Научная статья на тему 'Интегральный анализ рентабельности производства инновационной компании'

Интегральный анализ рентабельности производства инновационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД / INTEGRAL METHOD / ОТКЛОНЕНИЕ / DEVIATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРИРОСТ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ / ADDITIONAL INCREASE IN PERFORMANCE INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Евгений Александрович, Нечаев Владимир Борисович

Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности рассчитывают показатели рентабельности. Авторами представлен альтернативный подход к интегральной оценке влияния факторов на рентабельность производства. Он направлен на получение результативного показателя, исключающего погрешность, и поэтому наиболее актуален для практического применения в современных условиях рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ANALYSIS OF INNOVATIVE COMPANY PRODUCTION EFFICIENCY

Performance indices are calculated to characterize the efficiency of the whole enterprise and the profitability of various fields of enterprise activities. The authors present an alternative approach to the integrated evaluation of the factor effect on enterprise profitability. The approach is aimed at obtaining a performance index eliminating error, and therefore, it is the most relevant for the practical application in today''s market conditions.

Текст научной работы на тему «Интегральный анализ рентабельности производства инновационной компании»

ния комплексной безопасности в общую систему управления бизнесом может значительно понизить риски, связанные с дебиторской задолженностью,

увеличить финансовую устойчивость компании и поднять ее имидж в предпринимательской среде.

Статья поступила 22.09.2014 г.

Библиографический список

1. Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью. М.: Астрель, 2006. 256 с.

2. Джонджуа М. Возврат долгов: технология и психология кредитного менеджмента. М.: Добрая книга, 2006. 208 с.

3. Дудин А.С. Дебиторская задолженность. Методы возврата, которые работают. СПб.: Питер, 2012. 192 с.

4. Захаров О.Ю. Практическая секьюритология: руководство по безопасности бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 316 с.

5. Кувшинов Н.Н. Методы борьбы с дебиторской задолженностью // Управление сбытом. 2007. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-xecutive.ru/blog/tehnolog/85.php (18.08.2014).

6. Лисицын В.В. Медиация в России: попытка № 4 // Третейский суд. 2010. № 2. С. 52-55.

7. Попов А.И. Ранжирование клиентов по степени риска // Антикризисное и внешнее управление. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://fd.ru/articles/37794-kak-sprognozirovat-bankrotstvo-debitora (16.09.2014).

8. Пушкин А.В., Кузнецова О.С. Стратегии взыскания долгов. Управление задолженностью. М.: Эксмо, 2013. 240 с.

9. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения: практическое руководство по управлению дебиторской задолженностью. М.: Волтерс Клувер, 2011. 528 с.

10. Стерхов А.П. Использование маркетинговых технологий для обеспечения безопасности инновационного бизнеса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 7 (78). С. 206-214.

11. Стерхов А.П. Создание и управление комплексной системой безопасности бизнеса // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014, № 8 (91). С. 199-207.

12. Тарташев В.А. Как заработать на чужих долгах: секреты коллекторского бизнеса. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 253 с.

13. Тихомирова Л.В. Уступка требования и перевод долга. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. М.: Издание Тихомирова, 2010. 80 с.

14. Шумович А.В. 100 шагов по сбору долгов: практическое руководство по работе с должниками. М.: Альпина Пабли-шерз, 2009. 178 с.

УДК 338.24

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ИННОВАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

1 9

© Е.А. Филатов1, В.Б. Нечаев2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности рассчитывают показатели рентабельности. Авторами представлен альтернативный подход к интегральной оценке влияния факторов на рентабельность производства. Он направлен на получение результативного показателя, исключающего погрешность, и поэтому наиболее актуален для практического применения в современных условиях рыночных отношений. Табл. 4. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: факторный анализ; интегральный метод; отклонение; дополнительный прирост результативного показателя.

INTEGRATED ANALYSIS OF INNOVATIVE COMPANY PRODUCTION EFFICIENCY E.A. Filatov, V.B. Nechaev

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Performance indices are calculated to characterize the efficiency of the whole enterprise and the profitability of various fields of enterprise activities. The authors present an alternative approach to the integrated evaluation of the factor effect on enterprise profitability. The approach is aimed at obtaining a performance index eliminating error, and therefore, it is the most relevant for the practical application in today's market conditions. 4 tables. 10 sources.

Key words: factor analysis; integral method; deviation; additional increase in performance index.

