Научная статья на тему 'Аксиологический аспект подготовки специалистов социально-культурной сферы'

Аксиологический аспект подготовки специалистов социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIO-CULTURAL SPHERE / THE EXPERT SOCIO-CULTURAL SPHERE / AXIOLOGICAL ASPECT / SPIRITUAL AND MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А.Н.

В статье предлагается модель организации процесса ориентации специалиста социально-культурной сферы на духовно-нравственные ценности, которая включает в себя следующие компоненты: диагностический, ценностно-смысловой, содержательно-процессуальный, личностно-деятельностный, профессионально-творчес-кий, управленческий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL ASPECT OF TRAINING OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICES

This article proposes a model for the organization of SCS professional orientation process spiritually moral values, which must include the following components: Diagnostic: Identifying the socio pedagogical situation spiritually moral mental institution space. Value meaning: justification spiritually moral values acceptable to the modern SCS specialist. Informally Procedure: Determination of content, form, orientation process conditions on the spiritual moral values. Personality activity: methods of educational activity SCS specialists in the organization focus on spiritual moral values. Professionally creativity: innovative processes and ways of development of spiritually moral culture SCS specialists. Management: Principles and content management processes focus on the spiritual and moral values, the quality evaluation criteria. Identification of the main components of the projected model of organization of the process orientation experts on spiritual moral values leads to the conclusion that on the whole it has the following features: a humanitarian focus, focus on human values; culturological orientation, the orientation is carried out by means of art; integrative nature: Accounting interdisciplinary connections and formation of SCS specialists general picture of the world (the nature of the study, a man of culture, art, etc.); practical orientation: specific educational and creative activities SCS specialists, in which the maximum implemented value orientations, interests and abilities, incongruous with the cultural needs of the individual. This model involves significant changes in the structure of the curriculum content of education: strengthening humanitarian component of education, change programs, the introduction of qualitatively new integrative subjects, changes in educational technologies.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект подготовки специалистов социально-культурной сферы»

УДК378

АН.Николаева

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В статье предлагается модель организации процесса ориентации специалиста социально-культурной сферы на духовно-нравственные ценности, которая включает в себя следующие компоненты: диагностический, ценностно-смысловой, содержательно-процессуальный, личностно-деятельностный, профессионально-творчес-кий, управленческий.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, специалист социально-культурной сферы, аксиологический аспект, духовно-нравственные ценности

Alexandra Nikolaeva AXIOLOGICAL ASPECT OF TRAINING OF SOCIAL AND CULTURAL SERVICES

This article proposes a model for the organization of SCS professional orientation process spiritually - moral values, which must include the following components: Diagnostic: Identifying the socio - pedagogical situation spiritually - moral mental institution space. Value - meaning: justification spiritually - moral values acceptable to the modern SCS specialist. Informally - Procedure: Determination of content, form, orientation process conditions on the spiritual - moral values. Personality - activity: methods of educational activity SCS specialists in the organization focus on spiritual - moral values. Professionally - creativity: innovative processes and ways of development of spiritually - moral culture SCS specialists. Management: Principles and content management processes focus on the spiritual and moral values, the quality evaluation criteria. Identification of the main components of the projected model of organization of the process orientation experts on spiritual - moral values leads to the conclusion that on the whole it has the following features: a humanitarian focus, focus on human values; culturological orientation, the orientation is carried out by means of art; integrative nature: Accounting interdisciplinary connections and formation of SCS specialists general picture of the world (the nature of the study, a man of culture, art, etc.); practical orientation: specific educational and creative activities SCS specialists, in which the maximum implemented value orientations, interests and abilities, incongruous with the cultural needs of the individual.

This model involves significant changes in the structure of the curriculum content of education: strengthening humanitarian component of education, change programs, the introduction of qualitatively new integrative subjects, changes in educational technologies.

Keywords: socio-cultural sphere, the expert socio-cultural sphere, axiological aspect, spiritual and moral values

Формирование ценностных ориентаций - процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций.

