Научная статья на тему 'Интегративная экономика экономика скоординированного и социально ориентированного развития'

Интегративная экономика экономика скоординированного и социально ориентированного развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
898
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / СКООРДИНИРОВАННОЕ И СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / INTEGRATIVE ECONOMICS / COORDINATED AND SOCIALLY ORIENTED DEVELOPMENT / DEVELOPMENT OF A HUMAN PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочко Владимир Степанович

В статье предлагается новое видение современной экономики, которая именуется интегративной экономикой. Она рассматривается как экономика скоординированного и социально ориентированного развития. Обосновывается понятие «интегративность» как объединенное целевой направленностью компромиссное участие различных структур в создании согласованного продукта. Раскрываются принципы и структурные элементы интегративной экономики. Показывается, что она направлена на обеспечение эффективного будущего, ориентированного на развитие человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative economics the economics of coordinated and socially oriented development

The article proposes a new vision of modern economics, which is called integrative economics. It is regarded as the economics of coordinated and socially oriented development. The article substantiates the concept of "integrity" as the compromise participation of various structures in the creation of a coordinated product. The principles and structural elements of integrative economics are disclosed here. The article proves that integrative economics is aimed at ensuring promising future, oriented toward the development of a human personality.

Текст научной работы на тему «Интегративная экономика экономика скоординированного и социально ориентированного развития»

УДК 330.342.146 © Бочко В.С.

Интегративная экономика — экономика скоординированного и социально ориентированного развития

В статье предлагается новое видение современной экономики, которая именуется интегративной экономикой. Она рассматривается как экономика скоординированного и социально ориентированного развития. Обосновывается понятие «интегративность» как объединенное целевой направленностью компромиссное участие различных структур в создании согласованного продукта. Раскрываются принципы и структурные элементы интегративной экономики. Показывается, что она направлена на обеспечение эффективного будущего, ориентированного на развитие человеческой личности.

Интегративная экономика, скоординированное и социально ориентированное развитие, развитие человеческой личности.

Владимир Степанович БОЧКО

доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected]

Интегративность как научное понятие

Для раскрытия содержания интегративной экономики сначала необходимо остановиться на объяснении понятия «интегративность» («интегративная»). Оно происходит от близкого ему термина «интеграция», под которым в словарях понимается «объединение в целое каких-либо частей, элементов» [1, с. 216], но не является равнозначным ему. Именно новая смысловая наполняемость, а не только необычное фонетическое звучание, привлекла внимание ученых к данному понятию и стала причиной включения его в названия новых наук.

Так, в 1997 году биологи МГУ им. М.В. Ломоносова на Международной конференции «Биология, гуманитарные науки и образование» предложили ввести понятие «интегративная биология». Его они опреде-

лили следующим образом: «Интегративная биология представляет собой систему биологических знаний, интегрированных совместно с другими естественнонаучными и гуманитарными знаниями в сферу жизненных ценностей человека для формирования биологической грамотности и мировоззрения, опирающегося на нравственное отношение ко всему живому» [2, с. 35].

Американским юристом Джоном Берманом создана концепция «интегративной юриспруденции» как философии, объединяющей три классические школы правоведения: юридический позитивизм, теорию естественного права и историческую школу права (преимущественно немецкую). В психологии в 1990-е годы сложилась научная школа В.Н. Панфёрова «Интегративный подход в психологии» (РГПУ им. А.И. Герцена) [3].

Интегративной наукой с середины ХХ века называют культурологию, поскольку она представляет собой область знания, формирующегося на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения, и изучает сущность, функционирование и развитие культуры как целостности [4, с. 24-28].

Между понятиями «интеграция» и «интегративность» существуют важные смысловые различия. Если интеграция предполагает, с одной стороны, процесс движения частей и элементов к объединению в единое целое, а с другой стороны, формирование результата такого движения в виде какого-то единого продукта, то интегративность опирается на иные акценты. В ее основе лежит не достижение целостности и единства объекта, а обеспечение скоординированности действий участников процесса, не раскрытие реальной или мнимой целостности объекта, а поиск объединяющих начал для субъектов деятельности.

