Реорганизация управления путем передачи части полномочий руководителям, непосредственно связанным с учебным процессом для достижения гибкости и оперативности управления, планируется провести по следующим направлениям:
1. Повышение роли директора бизнес-школы и совершенствование уровня их организационной и управленческой деятельности.
2. Передача им в оперативное подчинение структурных звеньев: кафедры, руководителей ОП и отделы.
Изменение образовательной цели в подготовке специалистов в области экономики и управления и необходимость усиления внимания к реализации профессиональных компетенций привело к выделению в отдельное самостоятельное звено руководителей образовательных программ. Всех их объединяет одна идея - усилить компетентность и востребованность нашего выпускника, его гибкость и маневрен-
ность в быстро меняющейся конкурентной среде на рынке труда.
Таким образом, компетентностный подход в целостном педагогическом процессе БШ(И) предполагает у выпускника наличие основательных знаний, способностей, развитых лидерских качеств и, соответственно, веса, авторитета предпринимателя, что позволит максимально повысить конкурентоспособность и эффективность функционирования предприятия.
Литература
1. Бояцис, Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы / Р. Бояцис. - М., 2008.
2. Кибанов, И.Я. Управление персоналом: Конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда / И.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М., 2011.
3. McClelland, D.C. Testing for competence rather than for intelligence / D.C. McClelland // American Psychologist. -1973. - № 28. - P. 1-14.
УДК 372.881.1
С.В. Дудушкина
Научный руководитель: заведующий кафедрой французского языка и лингводидактики,
доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Тарева
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ К АВТОНОМНОМУ АУДИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Работа выполнена в рамках III Международной научной конференции «Взаимодействие языков и культур» 24-27 апреля 2014 г.
В статье рассматриваются характеристики современных студентов, необходимые для актуализации их способности к автономному аудированию. Данные характеристики представлены тремя основными группами индивидуальных особенностей обучающихся: личностными, психофизиологическими и деятельностными. Особое внимание уделяется группе деятельно-стных особенностей, содержание которых составляют умения, определяющие способность к автономному аудированию.
Принцип автономии, способность к автономному аудированию; личностные, психофизиологические и деятельностные особенности обучающихся; умения, определяющие способность к автономному аудированию.
The article examines the characteristics of modern students necessary for actualization of their ability to autonomous listening. These characteristics are represented by three main groups of students' individual peculiarities: personal, psycho-physiological and activity work. A special attention is paid to the group of activity peculiarities, the content of which includes skills of ability to autonomous listening.
Principle of autonomy; ability to autonomous listening; personal, psycho-physiological and activity peculiarities of students; skills of the ability to autonomous listening.
Необходимость развития автономии современных студентов уже на начальном этапе обучения в вузе продиктована усилением доли самостоятельной работы обучающегося, определенная стандартом нового поколения, а также направленностью высшего образования на непрерывность процесса профессионализации в течение всей жизни.
Автономия обучающегося затрагивает все сферы овладения иноязычным общением, имея большое значение в обучении аудированию, важного звена в
формировании межкультурной коммуникативной компетенции, значение которого на современном этапе развития межгосударственных отношений трудно переоценить. Проблема формирования и развития способности к автономному аудированию у студентов начальных курсов языкового вуза требует точного понимания образа современного студента, его индивидуальных характеристик.
Студенты начального этапа обучения в вузе в своем большинстве могут быть отнесены к юноше-
скому периоду развития, различные ракурсы исследования которого рассмотрены в рамках различных научных подходов: биологического (С. Холл, Э. Кречмер, А. Гезелл), когнитивного (Ж. Пиаже, Л. Колберг), психосексуального (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) и социального (Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн). Ученые характеризуют юношество как этап качественной модификации индивидуума, сопровождающийся переменами в интеллектуальной обработке информации, в становлении эмоциональной и личностной сфер самосознания, самоуважения, в формировании моральных устоев, характера, ценностей и убеждений. Главная особенность юношеского возраста состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости в становлении самосознания и формировании «образа Я» [3].
