Научная статья на тему 'Интегральный подход к человеку в традиционной индийской медицине - аюрведе: духовные и социальные аспекты'

Интегральный подход к человеку в традиционной индийской медицине - аюрведе: духовные и социальные аспекты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЮРВЕДА / ЗДОРОВЬЕ / ОБЩЕСТВО / РАСАЯНА / КОША / ПЕРВОЭЛЕМЕНТЫ / ДОША / ПРАКРИТИ / ПАНЧАКАРМА / ОЧИЩЕНИЕ / ТЕЛО / ДУША / УМ / СЧАСТЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Автандилян Евгений Андроникович

Статья посвящена анализу Аюрведы древнеиндийского традиционного учения об исцелении человека как целостной триады «Тело Душа Ум» с акцентом на духовной и социальной составляющей. Здоровье как отдельного человека, так и здоровье общества и нации, будучи категорией социальной, означает не только здоровье физического тела конкретного индивида или здоровье физических тел индивиуумов, членов данного общества, но и здоровье его (их) ума и души. Данный интегративный подход, апробированный в аюрведе на протяжении тысячелетий, обладает несомненной эвристической ценностью для понимания состояния современного человека и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральный подход к человеку в традиционной индийской медицине - аюрведе: духовные и социальные аспекты»

Интегральный подход к человеку в традиционной индийской медицине аюрведе: духовные и социальные аспекты

сч

09 £

Б

а

2 ©

Автандилян Евгений Андроникович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Статья посвящена анализу Аюрведы - древне-индийского традиционного учения об исцелении человека как целостной триады «Тело - Душа - Ум» с акцентом на духовной и социальной составляющей. Здоровье как отдельного человека, так и здоровье общества и нации, будучи категорией социальной, означает не только здоровье физического тела конкретного индивида или здоровье физических тел индивиуумов, членов данного общества, но и здоровье его (их) ума и души. Данный интегративный подход, апробированный в аюрведе на протяжении тысячелетий, обладает несомненной эвристической ценностью для понимания состояния современного человека и общества в целом.

Ключевые слова: аюрведа, здоровье, общество, расаяна, коша, первоэлементы, доша, пракрити, панчакарма, очищение, тело, душа, ум, счастье.

Здоровье - категория социальная. Здоровье человека означает не только здоровье физического тела, но и здоровье его ума и души. В современной западной медицине доминирует подход к человеку как к биологическому организму, соответственно основное лечение направлено на искоренение проблем, связанных с патологией тела (в психиатрии, - ума, понимаемого, в основном, как физический субстрат).

То же самое касается здоровья общества, здоровья нации. Общепринятая точка зрения состоит в том, что государству необходимо заниматься прежде всего здоровьем физических тел индивиуумов, членов данного общества. На это государством выделяются колоссальные материальные ресурсы, строятся клиники, открываются медицинские центры и т.д.

Однако мало кто задумывается над тем, что же все - таки мы лечим, в чем состоят причины нездоровья как населения в целом, так и отдельных людей. Для понимания данной проблемы чрезвычайно важно, во - первых, сместить акцент, с физической составляющей, распространив его также на здоровье ума и души. Во время пребывания ума или эмоций в состоянии негативности (гнев, раздражение, жадность и т.п.), отравляется «телесная химия», создается чрезмерно кислая среда, от которой страдают клетки, что приводит к заболеваниям, старению и увяданию [11].

Во - вторых, необходимо концептуально определить - что подвергается лечению, - корень болезни, или ее следствие. Западная медицина за последние несколько столетий, безусловно, достигла больших успехов, - это и огромное количество людей, вернувших себе здоровье, повышение общего уровня здоровья населения в развитых странах, увеличение продолжительности жизни и т.д.

Вместе с тем, необходимо признать, что аллопатическая медицина, за исключением разработанных профилактических процедур, лечит, в основном, следствия той или иной болезни, так и не сумев «добраться» до корней, или причин заболевания. Однозначно негативное влияние на современную западную медицину оказала ее тотальная коммерциализация и превращение здоровья в успешно продаваемый и всегда востребуемый на рынке товар.

На протяжении человеческой истории существовали оздоровительные системы, основанные на принципиально ином подходе, - отношении к человеческому организму как целостной, синер-гичной системе, в которой все процессы - умственные, душевные и физические, тесно взаимосвязаны, и все части этой системы влияют друг на друга.