Указанные различия не позволяют ставить знак равенства также между понятием «интегративность» и другими аналогичными понятиями, поскольку они несут свою специфическую смысловую нагрузку. Например, хотя понятие «комплексный» и означает многостороннее отображение явлений (процессов) с учетом взаимосвязей имеющихся элементов, но подчеркивает стремление к созданию из них одного (единого) целого. Соединение элементов при комплексном развитии может происходить как путем установления связей между равноправными элементами, так и на базе какого-то центрального элемента. Понятие «системный» также отличается от понятия «интегративный». Системный поход изначально рассматривает объект как систему, т.е. как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Понятие интегративный не совпадает и с понятием «синергетический». Общим для них является рассмотрение систем, состоящих из многих подсистем (многокомпонентных систем)различной природы, и выявление того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению новых структур. Кроме того, и синергетический, и интегративный подходы обращают основное внимание на динамику процессов, а не статику. В связи с этим для них представляют интерес не равновесные системы, а те, в которых равновесие отсутствует или нарушено, а управляющие воздействия могут произвольно изменяться. В то же время отличие состоит в том, что синергетическими системами можно управлять извне, а интегративным развитием территории — только изнутри.

Отличие понятия «интегративность» от близких ему или аналогичных понятий позволяет характеризовать его как самостоятельный научный инструмент, имеющий свой собственный категориальный статус. Интегративность, раскрывая новые свойства и характеристики взаимодействий людей, представляет собой объединенное целевой направленностью компромиссное участие (соучастие) различных структур (частей, элементов) в создании согласованного продукта. При этом она не включает в себя стремление к законченности процессов по объединению, а ориентирована на их движение к объединению.

Центральным моментом в явлении ин-тегративности выступает компромиссно созданный согласованный продукт, под которым понимается вещественный или нематериальный результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, совместимый с желаниями и ожиданиями всех участников объединенных действий. Каждый участник создания такого продукта относится к нему, как к воплощению собственной деятельности.

Компромиссно созданный согласованный продукт должен соответствовать ряду требований. Во-первых, в нем каждая часть должна занимать такое свое место, при котором все другие части находятся в согласованном состоянии и содействуют развитию изначально задуманного. Во-вторых, частности не должны быть сильнее главных идей. В-третьих, создаваемое не должно наносить вред тому явлению, ради которого оно разрабатывается.

Проблема скоординированного и социально ориентированного экономического развития

Современный производственно-технологический уровень и развивающиеся на его основе общественные и межличностные связи объективно ведут к постепенному формированию во взаимодействиях людей отношений интегративности как компромиссного участия (соучастия) в производственной деятельности. Формой проявления интегративности выступает скоординированное и социально ориентированное экономическое развитие. Оно выражается в действиях по объединению разрозненных структур и процессов (производственных компаний, технологий, рынков, территорий) в более-менее единое и согласованно развивающееся явление.

Усиливающиеся соединительные процессы разворачиваются как на мировом уровне в виде глобализации взаимосвязей, так и внутри национальных пространств путем активизации культурного, образовательного и информационного обмена, а также роста социализации личности. Растущие соединительные процессы позволяют реально превращать развитие территории в целенаправленный процесс по воспроизводству людей-личностей как главной ценности территории, т.е. в процесс, не ограниченный удовлетворением лишь материальных потребностей людей, а расширенный до масштабов формирования отношений гражданского общества.

В основе активизации современных действий по преобразованию пространства находятся знания людей о социальных, культурных, экономических и других фактах, используемые для осуществления хозяйственной деятельности. При этом новым моментом в их развитии является переход от разобщенных знаний индивидов к скоординированности знаний в масштабах социума. Академик Н.Н. Моисеев, имея в виду такого рода процессы трансформации знаний, писал о переходе знаний от индивидуального разума к Коллективному Разуму (Интеллекту), который обеспечивает единое видение происходящего [5, с. 86-90]. Скоординированные знания являются основой предвидения и реализации социально-экономических перспектив путем закрепления их в стратегиях развития территорий.

В то же время развивающиеся соединительные процессы постоянно остаются неустойчивыми в силу индивидуальной (личной и корпоративной) свободы их участников. При этом нарушение устойчивости отношений неизбежно усиливается, если отсутствуют необходимые институты (нормативно-правовые или морально-этические), закрепляющие нормы и правила согласованного поведения.