Он состоит из следующих этапов: предъявление ценностей специалисту социально-культурной сферы (СКС); осознание ценностных ориентаций личностью; принятие ценностной ориентации; реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении; закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее статус качества личности, т.е. своего рода потенциальное состояние; актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности учителя.

Предъявление ценностей реализуется в условиях каждодневной образовательной деятельности, в процессе аудиторных и внеаудиторных занятий. Главным лицом, создающим аксиологические ситуации и предъявляющий ценности, может быть преподаватель, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом и выступает образцом деятельности. Специально создаваемые ситуации в форме игры, тренинга, диалога и т.п. обязательно должны строиться на основе свободы выбора, возможности полноценного обсуждения предлагаемых вариантов, отсутствия давления и авторитарности. Только при таком условии возможно развитие ценностного взгляда на окружающий мир с выделением главных доминант.

Осознание ценностей предполагает: постижение содержания ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий на их основе, способов осуществления действия и возможные результаты.

Таким образом, формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности, развитие профессионально значимых качеств. Ценностные ориентации приобретают здесь свойство осознанности и выполняют направляющую функцию.

Принятие осознанной ценностной ориентации реализуется в условиях ее идентификации с ценностно - смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Важный момент на этом

этапе - процесс включения ценностной ориентации в структуру значимых отношений человека. В этом случае ценностная ориентация приобретает смыслообразующую функцию и является не только средоточием смысла, но и серьезным основанием для организации деятельности.

На этапе реализации ценностные ориентации должны предъявлять свой потенциал. Показывать весь спектр возможностей и психолого-педагогического содержания. К этому этапу ценностные ориентации будут обладать свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, действенности. В рамках этого этапа ценностная ориентация должна отразить такие свои функциональные особенности, как насыщенность гуманистическим потенциалом, удовлетворение личностных и профессиональных интересов.

Закрепление ценностных ориентации связано с тем, чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмысливать суть и смысл ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в деятельности и поведении. Этот этап уникален тем, что ценностная ориентация, пройдя через новый качественный процесс раскрытия потенциальных возможностей, приобретает свойство потенциальной побудительности. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных ситуациях дает возможность простимулировать ее способность актуализироваться в сложившихся социокультурных условиях.

Актуализация потенциальной ценностной ориентации должна проходить как осознанно, так и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости, отношения, желания, принципа. Этот этап завершает цикл формирования ценностной ориентации, но одновременно может послужить началом нового цикла формирования аксиологических основ личности.

Принятие управленческих решений в сфере организации процесса ориентации специалистов СКС на духовно-нравственные ценности должно осуществляться с учетом необходимости выполнения ею своих основных специфических функций: культуросозидательные - создание условий для восприятия и усвоения национальных традиций народа; человекосозидательные -создание условий для нравственного становления и развития личности специалиста СКС как человека национальной культуры, творческой самореализации, жизненного самоопределения, качественного образования; педагогические - воспитание у специалистов СКС духовно-нравственного самосознания, потребности в духовном саморазвитии; социальные - углубление духовно равственных основ жизни, культуры поведения.

Таковы ценностно-смысловые основы организации процесса ориентации на духовно-нравственные ценности, которые могут реализоваться только при условии, если это приобретет личностный смысл для студентов и преподавателя. Это означает, что теоретическая модель организации процесса ориентации специалистов СКС на духовно-нравственные ценности должна быть построена на идеях личностно ориентированного образования.

Для выполнения вышеобозначенных функций наиболее подходит культурологическая модель личностно-ориентированного образования. Это модель, эпицентром которой является студент как субъект общечеловеческой и национальной культуры, истории, собственной жизни и развития. Данная модель опирается следующие педагогические процессы вуза: вхождение личности в национальную культуру и ее культурная идентификация; социализация и адаптация личности в изменяющемся социуме; педагогическая поддержка студентов в их духовно-нравственном саморазвитии.