Очевидная сложность данного периода развития личности совпадает с трудным периодом адаптации к требованиям обучения в вузе студентов начальных курсов. Согласно мнению преподавателей, причинами трудностей являются не только другая система обучения и иная форма взаимодействия с преподавателями, но и неумение работать самостоятельно, а также отсутствие или неразвитость необходимых для этого личностных качеств.
К перечисленным проблемам следует отнести и проблему слабого уровня аудитивной способности студентов-первокурсников, характеризующуюся отсутствием навыков и приемов смысловой памяти, небольшим объемом оперативной памяти, неразвитостью основных компонентов внимания (объем, переключение, распределение) и т.д. [5].
Несмотря на субъектные и личностные параметры студентов, затрудняющие процесс обучения аудированию и реализацию в данном процессе принципа автономии, нельзя не констатировать положительные факторы, способные повысить эффективность обучения автономному аудированию. К их числу относятся:
- максимальная слуховая чувствительность, характерная для студенческого возраста [1];
- сформировавшаяся привычка к восприятию на слух большего (по сравнению с прошлыми периодами) объема и формата информации, полученной по каналам СМИ, видеопорталов, социальных сетей с аудиоподдержкой и пр. [9];
- положительное отношение школьников и студентов как ярких представителей «сетевого поколения» (термин А.Г. Асмолова) к инновациям [8];
- высокий уровень развития волевых качеств, в частности: осознанной самостоятельности, инициативности, настойчивости, выдержки [9].
Значение последнего из вышеперечисленных факторов трудно переоценить, так как залогом эффективности аудирования является активный характер деятельности, предполагающей настоящий труд по отбору, интегрированию необходимой информации, контролируемый личными намерениями, которые, по мнению ученых, являются решающими для слушания [1].
Одновременно с общими особенностями студенческого возраста, влияющими либо положительно, либо отрицательно на обучение автономному аудированию, нельзя не обратить внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей, качественных свойств студентов, способных либо затруднить, либо облегчить данный процесс. Данные факторы могут быть соотнесены с тремя группами особенностей индивидуума, определяющих способность к автономному аудированию: личностных, психофизиологических и деятельностных.
Группу личностных особенностей формируют различия в социальном воспитании и чертах характера. Неслучайно ученые в разряд личностной индивидуализации включают мотивационный компонент как ядро личности. В контексте рассмотрения данной группы особенностей нельзя не отметить интраверт-ность или экстравертность обучающегося, которые лежат в основе тяготения к тому или иному виду деятельности. Так, инертные (с преобладанием ин-траверсии) студенты предпочитают чтение в качестве самостоятельной деятельности, подвижные (характеризующиеся проявлениями экстраверсии) - аудирование [7]. Решить проблему негативного влияния доминирования темперамента на овладение деятельностью может лишь наличие воли и настойчивости, устойчивой внутренней мотивации, когда при понимании важности и необходимости действия человек проводит над собой определенную работу. В случае автономного аудирования важность слушания и понимания аутентичной иноязычной речи должна быть определена самими студентами в ходе организованной в начале обучения дискуссии и обмена опытом в области поиска и обнаружения возможных источников и определения проблематики индивидуального автономного аудирования.
Необходимость такой целенаправленной работы объясняется вскрытыми в ходе опроса студентов фактами, свидетельствующими, что лишь единицы вчерашних выпускников даже специализированных школ считают аудирование действительно значимым видом речевой деятельности для достижения прогресса в овладении иностранным языком (ИЯ). Предпочитая обозначить первостепенность говорения, они не осознают нерасторжимую взаимосвязь говорения и аудирования, невозможность практического использования одного вида речевой деятельности без участия другого. Именно на совместном живом обсуждении рождается понимание и осознание важности аудирования.
Для определения личностных особенностей студентов, определяющих эффективность автономного аудирования как деятельности, большую роль играет установление доминантных мотивов, влияющих на актуализацию аудитивной деятельности у студентов, овладевающих иностранным языком и проявляющих при этом самостоятельную активность. С этой целью был проведен разведывательный эксперимент, в ходе которого был организован обмен мнениями (выступления в сопровождении презентации), в ходе которого студенты I курса представили наиболее интерес-
ные самостоятельно прослушанные аудиоматериалы. Все представленные материалы относились к сфере известных французских музыкальных исполнителей (Джо Дассен, Мирей Матье, Патрисия Каас, Милен Фармер и др.), а также к не менее популярным мюзиклам, рок операм, песенкам из мультфильмов.
