Научная статья на тему 'Интегральные критерии классификации социокультурных отношений'

Интегральные критерии классификации социокультурных отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / РАЗЪЕДИНЕНИЕ / ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ИНКОРПОРАЦИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ / ГЕНОЦИД / СЕГРЕГАЦИЯ / ГЕТТОИЗАЦИЯ / СЕПАРАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / SOCIOCULTURAL RELATIONS / CONFLICT / ASSOCIATION / DIVISION / COMPULSORY ASSIMILATION / ACCOMMODATION / VOLUNTARY ASSIMILATION / CONSOLIDATION / INCORPORATION / INTERETHNIC MIX / GENOCIDE / CRIMINALIZED SEGREGATION / GHETTOIZATION / SEPARATION / ETHNOCULTURAL MARGINALITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савченко Ирина Александровна

Предлагается новый способ классификации социокультурных отношений. Эти отношения рассматриваются с точки зрения взаимодействия конфликта/неконфликта и разделения/объединения. Делается вывод, что только интеграция как особый неконфликтный объединительно-разделительный тип отношений оптимален для управления общественными отношениями в мультикультурном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integral Characteristic Features of Socio-Cultural Relations Classification

A new approach to classification of socio-cultural relations is offered in the article. They are considered from the point of view of interaction of conflict/non-conflict and divisions/associations. The author concludes that only integration as a special unifying-dividing type of relations is appropriate for managing public relations in multicultural community.

Текст научной работы на тему «Интегральные критерии классификации социокультурных отношений»

УДК 316.334.55/56

И. А. Савченко

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Предлагается новый способ классификации социокультурных отношений. Эти отношения рассматриваются с точки зрения взаимодействия конфликта/неконфликта и разделения/объединения.

Делается вывод, что только интеграция как особый неконфликтный объединительно-разделительный тип отношений оптимален для управления общественными отношениями в мультикультурном сообществе.

A new approach to classification of socio-cultural relations is offered in the article. They are considered from the point of view of interaction of conflict/non-conflict and divisions/associations.

The author concludes that only integration as a special unifying-dividing type of relations is appropriate for managing public relations in multicultural community.

Ключевые слова: социокультурные отношения, конфликт, объединение, разъединение, принудительная ассимиляция, консолидация, инкорпорация, межэтническая миксация, геноцид, сегрегация, геттои-зация, сепарация, этнокультурная маргинальность, интеграция.

Keywords: sociocultural relations, conflict, association, division, compulsory assimilation, accommodation, voluntary assimilation, consolidation, incorporation, interethnic mix, genocide, criminalized segregation, ghettoization, separation, ethnocultural marginality, integration.

Общественные науки оперируют многочисленными понятиями, характеризующими межэтническое взаимодействие. Наиболее часто употребляемые из них - аккультурация, ассимиляция, интеграция и некоторые другие. Вместе с тем в научном обороте на сегодняшний день не имеется четкой классификации типов взаимоотношений в полиэтническом социуме. Отсутствие такой классификации обусловлено не столько неизученностью вопроса, сколько его сложностью и многогранностью.

Тем не менее в данной статье мы предпринимаем попытку упорядочить понятия, используемые обществоведами для обозначения отношений между этносами, связав их с определенными классификационными блоками. Принадлежность к определенному классификационному блоку делает понятия более четкими и позволяет более эффективно использовать их в исследовании. Кроме того, создание такой классификации позволяет включать в классификационные блоки понятия, употребляемые сравнительно редко (инкорпорация, миксация), что сделает их более определенными.

© Савченко И. А., 2010

Прежде чем выстраивать классификационные блоки, обозначим условия, ограничивающие ряд понятий, которые должны войти в классификационную схему. Во-первых, эти понятия должны обозначать отношения между именно этническими, а не какими-либо другими социальными группами. Во-вторых, мы рассматриваем понятия, характеризующие отношения этносов, сосуществующих на общем социальном и территориальном пространстве, то есть этносов, добровольно или вынужденно, но взаимодействующих. Нейтральные, т. е. не подразумевающие какого-либо взаимодействия межэтнические отношения в предполагаемое классификационное построение не войдут. Так, в него не войдут взаимоотношения этносов, живущих в разных частях света, скажем, народов Кавказа и южноамериканских индейцев.

