сутствие сегодня устоявшихся, принятых обществом смыслов базовых нравственных ценностей создает существенные трудности в данном направлении работы педагогов. Основой нравственных суждений, чувств, регулятором поступков и поведения человека является его совесть. Ее недостаток в свою очередь часто детерминируется утраченным чувством стыда. Работа по воспитанию порядочного человека (сохранению, восстановлению его нравственного здоровья) требует душевной чуткости педагога, способности понять и принять школьника, помочь в нравственном самоопределении личности.
Таким образом, выделенные пять стратегических ориентиров определяют воспитание порядочного и патриотичного человека, инициативной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Л. П. Назарова
Интегративная основа моделирования специальной дидактической системы
Моделирование специальной дидактической системы позволяет отразить особенности развития слухового восприятия у детей с ограниченными возможностями как междисциплинарного явления в специальной педагогике, как инструмента исследования данного явления. Научно-теоретическое обоснование моделирования специальной дидактической системы осуществляется на основе теоретических исследований ученых и практической деятельности учителей.
Разработка нового этапа моделирования специальной дидактической системы стимулируется современными преобразованиями в обществе, культуре, науке, модернизацией системы образования в общей и специальной педагогике.
Разработка теории и практики проблемы развития слухового восприятия связан с достижениями комплекса наук: педагогики и сурдопедагогики, психологии и специальной психологии, т. е. ее создание осуществлено на интегративной методологической основе. Интегративный уровень проведения исследования сопряжен с переосмыслением содержательных, методических, теоретикометодологических, организационных аспектов обучения.
С целью выяснения необходимости разработки специальной дидактической системы был проанализирован исторический аспект данной проблемы. Этот анализ показал важность и значимость разработки дидактической системы развития слухового восприятия и позволил выделить этапы ее становления.
99
Сущность моделирования специальной дидактической системы заключается в построении процесса обучения в соответствии с общими, специальными, специфическими закономерностями, в выделении специфических особенностей (принципов, содержания, методов, построение педагогического процесса), в разработке научно-теоретических основ процесса развития слухового восприятия.
Методологической основой данного исследования является системный подход, который позволяет рассматривать этот процесс как целостный, т. е. во взаимосвязи с процессом обучения и воспитания детей названной категории.
Системный подход - инструмент, который способствует выявлению внутренней целостности исследуемой проблемы, не сводимой ее к сумме составляющих компонентов.
Отличительными особенностями специальной дидактической системы являются следующие:
• она - подсистема в педагогической системе (сурдопедагогика), ее неотъемлемая часть, реализующая специфические цели и задачи, содержание;
• относительная самостоятельность - она имеет собственные цели, содержание, специфические принципы, приемы и способы обучения;
• взаимодействие с общей педагогикой, так как в процессе обучения она реализует цели и задачи, стоящие перед образованием в целом; наряду со специальными и специфическими использует общедидактические принципы и методы, компоненты процесса обучения и формы организации учебной деятельности;
• развитие слухового восприятия рассматривается как системный процесс, опирающийся на физические, физиологические (развитие слуховой функции) и психические особенности развития личности ребенка с нарушением слуха, реализующий функционирование процесса обучения с учетом дидактических, методических и организационно-педагогических условий.
Все это обусловливает сложность и специфику специальной дидактической системы.
Глубина и важность данной области дидактики объясняется, прежде всего, сложностью ее предмета, т. е. возможностями развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, а также положением этой области знания в системе других наук, в ее связях с общей и специальной психологией, общей и специфической педагогикой, медициной, лингвистикой, физиологической речи, акустикой, физикой, теорией связи и т. д.
Нарушение слуха оказывает непосредственное влияние на восприятие речи и ее развитие, а все вместе - на психическое развитие личности. Необходимым условием формирования речи в онтогенезе
100
является полноценность слухового анализатора. Нарушение слуха отрицательно воздействует на нормальный ход речевого развития и развития личности в целом.
Сложность дидактического процесса объясняется нарушением слухового анализатора, работа которого в полной мере не восстановится. Поэтому необходимо найти окольные пути, способствующие при сниженной функции сформировать умения, активизировать потенциальные возможности и, опираясь на опорные признаки объективной среды (звуки речи, неречевые звучания), научить воспринимать труднодоступный речевой материал и звуки окружающего мира.
Построение и научно-теоретическое обоснование специальной дидактической системы, моделирование педагогического процесса в пределах данной системы дает возможность формировать систему знаний и изменять способы действия учащихся.
Все это позволяет утверждать, что развитие слухового восприятия представляет собой целостную систему и является учебным предметом, обладающим всеми дидактическими составляющими образовательного процесса.
Современная социокультурная ситуация и модернизация системы образования обусловливают необходимость разработки специальной дидактической системы развития слухового восприятия у детей с ограниченными слуховыми возможностями.
Нами выделены этапы становления дидактической системы. Основным критерием выделения является включение в учебный процесс упражнений по развитию слухового восприятия: 1 этап -зарождение системы развития слухового восприятия; 2 этап -оформление системы как процесса обучения в области развития слухового восприятия; 3 этап - совершенствование системы развития слухового восприятия; 4 этап - дальнейшее развитие специальной дидактической системы. Временные рамки этапов определены на основе ретроспективного анализа развития моделей обучения, периодов развития систем обучения и периодов развития отношений к лицам с выраженными отклонениями в развитии.
Анализ литературы в историческом аспекте способствовал выделению ряда моделей развития слухового восприятия: прагматическая, эмпирическая, аудиологическая, аудиовербальная, дидактическая, развивающего обучения. Это позволило определить историческое место современной модели развивающего обучения по отношению к ранее существующим моделям.
Теоретический анализ философских, психологических, педагогических исследований позволил определить методологию специальной дидактической системы развития слухового восприятия детей с нарушением слуха, базирующихся на системном подходе.
101
Рассмотрение теории и практики развития слухового восприятия с позиции системного подхода позволяет представить его как структурный компонент целостного обучения, влияющего на развитие личности в целом.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития слухового восприятия помог определить особенности построения процесса обучения сообразно физическим, физиологическим возможностям детей, заключающиеся в психологическом обосновании педагогического процесса, в методической разработке учебного процесса, в реализации его организационнопедагогических условий.
Таким образом, интегративная модель специальной дидактической системы актуализирует психические, физиологические, физические возможности детей с нарушением слуха и реализует психолого-педагогическую направленность обучения.
Л. А. Николенко
Деятельность андрагога в системе повышения квалификации
работников образования
По мере развития материально-технической базы общества, его техники и технологии, по мере усложнения отношений участников общего трудового процесса объективно растут требования со стороны производства к профессиональной подготовке специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять «багаж» профессиональных знаний.
Суть социально-экономических реформ - повышение уровня жизни населения. Среди таких параметров качества жизни, применяемых в разных странах мира, как уровень жизни, т. е. доходы на душу населения, продолжительность жизни людей есть и продолжительность обучения человека в течение жизни. Таким образом, можно сказать, что образование является на сегодня одним из путей повышения уровня жизни населения.
Рассмотрим тенденции, побуждающие к развитию непрерывного образования в нашей стране и во всем мире.
Глобальные изменения, связанные с переходом общества от постиндустриального к информационному, предполагающему в качестве ведущего вида деятельности работу человека с информацией. По своей природе такая деятельность является разновидностью самообразования.
Процесс становления рыночной системы отношений, который актуализирует ценность самообразования как инструмента соци-
102