В ходе обсуждения было установлено, что совмещение привлекательной мелодии и мелодичности французского языка притягивают молодежь, заставляют слушать произведение много раз, но в редких случаях молодой человек ставит перед собой задачу самостоятельно понять слова песни, скорее он предпочтет обратиться к уже готовому тексту или просто посмотреть русский перевод, если действительно заинтересуется ее смысловым содержанием. Помимо музыкальных произведений молодые люди склонны к просмотру фильмов, где ставится задача понимания не детального и глубокого, а лишь общего смысла того или иного эпизода.
В связи с такой доминирующей мотивационной направленностью акцентируется важность приложения студентами силы воли, настойчивости в постановке и выполнении собственных задач в области понимания и обработки аудиоинформации с целью ее запечатления в памяти или для других прагматических функций. В области автономного овладения иноязычным общением самовоспитание и самодисциплина в целом имеют большое значение, а для формирования и развития аудитивной способности данные качества становятся вовсе абсолютно необходимыми.
Группу психофизиологических индивидуальных особенностей представляют природные или индивидные свойства обучающегося. Для аудирования важны тип и объем памяти, фонематический слух, развитость внимания, уровень мыслительных способностей. Немаловажную роль играет и разделение всех представителей человечества на левопо-лушарных и правополушарных, что позволило ученым [4], [6] выделить два противоположных типа овладения иностранным языком (ИЯ), а, следовательно, и два различных учебных стиля, проявляющихся в процессе актуализации аудитивных способностях обучающихся. Речь идет о коммуникативном и некоммуникативном типах изучения ИЯ. В области аудитивных способностей коммуникативный тип характеризуется развитостью непроизвольной и ау-дитивной памяти, в то время, как некоммуникативный - произвольной и визуальной. Коммуникативный тип отличает хорошее восприятие на слух, некоммуникативный тип - приверженность к восприятию и пониманию письменных текстов.
Группа деятельностных индивидуальных особенностей может быть представлена сводом умений, определяющих способность к автономному аудированию. Умения автономного аудирования классифицируются по двум основаниям: во-первых, в соответствии с тремя группами особенностей индивидуума, определяющих способность к автономному аудированию: личностных, психофизиологических и деятельностных; во-вторых, в соответствии с уров-
нями / стадиями, ступенями, этапами / понимания, где наивысшим принято считать уровень понимания не только смысла аудиотекста, но и интенции говорящего, его эмоционального настроя. Такой уровень позволяет проникнуть внутрь эксплицитно невыраженной информации и «характеризуется формированием личного отношения к речевому сообщению и критической оценкой содержания» аудитором [1, с. 189].
Классификация умений, определяющих способность к автономному аудированию
1 группа умений - умения, обусловленные личностными особенностями студента. Они базируются на систематической осознанной потребности самостоятельного обращения к аудиотекстам. К данной группе относятся:
1.1. Умение определить для себя мотив к выполнению данной деятельности (познавательный, социальный, коммуникативный, соревновательный, мотив престижа, долга, самосовершенствования и др.).
1.2. Умение проявлять настойчивость в решении поставленных перед собой задач в области восприятия и понимания аудиотекста, доводя начатое дело до конца.
1.3. Умение повышать трудность задачи по поиску, восприятию, пониманию и переработке аудиоинформации, адекватно оценивая свой личностный потенциал для ее выполнения.
1.4. Умение преодолевать неудачи в ходе автономного аудирования, не теряя чувства веры в собственные силы и возможности.
1.5. Умение использовать для понимания аудиоинформации свой языковой и жизненный опыт, а также знания родного и других иностранных языков.
2 группа умений - умения, связанные с психофизиологическими особенностями студента. Данные умения должны способствовать управляемому самосовершенствованию обучающимся своих качеств в области восприятия на слух и понимания ау-диотекстов. К данной группе умений относятся:
2.1. Умение диагностировать, адекватно оценить свои психофизиологические особенности, связанные со слуховым восприятием (психотип, объем памяти, внимания, волевые проявления, эмоциональный фон, речевой слух, антиципация и пр.).
