ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
О.В. Антипина
канд. психол. наук, доцент, кафедра инженерной психологии и управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ
Аннотация. В статье рассмотрено взаимодействие в многонациональных обществах. Приведен общий анализ
проблем современного этапа исторического развития межэтнических отношений на примере России. Предпринята попытка поиска источников толерантности.
Ключевые слова: многонациональное общество, толерантность, титульный этнос, взаимодействие, аккультурация.
O.V. Antipina, Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev - KAI
THE ETHNIC TOLERANCE IN MULTI-ETHNIC SOCIETIES
Abstract. The article considers the interaction in multi-ethnic societies. Summarises the problems of the present stage of historical development of interethnic relations on the example of Russia. Attempt to search for the sources of tolerance.
Keywords: multinational societies, tolerance, titular ethnic group, interaction, acculturation.
Современная социальная ситуация очень динамична, во многом благодаря успеху высоких технологий, прочно вошедших в нашу жизнь. Однако есть проблемы, которые остаются неизменными - антисемитизм, фашизм, неонацизм и др. Казалось бы, атавистические понятия проявляются с новой силой, продолжая владеть умами людей. Зерна национализма, посеянные в плодородную почву экономической и политической нестабильности, обязательно взойдут. Поиск «козла отпущения» в полиэтнической среде чреват обострением межнациональных конфликтов.
В исследованиях Д. Берри и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дaть основaние для увaжения других групп. Для понимaния и «принятия» других, нaдо увaжaть собственную культуру и быть уверенным в ее ценном и позитивном знaчении. Надо чaще вступaть в контaкты с другими, отличными от нее культурaми, - тaковы известные нa сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерaнтности [5].
Прост^нст^, сложившееся нa территории Российской Федерaции, исторически полиэтническое. Возможность гармоничного рaзвития социaльных групп в многоликой, динaмичной и изменчивой реaльности России зaложенa в её культуре и истории. «Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне... сотни этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов» [4]. В результатaх групповых межкультурных контaктов: геноциде, aссимиляции, сегрегации и интегрaции, -можно увидеть единую последовaтельную линию, покaзывaющую, гак люди постепенно «учились» уживaться с непохожими нa них людьми, как от полной нетерпимости к культурным различиям совершался переход ко все более сложным и толерантным формам взаимодействия [2].
Опыт существования полиэтнических обществ в стрaнaх мирa предлaгaет тaкое рaзвитие нaционaльной политики, которое не требует от нетитульного нaселения вынужденных культурных потерь Ассимиляция) и не способствует обрaзовaнию гетто. В социaльном зaконодaтельстве, школьном обрaзовaнии и СМИ многонaциональных обществ должны подчеркиваться выгоды плюрализма, а представление о непомерно дорогой социaльной и личностной цене этнических предубеждений и дискриминaции должно быть сформировaно у гаждого грaждaнинa. Современное информaционное поле этносa, призвaнное обеспечить стабильность и доверие людей друг к другу, очевидно, имеет явные недостатки, если возможен рaсцвет фaшистской идеологии, кода представители другой культуры воспринимaются aктивно aгрессивно. Особенно актуально это среди детей и подростков, мировоззрение которых не сформировано.
Еще предстоит понять, что обеспечивает полноценный контакт культур, не приводящий к ущербу ни одной из них. Известны некоторые факторы, способствующие тaкому контaкту. ^к погазь^ет мировой
опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности, наряду с тенденцией овладения культурой «титульного» этноса [3].
Миграционный поток должен быть активно «освоен» принимающей стороной. Адаптация социальных институтов к потребностям разных культурных групп, наличие специальных программ, «культурных ассимиляторов», экзаменов по языку и истории страны - вот единственная идеология и политика доминирующего общества, которая даст позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп.
На индивидуальном уровне нетитульное население необходимо информировать о выгодах поддержания своей культуры. Осознание своей этнической принадлежности - мощная психологическая защита, поскольку это межпоколенная группа, устойчивая во времени, для которой характерна стабильность состава, где каждый человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.
Взаимодействие этнокультурных общин должно способствовать уменьшению стресса, связанного с ассимиляцией. С другой стороны, участие представителей этнических меньшинств в работе государственных институтов в желаемой мере (в сфере образования, службах занятости, сфере законодательства) может уменьшить стрессы сепарации и информировать об опасностях маргинализации.
Важно, что аккультурация означает взаимное приспособление (т.е. интеграцию). В данном случае очевидны уступки с обеих сторон: для доминирующего общества - в изменении школьного образования и государственных служб, а для аккультурирующихся групп - в утрате элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны. Очевидные сложности этого взаимного движения навстречу друг другу важнее потерь от вектора, не направленного на интеграцию, в случае сегрегации и маргинализации [6].
Члены полиэтнических обществ должны понимать и принимать выгоды культурного разнообразия, что способствует здоровой конкуренции и повышает способность общества к адаптации. Это значит, что социальной системе, когда она встречается с изменяющимися условиями в результате экологических или политических катаклизмов, становятся доступны альтернативные способы жизни [1]. К указанным целям важно двигаться через изучение психологических отношений к разным этнокультурным группам и через установки на мультикультурализм у граждан полиэтнических обществ.
Общество стоит перед дилеммой: развиваться по принципу общества с открытой позицией или разделяться по признаку этнической и культурной близости-отдаленности. Эти две тенденции важны для успешного развития, а поиск равновесия учит быть гибким и находить новые способы взаимодействия, которые невозможны в ситуации повышенно отрицательного эмоционального фона. Критерием в предпочтении способов такого взаимодействия выступает личность. Государством же должна быть гарантирована возможность полноценного развития каждому гражданину страны, независимо от его этнической и религиозной принадлежности.
В контексте данной темы всё вышесказанное означает, что в процессе обретения человеком новой социальной идентичности, взамен утраченной, его не будут вынуждать отказываться от своей этнической и гражданской принадлежности. Консервация составляющих оптимальной социальной идентичности - это залог этнической толерантности и реальная возможность этнического мира в многонациональном обществе.
Список литературы:
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психоло-гические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
2. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современ-ных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.
3. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / дод ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 271-289.
4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
5. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимо-действию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 55-78.
6. Фрейнкман-Хрусталева Н.С. Эмиграция и эмигранты: история и психология / Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. СПб.: Гос. акад. культуры, 1995. С. 111-148.