Такой подход к человеку характерен для традиционной индийской медицины, - аюрведы, древнейшей системы оздоровления, насчитывающей уже несколько тысячелетий. Вполне вероятно, что

это одна из немногих, а, возможно, единственная система, сохранившаяся практически в неизменном и первозданном виде с древних времен до наших дней.

В аюрведе предполагается, что человеческое тело это не совокупность различных органов, которые западная медицина лечит по - отдельности, а единая система, баланс которой и обеспечивает здоровье. Причем духовному, душевному здоровью и здоровью ума (в «западном» понимании этих терминов) уделяется не меньшее значение, чем здоровью тела.

Согласно Упанишадам, сакральным текстам, входящим в ведический канон, и с точки зрения аюрведы, человеческое тело как целостная система имеет в своем составе целых пять «тел», или оболочек, которые называются «коша» (). Самая грубая - физическая оболочка (то, что мы, собственно, и называем телом), называется «Аннамайякоша», затем энергетическая оболочка - «Пранамай-якоша», оболочка эмоциональная - «Маномайякоша», интеллектуальная «Виджнянамайяко-ша», и самая тонкая - «Ананда-майякоша», или «тело блаженства» [5].

Достигая, время от времени, последней оболочки, человек ощущает блаженство или счастье, поскольку, согласно аюрведе, счастье есть человеческое право, данное «по рождению». Все, что для этого нужно, - поддерживать гармоничный баланс в этом «конгломерате человеческих тел». В более узкой «западной» интерпретации, данное деление на пять оболочек, можно свести к физическому, эмоциональному и умственному уровням. Поскольку, по аюрведе, в триаде «тело - эмоции - ум», последний играет ключевую роль, то важно поддерживать не только чистоту и гармонию тела, но, в первую очередь, равновесие и спокойствие ума.

В йогической литературе (Аюрведа неразрывно связана

с йогой как методологией духовного роста и саморазвития) это описывается следующим образом: в ответ на вопрос «каково происхождение многих болезней и как они могут быть излечены?», мудрец по имени Васиштха отвечает: Когда определенный манас(чувственный ум) находится в возбужденном состоянии, тогда тело следует за ним. А когда тело возбуждено, тогда все вещи воспринимаются в искаженном свете и прана (жизненная энергия) убегает как раненный зверь, корчась от боли. Из - за такого возбуждения прана вместо того, чтобы пронизывать равномерно все тело, начинает вибрировать с непостоянной скоростью. Поэтому нади (энергетические каналы) не будут находится в устойчивом состоянии, а начнут дрожать (как электрические провода). Пища, принимаемая таким возбужденным телом, трансформируется в неизлечимые болезни. Таким образом по причине болезни духа возникают болезни тела. Если эту причину разрушить на корню, тогда все болезни исчезнут [6].

В индийской философии и медицине духовному аспекту придается не меньшее, а возможно большее значение, нежели физическому, материальному. Так, например, всемирно известный учитель йоги, живший в Индии в ХХ в., Свами Шивананда полагал, что дух может привлечь любое количество энергии из Всемирного Источника энергии и силы. Если дух может произвести другое новое тело в следующем рождении, то почему он не может сделать это здесь, без разрушения тела, - путем обновления клеток, составляющих тело человека? Такова, по его словам, теория расаяны (омоложения). Она вполне корректна, практична, логична и основательна[9].

Исцеление человеческого организма не является единственной целью для врачей аюрведы. Не менее важным становится его омоложение (раса-яна), дающее возможность «перезапуска» скрытых, незадей-

ствованных до сих пор резервов. По свидетельству Роберта Свободы, автора книги «Прак-рити. Ваша аюрведическая конституция», продолжительность жизни можно увеличить двумя способами:

- снизить температуру тела (если бы температура снизилась хотя бы на 1,6 градуса, мы могли бы жить в среднем на тридцать лет дольше)

- уменьшить количество принимаемой пищи (витамины, минералы и физические упражнения могут помочь лишь косвенно, основное - это сокращение пищи до минимума) [8].