1Филатов Евгений Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89646501588, e-mail: [email protected]

Filatov Evgeny, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89646501588, e-mail: [email protected]

2Нечаев Владимир Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89027612858, e-mail: [email protected]

Nechaev Vladimir, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Management of Industrial enterprises, tel.: 89027612858, e-mail: [email protected]

Интегральный метод (прием дифференциально-интегральных исчислений) позволяет достичь полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер (разлагается дополнительный прирост результативного показателя в связи с взаимодействием факторов поровну между ними, независимо от их расположения в модели), т.е. данный способ применяется для измерения влияния факторов в мультипликативных, кратных и смешанных моделях кратно-аддитивного типа.

При использовании интегрального метода действия количественных и качественных факторов прежде считались равноценными, чем и объясняются отклонения в результатах расчетов, выполненных различными способами. Традиционный интегральный метод для мультипликативных моделей применим только к двум и к трем факторам, входящим в функциональную модель [1-10]. Авторское же решение можно использовать по отношению к любому количеству факторов.

Основная задача авторского интегрального метода факторного анализа, так же, как и известных, -выявить факторы, определяющие объем отраслевого предложения, т.е. суммарное изменение объема продукции со стороны основных факторов, его составляющих. Основная его цель - получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину изменения объема продукции.

Рационально организованный информационный поток, систематизированные и обработанные данные служат основой для построения моделей в соответствии с задачами анализа.

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители. С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем и факторами. Для формализации интегрального метода выбрана мультипликативная зависимость - это такая зависимость, в которой все факторы перемножаются между собой.

Правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена при анализе взаимосвязи показателей между собой. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (производственной, административно-хозяйственной, финансовой) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности.

Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние предприятия, выступает показатель рентабельности производства продукции. Рентабельность производства (Яр) - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме за-

трат на производство. При этом исходная формула для проведения факторного анализа будет иметь следующий вид:

ПУ (!К\1р1((РР*К()\1 ((Р*К1)) -

^и (1К) ( №) ) ((рр*К1)} (1)

-Р1*Р2* Р3*Р4= Щ=Л,

где - рентабельность производства инновационных продуктов;

V, - выручка нетто от продажи инновационных продуктов: выручка от продажи инновационных продуктов, которую получает предприятие за вычетом налогов, исчисляемых из нее (НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

ББ, - себестоимость продаж инновационных продуктов;

1К - средняя величина инновационного капитала: предстартовые затраты и другие единовременные затраты, связанные с проектированием инновационных продуктов;

РР - прибыль от продаж, общая по компании;

Р - чистая прибыль, общая по компании;

К, - коэффициент инновационности продаж: отношение выручки нетто от продажи инновационных продуктов (V) к общей выручке нетто по предприятию (V);

(1К/ББ,) (Р1) - отношение инновационного капитала (К) к величине себестоимости продаж инновационных продуктов (ББ,);

(V,/ 1К) (Р^) - коэффициент отдачи инновационного капитала;

((РР*К) / V) р3) - рентабельность продаж по инновационным продуктам;

((Р*К) / (РР*К)) (Р4) - коэффициент соотношения между чистой прибылью и прибылью от продаж по инновационным продуктам.

Исходные данные для проведения интегрального факторного анализа представлены в табл. 1.

При этом:

* 0 - прошлый (базисный) период (год), взятый за базу сравнения; ** I - отчетный (текущий) период (год); *** Д - изменение за период, рассчитывается как разница между фактом и планом (I - 0).

Совокупное отклонение по результатирующему показателю (АРр) определяется по формуле

^Р - £ №р(Рп)

- ARp(F1) + ARp(F2) + ARp(F3) + &Яр(Р4),

(2)

где расчет влияния факторов на изменение результативного показателя представлен в формулах (3.1) -(3.4):

ДКр (Р1) = ( (Др1 / П) * (Р01) ) + г; (3.1)

ДКр (Р2) = ( (Др2 / П) * (Р02) ) + г; (3.2)

ДКр (Рэ) = ( (ДРэ / П) * (Р0э) ) + г; (3.3)

ДКр (Р4) = ( (ДР4 / П) * (Р04) ) + г. (3.4)

п=1

Дополнительный прирост результативного показателя в связи с взаимодействием факторов поровну между ними (2) представлен в формуле (4).

При использовании интегрального метода дополнительный прирост результативного показателя («неразложимый остаток» - 2), образовавшийся в результате взаимодействия факторов, распределяется между ними поровну:

г = ДКр - I ((ЛРп / п) * (РОп)) / п, (4)

где 2 - дополнительный прирост результативного показателя в связи с взаимодействием факторов поровну между ними;

РОп - основная часть формулы авторского интегрального метода;

АРП - отклонение по определенному фактору;

п - количество факторов, участвующих в анализе.