Хотя экономические преобразования, происходящие в мире и на локальных территориях, привлекают все большее внимание исследователей-обществоведов, однако проникновение в их сущность затрудняется, с одной стороны, незрелостью самих новых сторон в развитии территорий, что не позволяет в полной мере увидеть содержание причинно-следственных зависимостей, с другой стороны, несовершенством существующего исследовательского инструментария, а нередко и его полным отсутствием. В связи с этим перед исследователями стоит двуединая задача, заключающаяся в необходимости не только

проводить углубленное изучение новых явлений, в том числе соединительных процессов и соответствующих им институтов, но и создавать надежный инструментарий для познания и объяснения появляющихся новшеств.

Результатом таких исследований закономерно станет не только появление новых научных инструментов, но и создание новых направлений в экономической науке. Одним из них будет разработка (раскрытие) основ и механизмов взаимовыгодной согласованности (консенсуса) множества действий людей по поводу организации своей жизни, которое мы называем «интегративная экономика».

Интегративная экономика как результат взаимосвязи всех сторон социально-экономической жизни

Исторический опыт показывает, что государствами для перехода на новую ступень экономического и социального развития обычно применялась целенаправленная совокупность взаимосвязанных мер, включающих повышение образованности народа, усиление нравственных начал в экономической деятельности, развитие трудолюбия и уважения к производительному труду и другие.

В свое время экономист и химик Д.И. Менделеев (1834 — 1907), разбирая в работе «К познанию России» (1906) причины бедности страны, писал: «Никакие законы, самые наилиберальнейшие, ничего для страны не сделают, если надобность, примеры и рост сознательной разумности не внушат потребности и любви к труду». И далее он продолжал, что побеждать зло (бедность) «могут только истина и добро, образование и дружное согласие» [6, с. 495].

В методологическом отношении для принятия и осуществления процессов согласованного и долговременного развития следует опираться на принцип взаимосвязанности всего со всем. Его сущность вытекает

из того, что экономические отношения осуществляются не какими-то механическими орудиями, а живыми людьми со всеми их психологическими, нравственными и культурными свойствами, а также при ограниченности собственных ресурсов. Принимая решение, человек руководствуется всем своим образом жизни, привычками, склонностями, стремлением к выгоде, надеждой на удачу и т.д. В то же время его решения не являются изолированными от внешних обстоятельств, в том числе от нормативно-правовой базы, конъюнктуры рынка, особенностей поведения партнеров, противостояния интересов, полноты информации о товарах и услугах.

Сложные технологии, зависимость от поставщиков, маркетинговые приемы организации выпуска продукции делают зависимыми всех от всех. В этих условиях действовать разрозненно уже не только невозможно, но и губительно для общества. Ошибочные решения отдельных субъектов хозяйствования могут оказаться настолько дорогостоящими, что могут привести к разорению компании. Жизнь отдельного человека становится полностью зависимой от поведения местного и национального сообщества. В экономическом аспекте внешне она (жизнь) определяется законами рынка, но по существу регулируется единым целым, которым выступает технологически, индустриально и ментально объединенное сообщество. Каждый человек может утешать себя тем, что он самостоятельная и не зависимая ни от кого личность, — пусть думает так, ведь «блажен, кто верует».

Власть, общественные структуры, бизнес, наука и отдельный человек не просто связаны между собой, они обречены на взаимодействие, поскольку образуют общество как единый социально-экономический, культурно-этический и нравственноправовой организм. Каждая его отдельная

частичка может существовать, лишь обеспечивая существование другой. Роль таких частичек в жизни единого организма выявляется через их функциональную предназначенность, главной чертой которой является самосохранение организма на возможно длительное время, вплоть до бесконечности. Значит, функциональная установка для каждой частички—долговременное существование организма в целом. Именно она является субстанциальной: функция существует для сохранения организма, а не организм для функции.

Объединенность всех частей общественного организма может быть слабее или сильнее. Это зависит в первую очередь от уровня развития производительных сил (человека и используемых им средств производства), порождающих ту или иную степень технологической взаимозависимости действий людей. По мере усиления технологической зависимости люди вынуждены сотрудничать друг с другом не только по обмену законченной продукцией, но и по согласованию своих действий в связи с созданием частей товаров и услуг, необходимых для получения конечного, функционально пригодного продукта.