Однако, увеличение продолжительности жизни и омоложение не самоцель, так как все подчинено главной задаче -саморазвитию человека, изменению его образа жизни и сознания в сторону духовного роста.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АЮРВЕДЫ

Дословно аюрведа переводится как «знание о жизни» («аюс» - жизнь, «веда» - знание). В Индии подчеркивается сакральный, божественный источник происхождения Аюрведы - она была передана богом Аюрведы Дханвантари древним «риши», - индийским пророкам, провидцам и мудрецам. Риши открыли это знание людям для того, чтобы они могли насладиться здоровой и гармоничной жизнью.

Таким образом, базовой посылкой в аюрведическом знании является утверждение об изначальной предрасположенности человека к счастью и гармонии, которое дает здоровье, понимаемое в аюрведе не только в физическом, но в духовном плане, в первую очередь. Весь вопрос в выборе, и этот выбор человек должен сделать уже самостоятельно, - реализовать имеющуюся потенциальность, или нет. Отсюда вытекает такая важнейшая социальная составляющая аюрведы как образ жизни, которой придается особое значение.

О £

ю

5

оо 2

сч со £

а

2 о

Немаловажным является другой аспект слова «аю» , означающий насанскрите нетолько жизнь, но также «естество». В этом контексте, аюрведа является наукой о естественной жизни человека, предполагая, что человек, как часть вселенной должен жить согласно ее естественным законам, в гармонии с законами природы. Живя в соответствии с Дхармой -вселенским законом, человек не нуждается в наказании за проступки, или поощрении за добрые дела, - все происходит само собой в соответствии с естественным законом бытия. Такая трактовка аналогична даосскому учению в древнем Китае: все, что должен делать человек - это следовать Дао и жить в гармонии с Дао, тогда все вещи происходят сами собой.

Аюрведу называют матерью искусства врачевания. Слово «искусство» используется не случайно, поскольку аюрведи-ческий подход предполагает неформальный контакт доктора с пациентом («даршан»), в котором, помимо глубоких знаний предмета, задействуется интуиция врача для более точного определения диагноза и выбора программы лечения. Термин «Мать» также имеет под собой серьезную основу, поскольку аюрведа является одной из самых ранних систем оздоровления, существовавших на земле и способствовавших появлению других систем:

• Самые ранние тексты по Аюрведе восходят еще к ведическому периоду. Наиболее авторитетными древними текстами ведического периода по аюрведе являются «Сушрута Самхита» и «Чарака Самхита».

• Базовые принципы лечения, на которых основывается аюрведа, изложены в сакральных текстах индуизма - Ведах, в одной из четырех Вед - Атхар-ваведе.

• Влияние аюрведы распространилось на многие древние системы целительства, включая Тибетскую, Китайскую и Греческую медицину.

В аюрведе существует восемь основных разделов, которые охватывают многие области современного медицинского знания, разработанные еще задолго до возникновения медицины на западе:

1. Общая медицина (КауасЫкПэа)

2. Педиатрия (Ва1асЫкПэа )

3. Психиатрия ^гаИасЫкПэа)

4. Ухо, горло, нос, болезни глаз и головы (ЭИа1акуа Тап1га)

5. Общая хирургия (ЭИа1уа Тап^а)

6. Токсикология (АдаЬа Тап^а)

7. Питание, детоксикация и омоложение (Яаэауапа Тап^а)

8. Плодоношение и рост плода (Уа]еекагапа)

Поэтому аюрведу еще называют «Аштанга веда» -дословно «восьмисоставное знание».

Помимо этих восьми основных разделов, существует большое количество самых разных специализаций по различным видам заболеваний. О каждой болезни в аюрведе содержится следующая информация, также свидетельствующие о целостном подходе к человеческому организму и его проблемам:

• Определение и описание

• Происхождение (этиология)

• Клинические симптомы

• Прогнозирование ифизи-ология

• Принципы лечения

• Медикаментозные препараты

• Диета

• Рекомендации по образу жизни

СОЦИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ РОЛЬ АЮРВЕДЫ В ИНДИИ

В Индии в настоящее время существует огромное количество как частных, так и государственных клиник и центров аюрведы. Помимо этого, во многих вузах открыты факультеты, отделения и кафедры аюрведы, по аюрведическим темам защищаются диссертации и присваиваются ученые степени. Курс Аюрведы преподается во всех медицинских вузах Индии, при

этом минимальным последипломный курс обучения для врачей составляет 1500 часов.