Два сложных критерия

Теперь определим критерии классификации и основные параметры дифференцирования классификационных блоков. Известно, что отношения в сфере межэтнического взаимодействия можно подразделить на конфликтные и неконфликтные. Проблеме конфликта между этническими группами уделяется достаточно пристальное внимание в современных общественных науках. Изучаются причины и следствия межэтнических столкновений, выявляются стадии конфликта и предпринимаются попытки найти пути его разрешения [1]. Повышенный научный интерес к межэтническим конфликтам объясняется увеличением их числа в современном мире, а также изменением общественного отношения к ним: ныне конфликт между этносами все чаще воспринимается не как локальное, но как геополитически значимое явление.

Ввиду вышесказанного в качестве первого критерия предлагаемой классификации мы ставим наличие-отсутствие конфликта между этног-руппами. Этот критерий является сложным, или интегральным, поскольку внутри себя содержит дополнительное деление.

Вместе с тем, принимая во внимание роль и место конфликта в системе взаимоотношений этнических групп, признаем, что многие современные общности, являясь полиэтничными, избегают обширных прямых конфликтов и характеризуются той или иной степенью этнической толерантности. В связи с этим ограничиваться выделением лишь двух основных направлений межэтнического контакта - конфликтного и неконфликтного - не вполне обоснованно.

Поэтому рассмотрение системы этносоциальных отношений возможно одновременно и по другому критерию - посредством выделения объединительных и разделительных тенденций развития полиэтнического сообщества. Этнообъеди-

нительными закономерно следует считать тенденции, способствующие сближению этнических элементов общности, разделительными тенденциями - взаимоотдаление этих элементов. Вопрос о том, чему способствует тот или иной тип взаимодействия между этносами - разъединению или объединению, позволяет выделить второй критерий классификации.

Таким образом, мы предлагаем выстраивать классификацию этносоциальных отношений на базе единства двух интегральных критериев, имеющих внутри себя альтернативную дифференциацию: конфликта - неконфликта и объединения -разъединения. Глубоким заблуждением является мнение, что конфликт и разъединение - тождественные понятия, так же как неверна мысль о том, что объединительные тенденции - суть неконфликтные. В действительности, возможны процессы одновременно объединительные и конфликтные, равно как разъединительные и неконфликтные.

Классификация социальных процессов в полиэтническом сообществе, в нашем понимании, должна основываться на сопоставлении двух плоскостей системы этносоциальных взаимоотношений. Здесь обнаруживаются четыре основных типа взаимоотношений: неконфликтно-объединительные, неконфликтно-разделительные, конфликтно-разделительные, конфликтно-объединительные (таблица). Рассмотрим типы межкультурных отношений более подробно.

Неконфликтно-разделительные формы этнокультурных отношений

Эти типы отношений включают сепарацию и этнокультурную маргинальность. Сепарация -пример изолированного, независимого существования этнических культур. Внутри одного общества сепарация может исходить или от доминирующего большинства, добивающегося отстранения определенных групп меньшинства от ключевых позиций; или от самих групп меньшинств, активно добивающихся отдельного положения, культурной независимости, специальных школ, земельных владений, основывающихся на этнической принадлежности санкций против межнациональных браков (самосепарация). На межгосударственном уровне это означает стремление обществ к изоляции друг от друга.

Распределение социокультурных отн

При сепарации этнокультурные группы допускают существование других культурных и этнических групп, с иным, свойственным им видением мира, но «на расстоянии». Это расстояние необходимо им для сохранения как большинством, так и меньшинством позитивного образа «мы», сомнения в котором не возникают благодаря удаленности других «картин мира».