Такие перемены в технологическом и общественном развитии ведут к появлению нового содержания экономики. На смену атомистическим субъектам хозяйственной деятельности сначала приходят групповые (акционерные общества, товарищества, пулы, межотраслевые объединения), а затем наступает период возникновения нового явления — интегративной экономики. Переход к ней ведет к фазовому разрешению противоречия между возросшим экономическим могуществом общества и его низкой социальной ориентацией, не обеспечивающей воспроизводство людей-личностей. Интегративная экономика показывает, что дальнейший экономический рост ограничивается не ресурсными, а социальными факторами.

Под фазовым разрешением противоречий мы подразумеваем их разрешение в момент (фаза) перехода (фазового перехода) явления в другое состояние, характеризующееся другими свойствами. В этот период происходит распад старых структур и возникновение нового порядка.

Интегративная экономика представляет собой систему экономических и социокультурных отношений по поводу компромиссного социально ориентированного и скоординированного сочетания материальных и духовных предпочтений территориальных активностей (человеческих личностей, структур, институтов гражданского общества) в процессе создания и удовлетворения индивидуальных потребностей. Она объясняет причину экономического и социального роста не суммированием составляющих факторов, а коллективным осознанным взаимодействием образованных людей. Применительно к России интегративная экономика выступает основой возникновения нового типа цивилизации

— общества интеллектуально и нравственно развитых людей, где в экономике будут господствовать социально ориентированные и скоординированные действия [7, с. 95].

В научном плане объектом интегративной экономики является социально-экономическая деятельность людей, в равной мере руководствующихся экономическими предпочтениями и нравственно-культурными нормами.

Предметом изучения интегративной экономики выступают не отношения по поводу товаров и услуг, а предпочтения (интересы, желания) людей, членов сообщества (они же субъекты хозяйственной деятельности, они же производители и потребители), включающие различные психологические и социальные факторы при выборе объектов производства и потребления (использования). Люди выбирают не только товары и услуги. Они выбирают также

образ жизни, особенности устройства производства (например, экологического или загрязняющего) товаров и услуг, особенности устройства дворов, детских садиков (с точки зрения набора и качества услуг), особенности организации быта и отдыха. Осуществление выбора происходит на основе тех предпочтений, которые сформировались в семье, в школе, через общения с другими. Это приводит к образованию склонностей и привычек. А все вместе взятое есть результат социально-культурного развития общества, есть отражение знания и сознания, или совокупности духовных ценностей. Поэтому интегративная экономика свои преобразования в первую очередь связывает с изменениями в менталитете людей по поводу образа и стиля поведения и жизнедеятельности.

Интегративная экономика не ограничивается описанием процедур обеспечения равновесного состояния в хозяйственной деятельности, не устанавливает рамки для своего исследования категориями богатства, эксплуатации, нищеты. В сферу своего теоретического изучения она втягивает всю человеческую деятельность, включая проблемы экономического выбора, нравственно-этические и психологические нормы поведения людей, стремится осознать и описать экономическое понимание человеческого счастья и на его основе объяснять предпочтения и ожидания индивидов.

Большинство государств мира, особенно промышленно развитые страны, ко второй половине ХХ века стали понимать, что не только страна в целом, но и ее отдельные регионы не могут развиваться без включения механизмов государственной поддержки экономики. В этом аспекте относительно новым явлением стало повышенное внимание к социально-экономическим судьбам территорий. Оказалось, что полноценная жизнь должна существовать не только в столичных городах или про-

мышленно развитых районах, но и на всей территории государства, независимо от удаленности от столичных или индустриальных центров. Ценность человеческой жизни все больше осознавалась развитым обществом как ценность вообще, а не применительно к определенным пространствам. Люди, живущие вдали от «центров цивилизации», в такой же мере имеют право на достойную жизнь, как и в богатых городских поселениях. Такая перемена ценностей была связана, с одной стороны, с ростом производительности общественного труда, позволившим наиболее полно удовлетворять разнообразные потребности населения, а с другой стороны, с формированием базовых элементов гражданского общества.

