единственный критерий для определения, поступает он правильно или нет, - это реакция на его поведение, на его состояние, на его настроение нас, взрослых. То есть тех, кто ближе всего к человеку в детстве, тех, кто является его защитой. Он смотрится в зеркало наших оценок, видит себя глазами взрослого, поэтому наше представление о ребёнке, наш мнения о нём становятся его представлением о себе.
«Чувство собственного достоинства». Наличие собственной гордости, самоуважения - та основа, которая не позволяет ребёнку вести себя плохо, поэтому важно помочь ему осознавать себя как достойного и особенного человека. Важно не унижать ребёнка, помогать ему видеть себя успешным, знать свои достижения, укреплять его уверенность в себе и чувство самоценности. Это порождает энергию успеха, вдохновляет на новые добрые свершения. При таких условиях дети не будут бояться проиграть, будут верить в то, что каждый человек обладает какими-то талантами, уникален и неповторим.
Совместно мы составили «Памятку общения детей и родителей». Ключевые фразы из нее: «я ценю, что ты...», «у тебя отлично получается...», «спасибо тебе за.», «молодец, что.».
Таким образом, мы стремимся создать в семье условия, в которых талантливый ребенок может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому ребенку без исключения: новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания. Ценностью для родителей становится инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самодеятельности детей, их поддержка, что и создаёт условия для развития детской одарённости.
М. И. Морозова
Стратегические ориентиры воспитания в современной школе
В последние годы в России принят ряд нормативных документов, определяющих государственную политику в области общего образования. В отличие от нормативных документов предшествующего периода в современных документах ведущая роль вновь отведена воспитанию. Так, в новом Законе РФ «Об образовании» (2012) образование определяется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» и далее раскрывается его направленность: «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удов-
95
летворения его образовательных потребностей и интересов» (гл. 1, ст. 2). На первое место выносится воспитательный аспект образования.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) вводится личностный результат освоения обучающимися основной образовательной программы, ориентирующий на осмысленное ценностное самоопределение школьников; подробно изложены компоненты, отражающие этот результат. Через приобретаемые в процессе образования качества личности определен «портрет выпускника» общеобразовательного учреждения. В сопровождающем ФГОСы документе «Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России» его авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков подробно раскрывают сущность и современное видение этого направления воспитания.
Таким образом, в перечисленных современных государственных нормативных документах существенная роль отводится воспитанию школьника, определяются актуальные задачи воспитательной работы.
Воспитание в современной школе, сохраняя классическую ориентацию на разностороннее гармоничное развитие личности, должно отвечать вызовам времени. Современные глобализационные процессы, охватывающие экономическую, политическую, культурную жизнь общества, переводят на новый уровень конкуренцию государств. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» акцентируется внимание на том, что «конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции». Тем самым подчеркивается, что в условиях постиндустриального развития общества образование обретает принципиально новую роль, определяя во многом конкурентоспособность государства. В связи с этим современное образование должно быть (по А.М. Новикову, 2011): всеобщим, доступным, качественным (с сохранением лучших традиций дореволюционного и советского образования, а также использованием инновационных идей), сбалансированным (по гуманитарной и технической составляющим содержания образования), развивающим творческий тип мышления (для адаптации личности в динамично меняющемся мире и дальнейшего прогресса науки и общества), воспитывающим (формирующим ценностные отношения к полученным знаниям и в целом к окружающему миру).
На основе изложенных факторов выделим основные стратегические ориентиры современного воспитания школьников.
В современном мире конкурентоспособны страны, обладающие наиболее передовыми технологиями. Поэтому одной из актуальных
96
задач образования является не только поиск одаренных детей, но и приобщение всех учащихся к исследовательской деятельности, развитие инициативности, способности творчески мыслить. Следовательно, важными личностными результатами образования становятся сформированные у школьника: ценность образования, вкус к познанию, потребность в поиске нестандартных решений. При этом стратегическим ориентиром данного направления должна стать личность, активно познающая и ответственно преобразующая мир.
Вторым стратегическим ориентиром является личность, подготовленная к труду. Качество труда человека зависит не только от выбора профессии, адекватного возможностям и интересам личности, от уровня его профессиональной подготовки, но и от желания трудиться. Последнее чрезвычайно важно для человека любой эпохи. Воспитание трудолюбия - одна из естественных и сложнейших задач современного воспитания. Сложность ее решения связана с отсутствием в современном обществе глубокого уважения к человеку труда, мастеру своего дела. Существующие в обществе карьерные противоречия и диспропорции в оплате труда часто приводят молодых людей к мысли о легких деньгах или выводу: лучше совсем не работать, чем работать за малую зарплату. Поэтому педагогам необходимо ответственно и мудро подойти к выбору аргументов, формирующих ценностное отношение к труду и понимание, что добросовестный творческий труд является источником благополучия не только личности, но и общества в целом.