РОп - основная часть формулы авторского интегрального метода - рассчитывается по формулам (5.1) -(5.4):

РО1 = 2 * ( (Р2(0)*Р3(1)*Р4(0)) + (Р2(1)*Р3(0)*Р4(1)) )! (5-1)

РО2 = 2 * ( (Р1(0)*Р3(1)*Р4(0)) + (Р1(1)*Р3(0)*Р4(1)) )! (5-2)

рО3 = 2 * ( (Р1(0)*Р2(1)*Р4(0)) + (Р1(1)*Р2(0)*Р4(1)) )! (5-3)

РО4 = 2 * ( (Р1(0)*Р2(1)*Р3(0)) + (Р1(!)*Р2(0)*Р3(!)) ). (5.4)

Апробацию представленного выше авторского метода факторного интегрального анализа представим в табл. 3 и 4.

Для формирования основной части формулы (РОп) необходимо воспользоваться принципом выбора факторов, раскрытых в табл. 2.

При этом т - количество показателей в основной части формулы (табл. 2); т определяется по формуле

т = п * (2*(п - 1)). (6)

При 4 факторах в модели (п = 4), т будет составлять 24 (т = 4 * (2*3) = 4 * 6).

При: п = 5, т = 40; п = 10, т = 180; п = 20, т = 760 и т.д.

Таблица 1

Исходные данные для проведения факторного анализа_

№ п/п Показатели Номер фактора План (0) Факт (!) Отклонение (Д)

1 V - выручка нетто общая, тыс. руб. 1500000 2000000 +500000

2 V - выручка нетто от продажи инновационных продуктов, тыс. руб. 1000000 1350000 +350000

3 ЭЭ,- - себестоимость продаж инновационных продуктов, тыс. руб. 750000 1050000 +300000

4 К, - коэффициент инновационности продаж (2/1) 0,667 0,675 +0,008

5 РР - прибыль от продаж, тыс. руб. 380000 480000 +100000

6 Р - чистая прибыль, тыс. руб. 208021 350000 +141979

7 1К- инновационный капитал, тыс. руб. 480000 500000 +20000

8 Яр - рентабельность производства инновационных продуктов (6*4)/3 = (9 * 10 * 11 * 12) 0,185 0,225 +0,04

9 Отношение инновационного капитала к величине себестоимости продаж инновационных продуктов (7/3) Ъ 0,6400000 0,4761905 -0,1638095

10 Коэффициент отдачи инновационного капитала (2/7) Рг 2,0833333 2,7000000 0,6166667

11 Рентабельность продаж по инновационным продуктам (5*4)/2 0,2534600 0,2400000 -0,0134600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Коэффициент соотношения между чистой прибылью и прибылью от продаж по инновационным продуктам (6*4)/(5*4) 0,5474237 0,7291667 0,1817430

Таблица 2

Выбор факторов для основной части формулы (РО„) по авторскому интегральному методу

При влиянии Сумма сомножителей

номера фак- 1-ый сомножитель 2-ой сомножитель

тора 0 I 0 I 0 I

1 2 3 4 2 3 4

2 1 3 4 1 3 4

3 1 2 4 1 2 4

4 1 2 3 1 2 3

Таблица 3

Составные части формулы по авторскому интегральному методу_

Номер- Части формулы

формулы ДРП / П Основная часть формулы (Р0П) г

1 = ^/4)* 2 * ( ^2(0)*^Ш*^(0)) + ) Z

2 ARp ^2) = ^2/4)* 2 * ( ^1(0)*^)* ^(0^ + ^(О*^)*^^ ) Z

3 ^3) = ^3/4)* 2 * ( ^ш^пГ^га^ + ^кп*^)*^^ ) Z

4 ARp ^4) = ^/4)* 2 * ( (^(0)*^(!)* ^ + ^о)*^)*^^ ) Z

Таблица 4

Результат по авторскому интегральному методу_

Номер фактора Части формулы

ДРП / П Основная часть формулы (Р0П) г Итоговый Результат

1 ARp ^1) = -0,0409524 -0,0632887 0,0000065 -0,0632822

2 ARp = 0,1541667 0,0530615 0,0000065 0,0530680

3 ARp ^3) = -0,0033650 -0,0112346 0,0000065 -0,0112281

4 ARp = 0,0454357 0,0614359 0,0000065 0,0614424

Всего (ДРп / П)*Р0п 0,0000260 0,0400000

0,0399740

Факторный анализ позволяет получить количественную оценку влияния отклонений факторов на отклонение значения исследуемого показателя. Как видно из итогового результата таблиц 1 и 4, цель авторского метода достигнута: определение влияния факторов раскрыто без отклонений.

Достоинствами интегрального метода следует признать полное разложение факторов и отсутствие необходимости устанавливать очередность действия факторов, а недостатком - резкое увеличение сложности расчетов при увеличении количества факторов-сомножителей, используемых в исходной модели для факторного анализа.