Одним из педагогических компонентов, влияющих на формирование нравственных ценностей, является педагогическая поддержка специалистов СКС. Целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению специалистов СКС в духовно-нравственном саморазвитии.

Основными принципами обеспечения педагогической поддержки в процессе ориентации специалистов СКС на духовно-нравственные ценности являются: - согласие специалистов СКС на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность специалиста СКС самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; онфиденциальность (анонимность); доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита прав, человеческого достоинства; реализация принципа «Не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Педагогическая поддержка - категория нравственная, так как речь идет о педагогической помощи молодому человеку, развивающейся личности, ее способности к адаптации и социализации в обществе, о самоопределении и самореализации, о выстраивании взаимоотношений в мире

взрослых. Педагогическая поддержка признается ценной, если она деликатна, тактична, грамотна, своевременна, адресна и дозирована, повседневна и экстренна, но главное, если она во всех случаях в полной мере выполняет свое обучающее, воспитывающее и развивающее предназначение, работает на перспективу.

Основными видами педагогической поддержки являются: инструментовка на нравственный свободный выбор; концентрация на положительное; создание ситуаций успеха.

Главное направление инструментовки - развитие субъектности студента, умения осознавать им свое поведение и на основе этого нести ответственность за самого себя и свои действия. При этом опора производится на сознание.

На первом этапе педагогической поддержки педагог акцентирует внимание молодых людей на нравственной проблеме, требующей осмысления, обнаружения в ней личностного смысла. Обнаружение нравственной проблемы осуществляется на основе раскрытия многообразия многоуровневого мира культурных ценностей: мир ценностей искусства (литература, музыка, кино), мир повседневной культуры взаимодействия с другими людьми.

Второй этап педагогической поддержки по ориентации на нравственные ценности связан с поиском собственного понимания нравственной проблемы. На этом этапе преподаватель ориентирует специалистов на нравственную направленность (во благо, во имя добра) для становления гуманистических, экзистенциальных нравственных ценностей.

Третий этап - диалогический, направлен на поиск своей позиции среди других (Прав ли я? Как должно?) сверстников. Взаимодействие на этом этапе возможно только в событие «как объединение людей на основе общих ценностей и смыслов». Важнейшим условием общения является позиция педагога, способного понимать, принимать и признавать. На этом этапе юноши и девушки имеют свою нравственную позицию среди других, сравнивают ее, реализуя тем самым нравственные ценности.

Четвертый этап - рефлексивный, связан с анализом совместной деятельности по решению нравственной проблемы. Этот этап объясняется незавершенностью диалога, готовностью к дальнейшему обмену ценностями. Роль педагога ограничивается предоставлением специалистам СКС самим определиться в своем отношении к нравственной ценности.

С учетом предложенных положений модель организации процесса ориентации специалиста СКС на духовно - нравственные ценности должна включать в себя следующие компоненты: Диагностический: выявление социально-педагогической ситуации духовно-нравственного ментального пространства вуза. Ценностно-смысловой: обоснование духовно-нравственных ценностей, приемлемых для современного специалиста СКС. Содержательно-процессуальный: определение содержания, форм, условий процесса ориентации на духовно-нравственные ценности. Личностно-деятельностный: способы учебной деятельности специалистов СКС в процессе организации ориентации на духовно-нравствен-ные ценности. Профессионально- творческий: инновационные процессы и способы развития духовно-нравственной культуры специалистов СКС. Управленческий: принципы и содержание управления процессом ориентации на духовно-нравственные ценности, критерии оценки качества.

Определение основных компонентов проектируемой модели организации процесса ориентации специалистов на духовно - нравственные ценности позволяет заключить, что в целом она отличается следующими особенностями: гуманитарной направленностью, ориентацией на общечеловеческие ценности; культурологической направленностью, ориентация осуществляется средствами искусства; интегративным характером: учет межпредметных связей и формирования у специалистов СКС общей картины мира (изучение природы, человека, культуры, искусства и т.п.); практической направленностью: конкретная учебно-творческая деятельность специалистов СКС, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и способности, сочетаемые с культурными потребностями личности.