Для улучшения качества и повышения эффективности лечения в современных индийских клиниках сочетаются какаллопатические, так и аюрведичес-кие методы лечения и реабилитации. В Индии реализовано самое прогрессивное решение, по сравнению с другими странами, в области законодательного регулирования аюрведы. В 1995 году в Министерстве здравоохранения и благополучия семьи Индии был создан Департамент аюрведы, йоги, юна-ни, сиддхи и гомеопатии (AYUSH). ВОЗ оказала поддержку деятельности Департамента в стандартизации и контроле качества методов, в разработке принципов надлежащей практики производства для аюрведической медицины. В 2014 г. Департамент преобразован в Министерство AYUSh, что будет способствовать повышению интенсивности развития всех традиционных систем, в том числе и Аюрведы [13].

Многие аюрведические клиники построены на пожертвования и имеют не коммерческий, а благотворительный характер. Например, самая крупная аюр-ведическая клиника в северной Индии - «Bhole Baba Aurvedic Hospital», которая находится недалеко от города Раникхет (штат Уттаранчал) в Гималаях на высоте 1800 м. над уровнем моря, способна принимать до 80 пациентов и проводить до 120 терапевтических процедур в день. Туда едут люди со всего света - из Европы, США, России и т.д. Однако все заработанные средства отдаются аллопатическому госпиталю, находящемуся рядом, для бесплатного лечения малообеспеченных городских жителей и крестьян со всей округи.

Также эта аюрведическая клиника несколько раз в год проводит бесплатные аюрведические «лагеря» («camps») для местного малообеспеченного населения, принимая на протяжении недели около 500 (!) че-

ловек в день, - бесплатные консультации, терапевтические процедуры, лекарства и т.д. Подобного рода традиции служения людям без получения коммерческой выгоды всегда были сильны в Индии. Это связано не только с общечеловеческими принципами гуманизма, толерантности и самоотдачи, но имеет в основе индуистское учение о карма - йоге как одном из способов самосовершенствования и саморазвития, доступного для каждого отдельного человека, вне зависимости от его происхождения, социального статуса, уровня благосостояния и т.п.

Этому методу следуют также и аюрведические врачи, которых изначально обучают воспринимать пациентов, пришедших к доктору не как объект для применения собственных знаний в области медицины, и тем более не как источник материальной выгоды (что сейчас доминирует на западе), но как своих близких друзей, обратившихся за помощью, которые нуждаются не только в профессиональной и квалифицированной поддержке, но, в первую очередь, в сердечной заботе.

Суть метода карма - йоги проста: чтобы достигнуть духовных высот не нужно уединяться для медитации в Гималайских пещерах, выполнять специальные упражнения и т.д. Необходимо продолжать делать все то, что человек уже делал до сих пор в своей обычной жизни, то есть выполнять свои обязанности. Но внутренний акцент этой деятельности каждого индивида, практикующего карма - йогу, должен быть бескомпромиссно смещен в сторону отказа от попытки присвоения результатов своего труда или даже ожидания за него награды. Все что делает человек в этом случае, он делает не для себя, а для Бога, или для высшего начала, полностью отказываясь от ощущения «я» и «мое».

Подобная бескорыстная деятельность характерна и для российской духовной тради-

ции, практикуемой, например, в православных монастырях. В Индии такого рода методология духовного роста через самоотверженное социальное служение другим людям существует не только у монашества, но и, в том числе, в обычной, «гражданской» среде, включая докторов аюрведы.

Другая составляющая карма - йоги, помимо бескорыстия, - стремление к достижению идеала в работе, «перфекцио-низм», или, как говорится в древних йогических текстах: «выполняй свое дело совершенно, и оно приведет тебя к Богу». Все, что делается не для себя, а для высшего начала, априори может быть сделано только наилучшим образом. В этом контексте Аюрведа и йога всегда были неразрывно взаимосвязаны.

ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ АЮРВЕДЫ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА

По свидетельству А. Х. Кари-льо-Аркас - президента Аюрве-дической российско-индийской ассоциации, Аюрведа практикуется в России уже более 25 лет. При этом есть положительная динамика и растущий спрос проведения аюрведичес-кого лечения дипломированными врачами-аюрведами. Наблюдается большой рост интереса населения к аюрведичес-ким методам лечения. Количество обратившихся в 1995 году составляло 2000 человек, в настоящее время выросло до нескольких десятков тысяч, примерный рост в год около 100%, что является, безусловно, большим показателем. На лечение и оздоровление в Индию, только в штат Керала, ежегодно ездит около 10000 россиян.