Если представитель меньшинства (как правило, мигрант) не идентифицирует себя ни с культурой этнического большинства, ни с культурой этнического меньшинства, то результатом является этнокультурная маргинальность. Маргинализация может быть следствием низкой возможности (или низкого интереса) поддержания культурной идентичности (часто из-за вынужденных или навязанных культурных потерь) и низкого интереса в установлении отношений с окружающим обществом (из-за отвержения доминирующей культурой или дискриминации).

Конфликтно-разделительный блок этносоциальных отношений

К этому блоку мы относим геноцид и сегрегацию. Люди могут иногда сами выбирать сепарацию, но если она вынуждена требованиями доминирующего общества, то будет называться сегрегацией. Особенно жестокие ее формы - криминализированная сегрегация и геттоизация.

Криминализированная сегрегация возникает тогда, когда этническое меньшинство, уступающее большинству по основным параметрам (культура, образование, благосостояние), становится, тем не менее, в оппозицию к доминирующему этносу. И эта оппозиция проявляется в асоциальном, часто преступном поведении многих представителей меньшинства. В данном случае красноречивым примером может служить стиль жизни «черных кварталов» в Соединенных Штатах.

Сегрегация, осуществляемая прямыми насильственными методами со стороны большинства по отношению к меньшинству, приобретает форму геттоизации. Это еврейские гетто, индейские резервации. В этом случае для меньшинства создаются условия, направленные на его культурную деградацию.

Ситуацию, когда для меньшинства создаются условия, способствующие его не только культурному, но и физическому исчезновению, обозна-

ений по классификационным блокам

Интегральный критерий Объединение Разъединение

Конфликт Принудительная ассимиляция, аккомодация Геноцид, криминализированная сегрегация и геттоизация

Неконфликт Добровольная ассимиляция, консолидация, инкорпорация, межэтническая миксация Сепарация, этнокультурная маргинальность

Интеграция

чают понятием геноцид. Геноцид - это ситуация, когда одна этнокультурная группа, обычно численно доминирующая или обладающая превосходящими технологическими ресурсами, уничтожает или стремится уничтожить всех членов другой этнической или культурной группы, с которыми она вступает в контакт. В оправдание обычно выдвигается тезис о расовой, этнической или, как в новое время, психической неполноценности группы, подвергающейся уничтожению. Это часто случалось в истории в результате так называемых великих завоеваний.

Геноцид может возникать как результат или следствие мировых или локальных войн и конфликтов. Геноцид - это выражение предельной нетерпимости к иному образу жизни, другой «картине мира» (этнической или культурной) вплоть до физического уничтожения ее носителей. В основе подобной нетерпимости - сомнение доминирующего этноса в позитивности собственного образа «мы», что в результате действия механизмов психологической защиты ведет к ненависти и агрессии против меньшинства. Часто такая агрессия, благодаря действию психологического механизма проекции (неосознанного приписывания собственных пороков другим) в сознании ее носителей, объясняется «благородными мотивами» и получает статус легитимности на период ее активного проявления.

Помимо пласта психологического у данной проблемы есть еще более глубокий пласт - духовный, по отношению к которому психологические механизмы играют роль маскировочную и защитную. Защищают они от боли разоблачения ложных ценностей и ложной веры, о которых человек всегда знает по сигналам совести, заглушить которую до конца трудно. Убежать от голоса совести (гнездящейся в душе человека, в его «я») можно в «мы», где ложные ценности получают мощную поддержку тем, что они разделяются многими, и где может выстоять (часто ценой собственной физической смерти) только очень сильная Личность. Геноцид в этом смысле - пример предельной духовной слабости, практически полного отсутствия личностного начала в людях. Само наличие этого личностного начала для людей, спаянных в «мы» своей предельной духовной слабостью, - непрощаемый вызов, на который они отвечают часто бессознательным, но чрезвычайно сильным взрывом агрессии и злобы [2].