Такая модель предполагает существенные изменения в структуре учебного плана содержания обучения: усиление гуманитарного компонента образования, изменение программ, введение качественно новых интегративных учебных предметов, изменения педагогических технологий.

Реализация данной модели предписывает образовательному учреждению: видеть в каждом специалисте СКС уникальную личность; гарантировать им реализацию их духовно-нравственных потре-бностей; обеспечить усвоение специалистами СКС базовых компонентов: культуры духовно-нравст-венных потребностей, познания, учебного труда, общения, духовного саморазвития;

обеспечить поддержку специалистам СКС, предоставив им возможность выбора дополнительного содержания образования в соответствии со способностями, склонностями и желаниями; обеспечить высокий престиж знаний, творчества через создание эмоционального поддерживающего фона, атмосферы духовности; исключить возможность заниженной самооценки специалистов СКС, утвердить в них веру в свои способности; создать условия для позитивного самоутверждения каждого специалиста СКС в учебном, научном и художественном творчестве и других сферах самореализации личности.

Разработка комплексной системы ориентации специалистов на духовно-нравственные ценности позволила вывить следующие ее компоненты: система знаний студента о жизни; система интересов их личности, которые составляют духовно-нравственную основу человека; система духовно-нрав-ственных убеждений, которая образует мировоззренческий уровень культуры личности и формируется на базе потребностей, жизненных предпочтений и ценностей; система научно-познавательных умений, знаний, навыков, которые формируются в процессе учебной деятельности; система индивидуальных норм поведения, которая образует уровень регуляции социального поведения личности и формируется на базе культурных образцов и духовно-нравственных принципов поведения через различные формы общения и саморазвития, а также окружающей среды; система духовно-нрав-ственных чувств, которая образует уровень духовной и эмоциональной культуры и формируется на базе переживаний процессов деятельности и поведения личности; система практических, творческих навыков, которые образуют уровень учебной и профессиональной компетентности.

Все сказанное свидетельствует о том, что задачи ориентации специалистов СКС на духовно-нра-вственные ценности достаточно сложны, при этом повышаются и требования к педагогу, его мастерству и ответственности. Главным становится соединение действий специалистов с жизненной практикой, с реальностью при одновременном углублении понимания ими сущности и содержания нравственных ценностей, их мировоззренческого значения. Ведущий принцип ориентации на нравственные ценности - не «больше», а «глубже». Это значит, что формирование нравственных ценностей не может совершаться вне связи с жизнью. Реальные искания людей и жизненные планы самих специалистов СКС, постоянная, умелая опора на них и есть ключ к успеху в этом направлении.

Литература

1.Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс 1. Andreev V.I. Pedagogicheskaja jetika: speckurs для нравственного саморазвития. - Казань: центр dlja nravstvennogo samorazvitija. - Kazan': centr инновационных технологий, 2002. - 272 с. innovacionnyh tehnologij, 2002. - 272 s.

2.Бердяев Н.А. Философия творчества, 2. Berdjaev N.A. Filosofija tvorchestva, kul'tury i культуры и искусства: Сост. примеч. Р.А. Гальцевой. - iskusstva: Sost. primech. R.A. Gal'cevoj. - M.:

М.: Искусство: ИЧП «Лига».- т. 2. - 1994. - 509 с. Iskusstvo: IChP «Liga».- t. 2. - 1994. - 509 s.

3. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание 3. Bikmuhametov R.K. Duhovnoe vospitanie будущих педагогов: Учебно-методическое п°с°бие budushhih pedagogov: Uchebno-metodicheskoe posobie для педаго-гаческих вуюв и коЛлЛеджей. - Казань: dlja pedago-gicheskih vuzov i kolledzhej. - Kazan': Центр инншщтнных технотогай, 2°°Z - 165 с. Centr innovacionnyh tehnologij, 2002. - 165 s.

^др^мыстов АГ Потребносги. Интересы. 4. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Ценности. М., 1986. Cennosti. M., 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.