Научная статья на тему 'Интегральное взаимодействие субъектов формирования профессиональной компетентности в военном вузе'

Интегральное взаимодействие субъектов формирования профессиональной компетентности в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козачок А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегральное взаимодействие субъектов формирования профессиональной компетентности в военном вузе»

ИНТЕГРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

КОЗАЧОК А.И.

Современные тенденции развития российского военного образования обусловливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в высшей школе: возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении профессионального роста офицера, высшей ценностью становится личность военного профессионала с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних возможностей как обучающихся, так и обучающих, предъявляющей особые требования к обучающимся и преподавателям как основным субъектам процесса формирования профессиональной компетентности в военном вузе.

Однако существующая образовательная среда в вузе не обеспечивает в полной мере решения этих задач: она недостаточно активизирует и использует внутренние ресурсы субъектов образовательной деятельности, их творческий потенциал, не ориентирована на их полноценную самореализацию в учебнопрофессиональной и профессиональной деятельности, не обеспечивает условия для постоянного самосовершенствования как личности курсанта и слушателя, так и педагога. В реальности почти не учитывается аутопедагогическая активность обучающихся как субъектов образовательного процесса в вузе, а вводимые инновации слабо связаны с программой саморазвития преподавателя и его стиля педагогической деятельности. При этом профессионально-педагогическая подготовка преподавателей, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания будущих военных специалистов в рамках традиционной образовательной парадигмы, в новых условиях является малоэффективной, недостаточной для формирования уровня профессиональной компетентности будущих военных специалистов, заданного требованиями ГОС ВПО и ведомственных дополнений.

Кроме того, развернувшееся сегодня обсуждение проблем высшего образования практически не затрагивает их решение в контексте взаимодействия курсантов и преподавателей в их совместном, взаи-мообогащающем профессионально-педагогическом развитии: соответствующие процессы происходят изолированно, спонтанно (а, следовательно, неэффективно), игнорируются индивидуальные траектории и возможности их взаимовлияния, слабо разработаны рефлексивные технологии взаимодействия, способствующие взаимопониманию и сотрудничеству.

Под военным профессионализмом сегодня понимается не столько воспроизведение полученных в вузе знаний и умений в различных условиях обстановки, сколько инициативность, творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию. Таким образом, эффективность будущей профессиональной деятельности выпускника военного вуза зависит от уровня сформированности профессиональной компетентности - готовности к выполнению обязанностей по предназначению, основанной на знаниях и умениях, которые приобретены в процессе обучения и направлены на успешное включение в профессиональную деятельность. С этих позиций преподаватель является ключевой фигурой идущих преобразований в современной высшей военной школе: сегодня необходим преподаватель-профессионал, педагог и ученый, отличающийся способностью к творческой деятельности, педагогическим инновациям, который является не просто носителем совокупности знаний и способов их передачи, но ориентирован на развитие личности курсанта и саморазвитие в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

Противоречия и закономерности интегрального взаимодействия субъектов образовательного процесса в военном вузе целесообразно рассматривать на трех основных стадиях формирования профессиональной компетентности: допрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации, профессионального обучения и воспитания и, наконец, стадия самостоятельной профессиональной деятельности. Несмотря на общность конечной цели - формирование профессионально компетентного специалиста, обозначенные стадии реализуются в рамках разрозненных моделей, что приводит к отсутствию аппарата для описания процесса формирования профессиональной компетентности как на стадии обучения, так и на стадии самостоятельной профессиональной деятельности, а, следовательно существенно осложняет учет специфики профессиональной направленности процесса профессионального развития субъектов образовательного процесса в вузе.

Для устранения обозначенных недостатков автором предложена и апробирована модель формирования профессиональной компетентности будущего военного специалиста в вузе, представленная в виде системы элементов, раскрывающих структуру воинского труда и его отражение в дидактическом материале, а также структурно-функционального состава системы всесторонней подготовки и становления курсанта (слушателя), внутренних и внешних взаимосвязей субъектов формирования профессиональной компетентности, объединенных общей целью. В структуру рассматриваемой модели включены целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты. Осознание субъектами образовательного процесса военного вуза всех деятельностных аспектов на этапах формирования профессиональной компетентности имеет важное значение для успешного ее осуществления, а все компоненты представляются в модели в целостной взаимосвязи. Результативность обозначенной модели обеспечивается комплексом психолого-педагогических условий, способствующих эффективной реализа-

ции процесса формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов в образовательной среде вуза.

Анализ различных аспектов формирования профессиональной компетентности у будущих военных специалистов в условиях вуза позволил сделать вывод, что наряду с важностью использования акмеоло-гического, контекстного и системного подходов, наиболее перспективным является технологический подход к проектированию и реализации процесса обучения, преимуществами которого являются: возможность реализации эффективного субъект-субъектного взаимодействия обучающихся и преподавателей; гарантированная результативность педагогического процесса; целевая направленность на формирование требуемого уровня профессиональной компетентности; системность и целостность, проявляющиеся во взаимосвязанности и взаимообусловленности применения в учебной и методической работе типовых форм, методов, средств и процедур обучения; стандартизация, структурированность и воспроизводимость педагогического процесса и др.

В качестве результата проектирования, конструирования и реализации педагогом технологического подхода объективно можно рассматривать информационную профессионально-ориентированную технологию обучения, под которой предлагается понимать дидактическую систему, представляющую собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационного и технологического блоков, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса. Первый из блоков может быть реализован в учебном процессе военного вуза в рамках дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а второй - через спроектированную и осуществляемую преподавателем информационную технологию обучения, которая формализовано может быть представлена в виде соответствующей технологической карты. Системное использование этих блоков в их взаимосвязи и взаимодействии с учетом технических и человеческих ресурсов позволяет педагогу организовывать активное информационное взаимодействие с обучающимися с целью гарантированного достижения целей обучения.

Обращение к проблеме формирования профессиональной компетентности, обусловленное сменой образовательных парадигм, предполагает признание важной роли в образовательном процессе вуза активно действующей личности как преподавателя, так и курсанта, с их правом на выбор и ответственностью перед российской высшей военной школой. Тем самым, процесс преобразования и усовершенствования современной педагогической системы предполагает поиск новых идей, подходов, технологий, форм и методов организации учебного процесса в вузе с целью профессионального развития субъектов на основе их внутренних мотивов, системы ценностей и профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.