация клубов по интересам, творческих коллективов, мастерских, проектных студий и т.д., организация культурно-массовых мероприятий. Поступательный характер данного процесса требует постоянного совершенствования и обновления социально-культурных форм работы с молодежью. Среди них - всевозможные творческие встречи с деятелями культуры и искусства, известными учеными, интересными людьми; беседы со специалистами по проблемам наркомании и табакокурения, проведение праздничных вечеров, экскурсий по музеям, коллективное посещение спектаклей, участие в спортивных мероприятиях, проведение мероприятий, связанных с развитием художественно-творческих способностей.
Планово-прогностическая деятельность реализуется системой поддержки творческой инициативы молодежи, которая, на наш взгляд, содержит следующие направления:
1.Поддержка самоорганизации студенческой молодежи в решении важнейших проблем жизнедеятельности.
2.Совершенствование способностей молодежи к самоконтролю, самооценке, рефлексии, к эмоциональному переживанию, к самоудовлетворенности, уверенности в собственных силах.
3.Развитие социального и жизненного опыта личности.
4.Повышение уровня ее компетентности в принятии решений, в последовательном и ответственном осуществлении своих целей.
5.Развитие конкретной индивидуальности, того особенности, неповторимого, единичного, что заложено в каждом человеке от природы.
При организации педагогической системы процесса формирования духовно-нравственной культуры молодежи нами были реализованы следующие направления:
1. Военно-патриотическое направление.
2. Волонтерское направление в работе.
3. Студенческое самоуправление.
В системе формирования духовно-нравственной культуры усиливается акцент на формирование социально-гуманитарных свойств личности молодых людей в условиях культурно-досуговой среды. Концепция базируется на ценностно-ориентированном подходе к построению культурно-досуговой среды: стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профес-сионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов культурно-досуго-вого процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.
Основными интегрированными задачами в рамках мотивационно-целевого компонента являются:
-удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем повышения уровня воспитанности и образованности;
-формирование у студенческой молодежи гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
-освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, тради-циях народов Татарстана и России;
-развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интел-лекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
-формирование у молодежи профессиональной позиции и этики, осознания общественной мисс-сии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
-формирование значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина;
-предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студенческой молодежью в учебных группах.
Основным организационно-педагогическим потенциалом формирования духовно-нравственной культуры молодежи в условиях культурно-досуговой среды является формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в художественно-творческой, профессионально-ориентированной, социально- направленной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, в процессе саморазвития и самоактуализации.
Организационно-педагогический потенциал культурно-досуговой среды в формировании духовно-нравственной культуры молодежи реализуется при следующих условиях:
- организационное и ресурсное обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи;
- проведение массовых мероприятий, акций, проектов, конкурсов, олимпиад, концертов, содержащих духовно-нравственные ценности
- проведение мероприятий патриотической и гражданской направленности;
- реализация комплекса мер по вовлечению молодежи в систему социальной помощи, развитию милосердия и благотворительности, волонтерство;
- формирование уважительного отношения молодежи к старшему поколению, развитие интереса к истории своей страны, края;
- развитие форм и методов духовно-нравственного, патриотического воспитания молодежи на основе инновационных социально-культурных технологий,
- содействие развитию активного нравственного и культурного сознания средствами науки, искусства, физической культуры и спорта.
Литература.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
2. Анисимов В.П. Искусство и нравственность: к проблеме определения предмета арт - педагогики // Современные проблемы науки и образования. - 2009.
3. Ариарский М.А Прикладная культурология. / Научный ред. Г.П.Бутиков. - изд.2-е, доп. и исп. - СПб: Ассоциация музеев России, 2001.
4. Комиссаренко С.С. Формирование личности: концепции, институты, технологии. - СПб. ООО ИД «Петрополис», 2013.
1. Andreev V.I. Pedagogika: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004.
2. Anisimov V.P. Iskusstvo i nravstvennost': k probleme opredelenija predmeta art - pedagogiki // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2009.
3. Ariarskij M.A. Prikladnaja kul'turologija. / Nauchnyj red. G.P.Butikov. - izd.2-e, dop. i isp. - SPb: Associacija muzeev Rossii, 2001.
4. Komissarenko S.S. Formirovanie lichnosti: koncepcii, instituty, tehnologii. - SPb. OOO ID «Petropolis», 2013.