Научная статья на тему 'Этническая толерантность в многонациональных обществах'

Этническая толерантность в многонациональных обществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АККУЛЬТУРАЦИЯ / MULTINATIONAL SOCIETIES / TOLERANCE / TITULAR ETHNIC GROUP / INTERACTION / ACCULTURATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипина О. В.

В статье рассмотрено взаимодействие в многонациональных обществах. Приведен общий анализ проблем современного этапа исторического развития межэтнических отношений на примере России. Предпринята попытка поиска источников толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ETHNIC TOLERANCE IN MULTI-ETHNIC SOCIETIES

The article considers the interaction in multi-ethnic societies. Summarises the problems of the present stage of historical development of interethnic relations on the example of Russia. Attempt to search for the sources of tolerance.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность в многонациональных обществах»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

О.В. Антипина

канд. психол. наук, доцент, кафедра инженерной психологии и управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ»

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Аннотация. В статье рассмотрено взаимодействие в многонациональных обществах. Приведен общий анализ

проблем современного этапа исторического развития межэтнических отношений на примере России. Предпринята попытка поиска источников толерантности.

Ключевые слова: многонациональное общество, толерантность, титульный этнос, взаимодействие, аккультурация.

O.V. Antipina, Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev - KAI

THE ETHNIC TOLERANCE IN MULTI-ETHNIC SOCIETIES

Abstract. The article considers the interaction in multi-ethnic societies. Summarises the problems of the present stage of historical development of interethnic relations on the example of Russia. Attempt to search for the sources of tolerance.

Keywords: multinational societies, tolerance, titular ethnic group, interaction, acculturation.

Современная социальная ситуация очень динамична, во многом благодаря успеху высоких технологий, прочно вошедших в нашу жизнь. Однако есть проблемы, которые остаются неизменными - антисемитизм, фашизм, неонацизм и др. Казалось бы, атавистические понятия проявляются с новой силой, продолжая владеть умами людей. Зерна национализма, посеянные в плодородную почву экономической и политической нестабильности, обязательно взойдут. Поиск «козла отпущения» в полиэтнической среде чреват обострением межнациональных конфликтов.

В исследованиях Д. Берри и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дaть основaние для увaжения других групп. Для понимaния и «принятия» других, нaдо увaжaть собственную культуру и быть уверенным в ее ценном и позитивном знaчении. Надо чaще вступaть в контaкты с другими, отличными от нее культурaми, - тaковы известные нa сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерaнтности [5].

Прост^нст^, сложившееся нa территории Российской Федерaции, исторически полиэтническое. Возможность гармоничного рaзвития социaльных групп в многоликой, динaмичной и изменчивой реaльности России зaложенa в её культуре и истории. «Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне... сотни этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов» [4]. В результатaх групповых межкультурных контaктов: геноциде, aссимиляции, сегрегации и интегрaции, -можно увидеть единую последовaтельную линию, покaзывaющую, гак люди постепенно «учились» уживaться с непохожими нa них людьми, как от полной нетерпимости к культурным различиям совершался переход ко все более сложным и толерантным формам взаимодействия [2].

Опыт существования полиэтнических обществ в стрaнaх мирa предлaгaет тaкое рaзвитие нaционaльной политики, которое не требует от нетитульного нaселения вынужденных культурных потерь Ассимиляция) и не способствует обрaзовaнию гетто. В социaльном зaконодaтельстве, школьном обрaзовaнии и СМИ многонaциональных обществ должны подчеркиваться выгоды плюрализма, а представление о непомерно дорогой социaльной и личностной цене этнических предубеждений и дискриминaции должно быть сформировaно у гаждого грaждaнинa. Современное информaционное поле этносa, призвaнное обеспечить стабильность и доверие людей друг к другу, очевидно, имеет явные недостатки, если возможен рaсцвет фaшистской идеологии, кода представители другой культуры воспринимaются aктивно aгрессивно. Особенно актуально это среди детей и подростков, мировоззрение которых не сформировано.

Еще предстоит понять, что обеспечивает полноценный контакт культур, не приводящий к ущербу ни одной из них. Известны некоторые факторы, способствующие тaкому контaкту. ^к погазь^ет мировой

опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности, наряду с тенденцией овладения культурой «титульного» этноса [3].

Миграционный поток должен быть активно «освоен» принимающей стороной. Адаптация социальных институтов к потребностям разных культурных групп, наличие специальных программ, «культурных ассимиляторов», экзаменов по языку и истории страны - вот единственная идеология и политика доминирующего общества, которая даст позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп.

На индивидуальном уровне нетитульное население необходимо информировать о выгодах поддержания своей культуры. Осознание своей этнической принадлежности - мощная психологическая защита, поскольку это межпоколенная группа, устойчивая во времени, для которой характерна стабильность состава, где каждый человек обладает устойчивым этническим статусом и его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

Взаимодействие этнокультурных общин должно способствовать уменьшению стресса, связанного с ассимиляцией. С другой стороны, участие представителей этнических меньшинств в работе государственных институтов в желаемой мере (в сфере образования, службах занятости, сфере законодательства) может уменьшить стрессы сепарации и информировать об опасностях маргинализации.

Важно, что аккультурация означает взаимное приспособление (т.е. интеграцию). В данном случае очевидны уступки с обеих сторон: для доминирующего общества - в изменении школьного образования и государственных служб, а для аккультурирующихся групп - в утрате элементов собственной культуры, которые ценны, но не адаптивны. Очевидные сложности этого взаимного движения навстречу друг другу важнее потерь от вектора, не направленного на интеграцию, в случае сегрегации и маргинализации [6].

Члены полиэтнических обществ должны понимать и принимать выгоды культурного разнообразия, что способствует здоровой конкуренции и повышает способность общества к адаптации. Это значит, что социальной системе, когда она встречается с изменяющимися условиями в результате экологических или политических катаклизмов, становятся доступны альтернативные способы жизни [1]. К указанным целям важно двигаться через изучение психологических отношений к разным этнокультурным группам и через установки на мультикультурализм у граждан полиэтнических обществ.

Общество стоит перед дилеммой: развиваться по принципу общества с открытой позицией или разделяться по признаку этнической и культурной близости-отдаленности. Эти две тенденции важны для успешного развития, а поиск равновесия учит быть гибким и находить новые способы взаимодействия, которые невозможны в ситуации повышенно отрицательного эмоционального фона. Критерием в предпочтении способов такого взаимодействия выступает личность. Государством же должна быть гарантирована возможность полноценного развития каждому гражданину страны, независимо от его этнической и религиозной принадлежности.

В контексте данной темы всё вышесказанное означает, что в процессе обретения человеком новой социальной идентичности, взамен утраченной, его не будут вынуждать отказываться от своей этнической и гражданской принадлежности. Консервация составляющих оптимальной социальной идентичности - это залог этнической толерантности и реальная возможность этнического мира в многонациональном обществе.

Список литературы:

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психоло-гические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

2. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современ-ных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3-13.

3. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / дод ред. Н.М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. С. 271-289.

4. Путин В.В. Россия: национальный вопрос [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html

5. Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимо-действию // Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. С. 55-78.

6. Фрейнкман-Хрусталева Н.С. Эмиграция и эмигранты: история и психология / Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. СПб.: Гос. акад. культуры, 1995. С. 111-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.