Конфликтно-объединительные формы этнокультурных контактов

Перейдем к объединительным типам отношений. Объединительное социокультурное движение обычно обозначают термином аккультурация (адаптация к культуре доминирующей культурной группы), которая, однако, может осуществляться разными путями.

Конфликтно-объединительные тенденции

включают один тип межэтнических отношений -принудительную ассимиляцию. Ассимиляция вообще - термин, используемый для описания «поглощений» одной культуры другой. Это происходит, когда этнокультурная группа постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, жизненным стилям и часто языку доминирующей культуры. После нескольких поколений такой ассимиляции члены группы меньшинства имеют тенденцию становиться культурно и даже физически неотличимыми от коренных жителей, что приводит к фактическому исчезновению этнической культуры меньшинства.

Ассимиляция может происходить в рамках отдельного региона или государства и приводит к увеличению численности лиц одной (ассимилирующей) группы за счет сокращения другой (ассимилируемой). Среди наиболее значимых факторов этнической ассимиляции можно выделить интернационализацию жизни, межгосударственные и межрегиональные миграции, процессы урбанизации, рост межнациональных браков и другие. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы национальных меньшинств той же страны (например, англичане ассимилируют уэльцев, русские - карелов и т. д.), так и мигрантов, осевших на постоянное местожительство в другой стране (немцы Поволжья в России и др.). Этническая ассимиляция - глубинный процесс, связанный с качественным изменением этнической принадлежности, освоением нового языка, глубоким приобщением к другой культуре, традициям, образу жизни.

Насильственная, принудительная ассимиляция, как правило, представляет систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленной на ускорение процессов ассимиляции. Методы принуждения сами по себе конфликтогенны, часто провоцируют протест со стороны меньшинства и социальную напряженность в полиэтническом сообществе.

Давление к ассимиляции может привести также к чувствам неполноценности, самоуничижения и даже самоненависти у представителей этнического меньшинства [3].

В психологическом плане такая ассимиляция -это проявление более «мягкого», в отличие от геноцида, варианта интолерантности большинства к культуре меньшинства, когда представители последнего принуждаются жить по меркам доминирующей этнической культуры, не уничтожаясь физически. Здесь работает тот же психологический механизм неприятия другой «картины мира», которая несет в себе угрозу сомнения в правильности и универсальности «картины мира»

преобладающего этноса. Чтобы избавиться от угрозы позитивности собственного образа «мы», большинство всех «других» стремится сделать «своими».

Предполагается, что недоминантные группы и их члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но это не всегда так [4]. Когда люди выбирают ассимиляцию, это называется «плавильный котел», но если их вынуждают к этому, это больше похоже на «давящий пресс» [5]. Маргинализация редко является результатом свободного выбора индивидов, чаще они становятся маргиналами в результате попыток насильственной ассимиляции («давящий пресс») в сочетании с насильственным отторжением (сегрегацией).

Аккомодация - термин, используемый в основном в зарубежной социологии и культуант-ропологии для обозначения процесса, посредством которого индивиды адаптируются к ситуациям этноконфликта без разрешения основного конфликта или без изменения системы неравенства. Этот термин взят из экспериментальной психологии, где он означает способ модификации индивидами своей деятельности с целью приведения ее в соответствие с требованиями внешнего социального окружения. Нерешенность конфликта в процессе аккомодации позволяет нам включить его в блок конфликтно-объединительных отношений.

Неконфликтно-объединительные формы межэтнических отношений

К данному типу отношений относятся добровольная ассимиляция, консолидация, миксация. Добровольная ассимиляция подразумевает не насильственную, а, скорее, естественную адаптацию меньшинства. Однако элемент вынужденности представлен и здесь. Добровольная ассимиляция, цель которой - выжить среди «других», - это стремление меньшинства психологически защититься от возможной агрессии путем вхождения в более массовую и сильную общность. Тем самым ассимилирующийся этнос усиливает свой позитивный образ в коллективном сознании общности, которая его ассимилирует.