Принципы скоординированного и социально ориентированного экономического развития

Скоординированное и социально ориентированное экономическое развитие, лежащее в основе интегративной экономики, базируется на ряде исходных принципов. Первым из них является принцип единства экономических и нравственнокультурных подходов, заключающийся в необходимости учета общественных ценностей, правил, норм, обычаев и менталитета населения при принятии экономических решений. Существование данного принципа определяется тем, что социальное поведение людей определяется не только экономическими, но и психофизическими мотивами, в основе которых лежит иерархия (пирамида) потребностей — от физиологических до самореализации личности. Поэтому в интегративной экономике нравственно-культурные отношения играют точно такую же роль, как и экономические.

Применение принципа единства экономических и нравственно-культурных подходов опирается не на принудительное исполнение требований социальной справедливости, не на замену мотива прибыли

на мотив совести, а на добровольные действия агентов, которые, соблюдая свои личные интересы, не нарушают границ интересов других членов общества. В сущности это есть реализация принципа Парето — эффективности, когда ни один из агентов не может повысить свое благосостояние, не понизив его хотя бы у одного человека. Естественно, что полноценное соблюдение нравственности в экономических отношениях возможно лишь в обществе интеллектуально развитых и толерантных людей с новыми цивилизационными ценностями. В нем культура, экономика, право, этика становятся такими же частями цивилизации, как сам человек с его внутренними и внешними ценностями. Интегративная экономика направлена на реальное возвеличение человека путем вывода его из состояния придатка экономических деяний и превращения самой экономики в средство развития личности.

Следует оговориться, что в условиях бедности и нищеты, в условиях крайне завышенного социального расслоения общества на богатых и бедных не следует ожидать полноценного соблюдения нравственных норм и правил. Только в обеспеченном обществе, при соблюдении ценности труда и важности оценки вознаграждений людей по их вкладу в общую пользу, возможно применение нравственно-этических ценностей наряду с рыночными принципами.

В целом на проблему соединения экономических, социальных и нравственных подходов ученые начали обращать внимание давно, можно сказать, с тех пор, как приступили к анализу содержания общества и человека. Об этом писали Аристотель в «Никомаховой этике» (4 в. до н.э.), Адам Смит в книге «Теория нравственных чувств» (1759), Иммануил Кант в работе «Основы метафизики нравственности» (1785), Иеремия Бентам во «Введении в основания нравственности и

законодательства» (1779), Иван Тихонович Посошков в «Книге о скудости и богатстве» (1724). В работе «Философия хозяйства» (1912) С.Н. Булгаков показывал, что хозяйствование является не одним из элементов жизни человека, существующим наряду с другими, а выступает в виде самой жизни людей, становится воспроизведением их, как части природы, с той лишь разницей, что в природе господствует слепой интеллект, а в человеческой деятельности этот интеллект проявляется как осознанное действо, приводящее к «очеловечиванию природы» [8, с. 41, 99, 110, 187]. Близкие этому подходу взгляды разделял немецкий историк О. Шпенглер в работе «Закат Европы» (1918 — 1922). Он писал, что «всякая экономическая жизнь есть выражение душевной жизни» [9, с. 501], что тот, кто преследует лишь экономические выгоды, не способен к полноценным действиям и неизменно окажется в чьей-то игре пешкой и будет обманут.

И все же это были в основном теоретические рассуждения. Реальную практическую направленность проблема соединения экономических, социальных и нравственных подходов получает лишь в условиях высокой материальной и интеллектуальной зрелости как общества в целом, так и большинства его граждан. Именно новый технологический и интеллектуальный шаг в развитии общества выдвигает на передний край проблему интегративной экономики.

Другим принципом скоординированного и социально ориентированного экономического развития является принцип кумулятивности и синергизма, отражающий такое совместное действие разнохарактерных факторов, которое ведет к возникновению самоорганизующихся систем, переходящих в свое новое состояние под влиянием усиления одних факторов и ослабления других.

Само понятие синергизма в интегративной экономике получает новое звучание. Оно начинает отражать не просто большую эффективность (совокупный эффект), возникающую в результате взаимодействия (слияния, сочетания) систем, а добровольное, взаимовыгодное и скоординированное сотрудничество всех со всеми, приносящее благополучие всем. Такой синергизм превращается в социально-институциональную систему и порождает новые элементы гражданского общества. Именно на такие стороны синергизма обращал внимание А. Маслоу, когда рассматривал его как культуру, в рамках которой то, что приносит пользу одному, то полезно всем, что полезно для индивида, то выгодно и обществу. Культуры с высоким уровнем синергизма, считал он, отличаются безопасностью, благожелательностью и высокой моралью. Культуры с низким уровнем синергизма небезопасны, конфликтны, для них характерна низкая мораль [10, с. 57-58].