Выявлены закономерности применения классических аюр-ведических препаратов:

■ Они хорошо переносятся российскими пациентами и эффективны в лечении;

■ Не содержат искусственных химических препаратов - только растительные и натуральные;

■ Не вызывают привыкания;

■ Хорошо сочетаются друг с другом и с другими лекарственными препаратами;

■ Обладают мощным и выраженным эффектом при регулярном и длительном приеме;

■ Воздействуют на причину болезни, а не только на ее внешние проявления

■ Не имеют никаких побочных действий, кроме случаев индивидуальной непереносимости.

При этом в России не хватает аюрведическихлекарственных средств.

Российские врачи все чаще используют в своей лечебной практике некоторые аюрведи-ческие профилактические, терапевтические, реабилитационные методы и лекарственные средства, а также направляют своих пациентов в квалифицированные аюрведические центры для повышения эффективности лечения пациентов, что свидетельствует о возросшем доверии со стороны классической «западной» медицины в отношении Аюрведы.

Динамикаучебного процесса также говорит об увеличении интереса к аюрведе:

- Получили сертификаты после обучения квалифицированными аюрведическими экспертами:

По приказу Минздрава РФ 1990 г. - 200 врачей, 2005 г. -40 врачей.

Медицинский центр НААМИ: 1996 г. - 40 врачей.

Московский институт медико-социальной реабилитоло-гии: 1996 г. - 90 врачей, 2001 г.

- 18 студентов мед факультета.

Аюрведическая российско-индийская ассоциация: 2013 г.

- 19 врачей, 2014 г. - 10 врачей.

Российский университет дружбы народов, факультет последипломного образования - несколько десятков слушателей.

Институт восточной медицины РУДН в период с сентября 2014 - 10 врачей, 184 слушателя с высшим образованием [13].

В западном мире, также, как и в России, существует систе-

О £

ю

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о 2

сч со £

б

а

2 о

ма дополнительного образования, поэтому самостоятельная медицинская система Аюрведа становится дополнительной.

В странах Европейского союза на сегодняшний день ситуация следующая:

Венгрия узаконила Аюрведу и ведет обучение специалистов совместно с индийскими экспертами.

В Англии законодательная позиция отличается от российской, - то, что не запрещено законом, может применяться, поэтому даже если аюрведическая деятельность и не пользуется государственными гарантиями, её практика, обучение и использование лекарственных средств регулируются профессиональными аюрведическими ассоциациями.

В Австрии, Германии и Чехии проводится работа по легализации Аюрведы как альтернативной самостоятельной системы [13].

В США Национальный центр комплементарного и интегра-тивного здравоохранения ^СС1Н) проводит исследования безопасности аюрведичес-ких методов и лекарственных средств. Практика не лицензируется, тем не менее, по данным N^1^ в 2007 г. аюрведичес-кое лечение прошли 200 000 американцев [14].

В Азии опыт Шри Ланки, Пакистана и Бангладеш, показывает, что Аюрведа вполне может существовать самостоятельно, в тесном сотрудничестве с аллопатией и другими медицинскими системами, не конфликтуя с ними.

В России в 2014 г. при Комитете Государственной Думы по охране здоровья создан Совет по вопросам традиционной/комплементарной медицины, в который входят эксперты по китайской, тибетской и аюр-ведической медицине. Совет готовит дополнение в Федеральный закон № 323-ф3 статей о традиционной комплементарной медицине,о введении новых специальностей, в том числе аюрведической, и о регулировании регистрации

лекарственных средств данных направлений [13].

До недавнего времени Аюрведа считалась на Западе эзотерической наукой. Однако, по мнению известного авторитета в области Аюрведы доктора Ва-сант Лада, это простая, практическая наука о жизни, она содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни каждого человека [1].

ВЫВОДЫ

В заключение, несколько выводов об аюрведическом взгляде на здоровье человека:

- Для сохранения здоровья необходимо поддерживать баланс «тело - эмоции - ум».