Как известно, в постиндустриальном обществе профессиональная компетентность является капиталом. При этом высокая динамика рынка труда требует профессиональной мобильности, постоянного повышения квалификации, профессионального самообразования и даже переобучения. Поэтому ценностными ориентирами воспитания школьников становятся: непрерывное
образование, выбор профессии по призванию, трудолюбие, формирование потребности в труде.
Не менее актуальной является проблема здоровья нации, с которой связаны проблемы воспроизводства населения, его трудоспособности, готовности к защите Отечества. В воспитании подрастающих поколений проблема сохранения здоровья, приобщения к здоровому образу жизни стоит особенно остро.
На состояние здоровья современных школьников влияет много причин, среди которых следует выделить проблему проведения досуга. Проблема досуга - гиденическая. Поэтому важно, чтобы досуговая деятельность отражала интересы, увлечения школьников, раскрывала их способности. Одним из вариантов решения данной проблемы является развитие системы дополнительного образова-
97
ния в школе, удовлетворяющего потребности учащихся в познавательной, художественно-творческой, спортивной и другой деятельности. Организации досуга детей в условиях образовательного учреждения сегодня уделяется достаточно внимания.
Другим местом проведения досуга по-прежнему остается дворовое пространство. Однако резкое сокращение количества дворовых игр (этот вид детских игр сегодня практически вытеснен компьютерными играми) приводит к фатическому общению, а возрастная потребность испытать себя часто становится причиной асоциального поведения подростков. Поэтому одной из задач воспитательной работы с детьми является их обучение дворовым играм, а также развитие интереса к активному участию в спортивных видах игр во дворах и на спортивных площадках, использованию спортивного оборудования для физического развития. Не менее важно, чтобы дети ощущали радость от игрового общения и физического самосовершенствования, потребность в сохранении и укреплении здоровья, культурной организации досуга.
Таким образом, третьим стратегическим ориентиром воспитания является личность, приобщенная к здоровому образу жизни.
Четвертый стратегический ориентир воспитания - социально активная личность с осмысленной гражданско-патриотической позицией. Отметим, что первым пунктом целевой ориентации нового стандарта среднего общего образования обозначено «формирование российской гражданской идентичности обучающихся», что является также одной из актуальных проблем воспитания молодежи. Это направление работы связано, прежде всего, с формированием положительного образа современного россиянина как необходимого условия гражданской идентификации.
При решении задач гражданско-патриотического воспитания в нормативных документах сохраняется его традиционное содержание: Знание и использование гражданских прав, свобод, обязанностей, ответственность за судьбу страны, семьи, сохранение природы, культуры, готовность защищать Отечество, заботиться о его благополучии и др. На наш взгляд, особого внимания педагогов требуют: 1) профессионально качественная организация совместного (педагогов и школьников) осмысления ценностей этого направления воспитания; 2) поиск новых форм работы, сфер проявления социальной активности; 3) естественное проявление педагогом гражданско-патриотической позиции как личного примера следования утверждаемым ценностям.
Еще одним принципиальным стратегическим ориентиром воспитания является высоконравственная личность. Проблема нравственного здоровья человека стоит сегодня как никогда остро. В ее основе - более глубокая проблема понимания сущности Добра. От-
98
сутствие сегодня устоявшихся, принятых обществом смыслов базовых нравственных ценностей создает существенные трудности в данном направлении работы педагогов. Основой нравственных суждений, чувств, регулятором поступков и поведения человека является его совесть. Ее недостаток в свою очередь часто детерминируется утраченным чувством стыда. Работа по воспитанию порядочного человека (сохранению, восстановлению его нравственного здоровья) требует душевной чуткости педагога, способности понять и принять школьника, помочь в нравственном самоопределении личности.
Таким образом, выделенные пять стратегических ориентиров определяют воспитание порядочного и патриотичного человека, инициативной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Л. П. Назарова
Интегративная основа моделирования специальной дидактической системы
Моделирование специальной дидактической системы позволяет отразить особенности развития слухового восприятия у детей с ограниченными возможностями как междисциплинарного явления в специальной педагогике, как инструмента исследования данного явления. Научно-теоретическое обоснование моделирования специальной дидактической системы осуществляется на основе теоретических исследований ученых и практической деятельности учителей.
Разработка нового этапа моделирования специальной дидактической системы стимулируется современными преобразованиями в обществе, культуре, науке, модернизацией системы образования в общей и специальной педагогике.
Разработка теории и практики проблемы развития слухового восприятия связан с достижениями комплекса наук: педагогики и сурдопедагогики, психологии и специальной психологии, т. е. ее создание осуществлено на интегративной методологической основе. Интегративный уровень проведения исследования сопряжен с переосмыслением содержательных, методических, теоретикометодологических, организационных аспектов обучения.
С целью выяснения необходимости разработки специальной дидактической системы был проанализирован исторический аспект данной проблемы. Этот анализ показал важность и значимость разработки дидактической системы развития слухового восприятия и позволил выделить этапы ее становления.
99