2.2. Умение пользоваться сильными сторонами своей слуховой способности для компенсации пробелов в понимании.
2.3. Умение развивать слабые стороны своей слуховой способности, подбирая соответствующие приемы и способы.
3 группа - умения, определяемые спецификой деятельности, осуществляемой в процессе автономного аудирования. К данной группе умений относятся:
3.1. Умение поставить перед собой цель, связанную с поиском необходимой для прослушивания информации.
3.2. Умение самостоятельно найти источник аудиоинформации по интересующей теме.
3.3. Умение определить стратегию слушания соответственно продолжительности звучания, сложности текста и поставленным целям (количество прослушиваний материала целиком, с остановками, с возвращениями к непонятным местам текста).
3.4. Умение спланировать свои действия во время слушания (слушание без фиксации ключевых слов с целью понимания общей сути, слушание с письменной фиксацией опорных слов, ключевых моментов и т.д.).
3.5. Умение, исходя из первичной информации до слушания, сделать прогноз по возможному для освещения этой проблемы или события использованию автором текста словаря и грамматических явлений.
3.6. Умение извлечь всю полноту информации из материалов, сопутствующих аудиотексту до начала слушания (заголовок, краткий анонс темы, комментарии, фотография или картинка и т.д.).
3.7. Умение добиваться самостоятельного понимания незнакомых слов, препятствующих пониманию аудиотекста (языковая догадка, опора на контекст, обращение к словарю).
3.8. Умение самоконтроля и самооценки.
3.9. Умение скорректировать стратегии слушания в случае их неэффективности или иррациональности, пользуясь различными приемами (инструкции учебника, выполнение заданий по аудированию в группе на уроке, беседа с преподавателем, обмен мнениями по используемым приемам слушания с одногрупп-никами и пр.).
3.10. Умение использовать информацию, полученную при автономном аудировании, для обсуждения той или иной темы, для приведения фактических или цифровых примеров, для возможности организовать дискуссию, опираясь на оценочные суждения других людей в целях подтверждения своего мнения или опровержения чужого и т.д.
Формирование перечисленных умений напрямую зависит от усвоения обучающимся знаний об особенностях аудирования как вида речевой деятельности, его основных механизмах, возможностях их совершенствования. Понимание сложности и многогранности аудирования как процесса, зависящего от
множества психологических факторов (развитости речевого слуха и памяти, умения пользоваться вероятностным прогнозированием, определенного уровня внимания), обучающийся должен неразрывно связывать с глубоко личностным характером слушания, основанном на знании родного языка, иностранного языка и собственного жизненного опыта. Успешность формирования и развития способности к автономному аудированию зависит от поступательного движения в развитии всех ее компонентов личностного, психофизиологического и деятельностного.
Литература
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М., 2009.
2. Зенкевич, С.М. Аудирование как вид перцептивной деятельности (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка): дис. ...канд. филол. наук / С.М. Зенкевич. - СПб.,
2003.
3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.,1997.
4. Кабардов, М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: индивидуально-типологический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / М.К. Кабардов. - М., 2001.
5. Колесникова, Е.А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Колесникова. -М., 2008
6. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - М., 1999.
7. Почекаенков, В.С. Формирование индивидуального стиля самостоятельной учебной деятельности студентов педагогических институтов (на материале языковых специальностей): дис. ... канд. пед. наук / В.С. Почекаенков. - М., 1979.
8. Тарева, Е.Г. Инновации в обучении языку и культуре: pro et contra / Е.Г. Тарева, Н.Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 10. - С. 2-8.
9. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. - М.,
2004.
УДК 37.015.3
О.Г. Ивановская
РАБОТА С СИНОНИМАМИ И АНТОНИМАМИ КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается работа с синонимами и антонимами как герменевтический прием преподавания и источник семантического резонанса, что позволяет достичь при подготовке учителей глубокого понимания ими смысла своей профессиональной деятельности.
Понимание, семантическое пространство, семантический резонанс, педагогическая герменевтика, выразительные средства языка.