Свободная, добровольная ассимиляция не вызывает в обществе социальной напряженности и не ведет к конфликтам. В России сильное ассимиляционное воздействие на менее крупные этносы оказывают славянские народы, особенно русский. Считается, что в России ассимиляция нерусских народов имела ненасильственный характер. В 1980-х гг. численность русских, проживающих в России, увеличилась почти на 1,2 млн человек, причем ассимиляция увеличила их прирост на 827 тыс. человек, или на 11,2% (положительное сальдо миграции дало 313 тыс. человек) [6]. Эти процессы существенно повлияли на динамику численности ряда народов Поволжья и

Европейского Севера (в первую очередь, мордвы, удмуртов, карелов, финнов, коми и коми-пермяков), а также евреев и поляков, для которых характерно особенно сильное территориальное смешение с другими этносами [7].

Эмигранты, прибывающие на постоянное жительство, более склонны к ассимиляции, чем временно пребывающие в данной стране. В свою очередь, люди, эмигрирующие в целях получения образования или движимые исключительно экономическим интересом, ассимилируются довольно легко, в то время как беженцы (refugees, фр.), как бы «вытолкнутые» политическими катаклизмами, психологически сопротивляются разрыву связей с родиной и ассимилируются гораздо дольше и с большими трудностями [8].

Довольно долго считалось, что лучший вариант культурной адаптации - ассимиляция с доминирующей культурой. В настоящее время считается, что более реальным и даже более успешным для явных этнических меньшинств является бикультурализм, достигаемый в процессе интеграции.

При этом этническая сохранность (сохранение этнической принадлежности), долгое время рассматриваемая как дисфункциональная, на самом деле может играть позитивную роль по уменьшению культурного шока для недобровольных мигрантов и поддержания позитивной самоидентификации [9].

Консолидационные процессы, в отличие от ассимиляционных, предполагают не поглощение меньшинства большинством, а постепенное нивелирование различия близких племенных, локальных и других групп. На это оказывают значительное влияние усиление коммуникационных связей, типизация среды обитания человека, рост и становление местной интеллигенции. Так, около 20 малочисленных народов Алтая и Саянского нагорья образовали два сравнительно крупных народа - хакасов и алтайцев; мишеры, кря-шены и ногайбаки объединились в татар; мегрелы и лазы - в грузин.

Миксация означает смешение народов на микроуровне, на уровне межличностных отношений. Миксация является следствием смешанных браков, однако ее основа вовсе не биологическая. Вместе с тем культурный фактор процесса мик-сации все равно является ведущим. Что касается биологического субстрата миксации, важно не то, что родители ребенка генетически принадлежат к разным этносам, а то, что он воспитан в бикультурной семье. Как правило, ребенок усваивает тот родительский образец поведения, который совпадает с внешней социокультурной средой.

Таким образом, рассмотренные нами блоки этносоциальных отношений могут быть более или

менее приемлемыми для полиэтнического сообщества, или неприемлемыми вообще (геноцид и прочее). Однако ни одна из рассмотренных форм взаимоотношений не оптимальна. В реальности же утверждаются, как правило, полярные варианты развития общества - либо этнокультурная раздробленность, либо стирание каких-либо дифференциалов между этносами.

Многие авторы считают оптимальным тип межэтнического взаимодействия, называемый аккультурацией, поскольку истолковывают данное понятие как взаимопроникновение культур меньшинства и большинства, что не ведет к смене этнического самосознания [10]. Однако такое толкование аккультурации принимают далеко не все. К примеру, Н. М. Лебедева, по сути, рассматривает аккультурацию наравне с адаптацией [11] как общую форму этносоциального развития полиэтнического общества, полагая ассимиляцию, маргинальность и т. д. возможными вариантами аккультурации. В некоторых работах обнаруживаются явные противоречия утверждений. Так, в уже цитированной книге «Проблемы управления в сфере межнациональных отношений» [12] «языковая и культурная аккультурация» рассматривается как «важный этап ассимиляции».