Третьим принципом, на котором базируется скоординированное и социально ориентированное экономическое развитие, является принцип партнерских соглашений. Он определяет характер организационных связей между участниками социальноэкономических отношений в обществе. Ведущей их характеристикой выступают действия не в результате принуждения, т.е. как приказные связи, а как добровольные и взаимовыгодные экономические решения. Это значит, что партнерские соглашения складываются как связи, опосредованные пользой для каждого из договаривающихся субъектов.

Структурные элементы интегративной экономики

В методологическом отношении понимание структурных элементов интегративной экономики опирается на более широкое понимание основных структурных элементов общества, разрабатываемых

социологами и политологами. Один из родоначальников теорий социальной стратификации — общепризнанный социолог Питирим Сорокин выделял три таких элемента в качестве несущих конструкций. Он писал: «Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга:

1) личность как субъект взаимодействия;

2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами;

3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [11, с. 218].

Опираясь на указанные социологические структурные «аспекты», выделим для интегративной экономики три составных структурных элемента, которые лежат в основе обеспечения неантагонистических сочетаний предпочтений индивидуумов и общества и которые постепенно становятся характерными для современной экономики любой страны или отдельной территории.

Первый структурный элемент — это интеллектуально и культурно образованные люди. Из этого следует, что на данной территории должны развиваться наука и формироваться новые или осваиваться заимствованные технологии. Чтобы такое положение закреплялось и усиливалось на территории, интеллектуально образованные люди должны быть не просто людьми, знающими законы развития природы и общества, а одновременно быть культурными, толерантными индивидами, умеющими думать не только о своих интересах, но и об интересах сообщества. Другими словами, должны существовать устои гражданского общества.

Они же при умелом законодательстве обеспечивают установление партнерских отношений между всеми участниками социальных и экономических отношений на территории.

Вторым структурным элементом интегративной экономики является наличие секторареального производства. Это значит, что любое хозяйствующее сообщество должно собственными силами производить реальные продукты как для удовлетворения своих потребностей, так и для обмена их на другие виды материальных благ. Никакая территория в условиях рыночных отношений не выживет без развития материального сектора. Это только кажется, что кто-то где-то создаст необходимые продукты и привезет их местным жителям. Если все территории, надеясь на других, а теоретически мы можем это допустить, перестанут производить материальные блага, то неизбежно наступят времена интеллектуально образованных, но голодных сибаритов. Материальное производство было и навсегда останется основой физически-био-логического выживания людей.

Третьим структурным элементом интегративной экономики выступает прогрессивный сервисный сектор. При его отсутствии возникнет однобокое развитие экономики территории, так же как и при отсутствии реального сектора. В сервисный сектор включаются не только обслуживающие производства, т.е. связанные с обслуживанием производимой или привозимой продукции, но все отрасли, не относящиеся к материальному сектору. Транспорт и транспортные перевозки внутри территории и выходящие за ее пределы, туристическое обслуживание, работа энергетики и телекоммуникаций, юридическая служба, бухгалтерские консультации, образование и медицина, коммунальное хозяйство и сфера жилищных услуг — все это входит в сервисный сектор.

Интегративная экономика и другие экономические теории

Интегративная экономика тесно примыкает к понятию социоэкономики [12], но лишь в той части, которая касается роли доверия, этики и человеческого достоинства в бизнесе и обществе. Социоэкономика, как пишет В.А. Сухих, «это научное междисциплинарное направление (область научного знания), исследующее закономерности современной экономической жизни во времени и пространстве сквозь призму морально-этических требований (ограничений) и критериев социальной справедливости (курсив автора. — В.Б.)» [13, с. 22].

В то же время интегративная экономика не руководствуется морально-этическими требованиями (ограничениями) и принципами социальной справедливости. Она исходит из принципа социальной солидарности, когда свобода экономических действий понимается как социальная ответственность, т.е. не как требование, а как добровольное действие, а социально-экономические преобразования связываются с изменениями в менталитете людей. Базой для усиления доверия в интегративной экономике выступает не только развитие доверия, связанного с морально-этическими ценностями, но и создание материальных условий для его укрепления.