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия. Результаты анализа рентабельности производства нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам.

Авторский интегральный метод применим при расчете влияния любого количества факторов, используемых в исходной модели для анализа.

Статья поступила 24.09.2014 г.

Библиографический список

1. Экономический анализ / под ред. О.Н. Соколовой. М.: ИНФРА-М, 2011. 320 с.

2. Экономический анализ / под. ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 527 с.

3. Экономический анализ: учебник для вузов / под ред. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд. доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 615 с.

4. Войтоловский Н.В. и др. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности

организации. М.: ИД Юрайт, 2011. 507 с.

5. Ионова Ю.Г. и др. Экономический анализ. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. 426 с.

6. Ендовицкий Д.А., Исаенко А.Н., Лубков В.А. и др. Экономический анализ активов организации. М.: Эксмо, 2009. 608 с.

7. Экономический анализ деятельности предприятий и объединений / под ред. С.Б. Барнгольц и Г.М. Тация. 2-е изд.

М.: Финансы и статистика, 1981. 488 с.

8. Экономический анализ в торговле: учебное пособие / под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2004. 220 с.

9. Экономический анализ: Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под. ред. проф. Н.В. Войтоловского, проф. А.П. Калининой,

проф. И.И. Мазуровской. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2006. 513 с.

10. Экономический анализ: ситуации, тесты, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: учеб. пособие / под ред. М.И. Баканова, А.Д. Шеремета. М.: Финансы и статистика, 2000. 656 с.

УДК 371.3

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© О.А. Чебыкина1

Шадринский государственный педагогический институт,

641870, Россия, Курганская область, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3.

Лицей № 1,

641876, Россия, г. Шадринск, ул. Спартака, 18.

Представлены методики исследования формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия. Исследование проводилось с 2010 по 2014 год, реализовывалось в четырех этапах: поисково-подготовительном; опытно-экспериментальном; формирующем эксперименте; контрольно-обобщающем. Вводится авторская трактовка изучаемых понятий «толерантность» и «конструктивное взаимодействие». Обусловлена характеристика выборки участников, предложены методики исследования для констатирующего эксперимента. Табл. 2. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: этапы исследования; выборка; методики.

ORGANIZATION AND METHODS OF RESEARCHING TOLERANCE FORMATION AMONG YOUNG ADOLESCENTS UNDER CONSTRUCTIVE INTERACTION O. A. Chebykina

Shadrinsk State Teacher's Training Institute, 3 K. Libknekht St., Shadrinsk, Kurgan region, 641870, Russia. Lyceum no.1,

18 Spartak St., Shadrinsk, 641876, Russia.

The article presents the research methods of forming tolerance among young adolescents in the process of constructive interaction. The study held from 2010 to 2014 was implemented in four stages: the search and preparatory stage, the experimental stage, the stage of the forming experiment, and the stage of control and generalization. The article introduces the author's interpretation of the studied concepts of "tolerance" and "constructive interaction". Due to the chara c-teristics of sample members, the research methodology for the ascertaining experiment are proposed. 2 figures. 3 sources.

Key words: research stages; sampling; methods.

Поскольку в современном мире усиливаются такие антисоциальные качества, как агрессивность, жестокость, зависть, враждебность, формирование толерантности становится особенно актуальным [2]. К изучению этой темы сегодня обращается все больше исследователей.

Систематизация опыта теоретических и экспериментальных изысканий позволила установить, что толерантность определяется особенностями конструктивного взаимодействия, имеет структурно-содержательную и уровневую характеристику.

В педагогической психологии исследований формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия не проводилось. Выявленный пробел послужил основой для гипотезы: формирование толерантности будет эффективным, если в процесс учебно-образовательной дея-

тельности внедрить комплексную модель, состоящую из пяти этапов с учетом психолого-педагогических условий; в качестве основных должна послужить кор-рекционно-развивающая программа, использование которой предусматривает внедрение трех модулей, взаимосвязанных друг с другом. Гипотеза определила постановку следующих задач:

1. Исследовать структурно-содержательную характеристику толерантности.

2. Экспериментально выявить критерии и уровни сформированности толерантности.

3. Провести анализ выраженности показателей и уровней сформированности толерантности у младших подростков.

4. Разработать и внедрить комплексную психологическую модель поэтапного формирования толерантности у младших подростков в процессе конструктив-

1Чебыкина Ольга Альбертовна, аспирант, педагог-психолог, тел.: 89125263238, e-mail: [email protected] Chebykina Olga, Postgraduate, Psychologist, tel.: 89125263238, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.