Интеграция как особый тип межкультурного взаимодействия

Существует еще один, особый тип взаимоотношений в полиэтническом сообществе - интеграция. Особым этот тип взаимоотношений является в силу того, что он не может быть строго отнесен к какому-либо из четырех выделенных нами блоков. Интеграция - неконфликтная объединительно-разделительная форма межэтнического взаимодействия. Она подразумевает одновременные объединение и культурную дифференциацию этносов. В данном случае уместно привести одно из «биологических» определений интеграции. Интеграция - биолог., соединение материальных элементов, раньше рассеянных в природе, в одно целое, причем происходит дифференциация, то есть постепенное увеличение различий между первоначально самостоятельными и однородными частями, которые все более становятся сплоченными и зависимыми друг от друга. Из интеграции и дифференциации, по учению Спенсера, слагается эволюционный жизненный процесс. Вместо плавильного котла, ассимилирующего все попадающие в него элементы, - миска с салатом, где каждый ингредиент сохраняет свой вкус. Однако салат сам по себе намного вкуснее, нежели отдельные овощи сами по себе. Поэтому мы полагаем интеграцию наиболее желательным направлением межэтнического общения.

Интеграция характеризуется идентификацией каждого этноса как с традиционной для него,

так и с другой культурой. Только она может быть добровольно выбранной и стать успешной стратегией адаптации в группах этнических меньшинств, когда основные установки доминирующей группы по отношению к культурным различиям - открытость и принятие.

Для достижения интеграции требуется взаимное приспособление, включающее в себя принятие обеими группами права всех этнических групп жить как культурно-различные народы. Эта стратегия требует от недоминантной группы адаптации к основным ценностям доминирующего общества, а доминирующая группа должна быть готова адаптировать свои социальные институты к потребностям всех этнических групп мульти-культурного общества. Выборы стратегий интеграции, как и установки на них, могут широко варьироваться.

В данном контексте будет нелишним вспомнить слова авторов книги, посвященной проблеме североафриканцев во Франции: «Интеграция -слово, обозначающее понятие, которое легко произнести, но трудно концептуализировать» [13]. Между тем мы надеемся, что предложенная нами классификационная конструкция все же внесет определенную ясность в концептуализацию понятий (как понятия интеграции, так и других этносоциальных отношений), позволит их дифференцировать и сравнивать как в ходе научного исследования, так и в ходе социальной практики жизни этносов.

Из всех возможных вариантов этнокультурного взаимодействия интеграция является наиболее оптимальным и продуктивным. Именно на интеграцию должен ориентироваться политик и специалист по коммуникациям, организуя общественное мнение в гетерогенном социокультурном сообществе.

Интеграция вбирает в себя смыслы и ценности как титульной, так и нетитульных культур сообщества. Поэтому создает основу для преодоления коммуникативного (смыслового) диссонанса и напряженности в полиэтничном социуме.

Интеграция - единственный путь, позволяющий организовать социокультурное взаимодействие и при этом избежать крайностей, таких, как маргинализация и ассимиляция. Первая крайность формирует людей, лишенных культурной идентичности. В этом случае речь будет идти не об обществе, а о массе изолированных индивидов, не имеющей будущего.

Вместе с тем объединительно-разъединительная сущность интеграции и сложность концептуализации этого понятия, безусловно, создают трудности для претворения интеграционной идеи в жизнь. Именно поэтому даже для многих политиков, скажем, идея ассимиляции гораздо по-

нятнее и ближе. Но ассимиляция, даже добровольная, основана на давлении и вынуждении. Как заметил известный польский сатирик Веслав Тшаскальский, «марширующие в одной колонне не обязательно направляются к одной цели».

Между тем цель организации межкультурного контакта в полиэтничном сообществе достаточно ясна. Это диалог, мир и созидание. Альберт Эйнштейн говорил, что «мир невозможно удержать силой. Его можно достичь лишь пониманием». Интеграция и есть понимание.