Интегративная экономика также не сводится к праксиологии, т.е. к учению об общей логике любого рационального действия. Крупнейший представитель праксиологической науки австрийский экономист Людвиг фон Мизес в работе «Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории» (1940) отмечал, что «экономическая теория стала частью...более универсальной науки — праксиологии», что ее предметом выступает «человеческая деятельность как таковая независимо от внешних, случайных и индивидуальных

обстоятельств конкретных действий. Ее знание чисто формально и всеобще безотносительно к материальному содержанию и индивидуальным характеристикам конкретного события. Она нацелена на знание, действительное для всех случаев, условия которых точно соответствуют ее допущениям и выводам. Ее утверждения и теоремы не выводятся из опыта. Так же как в логике и математике, они априорны» [14, с. 7, 33-34].

В отличие от праксиологии интегративная экономика имеет дело, во-первых, с полезностями (товарами и услугами), во-вторых, она включает в индивидуальные и общественные действия социальный и нравственно-этический аспекты. Праксиология рассматривает человеческую деятельность, а интегративная экономика

— мотивацию человеческой деятельности, обрамленную нравственно-этическими терзаниями.

Интегративную экономику не следует рассматривать в категориях нормативной экономической науки, т.е. как обоснований того, что должно быть, а не того, что есть на самом деле. Вместе с тем, интегративная экономика не опирается только на постулаты позитивной экономической науки. Теоретическая строгость утверждений либеральной теории не подкрепляется реальной экономической действительностью. Поэтому теория интегративной экономики не принимает все утверждения либеральной теории в качестве научно доказанных. Она строится не на требованиях морали, долга, справедливости, а учитывает их в качестве составных элементов рыночного развития, т.е. не подчиняет экономику морали, а объединяет то и другое в качестве равноправных движущих сил, разворачивающих свои действия в условиях реального (не вынужденного) добровольного обмена. Поэтому теория интегративной экономики базируется на положениях как нормативной, так и позитивной экономической науки.

Существенное место в интегративной экономике занимают положения поведенческой экономической теории, которая на основе объединения психологии и экономической теории исследует действия отдельных агентов в условиях их ограниченной познавательной способности. Один из ее создателей — лауреат Нобелевской премии (1978) Герберт Саймон утверждал, что в своем поведении люди руководствуются ограниченно рациональными принципами и опираются не только на экономические, но и психологические мотивы и что «к середине 50-х годов теория ограниченной рациональности превратилась в альтернативу классической всеобъемлющей рациональности» [15, с. 330]. Идеи Г. Саймона подрывали фундаментальные положения теории общего равновесия, а также постулаты максимизации и оптимизации прибыли и полезности, на которых эта теория основывается.

Известным представителем поведенческой экономической теории является Джордж Акерлоф, нобелевский лауреат (2001), изложивший свои идеи в совместной с Робертом Шиллером работе «БрйИш ЛтшаИв, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма» (2009). Их суть сводится к пониманию человека как существа, которое в экономической деятельности руководствуется иррациональным началом, т.е. к выдвижению на передний край субъективного фактора в экономическом поведении. «Чтобы понять экономику, — пишут они, — надо выяснить, как ею движет иррациональное начало» [16, с. 17]. Дж. Акерлоф считает, что такие нормы экономического поведения («неформальные институты»), как трудовая мораль, справедливость, самоотверженность, денежный фетишизм, стадность и др., крайне недостаточно учитываются экономической наукой.

Практические результаты развертывания интегративной экономики

Развертывание интегративной экономики обеспечивает получение реальных практических результатов. Во-первых, она объединяет экономическую свободу с социальной солидарностью населения территории, что должно привести к сокращению разрыва между бедностью и богатством. Но такое состояние общества возможно при соблюдении некоторых дополнительных условий. Прежде всего, свобода должна пониматься как добровольные действия индивидов при внутреннем понимании ими ответственности и необходимости учитывать интересы сограждан. Свободу не следует смешивать с вольностью, т.е. вседозволенностью, неподчинением нормам права, неуважением ценности человеческой личности, потому что свобода — это социальная ответственность граждан, всех перед всеми.