- Для этого существуют проверенные тысячелетиями рецепты: ум успокаивается благодаря специальным упражнениям (молитвы, мантры, медитации, божественные песнопения и работа на благо других людей); душа питается позитивными эмоциями через служение близким, обществу, родине (т.е. через бескорыстную социальную деятельность); тело очищается благодаря правильному питанию и образу жизни, ежедневным упражнениям (йога) и специально проходимым курсам глубокой очистки раз в год (панчакарма).

- Человекобречен быть здоровым и счастливым, если придерживается всех этих принципов в ежедневной жизни.

- Здоровье отдельного человека, как в физическом,так и в эмоциональном и духовном плане, делает возможным здоровье всего общества.

Сегодня быстрый рост популярности аюрведических методов лечения становится все более очевидным - открывается все большее количество аюрве-дических центров за пределами Индии, в том числе в России. Для этого существует немало причин, например, ограничения традиционной западной медицины - лечение во многих случаях последствий, а не причин заболевания, а также негативные побочные эффекты,

связанные с применением обычных лекарственных препаратов. В отличие от них, аюрве-дические препараты не вызывают привыкания, безопасны и безвредны, не имеют побочных эффектов, поскольку являются состоят только из натуральных экстрактов трав, минералов и других природных компонентов.

Древние аюрведические методы, рецепты и препараты не только не устаревают, напротив - они доказали свою эффективность на протяжении тысячелетий. Практикуемый в Аюрведе интегральный подход к человеку как части космоса, включающий как материальные, так и духовные компоненты, прошел проверку временем и, без преувеличения, может стать спасением для будущего всего человечества.

Литература

1. Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления. Спб. 1992

2. Васант Лад. Давид Фроу-ли. Травы и специи. М. 1998

3. Винод Верма. Аюрведа. Наука о жизни. М. 2000

4. Давид Фроули. Аюрведическая терапия. М. 1998

5. Древнеиндийская философия. Начальный период. М. 1963

6. Йога Васиштха. М. 2012

7. Мелани Саш. Аюрведические секреты красоты. М. 2000

8. Роберт Свобода. Пракри-ти. Ваша аюрведическая конституция. М.1998

9. Свами Шивананда. Концентрация и медитация. София. 2000

10. Свами Шивананда. Йога-терапия. «София». 2000

11. Хариш Джохари. Дхан-вантари. Жизнь по законам аюрведы. София. 2000

12. Aurvedic wisdom and practical advice. Dr. R. Sreelatha B.AM., dr. Polly Mathew. Somatheeram. 2015

Integral approach to the person in

traditional indian medicine,

ayurveda (spiritual and social

aspect) Avtandilian E.A.

Lomonosov Moscow State University

The article is devoted to the analysis of Ayurveda - the ancient Indian traditional teachings about healing the person as a holistic triad of «Body - Soul - Mind» with an emphasis on spiritual and social aspects. The health of both the individual and health of society and the nation as a social category, meant not only the health of the physical body of an individual person or health of physical bodies of indiviual, members of a given society, but also the health of his (their) mind and soul. This integrative approach tested in Ayurveda for thousands of years,

has undeniable heuristic value for understanding the state of modern man and society as a whole. Key words: ayurveda, health, society, rasayana, cosha, first elements, dosha, pracriti, panchakarma, purification, body, soul, mind, happiness. References

1. Vasant of Ladas. Ayurveda. Self-

healing science. SPb. 1992

2. Vasant of Ladas. David Frouli. Herbs

and spices. M of 1998

3. Vinod Verma Ayurveda. Science about

life. M of 2000

4. David Frouli. Ayurvedic therapy. M of

1998

5. Old Indian philosophy. Initial stage.

M of 1963

6. Yogi Vasishtkh. M of 2012

7. Melanie Sash. Ayurvedic secrets of

beauty. M of 2000

8. Robert Svoboda Prakriti. Your Ayurvedic constitution. M.1998

9. Svami Shivananda Concentration and

meditation. Sofia 2000

10. Svami Shivananda Yoga-therapy. Sofia 2000

11. Harish Dzhokhari. Dkhanvantari. Life under laws of Ayurveda Sofia. 2000

12. Aurvedic wisdom and practical advice. Dr. R. Sreelatha B.AM., dr. Polly Mathew. Somatheeram. 2015

О À

S

oo 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.