Примечания

1. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) / М. В. Савва; Кубанский государственный ун-т. Краснодар: Изд-во КубГУ, 1997; Галиев Г, П, Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонизации межнациональных отношений: дис. ... д-ра социолог. наук. Уфа, 1997; Рубан Л, С, Развитие конфликта-консенсуса в полиэтничных регионах (социологический анализ-прогноз): дис. ... д-ра социолог. наук. М., 1997.

2. Налчаджян А, Этнопсихологическая самозащита и агрессия. Ереван, 2000.

3. Bettelhelm B, Individual and mass behavior in extreme Situations / J. of Abnormal and Social Psychology. 1943. V. 38. С. 417-462.

4. Berry J, W, Ecology, cultural adaptation and psychological differentiation; traditional patterning and acculturative stress. Cross-Cultural Perspectives on Learning. N.-Y., 1975.

5. Лебедева Н, M, Социальная психология аккультурации этнических групп. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1997.

6. Томилин А, В, Влияние миграции на этнонацио-нальную структуру // Социс. 1992. № 7. С. 33.

7. Народы России: энциклопедия. М., 1994. С. 30.

8. Fumham A,, Bochner S, Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. L.; N. Y., 1986.

9. Berry J, W, Poortinga Y, H,, Segall M, N, & Dasen D, R, Cross-Cultural Psychology: Research and Applications. N. J., 1992.

10. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений (предпосылки и формы разрешения межнациональных конфликтов). Саратов: Изд-во По-волж. акад. гос. службы, 1998.

11. Лебедева Н, M, Социальная психология этнических миграций. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. И. М. Миклухо-Маклая, 1993.

12. Малый энциклопедический словарь. Т. 1. Вып. 2. СПб.: Издание Брокгауз - Ефрон, 1907.

13. Begag A, Chauite A, Ecarts d'identite. Paris, 1990. C. 10.

УДК 159.9.019

И. A. Савченко, О. А. Худякова

ОНТОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ: КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ

Феномен лидерства является одной из важнейших проблем психологической науки. Ученые определяют место лидерских качеств в системе свойств личности, предлагают различные модели структуры способностей лидера и организатора, выявляют наиболее оптимальные условия проявления этих способностей. Анализ теоретических исследований проблемы лидерских способностей производится в данной статье.

The leadership phenomenon is one of the major problems of psychology. Scientists define the place of leader's qualities in the system of personal properties, offer various models of leader's and the organizer's structure of abilities, reveal the optimal conditions of display of these abilities. Research works concerned with the problem of leader's abilities are reviewed in the article.

Ключевые слова: лидерство, организаторские способности, управление, системный подход, система воздействий, биологизаторство, функционализм.

Keywords: leadership, organizing abilities, management, system approach, system of influences, biolo-gism, functionalism.

Известный специалист в области лидерства Сесил Джибб подчеркивает, что проблема лидерства стала особенно актуальной «в связи с нарастанием идеологических конфликтов, появлением новых режимов, быстрым ростом науки и освоением могучих сил природы» [1]. Интерес западных ученых к данной проблеме особенно возрос после Второй мировой войны и достиг своего пика в середине 60-х гг. XX столетия. Это было во многом обусловлено тем, что все важные события, происходившие в мире в данный период, ассоциировались в общественном сознании с именами знаменитых лидеров - прежде всего глав могущественных государств. Стремление понять, чем отличается лидер от всех остальных людей, побудило ученых начать серьезные исследования проблемы лидерства. Конечная цель большинства этих исследований состояла в обосновании возможности выявления потенциальных лидеров в различных слоях общества и дальнейшего развития и совершенствования у них лидерских способностей.

Можно выделить несколько основных направлений в разработке данной проблемы западными психологами. К наиболее ранним попыткам построения теории лидерства относится биологи-заторское направление, связанное с выделением

© Савченко И. А., Худякова О. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.