Во-вторых, интегративная экономика обеспечивает формирование эволюционного отбора поведенческих моделей субъектов, участвующих в развитии территории. Это очень важное последствие, поскольку оно закрепляет новые положительные формы социально-экономического поведения субъектов, в основе которых лежит стремление к сотрудничеству и созданию совокупно используемых благ.

В-третьих, интегративная экономика благодаря функционированию заложенных в ней морально-этических норм

обеспечивает рост доверия внутри сообщества. При этом, когда мы говорим о доверии внутри общества, то имеем в виду наличие всеобщего доверия всех ко всем. Это значит, что доверие должно быть не только между непосредственно договаривающимися сторонами (при заключении соглашений или договоров), но и опосредованно между всеми членами общества.

В-четвертых, интегративная экономика наделяет территориальное сообщество внутренним оптимизмом, поскольку возвеличивает собственные ресурсы территории, в том числе нравственные и интеллектуальные, в качестве важнейшей движущей силы.

В-пятых, интегративная экономика расширяет возможности человека в умножении как личного благополучия, так и общественного посредством его участия в разработке и осуществлении новых и приемлемых для территории мероприятий, в том числе стратегий развития.

Вывод

Всем своим содержанием интегративная экономика направлена на обеспечение эффективного будущего, ориентированного на развитие человеческой личности. В ней заложены основы высвобождения человека из серой повседневной деятельности, направленной на свое выживание, и перехода к процессу хозяйствования как духовного и нравственно-этического существования личности.

1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. — 3-е изд. стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — С. 216.

2 Пивоварова Л.В., Корженевская Т.Г., Гусев М.В. Роль науки и образования в формировании биологической грамотности // Вестник РАН. — 2006. — №1.

3 Панферов В.Н. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе. — М.: Изд-во «Прометей», 1990; Панферов В.Н. Интегративный подход к психологии человека // Психология человека: интегративный подход. — СПб., 2000; Панферов В.Н. К проблеме форм проявления психического // Интегративный подход в психологии. — СПб., 2003. [Электронный ресурс]. — ИКЬ: Ьйр://Ьегееп^р1гапГ. narod.ru.

4 Шендрик А.И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №4.

5 Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.

6 Менделеев Д.И. К познанию России // Менделеев Д.И. Сочинения. — Т. XXI. — Л.-М.: Издательство Академии наук СССР, 1952.

7 Бочко В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий (теория и методология). — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. — 316 с.

8 Булгаков С.Н. Философия хозяйства. — М.: Наука, 1990.

9 Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. — Т. 2 / пер. с нем. И.И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2003.

10 Маслоу А. Маслоу о менеджменте : пер. с англ. — СПб.: Питер, 2003.

11 Сорокин П.А. Структурная социология // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992.

12 Этциони А. Социоэкономика: дальнейшие шаги // Экономическая социология. — 2002. — Т. 3. — №1; Бородкин Ф.М. Социоэкономика. Ст. 1. Путь к господству над хозяйством // Общественные науки и современность. — 2006. — № 4; Анимица Е.Г., Сухих В.А. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект. — Пермь, 2007; Шабанова М.А. Социоэкономика: от парадигмы к новой науке // Общественные науки и современность. — 2006. — №1.

13 Сухих В.А. Социоэкономика региона: методология исследования, тенденции развития и механизмы регулирования / Перм. гос. ун-т. — Пермь, 2008.

14 Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории : пер. с 3-го испр. англ. изд. А.В. Куряева. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

15 Саймон Г. Рациональное принятие решений в бизнесе. Лекция памяти Альфреда Нобеля, прочитанная Гербертом Саймоном 8 декабря 1978 г. // Лауреаты Нобелевской премии по экономике: автобиографии, лекции, комментарии / под ред. члена-корреспондента РАН В.В. Окрепилова. — Т. 1. 1969 — 1982. — СПб.: Наука, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Акерлоф Дж., Шиллер Р. 8р1гИи8 Ашша^, или Как человеческая психология управляет экономикой и почему это важно для мирового капитализма / пер. с англ. Д. Прияткина; под науч. ред. А. Суворова; вступ. ст. С. Гуриева. — М.: ООО «Юнайтед Пресс», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.